2.5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Басова Юлия Юрьевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Филиал: Крымский юридический институт. Подразделение: кафедра прокурорского надзора и участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе. E-mail: basovbasova@mail.ru
Аннотация
Предмет / тема. Обострение политической ситуации вокруг Российской Федерации, рост чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, постоянное внимание высших должностных лиц к вопросам обеспечения общественной безопасности, необходимость повышения эффективности деятельности государственных органов в данной сфере, необходимость усовершенствования законодательства и теоретического анализа - это лишь неполный перечень аргументов, повышающих интерес к данной теме. В этой связи очень важную роль приобретает теоретический анализ понятия и сущности общественной безопасности. На основе проведенного анализа установлено отсутствие единого подхода к пониманию понятия «общественная безопасность», что в определенной степени может усложнить правоприменительную практику. В исследовании указываются различные научные подходы к определению понятия «общественная безопасность». Аргументируется вывод о том, что общественная безопасность - это достаточное состояние защищенности общественных отношений, которые направлены на обеспечение беспрепятственной реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства, предупреждению, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную угрозу для их существования, и достигается в результате деятельности системы уполномоченных органов государственного управления как общей, так и специальной компетенции, государственными и негосударственными организациями и гражданами.
Цель / задачи. Цель данной статьи заключается в исследовании учебно-методической, научной, справочной литературы относительно определения понятия «общественная безопасность». Установлено, что общественная безопасность является комплексным понятием и включает в себя ряд элементов, в частности: достаточное состояние защищенности, обеспечивается системой уполномоченных органов государственной власти как общей, так и специальной компетенции, регулируется определенной системой норм (как правило, юридическими) и т.д. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать научные подходы к определению понятие «общественная безопасность»; раскрыть признаки понятия общественная безопасность; сформулировать авторское определение понятие «общественная безопасность».
Методология. Для выполнения работы использованы нормативные правовые акты, труды российских и зарубежных авторов. Результаты. С учетом современных социально-политических условий обоснован авторский подход к понятию и содержанию понятия «общественная безопасность».
Выводы / значимость. Теоретическое значение данной работы заключается в том, что в работе усовершенствованы научный подход к пониманию понятия и содержания понятия «общественная безопасность».
Ключевые слова: безопасность, деятельность, государственный орган, орган государственной власти, законодательство, общественная безопасность.
THEORETICAL ASPECTS AND LEGAL APPROACHES TO
THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF PUBLIC SECURITY
Basova Julia Yurievna, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Academy of the Russian Federation Prosecutor General's Office. Branch: Crimean Law Institute. Department: public prosecutor's supervision and the prosecutor's participation in civil, arbitration and administrative proceedings chair. E-mail: basovbasova@mail.ru
Annotation
The subject / topic. The aggravation of the political situation around the Russian Federation, the growth of emergency situations of technogenic and natural character, the constant attention of top officials to the issues of public safety, the need to improve the efficiency of government agencies in this area, the need to improve legislation and theoretical analysis - this is only a partial list of arguments that increase interest in the topic. In this regard, an important role is the theoretical analysis of the concept and essence of public security. Based on the analysis established the absence of a common approach to the understanding of the concept of «public safety», which to some extent may complicate enforcement practice. The study indicated the different scientific approaches to the definition of «public safety». It is argued conclusion that public safety is a sufficient condition of protection of social relationships, which are aimed at ensuring the smooth implementation of the vital interests of the individual, society and the state, the prevention, containment and elimination of conditions and factors that create a potential or actual threat to their existence, and achieved as a result of the system of activities of authorized state bodies of both general and special competence, public and nongovernmental organizations and citizens.
The purpose / goal. The purpose of this article is to study the educational and methodical, scientific, reference literature regarding the definition of «public safety». It was established that public safety is a complex concept and includes a number of elements in particular: adequate state protection, provided by the system of authorized bodies of state power of both general and special jurisdiction is governed by a certain system of rules (usually legal), etc. To achieve this goal it is necessary to solve the following tasks: to analyze scientific approaches to the definition of the concept of «public security»; reveal signs of the concept of public safety; formulate the author's definition of the concept of «public safety».
Methodology. To perform the work used the normative legal acts, the works of Russian and foreign authors. Results. Taking into account the current social and political conditions justified the author's approach to the concept and content of the concept of «public safety».
Conclusions / relevance. The theoretical value of this work lies in the fact that the improved scientific approach to understanding the concepts and content of the concept of «public safety».
Keywords: safety, operations, public body, public authority, legislation, public safety.
После провозглашения независимости и принятия Конституции Российской Федерации особое значение приобретает вопросы обеспечения прав и свобод человека во всех сферах жизнедеятельности государства, в частности: экономической, социально-политической, духовной, информационной, политической и т.д. В то же время, социально-политическая ситуация, сложившаяся в государстве, начиная с 1992 года, характеризуется комплексом сложных, часто противоречивых процессов, тенденций и явлений, среди которых сложное финансово-экономическое положение на рынке товаров и услуг, задержка с выплатой заработной платы в бюджетной сфере, проблемы в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и т.д. Кроме того, постоянный рост количества чрезвычайных ситуаций различного происхождения (возникновение внутренних вооруженных конфликтов в различных регионах государства (Чечне, Дагестане), совершение террористических актов и захват заложников (Якутске, Владимире, Ростове-на-Дону, Буденновске, Кизляре, Москве), наводнения, лесные пожары, техногенные аварии (Нефтегорск, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Чернобыль) также усложняли как политическую, экономическую, криминогенную так и социальную обстановку. Однако, предпринимаемые меры на общегосударственном уровне по предупреждению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций, создание различных комиссий и комитетов по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций не давали желаемых результатов.
Ежегодно регистрируются сотни ситуаций чрезвычайного характера, в результате которых погибают люди. При таких условиях не может идти речь о полном отсутствии случаев возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидации причин и условий, которые обусловливают их возникновения. Следует отметить, что международная практика предупреждения, противодействия, ликвидация последствий различных чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что одной из существенных угроз для современного демократического государства является нарушение прав и свобод физических и юридических лиц.
Разделяя мнение профессора А.М. Бандурки, нужно отметить, что решение «острых» социальных конфликтов, следует искать не в чрезвычайных мерах, применение которых инициируют «отдельные» политические деятели, а в укреплении правовых основ общества, в проведении результативных реформы в различных сферах жизнедеятельности государства [2, с. 13-19].
Сегодня часто звучат критические замечания о том, что государство, как ведущий субъект обеспечения общественной безопасности, защищает несколько абстрактное и неконкретное. Однако эксперты-специалисты это связывают с недостаточным количеством научных исследований данной проблематики. Большинство исследований было проведено в рамках анализа правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности, в которых понятие «общественной безопасности» рассматривалось в рамках широкой правовой проблематики. Разработка
понятийного аппарата, включая научное обоснование и формулировку современно понятия «общественная безопасность», а также разграничение и установление определенных связей с другими подобными правовыми явлениями, имеет большое значение, как для научно-исследовательской деятельности, так и для правоприменительной практики.
Следует отметить, что в условиях перехода страны к принципиально новой концепции безопасности в целом, теоретические исследования данной проблематики приобретают новое теоретическое и практическое значение. Это, прежде всего, связано с существенным изменением, как внутренних, так и внешних условий развития нашего общества и государства в целом.
Значимость сферы общественной безопасности связана с тем, что это правовое явление фокусирует сложные процессы, происходящие в государстве. Существует мнение, что обеспечение национальной безопасности, а в частности общественной, в некотором смысле является условием и одновременно целью реформирования страны [15, с. 23].
Следует обратить внимание на ряд трудностей в определении понятия «общественная безопасность», которое с точки зрения общеметодологического подхода имеет все необходимые признаки сложного, правового феномена. При этом, отражая сложные социальные процессы и явления, «общественная безопасность» объективно имеет конкретно исторический (а потому и динамический) характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество» [5, с. 23-27].
Актуальность научно-практической проблематики в области обеспечения общественной безопасности, как в обычных условиях, так и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций вызвана несколькими причинами, в частности:
- обеспечение общественной безопасности перешло на качественно иной уровень правового регулирования, а именно, вышло из «тисков» ведомственного правового регулирования;
- государственное управление «испытывает потребность» в специальных мерах по обеспечению общественной безопасности, которые позволяют эффективно реализовывать полномочия уполномоченных субъектов обеспечения общественной безопасности, применять ограничительные меры к физическим, и юридическим лица на определенной территории;
- появляется все больше объектов, территорий, предметов, функционирование которых обуславливает потребность в обеспечении надлежащего уровня безопасности, в частности общественной. Обеспечение достаточного уровня общественной безопасности способствует созданию условий для их стабильного функционирования;
- меры, применяемые уполномоченными субъектами по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях являются адекватными административно-правовыми мерами реагирования со стороны государства. Чрезвычайная ситуация всегда сопровождается дестабилизацией общественной жизни, нарушением ее обычного ритма, что в свою очередь и обуславливает необходимость применения указанных мер.
Важно подчеркнуть, что в юридической литературе и в официальных документах понятие «общественная безопасность» применяется с целью характеристики состояния, при котором защищены разнообразные интересы государства, сведена к минимуму вероятность
возникновения опасных реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, а также обеспечивается возможность для эффективного развития личности и общества [11]. Данное общетеоретическое определение отражает управленческие и правовые (административно-правовые, информационно-правовые) аспекты, а обеспечение общественной безопасности связано с разработкой, принятием и реализацией нормативно-правовых актов как гарантий защищенности личности общества и личности в частности, обеспечение их безопасной жизнедеятельности, прав и свобод [17, с. 22].
Переходя к анализу понятия «общественная безопасность», стоит отметить, что сегодня в научных трудах сформировалась большое количество взглядов относительно определения данной правовой категории. Термин «общественная безопасность» достаточно широко используется в различных отраслях научных знаний и практической деятельности органов исполнительной власти, а также правоохранительных органов. Однако, несмотря на распространенное его применения, к сожалению, сегодня нет единого подхода к определению «общественная безопасность». В связи с этим, целесообразно провести комплексный анализ научной литературы, действующего законодательства по вопросам определения содержания понятия «общественная безопасность».
Рассматривая общественную безопасность, Л. Рогозин определяет ее как «систему общественных отношений, формирующихся в соответствии с правовыми нормами, с использованием объектов, представляющих повышенную опасность для общества при наступлении особых условий, в связи со стихийными бедствиями или другими особыми условиями» [16, с. 80].
С.И. Гирько в исследовании «Обеспечение общественной безопасности в системе мер защиты личности, общества и государства: состояние, проблемы, перспективы» указывает, что общественная безопасность как защищенность общества от внутренних и внешних угроз является исключительно важной теоретической и практической проблемой, от решения которой напрямую зависит, в том числе, и определение стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации» [7, с. 8].
Профессор Л.Л. Попов в учебнике «Административное право» отмечает, что общественная безопасность рассматривается как система общественных отношений, возникающих в соответствии с правовыми, техническими и другими видами норм, при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, в случаи возникновения особых условий в связи с возникновением стихийного бедствия или другого чрезвычайного обстоятельства социального или техногенного характера [1, с. 432].
С.В. Степашин в диссертационном исследовании «Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности в Российский Федерации» отмечает, что общественная безопасность - это защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние разногласия, которые меняют свое содержание и направленность под влиянием различных факторов [19, с. 432].
Оригинальную концепцию предложил Б. П. Кондра-шов в диссертационном исследовании «Общественная безопасность и административно-правовые стредства её обеспечения». По его мнению, общественная безопасность представляет собой социально-правовую категорию, сформировавшуюся в результате соблюдения и исполнения норм, систему общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется государством, обществом» [10, с. 248-249]. Однако И.Б. Григорьев, К.А. Григорьева в исследовании «К вопросу о подходах к определению содержания термина «общественная безопасность» в правовой доктрине и отдельных актах концептуального характера, утвержденных указами президента Российской Федерации» ссылаясь на научную позицию В.Лукьянова указывает, что общественная безопасность - это определенные общественные отношения, если речь идет об объекте административного правонарушения. Сами по себе общественные отношения и материальный мир с присущими ему естественными законами образуют реальную действительность, а значит можно говорить о том, что общественная безопасность - это «состояние реальной действительности, исключающее возможность причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу и живой природе, поскольку оно контролируется разумной волей человека, руководствующегося в своих действиях соответствующими правилами и нормами» [8; 12, с. 55-56].
Обогатил доктрину общественной безопасности профессор В.В. Гущин который указывает, что общественная безопасность - это социально-правовое явление, под которым следует понимать совокупность косвенных источников повышенной опасности для общественных отношений, регулируемым системой юридических норм с целью предупреждения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества, государства. Также ученый отмечает, что проблема безопасности становится важнейшим критерием выживания человечества и устойчивого социального развития и именно в современных условиях достаточный уровень безопасности должна является не только интересами государства, но и интересами всего общества. Поэтому приоритетностью безопасности вообще становится защита человека и общества в целом. Именно с этим и должна связываться сущность социальной (общественной) безопасности» [9, с. 7-9, с. 48-49]. Подобную позицию высказывает Б.Т. Хамхоев в исследовании «Проблемы определения общественной безопасности». Автор отмечает, что под общественной безопасностью следует понимать такое качественное состояние общественных отношений, при котором обеспечивается устойчивое существование общества, удовлетворение и реализация необходимых потребностей и интересов его граждан, способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз, прогрессу и развитию. Безопасность общества, общественная безопасность включает в себя безопасность государства и безопасность личности. Кроме того, по мнению Б.Т. Хамхоева общественная безопасность это неотъемлемая часть, охватывающая те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества [21, с. 40-42].
Отдельная группа ученых в содержание понятия «общественная безопасность» определяет все объекты ее защиты, а именно: общественная безопасность
- это совокупность органов и средств, осуществляющих предупреждение и устранение угроз жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде [20, с. 21-23]. Общественная безопасность рассматривается уже не просто как состояние защищенности, но как и неотъемлемый элемент правовой системы общества, в котором функционируют специальные юридические механизмы осуществляющих предупреждение и устранение различных угроз.
К.С. Бельский в лекционном курсе «Полицейское право» отмечает, что общественная безопасность -это обстановка, которая характеризуется отсутствием конфликтов на религиозной, национальной и трудовой основе. В этом аспекте общественная безопасность означает состояние, при котором основным является общественное спокойствие и уверенность граждан в своей защищенности от угроз и действий любого характера, обеспечивается системой правоохранительных, и в первую очередь системой полицейских органов [3, с. 261-266]. По нашему мнению, подобное определение общественной безопасности выглядит вполне органичным, т.к. наличие даже самого «идеального полицейского органа», не гарантирует полного состояния общественного спокойствия.
Представляет научный интерес позиция В.М. Васина. По мнению ученого, общественную безопасность целесообразно определять сразу в нескольких аспектах, а именно: общественная безопасность в управленческом, административно-правовом и информационно-правовом аспектах представляет собой состояние защищенности нормами административного и информационного права четко определенной совокупности общественных отношений, возникающих во время жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов [6, с. 81.]. Однако, в указанном внимании автором не учтены уголовно-правовые нормы, которые также осуществляют правовую охрану общественной безопасности, путем закрепления уголовной ответственности за совершение преступлений в указанной сфере.
Е.Б. Ольховский в диссертационном исследовании «Административно-правовые средства обеспечения общественной безопасности» понятие общественной безопасности рассматривает в широком и узком смысле. По его мнению, общественная безопасность в широком смысле - это комплекс правовых, в том числе и правоохранительных мер, обеспечивающих нормальное функционирование государства, общества, обстановку спокойствия для каждого гражданина. В узком смысле общественная безопасность - это порядок волевых общественных отношений, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей, их общения в общественных местах в соответствии с действующими предписаниями правовых норм и правил и обычаев цивилизованного общества. Ученый считает, что к содержанию общественной безопасности в узком смысле входит комплекс правовых и организационных мер, которые направлены регулирование отношений, касающихся общественной безопасности и практической деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных [13, с. 37].
Без сомнения, данная позиция имеет право на существование. Однако стоит согласиться с профессором А.В. Кузьменко, которая считает, что определение понятия в широком и узком смысле не только усложняет научно-исследовательскую работу в любой сфере, а
также значительно усложняет правоприменительную деятельность. Попытки ученого определить понятие в широком и узком смысле сводимые к прогрессу в науке, а к толерантному отношению к определениям, которые были приведены ранее. Юридическая терминология не должна иметь неоднозначности, а в понятии должно быть четко отражено конкретное правовое явление.
По мнению А.И. Парубова, общественная безопасность - это отношения, которые складываются в обществе и регулируются правовыми и техническими нормами, и направлены на обеспечение безопасности людей, предупреждение опасных угроз для жизни и здоровья людей, на безопасность имущества собственников [14, с. 33].
Сущность изложенного дает основания утверждать, что в современных научных мнениях ученых относительно определения понятия «общественная безопасность» нет единства в определении данного понятия.
Итак, можно сделать вывод, что: во-первых, большинство определений отражают различные ее аспекты и объекты обеспечения и охраны; во-вторых, ученые концентрируют внимание только на одном содержательном аспекте общественной безопасности, а именно: уровне защищенности от различных угроз (социального, техногенного, природного характера и т.д.); в-третьих, некоторые научные отождествляют национальную безопасность и общественную безопасностью.
А. Н. Позднышев общественную безопасность определяет, как состояние и условие жизнедеятельности социальной системы, определяется качеством реализации ее функций, а также как способность социальной системы при наступлении неблагоприятных внешних и внутренних условий сохранять стабильный, устойчивый состояние, характеризующее ее способность решать проблемы обеспечения безопасности общества
[15, с. 34]. Недостатком указанных позиции являются, во-первых данное понятие не отражает ключевой цели обеспечения общественной безопасности, во-вторых, четко не выделяются объекты защиты общественной безопасности, что имеет очень важное значение для четкого определения задач и функций субъектов, ответственные за реализацию государственной политики в данной сфере.
А.И. Сапожников в диссертационном исследовании «Административно-правовой режим общественной безопасности» указывает, что под административно-правовым режимом общественной безопасности следует понимать специальный правовой режим деятельности органов государства, которые используют разрешительные, надзорные и принудительные методы как социально-объективные и правовые меры обеспечения общественной безопасности [18, с. 64, 70-71]. Таким образом, указанный ученый относит данный режим к специальным административно-правовым режимам, а также такие его разновидности: социальную безопасность, безопасность дорожного движения, пожарную, санитарную, техногенной безопасности. Конкретные виды административно-правовых режимов общественной безопасности и границы их реализации устанавливаются с учетом их назначения, состояние обстановки в стране и в отдельном регионе.
Схожую позицию высказывает Н. А. Босхамджиева в диссертационном исследовании «Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации». По мнению учено-
го, общественная безопасность включает в себя следующие институты: институт противодействия терроризму; институт противодействия экстремизму; институт противодействия преступным и иным противоправным посягательствам; институт противодействия коррупции; институт защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; институт противодействия незаконной миграции; институты обеспечения отдельных видов общественной безопасности (пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности); институт развитию международного сотрудничества по вопросам обеспечения общественной безопасности; институт экологической безопасности; институт информационной безопасности; институт продовольственной безопасности [4, с. 55-58].
Проведенный анализ научных позиций относительно определения понятия «общественная безопасность» дает возможность выделить ее признаки.
Во-первых, это достаточное состояние защищенности. Такое положение означает отсутствие реальных или потенциальных опасностей для личности, общества и государства, а также меры, поддерживающие такое состояние, что создает у населения чувство защищенности. Эффективное обеспечение общественной безопасности позволяет реализовывать права граждан, которые определены в действующем законодательстве, особенно личных прав, в условиях безопасности и общественного спокойствия. Иными словами, такая реализация проявляется в том, что граждане в условиях отсутствия угроз любого характера могут реализовывать свое право на жизнь, охрану здоровья, личную неприкосновенность, труд, свободный выбор места жительства, отдых в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Во-вторых, общественная безопасность обеспечивается системой уполномоченных органов государственной власти как общей, так и специальной компетенции, а также негосударственными организациями и гражданами. В соответствии с этим общественная безопасность обеспечивается государством и в случаи возникновения ситуации, которая создает опасность для объектов охраны, государство в лице уполномоченных органов государственной власти должно принять чрезвычайные, исключительные, временные меры с целью ликвидации таких опасностей.
В-третьих, обеспечение общественной безопасности происходит наиболее эффективно при наличии общественного порядка. Проведенный ранее анализ свидетельствует, что без устойчивого общественного порядка невозможно качественное обеспечение общественной безопасности. Поэтому нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, часто термины «общественная безопасность» и «общественный порядок» применяют, как понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В-четвертых, обеспечение общественной безопасности обязательно регулируется определенной системой норм (как правило, юридическими). Данный признак свидетельствует о том, что защита населения от противоправных посягательств, от различных угроз осуществляется на основании норм права. Следует отметить, что нормы права регулируют значительное количество общественных отношений в сфере обеспечения общественной безопасности в чрезвычайных ситуаций, в частности: порядок реализации
прав и свобод человека и гражданина, границы поведения граждан в сфере общественной безопасности, закрепляют временную обязанность физических и юридических лиц совершать определенные действия, направленные на обеспечение общественной безопасности, определяют виды противоправного поведения, то есть только нормы права закрепляют полный перечень деяний, посягающих на общественную безопасность как в обычных условиях жизнедеятельности, так и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
И наконец, наличие общественных отношений, возникающих при реализации жизненно важных интересов личности, общества, государства, к которым относятся социальные блага, конституционный строй, общественный порядок, личная неприкосновенность, собственность и др.
Таким образом, проведенный выше анализ научных позиций относительно понятия «общественная безопасность» и указанные признаки дают основания на определения авторского понятия «общественная безопасность», под которой следует понимать достаточное состояние защищенности общественных отношений, которые направлены на обеспечение беспрепятственной реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства, предупреждению, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную угрозу для их существования, и достигается в результате деятельности системы уполномоченных органов государственного управления как общей, так и специальной компетенции, государственными и негосударственными организациями и гражданами.
Список литературы:
1. Административное право / под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 699 с.
2. Бандурка О. М. Роль адмшютративного законодав-ства у змщненш правопорядку // Проблеми охорони громадського порядку i вдосконалення законодавства: матерiали науково-практичноТ конференцп. Х.: 1994. С. 13-19.
3. Бельский К. С. Полицейское право / под ред. А. В. Куракина. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004. 816 с.
4. Босхамджиева Н. А. Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013. 369 с.
5. Варгузова А. А. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. 184 с.
6. Васин В.Н. Право на общественную безопасность. М.: Иид-во «Щит», 1999. 172 с.
7. Гирько С.И. Обеспечение общественной безопасности в системе мер защиты личности, общества и государства: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. 2009. № 5. С. 8.
8. Григорьев И.Б., Григорьева К.А. К вопросу о подходах к определению содержания термина «общественная безопасность» в правовой доктрине и отдельных актах концептуального характера, утвержденных указами президента российской федерации URL: http://p ravozash itnik.net/ru/2014/4/5.
9. Гущин В. В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Россий-
ской Федерации при чрезвычайных ситуациях: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1998. 449 с.
10. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые стредства её обеспечения: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1998. 302 с.
11. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 года URL: http://kremlin.ru/acts/news/19653.
12. Лукьянов В. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность // Российская юстиция. 2001. №8. С. 55-56.
13. Ольховський G. Б. Адмiнiстративно-правовi засо-би забезпечення громадськоТ безпеки: дис. ... канд. юрид. наук. Х., 2003. 191 с.
14. Парубов А. И. Организационно-правовое обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в региональных подсистемах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 198 с.
15. Позднышев А. Н. Институт государственной службы в сфере обеспечения общественной безопасности (теоретико-методологические проблемы): дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. 402 с.
16. Попов Л.Л. Административное право (вопросы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел). М.: Академия МВД СССР. 1983. 280 с.
17. Радюшин Я. Н. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественной безопасности: дис.
. канд. юрид. наук. М., 2004. 220 с.
18. Сапожников А. И. Административно-правовой режим общественной безопасности: дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. 198 с.
19. Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности в Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 1994. 246 с.
20. Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. № 8. С. 21-23.
21. Хамхоев Б.Т. Проблемы определения общественной безопасности // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 40-42.
Рецензия
на статью кандидата юридических наук, доцента Басовой Юлии Юрьевны «Теоретические аспекты и правовые подходы к определению понятия общественной безопасности»
В современных условиях все большую актуальность получают вопросы повышения эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности, как в обычных условиях, так и в условиях возникновения различных чрезвычайных ситуаций. Особую - как социальную, так и государственную важность имеют направления, связанные с предупреждением и пресечением политического и религиозного экстремизма, этносепа-ратизма и их последствий, социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. Данные ситуации обуславливают возникновение тяжелых экономических, социальных, политических, религиозных и иных последствий в обществе и государстве в целом. К тому же, указанные ситуации усугубляют криминогенную обстановку, представляя для общества и государства повышенную опасность, способствуют падению авторитета органов государственной власти, дезорганизацию работы предприятий, организаций, транспорта. Поэтому рассмотренный Ю.Ю. Басовой вопрос является крайне актуальным как для теории, так и для правоприменительной деятельности.
В статье проведен анализ различных научных подходов к определению понятия «общественная безопасность». Автором установлено, что общественная безопасность является комплексным понятием и является достаточным состоянием защищенности общественных отношений, и этот уровень позволяет беспрепятственно реализовывать жизненно важные интересы личности, общества и государства.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Крымского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент Г.Г. Абасов