Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / инфраструктурные проекты / экономический рост / цифровизация / public-private partnership / infrastructure projects / economic growth / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.А. Митасов, Б.М. Мусаева

Государство, в обязанность которого входит создание условий для экономической эффективности, инициирует инфраструктурные проекты, является гарантом их успешной реализации. Однако сложная иерархическая структура и бюрократизация процессов управления приводит к росту затрат и снижению их эффективности. Поэтому изучение теоретических подходов, практических проблем, особенностей, путей дальнейшего развития ГЧП является актуальным и своевременным. В ходе проведенного исследования дается характеристика институциональных основ реализации механизма государственно-частного партнерства в России, делается анализ состояния механизма ГЧП, выявляются особенности реализации инфраструктурных проектов в разных регионах, выявляются проблемы в функционировании государственно-частного партнерства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П.А. Митасов, Б.М. Мусаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS

The state, whose duty it is to create conditions for economic efficiency, initiates infrastructure projects and is the guarantor of their successful implementation. However, the complex hierarchical structure and bureaucratization of management processes leads to an increase in costs and a decrease in their efficiency. Therefore, the study of theoretical approaches, practical problems, features, ways of further development of PPP is relevant and timely. In the course of the study, a description of the institutional framework for the implementation of the mechanism of public-private partnership in Russia is given, an analysis of the state of the PPP mechanism is made, features of the implementation of infrastructure projects in different regions are identified, problems in the functioning of public-private partnership in Russia are identified.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ»

DOI: 10.24412/2687-0991-2022-9-3-72-75 EDN: NPQHBE

П.А. Митасов - аспирант кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, mitasov96@list.ru,

P.A. Mitasov - graduate student of the department «Management and personnel management», Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel;

Б.М. Мусаева - ст. преподаватель кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, bela_musaeva@mail.ru,

B.M. Musaeva - senior lecturer of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ THEORETICAL ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS

Аннотация. Государство, в обязанность которого входит создание условий для экономической эффективности, инициирует инфраструктурные проекты, является гарантом их успешной реализации. Однако сложная иерархическая структура и бюрократизация процессов управления приводит к росту затрат и снижению их эффективности. Поэтому изучение теоретических подходов, практических проблем, особенностей, путей дальнейшего развития ГЧП является актуальным и своевременным. В ходе проведенного исследования дается характеристика институциональных основ реализации механизма государственно-частного партнерства в России, делается анализ состояния механизма ГЧП, выявляются особенности реализации инфраструктурных проектов в разных регионах, выявляются проблемы в функционировании государственно-частного партнерства в России.

Abstract. The state, whose duty it is to create conditions for economic efficiency, initiates infrastructure projects and is the guarantor of their successful implementation. However, the complex hierarchical structure and bureaucratization of management processes leads to an increase in costs and a decrease in their efficiency. Therefore, the study of theoretical approaches, practical problems, features, ways of further development of PPP is relevant and timely. In the course of the study, a description of the institutional framework for the implementation of the mechanism of public-private partnership in Russia is given, an analysis of the state of the PPP mechanism is made, features of the implementation of infrastructure projects in different regions are identified, problems in the functioning of public-private partnership in Russia are identified.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктурные проекты, экономический рост, цифро-

визация.

Keywords: public-private partnership, infrastructure projects, economic growth, digitalization.

Разрабатываемые в разных странах инфраструктурные проекты с течением времени становятся все грандиознее и значимее. Модернизация уже эксплуатируемых объектов также требует серьезных инвестиций. Одного бюджетного финансирования практически ни в одной стране мира не хватает для решения инфраструктурных проблем. Требуются новые альтернативные источники финансирования. Наряду с бюджетными средствами такими источниками являются средства частного сектора (бизнеса) и домохозяйств.

Привлечение частных источников финансирования начало развиваться уже достаточно давно в виде формирования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Особенно актуально использование ГЧП в масштабных инфраструктурных проектах. Оно набирает все большую популярность, т.к. особенно в кризисных условиях способно обеспечить выполнение крупных государственных производственных и социальных программ, решать проблемы занятости населения, развития отсталых регионов страны, поддержания устойчивого экономического роста.

В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13118 .05.2017 № 208) отмечено, что одной из угроз экономической безопасности России является недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики. При таком подходе развитие механизма ГЧП является инструментом снижения рисков и угроз. Поэтому изучение теоретических подходов, практических проблем, особенностей, путей дальнейшего развития ГЧП является актуальным и своевременным. Серьезный вклад в разработку теоретических и практических аспектов ГЧП внесли как зарубежные, так и отечественные исследователи. Среди российских ученых следует указать Варнавского В.Г., Дерябину М.А., Зимину Т.В., Кабашкина В. А., Катасонова В.Ю., Киварину М.В., Максимова В.В.. Сазонова В.Е., Сосну CA., Старикова Е.Н., Субботину М.А., Трачука С.С, Фиоктистова К.С., Юрьеву Т.В. и др.

Несмотря на значительный объем публикаций по ГЧП, практическая реализация проектов ГЧП не всегда удачна, отсутствует целостный подход к управлению этим механизмом, нормативно-

правовая база не разработана в полном объеме. Поэтому в данном исследовании предприняты усилия по обобщения имеющихся теоретических подходов, анализу практики развития ГЧП в России и ее регионах, выявлению имеющихся проблем и определению направлений дальнейшего развития механизма ГЧП.

Целью исследования является анализ теоретических подходов к функционированию механизма государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов развития страны и ее регионов.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: 1. Обобщение теоретических подходов к пониманию феномена государственно-частного партнерства. 2. Выявление особенностей управления инфраструктурными проектами. 3. Анализ институциональных основ функционирования государственно-частного партнерства в России.

Объектом исследования выступает государственно-частное партнерство как сложный и многоаспектный механизм эффективного взаимодействия публичной власти и частного сектора с целью реализации инфраструктурных проектов. Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих в процессе реализации механизма ГЧП.

В экономической литературе термин «инфраструктура», по мнению ряда западных исследователей (А. Янгсона, П. Самуэльсона и др.), стал использоваться с 40-х годов ХХ века. Его ввели в оборот Х. Зингер и П. Розенштейн-Родан, при этом последний включал в инфраструктуру базовые отрасли экономики (энергетика, транспорт, связь).

В отечественной научной литературе термин «инфраструктура» также стал использоваться в первой половине ХХ века, подразумевая совокупность отраслей, обеспечивающих предпосылки для создания материальных условий расширенного общественного производства [1]. Такого подхода придерживаются А.Ю. Шарипов и И.Ф. Чернявский. Подход к инфраструктуре как совокупности сооружений, зданий и систем указывает на ее важность в плане территориального развития, территориальной организации общества. Большая часть исследователей основным признаком инфраструктуры считает ее роль в создании предпосылок воспроизводственного процесса, общих условий прогресса общественного производства. Исследователи Р. Иохимсен, А. Пизенти определяют инфраструктуру как совокупность условий, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обеспечить полную интеграцию и возможно самый высокий уровень хозяйственной деятельности». Инфраструктура формирует «каркас» экономики, на котором в дальнейшем строятся все отрасли народного хозяйства. Она включает в себя объекты как материальной, так и нематериальной сферы национального хозяйства и обеспечивает условия экономического роста.

Для осуществления нормального функционирования экономики инфраструктура должна соответствовать объемам хозяйственной деятельности и потребностям населения. Опережающие темпы ее развития позволяют поддерживать поступательный экономический рост. Отставание в развитии инфраструктура приводит к снижению производительности труда, росту издержек, социальной напряженности, сдерживанию экономического роста [3].

По мере развития общества спрос на объекты инфраструктуры растет, требуется все больше инвестиций в их развитие, что заставляет государство искать дополнительные средства для создания, расширения и модернизации инфраструктурных объектов, используя внебюджетные источники. Это способствует развитию более тесного взаимодействия государства и бизнеса.

Бизнес обладает значительными финансовыми ресурсами, возможностью их быстрой мобилизации. В то же время для него характерна ограниченная социальная ответственность и незаинтересованность в предоставлении общественных благ. Но нацеленность на получение прибыли и наличие на рынке конкурентов заставляет его постоянно оптимизировать бизнес-процессы, внедрять новые технологии, экономить на издержках, что повышает эффективность реализуемых бизнесом проектов [2].

На основе достижения взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса можно преодолеть появляющиеся между публичным и частным партнерами противоречия при реализации инфраструктурных проектов. Осуществление современных инфраструктурных проектов предполагает использование новых, ресурсосберегающих технологий, позволяющих повышать качество и конкурентоспособность продукции. Основное внимание во всех странах обращается на реализацию инфраструктурных проектов в транспортной сфере; строительстве, ЖКХ; энергосбережении и энергоэффективности; образовании и здравоохранении. Проекты в этих сферах определяют развитие и совершенствование экономики страны и регионов в долгосрочной перспективе. К особенностям инфраструктурных проектов можно отнести:

- масштабность;

- широту границ;

- длительный период окупаемости;

- высокую капиталоемкость;

- большое число участников;

- обязательное регулирующее участие государства и деятельность бизнеса в качестве основной движущей силы проекта [4].

Процесс управления такими проектами предполагает реализацию ряда этапов: инициация, подготовка, первичный отбор, структурирование, оценка проекта, проведение конкурсных процедур, мониторинг и контроль реализации проекта. Причем инициатором проекта может выступать как публичная, так и частная сторона.

Современный рынок ГЧП разных регионов мира представлен совместными проектами реконструкции, нового строительства и рефинансирования. В Европе и Северной Америке преобладают проекты реконструкции на основе ГЧП. В Азии, Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке -проекты нового строительства, в Австралии - рефинансирование существующих проектов. Основу успешной реализации проектов ГЧП составляет их организационный механизм. Он включает в себя: организацию взаимодействия участников проектов ГЧП; распределение функций и полномочий между ними при подготовке и реализации проектов; описание этапов жизненного цикла проекта; процедуры его мониторинга и реализации. При осуществлении проектов муниципально-частного партнерства требуется вовлечение в их реализацию органов местного самоуправления для решения вопросов использования ресурсов территории. К реализации ГЧП могут привлекаться общественные организации из-за высокой общественной и социальной значимости проектов. Для поддержки инвестиционной деятельности на местах созданы институты развития, часть средств которых используется для финансирования проектов ГЧП. Нормативно-правовая база, организационный механизм реализации проектов, т.е. институциональные основания ГЧП формируют так называемую сферу ГЧП в конкретном субъекте РФ [6].

Термин «государственно-частное партнерство» - это перевод англоязычных слов «Public Private Partnership» (РРР). Именно Великобритания считается страной, которая одной из первых приступила к созданию институциональных основ ГЧП в 90-е годы XX века. В научной литературе представлено большое количество определений ГЧП. Среди зарубежных исследователей следует отметить вклад в развитие теории ГЧП таких ученых как Э. Аткинсон, Дж. Делмон, Э. Р. Йескомб, В. Кат-тари, В.В. Кнаус, М.К. Льюис, Ф. Марина, Г. Таллок, Э. Фаркухарсон др.

Сложившийся механизм государственно-частного партнерства является отражением многолетнего практического опыта сотрудничества публичной и частной стороны. Государственно-частное партнерство, несмотря на отсутствие устоявшегося универсального подхода к его пониманию, набирает все большую популярность в мире. В качестве целевых показателей развития той или иной отрасли или сферы деятельности ГЧП могут применяться такие индикаторы как объем инвестиций в основной капитал, объем отгруженных товаров, работ, услуг собственного производства, количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, производительность труда, объем ввода в эксплуатацию нового оборудования, среднемесячная зарплата работников и т.д [5]. К приоритетным инфраструктурным проектам РФ относятся проекты в транспортной сфере, энергетике, коммунальной, телекоммуникационной и социальной сферах. В условиях текущего кризиса именно такие проекты дают надежду на экономический рост, т.к. могут создавать рабочие места и стимулировать развитие других отраслей. Исторический опыт показал, что в период Великой депрессии ситуацию спасла масштабная программа по строительству дорог. По мнению экспертов, именно в кризисный период хорошо начинать глобальные проекты. Например, идея строительства Крымского моста родилась весной кризисного 2014 года, хотя реализована была позже.

Источники:

1. Головина Т. А. Методика реализации процедур управленческого контроля в условиях экономической неопределенности / Т. А. Головина // Финансы и кредит. - 2010. - № 30(414). - С. 50-56.

2. Еремина И. А. Построение матрицы корреляционной зависимости показателей некоммерческой сферы для формирования комплексных публичных проектов / И. А. Еремина // Статистический анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, Брянск, 07-08 апреля 2022 года. - Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Брянский государственный инженерно-технологический университет", 2022. - С. 82-85

3. Еремина И. А. Инструментарий определения специализации проектной деятельности региона в производственной сфере / И. А. Еремина, А. В. Полянин // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2022. - Т. 10. - № 1(56). - С. 34-56. - DOI 10.34220/2308-8877-2022-10-1-34-56.

4. Митасов П. А. Перспективы развития форм государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства через корпоративную социальную ответственность / П. А. Митасов, И. А. Еремина // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления: Материалы всероссийской очной научно-практической конференции, Орёл, 03 декабря 2021 года. - Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. - С. 226-234.

5. Родионов Д. Г. Влияние инфраструктурной компоненты на развитие региональной социально-экономической системы / Д. Г. Родионов // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году науки и технологий в России, Брянск, 25 ноября 2021 года. - Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Брянский государственный инженерно-технологический университет", 2021. - С. 527-536.

6. Сахарова С.М. Стратегическое государственное планирование развития территории Арктической зоны на основе системы сбалансированных показателей // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - №6 (16) с. 209-223.

7. Репичев, А. И. Организационно-управленческие механизмы государственно-частного партнерства для развития опорной инфраструктуры в Арктической зоне / А. И. Репичев, С. М. Сахарова // Естественно -гуманитарные исследования. - 2021. - № 37(5). - С. 242-249.

8. Zaytsev A. Evaluating rental factors of innovation sustainability in russian regions using index methods / A. Zaytsev, S. Ta-lerchik, N. Dmitriev // Montenegrin Journal of Economics. - 2021. - Vol. 17. - No 2. - P. 93-103. - DOI 10.14254/18005845/2021.17-2.8.

References:

1. Golovina T. A. Methods of implementation of management control procedures in conditions of economic uncertainty / T. A. Golovina // Finance and credit. - 2010. - No. 30 (414). - P. 50-56.

2. Eremina I. A. Building a matrix of correlation dependence of indicators of the non-profit sphere for the formation of complex public projects / I. A. Eremina // Statistical analysis of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation: Collection of scientific papers based on the materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Bryansk, April 07-08, 2022. - Bryansk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bryansk State Engineering and Technology University", 2022. - P. 82-85

3. Eremina I. A. Tools for determining the specialization of the project activity of the region in the manufacturing sector / I. A. Eremina, A. V. Polyanin // Actual directions of scientific research of the XXI century: theory and practice. - 2022. - T. 10. - No. 1 (56). - S. 34-56. - DOI 10.34220/2308-8877-2022-10-1-34-56.

4. Mitasov P. A. Prospects for the development of forms of public-private partnership in the field of housing and communal services through corporate social responsibility / P. A. Mitasov, I. A. Eremina // Modern trends in the development of management and public administration: Materials of the All-Russian full-time scientific -practical conference, Oryol, December 03, 2021. - Orel: Central Russian Institute of Management - branch of the RANEPA, 2021. - P. 226-234.

5. Rodionov D. G. Influence of the infrastructure component on the development of the regional socio-economic system / D. G. Rodionov // Digital region: experience, competencies, projects: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference dedicated to the Year of Science and Technology in Russia, Bryansk, November 25, 2021. - Bryansk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bryansk State Engineering and Technology University", 2021. - P. 527-536.

6. Sakharova S.M. Strategic state planning for the development of the Arctic zone on the basis of a balanced scorecard // Srednerussky Vestnik of Social Sciences - 2021. - №6 (16) с. 209-223.

7. Repichev, A. I. Organizational and managerial mechanisms of public-private partnership for the development of supporting infrastructure in the Arctic zone / A. I. Repichev, S. M. Sakharova // Natural Humanitarian Research. - 2021. - No. 37(5). -S. 242-249.

8. Zaytsev A. Evaluating rental factors of innovation sustainability in russian regions using index methods / A. Zaytsev, S. Ta-lerchik, N. Dmitriev // Montenegrin Journal of Economics. - 2021. - Vol. 17. - No 2. - P. 93-103. - DOI 10.14254/18005845/2021.17-2.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.