Теоретические аспекты формирования стратегии развития и направления модернизации управления предприятием. Theoretical aspects of formation of strategy of development and direction of modernization of business management.
Тогузаев Тахир Хаятович
заведующий кафедрой «Экономика» Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета имени В.М. Кокова, доктор экономических наук [email protected] Пшигаушева Марьяна Артуровна соискатель кафедры «Экономика» Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета имени В.М. Кокова maryna.pshigausheva@mail. ru
Аннотация: в работе проанализированы различные трактовки сущности стратегии развития с целью выявления подходов к раскрытию его содержания, уточнены недостатки существующих определений и четко разделены определения стратегии и стратегического развития. Конкретизировав данные понятие дали собственное определение стратегии. Обобщили различные подходы к построению иерархии целей и подходы к построению процесса стратегического развития, определили его важнейшие задачи. Обосновано сущность стратегии модернизации и модернизации стратегии, каковы отличительные особенности между ними. В данной работе представлены две авторские модели.
Ключевые слова: миссия; модернизация; модернизация стратегии; стратегия; стратегия модернизации; стратегия развития; цель.
Abstract: this paper analyzes the different interpretations of the essence of
strategy development to identify approaches to the disclosure of its contents,
1
specified the shortcomings of the existing definitions and a clear separation between the definition of a strategy and strategic development. Specifying data notion gave his own definition of strategy. Generalized different approaches to building a hierarchy of objectives and approaches to building a process of strategic development, defined its main goals. Justified essence of the strategy of modernization and modernization strategy, what are the distinctive features between them. In this work, we present two original models.
Keywords: mission; modernization; modernization strategy; strategy; the strategy of modernization; development strategy; objective.
Сегодня в промышленности возникла новая управленческая реальность. Она выражена в изменении предмета управления. В качестве предмета управления выступает система взаимосвязанных организационных, научно - технических, экономических, модернизационных управленческих механизмов, в которых предприятия выступают самостоятельными субъектами. В конечном итоге акцент в понимании предмета управления предприятием смешивается с элементом отраслевого взаимодействия -предприятия - на само отраслевое взаимодействие, в данном случае для стратегической модернизации. Такая постановка данной проблемы требует формирование практической стратегии модернизации и модернизации стратегии.
В процессе изменения общей экономической ситуации генезис процессов стратегической модернизации в экономике выражается в появлении новых экономико-технологических парадигм и технологий. Инновация является выбором системы стратегической модернизации и ведет к преодолению хаоса, созданного кризисными изменениями. Данный выбор альтернативы развития выступает начальным этом процесса стратегической модернизации. Развитие процессов стратегической модернизации и модернизации стратегии должно привести к стабилизации экономики, ее устойчивому функционированию.
В силу того, что концепты управления и модернизационного управленческого подхода констатируются как базовые, необходимо позиционировать модернизацию как управленческий механизм с точки зрения ее места в экономике. Можно выделить концептуальные аспекты модернизационного управленческого подхода, основанные на ценностной рациональности, которые рассматривают управление как систему ценностей, связанных с представлением об управлении как способе модернизации рациональностей, как форме стратегической модернизации, факторе сохранения целостного экономического технологического пространства. Модернизация представляется как продуктивное средство разрешения сложных управленческих ситуаций в экономике, логическое следствие многообразных управленческих ситуаций.
По нашему мнению, в числе приоритетных задач модернизации необходимо выделить следующие аспекты: «обеспечение высокого качественного уровня стратегического развития как условие воспроизводства научно - технического и производственного потенциала предприятия; развитие соответствующей инфраструктуры, отвечающей потребностям формирования модернизационной экономики; формирование общих компетенций, которые обеспечат успешность деятельности в секторе модернизационной экономики».
В результате теоретических дискуссий и проявления влияния глобального экономического кризиса понимание важности задач формирование механизмов стратегической модернизации предприятий значительно возросло. В настоящее время объективная тенденция глобализации в сфере производства и реализации превратилось в одну из ключевых этапов развития рынка инноваций, что в условиях глобального экономического кризиса определяет потребности в стратегии модернизации, в том числе и модернизации стратегии.
Модернизация - обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Модернизация стратегий управления компанией (выступает объектом управления) - обновление системного плана развития, приведение, доведение, изменение, существующей стратегий, развитие в соответствии с новыми требованиями, нормами и условиями, диктующими внешнее окружение. В основном модернизируется процесс управления, идет процесс перехода к модерному типу управления.
Стратегия модернизации производства (выступает субъектом управления) - тут модернизируется не процесс управления, а технологию организации производственного процесса. Модернизируются машины, оборудования. Идет процесс перехода к модерному типу производства.
Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.
Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарно-денежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало научно-технической революции и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.
Несмотря на то, что общее содержание стратегии понимается более или менее сходным образом, необходимо дать по возможности однозначное и инструментальное в данном контексте определение стратегии. Соответственно термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при условии их реализации) долговременные и неотвратимые последствия. [4]
Таким образом, в качестве отличительного признака стратегичности решений используются две характеристики - необратимость и долгосрочность последствий. Это означает, что реализация стратегических решений меняет потенциал предприятия, и возврат к предыдущему состоянию объекта управления если и возможен, то требует больших затрат времени, ресурсов или усилий. Очевидно, решения такого рода принимаются рано или поздно на любом предприятии, даже там, где не используется само понятие стратегии.
В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия. Таким образом, стратегические решения существовали всегда, хотя необходимость их подготовки и принятия на уровне предприятия в условиях централизованного управления была ограниченной.
В современной российской экономике выдвинута новая концепция долгосрочной стратегии, ориентированной на технологический прорыв в ключевых областях и переход к инновационному пути развития экономики.
Другие варианты развития неизбежно приведут к отставанию от мирового уровня, снижению уровня жизни, росту бедности и кризису.
Мировой опыт и исследования специалистов показывают, что главным средством, определяющим результаты и эффективность любой организации, а в конечном итоге, страны и общества в целом является разработка и внедрение успешной стратегии.
Существуют различные варианты определения «стратегии», в которых большинство авторов определяют специфические черты.
В данном аспекте И. Ансофф после начального определения стратегии давал пояснения, вводя в оборот ряд терминов, таких как организационная концепция, задания, ориентиры (цели) и ряд других.
И. Ансофф поясняет, что стратегия чаще всего не может быть выражена явно. «Стратегии в большинстве случаев отчетливо видны, обычно стараются их не обнаруживать. Они существуют либо как идеи, не подлежащие огласке, и известны лишь узкому кругу руководителей фирмы, либо как размытое представление об общей цели фирмы, разделяемое всеми, но, как правило, далекое от четкой формулировки». Но, правда, следом И. Ансофф отмечает, что в последнее время появляется все больше сторонников придуманной и корректно сформулированной стратегии: «Это хорошо в быстро меняющихся условиях, когда времени на адаптацию мало, концентрация усилий всех сотрудников необходима». И. Ансофф указывает, что «наиболее комплексный подход к проблеме обеспечивает стратегическое управление, которое получает распространение в настоящее время. Оно включает две взаимодополняющие системы: анализ и выбор стратегических позиций и управления в реальном масштабе времени системы».[1]
В целом в определениях сущности стратегического развития подчеркивается необходимость разработки и реализации стратегии на основе постановки стратегических целей, решения ряда задач распределения ресурсов.
В данном контексте нам ближе позиция В.С. Катькало, который обращает внимание, что данная классификация охватывает лишь определения, предложенные на ранних этапах развития теории стратегического управления, либо ориентированные на его трактовку как процесса. Ошибкой многих исследователей теории стратегического управления являлось ограниченность взглядов в рамках исследований, что приводило к узкой трактовке предлагаемых понятий.
В.С. Катькало обобщивший существующие определения стратегического управления, дает собственное определение стратегии развития как проактивный стиль управления, основанный на видении будущего образа фирмы и на ее динамических организационных способностях к обновлению, с учетом изменений внешней среды, своей бизнес модели, обеспечивающей присвоение недоступных конкурентам экономических выгод (рент)». [2]
Обобщив и проанализировав представленные выше определения понятия стратегического развития мы хотим конкретизировать данный термин и дать собственное понимание: «Стратегическое развитие - своего рода механизм, действующая как органическая система, являющаяся конечным результатом научно обоснованного синтеза процессов, целого комплекса стратегических исследований, прогнозирования, планирования, достижения стратегических целей и задач действующей фирмы, первостепенной задачей которой является обеспечение на долгосрочную перспективу эффективное функционирование, высокие конкурентные преимущества всей системы в целом на основе анализа существующих подсистем, оптимальное и наиболее эффективное использование потенциала фирмы, выявление предстоящих потерь, своевременная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, мотивация персонала, освоение достижений НТП, внедрения инноваций, сохранение и наращивание устойчивых конкурентных преимуществ».
В данном определении мы постарались уточнить недостатки существующих определений понятия стратегического развития и четко разделить определение стратегии и стратегического развития. Одним из существенных недостатков в теории и практике стратегического развития является использование понятий стратегического менеджмента, стратегического планирования и стратегического маркетинга как взаимозаменяемые.
В экономической литературе стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации. Цели вынесены на более низкий уровень обобщения, поскольку формулировка цели должна обладать достаточной степенью конкретности, для того чтобы можно было говорить о степени реализации той или иной цели. В частности, для этого желательно, чтобы описание цели включало в себя некоторые значения показателей, измеряемых в более или менее содержательных шкалах -количественной, разностной или шкале отношений. Исходя из этих посылок, цепочка типовых элементов целевой сферы выглядит так: «миссия -стратегия - цели - задачи». Встречается и несколько иное представление структуры целевого пространства, в котором стратегия и цели меняются местами: «миссия - цели - стратегия - задачи». [3] Здесь стратегия рассматривается преимущественно как способ реализации целей.
Таким образом, для процесса целеполагания на предприятии миссия является как наиболее общая характеристика, которая в общем случае поглощает в себя цели его развития.
Миссия предприятия - совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.
Миссия предприятия существует независимо от того, сформулирована она или нет. Несмотря на общность формулировки миссии, она может изменяться по мере эволюции самого предприятия или условий его функционирования.
Обобщив различные подходы к построению моделей процесса стратегического развития, и данные ими научные определения мы попробовали дать собственное определение и определить важнейшие задачи стратегического развития, выстроить собственный алгоритм, который представлен в виде следующей схемы:
Схема 1. Модель процесса стратегического развития предприятия
Миссия должна быть установлена исходя из внутреннего потенциала компании, отвечающая современным требованиям рынка, отрасли, экономики в целом, учитывающая возможные изменения на долгосрочную перспективу, в конечном счете, практически реализована. Она своего рода система, содержащая в себе механизм реализации целей из которых вытекают задачи для реализации соответствующей ей стратегии.
В основе понятия «цель» лежит желаемый результат, к которой стремится любая органическая система. На практике довольно часто смешивают данное понятие с понятиями действия компании, направления развития, например, цель «расширить рынки сбыта» или «снизить издержки производства и тем самым увеличить прибыль».
Цель - это, прежде всего желаемый результат к которой стремится компания. Если цель сформулировать размыто или неоднозначно, то ее планирование, а в последующем и контроль будут очень не эффективны. Не следует формулировать ее обобщенно, а следует формулировать в виде четких, целевых ориентиров. Цели компании должны образовывать единый
комплекс, в которых координируются и связываются наиболее важные направления развития и приоритетные задачи.
Существуют различные виды целей и для каждой компании она индивидуальна. При его разработке необходимо руководствоваться анализом внешней среды и внутренними возможностями. Построение комплекса целей и установление соответствующих задач завершатся на этапе стратегических мероприятий.
Схема 2. Структура комплекса стратегических целей предприятия
Существуют различные подходы к построению иерархии целей и их описанию. На высшем уровне целей компании находится концепция развития, выражаемая в виде миссии, которая определяет главное предназначение организации, стратегические намерения, философию, перспективы, ключевые ценности, главные направления развития, стратегические приоритеты.
По нашему мнению стратегия компании должна отвечать следующим вопросам:
- каких вершин должна достичь фирма после реализации соответствующей стратегии, приоритетные ценности, философия компании, в чем она заключается, насколько эффективна имеющаяся стратегия на данный момент следует ли ее совершенствовать видоизменять, когда? насколько часто? почему и для чего?
- какой вид деятельности осуществляет в рамках, какой организационной структуры, какие виды товаров будет производить или оказание, каких услуг будет осуществлять, на какой рыночный сегмент будет ориентирован, а также выявление скрытых резервов развития, каковы имеющиеся потенциальные возможности?
Стратегия компании требует разработки новой концепции разрешения проблем стоящих перед компанией, научно обоснованное проектирование эффективных, следовательно, экономичных, гибких систем планирования, создания, осуществления, ведения, контроля, реализации стратегии, выбор главных направлений стратегического планирования. Стратегия - это всегда ориентация компании на перспективу, представляет собой своего рода формулу по достижению главных целей развития и мероприятия по их реализации.
В сложных условиях глобализации мировой экономики и вступления России в ВТО переход к стратегиям роста конкурентоспособности компаний является основой их выживания и успешного развития. Построение стратегии - это сложный процесс, который часто ошибочно сводят к набору
мероприятий, между которыми нет связей или к общим описаниям желаемых результатов, которые ничем не обеспечены.
Представленный обзор научной литературы позволяет сделать вывод о сложности анализируемого явления. Среди авторов существуют определенные разногласия в трактуемом ими понятии "стратегия". В большинстве своем они не принципиальны. Приведенные различия в трактовках исследуемой категории непосредственно вызваны желанием того или иного автора конкретизировать понятие «стратегия». Многочисленные дополнения не искажают, а наоборот, наполняют его содержанием.
В рамках стратегических перспектив важным условием управленческой деятельности является распределение ограниченных ресурсов между основными подразделениями предприятия. Стратегия определяет приоритеты в сферах бизнеса, в рынках сбыта, а также в обслуживаемых предприятием группах потребителей.
Таким образом, стратегия предприятия нами понимается как совокупность взаимодействующих элементов организации, направленных на оптимизацию средств производства и управленческих решений, способствующих достижению конкретных целей и задач. Мы не подчеркиваем долгосрочный аспект стратегии реализации целей, так как в условиях изменчивости конъюнктуры рынка стратегическому планированию на уровне предприятия свойствен краткосрочный характер.
Выработка стратегии долгосрочного планирования предприятия малого бизнеса в условиях изменчивости экономической конъюнктуры рынка обычно не несет ему никакой непосредственной выгоды. Тем более, что она дорого обходится предприятию, как в финансовом плане, так и в затратах труда.
Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации направлений деятельности, рыночную стратегию предприятий необходимо ориентировать на поддержание конкурентного преимущества хозяйствующих субъектов, предотвращение банкротства, обеспечение их динамичного развития.
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
2. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления- 2-е изд.
- СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.-Петерб.
гос. Ун-та, 2008.
3. Тогузаев Т.Х. Построение древа стратегических целей развития предприятий и разработка программ их реализации // Российский научный журнал «Экономика и управление». - 2010. - № 5 (55).
4. Тогузаев Т.Х. Научные аспекты понятия стратегия развития предприятия // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики.- 2009. - № 2.
The list of the used literature
1. Ansoff I. New corporate strategy. SPb.: St. Petersburg, 1999.
2. Katkalo V. S. Evolution of the theory of strategic management - the 2nd prod. - SPb.: Publishing house "Higher school of management"; Izdat. The house C. - Peterb. the state. Un-ta, 2008.
3. Toguzayev T.Kh. Creation of a tree of strategic objectives of development of the enterprises and development of programs of their realization // Russian scientific magazine "Economy and Management". - 2010. - №. 5 (55).
4. Toguzayev T.Kh. Scientific aspects of concept strategy of development of the enterprise // Scientific notes of the St. Petersburg academy of management and economy. - 2009. - №. 2.