Научная статья на тему 'Стратегическое управление модернизацией предприятий нефтегазового машиностроения'

Стратегическое управление модернизацией предприятий нефтегазового машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ / UPDATING / MODEL OF UPDATING STRATEGY / IMPLEMENTING OF THE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсянкина Наталья Викторовна

Рассмотрены подходы к определению модернизации, предложена модель стратегического управления модернизацией предприятий, определены проблемы и ключевые инструменты реализации стратегии модернизации организаций нефтегазового машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL AND GAS ENGINEERING: UPDATING STRATEGY

There are approaches to definition of modernization, the model of strategic management of organization modernization is given, problems and key instruments of strategy realization of modernization of oil industry engineering enterprises are defined.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление модернизацией предприятий нефтегазового машиностроения»

УДК 334.027

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

OIL AND GAS ENGINEERING: UPDATING STRATEGY

Н.В. Овсянкина N.V. Ovsyankina

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Рассмотрены подходы к определению модернизации, предложена модель стратегического управления модернизацией предприятий, определены проблемы и ключевые инструменты реализации стратегии модернизации организаций нефтегазового машиностроения.

There are approaches to definition of modernization, the model of strategic management of organization modernization is given, problems and key instruments of strategy realization of modernization of oil industry engineering enterprises are defined.

Ключевые слова: модернизация, модель стратегического управления модернизацией, реализация стратегии модернизации.

Key words: updating, model of updating strategy, implementing of the strategy.

Проблема обеспечения устойчивого развития экономической системы России в кризисный период стала актуальной и обнажила потребность в ее трансформации путем применения модернизационных механизмов инновационного типа. Возникла задача определения наиболее перспективных направлений изменения отечественной промышленности, требующих внедрения в ее деятельность высокотехнологичного производства. В контексте данной потребности многие специалисты говорят о необходимости ухода от моносырьевой ориентации российской экономики путем отказа от динамичного целенаправленного развития топливноэнергетического комплекса государства. Однако роль данной сферы деятельности в финансовом обеспечении функционирования России определена не только политикой правительства, но и значительным ресурсным потенциалом страны. Вследствие этого она должна стать источником средств для реформирования реального сектора экономики страны, что определяет потребность ее обеспечения высокотехнологичным оборудованием отечественного производства. Таким образом, роль нефтегазового машиностроения в системе модернизации экономики РФ является достаточно весомой и требует определения направлений его совершенствования.

Осознание проблемных аспектов развития отечественного нефтяного машиностроения невозможно без понимания сущности понятия

«модернизация». Его теоретическое осмысление наблюдается в исследованиях, относящихся к различным научным срезам. В период зарождения модернизационной парадигмы в 5060-е гг. ХХ в. данное явление рассматривалось как макроэкономическое и носило межотраслевой характер, его изучение происходило с позиции не только экономики, но и политологии, социологии, культуры, религии. Проведенный автором анализ научных работ И.В. Марковой, С. А. Ермахановой, И.В. Побережникова, посвященных генезису данного процесса, позволяет выделить следующие подходы к его осмыслению [1-3]:

1. Классический (50-е - начало 80-х гг. ХХ в.) - предполагает рассмотрение модернизации как главного фактора, позволяющего обеспечить индустриальный рост страны за счет увеличения объема производства. Его основой является линейная модель развития общества, которая построена на резком противопоставлении его традиционного и современного состояния. Приверженцами данного подхода являются У. Беком, М. Вебер, Э. Гидденс, А. Тоффлер, В. Цапф, Э. Дюркгейм, П. Штомпка [2].

Экономическая сущность «модернизации» подчеркнута в трудах М. Вебера, выделяющего стремление хозяйствующих субъектов к максимизации прибыли как основного фактора прогресса общества. Той же точки зрения придерживается Э. Дюркгейм, выделяя в качестве

© Н.В. Овсянкина, 2011

основы модернизации социума общественное разделение труда, которое определяет его дифференциацию. В свою очередь У. Блэком говорит о необходимости как экономической, так и социальной трансформации, обеспечивающей развитие государства через изменение политических основ его функционирования [1] .

2. Неомодернизационный (80-е гг. ХХ в.) -построен на многовариантности развития общества и оценке традиций при формировании процесса модернизации, обеспечивающего качественный промышленный рост за счет внедрения прогрессивных технологий, изменения стандартов потребления, ценностных ориентиров. В качестве его представителей выступают А. Абдель-Малек, З. Бауман, У. Бек, Л. Кейун, М. Леви, С. Лэш, Г. Мордаль, А. Турен [3].

3. Постмодерновый (конец 80-х гг. ХХ в.) - отрицает наличие единой модели развития общества и рассматривает в качестве основного пути развития государства национальную модернизацию, обеспечивающую инновационный рост с помощью интеграции и транснационализации общества. Его основы заложены в работах Р. Инглхарта, В. Хороса, В.Г. Федотовой и др. [3].

В частности, в работах В.Г. Федотовой модернизация определяется как переход традиционного социума к современному, ориентированному на инновации во всех сферах его проявления, преимущественную ориентацию на инструментальные ценности, массовое образование и т. д. В этом же контексте изложены работы Р. Инглхарта, который выделяет в качестве основных мобилизационных императивов общества индустриализацию, урбанизацию, рост профессиональной специализации и повышение уровней формального образования, считая, что модернизация является фундаментом инновационного пути развития государства [2].

Совершенствование деятельности любого объекта можно рассматривать сквозь призму модернизационной парадигмы, которая предполагает поступательное изменение посредством перехода от имитационной модели функционирования к инновационной, учитывающей особенности (традиции) взаимодействия его составляющих. Таким образом, автор предполагает рассмотрение модернизации экономики страны как процесса, предусматривающего обновление системы взаимодействия его субъектов как на макро-, так и микроуровне, позволяющему ей перейти на новый инновационный этап развития. Россия стоит на пути постмодерни-зационной модели функционирования, которая не возможна без соответствующего формирования машиностроительного комплекса.

Динамичная внешняя среда функционирования предприятий, специализирующихся на производстве нефтегазового оборудования, и тенденции развития отечественной экономики определяют потребность в применении стратегического управления для определения направлений модернизации их деятельности. Предлагаемая автором модель мобилизации организаций нефтегазового машиностроения ориентирована на применение современных и высокоэффективных методов планирования и реализации стратегии развития предприятий, которая направлена на модернизацию ее деятельности. При этом функционирование предприятия должно быть построено на принципах социальной ответственности, системности, экологической безопасности, непрерывности развития и информационного обеспечения (см. рис. 1).

Анализ целевых приоритетов предприятий нефтегазового машиностроения юга Тюменской области в контексте тенденций внешней среды их функционирования макро- и мезо-уровня позволил определить потребность в мобилизации их деятельности (см. рис. 2). В свою очередь оценка потенциала модернизации нефтегазового машиностроения позволяет говорить о его низком уровне у более 50 % организаций, что обусловлено следующими негативными факторами.

1. Технико-технологической отсталостью большинства предприятий нефтегазового машиностроения Тюменского региона. Согласно данным 2009 г. среднее значение износа оборудования в нефтегазовом машиностроении составляет около 40 %. Хотя создание в области новых машиностроительных заводов иностранными компаниями «Шлюмберже» и «Бен-тек», осуществление технологической модернизации и реконструкции производства отечественными региональными производителями способствовали обеспечению положительной динамики обновления основных фондов, но не послужили основой перехода организаций на новый технологический уклад, стимулирующий приток капитала в данные виды экономической деятельности.

2. Недостаточной инновационной активностью организаций нефтегазового машиностроения Тюменского региона. Так, в 2009 г. на юге Тюменской области функционировало 28 инновационноактивных организаций, из них 10 % составляли предприятия нефтегазового машиностроения. Одной из причин низкого уровня финансирования организациями области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок является низкая инновационная активность власти региона.

Принципы

& ли Сою

к Ц °

ер я

Е 3

к

Этапы стратегического управления

Определение целей модернизации предприятия

__________________4_к_____________________

Анализ модернизационных предпосылок внешней среды

Политические

МАКРОУРОВЕНЬ Экономические МЕЗОУРОВЕНЬ

Социальные

Технологические

Институциональные

Инфрастру ктурные...

изх;:

Анализ потенциала модернизации внутренней среды организации ------------------ і

й Я н

Кадровый

Технико-т'ехнологический

Управленческий

Финансово-инвестиционный

Выбор стратегии модернизации

Оценка соответствия выбранной стратегии параметрам функционирования предприятия

J ь -------

Формирование программы реализации стратегии модернизации ^

Формирование системы контроллинга реализации стратегии модернизации

Контроль реализации стратегии модернизации

Инструменты

Й

К

3 к к и

4 И Й

& в и ^ й к

К й

Ч го

* I Й й

I 2

1 о

Н со Щ

и

о

а

о

и

о

к

л

ч

й

к

о

є

и

а

3

к

к

й

и

о

к

о

н

и

& ад и

СҐ Ч & ^ & § 2 и

к

О я

о о й

Я и т

о Зй

ч ч и

й й2 Я Ю и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО „

&

о

л

с

л

с

Рис. 1. Модель стратегического управления модернизацией предприятий нефтегазового машиностроения

3. Недостатком квалифицированного персонала, отвечающего предъявляемым требованиям. Низкий уровень обеспеченности организаций квалифицированными работниками обусловлен как фактическим дефицитом персонала технических специальностей на рынке труда юга Тюменской области, о чем свидетельствует существенная доля (от 20 до 40 %) рабочих, находящихся в предпенсионном возрасте, так и отсутствием эффективной системы подготовки кадров соответствующих направлений для промышленных предприятий [4].

4. Неустойчивым финансово-экономическим состоянием машиностроительных предприятий. Результаты анализа финансового состояния ведущих предприятий нефтегазового машиностроения Тюменского региона, проведенного Л. Л. Тонышевой и Е.В. Назмутдино-вой по отдельным коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности организации, показали, что большинство компаний нефтегазового машиностроения было способно погасить свои текущие краткосрочные обязательства за счет заемных средств

нО

К

и

т

о

Сц

О

Сц

<

Налоговая политика, стимулирующая импорт нефтегазового оборудования на территорию страны

Низкий уровень промышленных стандартов изготовления нефтегазопромыслового оборудования

Падение стоимости барреля нефти на мировом рынке нефтепродуктов

Высокие темпы инфляционного процесса, ведущие к росту стоимости материально-технического обеспечения деятельности организаций

Рост конкуренции на рынке нефтегазового оборудования России вследствие усиления позиций иностранных производителей.

Неразвитая финансовая инфраструктура государственной поддержки развития нефтегазового

машиностроения.

нО

К

и

т

о

Сц

О

го

И

Консервативный иннотип активности правительства региона

Неразвитая система государственной поддержки в регионе, не стимулирующая предприятия к модернизаций их деятельности

Снижение инвестиционной активности в регионе

Рост требования и с оотношению «щна/качество» региональных: покупателей нефтегазопромысловоги оборудования

Рост спроса на высокотехнологичное оборудование предприятий ТЭК региона

Рис. 2. Модернизационные предпосылки развития предприятий нефтегазового машиностроения юга Тюменской области

при значительном дефиците собственных финансовых ресурсов [5]. Хотя в период с 20042009 гг. наблюдается рост производства нефтегазопромыслового оборудования в области.

Последующее определение стратегии модернизации предприятий нефтегазового машиностроения привело к формированию вывода о потребности большинства организаций применения ее активного вида, направленного на использование инновационной модели развития. При этом наиболее сложным этапом является реализационный процесс, который представляет собой комплекс управленческих действий, включающий последовательное выполнение пунктов стратегического плана, распределение обязанностей, ответственности, меры стимулирования, необходимую координацию усилий подразделений организации и соответствующий контроль. По мнению автора, в качестве наиболее эффективных инструментов, которые могут быть рекомендованы предприятиям нефтегазового машиностроения юга Тюменского региона выступают: программно-целевое планирование, бюджетирование, сбалансированная система показателей, позволяющие всесторонне оценить результат реализации стратегии как с позиции финансовых показателей, так и развития персонала, удовле-

творенности клиентов, оптимальности бизнес-процессов организации.

1. Ермаханова С. А. Теория модернизации: история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сборник научных трудов / под ред. В. Е. Селиверстова, В. М. Марковой, Е. С. Гвоздевой. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, Институт экономики и ОПП СО РАН, Новосибирск, 2005. - С. 233-247.

2. Макарова И. В. Потенциал модернизации машиностроительного комплекса региона : монография. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2010. - 289 с.

3. Побережников И. В. Модернизацион-ная перспектива: теоретико-методологические и дисциплинарные подходы // Третьи Уральские историко-педагогические чтения. - Екатеринбург, 1999. - С. 16-25.

4. Статистический ежегодник: стат. сб. в 4 ч. Ч. 4(11) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2010. - 346 с.: ил.

5. Формирование стратегии развития отрасли: теоретический и реализационный аспекты / под ред. Л. Л. Тонышевой, Е. В. Назмут-диновой. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.