1.5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Кусов Р.Т., аспирант кафедры налогового права
Всероссийская государственная налоговая академия
Минфина России
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В современной экономике роль рынка ценных бумаг трудно переоценить. Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг
- прямо или через финансовых посредников - получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора.
Российский рынок ценных бумаг прошел несколько этапов развития и продолжает эволюционировать в соответствии с потребностями экономики. Настоящий этап развития рынка ценных бумаг характеризуется тем, что продолжает совершенствоваться инфраструктура и правовое регулирование рынка, финансовая система практически восстановилась после кризиса 1998 года, который дал толчок к развитию качественно новых отношений на финансовых рынках.
Мировая практика показывает, что развитие современного рынка ценных бумаг происходит при существенном воздействии на него со стороны государства. Более того, успешное развитие рынка ценных бумаг во многом определяется именно эффективностью осуществления государственного регулирования.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг представляет собой многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех его участников в соответствии с избранными государством целями и принципами. Оно включает комплекс правовых, административных, экономических и других методов. Государство оказывает влияние на рынок, выступая как кредитор, заемщик, гарант-поручитель и регулятор.
В настоящие время, когда инфраструктура и нормативная база рынка ценных бумаг в России в значительной степени сформированы, все большее значение принимают косвенные методы государственного регулирования, в том числе налогообложение.
Эффективность операций на рынке ценных бумаг во многом определяется фактором налогообложения. В процессе налогообложения операции с ценными
бумагами задействован более узкий круг налоговых инструментов, нежели в обложении обычных товарных трансакций. Однако это обстоятельство не только не умаляет роли налоговых инструментов на рынке ценных бумаг, но и повышает их роль. Фондовые операции и связанные с ними экономические интересы инвесторов очень чутко реагируют на малейшие изменения в налогообложении. Использование налоговых инструментов в целях повышения эффективности и роста объемов операций на рынке ценных бумаг осложняется тем, что налоговая система и фондовый рынок России за исторически короткий срок были созданы практически заново, прием с минимальной преемственностью по отношению к советской эпохе и со значительной долей копирования недостаточно освоенного мирового опыта. Отсюда - известная несогласованность в развитии налоговых и фондовых институтов, противоречия и финансовые разрывы.
Необходимость совершенствования операций на рынке ценных бумаг в целях повышения эффективности последнего и стимулирования инвестиционного процесса, а также недостаточная разработанность налоговых аспектов данной проблемы обусловили выбор темы статьи.
Правовое регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно данному федеральному закону профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, которые осуществляют определенные законом виды деятельности. К таким видам профессиональной деятельности являются:
- брокерская деятельность - деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;
- дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам;
- деятельность по управлению ценными бумагами (управляющий) - осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. В отличие от других профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющим не требуется наличие лицензии (если доверительное
управление связано только с осуществлением прав по ценным бумаг);
- клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетах по ним;
- депозитарная деятельность - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги;
- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;
- деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
К числу услуг, оказываемых посредниками (помимо профессиональных участников рынка ценных бумаг) на рынке ценных бумаг относятся также информационные услуги, юридические услуги, и др.
Особую роль в функционировании рынка ценных бумаг играет государство в лице его уполномоченных органов.
В соответствии с п.13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 №314 (в ред. от 20.05.2004, с изм. от 15.03.2005) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 функции по контролю и надзору в сфере рынка ценных бумаг возлагаются на Федеральную службу по финансовым рынкам (далее по тексту - ФСФР РФ). В своей деятельности ФСФР руководствуется также Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 №206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам»2, Постановлением Правительства РФ 30.07.2004 №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»3.
ФСФР РФ призвана осуществлять государственную политику в области рынка ценных бумаг, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.
Государственная политика на рынке ценных бумаг включает в себя множество компонентов, в число которых входит налоговая политика.
Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансовоэкономической системы, воздействуя на экономику.
Задачей государственной налоговой политики на рынке ценных бумаг является максимальное исполь-
1 СЗ РФ. 2004. №11. Ст.945.
2 СЗ РФ. 2004. №16. Ст.1564.
3 СЗ РФ. 2004. №27. Ст.2780.
зование возможностей позитивного влияния налогов на инвестиционную активность участников рынка ценных бумаг, обеспечение стабильной и достаточной для нормального функционирования государства доходной базы, а также максимальную нейтрализацию негативных последствий налогообложения.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что, выбирая тот или иной объект налогообложения, и распределяя налоговые обязательства, государство стремится не только использовать разнообразные пути пополнения бюджета, но и влиять на действия налогоплательщиков. Поэтому фискальную и регулирующую функции налога следует признать как минимум равными.
Следует также учитывать, что налогообложение является важным фактором, оказывающим значительное, а во многих случаях и решающее, влияние на экономическую эффективность международной деятельности.
В современном мире существование национальных границ начинает иметь все меньшее значение для ведения коммерческой деятельности. Необходимость открытия новых рынков сбыта и стремление к получению дополнительных прибылей часто приводит к тому, что предпринимательская деятельность перерастает границы одного государства и выходит на международную арену. Таким образом, выделяется международный рынок ценных бумаг. Одним из определяющих факторов при выборе объекта инвестирования в данном случае является «налоговый климат» того или иного государства.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг является одним из видов финансовых рынков Российской Федерации и представляет собой совокупность отношений между участниками данного рынка, государства в лице его управомоченных органов, по поводу оборота ценных бумаг.
Необходимым условием функционирования и развития рынка ценных бумаг является его инфраструктура, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Государство осуществляет правовое регулирование рынка ценных бумаг, выступает участником отношений, складывающихся на данном рынке, посредством деятельности уполномоченных органов государственной власти, проводит государственную политику на рынке ценных бумаг, составной частью которой является налоговая политика.
Рынок ценных бумаг представляет собой сложную структуру, включающую в себя множество институтов, объектов и участников. Налогообложение доходов на рынке ценных бумаг не является отдельной категорией налогового законодательства, и налоги взимаются в соответствии с порядком, предусмотренным для отдельных видов налогов.
Таким образом, система налогообложения доходов на рынке ценных бумаг представляет собой совокупность норм налогового законодательства, регулирующих порядок налогообложения тех или иных элементов рынка ценных бумаг, и является составной
частью системы налогообложения Российской Федерации.
История налогообложения ценных бумаг в Российской Федерации связана с переходом страны к рыночной модели экономики и зарождением рынка ценных бумаг.
Интересно, что в дореволюционной России сбор с доходов от денежных капиталов, который был, по существу, основным налогом в области ценных бумаг, составлял 5% суммы дивидендов и процентов по любым видам акций и облигаций для любых держателей ценных бумаг - отечественных или иностранных. Существовала практика полного освобождения от взимания сбора с учетом инвестиционных приоритетов правительства. Например, были освобождены об обложения дивиденды по акциям некоторых железных дорог, проценты по корпоративным облигациям, размещенным за границей, если они не были гарантированы правительством, и др.4
Первым правовым актом периода рыночных преобразований, касающимся налогообложения ценных бумаг, являлось Постановление Совета Министров РСФСР от 08.02.1991 N 87 «О ставках гербового сбора по операциям с ценными бумагами»5, которое определяло правила налогообложения при заключении сделок с ценными бумагами и регистрации проспекта эмиссии.
Принятый вскоре Закон РФ от 21.12.1991 №2116-1 (с последующими измен. и доп.) «О налоге на прибыль предприятий и организаций»6 определял порядок налогообложения прибыли организаций, куда включалась и прибыль от операций с ценными бумагами. Закон действовал до 1 января 2002 года за исключением отдельных положений, которые сохраняют силу до настоящего времени.
Необходимого объема регулирования налогообложения ценных бумаг в первоначальном варианте Закона не предусматривалось. Предприятия и организации при налогообложении операций, связанных с реализацией ценных бумаг, руководствовались общим правилом налогообложения при реализации иного имущества, и объект для исчисления налога на прибыль по ценным бумагам определялся как разница между продажной и их первоначальной стоимостью. Ситуация изменилась с внесением дополнений в 1998. Прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определялась как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации (например, оплата услуг брокеров).
Введенными изменениями также был определен порядок налогообложения по операциям с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, заключенными в целях уменьшения риска изменения рыночной
4 Голицын Ю.П. Фондовый рынок дореволюционной России. Очерки истории. М.: ФИД «Деловой Экспресс», 2003. С.89.
5 "СП РСФСР", 1991, N 11, ст. 155.
6 Российская газета. №53. 05.03.1992.
цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли этими контрактами при условии регистрации этих сделок на бирже в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющей регулирование операций с этими контрактами. В соответствии с этим порядком, начиная с 05.08.98 доходы от купли-продажи этих контрактов или осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшали налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.
Закон не предусматривал особенностей налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением установление ставок налога для данной категории налогоплательщиков). Очень долгое время профессиональные участники рынка ценных бумаг были вынуждены руководствоваться общими подходами, установленных в налоговых инструкциях для отраслей материального произ-водства7.
Налогообложение доходов физических лиц регулировалось Законом РФ от 7.12.1991 №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»8. Доходы от операций с ценными бумагами включались в совокупный годовой доход физического лица. Ставки налога устанавливались в зависимости от размера совокупного дохода.
Номинальная сумма выпуска ценных бумаг облагалась налогом на операции с ценными бумагами в соответствии с Законом РСФСР №2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами»9.
Следует отметить, что, несмотря на свое название налог на операции с ценными бумагами по сути являлся сбором, что было признано в Определении Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 №224-О.
Плательщиками налога являлись юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Ставка налога постепенно снижалась и в последнее время действия закона равнялась 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 рублей.
Налог действовал до 1 января 2005 года. С этого времени вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса «Государственного пошлина», которой предусмотрено взимание государственной пошлины за совершение юридически значимых действий в данной сфере.
«Ценные бумаги в их стоимостном выражении» являлись одним из объектов налогообложения согласно Закону РФ от 12.12.1991 №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»10. С 1 января 2006 сделки по наследованию и дарению налогообложению не подлежат.
7 Белов В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. М.: «Высшая школа», 2005. С.181.
8 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №12. Ст. 591.
9 СЗ РФ. 1995. №43. Ст.4011.
10 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №12. Ст.593.
В настоящее время основу налогообложения рынка ценных бумаг составляют налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
Глава 25 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» действует с 1 января 2002 года. Помимо общего порядка уплаты налога на прибыль главой предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (в том числе государственным и муниципальным), по операциям РЕПО с ценными бумагами, особенности налогообложения срочных сделок, а также порядок ведения налогового учета по указанным операциям. Закреплены особенности определения доходов и расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Налогообложение доходов физических лиц от операций с ценными бумагами регулируется главой 23 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц», которая вступила в силу с 1 января 2001 года. В частности, в Налоговом кодексом предусмотрены особенности уплаты налога в отношении доходов от долевого участия в организации, особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
В соответствии со ст.13 Налогового кодекса указанные налоги являются федеральными. За совершение юридически значимых действий органами государственной власти на рынке ценных бумаг взимается государственная пошлина. В соответствии со ст.13 Налогового кодекса государственная пошлина является федеральным сбором.
Статья 333.15 определяет государственную пошлину как сбор, взимаемых с плательщиков при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лица, которые уполномочены в соответствии с законодательством, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Применительно к рынку ценных бумаг государственную пошлину можно определить как сбор, взимаемый с участников фондового рынка при их обращении в уполномоченные законодательными актами РФ государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий11.
Размеры пошлины установлены ст. 333.33 НК РФ. Так, размер пошлины за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, составляет 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 рублей.
Пошлина взимается в следующих случаях:
11 Вавулин Д. А. О государственной пошлине за совершение уполномоченными государственными органами юридически значимых действий в сфере рынка ценных бумаг // «Право и экономика», 2005. №2.
- совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг: рассмотрение заявлений, необходимых при регистрации, государственная регистрация выпуска, отчетов о выпуске и проспекта ценных бумаг;
- совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг, разрешений, подтверждающих статус саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг (внесение изменений и дополнений, вносимых в документы организаторов торгов);
- предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
От уплаты государственной пошлины освобождены органы государственной власти (местного самоуправления), Центральный банк РФ, а также организации при регистрации выпуска ценных бумаг в соответствии с договором о реструктуризации долговых обязательств перед бюджетом и при выпуске эмиссионных ценных бумаг при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимых по решению Правительства РФ.
Государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
В соответствии с пп.12 п.2 ст.149 Налогового кодекса реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации доли в уставном (складочном) капитале организаций, пая в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Статьей 150 Налогового кодекса установлено, что ценные бумаги - акции, облигации, сертификаты, векселя - не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Следует учитывать, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется с учетом ценных бумаг, полученных в качестве оплаты. Налоговая база увеличивается также на суммы, полученные в виде процента по таким ценным бумагам (ст.ст. 153, 162 НК РФ).
Как было отмечено выше, Гражданский кодекс определяет ценные бумаги как движимое имущество. При этом ценные бумаги не входят в состав имущества организации при уплате налога на имущество организаций.
Объектом налогообложения по данному налогу признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное вла-
дение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.03.2000, с измен. от 23.08.2000)12 инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы относятся к финансовым вложениям.
Налогами на имущество физических лиц ценные бумаги также не облагаются, т. к. в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 (ред. от
22.08.2004) «О налогах на имущество физических лиц»13 движимое имущество не является объектом налогообложения данными налогами.
Исключение при налогообложении налогами на имущество (организаций и физических лиц) составляет налогообложений инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. В соответствии со ст.10 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Налоги на имущество уплачиваются владельцами инвестиционных паев пропорционально их доле в общем иму-
14
ществе пайщиков14.
Налоговым кодексом предусмотрены также специальные режимы налогообложения (специальные налоговые режимы). Так, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от уплаты ряда налогов, в том числе налога на прибыль. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, банки, инвестиционные фонды не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что система налогообложения рынка ценных бумаг представляет собой совокупность норм налогового законодательства, регулирующих порядок налогообложения тех или иных элементов рынка ценных бумаг. Основу системы налогообложения рынка ценных бумаг составляют следующие налоги: налог на при-
12 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №23. 14.09.1998.
13 Российская газета. №36. 14.02.1992.
14 Письмо МНС РФ №01-3-03/666, Минфина РФ 01-СШ/45 от 10.06.2004 «О порядке налогообложения паевых инвестиционных фондов» // СПС «Консультант Плюс»
быль организаций, налог на доходы физических лиц, а также государственная пошлина.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ