Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования понятия «Корпоративное управление»'

Теоретические аспекты формирования понятия «Корпоративное управление» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕКУЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Андрей Викторович

Анализируются различные подходы отечественных и зарубежных авторов к понятиям «корпоративный менеджмент» и «корпоративное управление». Рассматривается эволюция трактовки термина «корпоративное управление». Также автор предлагает свое, дополненное определение этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования понятия «Корпоративное управление»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).

Экономика. Вып. 28. С. 138-141.

А. В. Плотников

теоретические аспекты формирования понятия «корпоративное управление»

Анализируются различные подходы отечественных и зарубежных авторов к понятиям «корпоративный менеджмент» и «корпоративное управление». Рассматривается эволюция трактовки термина «корпоративное управление». Также автор предлагает свое, дополненное определение этого понятия.

Ключевые слова: корпоративное управление, менеджмент, текущее управление, стратегическое управление, менеджеры.

На рубеже веков понятие «корпоративное управление» становится все актуальнее и вызывает все больше споров. В начале XXI в. стала появляться информация о принятии Кодекса корпоративного поведения.

Понятие «корпоративное управление» в современной науке, как правило, неточно определено, оно охватывает огромное количество различных экономических явлений, и лучше всего его можно определить как некое количество процессов, обычаев, которые влияют на то, как происходит развитие внутри корпорации, находящейся под управлением или контролем ответственных лиц.

Дословный перевод словосочетания «corporate governance» с английского языка на русский не относится к понятию «management», а подразумевает, что корпоративное управление — это система связей между владельцами компании (акционерами) и управленческим составом (менеджерами).

Соответственно, корпоративное управление возникает тогда, и только тогда, когда собственность, которая находится во владении, отделена от управления. Происходит обособление функции управления, в итоге появляется менеджер.

Существует проблема схожести сущности терминов «группа менеджеров» и «менеджмент». Менеджмент характеризуется как управление в рыночных отношениях. Множество авторов дают определения менеджменту. В. Р. Веснин [5] характеризует менеджмент как управление каким-либо делом; О. С. Виханский [6] называет менеджмент управленческой деятельностью, субъектами которой выступают менеджеры;

В. В. Травин [24] дает двойственную трактовку: менеджмент как наука о рациональной организации и управлении фирмой и как динамичный процесс. С. И. Самыгин [23] характеризует менеджмент как управление людьми.

Из вышеперечисленных подходов формируется общее понятие менеджмента как управления социально-экономическими процессами.

Э. М. Воронина [7. С. 7] трактует менеджмент как группу лиц, осуществляющих в рамках предприятия предпринимательские и управленческие функции. Здесь понятие «менеджмент» является синонимом слов «менеджеры», «группа менеджеров». Тогда возникают вопросы: чем занимаются менеджеры? как называется их вид деятельности? По мнению автора, видом их деятельности является менеджмент (управление).

Н. И. Кабушкин [13] рассматривает менеджмент как человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. Данная трактовка является усредненным вариантом между общепринятым пониманием менеджмента как процесса и частным пониманием как группы людей.

Таким образом, возникает проблема с трактовкой понятия «менеджмент»:

— менеджмент как процесс текущего управления. С данным подходом согласны многие авторы [3-4; 8-9; 11-12; 14; 17; 21];

— менеджмент как орган управления. Этой точки зрения придерживается меньшинство авторов [7; 10; 19].

Решением подобных вопросов занимался С. Г. Бердиев [2], изучавший проблему понятия интеграции как процесса и как результата взаимодействия компаний. Н. И. Князев [15] исследовал проблему понятия «холдинг», рассматривал холдинг как акционерное общество с дочерними компаниями и холдинг как головную компанию, осуществляющую управление другими предприятиями. В итоге им было предложено комбинированное понятие, трактующее холдинг как акционерное общество, обладающее контрольным пакетом акций других компаний.

В случае с проблемой интерпретации термина «менеджмент» необходимо придерживаться одного подхода: менеджмент как управление социально-экономическими процессами в хозяйству-

ющем субъекте в условиях рыночной экономики. Значит, участником корпоративных отношений является не менеджмент, а группа менеджеров.

Существует несколько подходов к определению корпоративного управления:

— корпоративное управление является управлением в интегрированных структурах, интегрированных объединениях;

— корпоративное управление — это инструмент разделения функций владения и управления, целью чего является защита интересов собственников. В данном случае происходит разделение стратегического и тактического управления, появляются спрос и, соответственно, предложение на наемных менеджеров;

— корпоративное управление как инструмент регулирования интересов сторон в акционерных обществах.

В последнем случае под корпоративное управление подпадают закрытые и открытые акционерные общества. Также для определения корпоративного управления необходимо выявить, что такое некорпоративное управление. В некорпоративном управлении интегрированы функции управления и владения (организационно-правовая форма без образования юридического лица).

Организация корпоративной деятельности в торговых компаниях выстраивается с учетом рентабельности вложенных средств, соблюдения интересов субъектов корпоративных отношений, соблюдения законодательства. Корпоративное управление осуществляется постоянным взаимодействием между участниками корпоративных отношений, основанным на регламенте и правилах корпоративной этики, кодекса корпоративного поведения, законодательства. С помощью согласования действий, минимизации рисков и издержек удовлетворяются права собственников.

Оптимальное развитие комитетов при совете директоров в компании поможет добиться высокой производительности по сравнению с конкурирующими компаниями. В итоге увеличатся капитализация, стоимость компании и сумма выплат дивидендов. В результате все участники корпоративных отношений будут удовлетворены.

А. С. Кудаков [16] выявил неточность понятия «корпорация» в российской практике менеджмента и корпоративного управления: корпорация как одно юридическое лицо и как группа компаний. Кудаков трактует холдинг как форму объединений, а корпоративное объединение как

группу независимых юридических лиц, участвующих в капитале друг друга или сотрудничающих в различных сферах деятельности, имеющих координационный центр, единую стратегию и цель. Данное понятие является двусмысленным, не отображающим гибкость и жесткость объединения. Автор предлагает дополнить эту трактовку и разграничить два понятия: жесткое корпоративное объединение, представленное группой юридических лиц, участвующих в капитале друг друга, имеющих координационный центр, единую стратегию и цель; гибкое корпоративное объединение, представленное группой независимых юридических лиц, сотрудничающих в различных сферах деятельности, имеющих координационный центр, единую стратегию и цель. Такая интерпретация вносит ясность в жесткость и гибкость системы корпоративных объединений.

При корпоративном управлении собственники компании теряют компетентность и полномочия в принятии решений в текущем управлении компанией, уделяя время только стратегическому управлению. Через определенное время собственников компании в органах стратегического управления сменяют независимые директора.

В компаниях с различными организационноправовыми формами существуют особенности корпоративного управления. Если индивидуальный предприниматель (который по признакам не является корпорацией) передает свою хозяйственную деятельность на аутсорсинг управляющей компании, то между ними возникают корпоративные отношения.

На рисунке видно, что в перспективе собственник компании теряет над ней контроль и становится лишь участником распределения прибыли. Так формируются два управленческих института:

— институт менеджеров, отвечающий за текущее управление;

— институт независимых директоров, отвечающий за стратегическое управление.

Корпоративное управление включает отношения между многими заинтересованными лицами, а также цели, ради которых регулируются корпорации. Основными элементами являются акционеры, правление компании, совет акционеров, совет директоров и отдел внутреннего мониторинга. Кроме того, существуют иные заинтересованные лица, так называемые стейкхолдеры,— это сотрудники, поставщики, банки, кредиторы,

Собственник связан со стратегическим и текущим управлением

Участвует в прибыли

Собственник связан со стратегическим управлением

Участвует в прибыли

Менеджер связан с текущим управлением

Зависит от заработной платы

Собственник Участвует в прибыли

Независимые директора связаны со стратегическим управлением

Зависят от заработной платы

Менеджер связан с текущим управлением

Зависит от заработной платы

Эволюция корпоративного управления

регулирующие органы и общество в целом. К элементам корпоративного управления можно отнести: отдел управления финансами, отдел управления людскими ресурсами, отдел стратегического планирования, отдел маркетинга, отдел сбыта, отдел снабжения, отдел НИОКР, бухгалтерию, отдел корпоративного управления.

Этот список может изменяться в зависимости от целей и миссии компании, от ее стратегии.

Данные элементы корпоративного управления помогут сделать его прозрачным для всех участников. Соответственно, прозрачность в корпорации способствует привлечению инвестиций со стороны внешних инвесторов, а это означает, что эффективность корпорации повышается, реализуется стратегическая цель собственника компании.

В Современном экономическом словаре понятие «корпоративное управление» трактуется как совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых осуществляется право акционерной собственности и формируются структура корпоративного контроля, система взаимодействия между руководителями компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их целей [22].

Б. С. Батаева [1] в своем диссертационном исследовании характеризует корпоративное управление как управление акционерным обществом или различными организационными структурами для достижения единых целей в интересах собственников хозяйствующих субъектов посредством регулирования взаимоотношений между акционерами, субъектами управления, менеджерами.

А. В. Никитин [20] раскрывает понятие «корпоративное управление» как баланс между социаль-

ными и экономическими целями текущего функционирования и перспективного развития для гармонизации интересов членов корпоративных отношений. В данном случае отражены процессы текущего управления, которым в компании с корпоративным управлением занимаются менеджеры. Перспективное развитие рассматривается как стратегическое управление, реализуемое советом директоров. Во многих определениях корпоративного управления раскрывается только экономическая суть: повышение стоимости бизнеса, выплата дивидендов. В данном определении А. В. Никитин делает акцент на балансе между социальными и экономическими целями. Социальными целями являются: борьба с безработицей, качественное обслуживания населения, удовлетворение спроса населения, создание рабочих мест, выпуск и продажа качественной продукции.

С. Д. Мельников [18] при исследовании развития корпоративного сектора в условиях трансформационной экономики выделил ряд подходов к определению понятия «корпорация»: организация лиц; искусственное образование; юридическое лицо; хозяйственное общество; объединение, осуществляющее какую-либо деятельность; система связей между участниками корпоративных отношений; организация, имеющая корпоративную собственность. По мнению автора, из всех подходов к определению корпорации не назван один из важнейших — корпорация как организационно-правовая форма с обособленными функциями: владение и управление.

При рассмотрении разносторонних подходов следует выделять общие черты понятий «корпорация» и «корпоративное управление». На последующих этапах уточнять эти понятия дополнительными словами, образуя словосочетание,

например: корпорация как акционерное общество — это коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций; корпоративное управление в акционерных обществах — это система стратегического управления акционерным обществом, с помощью которой реализуются права акционерной собственности; корпорация как общество с ограниченной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на доли установленных учредительными документами размеров [25]; корпоративное управление в обществах с ограниченной ответственностью — это система стратегического управления обществом с ограниченной ответственностью, с помощью которой реализуются права собственников. При наличии таких дополнений к терминам «корпорация» и «корпоративное управление» решится теоретический аспект уточнения данных понятий.

Список литературы

1. Батаева, Б. С. Корпоративное управление в финансово-промышленных группах : дис. ... канд. экон. наук / Б. С. Батаева. М., 1999. 247 с.

2. Бердиев, С. Г. Корпоративная интеграция как фактор формирования конкурентных преимуществ в предпринимательстве : дис. ... канд. экон. наук / С. Г Бердиев. СПб., 2009.

3. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента : пер. с англ. / К. Боумэн ; под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 1997. 175 с.

4. Вачугов, Д. Д. Основы менеджмента : учеб. для вузов / Д. Д. Вачугов [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Высш. шк., 2005. 376 с.

5. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник /

В. Р. Веснин. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Велби : Проспект, 2006. 504 с.

6. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 3-е изд. М. : Эко-номистъ, 2003. 528 с.

7. Воронина, Э. М. Менеджмент предприятия и организации / Э. М. Воронина ; Моск. между-нар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. 181 с.

8. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 1997. 501 с.

9. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента : учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. 2-е изд., доп. и перераб. Таганрог : ТРТУ, 2003. 230 с.

10. Горбань, С. И. Методология управления корпорацией в условиях реструктуризации / С. И. Горбань. М. : Моск. ун-т МВД РФ, 2009. 312 с.

11. Зайцева, О. А. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / О. А. Зайцева [и др.] ; под ред.

A. А. Радугина. М. : Центр, 1998. 432 с.

12. Ильенкова, С. Д. Менеджмент / С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов ; Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права. М.,

2003. 70 с.

13. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. 5-е изд., стер. Минск : Новое знание, 2002. 336 с.

14. Казанцев, А. К. Основы менеджмента : практикум : учеб. пособие / А. К. Казанцев,

B. И. Малюк, Л. С. Серова. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2002. 544 с.

15. Князев, Н. И. Формирование сервисных корпораций холдингового типа : дис. ... канд. экон. наук / Н. И. Князев. М. : Рос. гос. ун-т туризма и сервиса, 2008. 167 с.

16. Кудаков, А. С. Методология формирования и развития финансовой инфраструктуры корпоративных объединений : дис. ... д-ра экон. наук /

A. С. Кудаков. СПб., 2007.

17. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Ме-скон, М. Альберт, Ф. Хедоури. 2-е изд. М. : Дело,

2004. 800 с.

18. Мельников, С. Д. Проблемы развития корпоративного сектора в условиях трансформационной экономики : дис. ... канд. экон. наук /

C. Д. Мельников. М. : Рос. акад. наук : Ин-т проблем рынка РАН, 2008. 142 с.

19. Меринов, А. Ю. Внутренний контроль в системе корпоративного управления (на примере предприятий сотовой связи) : дис. ... канд. экон. наук / А. Ю. Меринов. М., 2009.

20. Никитин, А. В. Формирование механизма и системы управления развитием корпорации : дис. ... канд. экон. наук / А. В. Никитин. СПб., 2007.

21. Полукаров, В. Л. Основы менеджмента : учеб. пособие / В. Л. Полукаров. 2-е изд., перераб. М. : КноРус, 2008. 240 с.

22. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М. : ИНФРА-М, 2006. 250 с.

23. Самыгин, С. И. Менеджмент персонала /

С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 1997. 480 с.

24. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия : учеб.-практ. пособие / В. В. Травин,

B. А. Дятлов. 5-е изд. М. : Дело, 2003. 272 с.

25. Об обществах с ограниченной ответственностью : Федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.