На основании расчетов и анализа оборотного капитала можно сделать вывод, что ОАО «Агроном» и АО ОПХ «Центральное» применяют агрессивную политику управления оборотным капиталом на 2022 год. Наиболее выгодной и эффективной для исследуемых проблемных организаций будет умеренно-консервативная политика. Данный подход позволит половину текущих активов покрывать собственными средствами, а другую долгосрочными пассивами. Для увеличения эффективности деятельности исследуемых организаций также рекомендуется денежные средства, полученные от высвобождения запасов и оборотных средств, вкладывать на погашение имеющейся задолженности. Консервативная политика позволяет сбалансировать соотношение оборотных и внеоборотных активов. Данный подход предусматривает не только удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов, но и создание увеличенного количества резервов. Необходимо отметить, что консервативная политика имеет положительное влияние на ликвидность организаций, но не на эффективность использования оборотных средств или оборачиваемость активов. Все коэффициенты ликвидности увеличились при расчете на переход к консервативной политике и стали близки к нормативным значениям.
Разработанные меры позволят оптимизировать размер оборотных средств, в будущем ограничить объем дебиторской задолженности, которая отвлекает средства из оборота.
Источники:
1. Васильев, В. П. Оптимизация структуры капитала для целей финансирования активов предприятий / В. П. Васильев, Б. Х. Озова, Ю. А. Тишина // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 35(6). - С. 85-92. - DOI 10.24411/2304-6139-2019-00017.
2. Васильева, Н. К. Финансовая устойчивость и оценка финансового состояния организации / Н. К. Васильева, Н. П. Васильева // Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа в России и за рубежом : Четвертая международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей, Краснодар, 25-27 марта 2015 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2015. - С. 26-31.
3. Мороз, Н. Ю. Финансовый анализ, как инструмент выявления финансовой несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта / Н. Ю. Мороз, С. И. Сигидова, М. Т. Нефидова // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов : Материалы VI международной научной конференции, Краснодар, 09-11 декабря 2015 года. -Краснодар: Издательство "Магарин Олег Григорьевич", 2016. - С. 392-397.
4. Писаренко, К. В. Совершенствование финансовой политики, как инструмента обеспечения экономической безопасности организации / К. В. Писаренко, А. А. Кучирова, В. А. Буценко // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - N° 5-2. - С. 77-84.
5. New algorithms for providing safe food raw materials: lessons from the pandemic / M. I. Slozhenkina, G. V. Fedotova, R. M. Lamzin [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volgograd, 17-18 июня 2021 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering. Vol. Volume 848. - Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Ltd, 2021. - P. 12195. - DOI 10.1088/1755-1315/848/1/012195.
EDN: GBCMOS
А.С. Васильчук - аспирант, АНОО ВО Центросоюз РФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Московская область, Россия, [email protected],
A.S. Vasilchuk - postgraduate student of the ANOO VO Central Union of the Russian Federation «Russian University of Cooperation», Mytishchi, Moscow region, Russia.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THEORETICAL ASPECTS OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF ACHIEVEMENT OF STRATEGIC NATIONAL PRIORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Влияние рестрикционной экономики на экономическую безопасность регионов требует разработки комплекса мероприятий, определяющих специфические особенности защиты регионов от угроз. В статье обращается внимание, что кроме экономических показателей, характеризующих систему экономической безопасности регионов, необходимо разработать систему количественных и качественных показателей, характеризующих достижение национальных целей, например, связанных с непрерывностью деятельности юридических лиц (непрерывностью бизнеса), созданием комфортной и безопасной среды для осуществления различных видов бизнеса и для проживания. Отмечается, что основным недостатком классификации критериев экономической безопасности является отсутствие критерия цифровизации (цифровой трансформации), т.е. оценку влияния цифровизации на построение системы безопасности региона. Констатируется, что экономическая безопасность региона может быть определена, как устойчивое и динамично развивающееся состояние экономики региона, направленное на достижение стратегических национальных приоритетов страны и стабильность экономической системы региона на основе технологического лидерства и цифровых трансформаций, защиты территории региона от внешних и внутренних угроз, создания безопасной и комфортной среды для непрерывности бизнеса и проживания населения.
Abstract. The influence of a restriction economy on the economic security of regions requires the development of a set of measures that determine the specific features of protecting regions from threats. The article draws attention to the fact that in addition to economic indicators characterizing the economic security system of the regions, it is necessary to develop a system of quantitative and qualitative indicators characterizing the achievement of national goals, for example, related to the continuity of activities of legal entities (business continuity), the creation of a comfortable and safe environment for the implementation of various types of business and for residence. It is noted that the main drawback of the classification of economic security criteria is the lack of a digitalization (digital transformation) criterion, i.e. assessing the impact of digitalization on building a security system in the region. It is stated that the economic security of the region can be defined as a stable and dynamically developing state of the region's economy, aimed at achieving the country's strategic national priorities and the stability of the region's economic system based on technological leadership and digital transformation, protecting the region's territory from external and internal threats, creating a safe and a comfortable environment for business continuity and population residence.
Ключевые слова: цифровая трансформация, структура экономической безопасности, экономическая безопасность региона, риски, угрозы, технологическое лидерство.
Keywords: digital transformation, structure of economic security, economic security of the region, risks, threats, technological leadership.
Влияние рестрикционной экономики на экономическую безопасность регионов требует разработки комплекса мероприятий, определяющих специфические особенности защиты регионов от угроз внешнего и внутреннего характера.
Принимая за основу цели государственного управления в области обеспечения экономической безопасности страны, сформулированные в Стратегии экономической безопасности [05], направленные на «укрепление экономического суверенитета Российской Федерации и повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз», которые были также декларированы в Стратегии национальной безопасности РФ [4].
Дефиниция «экономическая безопасность», анализируется в исследованиях различных авторов в широком и узком смысле, т.е. в двух аспектах, основываясь на определении, представленном в Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года [5].
Согласно п.п.1 п.7 Стратегии экономической безопасности [5], в содержание определения экономической безопасности заложен приоритет защищенности национальной экономики от угроз внешнего и внутреннего характера, направленных на обеспечение суверенитета страны в области экономики и сетевого суверенитета (п.п. «л» п.8 Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года») [7], предусматривающих создание условий для достижения стратегических национальных целей.
Санкционная политика в отношении России, вызывает объективную необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на обеспечение экономического суверенитета, мобильности, диагностики внешних и внутренних рисков, формирования инструментария для нейтрализации вызовов и угроз.
В узком смысле, экономическую безопасность описывают по различным уровням (организационная) и функциям. Наиболее востребована организационная структура, формирующая цели и задачи по разным уровням (физические лица, экономические субъекты (юридические лица, которые осуществляют коммерческую и некоммерческую деятельность), регионы (субъекты федерации), государство, мировая экономика).
Ларионов И.К., Гуреева М.А. отмечают, что «Основные, фундаментальные положения теории экономической безопасности, пусть и без употребления термина, были заложены еще в трудах классиков политической экономии в лице В. Петти, Д. Риккардо, А. Смита, Ф. Кэнэ, К. Маркса» [29].
Среди зарубежных ученых можно выделить труды по экономической безопасности следующих авторов: Б. Селигмен, Г. Мюрдаль, Г. Самуэльсон, Д. Рубинфельд, Дж. Гелбрайт, Дж. М. Кейнс, И. Шумпетер, Л. Туроу, Р. Пиндайк, Я. Корнай и другие [29].
Большой вклад в теорию экономической безопасности внесли и российские экономисты: Абалкин Л.И., Глазьев С.Ю., Котилко В.В., Литвиненко А.Н., Сенчагов В.К, Тамбовцев В.Л., Харламов А.В. и другие.
Особое внимание инструментарию экономической безопасности и оценке влияния на различные аспекты национальной безопасности страны (внешнеэкономическая безопасность, продовольственная безопасность и т.д.) уделены в работах Кауровой О.В. [25;26;27;40;57], Суглобова А.Е. [11;31;48;49], Балаловой Е.И. [13;32], Блау С.Л. [17;18;50], Агаповой Т.Н. [08;09;10;33;34;53] и др.
Исследователи Каурова О.В. [25;26;27;40;57], Балалова Е.И. [13;32], Агапова Т.Н. [28;35] и др. внесли значительный вклад в раскрытие сущностных характеристик цифровых преобразований в экономике и оценку влияния цифровых трансформаций на построение систем экономической безопасности по уровням субъектов экономической безопасности и страны в целом.
Многие исследователи: Банк С.В. [14;54;55], Берлин С.И. [15;16;47], Васильева Н.К. [22], Мельник М.В. [31], Суглобов А.Е. [11;31;48;49], Проняева Л.И. [43;44], Серебрякова Т.Ю. [45;46], Хмелев С.А. [49;52;54;55] и другие, раскрывают содержание дефиниции «Экономическая безопасность» с учетом различных факторов, классификацией рисков и угроз, систематического мониторинга показателей системы экономической безопасности и т.д., проводят риск-ориентированный мониторинг.
Различные подходы к систематизации проблем экономической безопасности предусматривают виды подходов: стратегический, системный, синергетический, многоуровневый, глобальный, воспроизводственный подходы [29].
Угрозы экономической безопасности различны в зависимости от страны, региона, от экономической ситуации и т.д. Регулярный мониторинг факторов (экономический (санкционный), экологический, социальный, политический, информационный, демографический, военный и другие аспекты), а также глубокий анализ угроз, позволяют формировать инструментарий для предотвращения рисковых ситуаций и минимизации последствий рисковых ситуаций, что оказывает существенное влияние на обеспечение экономической безопасности.
На уровне страны, в соответствии с п.п.7 п.7 Стратегии экономической безопасности, «обеспечение экономической безопасности» - это комплекс информационных, организационных, политических, правовых, социально-экономических, и иных мер, направленных на предотвращение вызовов и угроз экономической безопасности, осуществляемых органами власти и ЦБ РФ, совместно с институтами гражданского общества [5].
Эффективность системы экономической безопасности тесно связана с устойчивым развитием регионов, зависит от совместной координации всех субъектов федерации и местных органов власти, совокупности осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости и безопасности национальной экономики.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в состав России включены 89 субъектов федерации (52 субъекта федерации являются областями). Субъекты федерации, разрабатывают стратегии и программы действий, направленных на предотвращение наступления рисковых ситуаций и минимизацию внешних и внутренних угроз, на устойчивое развитие своих экономических систем, на обеспечение экономической безопасности населения и экономических субъектов, защиту территорий от внешних и внутренних угроз, на устойчивое развитие регионов.
При формировании системы экономической безопасности региона надлежит принимать во внимание, территориальное расположение региона, с учетом освоения новых территорий, наличие предприятий и организаций базовых секторов экономики, обеспечение полезными ископаемыми и природными ресурсами, кадровый потенциал региона, экологические составляющие, возможность и способность внедрения передовых цифровых технологий.
Принимая во внимание, что экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое характеризуется устойчивым развитием, защищает отечественную экономику от угроз внешнего и внутреннего характера, обеспечивает пространственное единство, реализует национальные цели и задачи, направленные на экономический суверенитет.
Требования к экономической безопасности хозяйствующих субъектов, подробно изложены в Стратегии экономической безопасности, в том числе, одной из основных задач является непрерывность деятельности юридического лица, его бесперебойная работа [5] (п.п.1 п.22 Стратегии экономической безопасности).
Большое количество публикаций зарубежных и отечественных специалистов в сфере экономической безопасности, показывают наличие глубоких и обстоятельных исследований, которые носят как фундаментальный, так и прикладной характер, при этом, волатильность экономических систем требует разработки и внедрения новых способов и методов обеспечения экономической безопасности субъектов федерации, экономических субъектов и физических лиц (населения).
Многоуровневый характер экономических отношений в Российской Федерации, предполагает необходимость разработки мероприятий, направленных на обеспечение безопасности:
1) физических лиц (физические лица выступают в триедином формате:
- физическое лицо - член общества, гражданин (гл. 3 ГК РФ) [1], член семьи);
- физическое лицо - работник (сотрудник, персонал);
- физическое лицо - отдельный экономический субъект, который осуществляет коммерческую деятельность, несет ответственность за результаты своего труда, может привлекать для выполнения трудовых функций работников, имеет статус ИП или самозанятого гражданина);
2) субъектов хозяйственной деятельности - юридических лиц (Гл.4 ГК РФ) [1];
3) муниципальных образований [3] - субъекты гражданского права (гл.5 ГК РФ) [1];
4) субъекты Российской Федерации - субъекты гражданского права (гл.5 ГК РФ) [1];
5) Российская Федерация - субъект гражданского права (гл.5 ГК РФ) [1].
При этом, все уровни должны быть взаимосвязаны между собой, образуя единый комплекс системы экономической безопасности.
В Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [7] одной из основных национальных приоритетов обозначена устойчивая и динамичная экономика (п.п. «д» п. 1), что оказывает существенное влияние на процедуры обеспечения экономической безопасности, исходя из требований п.п.1 п.7 Стратегии экономической безопасности, предусматривающих соблюдение условий с целью реализации и достижения «стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [5].
Термин «устойчивая экономика» был введен в деловой оборот на основе концепции «устойчивое развитие». Концепция «устойчивое развитие» была сформирована в 1986 году в докладе, представленном на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, затрагивает основные направления развития общества, и является основой и базисом для разработки стратегий развития большинства государств мира.
Тем не менее, в зарубежной литературе, преимущественно, используют термин «экономика устойчивого состояния» («steady-state economy»), предусматривающий главные показатели (численность населения, уровень потребления, при которых не нарушается способность экосистемы в удовлетворении потребностей населения, т.е. размер потребления является рациональным. Указанное содержание дефиниции «экономика устойчивого состояния», первоначально, применяли к национальным экономикам.
В определении «устойчивое развитие» принимают во внимание два аспекта [19;20]:
- первый - это сохранение возможности удовлетворения потребностей;
- второй - это изменения, связанные с технологиями, структурными сдвигами в экономике, организационными особенностями общества (рисунок 1).
устойчивое развитие
сохранение
роста возможностей удовлетворять потребности
ншененне:
Уменьшение эксплуатации Повышение КПД технологий Повышение качества управления
Рисунок 1 - Содержание экономической категории «устойчивое развитие» [19;20]
Основа теории устойчивого развития, как триединой концепции устойчивого развития, базирующейся на трех равновесно составляющих (экономика, социология, экология), принимается для разработки национальных целей и задач всех стран.
Для обозначения категории «устойчивое развитие» принято изображать «устойчивость» в виде треугольника, раскрывающего три стороны устойчивости: экономическую, социологическую, экологическую.
Целевой треугольник устойчивого развития (рисунок 2), принят многими странами для обозначения направлений достижения целей и задач устойчивого развития страны.
В нашей стране, как и во многих других странах, проводятся фундаментальные и прикладные исследования, направленные на комплексное осуществление разработок в области устойчивого развития.
Например, в Российской Федерации, исследования проводит, в том числе, Инновационный центр «Скол-ково» [51].
В настоящее время, термин используют при обозначении устойчивости экономики регионов, в том числе, муниципальных образований (городских и сельских поселений).
В экономической литературе, в практической деятельности различных хозяйствующих субъектов (например, Инновационный центр «Сколково»), исследования по устойчивому развитию, которые включают направления по устойчивому развитию территорий, по устойчивой экономике, по определению Индекса устойчивости Общества и т.д. (рисунок 3) [51].
Принимая за основу, что устойчивость в системе экономических отношений определяется ее способностью быстро и адекватно реагировать на внутренние и внешние угрозы, минимизировать и предотвращать риски, обеспечивать стабильность и оптимальное соотношение качественных и количественных показателей, характеризующих динамику развития экономики страны, в том числе, регионов.
Необходимо отметить, что важной составляющей устойчивой экономики являются комплексные показатели, в том числе, экологическая, социальная и экономическая составляющие. Экономика достигает устойчивого состояния, когда достигается устойчивый масштаб в пределах ограничений всех составляющих.
Тем не менее, основой (базовой составляющей) устойчивого развития должна оставаться «устойчивая экономика», являющейся одной из приоритетных целей развития страны до 2036г. [7], следовательно, является также базисом для экономической безопасности.
Агапова Т.Н., исследуя новую парадигму развития мировой экономики и ее отражение в теоретических представлениях об устойчивости обеспечения экономической безопасности России, акцентирует внимание на проблемах экономической безопасности во взаимосвязи с постулатами устойчивого развития [9].
Одним из основных показателей экономики устойчивого состояния, является показатель ВВП, который (с поправкой на коэффициент инфляции), в экономике устойчивого состояния, должен оставаться стабильной величиной.
Необходимо отметить, что показатели ВВП являются основными показателями состояния экономической безопасности (п. 27 Стратегии экономической безопасности) [5].
Изучение статистических данных [21], позволяет констатировать, что наибольший размер (88 000,8 млрд. руб. или 51,4 %) в 2023 г. в ВВП страны составляет валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы, на втором месте - оплата труда физических лиц (*69 583,4 млрд.руб. или 40,7 %), и, на третьем месте- налоги на производственный сектор и импорт - 13 456,8 млрд.руб. или 7,9 %) (рисунок 4).
По сравнению с 2022 г., в абсолютном выражении, валовая прибыль в составе ВВП выросла на 4 479,5 млрд.руб., но, в общей структуре ВВП снизилась на 2,4 %. В 2023 г., по сравнению с 2022 г., также выросли доходы населения от оплаты труда на 9 771,4 млрд.руб., в структуре ВВП доля увеличилась на 2,2 %.
Рисунок 2 - Целевой треугольник устойчивого развития [23;51]
стоичивое развитие территории
ЕЗ С-тр аисфор ма и ия
ОпрщиганеИндЁКС! устойчивости о5шества (ТЬеЗитшаЫе $ос1еггIп(3едО
Устойчивые финансы
Циркулярная экономика и устойчивая операционная деятельность
Экология и климат
Зеленое строительство Просвещение жителей
Развитие местных сообществ и сокращение неравенства Устойчивое сельское .хозяйство Устойчивые города
Взанмоленстние с заинтересованными сторонами
Корпоративная социальная ответственность (КСО)
Корпоративное управление
Нефинансовая отчетность
Ответственный маркетинг
Опенка воздействия н нмпакт-менеджмент
Права человека
Разнообразие и инклюзия
Стратегия устойчивого развития
Этнка н корпоративная культу ра
устойчивого
«Комбинированный показатель Фонда общества (Кия! ашаЫе 5ос1е1у Роипйапоп). Отражает основные аспекты' качества жизни и устойчивого развития: личное развитие; здоро ву ю о кружающгю среду, сбалансированное общество; устойчивое использование ресурсов; устойчивый мвд». [19;10]
Е5С-ре Е^С-треоовання онрж И м па кт- нив есгнр о ва ине Ответственное инвестирование Социальное предпринимательство Социальные н зеленые таксономии Устойчивые финансовые инструменты
Р есурсоэ ф ф ектнвно сть У игра чтение отход амн Устойчивая пеночка поставок Устойчивое потребление н производство Экономика замкнутого пикта
Адаптация к изменениям климата
Климатические рнскн и ктнм этическое регулирование Обезлесение и сохранение экосистем Развитие Арктики Сохранение б но разно о о разня
Углеродная нейтральность н ннзкоуглеродное развитие Энерго переход
Рисунок 3 - Современные направления устойчивого развития [29;20;51]
Динамика элементов использования ВВП в 2023г по сравнению с аналогичными данными за 2022г. показывает, что значительно выросли расходы на конечное потребление, связанные с валовым накоплением (119,8 %), на валовое накопление основного капитала (110,5 %), на государственное управление (103,6 %), расходы домашних хозяйств (106,1 %) (рисунок 5).
Рисунок 4 - Структура ВВП по источникам доходов (в текущих рыночных ценах)
*Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям (Составлено автором по Источникам: [21;37;38;39;56])
Структура валовой добавленной стоимости в экономике России по отраслям (2023 год) (рисунок 6), позволяет сделать следующие выводы.
В настоящее время, наибольший удельный вес в ВВП (по сведениям Росстата), занимают обрабатывающие производства, которые составляют 13,7 %. В стратегии развития страны поставлены задачи технологического суверенитета, одной из задач является достижение к 2030 г. доли обрабатывающей промышленности до 40 %, что будет достигаться посредством гарантированных государственных заказов (государственных контрактов), предоставлением специальных мер поддержки, повышением квалификации кадров через систему образования [21;37].
Рисунок 5 - Динамика элементов использования ВВП в 2023г. по сравнению с 2022 г.
(Составлено автором по Источникам: [21;37;38;39;56])
Рисунок 6 - Структура валовой добавленной стоимости в экономике России по отраслям (2023 г.) [56]
Соблюдая принципы устойчивого развития, цифровизация должна обеспечить формирование системы экономической безопасности региона, с учетом специфических особенностей территориального расположения региона и базовых секторов экономики (п. 67.10, п.67.9 Стратегии экономического развития) [5].
Необходима разработка структуры экономической безопасности региона, формирующая многоуровневую систему экономической безопасности региона в соответствии с национальными целями и задачами Российской Федерации (рисунок 7).
УСТОЙЧИВАЯ И ДИНАМИЧНА!ЭКОНОМИКА
Рисунок 7 - Многоуровневая структура экономической безопасности региона в сфере достижения национальных целей РФ (Разработано автором)
Основным фактором достижения устойчивой экономики, в настоящее время, является достижение технологической автономии, поставленная новая национальная стратегическая цель «технологическое лидерство» будет являться основой достижения всех остальных целей и задач, включая социальные. Драйверами развития технологического лидерства определены девять проектов технологического суверенитета, включающие электронику, беспилотные системы, станкостроение и т.д. К 2030 году должен произойти переход к «экономике предложения» с опорой на высокотехнологичный сектор, основным драйвером роста «экономики предложений», должен стать производственный, а не финансовый сектор [39;56]. Среди ключевых трендов в изменении структуры экономики России последних лет - рост доли ИТ-сектора в совокупной добавленной стоимости. (Вклад деятельности в области информации и связи в 2023 году достиг 3,2 % - это максимум за весь период сопоставимой статистики (с 2011 года)). В частности, основным драйвером роста стала разработка компьютерного программного обеспечения: в 2023 году на нее пришлось ровно 2 % добавленной стоимости [39;56].
Экономическая стратегия государства ориентирована на высокодиверсифицированную экономику, включающую значительный удельный вес цифровых бизнес-процессов. Модель высокодиверсифицированной экономики, направленной на технологический суверенитет, предполагает, что в ее основе будут, в том числе, большие данные и искусственный интеллект [56].
Таким образом, цель экономической безопасности - устойчивая и динамичная экономика, должна стать базисом концепции экономической безопасности.
Вышеперечисленные условия предполагают необходимость создания методических основ формирования системы экономической безопасности, опираясь на подход многоуровневой структуры и влияния цифровых преобразований на построение системы экономической безопасности по уровням развития.
Требования к определению влияния цифровизации на уровень экономической безопасности исследован в работах многих авторов. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Матраева Л.В., Королькова Н.А. разрабатывают проблематику определения состава показателей оценки уровня развития цифровой экономики в регионе (региональной цифровой среды) [40]. Мельник М.В., Суглобов А.Е. исследуют вопросы модернизации процессов в условиях циф-ровизации экономики [31]. Каурова О.В., Зорин Г.Е. описывают в своих работах концепции «Цифровая кооперация регионов», «Цифровой оазис», как меру повышения экономической безопасности в условиях проникновения цифровой экономики [25;26]. Кузнецова В. А., Агапова Т.Н. проводят исследования по цифровизации национальной валюты, что тесно связано с нейтрализацией рисков и угроз экономической системе России (п.12. Стратегии экономической безопасности) [28].
В настоящее время оценку уровня экономической безопасности регионов, которую проводят на основании экономических показателей, предусмотренных пунктом 27 Стратегии экономической безопасности [05], надлежит дополнить целевыми показателями и задачами, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» (пункт 4 Указа «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года») [07].
Кроме указанных экономических показателей, необходимо разработать систему количественных и качественных показателей, характеризующих достижение национальных целей, например, связанных с непрерывностью деятельности юридических лиц (непрерывностью бизнеса), созданием комфортной и безопасной среды для осуществления предпринимательской деятельности и для проживания.
Как показывают проведенные исследования, основным недостатком классификации критериев экономической безопасности является отсутствие критерия цифровизации (цифровой трансформации), т.е. оценку влияния цифровизации на построение системы безопасности региона.
Таким образом, экономическая безопасность региона может быть определена, как устойчивое и динамично развивающееся состояние экономики региона, направленное на достижение стратегических национальных приоритетов страны и стабильность экономической системы региона на основе технологического лидерства и цифровых трансформаций, защиты территории региона от внешних и внутренних угроз, создания безопасной и комфортной среды для непрерывности бизнеса и проживания населения.
Источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) | ГАРАНТ// https://base.garant.ru/10164072/.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности» от 2 июля 2021 г. № 400// https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/ 401325792/#1000.
5. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13 мая 2017 г. N° 208 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/.
6. Указ Президента РФ от 1 мая 2022 г. N 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации».
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» https://internet.garant.rU/#/document/408992634/paragraph/1:2.
8. Агапова, Т. Н. Информационное и методическое обеспечение оценки негативных воздействий криминальной напряженности на экономическую безопасность региона / Т. Н. Агапова, В. Э. Деревянко // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Иркутск, 24-25 мая 2018 года. Том I. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 3-6. - EDN YNAGYU.
9. Агапова, Т. Н. О новой парадигме развития мировой экономики и ее отражение в теоретических представлениях об устойчивости обеспечения экономической безопасности России / Т. Н. Агапова, Е. В. Анищенко // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15, № 5. - С. 42-47. - EDN XZAECT.
10. Агапова, Т. Н. Повышение уровня экономической безопасности государства на основе совершенствования системы стратегического управления / Т. Н. Агапова, А. В. Минаков // Russian Journal of Management. - 2021. - Т. 9, N° 1. - С. 16-20. - DOI 10.29039/2409-6024-2021-9-1-16-20. - EDN BZJDHP.
11. Аграрная экономика регионов России в системе национальной продовольственной безопасности / А. Р. Набиева, А. В. Ткач, А. Е. Суглобов [и др.]. - 2-е издание. - Москва : Дашков, 2022. - 354 с. - ISBN 978-5-394-05096-1. - DOI 10.29030/978-5-39405096-1-2022. - EDN QKBYOE.
12. Адаменко, А. А. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, Д. В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29(3). - С. 24-27. - DOI 10.24411/23094788-2020-10223. - EDN EOZUIJ.
13. Балалова, Е. И. Повышение экономической безопасности на основе цифровой трансформации таможенного контроля / Е. И. Балало-ва, Г. Е. Зорин // OpenScience. - 2023. - Т. 5, № 3. - С. 158-171. - DOI 10.51632/2658-7939_2023_5_3_158. - EDN XAOBWC.
14. Банк С.В. Обоснование методов противодействия теневой экономике как угрозе экономической безопасности государства // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 4. С. 16.
15. Берлин, С. И. Оптимизация пространственно-экономических трансформаций и устойчивое социально-экономическое развитие региона / С. И. Берлин, В. В. Гусев, М. А. Кротова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. - № 11(47). - С. 3240. - EDN RXSZCT.
16. Берлин, С. И. Тенденции обеспечения экономической безопасности в условиях пандемии коронавирусной инфекции / С. И. Берлин, С. Х. Берлина // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 39(4). - С. 88-97. - DOI 10.24411/2304-6139-2020-10444. - EDN FLNCDD.
17. Блау, С. Л. Анализ структуры внешнеэкономического оборота России с точки зрения экономической безопасности / С. Л. Блау, Е. В. Хомутова, Н. Ф. Щукина // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности : Сборник научных статей международной научной конференции, Казань, 30-31 января 2022 года. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ», 2022. - С. 232-234. - EDN NNXEYO.
18. Блау, С. Л. Состояние внешнеэкономической безопасности страны и динамика определяющих ее факторов / С. Л. Блау, Е. В. Хомутова // Вестник Российского университета кооперации. - 2022. - № 1(47). - С. 11-16. - EDN GZAOGU.
19. Большаков Б.Е., Рябкова С.А. Возникновение и основные проблемы вхождения понятия «устойчивое развитие» в мировую политику и науку // Устойчивое развитие: наука и практика: вып. 1(2), 2009. [Электронный ресурс], режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=13059121, свободный. Дата обращения: 27.06.2017.
20. Большаков Б.Е., Шамаева Е.Ф. Устойчивое развитие: вчера - сегодня - завтра. Проблема измерения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) //http://naukovedenie.ru/PDF/06TVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
21. Важная цифра. Как российские регионы будут проходить цифровую трансформацию/ https://sber.pro/publication/vazhnaya-tsifra--kak- rossiiskie- regioni- budut- prohodit-tsifrovuyu- transformatsiyu/.
22. Васильева, Н. К. Социально-экономическая безопасность региона: состояние, проблемы обеспечения / Н. К. Васильева, С. М. Резниченко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 31. - С. 7-11. - EDN MXVAAJ.
23. Выдержка из принятой Федеральным правительством Стратегии устойчивого развития Германии в новой редакции 2016 г. // www.deutsche-nachhaltigkeitsstrategie.de.
24. Гнатышина, Е. И. Анализ и оценка «серого» и параллельного импорта в контексте экономической безопасности государства в условиях международных санкций / Е. И. Гнатышина, О. И. Голиков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -2023. - Т. 2, № 1(51). - С. 62-72. - DOI 10.51965/2076-7919_2023_2_1_62. - EDN WPJHNY.
25. Каурова, О. В. Концепция «Цифровая кооперация регионов» как мера повышения экономической безопасности в цифровом пространстве / О. В. Каурова, Г. Е. Зорин // OpenScience. - 2023. - Т. 5, № 1. - С. 78-91. - EDN IMAYIP.
26. Каурова, О. В. Концепция «Цифровой оазис» как организационно-экономическая мера по повышению экономической безопасности в условиях проникновения цифровой экономики / О. В. Каурова, Г. Е. Зорин // OpenScience. - 2022. - Т. 4, № 4. - С. 49-62. -DOI 10.51632/2658-7939_2022_4_4_49. - EDN PDZUII.
27. Каурова, О. В. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности / О. В. Каурова, А. С. Хархардин // Теневая экономическая деятельность в сфере услуг : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пятигорск, 01-30 ноября 2010 года. - Пятигорск, 2010. - С. 22-28. - EDN PUXRXL.
28. Кузнецова, В. А. Цифровой рубль как новая форма российской национальной валюты / В. А. Кузнецова, Т. Н. Агапова // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2022. - № 2(39). - С. 98-105. - EDN RDHQUW.
29. Ларионов, И. К. Экономическая безопасность личности, общества и государства : (многоуровневый, воспроизводственный, глобальный, системный, стратегический и синергетический подходы) / И. К. Ларионов, М. А. Гуреева. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 479 с. - ISBN 978-5-394-02893-9. - EDN YTFMLN.
30. Малолетко, А. Н. Проблемы влияния рекомендательных систем искусственного интеллекта на экономическую безопасность продавцов на маркетплейса / А. Н. Малолетко, П. С. Чичканов // OpenScience. - 2024. - Т. 6, № 1. - С. 149-159. - EDN JFHDRG.
31. Мельник М.В., Суглобов А.Е. Модернизация учетно-аналитических и контрольных процессов в условиях цифровизации экономики// Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 2. С. 117-126. EDN: JNUEKN.
32. Менеджмент экономико-финансовой безопасности в аспекте предпринимательских структур и личности : Монография / Е. И. Балалова, С. А. Измайлова, В. О. Кожина [и др.]. - Москва : Издательский дом «Научная библиотека», 2024. - 89 с. - ISBN 978-5-605-16210-0.
33. Минаков, А. В. Оценка состояния и угроз экономической безопасности в реальном секторе экономики / А. В. Минаков, Т. Н. Агапова // Вестник Московского университета МВД России. - 2023. - № 2. - С. 272-278. - EDN WFJOMZ.
34. Минаков, А. В. Рост монетизации российской экономики как фактор обеспечения экономической безопасности / А. В. Минаков, Т. Н. Агапова // Вестник экономической безопасности. - 2023. - № 3. - С. 198-204. - EDN UPQQTM.
35. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России): официальный сайт.- Москва.- Обновляется в течение суток.- URL: https://digital.gov.ru/ru/ministry/common/ (дата обращения: 09.05.2024). -Текст: электронный.
36. Министерство экономического развития РФ. О текущей ситуации в российской экономике. Итоги 2023 года. // https://www.economy.gov.ru / material /file/a30ffe689e1cd3fa8f083b2d7aa36cb1 /o_tekushchey_ situacii_v_rossiyskoy_ ekonomike_itogi_2023_goda.pdf?ysclid=lxige6tyip837376458.
37. Министерство экономического развития: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток.URL: https://www.economy.gov.ru/?ysclid=lls9z9gxb817195435 (дата обращения: 08.05.2024). - Текст : электронный.
38. О производстве и использовании валового внутреннего продукта в 2023 г. Срочная информация 7 февраля 2024 года № 18 // https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/18_07-02-2024.pdf.
39. Определение состава показателей оценки уровня развития цифровой экономики в регионе (региональной цифровой среды) / О. В. Каурова, А. Н. Малолетко, Л. В. Матраева, Н. А. Королькова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2020. - № 1. - С. 138-149. - EDN HQNQHU.
40. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://government.ru (дата обращения: 19.05.2024). - Текст : электронный.
41. Пак, Х. С. Мониторинговые исследования экономической безопасности в регионах СТРАН ЕАЭС / Х. С. Пак, С. Н. Ескендиров, А. А. Куприн // Транспортное дело России. - 2021. - № 1. - С. 39-42. - EDN LDVJYV.
42. Полянин, А. В. Управление рисками в предпринимательской деятельности на основе идентификации экономических угроз / А. В. Полянин, Л. И. Проняева, О. А. Федотенкова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 25(2). - С. 178-189. - EDN YVEPEW.
43. Проняева, Л. И. Идентификация угроз и оценка экономической безопасности сельскохозяйственной организации / Л. И. Проняева, О. А. Федотенкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, N° 8(365). - С. 1479-1497. - DOI 10.24891/ni.14.8.1479. - EDN XUZLYL.
44. Серебрякова, Т. Ю. Методические аспекты риск-ориентированного мониторинга экономической безопасности управляющих компаний многоквартирных домов / Т. Ю. Серебрякова, А. С. Анисимов // Экономический анализ: теория и практика. - 2023. - Т. 22, № 3(534). - С. 521-533. - DOI 10.24891/ea.22.3.521. - EDN XDTEUQ.
45. Серебрякова, Т. Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль / Т. Ю. Серебрякова. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2010. - 111 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16004364-7. - EDN WNSXYJ.
46. Стратегические приоритеты развития предпринимательства в Краснодарском крае / С. И. Берлин, Д. В. Петров, И. В. Богдашев, А. А. Адаменко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-4(52). - С. 182-187. - EDN TJLUYB.
47. Суглобов А.Е., Карпович О.Г. Новые вызовы и угрозы для России через призму геополитической конкуренции// Russian Journal of Management. 2021. Т. 9. № 1. С. 91-95. EDN: KYXPXR.
48. Суглобов А.Е., Хмелев С.А., Боярская И.В. Развитие современных моделей обеспечения экономической безопасности предприятия на основе комплексной учетно-информационной системы// Вестник Академии экономической безопасности МВД России, № 2, pp. 13-17, 2014. EDN: UCUGGF.
49. Угрозы экономической безопасности современной России: опыт и последствия : Коллективная монография / А. Н. Алексеев, А. А. Абалакин, С. Л. Блау [и др.]. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2017. - 175 с. - ISBN 978-5-9909478-4-9. - EDN XQCDUF.
50. Устойчивое развитие// https://yandex.ru /images/search?img_url =https%3A%2P/o2 Ftextarchive.ru%2 Fimages%2F615%2F1229408% 2F299f73d7.png&lr =213&p=4&pos=6&rpt =simage&source=related-duck&text =Устойчивое%20развитие.
51. Хмелев С. А., Комплексная учетно-информационная система обеспечения экономической безопасности предприятия, Тольятти: Кассандра, 2011. EDN: TRXDXJ.
52. Экономическая безопасность : Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, преподавателей экономических вузов / Н. Д. Эриашвили, Т. Н. Агапова, С. С. Маилян [и др.]. - Четвертое издание, переработанное и дополненное. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана», 2023. - 480 с. - ISBN 978-5238-03716-5. - EDN LOAVXI.
53. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов современные подходы / Н. Н. Макарова, Г. В. Тимофеева, С. В. Банк, С. А. Хмелев. - Москва : Издательский Центр РИОР, 2019. - 148 с. - ISBN 978-5-369-02024-1. - DOI 10.29039/02024-1. - EDN QQYNYT.
54. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: современные подходы / Н. Н. Макарова, Г. В. Тимофеева, С. В. Банк, С. А. Хмелев. - Москва : Издательский Центр РИОР, 2022. - 148 с. - ISBN 978-5-369-01858-3. - EDN WGHHDP.
55. Экономика должна быть автономной / «Эксперт» № 6 (7)// https://expert.ru /ekonomika /ekonomika- dolzhna- byt-avtonomnoy/.
56. The Impact of Industry 4.0 on the Established Business Models / A. A. Maksaev, A. N. Maloletko, O. V. Kaurova [et al.] // Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration. Volume 2. - Luxembourg: Springer Nature, 2021. - P. 222-233. - DOI 10.1007/978-3-030-80485-5_29. - EDN YJYSHA.
EDN: TBVCSS
H.А Гаража - к.и.н, доцент, заведующий кафедрой «Информатика, математика и общегуманитарные науки», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Новороссийский филиал, Новороссийск, Россия, [email protected],
N.A Garazha - Candidate of History Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Computer Science, Mathematics and General Humanities, Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Novorossiysk, Russia;
И.Г. Рзун - к.ф.-м.н., доцент кафедры «Информатика, математика и общегуманитарные науки», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Новороссийский филиал, Новороссийск, Россия, [email protected],
I.G. Rzun - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, Mathematics and General Humanities, Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Novorossiysk, Russia.
МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОЦЕНКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ METHODS OF STATISTICAL ANALYSIS IN ASSESSING JUVENILE CRIME
Аннотация. В настоящей статье осуществлен обобщающий анализ статистических данных, регистрирующих уровень и такие показатели подростковой преступности в городе Новороссийске как время, место, обстоятельства совершения правонарушений/преступных деяний. Выбрана система социологических показателей для дополнения и расширения статистических показателей подростковой преступности. Для выявления причин девиантного поведения молодых людей и выработки механизмов более успешной их социализации, в целом, снижения уровня детской и подростковой преступности в городе, было проведено анкетирование с учащимися учебных заведений города. Исследование и анализ статистических данных, показало недостаточное внимание в семье и учебных заведениях, как к развивающему досугу молодых людей, так и к их проблемам и потребностям. При учете определенной педагогической запущенности части респондентов, естественных погрешностей исследования, авторы делают вывод о необходимости реструктуризации воспитательной работы в учебных заведениях и усилении контакта с семьей обучающихся.
Absrtract. This article carries out a general analysis of statistical data recording the level and indicators of juvenile crime in the city of Novorossiysk such as time, place, circumstances of the commission of offenses/criminal acts. A system of sociological indicators has been selected to complement and expand statistical indicators of juvenile crime. To identify the causes of deviant behavior of young people and develop mechanisms for their more successful socialization, in general, reducing the level of child and teenage crime in the city, a survey was conducted with students of educational institutions in the city. The study and analysis of statistical data showed insufficient attention in the family and educational institutions, both to the developing leisure time of young people, and to their problems and needs. Taking into account a certain pedagogical neglect of some respondents and the natural errors of the study, the authors conclude that it is necessary to restructure educational work in educational institutions and strengthen contact with the students' families.
Ключевыеслова: статистический анализ, система показателей, анализ данных опроса, метод статистической обработки данных, анализ оценок, подростковая преступность, подростки, педагогическая запущенность, воспитание, социализация.
Keywords: statistical analysis, system of indicators, analysis of survey data, method of statistical data processing, analysis of assessments, juvenile delinquency, teenagers, pedagogical neglect, education, socialization.