Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность региона / концепция «умных систем» / цифровая экономика / цифровая трансформация / туманные вычисления / коридор экономической безопасности / эшелон экономической безопасности / regional economic security / smart systems concept / digital economy / digital transformation / fog computing / economic security corridor / economic security echelon

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А С. Васильчук

В статье рассматриваются вопросы многоуровневого характера системы национальной экономической безопасности. Констатируется, что влияние цифровых преобразований на развитие системы экономической безопасности необходимо оценивать по уровням субъектов и уровням цифровых технологий, которые оказывают существенное влияние на эффективность системы экономической безопасности. Прогрессивной технологией для системы экономической безопасности, является технология «туманные вычисления», которая позволяет структурировать постановку и решение задач экономической безопасности регионов в новом формате. Потребность в быстром, почти мгновенном реагировании на минимизацию рисков и угроз, принятие решений и организация мер, направленных на предотвращение рисковых ситуаций, требует построения архитектуры экономической безопасности региона на основе современных цифровых технологий. Система экономической безопасности должна быть ориентирована на решение проблем защиты жизни и имущества физических лиц, непрерывности деятельности юридических лиц, комплексной защиты территорий, что приобретает особую актуальность в условиях сложной геополитической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATIONS ON THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMIC SECURITY SYSTEM

The article examines the issues of the multi-level nature of the national economic security system. It is stated that the impact of digital transformations on the development of the economic security system should be assessed at the levels of subjects and levels of digital technologies, which have a significant impact on the effectiveness of the economic security system. A progressive technology for the economic security system is the technology of "fog computing", which allows structuring the formulation and solution of problems of economic security of regions in a new format. The need for a quick, almost instantaneous response to minimize risks and threats, decision-making and organization of measures aimed at preventing risky situations requires building an architecture of regional economic security based on modern digital technologies. The economic security system should be focused on solving the problems of protecting the life and property of individuals, the continuity of legal entities, and comprehensive protection of territories, which is especially relevant in a complex geopolitical situation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

В таблице 5 рассмотрим пример выдержки из составленного ОДДС стабильно развивающегося бизнеса, у которого нет значительной суммы свободных денежных средств для осуществления крупных инвестиций.

Таблица 5 - ОДДС организации K

Показатель 2022 г., тыс. руб. 2023 г., тыс. руб

Чистые денежные средства, полученные в результате операционной деятельности 3 945 27 912

Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности (1 212) (32 106)

Чистые денежные средства, полученные в результате финансовой деятельности 2 136 1 602

Чистое уменьшение/увеличение денежных средств и их эквивалентов 4 869 (2 592)

В данном примере, с учетом информации об отсутствии у организации свободных денежных средств для осуществления крупных инвестиций, внимание должна привлекать строка «Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности». Необходимо будет провести исследование такого высокого оттока денежных средств от инвестиций у организации, с точки зрения практического применения, имела место быть неденежная переоценка основных средств, которую организация не исключила из ОДДС.

Таким образом, вся информация о раскрытых суммах в ОДДС должна быть надлежащим образом проверена на достоверную классификацию операционной, инвестиционной и финансовой деятельности в соответствии с характером бизнеса. Неденежные операции, а также инвестиционные и финансовые операции, не требующие использования денежных средств или их эквивалентов должны быть исключены из ОДДС в соответствии с МСФО (IAS 7).

В заключение, МСФО (IAS 7) представляет собой важный инструмент для обеспечения прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности компаний на международной арене. Актуальность и значимость этого стандарта не могут быть переоценены, поскольку он способствует лучшему пониманию денежного потока организации, что, в свою очередь, помогает пользователям финансовой информации в принятии более обоснованных решений. Применение МСФО (IAS 7) требует от компаний тщательной подготовки и анализа данных, однако долгосрочные выгоды от повышения доверия со стороны инвесторов и других заинтересованных сторон оправдывают эти усилия. В условиях глобализации и увеличения взаимодействия между различными экономическими системами соблюдение международных стандартов позволит компаниям не только улучшить свои финансовые показатели, но и укрепить свою репутацию на рынке. В будущем важно продолжать исследовать и адаптировать стандарты к быстро меняющимся условиям экономической среды, что сделает их еще более актуальными и действенными.

Источники:

1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» / [Электронный ресурс] // min-fin.gov.ru : [сайт]. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2017/01/main/MSFO_IAS_7.pdf?ysclid=lopmdtjcxh913081302 (дата обращения: 08.11.2023).

2. Таюрская, Е. И. Анализ финансовой отчетности : порядок формирования отчета о движении денежных средств : учебное пособие / Е. И. Таюрская. - Москва : Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2018. - 64 с. - ISBN 978-5-8906953-46-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1257436 (дата обращения: 08.11.2023). - Режим доступа: по подписке.

EDN: CLJEAU

А.С. Васильчук - аспирант, АНОО ВО Центросоюз РФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия, [email protected],

A.S. Vasilchuk - postgraduate student of the ANOO VO Central Union of the Russian Federation «Russian University of Cooperation», Mytishchi, Russia.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

SSESSMENT OF THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATIONS ON THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMIC SECURITY SYSTEM

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы многоуровневого характера системы национальной экономической безопасности. Констатируется, что влияние цифровых преобразований на развитие системы экономической безопасности необходимо оценивать по уровням субъектов и уровням цифровых технологий, которые оказывают существенное влияние на эффективность системы экономической безопасности. Прогрессивной технологией для системы экономической безопасности, является технология «туманные вычисления», которая позволяет структурировать постановку и решение задач экономической безопасности регионов в новом формате. Потребность в быстром, почти мгновенном реагировании на минимизацию рисков и угроз, принятие решений и организация мер, направленных на предотвращение рисковых ситуаций, требует построения архитектуры экономической безопасности региона на основе современных цифровых технологий. Система экономической безопасности должна быть ориентирована на решение проблем защиты жизни и имущества физических лиц, непрерывности деятельности юридических лиц, комплексной защиты территорий, что приобретает особую актуальность в условиях сложной геополитической ситуации.

Abstract. The article examines the issues of the multi-level nature of the national economic security system. It is stated that the impact of digital transformations on the development of the economic security system should be assessed at the levels of subjects and levels of digital technologies, which have a significant impact on the effectiveness of the economic security system. A progressive technology for the economic security system is the technology of "fog computing", which allows structuring the formulation and solution of problems of economic security of regions in a new format. The need for a quick, almost instantaneous response to minimize risks and threats, decision-making and organization of measures aimed at preventing risky situations requires building an architecture of regional economic security based on modern digital technologies. The economic security system should be focused on solving the problems of protecting the life and property of individuals, the continuity of legal entities, and comprehensive protection of territories, which is especially relevant in a complex geopolitical situation

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, концепция «умных систем», цифровая экономика, цифровая трансформация, туманные вычисления, коридор экономической безопасности, эшелон экономической безопасности.

Keywords: regional economic security, smart systems concept, digital economy, digital transformation, fog computing, economic security corridor, economic security echelon.

Исследования проблем экономической безопасности регионов в условиях цифровых преобразований, в области методологии и в практическом применении, получили распространение в работах международных и отечественных ученых [14, 09, 22, 23 и др.].

Оценка влияния цифровых преобразований на развитие системы экономической безопасности регионов, требует глубокого изучения сущности и технологических возможностей различных IT-технологий, мониторинга технологий IT сферы, которые могут обеспечить полноценную защиту жизни, здоровья и имущества граждан, имущества юридических лиц и региональных органов власти, а также позволяют повышать социальную и экономическую эффективность региона. Например, российские IT-компании, как и ведущие мировые IT-корпорации (Amazon, Google, IBM, Cisco, Dell, Intel, Micrcosoft, Toshiba и др.) ведут активные работы в области туманных вычислений для IoT и IoE в базовых отраслях строительства, промышленности, энергетики, медицины, торговли, сельского хозяйства, военного дела, направленные на защиту экономических интересов стран и регионов [10, 11]. Например, Toshiba и Cisco разработали инфраструктуру распределеной обработки данных на основе вычислительной сети «Cisco Fog Computing Network» компании «Cisco» и технологий «Toshiba» в области сенсорных устройств и конечных элементов обслуживания, географически распределенных мультифункци-ональных вычислительных устройств [10, 11, 25].

Исследования показывают, что достижение устойчивой экономической системы достигается также с соблюдением принципов достижения равновесия, в том числе, с учетом экологической составляющей. Например, с использованием платформы туманных вычислений WiseNet [26, 10, 11] разработана система прогноза и предупреждения наводнений, которая выполнена в рамках проекта FloodNet (интеллектуальная распределенная сеть) учеными университета Саутгэмптона (англ. Southampton). Весьма интересной является разработка GlacsWeb, которая предназначена для облачного / туманного мониторинга движения ледников и исследования ледниковой среды [10, 11] (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнение облачных и туманных вычислений [10, 11]

Элементы «Облако» (Проект Cloud Computing) «Туман» (Проект Fog Computing)

Географическое расположение Централизованное Распределенное

Доступность Удаленно от сетевых элементов В непосредственной близости от сетевых элементов

Количество серверов Через Интернет Через локальную сеть

Расстояние между клиентом и сервером Множество скачков (hops) Один скачок (hop)

Задержка Высокая Низкая

Доступ к хранению и обработке Арендованные каналы Беспроводной

99,99% Высокая нестабильность / высокий уровень резервирования

Несколько Множество

Число пользователей/ устройств Десятки и сотни миллионов Десятки миллиардов

Основные пользователи Люди и устройства Устройства/ сенсоры

Информация о местоположении Нет Есть

Поддержка мобильности Ограниченная Поддерживается

Тем не менее, передовые технологии цифровизации должны быть исследованы с точки зрения влияния на построение системы экономической безопасности регионов, исходя из возможных внешних и внутренних угроз, которые можно нейтрализовать при использовании T-технологий. Как показывают проведенные исследования, построение многоуровневой системы экономической безопасности регионов по функциональному и/или организационному признакам, должно быть дополнено уровнями IT-технологий, которые, в настоящее время, можно классифицировать по уровням, которые позволяют обеспечить не только защиту информации, но и повысить эффективность системы экономической безопасности по разным уровням субъектов системы экономической безопасности. По мнению автора, в систему экономической безопасности регионов надлежит включить «туманные технологии», которые позволят осуществлять мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности хозяйствующих субъектов, а также повышать качественные показатели системы защитных мер.

В экономической литературе «Fog Computing» (туманные вычисления), также называют «Edge Computing» (или периферийные (граничные) вычисления), как новая модель компьютинга, разработанная после «Cloud Computing» (облачных вычислений). Под моделью туманных вычислений предполагается модель, в которой данные, обработка данных, отдельные приложения, размещены в распределительных устройствах на границе сети, что является коренным отличием от модели «Cloud Computing» (облачных вычислений) (рисунок 1) [10, 11].

Туманные технологии получили свое развитие в условиях сложной геополитической обстановки, связаны с развитием и внедрением БПЛА, беспилотных транспортных средств, управлением роботизированными системами контроля и обслуживания территорий, системами видеоконтроля, с перенастройкой систем мобильной связи, а также использованием в системе сигналов морского транспорта, морских маяков и т.д.

Туманные технологии позволяют минимизировать нагрузку на централизованный сервер, которые обозначается как «облако», при стремительно увеличивающихся новых приложениях, генерирующих данные на пользовательских средствах мобильной связи (смартфоны, планшеты и т.д.) (рисунок 2).

Туманные вычисления, можно обозначить как дополнительный уровень IT-технологий в системе экономической безопасности регионов (хозяйствующих субъектов и муниципальных образований), который можно определить по своим техническим характеристикам, как промежуточный уровень между локальными сетями и облачными вычислениями.

Рисунок 1 - Схематичное изображение туманных вычислений [10,11]

Рисунок 2 - Структурно-видовая модель взаимодействия эшелонов в сфере 1Т-технологий для построения системы экономической безопасности регионов (составлено автором)

По мнению автора, построение системы экономической безопасности хозяйствующих субъектов и муниципальных образований, необходимо определять на основе требований защиты экономической информации субъектов и возможностей повышения эффективности деятельности.

Например, в настоящее время, хозяйствующие субъекты и отдельные структуры системы управления в муниципальных образованиях, в связи с необходимостью высокого уровня секретности и требований защиты информации (например, выполнение государственных оборонных заказов), используют в работе только локальные сети, без выхода в сеть Интернет.

Хозяйствующие структуры активно внедряют в деятельность сквозные технологии (система распределённого реестра (блокчейн), сенсорика, робототехника, промышленный Интернет, новые производственные технологии, квантовые технологии, искусственный интеллект, виртуальная реальность, большие данные, беспроводная связь и т.д.), позволяющие обеспечить должный уровень системы внутреннего контроля, оптимизировать производственные процессы, построить безопасную и надежную систему охраны имущества хозяйствующих субъектов. При помощи беспилотных и роботизированных систем осуществляют визуальный контроль, проводят инвентаризацию, доставляют грузы до назначения и т.д.

Как пример, можно привести организацию проведения инвентаризации в промышленных и торговых организациях при помощи БПЛА (дронов) и роботизированных аппаратов, позволяющих ускорить проведение инвентаризаций, повысить точность контрольных процедур, исключить риски «человеческого фактора», обеспечить экономию времени работы персонала, трудовых ресурсов и экономию фонда оплаты труда, при проведении сплошной инвентаризации, отсутствует необходимость останавливать производство или закрывать объект на время проведения сплошной инвентаризации, так как роботизированные системы позволяют осуществлять передачу данных о движении товарно-материальных ценностей в режиме «точно в срок».

Для целей построения многоуровневой системы экономической безопасности, необходимо определить цели и задачи экономической безопасности, соответствующие каждому уровню системы. С учетом влияния цифровых трансформаций, заслуживает внимания подход, который применяют в системе информационной безопасности, обозначенный как «эшелонированная защита».

Необходимо констатировать, что коренным отличием «эшелонированной защиты» в системе экономической безопасности от «эшелонированной защиты» в системе информационной безопасности, является следующее:

1. В системе информационной безопасности, «эшелонированная защита» - аналог «коридора безопасности», он обозначается как «эшелон» (железнодорожный состав, поезд), который предполагает разделение информационных систем на несколько «эшелонов», в каждом из «эшелонов» предусмотрены собственные меры защиты информации и безопасности информационной системы. Таким образом, в системе информационной безопасности - последовательная эшелонированная защита (как в коридоре безопасности), предполагает регламентированные векторы защиты по отдельным эшелонам (например, эшелон защиты сетевой инфраструктуры; эшелон защиты рабочих станций и автоматизированных рабочих мест; эшелон защиты серверной инфраструктуры; эшелон защиты централизованного управления и сбора данных и т.д.).

Таким образом, «эшелонированная защита в системе информационной безопасности» - можно обозначить, как вид «коридора безопасности», по которому последовательно («шаг-за-шагом», «вагон-за-вагоном») решаются вопросы предотвращения компьютерных атак, утечки информации и т.д.

Такой, последовательный подход («шаг-за-шагом»), в системе экономической безопасности, целесообразно обозначить как «коридор экономической безопасности», который может быть использован как один из отдельных этапов в методике оценки комплексной системы экономической безопасности субъектов, для решения последовательно решаемых задач по минимизации рисков и угроз.

В экономической литературе термины «тоннель экономической безопасности» и «коридор экономической безопасности» имеют аналогичное значение. При этом, и тот и другой вид архитектуры построения системы экономической безопасности предполагает заданный вектор движения и является не очень оптимальным вариантом построения архитектуры системы экономической безопасности, так как в условиях быстро изменяющейся внешней среды, требуется многовекторный и многовариантный режим построения архитектуры экономической безопасности.

2. В системе экономической безопасности, в условиях сложной геополитической обстановки, с учетом цифровых преобразований, «эшелонированная защита экономической безопасности» - это система защиты, основанная на многовекторности траекторий движения (условные пороги - «высоты», отстоящие от других пороговых значений на величину установленных интервалов), с целью предотвращения рисков и угроз.

Разработка стратегии экономической безопасности, в этом случае, предусматривает формирование программ мер обеспечения экономической безопасности и «дорожных карт» экономической безопасности в многомерном пространстве, с возможностью быстрого реагирования на возникающие угрозы и вызовы, в котором «коридоры безопасности» могут быть только «отдельными векторами» обеспечения экономической безопасности.

Следовательно, многовариантность угроз и рисков в системе экономической безопасности, требует построения системы экономической безопасности региона, исходя из неустойчивой внешней политики, мобильной внутренней политики, волатильности финансовых показателей и системы налогообложения, требуют мобильности и быстрой реакции на возникающие угрозы, маневренности, изменения траектории движения и мгновенного принятия решений, направленных на минимизацию возможных рисков и предотвращение угроз.

Таким образом, перед разработкой стратегии экономической безопасности хозяйствующих субъектов, муниципальных образований и региона в целом, целесообразно принять за основу подход «эшелонированной защиты экономической безопасности», соответствующий содержанию термина «эшелон», который применяется в авиации (воздушном пространстве), позволяющий характеризовать своевременное и быстрое реагирование на возникающие угрозы по любой траектории движения (вертикальные и горизонтальные).

Данный подход позволит построить многовариантный режим реагирования на быстро изменяющиеся условия внешней среды, при этом соблюдая основной вектор развития: достижение национальных приоритетов и задач, что является основой системы экономической безопасности, предусмотренный п.п.1 п.7 Стратегии экономической безопасности [02].

Особенности и преимущества технологии «туманные вычисления» должны быть предусмотрены при формировании стратегий многоуровневой экономической безопасности регионов.

Включение в стратегии экономической безопасности регионов комплекса мероприятий по разработке и внедрению проекта туманных вычислений позволит повысить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечить комфорт и безопасную среду осуществления деятельности юридических и физических лиц, муниципальных образований.

Эталонная модель туманных технологий ориентирована на искусственный интеллект [10,11], проекты Интернета вещей, мобильной связи 5G (примечание: в настоящее время, в частности, в «Роскосмос», осуществляются разработки, 6G и 7G) [08]. Предполагается, что использование искусственного интеллекта и квантовых коммуникаций, может обеспечить достижение скорости передачи данных от сотен Гбит/с до 1 ТБит/с.

В предыдущих своих публикациях автор отмечал, что по мнению автора, экономическая безопасность региона в условиях цифровизации - это комплексная эшелонированная и многоуровневая защита (локальные сети, туманные технологии, облачные вычисления) жизнедеятельности и имущества граждан и хозяйствующих субъектов (учреждений, предприятий и организаций), выстраиваемая по заданным параметрам потребностей региона в условиях цифровых преобразований.

Архитектура национальной безопасности, как отметил в своем в докладе Белоусов А. на совещании 31.05.2024г. в г. Алма-Ата [07], принимает особо важное значение для национальной безопасности.

Архитектура экономической безопасности регионов, как составная часть национальной безопасности, основывается на базисе «устойчивая и динамичная экономика», имеет многоуровневую структуру и направлена на обеспечение достижения приоритетных национальных целей.

Как отмечает Маковецкий С.А., «Институциональная архитектура экономической безопасности - это процесс организации институционального пространства в реальных его формах, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека путем создания определенных правил и норм» [13,19,20]. Отдельные авторы, применяют в своих исследованиях, архитектурный подход при построении концептуальной модели экономической безопасности предприятия [21].

Архитектура экономической безопасности региона, построенная на основе использования цифровых технологий, должна предусматривать включение в архитектуру условий применения коридоров экономической безопасности в рамках эшелонов экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности граждан (имущества, жизнедеятельности) и имущественных комплексов хозяйствующих субъектов, направленных на бесперебойную работу бизнеса, с учетом процедур цифровой трансформации должно носить комплексный характер и осуществлять комплексную защиту территорий (рисунок 3).

Прописанные в экономической литературе обоснования необходимости разработки коридоров экономической безопасности, в большинстве случаев, ассоциируют с коридором пороговых значений экономической безопасности, базирующееся на интервальных пороговых показателях. За основу, преимущественно, принимают метод индикативного анализа, который предполагает определение экономических показателей, соответствующие требованиям индикаторов для оценки экономической безопасности субъектов любого уровня.

Основные требования к индикаторам изложены подробно в экономической литературе, и, как правило, описываются следующими требованиями:

1) значения, применяемые для достижения целей, а также оценки рисков и угроз должны иметь возможность количественной оценки;

2) показатели должны базироваться на числа, опираться на задачи, ориентироваться на изменения внутренних и внешних угроз, т.е. иметь высокий коэффициент чувствительности к изменениям;

3) показатели-индикаторы должны быть взаимосвязаны, что позволит выстроить комплексную систему оценки уровня экономической безопасности, как хозяйствующих субъектов, так и региона в целом.

Различают группы показателей по «пороговым» и «интегральным» значениям.

«Пороговые» индикаторы - это возможные максимальные и минимальные значения показателей, которые характеризуют определение границы достижения определенных целей.

Для оценки уровня экономической безопасности региона, в нашем исследовании, мы принимаем за основу, для определения пороговых индикаторов - количественные показатели национальных целей, определяемых Правительством РФ на определенный период развития экономики.

Указанные цели позволяют определить достижение регионом целей и задач, поставленных Правительством РФ, что позволит оценить устойчивость экономической системы региона, динамику развития экономики региона, а также выстроить новые стратегии, направленные на достижение региональной стратегии экономической безопасности.

Таким образом, пороговые индикаторы имеют установленную границу (верхнюю или нижнюю границу, максимальный или минимальный уровень). Особое значение, в настоящих условиях, приобретают интервальные показатели, которые имеют как верхнюю, так и нижнюю границы.

Индикаторы безопасности находятся в так называемом «Коридоре безопасности», что позволяет строить вариативные модели экономической безопасности в условиях высокой неопределенности непрерывности бизнеса в условиях экономических санкций.

Поздеев В. Л. определяет экономическую безопасность, как возможность предприятия осуществлять свое развитие в установленных границах (коридоре безопасности) ключевых параметров хозяйственной деятельности [18] (рисунок 4).

Интерес вызывает констатация Поздеевым В.Л. формулировки, что основной целью анализа экономической безопасности является получение информации о допустимых пороговых значениях хозяйственной деятельности и определение факторов, способных удержать развитие предприятия в заданных пределах - коридоре безопасности, а также вывод, что «Коридор безопасности» расположен в пределах среднего темпов роста интегрального показателя хозяйственной деятельности предприятия 103-120 % (коридор безопасности) [18] (рисунок 5).

Пп15Т,ТТТТРТШР \'Т"1("1Р,1ТЯ •ЭЬ'ГУНПХТИ'ЧРГТГПТТ

Эшелоны экономической безопасности в

Рисунок 3 - Эшелоны экономической безопасности региона в сфере 1Т технологий (п.п. 67.5; 67.6;67.8 Стратегии экономической безопасности) (составлено автором)

Годы

Рисунок 4 - Коридор экономической безопасности предприятия [18]

Рисунок 5 - Схема анализа экономической безопасности предприятия [18]

Одним из инструментов, для оценки качества городской среды (его материальной части), является, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р - «Индекс качества городской среды», который также показывает уровень достижения количества городов с благоприятной средой [05, 12]. Например, в национальных Целях были поставлены задачи до 2030 года в 1,5 раза повысить среднее значение Индекса, до 80 % увеличить долю городов с благоприятной городской средой (Указ Президента РФ от 04.02.2021 г. № 68) [1]. Проведенные исследования, позволяют констатировать, что по группам крупнейших, крупных и больших городов, в 2023г. уровень среднего индекса качества городской среды стремится к максимальному значению (360 баллов), и достигает 98 % в группе крупных городов, 88 % - в группе крупнейших городов, 85 % - в группе больших городов (таблица 2).

Цели Правительства РФ на 2030 год в 1,5 раза повысить среднее значение Индекса, до 80 % увеличить долю городов с благоприятной городской средой (Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68) [1].

Таблица 2 - Индекс качества городской среды в 2023г.

№ Группы городов Количество чел. (население) Кол-во городов в группе Процент благоприятной среды,% Средний балл Максимальный балл Минимальный балл

01 Крупнейшие Более 1 млн. чел. 16 88 220 304 (г. Москва) 161 (г.Омск)

02 Крупные 250 тыс.чел. -1 млн.чел. 62 98 219 251 (г. Ярославль, г. Химки, г. Мытищи) 180 (г. Симферополь)

03 Большие 100-250 тыс.чел. 92 85 213 273 (г. Реутов) 159 (г. Кызыл)

04 Средние 50-100 тыс.чел. 148 74 204 272 (г. Кудрово) 156 (г. Краснокаменск)

05 Малые 25-50 тыс.чел. 246 73 202 254 (г. Истра) 132 (г. Усть-Джегута)

06 Малые 5-25 тыс.чел. 502 58 193 259 (г. Зеленоградск) 110 (г. Алзамай)

07 Малые До 5 тыс.чел. 51 53 193 251 (г. Иннополис) 132 (г. Среднеколымск)

Составлено автором по: [05,12]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Результаты формирования Индекса используются в реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе для определения размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды [05,12].

Необходимо отметить, что методика оценки качества городской среды - инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий её формирования не предусматривает процедуры цифровой трансформации и оценку влияния цифровизации на экономику муниципальных образований, что является недостатком указанного расчета.

Классификация городов предполагает деление на крупнейшие, крупные, большие, средние и несколько разновидностей малых городов (таблица 2, рисунок 6).

Рисунок 6 - Удельный вес городов в Российской Федерации в 2023г. по численности населения

Самый высокий средний балл качества городской среды в группе крупнейших городов (более 1 млн.чел.) - 220 баллов, в группе крупных городов (от 250 тыс.чел. до 1 млн. чел.) - 219 баллов, в группе больших городов (100 - 250 тыс.чел.) - 213 баллов, в группе средних городов (50-100 тыс.чел.) - 204 баллов, в малых городах (от 5 тыс. до 50 тыс. чел.) - от 193 до 202 баллов, при 360 максимально возможных (рисунок 7).

Крупнейшие Крупные Большие Средние Малые (25 50 Малые (5-25 Малые (до 5

тыс.чел.) тыс.чел.) тыс.чел.)

количество ^■—процент -средний балл

Рисунок 7 - Индекс качества городской среды по группам городов в 2023 г.

(составлено автором по [5,12])

Детальное изучение индекса качества городской среды, например, по группе крупнейших городов, показывает, что самые высокие индексы в городах Москва и Санкт-Петербург. Остальные крупнейшие города находятся, приблизительно, на одном уровне качества жизни, за исключением г. Волгоград и г. Омск, которые имеют наименьшие показатели качества городской среды (рисунок 8).

Рисунок 8 - Индекс качества городской среды по группе крупнейших городов в 2023 г.

(составлено автором по [5,12])

Повышение качества городской среды имеет важное значение и будет совершенствоваться «исходя из численности населения, климатических и географических особенностей», с целью «принять эффективные решения по развитию ключевых городских сервисов и инфраструктуры, в том числе в сфере предоставления образовательных, социальных, медицинских и культурно-развлекательных услуг, определив возможные инструменты государственной поддержки» [6].

C целью совершенствования качества жизни населения, в большинстве муниципальных образований внедряют элементы эталонной модели туманных вычислений. C точки зрения экономики, важное значение приобретает размещение туманных вычислений в мобильных сетевых узлах (Radio Network Edge), что обеспе-

чивает экономное расходование электроэнергии за счет эффективного управления производственным процессом (промышленным оборудованием) и домашними электроприборами [10, 11].

Создание комфортной и безопасной среды, сохранение качества жизни граждан, внедрение передовых цифровых технологий и другие приоритетные направления развития Российской Федерации [3], направлены на достижение цели устойчивой и динамичной экономики, которая является основной целью экономической безопасности страны [2].

Одним из этапов создания комфортной и безопасной среды, а также совершенствования качества жизни населения, в настоящее время, является внедрение концепций «Умных систем» («Умных городов», «Умных домов», «Умных университетов», «Умных ритейлеров» и т.д.). По нашему мнению, концепция «Умных систем» должна быть обозначена, как основное направление развития регионов, что позволит обеспечить качество жизни населения и будет направлено на обеспечение экономической безопасности не только физических лиц, но и региональных экономических субъектов. Концепции «Умных систем» базируются на том, что в среду населенных пунктов внедряют и устанавливают объекты, которые имеют интерактивные составляющие (включающие варианты взаимодействия «владелец- физическое лицо; «физическое лицо-устройство»; «владелец-устройство»), т.е. наделены интерактивными и информационными функциями.

«Умные объекты», имея стандартные функциональные характеристики (скамейка, урна, уличный светильник, цветочный вазон и т.д.), одновременно, являются «Интернет-вещами», объединяются посредством сети Интернет 4G (в Стратегии -5G) в единую систему управления. Внедрение «умных городских объектов» оказывает влияние на развитие не только общественной среды населенных пунктов, но и позволяет обеспечивать безопасность жизнедеятельности граждан и эффективное развитие хозяйствующих субъектов, которые, с одной стороны, могут являться разработчиками и поставщиками «умных городских объектов», с другой стороны, экономические субъекты могут использовать объекты в своей хозяйственной деятельности, в зависимости от того, где объекты буду установлены.

Как показывают проведенные исследования, наиболее востребованными, в настоящее время, являются в системах «Умный город» применение и внедрение «Умной городской мебели» (таблица 3).

«Умная городская мебель» улучшает качество жизни населения, создает комфортную и безопасную среду, и является важным фактором обеспечения экономической безопасности физических лиц за счет внедрения цифровых технологий в городскую среду, например, предоставлением бесплатного Интернета на всей территории населенного пункта (г.Таллин, Эстония), а также, интегрированных в городскую архитектурную среду «умной городской мебели» с солнечными панелями, подогревом и/или охлаждением «Умных скамеек» (ОАЭ, Сингапур и т.д.), с поддержкой технологии Wi-Fi, Bluetooth и 4G (5G); «Умными цветочными вазонами» и поливочными системами для озеленения населенных пунктов, «умными мусорными баками/урнами» и т.д.

Как отмечалось ранее, комфортную городскую среду позволит обеспечивать такая составляющая, как «умные мусорные баки/урны». Чипы (датчики) будут осуществлять мониторинг уровня наполняемости мусорных баков (мусорных урн), что позволит быстро и качественно освобождать мусорные емкости от мусора, одновременно, датчики позволяют осуществлять контроль безопасности «городской среды», например, тестируя показатели с учетом риска возгорания и задымления.

Таблица 3 - Примеры «Умной городской мебели» (составлено автором)

Пример «Умной городской мебели» Функционал «Умной городской мебели» Диапазон средних цен объектов по данным сайта гос.закупок* (№44-ФЗ, №223-ФЗ) за 2023г., тыс.руб.

«Умная скамейка» Современные и погодоустойчивые, с солнечными панелями, USB разъемами, с возможностью «подогрева» сидений в холодное время года и т.д. 335,00-837,00

Городское «умное» зарядное устройство С точкой доступа Wi-Fi, с предоставлением возможности быстрой зарядки га-джетов, и подзарядки аккумуляторов для самокатов, мопедов, велосипедов и т.д. 19,00-45,00

«Умная урна» С системой измерения уровня мусора, датчиками контроля возгорания и задымления и т.д. 65,00230,00

«Умный столб» Автоматическое управление фонарем в зависимости от уровня природной освещенности территории 125,00-510,00

«Умный дорожный знак-светофор» Управление контентом LED-дисплея через сеть 210,00-370,00

«Умная банкетка» С поддержкой технологии Wi-Fi, Bluetooth и 4G 310,00-425,00

Интерактивный экран для городской среды и детских площадок С программным обеспечением Pragmatic Pixel 230,00820,0

«Умная детская площадка» С системой видеоконтроля, интерактивных экранов, мониторингом безопасности (подключение к системе видеомониторинга системы МВД (г. Москва), точками доступа Wi-Fi, датчиками контроля экологической безопасности песочниц, «Умные детские игровые комплексы», «Умные детские научные площадки» и т.д. 1700,00-9800,00

«Умные цветочные вазоны» Система датчиков фиксирует увлажнение почвы, уровень кислотности и т.д., полив осуществляется автоматически, одновременно, вазоны могут быть использованы как рекламные интерактивные панели (г. Москва, Россия) 33,00-135,00

* примечание: стоимость зависит от вида объекта, количественных и качественных характеристик объекта, расположения населенного пункта в регионе, удаленность региона, сопровождение программными продуктами и т.д.

Работники муниципальных служб по уборке территорий, на основании показаний датчиков, оптимизируют маршруты уборки территорий, выстраивая график уборки и время уборки мусорных контейнеров, с учетом скорости заполняемости мусорных баков и степенью риска отходов.

Функционал «умных систем» постоянно совершенствуется и позволяет улучшать качественный состав жизни физических лиц, за счет удобства и комфорта.

Тем не менее, требуется констатировать, что в системах «умный город» и т.д., в настоящее время, необходимо внедрять «умные системы», обеспечивающие комфортное существование физических и непрерывность деятельности юридических лиц на основных уровнях жизнеобеспечения: электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, отопление и т.д.

Большинство объектов «Умных систем» могут быть определены, как объекты «улучшения социальной инфраструктуры», следовательно, оценить достоверно экономическую эффективность внедрения указанных объектов в городскую среду (среду населенного пункта), не представляется возможным. Если расходы на приобретение, установку и техническое сопровождение объектов «умных систем» можно определить с высокой степенью точности, то для целей экономической безопасности, можно определить только социальную эффективность или, в лучшем случае, социально-экономическую эффективность (например, по объектам: мусорные баки/ мусорные урны и др.).

Таким образом, принимая во внимание, многоуровневый характер системы национальной экономической безопасности (физические лица - хозяйствующие субъекты - муниципальные образования - регионы -государство), можно констатировать, влияние цифровых преобразований на развитие системы экономической безопасности необходимо оценивать по уровням субъектов и уровням цифровых технологий, которые оказывают существенное влияние на эффективность системы экономической безопасности.

Прогрессивной технологией для системы экономической безопасности, является технология «туманные вычисления», которая позволяет структурировать постановку и решение задач экономической безопасности регионов в новом формате. Потребность в быстром, почти мгновенном реагировании на минимизацию рисков и угроз, принятие решений и организация мер, направленных на предотвращение рисковых ситуаций, требует построения архитектуры экономической безопасности региона на основе современных цифровых технологий.

Система экономической безопасности должна быть ориентирована на решение проблем защиты жизни и имущества физических лиц, непрерывности деятельности юридических лиц, комплексной защиты территорий, что приобретает особую актуальность в условиях сложной геополитической ситуации.

Источники:

1. Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности» от 2 июля 2021 г. № 400// https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/ 401325792/#1000.

2. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13 мая 2017 г. № 208 // https:/ www.garant.ru /products/ipo/prime /doc/71572608/.

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» https://intemet.garant.rU/#/document/408992634/paragraph/1:2.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. № 546 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» (Вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 31 августа 2030 г.) // официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 27 апреля 2024 г. № 0001202404270029 // Собрание законодательства Российской Федерации, 29 апреля 2024 г. № 18 ст. 2460.

5. Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды (с изменениями и дополнениями) (ред. 29.09.2023 г.).

6. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам и комиссий Госсовета по направлениям социально-экономического развития (утв. Президентом Российской Федерации 4 августа 2024 г.).

7. Белоусов: США и их партнеры разрушают мировую архитектуру безопасности - KP.RU// https://www.kp.ru/online/news/5832872/ ?ysclid=lzo0j0wkog253285465.

8. Бывший генконструктор ГЛОНАССа рассказал о перспективах 6G и 7G в России - РБК// https://www.rbc.ru/technology_ and_media/28/10/2022/63 5 ac 17b9a794734f95c75b4?ysclid =lzi1ssbzoc850923956.

9. Гнатышина, Е. И. Анализ и оценка «серого» и параллельного импорта в контексте экономической безопасности государства в условиях международных санкций / Е. И. Гнатышина, О. И. Голиков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -2023. - Т. 2, № 1(51). - С. 62-72. - DOI 10.51965/2076-7919_2023_2_1_62. - EDN WPJHNY.

10. Гольдштейн Б., Голышко А. Наша цель - клаудизм!? // Первая миля. 2018. № 3. С. 46-52.

11. Гольдштейн Б., Голышко А. Наша цель - клаудизм!? // Первая миля. 2018. № 4. С. 16-22.

12. Индекс качества городской среды// https://индекс-городов.рф/#/.

13. Маковецкий С. А., Институциональная архитектура экономической безопасности как организационной процесс// https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/120477/250-251.pdf7sequence=1&isAllowed=y#:~:text=Институциональная%20 архитек-тура%20 экономической%20безопасности%20-,создания%20определенных%20правил%20и%20норм.

14. Мельник М.В., Суглобов А.Е. Модернизация учетно-аналитических и контрольных процессов в условиях цифровизации экономики// Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 2. С. 117-126. EDN: JNUEKN.

15. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России): официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://digital.gov.ru/ru/ministry/common/ (дата обращения: 09.05.2024). -Текст: электронный.

16. Министерство экономического развития: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. URL: https://www.economy.gov.ru/ ?ysclid=lls9z9gxb817195435 - Текст : электронный.

17. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://government.ru - Текст : электронный.

18. Поздеев, В. Л. Анализ в системе экономической безопасности предприятия / В. Л. Поздеев // Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 2(19). - С. 38-47. - EDN SDYQDZ.

19. Рябков, И. Л. Сущность и классификация категории «экономическая безопасность» в современной экономике / И. Л. Рябков, Н. Н. Яшалова // Известия ДВФУ. Экономика и управление. - 2019. - № 3. - С. 12-24.(из Маковецкого).

20. Ткач, А. А. Институциональная экономика. Новая индустриальная экономика / А. А. Ткач. - К.: Центр учебной литературы, 2007. - 304 с. (из Маковецкого).

21. Толстых, Т. Н. Построение концептуальной модели экономической безопасности предприятия на основе архитектурного подхода / Т. Н. Толстых, В. А. Крюченков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 8(100). - С. 4953. - EDN OBMHEB.

22. Хмелев С. А., Комплексная учетно-информационная система обеспечения экономической безопасности предприятия, Тольятти: Кассандра, 2011. EDN: TRXDXJ.

23. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: современные подходы / Н. Н. Макарова, Г. В. Тимофеева, С. В. Банк, С. А. Хмелев. - Москва : Издательский Центр РИОР, 2022. - 148 с. - ISBN 978-5-369-01858-3. - EDN WGHHDP.

24. Chiang M. and Zhang T. Fog and IoT: An overview of researchopportunities // IEEE Internet of Things Journal. 2016. Vol. 3. No. 6. PP. 854-864.

25. Cisco - Fog computing and the Internet of Things: Extend the cloud to where the things are. 2015. [Online]. Available: http://www.cisco.eom/c/ dam/enus/solutions/trends/iot/docs/computing- overview.pdf.

26. Eisa Aleisa Wireless Sensor Networks Framework for Water Resource Management that Supports QoS in the Kingdom of Saudi Arabia Original Research Article, Procedia Computer Science. 2013. Vol. 19. PP. 232-239.

EDN: FTZHIH

В.А Великий - аспирант кафедры индустриальной стратегии, Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Москва, Россия, [email protected],

V.A. Velikii - PhD student at the department of industrial strategy, National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia;

Т.О. Толстых - д.э.н., профессор кафедры индустриальной стратегии, Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Москва, Россия, [email protected],

T.O. Tolstykh - Doctor of economics, professor Department of industrial management, National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia;

Н.В. Шмелева - д.э.н., доцент кафедры индустриальной стратегии, Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Москва, Россия, [email protected],

N.V. Shmeleva - Doctor of economics, associate professor at the department of industrial strategy, National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia.

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТИ AN APPROACH TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF INDUSTRIAL INTEGRATION IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING THE POLICY OF IMPORT INDEPENDENCE

Аннотация. В статье предлагается подход для оценки эффективности интеграции предприятий в промышленные экосистемы России, что особенно актуально в условиях реализации политики импортонезависимости и стремления к достижению технологического суверенитета. Подход включает шесть этапов: скрининг потенциальных участников, прогнозирование влияния интеграции на целевые показатели, валидация результатов с участием экспертов, оценка рисков и планирование их минимизации, а также принятие решений, реализация интеграции и последующий мониторинг. Апробация предложенного подхода на примере сегмента нержавеющего проката показала его эффективность и применимость для достижения целей экономической устойчивости и технологического развития в стратегически важных отраслях. Полученные результаты подчеркивают значимость промышленной интеграции для обеспечения национальной безопасности и экономического роста. Результаты исследования могут быть применены при разработке государственной промышленной политики, поддержке отраслей, и реализации программ импортозамещения.

Abstract. An approach for assessing the efficiency of enterprise integration into industrial ecosystems of Russia is proposed, which is especially relevant in the context of implementing the import independence policy and striving to achieve technological sovereignty. The approach includes several stages: screening of potential participants, forecasting the impact of integration on target indicators, validation of results with the participation of experts, risk assessment and planning for their minimization, as well as decision-making, implementation of integration and subsequent monitoring. Testing of the proposed approach on the example of the stainless steel segment showed its efficiency and applicability for achieving the goals of economic sustainability and technological development in strategically important industries. The obtained results emphasize the importance of industrial ecosystems for ensuring national security and economic growth. The results of the study can be applied in the development of state industrial policy, support for industries, and implementation of import substitution programs.

Ключевые слова: инновационные промышленные экосистемы, импортонезависимость, технологическое развитие, оценка эффективности, экономическая устойчивость, импортозамещение

Keywords: innovative industrial ecosystems, import independence, technological development, efficiency assessment, economic sustainabil-ity, import substitution

Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда N° 23-28-01548 https://rscf.ru/project/23-28-01548/.

Acknowledgments. The study was supported by Russian Science Foundation under Scientific Project № 23-28-01548 https://rscf.ru/project/23-28-01548/.

Введение

Актуальность данного исследования подчеркивается текущим геополитическим контекстом. Санкции и международные торговые ограничения вынудили Россию ускорить свою технологическую самодостаточность и снизить зависимость от иностранных технологий [1]. В последние годы стратегические императивы технологического развития и импортной независимости приобрели первостепенное значение для России, что обусловлено как внутренними амбициями, так и внешним геополитическим давлением. Глобальный ландшафт все больше характеризуется быстрым технологическим прогрессом и меняющейся динамикой экономического влияния, что требует от стран укрепления своего промышленного потенциала для поддержания конкурентоспособности. Для России эта проблема особенно остра, учитывая ее историческую зависимость от экспорта энергоносителей и необходимость диверсификации своей экономической базы [2].

Концепция инновационных промышленных экосистем возникла для диффузии инноваций. Исходя из этого, промышленные экосистемы могут использоваться для поддержки политики импортонезависимости, к примеру, экосистемы, характеризующиеся синергией между предприятиями, научно-исследовательскими институтами и государственными органами, способствуют распространению инноваций, повышают производительность и укрепляют экономическую устойчивость [3]. Для России интеграция предприятий в такие экосистемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.