Научная статья на тему 'Теоретические аспекты анализа влияния развития кластеров на рыночную конкуренцию'

Теоретические аспекты анализа влияния развития кластеров на рыночную конкуренцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / СТРУКТУРА / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТНЫЕ СВЯЗИ / КООРДИНАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CLUSTERS / STRUCTURE / COMPETITION / INNOVATIONAL ECONOMY / COMPLETION CONNECTIONS / COORDINATION / COMPUTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизов Валерий Владимирович

Обосновываются некоторые аспекты анализа методологии становления и развития кластеров в современной рыночной экономике. Рассматриваются основные направления влияния кластеров на рыночную конкуренцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE ANALYSTS OF CLUSTERS DEVELOPMENT INFLUENCE ON MARKET COMPETITION

The article rums some aspects of analysis of the methodology of clusters formation and development in modern market economy. The anther examines the main directions of clusters influence on market competition.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты анализа влияния развития кластеров на рыночную конкуренцию»

УДК 332.133.6

В. В. Сизов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ НА РЫНОЧНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ

Обосновываются некоторые аспекты анализа методологии становления и развития кластеров в современной рыночной экономике. Рассматриваются основные направления влияния кластеров на рыночную конкуренцию.

Ключевые слова: кластер, структура, конкуренция, инновационная экономика, конкурентные связи, координация, конкурентоспособность.

Накопленный за последние десятилетия опыт экономической деятельности в разных странах мира показал высокую эффективность кластерного подхода к развитию производительных сил и повышению конкурентоспособности национального хозяйства. Успехи экономической практики в развитых странах с рыночной экономикой заставляют задуматься о том, что каждая отрасль народного хозяйства не должна рассматриваться отдельно от остальных, но комплексно изучаться в совокупности взаимосвязанных производительных сил и экономических отношений с учетом их локализации. Некоторые российские авторы полагают, что развитие одной базовой отрасли служит толчком к развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также сегментов услуг, образуя кластер экономической активности [1]. Однако в российской экономической действительности наблюдается отсутствие четкого понимания кластерного подхода к повышению конкурентоспособности национальной экономики как на уровне ученых-эко-номистов, так и на уровне производственного менеджмента и государственного управления. В результате все еще нет апробированных механизмов организационно-экономического функционирования и управления развитием кластеров.

Вместе с тем вопрос формирования кластеров достаточно подробно представлен в экономической литературе. Так, в 1990-х - начале 2000-х гг. определенный интерес среди специалистов в области экономической географии, а также экономистов и разработчиков экономической политики вызывает проблема локальной промышленной агломерации и производственной специализации [2]. Однако многообразие работ по образованию кластеров одновременно и облегчает и затрудняет изучение данного вопроса, так как в них предлагается множество различных объяснений того, как образуются кластеры, но при этом отсутствует единая система, позволяющая оценить истинность этих предположений.

В итоге анализа методологии исследования становления и развития кластеров в современной рыночной экономике можно сделать следующие выводы.

Во-первых, отличие разработанного нами подхода к анализу содержания кластеров заключается в их системном видении. В то время как другие авторы рассматривают кластеры как «сгустки», «участки» глобализующейся национальной и мировой экономики, как территории со своими экономическими особенностями, как объект проведения промышленной политики, мы определяем кластер как совокупность конкурентоспособных предприятий, обладающую такими функциями, как интеграционная, конкурентная, инновационная, бюджетонаполняющая, социальная, стратегическая. Поэтому факторы развития кластеров в российской экономике включают в себя повышение производительности труда и эффективности традиционных производств, ускорение инновационного обновления техники и технологий российской промышленности, обеспечение коммерциализации ноу-хау и рыночных новаций.

Во-вторых, в отличие от других авторов мы рассматриваем объектно-субъектную структуру кластеров не как набор его участников и связей между ними, а как систему, объединяющую пять подсистем. К их числу относятся: объектная структура, включающая все виды экономических связей между субъектами кластера (отношения собственности, производства и распределения готового продукта, финансирования его выпуска и пр.); субъектная структура (комплекс предприятий, организаций, органов государственного и муниципального управления, потребителей и пр.); рыночно-средовая структура (формальные и неформальные объединения субъектов локального рынка); бизнес-процессная структура (повторяющиеся бизнес-процессы, протекающие в разных субъектах кластера и при взаимодействии между ними); проектная структура (воспроизводимые последовательности мероприятий, имеющие конкретную достижимую и проверяемую цель).

В процессе формирования кластеров как сложно-структурных систем возрастает роль государства как их важнейшего субъекта. Государство выступает и как вмещающая среда развития кластеров, и как их полноправный субъект (к примеру, в лице государственных НИИ, организаций НИОКР, а также унитарных предприятий).

Поэтому в процессе формирования возрастает роль государства, которое становится значимым субъектом кластеров. Его роль не может ограничиваться нормативно-правовым регулированием, а должна вместе с тем включать в себя разработку стратегий развития кластера, координацию интересов его участников, формирование рыночной инфраструктуры их поддержки, финансово-кредитное стимулирование развития в кластере конкурентоспособных производств.

В-третьих, развитие кластеров в российской экономике приобретает роль средства усиления конкурентных позиций национальных производителей. К направлениям активизации данного средства относятся такие, как повышение производительности фирм - субъектов кластера, дающее им лидерство в издержках, увеличение возможностей для инновационного роста производства конкурентоспособной продукции в рамках кластера, облегчение формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера.

На уровне субъектов кластера к основным целям эффективной конкурентной борьбы относятся: удовлетворение требований рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, отвечающих современным требованиям качества; повышение качества персонала, выход на новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций; достижение устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера. Реализация данных целей требует анализа конкурентных преимуществ российской экономики и ее субъектов.

Анализ основных концепций конкуренции и мирового опыта рыночной деятельности позволяет сделать вывод о том, что создаваемая М. Портером и другими авторами теория кластеров лежит в основе развития наиболее преуспевающих фирм и групп отраслевых предприятий. Непреложным фактом является то, что сегодня кластерные системы объединяют наиболее эффективные и взаимосвязанные виды экономической деятельности, группируя успешно конкурирующие фирмы. Эти фирмы образуют лидирующую составляющую всей экономики и обеспечивают конкурентные позиции страны на отраслевом, национальном и мировом рынках. Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности отдельных групп предприятий, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности: при анализе конкурентоспособности страны, региона, отрасли и групп отраслевых предприятий; как основа национальной промышленной политики, особенно в части развития новых высокотехнологичных

производств; при разработке программ регионального развития, позиционирования территорий в системе общенационального размещения производительных сил; как основа стимулирования инновационной деятельности - основного фактора конкурентной борьбы на современных рынках; как основа развития взаимовыгодного взаимодействия большого и малого бизнеса.

Направления влияния кластеров на рыночную конкуренцию можно представить в следующем виде. Первым направлением выступает повышение производительности фирм - субъектов кластера, дающее им лидерство в издержках, чему способствуют следующие факторы: повышение эффективности специализации и разделения труда; экономия масштаба при покупке сырья, проведении совместных НИОКР, маркетинговых исследований; облегчение доступа к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации; совершенствование логистических цепочек, а также развитие взаимного коммерческого кредитования технологически связанных фирм кластера; развитие инфраструктуры профессиональных, финансовых и других услуг.

Второе направление заключается в повышении возможностей для инновационного роста производства конкурентоспособной продукции в рамках кластера, к факторам которого относятся: создание каналов для эффективного взаимодействия субъектов инновационной деятельности, связанного с формированием совместно с НИИ, университетами, технопарками, промышленными предприятиями внедренческих фирм, научно-производственных зон, а также реализацией пилотных проектов выпуска принципиально новых товаров и пр.; становление опережающего прогнозирования изменения потребительских предпочтений и своевременная адаптация к ним имеющихся в кластере производительных сил; создание среды, благоприятствующей появлению ранее не существовавших комбинаций свойств благ; перераспределение инновационных рисков.

Третье направление влияния кластеров проявляется в росте конкурентоспособности составляющих их субъектов, в облегчении формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера за счет: использования венчурного капитала для развития быстрорастущих компаний, высоко оцениваемых фондовым рынком; увеличения масштаба сделок, в которых индивидуальные компании не конкурентоспособны; укрепления социальных и других неформальных связей, способствующих появлению новых бизнес-идей; совершенствования информационных потоков внутри кластера.

На уровне субъектов кластера - фирм-произво-дителей товаров и услуг - кластеры позволяют до-

стичь следующих основных целей эффективной конкурентной борьбы.

Во-первых, удовлетворить требования рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества.

Во-вторых, обеспечить обучение персонала, исследование рынка, охват новых рынков сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций.

В-третьих, достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Высокую конкурентоспособность и стабильность кластерных хозяйственных систем определяют прежде всего факторы, стимулирующие распространение новых технологий, характер и структуру взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчают комбинирование факторов производства и становятся предпосылкой эффективной инновации. Территориальные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития современного предпринимательства - малого, среднего и крупного.

В развитии современных конкурентоспособных кластеров сыграли роль такие процессы, как приватизация и разгосударствление на начальном этапе реформ, необходимость развития производства за счет крупномасштабного привлечения инвестиций в отраслевые комплексы регионов, ликвидация бартера и пр. В результате сформировались предпосылки для развития конкурентных связей как между кластерами, так и внутри них. Однако для появления в стране кластеров, способных конкурировать с ведущими мировыми агломератами, необходимо развитие инновационной сферы российской промышленности.

Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных, финансовых и сбытовых взаимодействий субъектов хозяйствования является фактор инновацион-

ной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны - экономически развитые и только начинающие формировать рыночную экономику -все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем (НИС).

Таким образом, инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций вузов и т. д.). Такие кластеры позволяют использовать преимущества самых эффективных способов координации экономической системы (внутрифирменная иерархия, рыночные механизмы, партнерское взаимодействие, аутсорсинг и др.), что дает возможность быстро и эффективно осуществлять трансферт новых знаний, научных открытий и изобретений, преобразуя их в инновации, востребованные рынком. Объединение в инновационный кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, а строго ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций. При этом формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные преимущества. Кластеры инновационной деятельности создают новый продукт или услугу усилиями нескольких фирм или исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети деловых взаимосвязей.

Процесс формирования кластеров в промышленности в качестве конкурентоспособных субъектов хозяйствования на внутреннем и мировом рынках выступает ведущей тенденцией современной инновационной экономической политики в России.

Список литературы

1. Беспалов В. А., Леонтьев В. Б., Рыгалин Д. Б., Микитась А. В. Механизмы создания и функционирования высокотехнологичных отраслевых кластеров. М.: МИЭТ, 2005. 163 с.

2. Куравлёв В. Р., Данилов С. П. Локализация российского промышленного производства в условиях рыночных реформ. М.: ИЭПП, 2001. 152 с.

Сизов В. В., профессор, проректор по социально-экономической политике, заслуженный работник высшей школы РФ. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: svvsizov@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 16.11.2010.

V. V. Sizov

THEORETICAL ASPECTS OF THE ANALYSTS OF CLUSTERS DEVELOPMENT INFLUENCE

ON MARKET COMPETITION

The article rums some aspects of analysis of the methodology of clusters formation and development in modern market economy. The anther examines the main directions of clusters influence on market competition.

Key words: clusters, structure, competition, innovational economy, completion connections, coordination, computability.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: svvsizov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.