ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Теоретические аспекты анализа произведений А. Пьяццоллы: современная гармония и аргентинское танго Федотова Н. А.
Федотова Нина Александровна /Fedotova Nina Aleksandrovna - преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Оганерская детская школа искусств, г. Норильск
Аннотация: в статье рассматриваются изменения, произошедшие в гармонии ХХ века, сравниваются взгляды разных авторов (Ю. Н. Холопова, Л. С. Дьячковой), выделяются закономерности в музыке А. Пьяццоллы.
Ключевые слова: Пьяццолла, гармония, закономерности гармонии, музыка ХХ века, современная музыка, анализ.
Музыка ХХ века характеризуется явным предпочтением новизны. «Волна новаторства буквально захлестнула музыку. Она охватила все уровни музыкального сознания и музыкального языка радикальному преобразованию подверглись коренные основы музыки», - замечает Л. С. Дьячкова [3].
Глобальные изменения, произошедшие в гармонии ХХ века, во многом были обусловлены широким кругом «внешних» причин исторического, социального, культурного и эстетического характера. Большое значение имели и «внутренние», собственно музыкальные тенденции, которые выразились в поиске новых гармонических средств, в признании кризиса классико-романтической тональной системы. Музыкальный язык ХХ века стремится к большей конкретности, непосредственности, остроте выражения музыкальных идей. Он изменяет представление об аккордике, консонантности, тональном единстве и обо всём том, что традиционной называется «гармонией».
Одним из интереснейших примеров самобытного композиторского творчества является искусство Астора Пьяццоллы (Astor Piazzolla, 1921-1992) - аргентинского музыканта и композитора второй половины ХХ века. В Аргентине он известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).
Музыка А. Пьяццоллы вызывает неизменный слушательский интерес, в частности, благодаря взвешенному использованию новых и традиционных возможностей гармонии. Произведения А. Пьяццоллы органичны, и отдельные элементы его музыкального языка тесно взаимосвязаны друг с другом. В результате возникает яркий, вызывающий эмпатию у слушателей, музыкальный образ.
В наши дни произведения А. Пьяццоллы включают в свой репертуар видные филармонические исполнители (скрипач Г. Кремер, известные камерные ансамбли). По произведениям композитора делаются самые разнообразные транскрипции; они широко издаются во всем мире. В 1993 г. А. Пьяццолла был номинирован на премию «Грэмми» за произведение «Oblivion» в категории «лучшая инструментальная композиция». Творчество композитора в историко-биографическом ключе освещено в работе В. Р. Доценко, черты стиля композитора обозначены в статье Е. В. Чемезовой.
Понимание «общих законов гармонии» в музыке ХХ века достаточно хорошо изучено в музыковедении. Звуковысотная организация музыки ХХ века стала активно изучаться в российском музыкознании с середины века (А. Н. Должанский, Ю. Н. Тюлин, Л. А. Мазель и др.). Различные аспекты гармонии в современной музыке рассматриваются Ю. Н. Холоповым, Ю. Г. Коном, Ю. И. Паисовым, Н. С. Гуляницкой, Л. С. Дьячковой, Д. И. Шульгиным и др.
В исследованиях Ю. Н. Холопова предпринимается одна из первых попыток обобщить то новое, что отличает гармонию ХХ века от предшествующей, дать определение современной гармонии, носящее достаточно универсальный характер, выработать на этой основе метод гармонического анализа. Размышления об «адекватности» феномена произведения и отражаемого им мира неизбежно повлекли за собой обращение теории к содержательной стороне жанра, стиля и пр. Появляется целый ряд исследований, посвящённых этим вопросам (В. В. Медушевский, А. С. Соколов и др.).
Природа гармонии ХХ века отличается сложным, неоднозначным (порою даже противоречивым) характером. Однако по-прежнему вопросы гармонии являются ключевыми в освоении форм и средств выразительности современного музыкального искусства, а познание современной музыки неразрывно связано с анализом гармонических закономерностей. Эти закономерности, «работая» на определенную художественную задачу, образуют в каждом произведении свою индивидуальную систему отношения элементов.
Творческий путь А. Пьяццоллы можно разделить на следующие этапы: 1940-1950-е гг. - период освоения европейской академической музыки и создание произведений в традиционных классических жанрах (сонаты, квинтеты, концерты, симфонии); 1950-е -начало 1960-х гг. ознаменованы поисками собственного стиля в период стажировки у Н. Буланже. Глубокое освоение музыкального профессионализма композитором произошло именно в эти годы. С середины 1960-х гг. начинается период зрелого творчества, когда А. Пьяццолла окончательно обращается в своих сочинениях к стилистической основе танго. Именно с этого периода его стиль получил название «новое танго» («tango nuevo»). Музыка была смыслом жизни А. Пьяццоллы, а стиль танго - выражением этого смысла.
Музыка А. Пьяццоллы не вполне укладывается в сложившиеся рамки стилистических тенденций и направлений современной музыки. В творчестве композитора происходит симбиоз аргентинских, европейских и американских (джазовых) традиций. Но он не пользуется авангардистскими техниками. Музыкальный язык А. Пьяццоллы хоть и кажется доступным, весьма рафинирован и профессионален.
В результате анализа гармонического языка инструментальных пьес А. Пьяццоллы были выявлены следующие закономерности:
• частое использование многозвучных терцовых аккордов и аккордов с внедрёнными и заменными тонами;
• кристаллизация «тангового хода», имеющего богатую историческую семантику (сарабанда) и развившегося в творчестве А. Пьяццоллы до «символа танго»;
• применение комплекса приемов джазовой музыки - ритмических (босса-нова), фактурно-гармонических (параллелизмы, органный пункт, полиаккордика), «джазового синтаксиса» (секвенции, варьированное повторение «блоков»).
А. Пьяццолла не принадлежал к тем композиторам, в музыке которых все черты современной гармонии представлены в полном и концентрированном виде. Тем не менее, его гармонию невозможно понять без учёта новых законов, специфичных для музыки ХХ века. Всё, что сказано о современной гармонии, в принципе относится и к гармонии А. Пьяццоллы. Но всё это получило у композитора свою индивидуальную трактовку и обладает неповторимым художественным своеобразием.
Несмотря на то, что своё творчество А. Пьяццолла посвятил разработке, казалось бы, узкой сферы танго и «танговости», он углубил танго, изучив и ассимилировав его характерные гармонии и ритмоинтонации в жанрах профессиональной музыки, подняв и расширив танго до уровня общечеловеческих обобщений.
Литература
1. Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. - М.: Музыка, 1984. - 256 с.
2. Гуляницкая Н. С. Гармония XX века: факты, проблемы, теория // Вопросы методологии теоретического музыкознания: Сб. тр. / Отв. ред. Ю. Н. Бычков. -Вып. 66. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. - С. 101-119.
3. ДьячковаЛ. С. Гармония в музыке ХХ в.: Учеб. пособие. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 296 с.
4. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - 2-е изд. - М.: Музыка, 2010. - 254 с.
5. Мюллер Т. Ф. Гармония. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 288 с.
6. Поздеева Р. П. Методологические и теоретические основы постижения гармонии в музыке ХХ века: Автореф. дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02. - Екатеринбург, 2006. - 24 с.
7. ХолоповЮ. Н. Гармония: Теоретический курс: Учебник. - СПб.: Лань, 2003. - 512 с.
8. Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии: Исследование. - М.: Музыка, 1974. - 288 с.
9. Холопов Ю. Н. Современные черты гармонии Прокофьева (издание 1964г.) [Электронный ресурс]: URL: http://www.kholopov.ru/.
10. Шульгин Д. И. Теоретические основы современной гармонии: Учеб. пособие для спец. курсов муз. вузов и колледжей. - М., 1994. - 376 с.