Научная статья на тему 'Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия'

Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6329
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / INVESTMENT-FRIENDLINESS / ECONOMIC ANALYSIS / SYSTEMIC APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко Марина Евгеньевна

В статье рассмотрены научные основы анализа инвестиционной привлекательности предприятия: сформулированы его цели и задачи, выделен предмет исследования, объекты и субъекты анализа. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия определен как часть инвестиционного анализа, специфическим объектом которого является сложная экономическая система предприятие. В рамках анализа инвестиционной привлекательности предприятия установлена возможность сочетания разных видов анализа: внутреннего и внешнего, финансового и управленческого, диагностического и оценочного, ретроспективного и перспективного, технико-экономического, инвестиционного, фундаментального, финансово-хозяйственной деятельности, сбыта, ресурсов и др. Определены содержание и структура информационного обеспечения аналитических процедур в оценке инвестиционной привлекательности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Company investment-friendliness: theoretical aspects

Scientifically analyzing company investment-friendliness, the article determines objectives, matter of research, objects and subjects of the analysis being a part of general investment analysis, whose specific object is such complex economic system as company. The author believes it to be possible to combine various types of analysis, they are: internal and external, financial and administrative, diagnostic and estimating, retrospective and perspective, technical-economical, fundamental, analysis of investments, resources and sales, and others. The article determines structurally the content of information support for these analysis procedures.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия»

УДК 330(075.8):33б

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

COMPANY INVESTMENT-FRIENDLINESS: THEORETICAL ASPECTS

М.Е. Глущенко M.E. Glutchenko

Омский государственный институт сервиса

В статье рассмотрены научные основы анализа инвестиционной привлекательности предприятия: сформулированы его цели и задачи, выделен предмет исследования, объекты и субъекты анализа. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия определен как часть инвестиционного анализа, специфическим объектом которого является сложная экономическая система - предприятие. В рамках анализа инвестиционной привлекательности предприятия установлена возможность сочетания разных видов анализа: внутреннего и внешнего, финансового и управленческого, диагностического и оценочного, ретроспективного и перспективного, технико-экономического, инвестиционного, фундаментального, финансово-хозяйственной деятельности, сбыта, ресурсов и др. Определены содержание и структура информационного обеспечения аналитических процедур в оценке инвестиционной привлекательности предприятия.

Scientifically analyzing company investment-friendliness, the article determines objectives, matter of research, objects and subjects of the analysis being a part of general investment analysis, whose specific object is such complex economic system as company. The author believes it to be possible to combine various types of analysis, they are: internal and external, financial and administrative, diagnostic and estimating, retrospective and perspective, technical-economical, fundamental, analysis of investments, resources and sales, and others. The article determines structurally the content of information support for these analysis procedures.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, экономический анализ, системный подход.

Key words: investment-friendliness, economic analysis, systemic approach.

Термин «анализ инвестиционной привлекательности предприятия» появился в научной литературе в связи с развитием инвестиционных процессов в российской экономике и находит всё большее применение в последнее десятилетие. Для понимания места анализа инвестиционной привлекательности предприятия в системе экономического анализа и определения его роли в системе управления деятельностью организации проведем исследование его научных основ на предмет соответствия теоретическим и методологическим положениям экономического анализа.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятий, как часть экономического анализа, представляет собой элемент системы управления предприятием и является частью управленческой деятельности. Его функции в системе управления реализуются через принятие обоснованных решений о целесообразности вложений инвестиционных средств в тот или иной объект или через формирование положительного инвестиционного образа предприятия на рынке капитала. Согласно функци-

© Глущенко М.Е., 2010

ям, присущим анализу инвестиционной привлекательности предприятий, автором сформулированы его цели и задачи.

Основной целью анализа инвестиционной привлекательности предприятий является количественная оценка достигнутого уровня инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования. Наряду с главной целью выделяются и множественность других, наличие которых обусловлено многообразием интересов возможных субъектов анализа:

- определение целесообразности вложения инвестиционных ресурсов в рассматриваемый объект;

- выявление наиболее сильных позиций и слабых сторон предприятия в формировании его инвестиционного образа;

- своевременное выявление факторов и условий, отрицательно влияющих на уровень инвестиционной привлекательности предприятия;

- формирование качественной аналитической информации для принятия обоснованных управленческих решений.

Предметом анализа инвестиционной привлекательности предприятия являются производственно-хозяйственные процессы, получен-

ные финансовые результаты и эффективность деятельности, а также отраслевые особенности и внешние условия функционирования предприятия.

Объектами анализа инвестиционной привлекательности предприятия являются коммерческие организации различных организационно-правовых форм, целью деятельности которых является получение прибыли.

Исходя из значения анализа инвестиционной привлекательности предприятия в системе управления предприятием, его целей и предмета исследования, основные задачи формулируются следующим образом:

- определение производственно-экономических и неэкономических (политических, социальных, экологических и др.) факторов, влияющих на уровень инвестиционной привлекательности предприятия;

- анализ влияния внутренних (зависящих от деятельности предприятия) и внешних (отраслевых, территориальных) факторов на изменение инвестиционной привлекательности предприятия;

- оценка возможности и существенности влияния инвестиционных (нефинансовых) рисков на уровень инвестиционной привлекательности предприятия;

- оценка динамики изменения уровня инвестиционной привлекательности предприятия во времени;

- выявление резервов и перспектив роста уровня инвестиционной привлекательности предприятия;

- разработка эффективных управленческих решений, направленных на повышение инвестиционной привлекательности предприятия по всем исследуемым аспектам;

- сравнительный анализ уровня инвестиционной привлекательности по однородной совокупности объектов инвестиционного рынка;

- обоснование управленческих решений по выбору объекта инвестирования, имеющего наилучшие перспективы и возможность обеспечить наибольшую эффективность вложений;

- совершенствование методики анализа с учетом существенных отраслевых и организационно-правовых особенностей предприятия, а также с учетом международного опыта и перехода бухгалтерского учета и отчетности на международные стандарты;

- разработка методики оценки качественных аспектов инвестиционной привлекательности, выражаемых через неформализованные критерии.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятия может проводиться с разной степенью детализации его отдельных направлений и этапов. Степень глубины проводимого анализа определяется целевыми установками и интересами субъектов его проведения, полнотой и доступностью информационной базы, навыками и способностями непосредственных исполнителей. Субъектами анализа инвестиционной привлекательности предприятия являются инвесторы, акционеры, собственники предприятий, руководители и топ-менеджеры предприятий, органы государственной власти, кредитные учреждения.

Целевые приоритеты инвесторов заключаются в выборе наиболее выгодных по размещению капитала предприятий с целью получения в дальнейшем максимально возможной прибыли при определенном уровне риска.

Традиционно выделяют несколько основных групп инвесторов:

- стратегические инвесторы. Данный тип инвесторов интересуют критерии долгосрочной финансовой устойчивости предприятия, показатели наличия имеющего производственного потенциала и перспективности развития предприятия;

- портфельные инвесторы. Целевые интересы данной группы инвесторов определяются рыночной капитализацией предприятия и производными от неё показателями;

- финансовые инвесторы. В сферу интересов финансовых инвесторов попадают в первую очередь критерии ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности.

Если субъектами анализа выступают собственники и руководители предприятия, то проводится углубленный анализ по всем возможным направлениям с рассмотрением всех аспектов, формирующих инвестиционную привлекательность предприятия. На основе полученных результатов разрабатывается стратегия и тактика предприятия для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, определяются резервы, обеспечивающие рост инвестиционной привлекательности предприятия и формирование его положительного инвестиционного образа на рынке капитала.

Органы муниципального управления используют результаты анализа инвестиционной привлекательности предприятий для осуществления управленческих функций, в том числе по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, распределению тех или иных видов ресурсов, разработке налоговой политики и т. д.

Для признания анализа инвестиционной привлекательности предприятий частью экономического анализа как науки и практической деятельности он должен соответствовать принципам экономического анализа:

1) научный характер;

2) системный подход;

3) комплексность;

4) исследование в динамике;

5) объективность, конкретность;

6) эффективность.

Рассмотрим соответствие анализа инвестиционной привлекательности предприятия указанным принципам.

М.И. Баканов, М.В. Мельник, А. Д. Шеремет отмечают, что методологической основой экономического анализа выступают принципы материалистической диалектики и современного системного анализа [1, с. 337]. Системный подход является фундаментальной базой и методологическим средством проведения аналитических исследований по изучению взаимозависимостей и взаимодействия частей в рассматриваемом объекте. Целостность явления - это базисное понятие системного подхода.

Системный подход используется в случаях, когда необходимо исследовать новые проблемы и явления, имеющие сложные внутренние структуры и взаимосвязи, когда достижение поставленных целей предусматривает множество средств, путей и вариантов решения, когда необходимо выработать критерии приемлемости и оптимальности, учитывающие особенности развития и функционирования объекта [2]. Исследование вопросов анализа и оценки уровня инвестиционной привлекательности российских предприятий является сравнительно новой научной проблемой, так как исследования в этой области начали проводиться с приходом рыночных отношений в экономику. При этом инвестор изучает предприятие как объект, имеющий сложную внутреннюю структуру и определенный механизм функционирования, во всем многообразии присущих ему взаимодействий и взаимосвязей. Для анализа инвестиционной привлекательности предприятий особенно актуальны проблемы установления приемлемых критериев эффективности деятельности, согласно которых потенциальный инвестор готов будет вкладывать капитал в развитие того или иного предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что при проведении указанных аналитических исследований необходимо использовать системный подход.

В экономической литературе широко используют понятия «комплексный подход», «системный подход», «комплексный, системный подход». Зачастую эти термины употребляются как синонимы, однако их следует отличать друг от друга. Понятие «системность» отражает целенаправленность, упорядоченность, определенную организованность, а понятие «комплексность» - взаимосвязанность, взаимозависимость, разнородность, широту охвата. Коллектив авторов под руководством М.И. Баканова отмечает, что системность - понятие более емкое, чем комплексность, которую можно рассматривать как важную составляющую системного анализа [1, с. 16]. Как указывает В.Н. Спицнадель, комплексный подход «отражает организационно-методический подход в исследовании... Подход системный -чисто методологический, всесторонний, характеризует более высокий теоретический уровень, частью которого является комплексный подход» [3, с. 67].

В случае анализа инвестиционной привлекательности предприятия можно сказать, что данное исследование соответствует и критериям комплексности, и требованиям системного подхода по следующим причинам:

- проводится с определенной целью и в установленном порядке;

- в ходе его осуществления рассматривается вся деятельность предприятия в целом, во всем многообразии внутренних связей и зависимостей;

- предполагается использование целого комплекса экономических показателей с широким диапазоном охвата всех существенных для инвесторов аспектов функционирования предприятия.

При исследовании научных основ анализа инвестиционной привлекательности предприятия необходимо определить его место в системе экономического анализа деятельности предприятия.

Школа московских аналитиков под руководством А.Д. Шеремета разделяет анализ на внутренний управленческий и внешний финансовый (по аналогии с делением бухгалтерского учета на управленческий и финансовый). Анализ инвестиционной привлекательности предприятия может быть, в зависимости от субъекта проведения, как внешним финансовым (если его проводят инвесторы или сторонние аналитики без согласия и участия предприятия), так и внутренним управленческим (в случае проведения собственниками или руководством предприятия). М.И. Баканов с соав-

торами [1, с. 289] различают типы экономического анализа, ориентируясь на функции управления. По общим функциям управления, определяющим основные методики анализа, выделяют диагностический, программный, оценочный и мотивационный анализ. Согласно данной классификации анализ инвестиционной привлекательности предприятия можно считать диагностическим, так как он позволяет провести диагностику состояния предприятия в определенный момент времени. В тоже время он, безусловно, будет оценочным, так как позволяет оценить (измерить) уровень привлекательности субъекта хозяйствования для вложения инвестиций и обосновать предпочтительность выбора инвестора.

По специальным функциям управления авторами определены следующие направления анализа:

- технико-экономический;

- анализ основных ресурсов и условий их использования;

- анализ сбыта и материально-технического снабжения;

- инвестиционный анализ;

- анализ социальных условий и поведения работников;

- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

- экономико-экологический анализ;

- экономико-правовой анализ.

Авторы подчеркивают, что перечисленные направления переплетаются, дополняют и перекрывают друг друга. Можно констатировать, что анализ инвестиционной привлекательности предприятия будет являться частью инвестиционного анализа, целью которого является исследование объекта капиталовложений на соответствие его специфическим потребностям конкретного инвестора через расчет параметров эффективности инвестиций. В то же время отдельные направления аналитических исследований будут проводиться в рамках анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности, анализа ресурсов предприятия, анализа сбыта.

В зависимости от роли анализа в процессе управления он делится на перспективный, текущий и ретроспективный. В большей части анализ инвестиционной привлекательности предприятия является ретроспективным, как получивший наибольшее распространение на конкретных субъектах хозяйствования из-за возможностей его проведения и полноты информационного обеспечения. Однако некоторые направления анализа инвестиционной при-

влекательности предприятия являются прогнозными (перспективными).

Разделение анализа по содержанию и полноте изучаемых вопросов на комплексный и тематический встречается во всех существующих классификациях. Чтобы понять к какому из них можно отнести анализ инвестиционной привлекательности предприятия рассмотрим эти понятия подробнее.

В.В. Ковалев [4, с. 32] определяет комплексный анализ деятельности предприятия как совокупность аналитических процедур, позволяющих сделать всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с поставленной целью для принятия решений оперативного, тактического или стратегического характера. Главное в таком анализе - широта охвата аналитическими процедурами и оценками всех сторон деятельности предприятия.

Тематический анализ, по мнению автора, представляет собой совокупность аналитических процедур, связанных с оценкой отдельных элементов экономического потенциала предприятия или процесса его функционирования. В ходе его проведения оцениваются отдельные виды ресурсов, технологического процесса, отношений с контрагентами, системы снабжения, сбыта и т. п.

При проведении аналитических процедур по выбору объекта для вложения капитала инвестор рассматривает и изучает предприятие со всех сторон, анализирует все наиболее значимые обстоятельства и условия производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Инвестор не сможет сделать обоснованный вывод о степени привлекательности того или иного объекта, проанализировав только отдельную сторону его деятельности, наличие и эффективность использования какого-либо одного ресурса предприятия. Таким образом, исходя из предложенных В. В. Ковалевым определений, анализ инвестиционной привлекательности предприятия может считаться комплексным. Однако только по определениям нельзя однозначно решить вопрос о комплексном или тематическом характере анализа инвестиционной привлекательности предприятия.

Наиболее подробно научные основы комплексного анализа изложены в трудах А. Д. Шеремета и его последователей в науке [1; 2; 5;

6]. Основным условием комплексного анализа авторы определяют его полноту (всесторонность): «Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон деятельности (снабжение, производство, продажа) с применением

всех видов анализа (производственный и финансовый, сплошной и выборочный, ретроспективный, текущий и перспективный) и методов анализа (горизонтальный и вертикальный, факторный и балансовый, трендовый и коэффициентный и т. д.)» [1, с. 337]. «Комплексный экономический анализ предусматривает изучение не только экономической стороны производства, но и технической его стороны, а также социальных и природных условий и их взаимосвязей с производством» [Там же. С. 292].

При проведении анализа инвестиционной привлекательности предприятия изучаются все значимые стороны его деятельности, так или иначе оказывающие существенное влияние на финансовый результат и эффективность работы предприятия. При этом применяются многие виды анализа: производственный, финансовый, ретроспективный, перспективный, инвестиционный и др. Для реализации необходимых аналитических процедур и достижения конечного результата в виде количественной определенности используют многие методы экономического анализа: табличный, графический, сравнения, балансовый, коэффициентный, трендовый, корреляционно-регрессионный и др. Применение широкого спектра видов и направлений анализа, способов, приемов и методов исследования обосновано сложной экономической сущностью и содержанием понятия «инвестиционная привлекательность предприятия», которое было исследовано ранее. Следовательно, анализ инвестиционной привлекательности предприятия удовлетворяет требованиям полноты и всесторонности, что позволяет определить его как комплексный экономический анализ. Поставить под сомнение такой вывод может лишь утверждение о том, что при анализе инвестиционной привлекательности предприятия исследуют не все стороны его деятельности и рассматривают не все возможные к расчету показатели, а лишь отдельные, наиболее значимые для потенциальных инвесторов. Однако многие авторы считают это вполне допустимым. Так, коллектив авторов под рук. М. И. Баканова, говоря о комплексном анализе, пишет: «В зависимости от интересов управляющего органа аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности» [1, с. 292]. Подтверждение этому можно найти и у других авторов: «При использовании комплексного подхода могут учитываться лишь некоторые факторы и свойства из множества возможных» [2]. Таким образом, есть основание говорить о том, что анализ инвестицион-

ной привлекательности предприятия по содержанию, полноте изучаемых вопросов и аспектов, по методам изучения объекта будет относиться не к тематическому, а к комплексному. Для более корректного изложения полученных выводов мы считаем необходимым применить следующую формулировку: анализ инвестиционной привлекательности предприятия отвечает требованиям системного подхода и носит комплексный характер.

Согласно других общепринятых классификаций видов экономического анализа (по периодичности, по методам изучения) анализ инвестиционной привлекательности предприятия относится к сравнительному, разовому (непериодическому) и выборочному.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятия, как и любая аналитическая процедура, может проводиться как внешними субъектами, так и внутри предприятия. Возможности субъектов в осуществлении тех или иных аналитических исследований зависят от доступности информационной базы.

В случае осуществления анализа инвестором без участия и согласия предприятия проводится лишь внешний анализ финансового состояния предприятия и прогнозный анализ рисков инвестирования. Собственник имеет возможность осуществить управленческий анализ инвестиционной привлекательности предприятия во всех аспектах: финансовом, технико-организационного уровня и имеющего ресурсного потенциала (производственно -го, материального, кадрового). Такие исследования, как анализ конкурентной среды, места предприятия в отрасли, спроса и предложения на рынке, эффективности отдельных инвестиционных проектов и программ предприятия, территориальной привлекательности и социальной значимости предприятия могут проводить с разной степенью полноты и инвесторы, и собственники предприятия.

При осуществлении аналитических процедур по каждому направлению будет решаться некоторая часть поставленных в ходе анализа задач, что, в свою очередь, шаг за шагом приведет субъекта к достижению цели исследования. Так, инвестор сможет принять обоснованное решение о целесообразности инвестирования капитала в данный объект, а собственник - разработать мероприятия по дальнейшему формированию положительного инвестиционного образа предприятия и росту его инвестиционной привлекательности.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятия в полной мере возможен лишь

внутри предприятия либо при полном доступе к внутренней информации сторонних лиц. Это достигается при согласии руководства на проведение анализа или в случае прямой заинтересованности предприятия в притоке инвестиционных ресурсов со стороны. Как правило, неограниченный доступ к информации получают крупные прямые инвесторы, финансовые консультанты, аудиторы.

Реализация аналитических процедур, предусмотренных в ходе проведения анализа инвестиционной привлекательности предприятия, требует исследования его методических аспектов. По мнению автора статьи, методика анализа инвестиционной привлекательности предприятия представляет совокупность организационно-методических положений, специальных методов и конкретных приемов, применяемых при обработке информации для достижения поставленной цели. Всю совокупность приемов, способов и методов исследования, формирующих методику анализа инвестиционной привлекательности предприятия, можно определенным образом систематизировать.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятия базируется в первую очередь на общенаучных методах исследования. Системность и комплексность аналитического исследования, определенные общей методологией экономического анализа, предполагают рассмотрение объекта в качестве некой системы с присущей ей взаимосвязью и взаимозависимостью составных частей. Это обусловливает применение на первых этапах исследования такого общенаучного метода, как анализ, т. е. расчленение предмета исследования на составные части и их подробное изучение. На последующих этапах с помощью синтеза рассматривается взаимосвязь всех составляющих, изучаются общие результирующие показатели и формируются общие выводы по проведенному исследованию.

Кроме анализа и синтеза в процессе анализа инвестиционной привлекательности предприятия используют такие методы, как индукция и дедукция. При применении дедуктивного метода исследование проводится от общего к частному, что характерно для начала исследования. Индуктивный метод позволит перейти от изучения отдельных частей и факторов к обобщениям.

Кроме общенаучных методов в анализе инвестиционной привлекательности предприятия используются конкретно-научные методы, присущие экономическому анализу как самостоятельной науке. С.Б. Барнгольц подчер-

кивает, что при выборе тех или иных методов исследования необходимо учитывать цели и задачи анализа; отраслевые, технические, производственные особенности объекта анализа; полноту, доступность и качество информационной базы; требования к результатам анализа; квалификационные и технические возможности аналитиков [7].

В основе информационной базы анализа инвестиционной привлекательности предприятия лежат данные бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, в качестве основных методов анализа инвестиционной привлекательности предприятия будут выступать методы анализа финансовой отчетности:

- горизонтальный анализ, позволяющий выявить динамические изменения показателей за отчетный год;

- вертикальный анализ, выявляющий структурные изменения итогового показателя и влияние каждой составной его части на общий результат;

- трендовый анализ, характеризующий изменение показателей за ряд лет и выявляющий общую тенденцию происходящих изменений;

- коэффициентный анализ, заключающийся в расчете относительных показателей (коэффициентов) по исходным абсолютным показателям и очищающий те или иные экономические характеристики от влияния инфляции;

- факторный анализ, устанавливающий количественное влияние отдельных факторов на величину результативного показателя с помощью специальных приемов.

Комплексность и широта охвата изучаемых вопросов в ходе анализа инвестиционной привлекательности предприятия предполагают использование всего арсенала способов и приемов исследования, применяемых в экономическом анализе:

- традиционных способов (расчет относительных и средних величин, сравнений, группировок, балансовый и др.);

- экономико-математических методов: приемы детерминированного анализа (моделирование факторных систем, способы факторных расчетов и др.), стохастического анализа (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ и др.), финансовой математики (расчет простых и сложных процентов, определение дисконтированной (наращенной) стоимости денежного потока), приемы математического программирования;

- эвристических методов (метод аналогий, «мозгового штурма», контрольных вопросов,

коллективного блокнота, деловых игр, экспертных оценок и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексный характер анализа инвестиционной привлекательности предприятия предполагает использование специальных приемов для исчисления комплексных оценок результатов хозяйственной деятельности и уровня инвестиционной привлекательности объекта. Наиболее известные методы расчета комплексных оценок: метод сумм, суммы мест, средней арифметической взвешенной, средней геометрической, балльной оценки, метод расстояний.

Для быстрого, полного и правильного понимания наиболее значимых взаимозависимостей в предмете исследования, складывающихся тенденций в развитии того или иного процесса большое значение имеют способы подачи информации: табличный способ изложения данных и графический способ иллюстрирования полученных результатов анализа.

Согласно теоретическим исследованиям М.И. Баканова, М.В. Мельник, А. Д. Шеремета [1, с. 138], В.В. Ковалева [8, с. 103], отдельные приемы и методы анализа присущи определенным этапам его проведения. Так, при предварительном изучении объекта инвестирования оправданно использование приемов общих оценок: группировок, агрегирования, разработки системы аналитических показателей, детализации. На ретроспективном этапе анализа инвестиционной привлекательности предприятия будет востребован весь комплекс логико-математических и экономико-математических методов. Вначале прибегают к методам структурных, динамических, базисных, рейтинговых сравнений. Для выявления детерминированных связей в анализируемых явлениях и процессах возможно применение методов цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексного, интегрального. С целью выявления влияния факторов на уровень инвестиционной привлекательности предприятия в рамках стохастического моделирования будут использоваться методы регрессии, дисперсии, корреляции. В прогнозных расчетах необходимо применить прогнозно-аналитические методы: методы факторного анализа, экономической статистики, эконометрические, математико-статистические методы изучения связей, расчета альтернативных решений (балльный, экспертный, ранжирования) и эвристические методы.

Решение задач, поставленных в ходе анализа инвестиционной привлекательности предприятия, напрямую зависит от качества, полноты, достоверности и сопоставимости ин-

формации об объекте исследования. Рационально организованная информационная база служит основой для проведения анализа и для принятия управленческих решений.

В научной литературе выделено несколько основных классификационных признаков [9, с. 191], по которым может быть систематизирована информация, выступающая в качестве информационного обеспечения экономического анализа инвестиционной привлекательности предприятия:

- по горизонту данных: макроэкономическая, отраслевая и внутрифирменная;

- по месту получения: внутренняя и внешняя;

- по отношению к учету: учетная и вне-учетная;

- по степени надежности: с высокой степенью надежности и сомнительная;

- по степени определенности: определенная и полученная на основе вероятностных оценок;

- по характеру доступа: со свободным доступом, платная и закрытая;

- по степени конфиденциальности: публичная и инсайдерская;

- по принадлежности источников: нормативно-законодательная, юридическая, аудиторская, маркетинговая, плановая, бухгалтерская и т. д.;

- по наличию базы для сравнения: сопоставимая и несопоставимая;

- по степени охвата: комплексная и частная;

- по планированию: плановая и фактическая;

- по степени объективности: фактическая, расчетная, экспертная;

- по этапу обработки: первичная и вторичная;

- по временному признаку: ретроспективная, оперативная и перспективная.

Деление информационной базы на внутреннюю и внешнюю встречается во всех научных исследованиях, посвященных теоретическим аспектам экономического анализа. К внешней информации, используемой при анализе инвестиционной привлекательности предприятия, относится:

• законодательная (федеральные, региональные, местные законодательные и нормативные документы, отраслевые инструкции);

• официальная (постановления, аналитические обзоры, прогнозы Министерства финансов РФ, отраслевых министерств, Центробанка РФ, Росстата РФ, информационных агентств);

• общеэкономическая (обзоры рейтинговых агентств, данные об инвестиционных рисках в отраслях, регионах, показатели рыночной капитализации крупных компаний, публикуемая отчетность открытых акционерных обществ);

• маркетинговая (информация о наличии спроса и предложения, о технических, технологических и инновационных новшествах в отрасли; данные о действиях и эффективности деятельности конкурентов, обзор ценовой политики).

В состав внутренней информации, обеспечивающей проведение анализа инвестиционной привлекательности предприятия, включается:

• внутренняя документация (учредительные документы, приказы об учетной, налоговой, дивидендной политике, кадровая документация, акты аудиторских и налоговых проверок);

• техническая (проектно-сметная документация, акты, карточки и ведомости наличия и состояния основных средств, паспорта и спецификации на оборудование);

• технологическая (технологические карты, ведомости трудоемкости работ);

• нормативно-плановая (стандарты, типовые методики, прейскуранты, тарифы, бизнес-планы и бюджеты, программные продукты);

• юридическая (договора с поставщиками, покупателями, вкладчиками);

• проспект ценных бумаг (сведения об объеме, сроках и условиях размещения ценных бумаг эмитентом, о владельцах крупных пакетов акций;

• данные первичного и бухгалтерского учета (акты, счета-фактуры, накладные, описи, лимитно-заборные карты, ведомости, расшифровки к счетам синтетического и аналитического учета, журналы-ордера);

• бухгалтерская, статистическая и отраслевая отчетность (ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала», ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», пояснительная записка, все подаваемые предприятием формы статистической и отраслевой отчетности).

Полученная из разных источников информация группируется, проверяется её достоверность, согласованность по разным направлениям и только затем информация используется для целей анализа.

Обзор всех возможных классификационных признаков информационной базы и её состава по типам и видам анализируемых до-

кументов позволяет сделать вывод о комплексном характере информационной базы анализа инвестиционной привлекательности предприятия и охарактеризовать её как сложную, многоуровневую систему данных.

Различия в полноте и комплексности имеющейся информационной базы при проведении анализа определяют различия в используемых методах, средствах и приемах, в широте возможного для исчисления круга показателей и являются причиной вариабельности полученных результатов анализа инвестиционной привлекательности предприятия.

В заключение исследования можно констатировать, что анализ инвестиционной привлекательности предприятия является элементом системы экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта и частью инвестиционного анализа. Данное направление аналитических исследований занимает определенную нишу в системе экономического анализа, которая не может быть заполнена другими видами анализа. Это подтверждается наличием оригинальной цели исследования, достигаемой в ходе реализации специфических, присущих только этому виду анализа, задач. Кроме того, необходимо выделить ряд особенностей, свойственных анализу инвестиционной привлекательности предприятия: комплексный характер, различия интересов и целевых установок субъектов анализа, сложность и многогранность объекта анализа, существенность различий в организации и управлении производственно-хозяйственной деятельностью объектов, наличие или отсутствие согласия собственников субъекта хозяйствования на проведение анализа. Указанные особенности должны быть учтены при исследовании организационно-методических аспектов анализа инвестиционной привлекательности предприятия.

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник / под ред. М.И. Баканова - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 536 с.

2. Лысенко Д.В. Теория экономического анализа // Аудит и финансовый анализ. - 2007.

- № 2, 3. - иКЬ: http://www.auditfm.com/fm/ 2007/2/3/Lysenko/Lysenko%20.pdf.

3. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: учеб пособие. - СПб.: Бизнесс-прес-са, 2000. - 326 с.

4. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.

5. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). - М.: Экономика, 1974. -207 с.

6. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА-М, 2003. -235 с.

7. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности

хозяйствующего субъекта. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 240 с.

8. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 767 с.

9. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Экономический анализ слияний / поглощений компаний. - М.: Кно Рус, 2008. - 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.