JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-153-155
https://elibrary.ru/xquzfq N11014: 2015-0066-6/23-870 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-06-069
Теоретическая основа реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Российской Федерации
Константин Петрович Серов
Министерство внутренних дел Россиийской Федерации, Москва, Россия, serovkonstanti@yandex.ru
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Российской Федерации обосновано несколько суждений: оперативно-розыскная деятельность является разновидностью государственной деятельности, урегулированной в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.; уголовно-процессуальная деятельность является разновидностью государственной деятельности, урегулированной в кодифицироавнной федеральном законе РФ -в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 22 ноября 2001 г.; отождествление оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальной деятельности недопустимо; оперативно-розыскная деятельность представляет совокупность оперативно-розыскных мероприятий (всего пятнадцать), перечень которых предусмотрен в статье 6 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.; уголовно-процессуальная деятельность представляет совокупность процессуальных действий, некоторые из них урегулированы в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, но исчерпывающего перечня процессуальных действий в теории уголовного процесса не предложено; результаты оперативно-розыскных мероприятий не являются доказательствами в уголовном процессе, однако после их легализации они могут использоваться в качестве доказательств, но с изменением статуса (часть 2 статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г., кодифицированный федеральный закон РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 22 ноября 2001 г., оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, уголовно-процессуальная деятельность, уголовный процесс, процессуальные действия
Для цитирования: Серов К. П. Теоретическая основа реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 153-155. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-153-155. ХОШРО.
Konstantin P. Serov
Ministry oflnternal Affairs of the RussianFederation, Moscow, Russia, serovkonstanti@yandex.ru
Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on the implementation of the results of operational investigative activities in the criminal process of the Russian Federation, severaljudgments are substantiated in the article: operational investigative activity is a type of state activity regulated in the Federal Law of the Russian Federation «On Operational Investigative activities» dated July 5, 1995; criminal procedural activity is a type of state activity regulated in the codified Federal law of the Russian Federation - in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated November 22, 2001; identification of operational investigative activities and criminal procedural activity is unacceptable; operational investigative activities represent a set of operational investigative measures (fifteen in total), the list of which is provided for in Article 6 of the Federal Law of the Russian Federation «On Operational Investigative Activities» dated July 5, 1995; criminal procedural activities represent a set of procedural actions, some of them are regulated in the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, but an exhaustive list no procedural actions have been proposed in the theory of criminal procedure; the results of operational investigative measures are not evidence in criminal proceedings, however, after
© Серов К. П., 2023
№6/ 2023 Bulletin of economic security__- 153
Original article
The theoretical basis for the implementation of the results of operational investigative activities in the criminal process of the Russian Federation
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
their legalization they can be used as evidence, but with a change in status (part 2 of Article 74 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation).
Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, system of normative legal acts, Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, Federal law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On Operational investigative activities» of July 5, 1995, codified federal law of the Russian Federation, Code of Criminal Procedure of the Russian Federation of November 22, 2001, operational-investigative activities, operational investigative measures, criminal procedural activities, criminal proceedings, procedural actions
For citation: Serov K. P. The theoretical basis for the implementation of the results of operational investigative activities in the criminal process of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(6):153-5. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-6-153-155. EDN: XQUZFQ.
Предметом данной статьи является реализация результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, авторы - единомышленники (В. В. Хатуаева и В. А. Заряев) рассмотрели «теоретические проблемы детерминации сущности категории «результаты оперативно-розыскной деятельности». По мнению названгных авторов, результаты оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) представляют собой полученные с соблюдением требований Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномоченными государ-стсвенными органами сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела». Это позволило им выделить признаки, отражающие специфику результатов оперативно-розыскной деятельности как основы формирования доказательств: соответствие субъекта, оснований и условий получения информации требованиям Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; наличие фактических данных о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также об иных обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу; фиксация полученных сведений в оперативно-служебных документах, на материальных носителях, к которым прилагаются предметы и документы, полученные при производстве оперативно-розыскных мероприятий [1].
Е. Е. Терентьева высказала мнение о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности предшествуют следственным действиям, проводимым в соответствии с УПК РФ, и не являются доказательствами (ст. 74 УПК РФ). Также ею сформулирован вывод о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности как основание для возбуждения уголовного дела могут быть использованы в доказывании, поскольку от них про-изводны следственные действия, которые проводятся в дальнейшем в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Некоторые ученые предлагают результаты оперативно-розыскной деятельности относить к иным доказательствам [2].
О. В. Михайловской рассмотрены «вопросы, связанные с направлением следователем, дознавателем поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий; анализируется процессуальный порядок предоставления результатов оперативно-розыскной»: в частности, предложено внести изменения в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, дополнив перечень доказательств: «...2. В качестве доказательств допускаются: ... 7) результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные и предоставленные в установленном законом порядке» [3].
В. Г. Афанасьяди рассмотрены «теоретические и тактические вопросы, касающиеся проблем реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном усыновлении, а также возможности взаимодействия дознавателя с оперативными сотрудниками при раскрытии и расследовании преступленийуказанной категории» [5].
Разнообразие суждений о реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Российской Федерации во многом предопределено и несовершенством законодательства Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность урегулирована в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. [6]. В названном федеральном законе РФ определен исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, составлю-щих содержание оперативно-розыскной деятельности: «При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент. 15. Получение компьютерной информации» (статья 6 Федерального закона РФ от 5 июля 1995 г.).
Уголовно-процессуальная деятельность урегулирована в кодифицированном федеральном законе РФ: в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от от 22 ноября 2001 г. [7]. Содержание уголовно-процессуальной деятельности определяется совокупностью процессуальных
154
Вестник экономической безопасности
№ 6 / 2023
JURISPRUDENCE
действий, но исчерпывающего перечня таковых не предложено [4]. Особо обращаем внимание на статью 89 УПК РФ («В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом»), Подобный способ регулирования разнородных видов государственной деятености не может не вызывать возражений.
Таким образом, исследования относительно реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Российской Федерации необходимо продолжать.
Во-первых, оперативно-розыскная деятельность является разновидностью государственной деятельности, урегулированной в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.
Во-вторых, уголовно-процессуальная деятельность является разновидностью государственной деятельности, урегулированной в кодифицироавнной федеральном законе РФ - в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 22 ноября 2001 г.
В-третьих, отождествление оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальной деятельности недопустимо.
В-четвертых, оперативно-розыскная деятельность представляет совокупность оперативно-розыскных мероприятий (всего пятнадцать), перечень которых предусмотрен в статье 6 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.
В-пятых, уголовно-процессуальная деятельность представляет совокупность процессуальных действий, некоторые из них урегулированы в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, но исчерпывающего перечня процессуальных действий в теории уголовного процесса не предложено.
В-шестых, результаты оперативно-розыскных мероприятий не являются доказательствами в уголовном процессе, однако после их легализации они могут использоваться в качестве доказательств, но с изменением статуса (часть 2 статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Список источников
1. Хатуаева В. В., Заряев В. А. Доктринальные проблемы использования результатов оперативно-ро-
зыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Современное право. 2017. № 9. С. 113-117.
2. Терентьева Е. Е. Правовой статус результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании // Законность. 2021. № 10. С. 46-49.
3. Михайловская О. В. Результаты оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Российская юстиция. 2019. №1.С. 45-46.
4. Галузо В. Н., Якупов P. X. Уголовный процесс : учебник. 7-е изд., перераб. М. : ТЕИС, 2013.
5. Афанасьяди В. Г. Реализация результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном усыновлении // Административное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 811-814.
6. Федеральный законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2023. № 1 (часть I). Ст. 85.
7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от от 22 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921; 2023. № 49 (часть III). Ст. 8679.
References
1. Khatuaeva V V., Zaryaev V. A. Doctrinal problems of using the results of operational investigative activities in proving criminal cases//Modernlaw. 2017. № 9. P. 113-117.
2. Terentyeva E. E. The legal status of the results of operational investigative activities in criminal procedural evidence //Legality. 2021. № 10. P. 46-49.
3. Mikhailovskaya О. V Results of operational investigative activities in proving criminal cases II Russian Justice. 2019. № 1. P. 45-46.
4. Galuzo V. N., Yakupov R. H. Criminal procedure : textbook. 7thed., revised. M. : THEIS, 2013.
5. Afanasyadi V. G. Implementation of the results of operational investigative activities in proving criminal cases of illegal adoption II Administrative and municipal law. 2013. № 8. P. 811-814.
6. The Federal Law of the Russian Federation «On operational investigative activities» dated July 5, 1995 II SZ RF. 1995. № 33. Art. 3349; 2023. № 1 (part I). Art. 85.
7. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of November 22, 2001 II SZ RF. 2001. № 52 (part I). Art. 4921; 2023. № 49 (Part III). Article 8679.
Информация об авторе
К. П. Серов - старший инспектор по особым поручениям отдела анализа и проверок режима секретности и конспирации управления по защите государственной тайны Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Information about the author
К. P. Serov - Senior Inspector on Special Assignments of the Department for Analysis and Verification of the Secrecy and Conspiracy Regime of the Department for the Protection of State Secrets of the Department of Record Keeping and Handling Appeals from Citizens and Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 13.12.2023.
The article was submitted 20.10.2023; approved afterreviewing 31.10.2023; acceptedforpublication 18.12.2023.
№ 6 / 2023
Bulletin of economic security
155