Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 156—162. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):156—162.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-156-162 NIION: 2007-0062-4/24-190
EDN: https://elibrary.ru/GMMSRR MOSURED: 77/27-004-2024-04-390
Теоретическая модель законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий
Ардак Маратович Карл
Костанайская академия МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева,
Костанай, Республика Казахстан, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы совершенствования законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий в Российской Федерации и Республике Казахстан. Введется сравнительно-правовой анализ оперативно-розыскных мероприятий нормативных правовых актов стран Содружества Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности, что и берется за основу исследования. Автором указаны устоявшиеся мнения ученых по улучшению правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий. Научные исследования в чем-то дополняют, а в чем-то противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их результатов в единую систему. На основе вышеизложенного предлагается авторская теоретическая модель законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий. В частности, необходимо закрепить в оперативно-розыскных законах Российской Федерации и Республики Казахстан определение оперативно-розыскного мероприятия для разграничения от других смежных действий, а также предусмотреть виды оперативно-розыскного мероприятия и для каждого вида закрепить отдельную статью с уточнением названий некоторых мероприятий.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, теоретическая модель оперативно-розыскных мероприятий, негласные следственные действия, оперативно-розыскной закон, сближение оперативно-розыскных законодательств Российской Федерации и Республики Казахстан
Для цитирования: Карл А.М. Теоретическая модель законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 156—162. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-156-162. EDN: https://elibrary.ru/GMMSRR.
CRIMINAL LEGAL SCIENCES
Original article
Theoretical model of legislative regulation of operational investigative measures
Ardak M. Karl
Kostanay Academy of the MIA of the Republic of Kazakhstan named after Shrakbek Kabylbayev, Kostanay,11, Republic of Kazakhstan, [email protected]
Abstract. This article discusses various approaches to improving the legislative regulation of operational investigative measures in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. A comparative legal analysis of operational investigative measures of normative legal acts of the countries of the Commonwealth of Independent States and the Collective Security Treaty Organization will be introduced, during which the research is taken as the basis. The author indicates the well-established opinions of scientists on improving the legal regulation of operational investigative measures. Scientific research complements and contradicts each other in some ways. Each of these studies reflects the specifics of scientific schools and research traditions, which require bringing their results into a single system. Based on the above, the author's theoretical model of legislative regulation of operational investigative measures is proposed. In particular, it is necessary to consolidate the definition of an operational search measure in the operational search laws of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan to distinguish it from other related actions, as
© Карл А.М., 2024
well as to provide for the types of operational search measures and to fix a separate article for each type with clarification of the names of some measures.
Keywords: operational investigative activities, operational investigative measures, theoretical model of operational investigative measures, secret investigative actions, operational investigative law, convergence of operational investigative legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan
For citation: Karl A.M. Theoretical model of legislative regulation of operational investigative measures // Obrazo-vaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):156—162. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-156-162. EDN: https://elibrary.ru/GMMSRR.
Оперативно-розыскные мероприятия являются одними из важнейших элементов в оперативно-розыскных законах Российской Федерации и Республики Казахстан, а также играют важную роль в борьбе с преступностью. Вместе с тем они имеют «белые пятна» [6, с. 55—58], т.е. ряд недостатков, которые не позволяют сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскные действия (ОРД), в полном объеме реализовать свой практический потенциал в борьбе с преступностью. Тем не менее, в Российской Федерации было принято 37 федеральных законов, дополняющих и изменяющих ФЗ РФ «Об ОРД», а в Республике Казахстан — 49. Столь большое количество дополнений и изменений в законодательствах свидетельствует о том, что законодатель не игнорирует стоящие перед ним проблемы, а пытается создать оптимальный правовой механизм, защищающий права граждан на свободу.
Ученые в области ОРД высказывают различные мнения по совершенствованию как института оперативно-розыскного мероприятия, так и всего оперативно-розыскного закона [11, с. 191]. Из них можно выделить четыре группы мнений:
1) принять оперативно-розыскной кодекс (оперативно-процессуальный кодекс);
2) необходим новый закон;
3) оперативно-розыскное законодательство не нуждается в новом кодексе или законе, и целесообразно изменить и дополнить нормы законодательства [3, с. 155];
4) закон «Об ОРД» вообще не нужен, так как указанные нормы закона «Об ОРД» можно закрепить в УПК, КоАП, Трудовом кодексе и т.д.
По нашему мнению, нет необходимости в принятии нового кодекса и закона, так как подобный способ внесения изменений в законодательство в некоторой степени нежелателен, поскольку радикальные реформы могут лишить субъектов правового регулирования возможности своевременного анализа в сути изменений и обязательного ознакомления с новыми требованиями закона.
Говоря об отказе оперативно-розыскного законодательства, мы считаем, что такой призыв
имеет научный интерес, однако следует отметить, что ОРД прежде всего отличается именно негласной деятельностью, которую невозможно распределить по другим законам.
Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что функционирующий оперативно-розыскной закон должен развиваться путем внесения изменений и дополнений, сохраняя стабильность правового регулирования. Тем не менее, в остальных трех группах, пытающихся создать теоретическую модель законодательного регулирования ОРД, есть и положительные суждения, которые необходимо учесть. В связи с этим мы постараемся разработать собственную теоретическую модель законодательного регулирования оперативно-розыскного мероприятия.
Полагаем необходимым закрепить определение оперативно-розыскного мероприятия в оперативно-розыскных законодательствах Российской Федерации и Республики Казахстан для разграничения его от других смежных действий, а также предусмотреть виды оперативно-розыскного мероприятия. Следует закрепить отдельную статью с уточнением названий некоторых мероприятий для каждого вида.
Считаем, что глубокая и детальная регламентация оперативно-розыскных мероприятий сформирует у оперативных сотрудников системное и правовое проведение действий, а также обеспечит гарантии прав людей.
В качестве примера можно привести Модельный закон «Об ОРД» (ст. 1 «Основные понятия, применяемые в настоящем Законе»), а также Закон Республики Таджикистан «Об ОРД», предусматривающий определение понятия оперативно-розыскного мероприятия и его перечня. Также можно отнести и Закон РК «Об ОРД», в котором закреплена статья, посвященная основным понятиям, применимым в Законе, однако в нем нет определения оперативно-розыскному мероприятию и некоторым его видам.
Необходимо отметить, что 30 октября 2018 г. на одиннадцатом пленарном заседании принято постановление Парламентской Ассамблеи ОДКБ «О проекте модельного Соглашения о сотрудничестве государств — членов ОДКБ в сфере ОРД».
Одним из важнейших обстоятельств данного законодательного акта является то, что его разработчики не только применяют принцип конспирации, но и всесторонне прорабатывают его в различных аспектах, что позволяет говорить о создании целостности и логической завершенной системы законодательного обеспечения.
В данном постановлении предусмотрена статья, в которой закреплены термины, применяемые в проекте модельного соглашения. В частности, предусмотрено определение оперативно-розыскного мероприятия, метода ОРД и оперативно-розыскного действия. Под методами понимают способы и приемы осуществления отдельных действий или совокупности действий, составляющих содержание оперативно-розыскных мероприятий. А в оперативно-розыскные действия включают организационные, управленческие и иные действия.
Считаем закрепление понятия методов ОРД верным, так как данное действие придаст возможность оперативным сотрудникам осуществлять методы ОРД правовым путем, т.е. согласно постановлению. Однако, на наш взгляд, включение «иных действий» в оперативно-розыскные действия спорно. И.А. Батаев отмечает, что в уголовном процессе в рамках ОРД могут осуществляться только те оперативно-розыскные мероприятия, исчерпывающий перечень которых предусмотрен ч. 1 ст. 6 Закона «Об ОРД» [2, с. 23], т.е. иные действия не могут быть использованы в уголовно-процессуальном доказывании. Тем самым, мы видим, что имеется законодательный опыт оперативно-розыскных законов стран — участниц СНГ, в которых закреплены определения оперативно-розыскного мероприятия и его перечня в отдельной статье.
Следует рассмотреть мнения ученых, полагающих, что дополнение основных понятий, употребляемых в законе, однозначно определит толкование правоприменителей. В частности, авторы проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об ОРД» полагают, что такая поправка позволит укрепить законность ОРД, даст объективную оценку действий участников оперативно-розыскных мероприятий и раскроет содержание предусмотренных ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскных мероприятий [5, с. 80—90].
Н.С. Железняк в своей монографии предлагает законодателю закрепить определение оперативно-розыскного мероприятия, включив его либо в специальную статью (по аналогии со ст. 5 УПК РФ), либо в ст. 6 ФЗ «Об ОРД». Автор считает также нужным перед названием каждого
оперативно-розыскного мероприятия добавить прилагательное «оперативный» [6, с. 55—56], что, по нашему мнению, будет излишним для некоторых мероприятий.
Несколько иначе считает А.Ю. Шумилов в своем проекте ФЗ «Об ОРД». В ст. 6 он предлагает добавить определение под каждым видом оперативно-розыскного мероприятия, однако он решил не указывать определение оперативно-розыскного мероприятия, чтобы не затронуть «старые» правила Закона [14, с. 8]. Аналогичный подход есть и в Законе Узбекистана «Об ОРД», где предусмотрены статья для видов оперативно-розыскных мероприятий и определение каждому виду.
Опираясь на законодательный опыт стран — участниц СНГ, каждое государство формирует свою собственную законодательную (теоретическую) модель оперативно-розыскных мероприятий, устанавливающих понятие и перечень оперативно-розыскного мероприятия.
Считаем, что среди рассмотренных рассуждений наиболее оптимальный вариант предлагают В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров. Они утверждают, что необходимо дать основные понятия оперативно-розыскного мероприятия и его видов, используемых в ФЗ «Об ОРД». Однако одни из них следует сформулировать в нормах, непосредственно регламентирующих соответствующие вопросы, а другие — в специальной статье ФЗ «Об ОРД» [1, с. 11].
Таким образом, целесообразно закрепить определение оперативно-розыскного мероприятия в ст. 1 ФЗ РФ «Об ОРД» и Закона РК «Об ОРД», а определение его видов в предусмотренной главе, посвященной оперативно-розыскным мероприятиям.
Следующим актуальным вопросом является применение отдельных статей для каждого оперативно-розыскного мероприятия, поскольку порядок проведения этого мероприятия должен быть подробно описан в той мере, которая необходима для обеспечения прав граждан, четко определяя границы, в рамках которых сотрудник может изучать оперативно-розыскную деятельность [4, с. 181].
Среди стран — участниц СНГ всего три государства закрепили отдельную статью для каждого вида оперативно-розыскного мероприятия на законодательном уровне: Республика Беларусь (ст. 21—34), Республика Армения (ст. 15—30) и Республика Молдова (ст. 28—36). Однако в Законе Республики Молдовы «О специальной розыскной деятельности» отдельные статьи предусмотрены лишь для некоторых специальных розыскных мероприятий, в частности, для мероп-
риятий, требующих разрешения прокурора и руководителя специализированного подразделения.
В 1991 г. специалисты ОРД одними из первых предложили инициативный авторский проект Закона РСФСР «Об ОРД ОВД» с целью восполнения пробела в законе, а именно защиты прав и законных интересов граждан, государственной, общественной, кооперативной и иных видов собственности от преступных посягательств [12, с. 119].
Авторы проекта предлагают решить проблемы разночтения толкований видов оперативно-розыскных мероприятий с помощью изложения их в отдельной норме, определяя содержание и условия применения оперативно-розыскных мероприятий.
К.В. Сурков, разработавший «оперативно-процессуальный кодекс» для стран — участниц СНГ, посвятив целую главу оперативно-розыскным мероприятиям, в которой закрепил 19 статей, считает, что каталог оперативно-розыскных мероприятий должен соответствовать задачам ОРД, прежде всего, такой из них, как выявление преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Мы согласны, что оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться в соответствии с закрепленными в законе задачами, однако, на наш взгляд, выделение одной задачи в качестве основной является спорным, так как для правоприменителя остальные три задачи не менее важны при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
А.Е. Чечетин высказывает мнение, что каждое оперативно-розыскное мероприятие должно быть регламентировано на уровне отдельных статей. Принимая во внимание нормы Уголовно-процессуального кодекса, он разделяет фактические основания и юридические основания для их проведения, подробно прописывая общие правила (условия) осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Особое внимание уделяется при этом особенностям их проведения в учреждениях УИС и в отношении лиц, обладающих неприкосновенностью. Автор предлагает новеллу, объединяющую мероприятия «прослушивание телефонных разговоров» и «снятие информации с технических каналов связи» в одном общем мероприятии — «контроль сетей электросвязи», а также выделяет самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием «полиграфное исследование» [13, с. 82—87].
Мы согласны с предложенным объединением двух мероприятий. В качестве положительного опыта в Законе РК «Об ОРД» данное ме-
роприятие называется «негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи». Однако в ст. 1 Закона данное мероприятие делится на два — «негласный контроль сетей электрической (телекоммуникационной) связи» и «перехват и снятие информации, передаваемой по сетям электрической (телекоммуникационной) связи».
Говоря о полиграфном исследовании, мы разделяем точку зрения по включению данного действия в содержание оперативно-розыскного мероприятия, однако, на наш взгляд, необходимо переименовать его на «полиграфологическое исследование», так как исследование проводит не техника, а его субъект, т.е. полиграфолог.
Нельзя обойти и «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации», предложенный В.Ф. Луговиком. Он отмечает, что в настоящее время очевидным является несоответствие современного состояния правового регулирования ОРД международным стандартам и социально-экономическим реалиям. В связи с этим для устранения коллизии ФЗ РФ «Об ОРД» необходимо принятие «Оперативно-разыскного кодекса Российской Федерации» [9, с. 96].
В данном кодексе в главе «Оперативно-розыскные мероприятия» предусмотрено 20 статей. Автор предлагает отказаться от статьи, в которой дается перечень оперативно-розыскных мероприятий, и закрепить отдельные статьи для некоторых мероприятий, в которых будет регламентироваться процедура их проведения.
С кодификацией оперативно-розыскного законодательства не согласен С.И. Захарцев, считающий, что создание оперативно-разыскного кодекса — это те самые «фантомы», которые ведут к ложному пути развития, и появление их в науке ОРД связано с заимствованием терминов других юридических наук, т.е. по аналогии с УПК [8, с. 95]. С мнением С.И. Захарцева согласны и другие ученые [7, с. 51—55].
На наш взгляд, название данного кодекса фантомом является поспешным, так как он имеет ряд положительных норм, которые целесообразно закрепить в Законе «Об ОРД». К примеру, выделение в отдельную детальную статью судебного порядка получения разрешения для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также судебного порядка оценки результатов ОРД, полученных при непредвиденных обстоятельствах. Считаем также, что имеет смысл конструировать некоторые нормы оперативно-розыскного закона в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В частности, де-
тальная регламентация оперативно-розыскных мероприятий на уровне отдельных статей позволяет, с одной стороны, создать действия оперативно-розыскных служб более активного и оперативного противодействия преступности, а с другой — применять гарантии прав граждан, оказавшихся в сфере ОРД [13, с. 83].
О закреплении оперативно-розыскных мероприятий отдельными статьями по аналогии с УПК РФ писали и В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров, считая, что «это обеспечит единообразное нормативно правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий различными органами, осуществляющими ОРД, и однозначное понимание правовой сущности этих мероприятий всеми лицами, которые так или иначе связаны с проведением, оценкой таких оперативно-розыскных мероприятий и с использованием их результатов» [1, с. 13—14].
В качестве положительного опыта можно привести пример УПК РК, который регламентирует каждый вид НСД (аналогичным оперативно-розыскным мероприятиям) в отдельных статьях, предусматривая определение мероприятия и его содержание. Так, с момента появления НСД в УПК РК в январе 2015 г. качество выявления и раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений выросли. Например, по сравнению с 2014 г. в 2015 г. раскрываемость таких преступлений повысилась на 7,1% [10].
Таким образом, мы считаем, что детальная регламентация отдельных статей для каждого вида оперативно-розыскного мероприятия на законодательном уровне закрепляет общую концепцию и юридическое содержание, к которым в перспективе будут обращаться субъекты оперативно-розыскной деятельности.
Такая потребность вызвана прежде всего тем, что при осуществлении ОРД оперативными сотрудниками значимость придается грамотному использованию всех видов оперативно-розыскного мероприятия, которые являются составным структурным элементом ОРД и служат одним из главных способов выявления, пресечения, раскрытия преступлений. Одновременно с этим специфика некоторых оперативно-розыскных мероприятий заключается в наличии в их составах нескольких действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина. Например, при негласном обследовании жилища от сотрудника требуют четкого понимания и соблюдения правового регламента. Это, с одной стороны, является гарантией соблюдения положений Конституции и законодательства по отношению к объекту оперативно-розыскного мероприятия,
а с другой — залогом успешного решения поставленной задачи оперативным сотрудником на выделенном направлении деятельности.
Таким образом, проведя анализ модели института оперативно-розыскных мероприятий законодательств Российской Федерации и Республики Казахстан и других законов об ОРД стран — участниц СНГ, а также исследовав множество концепций специалистов ОРД, мы пришли к тому, что наиболее перспективным направлением развития является конвергенция оперативно-розыскных мероприятий путем дополнения и изменения законов. Тем самым, следует обратить внимание на следующие предложения:
■ закрепить в оперативно-розыскных законодательствах Российской Федерации и Республики Казахстан определение оперативно-розыскного мероприятия для разграничения от других смежных действий, а также предусмотреть виды оперативно-розыскного мероприятия;
■ для каждого вида закрепить отдельную статью с уточнением названий некоторых мероприятий.
Описанная идея способна приблизить оперативно-розыскные мероприятия Российской Федерации и Республики Казахстан к единым нормам и устранить противоречия, препятствующие сближению оперативно-розыскных законодательств данных государств.
Список источников
1. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: науч. доклад. М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2003. 24 с.
2. Батаев ИА Уголовно-процессуальный аспект использования результатов оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2004. 124 с.
3. Брамонтов P.C. Перспективы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан / / Вестник Института законодательства РК. 2018. № 1 (50). С. 150—156.
4. Васильев ЭА., Прокофьева Т.В. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь / / Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 5. 2018. № 813. С. 175—184.
5. Горяинов К.К., Вагин O.A., Исиченко А.П., Ковалев О.Г. Инициативный авторский проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оператив-
но-розыскной деятельности» // Современные подходы к правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности: инициативные авторские проекты Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» / сост. В.Ф. Луговик. Омск: ОмЮИ, 2006. С. 80—90.
6. Железняк Н.С., Васильев АД. «Черные дыры» и «белые пятна» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: юридические и лингвистические аспекты: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2009. 162 с.
7. Зажицкий В.И. О проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. 2016. № 3. С. 51 — 55.
8. Захарцев С.И., Кирюшкина Н.О. Новые фантомы оперативно-розыскной деятельности: оперативно-розыскная характеристика и оперативно-розыскной кодекс // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 9. С. 94—101.
9. Луговик В.Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект. Омск: Омская юридическая академия, 2014. 96 с.
10. Сведения об основных показателях деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан за 12 мес. 2015 г. // Информационный сервис Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республика Казахстан. URL: https:// qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/ Services/Pravstat?_piref36_258157_36_223082_
223082._ora_navigState=page % 3 Dmode_report %
26currPage%3D2%26eventSubmit_doNext%3D% 25D0% 2594% 25D0% 25B0% 25D0% 25BB% 25D1% 258C% 25D1% 2588% 25D0% 25B5% 2B %253E%253E&_piref36_258157_36_223082_
223082.__ora_navigValues=. (дата обращения:
15.10.2024).
11. Ушуров К.Т. Организационно-правовые основы проведения оперативно-розыскных мероприятий // Вестник КазНУ. Серия юридическая. 2019. № 1 (89). С. 187—192.
12. Фролов В.Ю., Чечетин А.Е., Пенкин В.С., Митрофанов ЕА. Закон РСФСР «Об оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» (инициативный авторский проект) // Информационное и правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел: межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1991. Ч. 2. С. 119—131.
13. Чечетин А.Е. Проект законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Полицейское право. 2006. № 4. С. 82—87.
14. Шумилов А.Ю. Инициативный авторский проект Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Современные подхо-
ды к правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности: инициативные авторские проекты Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» / сост. В.Ф. Луговик. Омск: ОмЮИ, 2006. С. 7—36.
References
1. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. On the legislative regulation of operational investigative activities: Scientific report. M.: Publishing house Shumilova I.I., 2003. 24 p.
2. Bataev IA. The criminal procedural aspect of using the results of operational investigative activities: textbook. Izhevsk, Publishing house "Udmurt University", 2004. 124 p.
3. Bramontov R.S. Prospects for legislative regulation of operational investigative activities in the Republic of Kazakhstan / / Bulletin of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan. 2018. № 1 (50). Pp. 150—156.
4. Vasiliev EA., Prokofieva T.V. Legal regulation of operational investigative activities in the legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus // Herald of the MGLU. Education and pedagogical sciences. Issue. 5. 2018. № 813. Pp. 175—184.
5. Goryainov K.K., Vagin OA., Isichenko A.P., Kovalev O.G. Initiative author's draft of the Federal Law "On amendments and additions to the Federal Law "On operational investigative activities"" / / Modern approaches to legal regulation of operational investigative activities: initiative author's drafts of the Federal Law "On operational investigative activities activities" / comp. V.F. Lugovik. Omsk: OmUI, 2006. pp. 80—90.
6. Zheleznyak N.S., Vasiliev A.D. "Black holes" and "white spots" of the Federal Law "On operational investigative activities": legal and linguistic aspects: monograph. Krasnoyarsk: SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009. 162 p.
7. Zazhitsky V.I. On the draft Operational Search Code of the Russian Federation / / The Russian justice system. 2016. No. 3. pp. 51 — 55.
8. Zakhartsev S.I., Kiryushkina N.O. New phantoms of operational investigative activity: operational investigative characteristics and operational investigative code // Legal science: history and modernity. 2013. No. 9. pp. 94—101.
9. Lugovik V.F. Operational Investigative Code of the Russian Federation: author's project / V.F. Lugovik. Omsk: Omsk Law Academy, 2014. 96 p.
10. Information on the main indicators of the activity of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan for 12 months of 2015 // Information service Committee on Legal Statistics
and Special Accounts of the Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan. URL: https:// qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/ Services/Pravstat?_piref36_258157_36_223082_
223082.__ora_navigState = page% 3Dmode_
report % 26currPage% 3D2% 26event Submit_do Next% 3D% 25D0% 2594% 25D0% 25B0 % 25D0% 25BB% 25D1 % 258C% 25D1 % 2588% 25D0% 25 B5%2B%253E%253E&_piref36_258157_36_2230 82_223082.__ora_navigValues=. (date of application: 10/15/2024).
11. Ushurov K.T. Organizational and legal bases for conducting operational investigative measures // Bulletin of KazNU. The series is legal. 2019. № 1 (89). Pp. 187—192.
12. Frolov V.Yu., Chechetin A.E., Penkin V.S., Mitrofanov EA. The Law of the RSFSR "On opera-
tional investigative activities of internal affairs bodies" (initiative author's project) // Information and legal support of the activities of internal affairs bodies: mezhvuz. collection of scientific tr. Omsk, 1991. Part 2. pp. 119—131.
13. Chechetin A.E. Draft legislative regulation of operational investigative measures // Police law. 2006 No. 4. pp. 82—87.
14. Shumilov A.Yu. Initiative author's draft of the Federal law "On operational investigative activities" / / Modern approaches to legal regulation of operational investigative activities: initiative author's drafts of the Federal Law "On operational investigative activities" / comp. V.F. Lugovik. Omsk: OmUI, 2006. pp. 7—36.
Информация об авторе
А.М. Карл — старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева.
Information about the author A.M. Karl — Senior Lecturer at the Department of Operational Investigative Activities of the Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Shrakbek Kabylbayev.
Статья поступила в редакцию 18.10.2024; одобрена после рецензирования 18.11.2024; принята к публикации 18.12.2024.
The article was submitted 18.10.2024; approved after reviewing 18.11.2024; accepted for publication 18.12.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Хазанов А.М., А.Ю. Олимпиев. Борьба против терроризма. Опыт Израиля: Монография. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 191 с.
ISBN: 978-5-238-03623-6
На основе анализа широкого круга источников и научной литературы авторы монографии предприняли попытку исследовать богатый опыт, который накопили в борьбе против терроризма спецслужбы Израиля, считающиеся одними из лучших в мире. В монографии подвергнуты серьезному анализу израильская модель контртеррористической борьбы, а также удачные и неудачные операции израильских спецслужб.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.
A.M. ХАЗАНОВ А.Ю. ОЛИМПИЕВ
БОРЬБА ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
опыт ИЗРАИЛЯ