Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун Вера Дмитриевна, Коневских Олеся Владимировна

Цель исследования заключается в обосновании возможности совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, на основе авторской педагогической модели. В статье анализируются условия, средства и методы непрерывного образования взрослых и описываются возможная модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, ее компонентный состав. Научная новизна нашего исследования состоит в определении содержания компонентного состава модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования. В результате исследования разработана теоретическая модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, охарактеризован каждый компонент модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повзун Вера Дмитриевна, Коневских Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IMPLEMENTING CHESS EDUCATION PROGRAMMES

The aim of the study is to substantiate the possibility of improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes based on the authors’ pedagogical model. The paper analyses the conditions, means and methods of continuing education for adults and describes a possible model for improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes, its component composition. The scientific novelty of the study lies in determining the content of the component composition of the model for improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes. As a result of the study, a theoretical model for improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes has been developed, each component of the model has been characterised.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИЗДАТЕЛЬСТ

$ гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 1. С. 112-119 | 2023. Volume 8. Issue 1. P. 112-119

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Теоретическая модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования

Повзун В. Д., Коневских О. В.

Аннотация. Цель исследования заключается в обосновании возможности совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, на основе авторской педагогической модели. В статье анализируются условия, средства и методы непрерывного образования взрослых и описываются возможная модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, ее компонентный состав. Научная новизна нашего исследования состоит в определении содержания компонентного состава модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования. В результате исследования разработана теоретическая модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, охарактеризован каждый компонент модели.

EN

Theoretical Model for Improving

the Professional Competence of Primary School Teachers Implementing Chess Education Programmes

Povzun V. D., Konevskikh O. V.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the possibility of improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes based on the authors' pedagogical model. The paper analyses the conditions, means and methods of continuing education for adults and describes a possible model for improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes, its component composition. The scientific novelty of the study lies in determining the content of the component composition of the model for improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes. As a result of the study, a theoretical model for improving the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes has been developed, each component of the model has been characterised.

Введение

Важнейшей национальной целью развития образования России до 2030 года (О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 г.) является вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Это требует цифровизации всех процессов, обеспечивающих профессиональное развитие и рост педагогов (Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 3273-р).

Решение задачи кадрового обеспечения шахматного образования, а именно укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и др. кадров, предусматривает и программа развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации (Об утверждении программы развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12 марта 2021 г. № 157).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230012

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Анализ действующих практик научно-методического сопровождения педагогов по шахматам показывает, что для подготовки специалистов в области шахматного образования разработаны и проводятся курсы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации, семинары и вебинары, организуются сетевые педагогические сообщества. Тем не менее большое количество педагогов затрудняются в выборе подходов к реализации шахматного образования в школе, современных форм и средств обучения, использовании личностно ориентированных и развивающих образовательных технологий, демонстрируют низкую активность в образовательных мероприятиях по шахматам. Поэтому в системе образования востребована научно обоснованная система постоянного совершенствования профессиональной компетентности педагогов, реализующих программы шахматного образования, что обусловливает актуальность проведенного исследования.

Задачи исследования:

- провести анализ условий, средств и методов непрерывного образования, необходимых для разработки модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования;

- представить модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования.

Теоретическую базу исследования составили труды Б. М. Бим-Бада (2002), А. П. Владиславлева (1978), в которых отражены базовые положения непрерывного образования; исследования С. Гладышева (2006), И. В. Де-вятовской (2016), С. И. Змеева (2000), Е. А. Обуховой (2020), И. И. Магуры и М. Б. Курбатовой (2002), О. Н. Мостовой (2019), посвященные образованию взрослых; публикации Н. В. Андреевой, Л. В. Рождественской и Б. Б. Ярмахова (2016), Э. Боде и Р. Голда (2019; Bode, Gold, 2018), В. А. Поляковой (2019), Е. В. Сухаревой и И. Г. Елесиной (2020) с описанием эффективных и актуальных современных форм образования, технологий и методов; теоретические определения А. П. Новикова (2013); работы В. А. Адольфа (2013) и О. В. Коневских (2022), посвященные профессиональной компетентности педагогов; статьи О. Н. Иконниковой и Л. М. Певицыной (2021), А. В. Шатных (2019), в которых отражен опыт научно-методического сопровождения педагогов по шахматам.

В своей работе мы использовали теоретические методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение. Были изучены и проанализированы научно-педагогическая и методическая литература, публикации, освещающие темы непрерывного образования, образования взрослых, шахматного образования, нормативно-правовые акты.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная теоретическая модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, а также ее отдельные компоненты могут быть использованы методистами, педагогами, органами управления образованием для создания системы методического сопровождения педагогов, реализующих программы шахматного образования.

Основная часть

При разработке теоретической модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, мы исходили вслед за А. П. Новиковым (2013) из понимания «модели» как образа некоторой системы и рассмотрения профессиональной компетентности как обобщенной профессионально-личностной характеристики, выражающейся в способности педагога действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде, отражающей его готовность к самооценке и саморазвитию, проявляющейся в профессиональной активности, которая характеризует педагога как субъекта профессиональной деятельности и общения (Адольф, 2013), а также из того, что «профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, выражает собой профессионально-личностную характеристику педагога начальной школы, отражающую его способность и готовность участвовать в реализации программ шахматного образования» (Коневских, 2022).

Как отмечает Б. М. Бим-Бад (2002), «непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества» (с. 168).

Важнейшими принципами непрерывного профессионального образования, по мнению А. П. Влади-славлева (1978), являются:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип индивидуализированного обучения.

3. Принцип непрерывности, дающий человеку возможность выбирать траекторию получения образования.

4. Принцип системности.

В свою очередь, С. И. Змеев (2000) считает, что фундамент теории обучения взрослых составляют следующие принципы: приоритет самостоятельного обучения, кооперативной деятельности, принцип опоры на опыт, индивидуализации обучения, системности обучения, контекстности обучения, принцип актуализации результатов обучения, принцип элективности обучения, принцип развития образовательных потребностей, принцип рефлективности.

Очень важным для нашего исследования стало утверждение И. В. Девятовской (2016) о том, что эффективность программ обучения взрослых более высокая, когда образовательный процесс направлен не на содержание

обучения, а на обучаемых и их опыт, интересы, индивидуальные потребности в обучении, решение актуальных и реальных проблем. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций, и с этой позицией мы полностью согласны.

Е. В. Сухарева и И. Г. Елесина (2020) обоснованно полагают, что обучение взрослого человека должно осуществляться с использованием активных и интерактивных форм обучения, в том числе в условиях сетевого взаимодействия. На эту особенность обращает внимание В. А. Полякова (2019), исследуя обучение педагогов в сетевом взаимодействии, доказывая, что результативность обучения зависит от свободного взаимодействия между равноправными и равнозначными субъектами педагогического процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для системы образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания.

Мы полностью согласны с позицией Е. А. Обуховой (2020), указывающей на необходимость учета в процессе непрерывного образования особенностей психического развития личности педагога в зависимости от возраста. Ею выделены три возрастных этапа: 22-35 лет, 35-45 лет, 45-60 лет. Первый этап характеризуется развитием памяти, мышления, психических функций. На втором этапе преобладает склонность к анализу и обобщению. Третий этап отмечен снижением когнитивных функций, склонностью к порядку.

Опираясь на основные положения обучения персонала, определенные И. И. Магурой и М. Б. Курбатовой (2002), мы полагаем, что систематическая деятельность по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов должна иметь следующие этапы:

1. Определение потребности в обучении.

2. Постановка целей обучения.

3. Определение содержания, форм, методов обучения и необходимых ресурсов.

4. Выбор или подготовка преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников, методистов.

5. Проведение обучения.

6. Оценка эффективности обучения.

Мы согласны и с мнением Э. Боде и Р. Голда (2019; Bode, Gold, 2018) о том, что современные программы обучения взрослых должны быть направлены на повышение когнитивных, «мягких» и цифровых навыков, которые дополняют друг друга как в обучении, так и в их применении.

При этом необходимо учитывать и спектр проблем, выявляемых специалистами, возникающих при обучении взрослых:

• недостаток возможностей и ресурсов;

• нехватка времени;

• наличие учебных программ, которые противоречат принципам обучения взрослых;

• снижение объемов памяти, качества когнитивных процессов у взрослого человека по сравнению с ребенком;

• взрослый обычно совмещает учебу с работой. Из-за того, что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается;

• в процессе обучения возникает столкновение со стереотипами мышления и поведения (Гладышев, 2006).

Важнейшим условием самосовершенствования педагога, по мнению О. Н. Мостовой (2019), является развитие рефлексивных качеств и способностей, процессов саморегуляции деятельности, и с данной позицией трудно не согласиться.

Таким образом, теоретическая модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, должна быть образом системы совершенствования профессиональной компетентности, которое происходит в рамках непрерывного профессионального обучения в течение всей профессиональной деятельности педагога.

Формы и методы современного образования сегодня тесно связаны с использованием дистанционных технологий, электронных образовательных ресурсов, активных форм обучения, индивидуализацией образовательного процесса. По нашему мнению, наиболее эффективной технологией в контексте нашего исследования является представленная Н. В. Андреевой, Л. В. Рождественской, Б. Б. Ярмаховым (2016) технология смешанного обучения, которая, сочетая все вышеуказанные элементы, способствует повышению качества обучения. Именно дистанционные технологии и электронные образовательные ресурсы делают обучение:

• вариативным, позволяя педагогам изучать тот материал, который им неизвестен;

• доступным из любой географической точки;

• адаптивным, позволяющим педагогу учиться в своем собственном темпе.

Сочетание дистанционного и очного обучения с применением активных форм дает возможность всем субъектам процесса совершенствования профессиональной компетентности моментально уточнять информацию, контролировать и сразу корректировать процесс обучения, проводить взаимообучение и организовывать практическую работу, дискутировать и делиться опытом.

Представляя опыт научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области, О. Н. Иконникова и Л. М. Певицына (2021) предлагают также использовать технику коучинга при проведении курсов повышения квалификации по шахматам, а после окончания курсов продолжать сопровождение посредством участия педагогов в работе творческих групп и в сетевых региональных методических сообществах как интерактивных площадках самообразования педагогов. Также предлагается использовать систему социального партнерства с образовательными и некоммерческими организациями, региональными Министерствами образования и спорта.

Описывая опыт научно-методического сопровождения педагогов по шахматному всеобучу в Курганской области, А. В. Шатных (2019) подчеркивает важность:

• организации для педагогов курсов повышения квалификации;

• объединения педагогов в региональное сетевое интернет-сообщество по шахматному обучению;

• организации ежегодных конкурсов учителей начальных классов, преподающих шахматы;

• определения окружных опорных образовательных организаций по шахматному образованию, которые являются базой проведения семинаров-практикумов для педагогов, преподающих курс «Шахматы».

Исходя из вышеуказанных теоретических положений и анализа практического опыта научно-методического сопровождения педагогов, мы полагаем, что модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, должна быть системной и включать такие блоки, как:

• субъекты процесса совершенствования профессиональной компетентности;

• мотивационно-диагностический блок (диагностика текущего состояния профессиональной компетентности, ценностной позиции педагога, проблем его профессиональной деятельности);

• целевой блок (определение целей и задач совершенствования компетентности педагога);

• организационно-деятельностный блок (ресурсы, технологии и формы обучения, условия процесса совершенствования профессиональной компетентности);

• оценочно-результативный блок (критерии, показатели и уровни сформированное™ профессиональной компетентности) (Рис. 1).

Выявление проблем и затруднений в профессиональной деятельности

Диагностика когшггнвного компонента

s =

о

Диагностика деятельностного компонента

V

Ценностная позиция и мотивация

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов начальной шкапы, реализующих программы шахматного

образования

Индивидуальные потребности педагогов в развитии деятельностного, когнитивного компонентов, повышении мотивации

iL

Соответствие требованиям профессионального стандарта

С

=4

О

Ресурсы

1 7 II

Кадровые Информационные Методические о Материально-технические

Формы, методы и технологии

л II л

Смешанная технология О Активные методы обучения » Инг еракгивные методы обучения Технология коучинга Модульная форма организации шхшесса

Условия организации процесса совершенствования профессиональной компетентности

Ii II Ii

Опора на опыт педагогов с=> Учет возрастных с=> Приоритет самостоятельного

особенностей обучения

Показатели с формированности профе с сиональной компет ентности

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии опенки сформированное™ профе с сиональной компет ентности

О

Уровни с формированности профе с сиональной компетентности: низкий, средний, высокий

Результат: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов начальной шкапы, реализующих программы шахматного _образования_

А V

Рисунок 1. Модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования

Субъектами процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, согласно данной модели, являются педагоги начальной школы, педагоги-наставники, методисты, центры развития образования, органы управления образованием, шахматные федерации. Специализированные спортивные школы, федерации шахмат местного, регионального и федерального уровня могут оказать подцержку педагогам, так как эти социальные институты напрямую заинтересованы в развитии шахмат, их популяризации. Федерацией шахмат России несколько лет подряд проводился конкурс методических разработок «Шахматный всеобуч России» (К энтузиастам всеобуча! URL: https://ruchess.ru/championsMp/detail/2020/shakhmatnyy_vseobuch_2020/), в результате которого был

аккумулирован и опубликован передовой опыт педагогов в проведении шахматных уроков, разработке и реализации шахматных программ, массовых мероприятий, проектов.

Мотивационно-диагностический блок необходим для выявления проблем и затруднений в профессиональной деятельности педагога и включает в себя диагностику:

• когнитивного компонента, в который входят: осведомленность педагога об особенностях различных подходов к реализации шахматного образования и разнообразных учебно-методических комплексах (УМК) по шахматам, владение шахматной теорией в пределах преподаваемого курса, знание здоровьесберегающих технологий обучения, специальных методик и приемов обучения, правил судейства на шахматных соревнованиях, правил поведения шахматистов;

• деятельностного компонента, включающего в себя апробированные в профессиональной деятельности умения: подбирать информационные, дидактические и обучающие ресурсы, использовать в работе современные обучающие средства и технологии, задействовать весь потенциал шахматной игры для развития и воспитания школьника, организовать и провести мероприятия по шахматам, выстраивать процесс обучения шахматам с использованием активных методов обучения, форм взаимоконтроля, самоконтроля, ведения конструктивного диалога;

• диагностику ценностной позиции и мотивации педагога начальной школы, заключающихся в личном увлечении педагогом шахматами, в осознании педагогом развивающего и воспитывающего потенциала шахмат, желании использовать шахматную игру как инструмент образования, осваивать новые методики обучения шахматам, изучать теорию шахмат и повышать свой профессионализм, практикуясь в шахматной игре (Коневских, 2022).

Совершенствование профессиональной компетентности педагога начальной школы, реализующего программы шахматного образования, необходимо начинать с самодиагностики, которая призвана выявить проблемы педагогов при организации профессиональной деятельности, их ценностную позицию, и на этой основе определяются цели и задачи развития профессиональной компетентности учителей. Проводя самодиагностику, педагог выступает субъектом образовательной деятельности, организатором своего будущего обучения в области:

• освоения шахматной теории и практики;

• методики шахматного образования;

• разработки рабочей программы и/или мероприятия по шахматам;

• практической работы с электронными ресурсами по шахматам.

Помимо самодиагностики, целесообразно проанализировать:

• активность педагогов в организации внеурочной деятельности учащихся; на турнирах, конкурсах и соревнованиях по шахматам; мероприятиях по диссеминации опыта;

• знания педагогов о различных подходах к шахматному образованию и соответствующих УМК;

• используемые в образовательном процессе технологии, формы, методы обучения, ресурсы, в том числе цифровые;

• рабочие программы;

• результативность профессиональной деятельности педагогов.

В ходе диагностики профессиональной компетентности следует определить уровень готовности педагогов к работе по ее развитию, мотивацию к профессиональной деятельности, предпочитаемые формы обучения и виды деятельности, опасения и ожидания от процесса обучения.

Выявленные в результате диагностики профессиональной компетентности проблемы определяют содержание целевого блока (цели и задачи совершенствования профессиональной деятельности: испытывает ли педагог нехватку мотивации, знаний в области шахматной теории или основных положений шахматного образования школьников, необходима ли ему практика в организации и проведении соревнований для школьников, или он в поиске новых, более эффективных форм работы).

Следующий блок модели совершенствования профессиональной деятельности это организационно-деятельностный, включающий не только представление о технологиях, формах и методах непрерывного образования, но и необходимых для этого ресурсах и условиях процесса совершенствования профессиональной компетентности.

Для процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, необходимыми являются кадровые, информационные, методические и материально-технические ресурсы. Кадровый ресурс составляют методисты, педагоги-наставники, педагоги со спортивным шахматным опытом, которые могут консультировать педагогов начальной школы, разрабатывать обучающие мероприятия.

Информационные и методические ресурсы помогают педагогу повышать свою профессиональную компетентность в удобное время и в удобном месте, а также уделять этому процессу столько времени, сколько он считает необходимым. К этим ресурсам следует отнести:

• методические рекомендации;

• рабочие программы;

• специализированную литературу;

• учебные кейсы лучших практик;

• учебные пособия и пособия по шахматам;

• электронные образовательные ресурсы;

• образовательные порталы;

• специализированные сайты сетевых сообществ.

Материально-технические ресурсы включают в себя: специализированные кабинеты для проведения образовательных мероприятий, современные устройства для работы в сети Интернет, шахматное программное обеспечение, шахматы, демонстрационные доски, шахматные часы.

Успешность образовательных, практических и мотивационных мероприятий во многом зависит и от используемых форм организации процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов. Задействовать следует все возможное многообразие форм. Только так получится всесторонне проработать проблемы, возникающие у педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования. Следует предложить педагогам на выбор различные варианты деятельности:

• самостоятельная и индивидуальная работа с образовательными ресурсами где и когда удобно и/или работа в команде;

• курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы и/или индивидуальные консультации и поддержка наставника;

• дистанционная работа с рабочего места и/или очные мероприятия на образовательных площадках;

• бесценный опыт для шахматного образования дает участие педагога в шахматных турнирах и в качестве игрока, и в качестве арбитра. Педагоги, таким образом, учатся разрешать спорные ситуации, действовать в них справедливо и грамотно, получают опыт участника турнира, которым в дальнейшем могут поделиться с учениками.

Мы считаем, что в процессе совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, эффективным будет использование технологии смешанного обучения. Данная технология предоставит педагогу возможность самому выбрать свой образовательный путь, комбинировать очное обучение с дистанционным и индивидуализировать процесс обучения.

Модульная форма обучения педагогов позволит индивидуализировать образовательный процесс, проводить его в дистанционном формате, дифференцировать процесс обучения и сократить его сроки. Педагог сможет самостоятельно сконструировать свой образовательный маршрут для решения профессиональных проблем в течение запланированного времени.

Технология коучинга, в которой заключены такие аспекты, как консультирование, наставничество, психолого-педагогическое сопровождение, поможет педагогам, на наш взгляд, найти значимые для них цели саморазвития и проработать существующие проблемы в профессиональной деятельности.

Активные методы обучения - это методы, в которых в равной степени между собой взаимодействуют обучающиеся и преподаватель. К этим методам можно отнести кейс-технологии, проблемные семинары, конференции, групповые консультации.

Интерактивные методы обучения характеризуются обучением педагогов в процессе взаимодействия не только с преподавателем, но и с коллегами. Мозговой штурм, диалоговые обсуждения, создание совместных проектов, участие в фестивалях, конкурсах и соревнованиях, обмен опытом и лучшими практиками вносят значительный вклад в развитие профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования.

Согласно условиям организации процесса совершенствования профессиональной компетентности, при планировании и разработке образовательных и мотивационных мероприятий для педагогов следует учитывать возрастные особенности, опыт профессиональной деятельности, их загруженность, готовность к изменениям и ожидания от обучения.

Оценочно-результативный блок включает в себя показатели, критерии и уровни сформированное™ профессиональной компетентности. В данной модели критериями являются когнитивный и деятельностный компоненты профессиональной компетентности, а также ценностная позиция и мотивация педагогов начальной школы. К ним относятся следующие показатели сформированности профессиональной компетентности:

• знание подходов к реализации шахматного образования, УМК по шахматам, здоровьесберегающих технологий обучения, специальных методик и приемов обучения, правил судейства на шахматных соревнованиях;

• владение шахматной теорией;

• умение подбирать информационные, дидактические и обучающие ресурсы, использовать в работе современные обучающие средства и технологии, организовать и провести мероприятия по шахматам;

• желание осваивать новые методики обучения шахматам, изучать теорию шахмат и повышать свой профессиональную компетентность.

Результат процесса совершенствования профессиональной компетентности определяется по трем уровням: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень говорит о том, что педагог владеет поверхностными, неглубокими теоретическими знаниями, слабо заинтересован в реализации шахматного образования, имеет сложности с организацией образовательного процесса, у него отсутствуют или слабо развиты практические навыки.

Средний уровень определяется тем, что педагог не в полной мере обладает необходимой теоретической и/или практической подготовкой, осознает имеющиеся проблемы в профессиональной деятельности и делает попытки их решить.

Высокий уровень профессиональной компетентности демонстрирует педагог, у которого отсутствуют ярко выраженные проблемы или затруднения по всем показателям оценочно-результативного блока.

Рефлексия по результатам процесса совершенствования профессиональной компетентности формирует у педагогов понимание тех изменений, которые произошли в их уровне профессиональной компетентности. Для педагогов важно определить наиболее рациональный для них способ действия, необходимый для развития их профессиональной компетентности, что является необходимым условием для дальнейшей постановки образовательных задач и обеспечения цикличности процесса совершенствования профессиональной компетентности педагога. Рефлексия профессиональной деятельности позволяет педагогу развивать самоорганизацию, включающую самоконтроль, использовать методики для восстановления и развития своих внутренних ресурсов (физических, интеллектуальных, духовных).

Заключение

Профессиональная компетентность педагогов является условием успешной реализации шахматного образования в начальной школе и, соответственно, повышения качества образования в российских школах. В динамично меняющемся мире высокий уровень профессиональной компетентности педагога достижим только в случае ее постоянного систематического совершенствования. Мы полагаем, что представленная модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, является образом системы совершенствования их профессиональной компетентности в рамках непрерывного профессионального обучения в течение всего периода профессиональной деятельности.

Перспективы исследования предполагают апробацию разработанной модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, подготовку методических рекомендаций и формирование пакета диагностических инструментов оценки эффективности планируемой деятельности.

Источники | References

1. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.

2. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

4. Боде Э., Голд Р. Обучение взрослых в цифровой век / пер. М. Ю. Белецкой // Научные исследования экономического факультета. 2019. Т. 11. Вып. 3.

5. Владиславлев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978.

6. Гладышев С. Андрагогика? Это вам не педагогика! 2006. URL: https://ubo.ru/articles/1106/

7. Девятовская И. В. Обучение персонала организации в контексте непрерывного образования взрослых // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2016.

8. Змеев С. И. Андрагогика. Теоретические основы обучения взрослых. М., 2000.

9. Иконникова О. Н., Певицына Л. М. Научно-методическое сопровождение педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (47).

10. Коневских О. В. Профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.

11. Магура И. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала. М.: Бизнес-школа «Интел - Синтез», 2002.

12. Мостова О. Н. Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе самооценки профессиональных компетенций // Личность. Общество. Образование. Качество современного образования: актуальные вопросы, достижения, стратегии развития: сб. ст. XXII междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 25-28 марта 2019 г.). СПб.: Изд-во Ленинградского областного института развития образования, 2019.

13. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013.

14. Обухова Е. А. Модель дистанционного взаимодействия педагогов в условиях цифрового обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40).

15. Полякова В. А. Сетевое образовательное взаимодействие педагогов в модели «горизонтального обучения» // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества: мат. меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Владивосток, 25-26 октября 2019 г.). Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2019.

16. Сухарева Е. В., Елесина И. Г. Применение активных и интерактивных форм обучения взрослых // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-14. DOI: 10.18411/lj-05-2020-309

17. Шатных А. В. Система научно-методического сопровождения шахматного образования в Курганской области в завершающем году второй пятилетки преподавания шахмат в начальной школе // Интеллектуал Зауралья (шахматное образование) - 2019: сб. мат. для уч. IX областного фестиваля по шахматам «Папа + Мама + Школа + Я = Шахматная семья» / Институт развития образования и социальных технологий. Курган, 2019.

18. Bode E., Gold R. Adult Training in the Digital Age // Economics. 2018. Vol. 12. Iss. 1. DOI: 10.5018/economics-ejournal.ja.2018-36

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Повзун Вера Дмитриевна1, д. пед. н., проф. Коневских Олеся Владимировна2

1 2 Сургутский государственный университет

Povzun Vera Dmitrievna1, Dr Konevskikh Olesia Vladimirovna2

1 2 Surgut State University

1 povzun64@mail.ru, 2 lesenka2000@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.12.2022; опубликовано (published): 20.01.2023.

Ключевые слова (keywords): шахматное образование; непрерывное образование; модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов; педагог начальной школы; chess education; continuing education; model for improving the professional competence of teachers; primary school teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.