лица, отбывающие пожизненное лишение свободы», и кто в этом нуждается -сами они, администрация исправительной колонии, суд или общество?
Например, в ч. 4.1. той же статьи 79 УК РФ дается один четкий критерий решения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, в т.ч. отбывающих пожизненное лишение свободы. Суд должен учесть результаты судебно-психиатрической экспертизы в отношении такого осужденного. В отношении других категорий пожизнененников также необходимо дать более четкие критерии права на условно-досрочное освобождение.
Следует решить еще одну ускользнувшую от внимания законодателя уголовно-правовую проблему, связанную с условно-досрочным освобождением лиц, отбывавших пожизненное лишение свободы.
В Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»2 обойден вопрос об административно-правовой регламентации надзора за условно-досрочно освобожденными лицами, отбывавшими пожизненное лишение свободы.
Представляется, что за этой категорией условно-досрочно освобожденных от отбытия наказания должен быть установлен административный надзор сразу, вне зависимости от наличия или отсутствия оснований его установления, предусмотренных ч. 3 ст. 3 указанного Закона. Ждать, пока такое условно-досрочно освобожденное лицо совершит в течение года два или более административных правонарушения против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную нравственность, значит подвергать опасности жизнь, здоровье и имущественное благополучие граждан.
Одновременно следует решить вопросы, связанные с установлением срока административного надзора за этой категорией условно-досрочно освобожденных от уголовного наказания. Необходимо учесть, что сложилась мировая практика установления контроля за образом жизни лиц, условно-досрочно освобожденных от отбытия пожизненного лишения свободы, на всю оставшуюся жизнь вне зависимости от того, как они себя ведут, пусть даже примерно.
1 См.: Парламентская газета. 2014. 24-30 янв.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 15, ст. 2037; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6997.
А.В. Яшин
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В статье рассматриваются теоретические основы противодействия преступлениям против участников уголовного судопроизводства. На базе предложенной автором типологии жертв сформулирована теоретическая модель предупреждения рассматриваемой группы преступлений.
Ключевые слова: теоретическая модель, предупреждение преступлений, участники уголовного судопроизводства, жертва преступления, объекты и субъекты предупредительной деятельности.
© Яшин Андрей Владимирович, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин (Пензенский филиал НОУ 216 ВПО «Академия МНЭПУ»); e-mail: andrej@yandex.ru
A.V. Yashin
THEORETICAL MODEL OF THE CRIME PREVENTION SYSTEM AGAINST OF CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS PARTICIPANTS
In the article theoretical basics of counteraction to crimes against of the criminal legal proceeding participants are considered. On the basis of the victim typology offered by the author, the theoretical model of the crime prevention of considered group is formulated.
Keywords: theoretical model, crime prevention, criminal legal proceedings participants, crime victim, objects and subjects of precautionary activity.
Теоретическое моделирование в криминологии является одним из распространенных методов познания. «Суть его заключается в том, что характеристики познаваемого объекта воспроизводятся в виде упрощенной схемы или модели»1.
Основой профилактики преступлений против участников уголовного судопроизводства служит защита указанных лиц от преступных посягательств. Поэтому в модели предупреждения общественно опасных деяний рассматриваемой категории большое внимание должно уделяться характеристикам жертв преступных посягательств.
В механизме формирования и совершения преступлений против участников уголовного судопроизводства статус жертвы имеет существенное значение. В связи с этим, прежде чем выработать основы профилактики данных общественно опасных деяний и сформировать теоретическую модель предупреждения, необходимо провести анализ жертв указанной группы преступлений.
На наш взгляд, следует согласиться с точкой зрения Л.В. Вавиловой, считающей, что «в аспекте уголовной политики главное состоит в том, чтобы на основе всей суммы данных о преступлении и поведении жертвы разработать систему мер, снижающих виктимизацию, и уже тем самым способствовать профилактике и, следовательно, преступности»2.
Представляется, что основанием деления жертв преступлений против участников уголовного судопроизводства на типы в первую очередь является продолжительность их участия в процессе. Например, такие лица, как потерпевший, свидетель, участвуют в процессе практически все время: после возбуждения уголовного дела и до вступления приговора в законную силу. Другие лица, к примеру, следователь, эксперт, понятой, участвуют либо на определенной стадии уголовного процесса, либо эпизодически вступают в процесс.
Таким образом, среди жертв преступлений рассматриваемой категории можно выделить тип, постоянно участвующий в уголовном судопроизводстве, и тип, участвующий в уголовном процессе определенное время.
К первому типу следует отнести таких жертв - участников процесса, как потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, обвиняемый, защитник, гражданский ответчик, свидетель, переводчик.
Ко второму типу необходимо отнести таких жертв - участников уголовного судопроизводства, как суд (судья, присяжный заседатель), прокурор, следователь, руководитель следственного органа, представитель органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, подозреваемый, эксперт, специалист, понятой.
На наш взгляд, необходимо выделить и третий тип жертв преступлений -участников уголовного судопроизводства - представителей указанных лиц. К ним относятся представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, представитель гражданского ответчика. Выделение указанных жертв в отдельный тип связано с тем, что представители во время производства по уголовным делам могут меняться либо совсем выходить из процесса, а могут и постоянно участвовать в уголовном судопроизводстве.
Итак, предлагается выделить три типа жертв - участников уголовного судопроизводства: 1) жертвы, постоянно участвующие в уголовном процессе; 2) жертвы, ситуативно участвующие в уголовном процессе; 3) жертвы - нормативно определенные представители участников уголовного судопроизводства.
Полагаем, что разделение жертв преступлений против участников уголовного судопроизводства на указанные типы поможет сформировать теоретическую модель системы предупреждения совершаемых в отношении них преступных посягательств.
А.Э. Жалинский более 30 лет назад заметил, что «актуальным представляется анализ предмета и системы теории предупреждения преступлений, имеющий целью выяснить более подробно компетенцию криминологии в исследовании данной сферы социального регулирования, пределы и содержание криминологической разработки вопросов профилактики преступлений»3.
Примерно в то же время Г.А. Аванесов отметил, что «моделирование в криминологии становится обычным инструментом, который позволяет разрабатывать * научные основы для реального управления процессами борьбы с преступно? стью»4.
а. С.В. Бородин считает, что «моделирование - одна из основных категорий
теории познания. Теоретическое моделирование широко применяется для I того, чтобы в результате исследования и построения модели получить наибо-
1 лее полное представление об изучаемом явлении или процессе. Оно позволяет
го
| определять и уточнять характеристики и рациональные способы их взаимо-
| действия. Моделирование оказалось одним из эффективных, многообразных
| и универсальных методов отображения явлений и процессов. Его используют
2 и как критерий проверки научных знаний, их объективности и применимости ° на практике»5.
« Таким образом, применительно к рассматриваемой проблеме можно опре-
| делить, что теоретическая модель предупреждения преступлений против
о участников уголовного судопроизводства - это построенный на основе сово-
° купности обобщенных научных знаний образец системы конкретных мер,
0
° наиболее значимых для целей профилактики преступных посягательств в
го
отношении указанных лиц, рекомендуемый для использования в практиче-
1 ской деятельности.
| Как известно, предупреждение преступности традиционно подразделяется
на общесоциальное и специальное (криминологическое)6.
В Российской Федерации на современном этапе развития общесоциальные меры предупреждения различных видов преступности имеют много общего, в связи с чем особый интерес для рассматриваемого вида предупредительной деятельности представляет теоретическая модель системы специального предупре-218 ждения преступлений. Тем более, как отмечается в юридической литературе,
«общесоциальные криминологические меры профилактики осуществляются независимо от криминогенных факторов (хотя и с учетом их наличия, интенсивности, распространенности), меры специальной профилактики целиком обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант»7.
Из анализа проблем, складывающихся в сфере предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства, следует, что теоретическая модель данной деятельности состоит из следующих элементов.
1. Криминологический анализ совокупности совершаемых преступлений рассматриваемой категории. В данном случае необходимо совершенствовать учетно-регистрационную дисциплину в целях систематического изучения и обобщения всех зарегистрированных преступлений против участников уголовного судопроизводства.
2. Определение объектов предупредительной деятельности. Предметные знания об объектах вытекают из изучения типов жертв преступлений против участников уголовного судопроизводства. Таким образом, к рассматриваемым объектам относятся: лица, постоянно участвующие в уголовном процессе; лица, участвующие в уголовном процессе ситуативно и лица - нормативно определенные представители участников уголовного судопроизводства. В зависимости от анализа складывающейся ситуации, уровня и состояния совокупности рассматриваемых преступлений возможно разрабатывать меры предупреждения преступлений, совершаемых как в отношении отдельных типов жертв, так и в отношении всех участников уголовного судопроизводства.
3. Определение субъектов предупреждения. К ним относятся государственные ш органы власти. Причем, все ветви власти имеют определенное отношение к профи- н лактике преступлений рассматриваемого вида. Несомненно, основными субъектами С
__а
в данном случае являются представители исполнительной власти. Так, Правитель- Т
о
ство РФ издает постановления, регламентирующие комплекс мер противодействия к
о
преступлениям изучаемой категории. Правоохранительные органы, входящие в О' состав исполнительной власти, осуществляют непосредственную защиту участни- | ков уголовного судопроизводства в пределах своей компетенции. Законодательная в
власть издает нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы, регла- нн
о
ментирующие защиту участников процесса. Судебная власть также осуществляет Ю защиту рассматриваемых лиц в пределах своей компетенции. Немаловажное зна- и
чение в предупредительной деятельности должны иметь муниципальные органы с
к
и общественные организации. В число субъектов предупредительной деятельности а также должны входить органы, осуществляющие координацию и информацион- д
__ е
ное обеспечение профилактических мер. Перечень субъектов предупреждения | преступлений против участников уголовного судопроизводства регламентирован № Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите 9 судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Фе- ^ деральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите 4 потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами. В зависимости от задач, целей и результатов предупредительной деятельности перечень субъектов предупреждения может корректироваться.
4. Прогнозирование, планирование и программирование предупредительной деятельности. Следует заметить, что в связи с нестабильным развитием нашего 219
общества, частым изменением законодательства, бесконечным и порой бессмысленным реформированием правоохранительных структур не стоит делать долгосрочных прогнозов. Достаточно прогнозировать будущую криминологическую обстановку в рассматриваемой области на срок до 5 лет. На тот же срок следует составлять планы и программы предупредительной деятельности. Программу предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства на последующий срок надлежит составлять только после анализа результатов реализации предыдущей программы.
5. Комплексность предупредительных мер, которая включает в себя согласование всех отраслей права и научных знаний между собой, безотлагательное реагирование на изменение норм одного вида законодательства изменением норм другого.
6. Оценка итогов предупредительной деятельности. На данном этапе рассматриваются результаты проведенной работы, выясняется, достигнуты ли цели, решены ли задачи, поставленные в программе предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства. Если желаемые результаты достигнуты, то предупредительная деятельность должна производиться согласно данной модели. Если же нет, то анализируются сбои и ошибки в модели, в нее вносятся соответствующие коррективы.
Согласно данной модели специальное (криминологическое) предупреждение преступлений против участников уголовного судопроизводства осуществляется следующим образом. Анализируя складывающуюся криминологическую обстановку в рассматриваемой области, субъекты предупредительной деятельности выявляют объекты, в отношении которых следует проводить профилактические мероприятия.
К таким объектам могут относиться все три типа жертв преступлений рассматриваемой категории либо отдельные типы жертв. Все зависит от криминологической обстановки. Если повышается уровень совокупности преступлений против участников процесса одного типа, а в отношении других типов снижается, то необходимо все усилия направить на профилактику общественно опасных деяний, совершаемых в отношении лиц данного типа. Если же наблюдается рост уровня совокупности преступлений, совершаемых в отношении всех участников уголовного судопроизводства, то следует осуществлять предупреждение преступных посягательств в отношении всех типов жертв.
Думается, что мониторинг состояния, уровня и динамики совокупности преступлений против участников уголовного судопроизводства каждого из трех типов жертв должен быть возложен на Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, входящее в состав Министерства внутренних дел РФ. Такая дифференциация предупредительной деятельности в зависимости от типологии жертв - участников уголовного судопроизводства позволит экономить силы и средства, направленные на профилактику преступлений рассматриваемого вида.
На основе анализа уровня и состояния совокупности преступлений против участников уголовного судопроизводства субъекты предупреждения прогнозируют и планируют свою будущую деятельность и составляют программу предупреждения преступлений.
Представляется, что в данную программу необходимо заложить весь комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня совокупности преступлений против участников уголовного судопроизводства.
А.М. Байрамкулов • Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел
Оценка итогов предупредительной деятельности должна производиться постоянно. В случае значительного отклонения результатов предупредительной деятельности от составленных прогнозов и планов, программа подлежит корректировке.
1 Горшенков А.Г., Горшенков Г.Г., Горшенков Г.Н. Теоретические модели предупреждения преступности // Вестник КРАГСиУ. Сыктывкар, 2004. № 7. С. 22.
2 Вавилова Л.В. Организационно-правовые проблемы защиты жертв преступлений (по материалам зарубежной практики): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 199.
3 Жалинский А.Э. Предмет и система криминологической теории предупреждения преступлений // Советское государство и право. 1976. № 9. С. 88.
4Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 363.
5 Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 22.
6 См.: Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2000. С. 286.
7 Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности: учебное пособие. М., 1990. С. 9.
А.М. Байрамкулов
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ,
ОГРАНИЧИВАЮЩИХ СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКА (СТ. 301 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ)
В статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности сотрудников ОВД за незаконное задержание лица, возможности расширения сферы действия ст. 301 УК РФ путем включения в сферу ее действия незаконного задержания лица по делу об административном нарушении.
Ключевые слова: меры административного и уголовно-правового принуждения, задержание лица, заключение под стражу, преступность сотрудников ОВД.
A.M. Bairamkulov
CRIMES COMMITTED BY LAW ENFORCEMENT OFFICIALS RELATED TO APPLICATION OF ENFORCEMENT ACTIONS, ABRIDGING PEOPLE'S FREEDOM (ARTICLE 301 OF THE CRIMINAL CODE)
The issues of criminal responsibility of law enforcement officials of Departments of Internal Affairs for unlawful detention of a person, and expansion of the scope of application of Article 301 of the Criminal Code of RF by including in its jurisdiction the actions of unlawful detention of a person under administrative offence case investigation are reviewed in the article.
Keywords: administrative and penal enforcement action, detention of a person, taking in custody, crime among law enforcement officials of Departments of Internal Affairs
В рассматриваемую категорию преступлений сотрудников органов внутренних дел входит незаконное применение ими специальных мер уголовно-процессуального принуждения в виде задержания и мер административного принуждения, незаконного задержания и удержания под стражей.
© Байрамкулов Аскер Магометович, 2014
Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская юридическая академия); e-mail: Asker.Magometovich@yandex.ru