НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Д. В. Шмонин, М. М. Шахнович
тЕология и РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
В рамках Дней философии в Санкт-Петербурге 17 ноября 2012 г. состоялся круглый стол на тему, совпадающую с заглавием этого отчета. Работа проходила в Русской христианской гуманитарной академии, которая, наряду с кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета, а также научными подразделениями ректората Санкт-Петербургского государственного университета, в которых ведутся проекты религиоведческого и межконфессионального направлений, стала инициатором встречи представителей ведущих религиоведческих и теологических кафедр университетов, других светских и конфессиональных вузов России. Круглый стол был весьма представительным. В его работе приняли участие представители ведущих государственных и негосударственных высших учебных заведений (как светских, так и конфессиональных): И. Н. Яблоков и А. П. Козырев (Московский государственный университет), А. А. Михейшин (Санкт-Петербургский государственный университет)
A. П. Забияко (Амурский государственный университет), Д. К. Бурлака и О. Е. Иванов (РХГА), А. Ю. Григоренко (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), Е. В. Кузьмина (Омский государственный университет), прот. В. Шмалий (Общецерковная аспирантура и докторантура), К. М. Антонов (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), М. В. Шилкина и Л. Ю. Мусина (Свято-Филаретовский православно-христианский институт),
B. В. Шмидт (Православный институт им. Иоанна Богослова), свящ. К. Костромин (Санкт-Петербургская православная духовная академия), иерод. Родион (Ларионов) (Учебный комитет Русской Православной Церкви). Теологическое образование других, помимо православия, христианских конфессий представляли А. М. Прилуцкий (Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии) и П. Скалини (Католическая высшая духовная семинария).
Исламское конфессиональное образование было представлено Р. Г. Батровым, проректором Российского исламского университета (Казань), и шейхом А. Тамимом, главой Духовного управления мусульман Украины и президентом Украинского исламского университета (Киев). На приглашение прийти и поучаствовать в дискуссиях откликнулись представители органов власти, в том числе Администрации Губернатора
* Статья подготовлена при поддержке Минобрнауки РФ, соглашение № 14.U02.21.0028.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1
253
Санкт-Петербурга (начальник отдела В. Г. Иванов) и аппарата Губернатора Ленинградской области (советник Губернатора В. Л. Санин), а также целый ряд профессоров и преподавателей, научных сотрудников, аспиранты и студенты образовательных и научных учреждений из различных городов. Коллеги, которые не смогли приехать (Л. Е. Шапошников из Нижегородского педагогического университета, Е. Е. Несмеянов из Южного федерального университета и др.), прислали тезисы выступлений или видеообращения. Вели заседание Д. К. Бурлака (РХГА), М. М. Шахнович (СПбГУ) и Д. В. Шмонин (РХГА), секретарем редакционной комиссии был А. Ю. Рахманин (РХГА).
Выступавшие отметили положительный характер изменений в области теологического образования и признали продуктивным использование педагогических практик, традиционных для учебных заведений Русской православной церкви, в современном государственном светском образовании по направлению «Теология», указали важность гуманитарных дисциплин для развития и укрепления теологического образования. Дискуссия развернулась о целесообразности осуществления теологического образования в государственной и, шире, светской системе образования; о наличии социального запроса на теологическое образование; о способах интеграции теологии, традиционной для религиозных организаций, в систему высшего светского образования; о внесении теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК. Участники дискуссии предлагали разные варианты осуществления подготовки специалистов по направлению «Теология». В ходе обсуждения стала очевидной непроясненность внутреннего содержания понятия «светская теология».
Выступающими был поднят вопрос о пересечении теологии и религиоведения, о необходимости более четкого очерчивания их проблемных полей. Дискуссию вызвали проблемы практической реализации ФГОС по направлению «Теология», причем как в светских вузах, так и в вузах, реализующих образовательные программы религиозных организаций. Представители христианских и мусульманских образовательных учреждений, равно как и профессора и преподаватели светских вузов, указывали, что теологическое образование, в отличие от религиоведческого, не должно сводиться к сумме приобретаемых знаний, так как предполагает наличие у обучающегося религиозного мировоззрения, личных убеждений конфессионального характера. Именно в этом участники круглого стола видели ограниченность ФГОС по направлению «Теология», который достаточно трудно, по их мнению, отличить от ФГОС по направлению «Религиоведение». Интересно, что большая часть дискуссии была посвящена как раз проблемам развития теологического образования, и это вызвало определенную критику со стороны некоторых ведущих религиоведов, болеющих за светский характер осмысления и изучения религий.
Участники круглого стола «Теология и религиоведение в современной России: практика образовательной деятельности» в ходе выступлений и дискуссий пришли к ряду выводов, которые были обсуждены и приняты в конце заседания.
Во-первых, было подчеркнуто, что в современном обществе востребованы как религиоведение, так и теология. Они выступают как научно-исследовательские, образовательные и педагогические практики, и их значение является очевидным. В современной России религиоведение и теология состоялись как независимые и самостоятельные академические дисциплины, каждая из которых опирается на собственную методологическую и теоретическую основу. Существует научное взаимодействие богословов, философов, историков и религиоведов, однако дальнейшее сосуществование двух дисциплин возможно лишь в условиях четкой демаркации предметных
областей и ясного понимания разности методологических подходов, на которые они опираются. Религиоведение базируется на методологических принципах и теоретических парадигмах различных социальных и гуманитарных наук, и теология имеет свои специфические теоретические основания. Тем не менее, в высшем образовании отсутствует системный подход в рассмотрении места теологии в рамках преподаваемых гуманитарно-обществоведческих дисциплин, и это, безусловно, мешает развитию теологии как университетской дисциплины. Некоторые выступающие отметили, что образовательный стандарт по теологии нечетко определяет предметную область дисциплины «Теология» и копирует стандарт по религиоведению в основной содержательной части.
Во-вторых, было отмечено, что при выстраивании теологического образования необходимо учитывать фактор многоконфессиональности российского государства. Религиоведение, исследующее многообразие религий, сформировалось как академическая дисциплина, способствующая межкультурному и межрелигиозному диалогу, однако в современном мире ощущается необходимость поиска новых путей и форм этого диалога, и в этом отношении значение взаимодействия представителей разных конфессий в рамках образовательных программ по теологии трудно переоценить. Особо отмечалась участниками возможность взаимодействия в рамках образовательных программ по теологии представителей трех авраамических религий.