Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / СОБСТВЕННОСТЬ / ВЛАДЕНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ХОЗЯИН / ВЛАДЫКА / ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Будовский Артем Александрович, Капинос Роман Валерьевич

В данной статье рассматривается православное понимание отношений собственности. Особый акцент в статье делается на решении вопроса о признаках подлинной собственности, о понимании того, кого христианин может назвать Хозяином и Собственником жизни. К основным выводам можно отнести следующие. В Библии нет никакого представления о вечном владении человеческим сообществам земельной собственностью, нет и исключительного, единственного владельца. Человек в Библии - только частный пользователь имущества Бога, и его ждёт наказание, если он отъемлет часть владений Бога, доверенных не ему, а другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL UNDERSTANDING OF PROPERTY RELATIONS

This article examines the Orthodox understanding of property relations. The special emphasis in the article is placed on solving the question of the signs of genuine property, on understanding who a Christian can call the Master and Owner of life. The main conclusions include the following. In the Bible, there is no concept of the eternal possession of land property by human communities, nor is there an exclusive, sole owner. A person in the Bible is only a private user of God's property, and he will be punished if he takes away a part of God's possessions entrusted not to him, but to others.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ»

УДК 70.2-2-1/-9-2-9

Артем Александрович Будовский, воспитанник 4 курса Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород

Роман Валерьевич Капинос, кандидат экономических наук, магистр теологии, доцент, наставник Белгородской Православной Духовной семинарии

(с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород, rkapinos@yandex.ru

Теологическое понимание отношений собственности

Аннотация. В данной статье рассматривается православное понимание отношений собственности. Особый акцент в статье делается на решении вопроса о признаках подлинной собственности, о понимании того, кого христианин может назвать Хозяином и Собственником жизни. К основным выводам можно отнести следующие. В Библии нет никакого представления о вечном владении человеческим сообществом земельной собственностью, нет и исключительного, единственного владельца. Человек в Библии - только частный пользователь имущества Бога, и его ждёт наказание, если он отъемлет часть владений Бога, доверенных не ему, а другим.

Ключевые слова: Бог, собственность, владение, Православие, хозяин, владыка, хозяйствование.

геологическое понимание отношений собственности 175

Artem Budovsky, 4th year student

Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary focus),

Russia, Belgorod

Roman V. Kapinos

candidate of economic Sciences, master of theology, associate Professor the coach of the Belgorod Orthodox theological Seminary

(missionary focus), Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

Theological understanding of property relations

Abstract. This article examines the Orthodox understanding of property relations. The special emphasis in the article is placed on solving the question of the signs of genuine property, on understanding who a Christian can call the Master and Owner of life. The main conclusions include the following. In the Bible, there is no concept of the eternal possession of land property by human communities, nor is there an exclusive, sole owner. A person in the Bible is only a private user of God's property, and he will be punished if he takes away a part of God's possessions entrusted not to him, but to others.

Key words: God; property; possession; Orthodoxy; Master; Master; management.

Не может часть знать целого. О Боге мы можем говорить лишь благодаря тем откровениям, которые Он Сам даёт нам в Священном Писании и через труды Святых отцов. Поэтому любое наше суждение о свойствах Божества должно быть крайне осмотрительным, осторожным и взвешенным.

Православный проф., д.э.н. А.А. Олейников утверждает, что Бога мы можем понимать лишь как Творца мира - но не можем говорить о Нём как о Хозяине, Властелине жизни [14]. Данное утверждение маститого профессора требует очень серьезной оценки.

Собственник - лицо, обладающее правом исключительной власти над объектом (объектами). В книгах Библии читаем: "Земля Моя, вы пришельцы и посе-

ленцы у Меня" (Левит, 25:23, Исход 19:5); "Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущие в ней" (Пс. 23:1). Апостол Павел вновь напоминает нам эти слова: см. 1-е Послание Коринфянам, 10:26, делая из этого, в частности, такой вывод: "никто не ищи своего (то есть своей собственности), но каждый пользы другого"; "Ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её... Мои все звери лесу, и скот на тысяче гор" (Пс. 49:10, 12; Второзаконие 10:14); "Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? Под всем небом всё Моё" (Иов, 41:3), то есть Хозяин и земной жизни, и Земли, на которой живут люди, и всей Вселенной -только Бог, и Богу не перед кем отчитываться или давать дань или плату (на что указывает, например, проф. Э.В. Афанасьев, декан экономического факультета Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова, см.: 3, С. 12-19).

Св. Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры", гл. 28 кн. 2 говорит, что "все вещи мира происходят от Бога, и только смерть происходит от человека", и развивает эту мысль так: 1) начало человеческой жизни - дело творческого могущества Бога; 2) во все продолжение нашего существования Бог поддерживает нас своей силой; 3) спасение всех людей - это дело промысла Божьего; 4) вечное наслаждение благами - от благости Божией [12, С. 110].

Св. Иоанн Лествичник в степени 2-й "Лествицы" говорит, что "истинно возлюбивший Господа всем сердцем оставляет всякое попечение о любой собственности и не заботится об имениях и приобретениях, о самой плоти своей забывает" [16, С. 39-40]. Любое пристрастие к видимым вещам рождает только печаль [Там же, С. 42-43]. "В Царство Небесное войдет лишь тот, кто совершит три отречения, первое из которых - есть отречение от всех вещей, второе - от собственной воли, то есть отречение от всякого имущества и от самой идеи собственности и независимого хозяина" [Там же, С. 44]. В степени 17-й он далее развивает свою мысль: "нестяжательные ничего не называют своей собственностью, любостяжа-тельные доходят до безумия, готовые даже за иглу состязаться до смерти" [Там же, С. 238-239].

Начиная с 1062 года Киево-Печерский монастырь жил в соответствии со Студийским уставом, утверждавшим, что монах не должен иметь ничего, даже иголки не следует ему называть своей.

Принятые в настоящий момент православные монастырские уставы определяют, что монахи не должны иметь никакой личной собственности, исключая лишь книги духовного содержания. По смерти монаха его книги переходят по завеща-

нию или в монастырскую библиотеку, или одному из его духовных друзей. В то же время, если после монаха остается завещание, согласно которому его книги должны перейти светским лицам либо светским учреждениям, такое завещание монастырской общиной признается недействительным, и книги остаются в библиотеке того монастыря, где монах скончался [17, С. 213-214].

"Основы социальной концепции Церкви" (2000 г.) отмечают, что Церковь ни в коей мере не может и не должна определять права людей на собственность [15, С. 52-56].

Первая глава католического устава францисканцев - Устав св. Франциска, 1221 г., определяет, что жизнь монаха как истинного христианина и примера для всех учеников Христа состоит в том, чтобы жить без всякой собственности - следуя учению Христа о достижении совершенства отказом от имущества и имений (Лк. 18: 22, Матф. 19: 21). В главе 14 указывается, что францисканец, шествуя по миру, ничего не должен брать с собой в дорогу, даже таких обязательных на первый взгляд для любого путешествующего вещей, как мешок, сума, хлеб, посох, серебро. Глава 8-я первого устава св. Франциска отмечает, что монах не должен принимать денег даже как милость, а тем более как уплату за труд; даже для покупки одежды себе не следует брать денег. При этом допускается лишь одно исключение: деньги могут приниматься лишь для лечения больных братьев [18, С. 91].

В канонах нет ответа на вопрос о том, кому в Церкви принадлежит право собственности на имущество, используемое в религиозных целях. Поскольку в Византии, на Руси и на Западе, вплоть до позднего средневековья церковное имущество в принципе было неотчуждаемо, вопрос этот не имел практической важности.

С первых веков церковной истории выдвигались разные учения о субъекте собственности церковных имуществ. Еще на почве римского права сложилось учение, согласно которому церковное имущество, предназначенное исключительно для церковных нужд, принадлежит Богу. Но к Богу неприменимы юридические понятия об обязанностях и взысканиях за долги (см. таблицу 1.).

Таблица 1. Субъекты собственности на церковное и мирское имущество согласно богословским представлениям

Теологические теории мирской собственности Субъект собственности Теологические теории церковной собственности Субъект собственности

Религиозная Бог как Хозяин и Творец Римско-христианская Принадлежит Богу

Религиозно-общинная Община, подчиненная воле Творца Раннехристианская Собственность нищих

Религиозно-партенолистическая Государство, подчиненное воле Творца Теория общецерковной собственности Папа Римский

Религиозно-кастовая Клир, духовенство, исполняющие волю Творца Целевого имущества Направленна на реализацию функций, целей, задач

Религиозно-милитаристская Служилые, военные, защитники Родины и веры Публицистическая Государство

Религиозно-цивильная Гражданская община, исполняющая нравственные нормы, установленные религией Церковно-общинная Церковная община

Религиозно-плюралистическая Множество собственников, в их числе и пантеон богов, демонов, государств и общин Институциональная И общины, и институты

Сторонники другой теории, также восходящей к первым столетиям истории Церкви, утверждают, что церковное достояние - это собственность нищих. Все неспособные жить на свои средства, в том числе и духовенство, имеют право жить за счет церковного имущества. Но нищие не имеют и не могут иметь правовых обязанностей по отношению к церковному имуществу. Реально на Западе церковные доходы подлежали делению на 4 части: одна шла в пользу епископа, другая - на содержание клириков, третья - на нищих, четвертая - на церковно-строительные и богослужебные издержки.

В Византии и особенно на Руси были чрезвычайно распространены обе идеи

- в жалованных грамотах вотчины жертвовали Богу, Спасу, святителю Николаю, а церковное богатство в древнерусских памятниках иногда именуется богатством нищих.

В Западной Европе в Средневековье была выдвинута теория общецерковной собственности, которая сводилась к признанию папы субъектом права собственности на церковное имущество.

В новое время выдвинута была и так называемая теория целевого имущества, согласно которой нет надобности отсылать субъект права церковной собственности: церковное имущество принадлежит не конкретным лицам, а определенной цели или назначению.

В 17 и 18 вв. складывалась так называемая публицистическая теория, которая право собственности церковного имущества переносила на государство. Эта теория послужила обоснованием секуляризации - обращения государством церковной собственности в светскую собственность.

В эпоху Реформации протестантскими учеными была выдвинута еще одна

- церковно-общинная теория, согласно которой собственником церковного имущества является община. Ввиду невозможности действия этой теории в католической Церкви, которая не рассматривает приход как самостоятельный субъект права, в 19 в. была сформулирована институциональная теория. По этой теории субъектом церковной собственности являются и общины, и институты, подчиненные воле их учредителей.

Бог - Творец, и во 2-м стихе Пс. 23 именно Его творчество и приводится как основание Его власти над всем: "Ибо Он основал землю". Иеромонах Ириней (Пиковский) в "Винограднике. Слове в неделю 13-ю по Пятидесятнице" пишет: "По отношению к душе каждого из нас, Бог - как Хозяин виноградника, Хозяин душ" [11]. Итак, Бог - Хозяин, то есть Собственник земли и Земли, и душ люд- теологическое понимание отношений собственности

ских. "В руке Его все концы земли" (Пс. 94:4) "и небеса" [10, С. 128], "Он Господин неба и земли" и "дает всем и всё" (Деян. 17:16-34; Бытие 14:19), и, прежде всего, "даёт землю" для жизни (Второзаконие, 28:8) - кто же может "дать", кто обладает правом распоряжаться, как не полноправный собственник? "Да будет воля Твоя, на земле, как и на небе"; "Ибо Твоё есть Царство и Сила, на земле, как и на небе" - говорим мы в главной нашей молитве - "Хлеб наш насущный дай нам на каждый день, и оставь нам долги наши. и избавь от лукавого"

Не обладает ли такой властью лишь полный собственник? - давать всякую пищу, освобождать от долгов, избавлять от самого страшного врага? "Все от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают; отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; сокроешь лицо Твое - мятутся; отнимаешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Свой

- созидаются, и Ты обновляешь лице земли" (Псалтирь, 103:27). Бог даёт, дарит каждому человеку его имущество и возможность пользоваться от него (Екклези-аст, 5:18), то есть является Собственником, предоставляющим право пользоваться своим имуществом другому - в экономике мы называем такое право арендой, но никак не частной собственностью.

Бог есть "единый Владыка, Господствующий в своём вечном владении" [10, С. 265] - здесь прямо мы видим, что весь и земной, и небесный мир названы владением, собственностью, имуществом, хозяйством Бога; Он - дарующий "само бытие" (там же). Он "всё возвращает к Себе, руководит всем и содержит всё" [10, С. 289]. Итак, он и руководит, а не только творит; "надо всем господствует и, не смешиваясь, подданными управляет" [10, С. 283] - Бог не только Творец, но и Управитель. Ограничивать функции Божественного - не значит ли представлять Его ущербным, а не бесконечным и всесильным? Он есть "Царь всех" [10, С. 175], "Царь царствующих", "Властелин" (Дан. 7:9). Разве царь той или иной страны не есть её собственником? Разве царь только творит, разве в задачи царя не входит проявление постоянной исключительной собственной власти по отношению к подданным, организация их работы и контроль за ней? И не есть ли это работа и всякого собственника по отношению к его хозяйству? Бог "предымеет сущность всего" и "неодолимо охватывает, объемлет всё" [10, С. 254, 281]. "Мы

- Его" (Деян. 17:28) - принадлежность одному Лицу не говорит ли о том, что мы находимся в Его исключительном, личном владении? Богу свойственно "полное и совершенное обладание всем" [10, С. 300], а не только творение исходного импульса к жизни: то есть Бог полный и совершенный Собственник мира, который

Он же создал; "из Него всё" (Рим. 11: 36). Мы "всё у Бога получаем" [10, С. 309], как Обладающий, Собственник всех благ, Он и дарит каждому по его нужде. Бог

- "Совершенноначалие" [10, С. 37], "Вседержитель" [Откр. 1:8; 8, С. 81], "Податель всякого блага" [10, С. 127], "Обладающий заранее всеми сокровищами" (Кол. 2:3), "Господь господ" (Пс. 135:3), "господствующий надо всем" [10, С. 142], а не только творящий, создающий - а после стоящий в стороне; "Глава всего сущего" [10, С. 158], "Бог мира, возводит царей на престолы и воздвигает с земли убогого, из низкого состояния возвышает нищего" [8, С. 78], то есть активно, с исключительной властью, как Единственный Хозяин, влияет на мир; "Бог всем управляет", "не твоя Собственность, о человек, этот путь жизни". Чья же, если не наша с вами? Понятно, что Того, Кто обладает исключительной властью над всем: "ныне ты возделывал землю, а завтра будет ее возделывать другой, после же него еще другой. Видишь ли эти поля и великолепные здания? Сколько раз каждое из них со времени своего существования переменяло имя! Называлось собственностью такого-то, потом переименовано по имени другого, перешло к новому владельцу, а теперь стало именоваться собственностью еще нового" [6, 7, 20]. Итак, лишь называется и именуется собственностью человека, но смешно говорить об исключительной власти человека над любым объектом жизни - раз даже сама жизнь его не в его власти! Человек - лишь пользователь, арендатор вверенного ему имущества Бога.

И утверждать человеку, что он имеет полное право на собственность, то есть власть, частное владение на то имущество, которое он создал своим честным трудом, также неправильно, поскольку и способности к труду, и орудия и предметы труда, и свобода выбора, и сам природный образ, которому подражает в своем продукте труда человек, даны ему Богом: "Человеческое творчество создает не "образ", который дан, но "подобие", которое задано, воспроизводит в свободном, трудовом, историческом процессе то, что предвечно есть как идеальный первообраз. И бунт твари против Творца, уклон сатанизма, метафизически сводится к попытке стереть именно это различие, стать "как боги", иметь все свое от себя

- то есть стать полноправным собственником! Но, самоопределяясь таким образом, сатана становится не только метафизическим вором и самозванцем, ибо приписывает самому себе то, что ему дано Творцом, но и делается духом небытия и смерти, ибо центр своего бытия он помещает сознательно вне Творца, в области метафизического небытия, "во тьме кромешной", за краем бытия, в царстве чистой призрачности и субъективности" [4, 7, 21]. "Содержанием хозяйственной

деятельности человека является не творчество жизни, но ее защита, воссоздание живого и натиск на омертвелое, но никак не полноправно владение! Очевидно, что при обсуждении этого вопроса неизбежно проявляется, и основное различие и противоположность двух религий: человекобожия, для которого человек не есть тварь, но есть творец, и христианства, для которого человек - тварь, но, как сын Божий, получает задачу воссоздания, хозяйствования в творениях своего Отца. Человек существует не собственной силой, но волею Божией, не только происхождение, но и продолжающееся существование тварей есть непрерывный творческий акт" [4, С. 137], то есть Бог дает не только первый творческий импульс жизни, но и непрерывно хозяйствует, создает, раздает, помогает и наказывает в своих владениях.

И ссылки на библейские запреты - "не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего." (Исх. 20:17) - никак не говорят о признании частной собственности в современном понимании как исключительного, то есть исключающего посягательство всех иных собственников, вечного владения каким-либо благом. Как верно отмечает В. Кандалинцев, с точки зрения религиозной жизни частная собственность "вовсе и не собственность", так как люди только "поселенцы" у Бога [13, С. 8]. Запрет на воровство действует ведь и в условиях аренды земли. Представим себе ситуацию, когда хозяин земельного пая распределил его между несколькими пользователями. В этой ситуации, если один из пользователей передвинет границы своего участка, увеличив их за счет другого пользователя, он тем самым украдет часть используемого другим надела - при том, что оба они не являются собственниками его.

В Ветхом Завете, как правильно указывает проф., декан экономического факультета Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова, Э.В. Афанасьев, нет никакого вечного владения земельной собственностью: древним евреям запрещено было продавать землю в вечное пользование (Лев. 25:23). Нет и исключительного, единственного владельца: после каждых 6 лет наступал "субботний" (седьмой) год, когда запрещалось сеять, а все выросшее самосевом поступало в пользование не только людей, но и зверья и птиц (Лев. 25:3-7), после же семи "субботних" лет наступал "юбилейный" (пятидесятый) год, когда земля и недвижимость возвращались их прежним владельцам-должникам, а все рабы отпускались на волю [3, С. 12].

Человек в Библии - только частный пользователь имущества Бога, и его ждёт наказание, если он отъемлет часть владений Бога, доверенных не ему, а другим.

Библиография

1. Библия, 1990. - Финляндия: Mikkeil. - 1222 с.

2. Православная Библия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia. ru/bible/mf/ (дата обращения: 22.02.2021).

3. Афанасьев Э.В. Имущественные отношения с точки зрения православной церкви // Приход. Православный экономический вестник, №5, 2006. - С. 12-19.

4. Булгаков С.Н. прот. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. - 450 с.

5. Василий Великий Беседа на первую часть первого псалма [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_psalmy/ (дата обращения: 14.04.2021).

6. Васильев П.А., Капинос Р.В. Житие священномученика Георгия Богоявленского // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 290-295.

7. Горобец Н.В., Капинос Р.В. Житие священномученика Антония Панкеева // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 285-290.

8. Григорий Богослов. Творения в 2-х тт. - Т.1. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2000. - 650 с.

9. Григорий Богослов. Творения в 2-х тт. - Т.2. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2000. - 670 c.

10. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. - Спб: Издательство Олега Абышко, 2010. - 550 с.

11. Ириней (Пиковский), иером. "Виноградник. Слово в неделю 13-ю по Пятидесятнице" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/put/73431. htm (дата обращения: 17.03.2021).

12. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Братство святителя Алексия. - Ростов-на-Дону: Издательство "Приазовский край", 1992. - 446 с.

13. Кандалинцев В. Политическая экономия Библии. - М.: Инком Полиграф, 1999. - С. 8.

14. Олейников А.А. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.inesnet.ru/rus_ author/olejnikov-a-a/ (дата обращения: 17.03.2021).

15. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.- Москва: Издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря, 2000. - 220 с.

16. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. -М.: Данилов мужской монастырь, 2014. - 592 с.

17. Серафим игум. Мужской общежительный устав. - М.: Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000. - 450 с.

18. Святой Франциск Ассизский. Сочинения. - М.: Издательство францисканцев-братьев меньших конвентуальных, 1995. - 215 с.

19. Флоренский, о. Павел. Столп и утверждение истины. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. - М.: Правда, 1990. - 492 с.

20. Ютаев О.А., Капинос Р.В. Священномученик Митрофан, Архиепископ Астраханский и Царёвский, и его вклад в историю Русской Церкви // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 180-189.

21. Ютаев О.А., Капинос Р.В. Роль священномученика Митрофана, Архиепископа Астраханского и Царевского, в восстановлении Патриаршества // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2017. № 1 (7). С. 71-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.