Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СКАНДИНАВСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ: РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ'

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СКАНДИНАВСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ: РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮТЕРАНСТВО / СЕКУЛЯРИЗМ / УЧЕНИЕ О "ДВУХ ЦАРСТВАХ" / ГОСУДАР СТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ / СКАНДИНАВСКАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / УНИВЕРСАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанова Елена Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций - как религиозных, так и светских - некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическолютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в даль нейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL ORIGINS OF THE SCANDINAVIAN WELFARE STATE: RELIGIOUS AND SECULAR INTERPRETATIONS

The article analyses the research interpretations, both religious and secular, of the provisions of Martin Luther's doctrine of “two kingdoms”, as well as his views on the sinfulness of human nature, the universal priesthood, etc., which infl uenced the formation and development of the Scandinavian model of the welfare state (mainly using the example of Denmark). The article raises the following questions: How these theological ideas and principles are embodied in traditions, values, behavioural strategies, social trends, formal and informal rules and norms that has led to the emergence of the welfare state? What is common in the institutional design of the welfare state with the Evangelical Lutheran preaching, which for centuries has proclaimed the individual and collective responsibility for the care about others? How the impact of these ideas on social attitudes and beliefs of people may be analysed? The article draws on the results of recent research on this issue that arose within the framework of the “cultural turn” in the humanities and social sciences, which has gradually led to a change in the emphasis in research logic and brought almost to the fore the historical, cultural and religious characteristics of the Scandinavian countries. The article analyses in detail Martin Luther's doctrine of “two kingdoms” and its contemporary interpretations, including their influence on the ideology of Scandinavian social democracy. The conclusion is made that the Scandinavian model of the welfare state is the result of a unique combination of Lutheran piety, the activities of social democratic parties, historical circumstances that has led to the formation of rather homogeneous ethnoconfessional national states, as well as the activities of many people who desired and were able to create decent living conditions for themselves. This topic requires further research, taking into account the socio-cultural context of a particular country.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СКАНДИНАВСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ: РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

Вестник ПСТГУ

Степанова Елена Алексеевна,

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2021. Вып. 95. С. 45-63

БО!: 10.15382Миг1202195.45-63

гл. науч. сотрудник Лаборатории сравнительных исследований

толерантности и признания

д-р филос. наук, доцент

Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета

Российская Федерация, 620000,

г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51 stepanova.elena.a@gmail.com

ОИСГО: 0000-0002-2559-3573

Теологические истоки скандинавской модели

ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ! РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций — как религиозных, так и светских — некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическо-лютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели

© Степанова Е. А., 2021.

Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 45—63.

Е. А. Степанова

и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.

Ключевые слова: лютеранство, секуляризм, учение о «двух царствах», государство всеобщего благоденствия, скандинавская модель, социал-демократия, универсализм.

Введение

Скандинавские страны (Швецию, Норвегию, Данию, Исландию и Финляндию) с 1950-х гг. принято объединять в единую модель «государства всеобщего благоденствия» (далее ГВБ), для которой в самом общем виде характерны демократия, основанная на высоком уровне политического участия, уважение к закону и к правам человека, высокие жизненные стандарты, социальное равенство и солидарность, мирное разрешение политических и социальных конфликтов и т. д.1 Согласно популярной типологии, предложенной датским социологом Й. Эспинг-Андерсоном в книге «Три мира капитализма благоденствия» (The Three Worlds of Welfare Capitalism, 1990) и основанной на концепции «де-коммодификации» (независимости жизненных стандартов людей от рыночных механизмов), для скандинавских стран характерны высокий уровень социального равенства и универсализм в распределении благосостояния между разными классами2.

Важнейшей чертой скандинавских стран является их относительная гомогенность в этническом и религиозном смысле. С середины XVI в., когда в них пришла Реформация, лютеранство являлось там преобладающей религиозной традицией, оказавшей огромное влияние на все сферы жизни людей — на политическую систему, социальные отношения, культурные стандарты и мировоззрение3. Тем не менее до недавнего времени в исследованиях истоков и особенностей скандинавской модели ГВБ преобладал социально-экономический и политический подход. «Культурный поворот» в гуманитарных и социальных науках, начавшийся в 1970-е гг., постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные4, особенности, которые на протяжении длительного времени

1 Cm.: The Nordic Model of Welfare: A Historical Reappraisal / N. F. Christiansen, K. Petersen, N. Edling and P. Haave, eds. University of Copenhagen, 2006; The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y., 2019.

2 Cm.: Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press, 1990. P. 3.

3 Cm.: Nordic Paths to Modernity / J. P. Árnason, B. Wittrock, eds. N. Y., 2012; Markkola P., Naumann I. K. Lutheranism and the Nordic Welfare States in Comparison // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 1-12.

4 Cm.: Opielka M. Christian Foundations of the Welfare State: Strong Cultural Values in Comparative Perspective // Culture and Welfare State: Values and Social Policy in Comparative Perspective / W. van Oorschot, M. Opielka, B. Pfau-Effinger, eds. Cheltenham, UK, 2008. P. 89-114; Anttonen V. The impact of the Reformation on the formation of mentality and the moral landscape in the Nordic countries // Temenos — Nordic Journal of Comparative Religion. 2018. Vol. 54. No. 1. P. 29-45.

формировали тип государственного устройства и социальной структуры, существующий сегодня в скандинавских странах.

В этой статье используются появившиеся в последние десятилетия исследования, в которых основное внимание уделяется историко-культурной специфике скандинавских стран5 и ставятся следующие вопросы: каким образом те или иные лютеранские идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению ГВБ? Можно ли доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Главная цель статьи — рассмотрение возможных исследовательских интерпретаций (как религиозных, так и светских) некоторых положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., и их влияния на историю и современную социально-политическую практику скандинавских стран (преимущественно на примере Дании).

За Данией, как и за другими скандинавскими странами, закрепилось определение их в качестве одних из наиболее секулярных наций в мире в смысле низкого уровня участия в религиозных практиках и приверженности религиозным учениям, как традиционным, так и новым6. Специфика Дании по сравнению с другими скандинавскими странами заключается в государственном статусе Евангелическо-лютеранской церкви (Церкви датского народа — Folkekirke), закрепленном в § 4 Конституции7, а гражданство почти автоматически подразумевает принадлежность к национальной церкви (при принятии крещения)8.

Некоторые исследователи считают, что Дания представляет собой пример «культурной религиозности», когда традиционная религия, даже при низком

5 См., например: Den nordiske protestantisme og velfsrdsstaten [Nordic Protestantism and the welfare state] / T. Knudsen, ed. Aarhus, 2000; 0stergaard U. Lutheranismen, danskheden og velfsrdsstaten [Lutheranism, Danish nationality and the welfare state] // 13 historier om den dan-ske velfsrdsstat / K. Petersen, ed. Odense, 2003. P. 27-46; Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. N. Y., 2009; Welfare and Religion in 21st Century Europe. In 2 vol. / A. Backstrom, G. Davie, N. Edgardh, P. Pettersson eds. L., 2013; Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. 2011; Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society?: Danish «Church People» and the Modern Welfare State // Church History. 2013. Vol. 82. P. 904-940; Nelson R. H. Lutheranism and the Nordic Spirit of Social Democracy: A Different Protestant Ethic. Aarhus, 2017; Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State // Lutheran Quarterly. 2018. Vol. 32, No. 1. P. 1-27; Petersen J. H., Petersen K. The Concept of «Welfare state» in Danish Public and Political Debates // The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y., 2019.

6 Членами Евангелическо-лютеранской церкви в 2014 г. являлись 78 % датчан (см.: Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries / I. Furseth, ed. L., 2017. P. 43). При этом, согласно European Values Survey (2008-2010), никогда не посещают церковь (за исключением крещения, бракосочетания и похорон) 44 % датчан, еще 31 % посещает церковь во время праздников и 15 % — раз в год (см.: Ibid. P. 56).

7 «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства». Конституция королевства Дании. Ч. I, § 4.

8 Об истории и современном положении Евангелическо-лютеранской церкви Дании см.: Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании. Челябинск, 2011.

уровне религиозности населения, оказывает сильнейшее воздействие на национальную идентичность, поведенческие нормы и мировоззренческие стандарты9. Религия имплицитно присутствует во всех видах социального пространства: в школах, больницах, тюрьмах, государственных органах, судах, парламентах и муниципалитетах, а публичная жизнь пронизана религиозными ценностями, верованиями и ритуалами — иногда скрытыми, иногда синкретическими, иногда спрятанными за другими вывесками, но при этом остающимися важными для национального самосознания10. Американский социолог Хосе Казанова, рассуждая о специфике секулярности в скандинавских странах, полагает, что «быть датчанином, быть лютеранином и быть секулярным — одно и то же»11. В сосуществовании религиозного и секулярного Церковь радикально трансформируется, становясь частью saeculum, подчиняющегося законам государства, а Божья благая весть превращается во внутреннюю религию и перемещается в индивидуальное сознание12. Таким образом, имплицитное присутствие теологической традиции в секулярных институтах, мировоззренческих паттернах и поведенческих моделях, как считают многие исследователи, позволяет говорить о «лютеранском секуляризме» или «секуляризированном лютеранстве»13.

В целом исследовательские трактовки специфики датской религиозности/ секулярности располагаются между двумя противоположными полюсами: согласно первой версии, Дания является страной, в которой религиозность в силу разнообразных историко-культурных причин приобрела внешнюю форму секулярности, скрывающую ее подлинный сакральный характер; согласно второй — Дания является секулярной страной в общепринятом смысле слова с постоянно снижающимся уровнем религиозности14. Тем не менее в обоих случаях исключи-

9 См.: Zuckerman Ph. Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us About Contentment. N. Y., 2008.

10 См.: Witte J. «God is Hidden in the Earthly Kingdom»: The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen, 2013. P. 56-84.

11 Casanova J. The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective // Ibid. P. 27.

12 См.: Ibid. P. 29.

13 См., например: 0stergärd U. Martin Luther og dansk politisk kultur: Nationalkirke, luthersk reformation og dansk nationalismein [Martin Luther and Danish Political Culture. National Church, Lutheran Reformation and Danish Critique of Nationalism] // Kritik. 2010. Nr. 195. Kobenhavn, Gyldendal. P. 36-59; Berg-Sorensen A. The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis // Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations / L. Christoffersen, H. R. Iversen, H. Petersen, M. Warburg, eds. L., 2016. P. 207-214.

14 Более подробно о различных трактовках специфики датской религиозности и секулярности см.: Степанова Е. А. Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 209-221; см. также: Christoffersen L. State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century // Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives / L. Christoffersen, K. Ä. Modeer, S. Andersen, N. V. Vinding, eds. Copenhagen, 2010. P. 563-592; Nielsen M. V., Kühle L. Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions? // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. No. 24 (2). P. 173-188.

тельно важная роль лютеранства как в истории, так и в современности не подвергается сомнению.

Учение Мартина Лютера о «двух царствах»

Обратимся теперь к некоторым положениям теологии Мартина Лютера, которые, как полагают многие исследователи, оказали существенное влияние на формирование политики, социальной структуры и мировоззренческих паттернов ГВБ. Прежде всего следует в общих чертах рассмотреть учение о «двух царствах» (Zwei-Reiche-Lehre), которое, как считает американский правовед Джон Витте, является воплощением диалектики Лютера, то есть напряженного столкновения доктринальных оппозиций, присущих христианской традиции в целом и лютеранству в частности. К ним относится противопоставление духа и плоти, души и тела, веры и дел, благодати и закона, царства Бога и царства кесаря, греховности и святости, раба и господина, внутреннего и внешнего человека, активной и пассивной праведности, политического и теологического использования закона и т. д.15 Для Лютера принцип «двух царств» был прежде всего онтологическим учением о двойственной природе бытия16, в котором все люди разделены на две категории: первая принадлежит Царству Божьему, состоит из истинно верующих в Христа и не нуждается в светском управлении, поскольку ведома Святым Духом; вторая категория принадлежит конечному царству мира сего, в котором Бог установил другое правление, основанное на принуждении и мече.

Эти два царства не следует смешивать друг с другом, они четко различимы, но в то же время тесно связаны друг с другом, поскольку обоими управляет Бог, используя разные методы: в первом случае, через Евангелие и прощение грешников, во втором — через светские институты, законы и человеческий разум17. При этом, по словам Лютера, «светское правление имеет законы, которые простираются не далее тела и имущества и того, что является внешним на земле. Над душой же Бог не может и не хочет позволить властвовать никому, кроме Себя Самого»18.

Ни одно из этих двух правлений, пишет Лютер, «недостаточно в мире без другого»19. Если бы весь мир состоял из подлинных христиан, то не было бы необходимости ни в мече, ни в законе, но «весь мир и большинство людей — нехристиане и таковыми останутся, хотя все одинаково крещены и называются

15 См.: Witte J. "God is Hidden in the Earthly Kingdom"... P. 58; см. также: Witte J. Jr. Law and Protestantism: The Legal Teachings of the Lutheran Reformation. Cambridge, 2002; Prill Th. Martin Luther, the Two Kingdoms, and the Church // Evangel. 2005. Vol. 23(1). P. 17-21; Стивенсон Д. Р. Два правления и два царства в мысли Лютера. URL: https://proza.ru/2019/06/07/8 (дата обращения: 27.04.2021).

16 См.: Witte J. "God is Hidden in the Earthly Kingdom". P. 59.

17 См.: Тихомиров А. Догматика без догматизма. М., 2013. C. 125.

18 Лютер М. О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться // Избранные произведения. СПб., 1994. С. 146-147.

19 Там же. С. 137.

христианами»20. Праведник по своей воле делает все то, что требует от него вера, «а неправедные не делают даже того, что предписывает право. Поэтому им нужно право, которое бы учило, заставляло и принуждало их делать добро»21. Мирское царство не может основываться на Евангелии и упразднить светское право, и если бы кто-то решил так сделать, то «он снял бы путы и цепи с диких, злых зверей, так что они растерзали и перегрызли бы всех»22. Необходимость права обусловлена фундаментальной греховностью человеческой природы. Грехи для Лютера — это прежде всего «грехи против Первой Скрижали, а именно неверность, сомнения, отчаяние, презрение к Богу, ненависть, невежество, богохульство, неблагодарность, злоупотребление именем Божиим, презрение и отвращение к Слову Божию, и т. д.»23. Эти грехи разрушают человеческую сущность, делая человека склонным исключительно к своекорыстному эгоизму, являющемуся источником всех прочих грехов.

Учение о «двух царствах» включает в себя в качестве своей антропологии24 представление о парадоксальной двойственной природе каждого христианина, который одновременно является духом и плотью, святым и падшим, спасенным и потерянным, праведником и грешником (simuli iustus et peccator) и поэтому нуждается как в духовном, так и в земном законе: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому. Христианин является покорным слугой всего сущего, и подвластен всем»25. Христиане как граждане Царства Божьего рождены через оправдание верой, и иного пути к спасению нет. В то же время христиане — это граждане земного царства, поэтому «телом и имуществом они подчинены светской власти и обязаны быть послушными ей»26.

Еще одним воплощением учения Лютера о «двух царствах» и об оправдании одной только верой (sola fide) как единственном пути спасения был принцип всеобщего священства, уравнивавший духовное и светское сословия и отменявший традиционную средневековую социальную иерархию: «Все христиане воистину принадлежат к духовному сословию, и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности [и занятию]... У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане (Еф 4), ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан»27.

Согласно Лютеру, все люди и институции мирского царства равны перед Богом и перед другими людьми, и служители церкви должны исполнять свои гражданские обязанности, платить налоги и участвовать в мирских делах, таких,

20 Лютер М. О светской власти... С. 137.

21 Там же. С. 135.

22 Там же. С. 136.

23 Лютер М. Лекции по «Посланию к Галатам». Минск, 1997. С. 38.

24 См.: Witte J. "God is Hidden in the Earthly Kingdom". P. 61.

25 Он же. Свобода христианина // Избранные произведения. C. 25.

26 Он же. Могут ли воины обрести Царство Небесное? URL: https://www.liveinternet.ru/ users/kapellan_inkeri/post168604123/ (дата обращения 27.04.2021).

27 Он же. К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства // Избранные произведения. С. 58.

например, как брак и семья28. При этом «у сапожника, кузнеца, крестьянина и у каждого есть свое ремесло, должность и дело, и все же все они в одинаковой мере являются посвященными священниками, и каждый, исполняя свою должность или занимаясь своим ремеслом, обязан приносить пользу другим и служить им»29. Служить ближнему — значит служить Богу, и наоборот. Таким образом, повседневная жизнь христиан становится таким же местом служения, как и церковь, а вера проявляет себя в повседневных делах, что позволяет привнести в мирское царство реальность Царства Божьего.

Религиозные и светские интерпретации взаимосвязи лютеранства и идеологии государства всеобщего благоденствия

Как уже отмечалось выше, история лютеранства в Дании насчитывает более 500 лет, пройдя за столетия путь от возглавляемой королем государственной Церкви, через провозглашение религиозной свободы в Конституции 1849 г. при сохранении особого статуса Церкви датского народа (Den danske folkekirkeA через консервативное (Indre Mission30) и либеральное (грунтвигианство31) ревави-листские движения до современного состояния, в котором Церковь сохраняет статус государственной при усиливающейся многоконфессиональности страны и высоком уровне секуляризации населения32.

Каким же образом возможно аргументированно связать положения лютеранского учения и реальную практику ГВБ в том виде, в каком оно существует сегодня, не впадая в бездоказательную ретроспективную проекцию, с одной стороны, и в недооценку важнейших культурных паттернов, сформировавшихся за долгий исторический период, с другой? Имеет ли институциональный дизайн

28 См.: Witte J. "God is Hidden in the Earthly Kingdom". P. 68.

29 Лютер М. К христианскому дворянству. С. 60.

30 Kirkelig Forening for den Indre Mission i Danmark — Indre Mission (Церковная ассоциация внутренней миссии в Дании, 1861 — по наст. время) — пиетистское движение в рамках Евангелическо-лютеранской церкви Дании, ставящее своей основной целью укрепление Церкви и возрождение христианской веры, основанное на Библии как Слове Божьем и строгом следовании лютеранскому учению. Движение является антиэкуменическим (URL: https: // bethesda.dk/kim/hvem-er-vi/the-church-association-for-the-inner-mission-in-denmark/ (дата обращения: 27.04.2021); Larsen K. E. En bevœgelse i bevœgelse. Indre Mission i Danmark 1861—2011 [A movement in motion: Inner Mission in Denmark, 1861—2011]. Copenhagen, 2011.

31 Грунтвигианство — движение возрождения, названное по имени датского священника, просветителя и общественного деятеля Н. Ф. С. Грунтвига (1783—1872), сыгравшего огромную роль в становлении национального самосознания датского народа посредством учения о пробуждении «скандинавского духа» и о его связи с христианством. Согласно Грунтвигу, народ Дании имеет особую миссию — продемонстрировать миру истинное христианство. Церковь в понимании Грунтвига должна быть основана на живой и личностной вере и праве священников и мирян на ее свободную интерпретацию (см.: Allchin A. M. N.F.S. Grundtvig: An Introduction to His Life and Work. Aarhus, 1997).

32 См.: Thorkildsen D. Religious Identity and Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / 0. Sorensen, B. Strât, eds. Oslo, 1997. P. 138-160; Exploring a Heritage: Evangelical Lutheran Churches in the North / A.-L. Eriksson, G. Gunner, N. Blâder, eds. Eugene, 2012; Markkola P. The Long History of Lutheranism in Scandinavia. From State Religion to the People's Church // Perichoresis. 2015. Vol. 13. Issue 2. P. 3-15.

ГВБ в Дании что-то общее с евангелическо-лютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого за заботу о других людях?

Рассмотрим основные концептуальные положения, выдвинутые исследователями в попытке ответить на эти вопросы в последние два десятилетия. Прежде всего, здесь следует упомянуть точку зрения норвежского теолога и историка Дага Торкилдсена. Одним из последствий Реформации было возникновение новых отношений между Церковью и государством, основанных на лютеранском понимании общества, которое опиралось на три сословия: на домохозяйство как ключевой элемент социума, на Церковь, отвечавшую за обучение и проповедь, и на управителей, которые должны были поддерживать порядок и мир (так называемый status hierarchicus triplex). Первоначально в этой семейной иерархии главенствовали управители (короли), но в XIX в. с возникновением либеральной демократии прежняя религиозная легитимизация государства и общества была замещена национализмом. Тем не менее «метафора семьи сохранялась. Народ теперь описывался в терминах одной большой семьи. Все люди были родственниками, объединенными одним языком, культурой и историей»33, которые должны были сохранять верность по отношению к нации и к согражданам. Обращаясь к анализу ГВБ, Торкилдсен подчеркивает, что его фундаментальные принципы — полная занятость, социальное обеспечение и равенство доходов — можно интерпретировать как секулярную версию учения Лютера о повседневном труде как исполнении Божьего завета о служении мирскому царству и о священстве всех верующих как основе равенства всех людей. Еще один принцип лютеранства — важность семьи и домохозяйства как основы общества — соответствуют значению, придаваемому заботе о семье, о детях и пожилых людях в социальной политике ГВБ34.

Другую перспективу в исследовании влияния лютеранства на современное ГВБ предложил датский политолог Тим Нудсен. Предметом его особого интереса был центральный для скандинавской модели принцип универсализма — равного распределения социальных благ, источники которого он видел в длительной традиции доступного образования, развития церковной благотворительности, вовлечения фермеров в местное самоуправление и деятельности социал-либеральных крестьянских партий в XIX в., а также во влиянии пиетизма и ревавилизма35. Согласно Нудсену, Лютеранская церковь на протяжении веков играла центральную роль в поддержании и развитии этих традиций и тем самым в укреплении государства, а поместные священники были посредниками между государством и большинством населения, проповедуя от имени Бога и короля. Обязанностью пасторов было объявлять о новых правительственных законах и постановлениях и побуждать свою паству к послушанию суверену.

33 Thorkildsen D. West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen, 2013. P. 86.

34 Idem. Religious Identity and Nordic Identity. P. 159.

35 Еще в 1839 г. Н. Ф. С. Грунтвиг писал о «равном достоинстве в хижине и во дворце». Цит. по: Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State. P. 8.

Тем самым они, в соответствии с принципом «двух царств», одновременно проповедовали Евангелие и учили людей быть хорошими гражданами, верными Богу и королю36.

Как отмечают датские историки Клаус Петерсен и Йорн Хенрик Петерсен, при анализе лютеранских истоков датского варианта ГВБ существует опасность слишком высокого уровня абстрагирования. Также есть трудности с фальсификацией используемых аргументов и концентрацией на периоде, в значительной степени предшествовавшем возникновению этого государства в его современном виде, что приводит к неоправданному вырыванию из контекста идей Лютера, высказанных им в XVI в.37 Анализируя ГВБ в момент его возникновения, а именно в 1950-60-е гг., Клаус Петерсен и Йорн Хенрик Петерсен отмечают, что в ходе дебатов о сущности ГВБ в период его формирования в целом позиция представителей Лютеранской церкви была весьма критической вследствие выявления противоречия между стремлением к материальному благополучию, ответственность за которое берет на себя государство, и христианским пониманием смысла жизни, заключающимся не в стремлении к земным благам, но в любви к ближнему, которую нельзя подменить никаким политическим или социальным порядком.

Более того, представители консервативного крыла в Лютеранской церкви воспринимали ГВБ как угрозу гражданскому обществу, а модернизацию — как стремление свести христианство к светскому гуманизму. Как писал политик и активный деятель Indre Mission Пол Холт, «Государство заменяет Бога. Политика — религию. Идеология — учение о спасении» 38. В этом Холт следовал норвежскому лютеранскому епископу Эйвинду Бергграву, взгляды которого в послевоенный период были популярны в Дании. Бергграв считал, что ГВБ не только не имеет ничего общего с лютеранским учением о «двух царствах», которое подчиняет Божьей власти как мирской, так и духовный закон, но и является прямой угрозой его основополагающим принципам. Это происходит потому, что ГВБ, будучи светским, не признает власти Бога, но, желая сделать всех людей счастливыми, стремится контролировать все сферы человеческой жизни и тем самым берет на себя функции Бога39.

Активная роль в критике ГВБ в прошлом и настоящем принадлежит лютеранскому теологическому движению «Тидеверв» (Tidehverv)40. Согласно миро-

36 См.: Knudsen T. Tilblivelsen af den universalistiske velfsrdsstat [The origins of the univer-salistic welfare state] // Den nordiske protestantisme og velfsrdsstaten / Tim Knudsen, ed. Aarhus, 2000. P. 20-64; Markkola P. Nordic welfare states // Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, ed. Cheltenham; Northampton, 2011. P. 102-118.

37 См.: Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society. P. 906.

38 Holt P. Velfsrdsstaten — en historisk analyse og en kristen kritik [The welfare state — a historical analysis and a Christian critique] // Frihed og Fsllesskab, 1955. Цит. по: Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society. P. 938.

39 См.: Tonnessen A. V. The Church and the Welfare State in Postwar Norway: Political Conflicts and Conceptual Ambiguities // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 13-35.

40 Tidehverv («Разрыв времен») — основанное в 1926 г. влиятельное теологическое движение в Евангелическо-лютеранской церкви Дании, давшее название одноименному журналу и продолжающее традиции «диалектической теологии» Карла Барта, экзистенциальной фило-

воззрению этого движения, ГВБ опирается на определенную антропологию, в рамках которой человек полностью определяется наследственностью и окружающей средой, что делает его зависимым от внешнего управления со стороны государства. Однако на самом деле человек является действующим субъектом, отвечающим за свою жизнь только перед Богом и ближними. ГВБ для Tidehverv является «фальшивым идолом», опирающимся на мнение экспертов, воображающих, что они имеют политические решения всех социальных проблем, в первую очередь, материальных. Но если власти воображают, что они имеют право организовывать социальную жизнь в соответствии со своими позитивистскими представлениями о счастливой жизни, это говорит о том, что они ставят себя на место Бога: «такая власть становится демонической, поскольку она хочет обожествить человеческие ценности», а государство само становится религиозным феноменом, делающим благоденствие абсолютной целью человечества41.

Представители Tidehverv опираются на своеобразное понимание учения о «двух царствах», согласно которому обоими царствами управляет Бог. Подчинение Ему является безусловным, тогда как подчинение светским властям таковым считаться не может. Только Бог является источником Закона, который управляет мирским царством. По словам Сёрена Крарупа, редактора журнала Tidehverv (1984—2012) и члена парламента от консервативной Партии датского народа (Dansk Folkeparti) в 2001-2011 гг.,

христианская проповедь Закона устанавливает национальность, поскольку Закон выражает уважение к конкретной земной жизни, которая дана Богом каждому из нас. Мы не творим сами себя. Все мы сотворены Богом, и творение создает естественность, историю и тем самым национальность, то есть рождение в определенной стране и принадлежность к определенному народу42.

Таким образом, движение Tidehverv отвергает либеральный гуманизм, рассматривая его как утопическую попытку построить рай на земле, и стремится вернуть датскую идентичность к ее христианским истокам, выступая против всего того, что этому мешает, прежде всего против допущения в страну исламских иммигрантов с системой ценностей, противоположной «датскости» (danskhed)43.

софии Серена Кьеркегора и грунтвигианского принципа уникального единства страны, нации и Бога (см.: Зудов Ю. В. Указ. соч. С. 117-122; Haugen H. M. The Evangelical Lutheran Church in Denmark and the Multicultural Challenges // Politics and Religion. 2011. Vol. 4. P. 476-502; Peder-sen M. A. The politics of paradox: Kierkegaardian theology and national conservatism in Denmark // Distortion: Social Processes Beyond the Structured and Systemic / N. Rapport, ed. Abington; N. Y., 2017; Idem. Inner Revolution: Reaction and Rupture in a Danish Lutheran Movement // Ruptures: Anthropologies of Discontinuity in Times of Turmoil / M. Holbraad, B. Kapferer, J. F. Sauma, ed. L., 2019. P. 93-115).

41 См.: Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society. P. 926-928.

42 Soren K. Kristendommen sœtter nationaliteten! [Christianity Gives Nationality!] // Tidehverv. 1987. Vol. 61. P. 25-26. Цит. по: Haugen H. M. The Evangelical Lutheran Church in Denmark and the Multicultural Challenges. P. 482.

43 См.: Riis O. Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. Vol. 24 (1). P. 19-36.

Лютеранство и социал-демократия

Еще Й. Эспинг-Андерсон применял по отношению к скандинавской модели определения «скандинавская» и «социал-демократическая» как синонимы44, поскольку именно социал-демократические партии в скандинавских странах были движущей силой возникновения и развития ГВБ. Анализируя проблему этических оснований скандинавской социал-демократии, некоторые авторы выдвигают идею о том, что она является продолжением лютеранского социального учения о «двух царствах» и своего рода «светской религией». Датский историк Уффе Эстергаард еще в конце 1990-х гг. высказал мысль о том, что истоки скандинавских ГВБ следует искать не в их социальной структуре, а в том факте, что они представляют собой гомогенные лютеранские общества. А если это так, то социал-демократические партии в большей степени являются продуктом секуляризированного лютеранства, чем демократического социализма45.

Историческую преемственность между лютеранской этикой и социал-демократией как секулярной формой лютеранства проанализировал в своей книге «Лютеранство и скандинавский дух социал-демократии: другая этика протестантизма» американский политэконом Роберт Нельсон. Центральный тезис его книги заключается в необходимости учета культурно-исторического контекста, прежде всего религии, в анализе политико-экономической ситуации в той или иной стране. Полемизируя с Максом Вебером и его знаменитым трудом «Протестантская этика и дух капитализма», Нельсон подвергает сомнению тезис о едином типе протестантской этики. Он аргументирует это тем, что кальвинизм, о котором в основном шла речь у Вебера, был связан с происхождением капитализма в эпоху модерна, тогда как лютеранство в том виде, в каком оно сформировалось в XIX—XX вв., инициировало возникновение современного социал-демократического государства. Кроме того, исторически лютеранство в скандинавских странах было преимущественно религией фермеров, тогда как кальвинизм был распространен среди городского населения46. В целом, по мнению Нельсона, лютеранство и кальвинизм — в значительной степени сходные типы протестантской этики, тем не менее имели и существенные различия, приведшие к различным социальным и экономическим последствиям: так, если кальвинисты считали своим призванием занятия бизнесом, накопление денег при разумном отношении к тратам, то отношение Лютера к миру бизнеса было более скептическим и даже враждебным, поскольку он считал, что дух капитализма препятствовал использованию денег для удовлетворения нужд людей и создавал экономику наживы47:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от кальвинистской этики успеха в бизнесе и другого земного

призвания, лютеранская этика, восходящая к самому Лютеру, стремится

44 Cm.: Esping-Andersen G. Op. cit. P. 10.

45 Cm.: 0stergärd U. The Geopolitics of Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / 0. Sorensen, B. Sträth, ed. Oslo, 1997. P. 69; Idem. The Danish Path to Modernity // Nordic Paths to Modernity / J. P. Ärnason, B. Wittrock, eds. N. Y.; Oxford, 2012.

46 Cm.: Nelson R. H. Op. cit. P. 113.

47 Cm.: Ibid. P. 117.

преуспеть в служении, удовлетворяющем нужды общества и особенно бедных... Позже в двадцатом веке она превратилась — теперь в светской форме — в имплицитную лютеранскую этику социал-демократии48.

Свою интерпретацию взаимосвязи лютеранства и социал-демократии и процесса трансформации религиозной доктрины в культурную ценность представляет Йорн Хенрик Петерсен. Анализируя высказывания представителей Социал-демократической партии Дании за последние несколько десятков лет, он приходит к выводу, что социал-демократия как «светская религия» восприняла у христианства ценности, важные для жизни общества: милосердие, поддержку бедных и слабых, солидарность с маргиналами, презрение к жадности и эгоизму, заботу об окружающей среде и т. п. В секулярном пространстве эти ценности не нуждаются в Боге как в законодателе49, а ГВБ по сути дела становится институциализацией христианского принципа любви к ближнему50.

Для иллюстрации этой идеи Петерсен (ссылаясь на датского теолога и философа Кнуда Э. Лёгструпа) приводит евангельскую притчу о добром самарянине (Лк 10. 25-37), которую он называет этической основой ГВБ. В соответствии с учением Лютера о «двух царствах» эта притча применительно к Царству Божьему может быть интерпретирована как пример исполнения заповеди любви к ближнему, осуществляемой в непосредственном межличностном контакте. Но в ее социально-политической версии, то есть применительно к земному царству, она должна рассматриваться как образец коллективных поведенческих норм. Другими словами, эта заповедь должна совершить движение от единичного к универсальному и привести к институциональным изменениям социального устройства, например к административному контролю за порядком на дороге из Иерусалима в Иерихон, чтобы оградить путников от возможных неприятностей. То есть если на межличностном уровне исполнение христианской заповеди является спонтанным, то на социетальном уровне оно становится обязательным и гарантированным соответствующими законами51.

Йорн Хенрик Петерсен проводит и другие параллели между основополагающими принципами ГВБ и учением Мартина Лютера. Так, принцип, противоположный quid-pro-quo, согласно которому между индивидуальным вкладом в виде налогов, а также плохим или хорошим поведением человека и получаемыми льготами нет никакой связи, коррелирует с лютеровским учением о ничем не заслуженной Божьей благодати; равенство всех людей и универсализм в оказании социальной помощи — с учением о священстве всех верующих; всеобщая обязанность добросовестно трудиться — с соотношением веры и дел, осуществляемых во имя Бога и ближнего52.

Тем не менее Петерсен не считает, что между лютеранством и скандинавской моделью ГВБ существует прямая причинно-следственная связь, а последнее нельзя считать порождением лютеранского наследия и традиции: во-первых,

48 Nelson R. H. Op. cit. P. 121.

49 См.: Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State. P. 15-17.

50 См.: Ibid. P. 11.

51 См.: Ibid. P. 8-11.

52 См.: Ibid. P. 19-20.

ГВБ строится на весьма оптимистичном убеждении, что люди сознательно и добровольно принимают его правила, направленные на создание справедливого и солидарного общества, тогда как Лютер исходил из тотальной греховности человеческой природы, нуждающейся в политическом принуждении53. Во-вторых, лютеранство не нацелено на достижение материального благополучия, а личные отношения с Богом нельзя заменить никаким политическим или социальным порядком. Наконец, «светская религия» ГВБ — это религия без Бога, что лишь подтверждает ее диаметральную противоположность убеждению Лютера в том, что главный грех — это «грех против Первой Скрижали», а именно неверие и презрение к Богу. Однако эта противоположность, по мнению Петерсена, «не отменяет того, что сотни лет проповедования дел любви стали основой превращения вероучительных положений в систему культурных ценностей»54, которая, в свою очередь, становится основой ГВБ.

Заключение

Проанализированные выше примеры религиозной и светской интерпретации теологических истоков ГВБ демонстрируют то обстоятельство, что создать единственный непротиворечивый вариант такой интерпретации, который был бы одинаково убедителен для людей, имеющих разные мировоззренческие позиции, весьма затруднительно, если вообще возможно. Тем не менее можно заключить, что скандинавская модель ГВБ является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни, руководствуясь при этом своими убеждениями.

Если представить позиции и светских, и религиозных интерпретаторов в максимально обобщенном виде, то первые будут варьироваться в диапазоне от признания ключевого значения христианских этических принципов в их превращенном в культурные ценности виде до признания полностью светского характера ГВБ, в котором религия признается в качестве исторической традиции, не оказывающей существенного влияния на современное положение вещей. Что касается вторых, то их позиция варьируется от убежденности в важнейшей роли лютеранства как в истории, так и в современности до критики ГВБ, которое лишь имитирует христианство, превращая его в лучшем случае в этическое учение, а в действительности отменяет его главный смысл, подменяя собой всемогущего Бога и отменяя диалектику «двух царств».

Важно подчеркнуть, что за стремлением найти ответ на конкретный вопрос о соотношении учения Мартина Лютера о «двух царствах» и социально-политической специфики скандинавской модели ГВБ стоят чрезвычайно сложные и актуальные проблемы соотношения секулярного и религиозного пространства, государства и Церкви, традиции и современности, культуры и экономики

53 См.: Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State. P. 14.

54 Ibid. P. 17.

и т. д., настоятельно требующие дальнейшего исследования с учетом конкретного историко-культурного и социального контекста той или иной страны. В этом исследовании одинаково важно как не упустить роль культурных и религиозных факторов, так и избежать их одностороннего преувеличения.

Список литературы

Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании. Челябинск: Цицеро, 2011.

Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. Лютер М. К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства // Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 55—119. Лютер М. Лекции по «Посланию к Галатам». Минск: ПИКОРП, 1997. Лютер М. Могут ли воины обрести Царство Небесное? URL: https://www.liveinternet.ru/

users/kapellan_inkeri/post168604123/ (дата обращения: 27.04.2021). Степанова Е. А. Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании //

Вестник СПбУ. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 209—221. Стивенсон Д. Р. Два правления и два царства в мысли Лютера. URL: https://proza.

ru/2019/06/07/8 (дата обращения: 27.04.2021). Тихомиров А. Догматика без догматизма. М.: ББИ, 2013.

Allchin A. M. N.F.S. Grundtvig: An Introduction to His Life and Work. Aarhus: Aarhus University Press, 1997.

Anttonen V. The impact of the Reformation on the formation of mentality and the moral landscape in the Nordic countries // Temenos — Nordic Journal of Comparative Religion. 2018. Vol. 54. No. 1. P. 29-45.

Berg-Sorensen A. The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis // Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations / L. Christoffersen, H. R. Iversen, H. Petersen, M. Warburg, eds. L.: Routledge, 2016. P. 207214.

Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy /

P. Kettunen, K. Petersen, eds. Edward Elgar Publishing, 2011. Casanova J. The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective // Secular and Sacred?: The Scandinavian Case of Religion in Human Rights, Law and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 21-33.

Christoffersen L. State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century // Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives / L. Christoffersen, K. Á. Modéer, S. Andersen, N. V. Vinding, eds. Copenhagen: Djof Publishing, 2010. P. 563-592. Den nordiske protestantisme og velferdsstaten [Nordic Protestantism and the welfare state] /

T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press, 1990.

Exploring a Heritage: Evangelical Lutheran Churches in the North / A.-L. Eriksson, G. Gunner,

N. Blader, eds. Eugene: Wipf and Stock Publishers, 2012. Haugen H. M. The Evangelical Lutheran Church in Denmark and the Multicultural Challenges //

Politics and Religion. 2011. Vol. 4. P. 476-502. Knudsen T. Tilblivelsen af den universalistiske velferdsstat [The origins of the universalistic welfare state] // Den nordiske protestantisme og velferdsstaten / T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000. P. 20-64.

Larsen K. E. En bev^gelse i bev^gelse. Indre Mission i Danmark 1861—2011 [A movement in motion: Inner Mission in Denmark, 1861—2011]. Copenhagen: Lohses Forlag, 2011.

Markkola P. Nordic welfare states // Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, 2011. P. 102-118.

Markkola P. The Long History of Lutheranism in Scandinavia. From State Religion to the People's Church // Perichoresis. 2015. Vol. 13. Issue 2. P. 3-15.

Markkola P., Naumann I. K. Lutheranism and the Nordic Welfare States in Comparison // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 1-12.

Nelson R. H. Lutheranism and the Nordic Spirit of Social Democracy: A Different Protestant Ethic. Aarhus University Press, 2017.

Nielsen M. V., Kühle L. Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions? // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. No. 24 (2). P. 173-188.

Nordic Paths to Modernity / J. P. Ärnason, B. Wittrock, eds. N. Y.: Berghahn Books, 2012.

Opielka M. Christian Foundations of the Welfare State: Strong Cultural Values in Comparative Perspective // Culture and Welfare State: Values and Social Policy in Comparative Perspective / W. van Oorschot, M. Opielka, B. Pfau-Effinger, eds. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2008. P. 89-114.

0stergaard U. Lutheranismen, danskheden og velferdsstaten [Lutheranism, Danish nationality and the welfare state] // 13 historier om den danske velferdsstat / K. Petersen, ed. Odense: Syddansk Universitetsforlag, 2003. P. 27-46.

0stergärd U. Martin Luther og dansk politisk kultur: Nationalkirke, luthersk reformation og dansk nationalismein [Martin Luther and Danish Political Culture. National Church, Lutheran Reformation and Danish Critique of Nationalism] // Kritik. 2010. Nr. 195. Kobenhavn, Gyldendal. P. 36-59.

0stergärd U. The Danish Path to Modernity // Nordic Paths to Modernity / J. P. Ärnason, B. Wittrock, eds. N. Y.; Oxford: Berghahn Books, 2012. P. 49-68.

0stergärd U. The Geopolitics of Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / 0. Sorensen, B. Sträth, ed. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 25-71.

Pedersen M. A. Inner Revolution: Reaction and Rupture in a Danish Lutheran Movement // Ruptures: Anthropologies of Discontinuity in Times of Turmoil / M. Holbraad, B. Kapferer, J. F. Sauma, eds. L.: UCL Press, 2019. P. 93-115.

Pedersen M. A. The politics of paradox: Kierkegaardian theology and national conservatism in Denmark // Distortion: Social Processes Beyond the Structured and Systemic / N. Rapport, ed. Abington; N. Y.: Routledge, 2017.

Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State // Lutheran Quarterly. 2018. Vol. 32. No. 1. P. 1-27.

Petersen J. H., Petersen K. The Concept of «Welfare state» in Danish Public and Political Debates // The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.

Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society?: Danish «Church People» and the Modern Welfare State // Church History. 2013. Vol. 82. P. 904-940.

Prill Th. Martin Luther, the Two Kingdoms, and the Church // Evangel. 2005. Vol. 23(1). P. 1721.

Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. N. Y.: Cambridge University Press, 2009.

Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries / I. Furseth, ed. L.: Palgrave Macmillan, 2017.

Riis O. Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. Vol. 24 (1). P. 19-36.

The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.

The Nordic Model of Welfare: A Historical Reappraisal / N. F. Christiansen, K. Petersen, N. Edling and P. Haave, eds. University of Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2006.

Thorkildsen D. Religious Identity and Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / 0. Sorensen, B. Strat, eds. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 138-160.

Thorkildsen D. West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 85-101.

Tonnessen A. V. The Church and the Welfare State in Postwar Norway: Political Conflicts and Conceptual Ambiguities // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 13-35.

Welfare and Religion in 21st Century Europe: In 2 vol. / A. Backstrom, G. Davie, N. Edgardh, P. Pettersson, eds. L.: Ashgate, 2013.

Witte J. «God is Hidden in the Earthly Kingdom»: The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 56-84.

Witte J., Jr. Law and Protestantism: The Legal Teachings of the Lutheran Reformation. Cambridge University Press, 2002.

Zuckerman Ph. Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us about Contentment. N. Y.: New York University Press, 2008.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2021. Vol. 95. P. 45-63

DOI: 10.15382/sturI202195.45-63

Elena Stepanova, Doctor of Sciences in Philosophy, Assistant Professor, Ural Institute for Humanities of Ural Federal University 51 Prospekt Lenina, Ekaterinburg 620000, Russian Federation stepanova.elena.a@gmail.com ORCID: 0000-0002-2559-3573

Theological Origins of the Scandinavian Welfare State: Religious and Secular Interpretations

E. Stepanova

Abstract: The article analyses the research interpretations, both religious and secular, of the provisions of Martin Luther's doctrine of "two kingdoms", as well as his views on the sinfulness of human nature, the universal priesthood, etc., which influenced the formation and development of the Scandinavian model of the welfare state (mainly using the example of Denmark). The article raises the following questions: How these theological ideas and principles are embodied in traditions, values, behavioural strategies, social trends, formal and informal rules and norms that has led to the emergence of the welfare state? What is common in the institutional design of the welfare state with

the Evangelical Lutheran preaching, which for centuries has proclaimed the individual and collective responsibility for the care about others? How the impact of these ideas on social attitudes and beliefs of people may be analysed? The article draws on the results of recent research on this issue that arose within the framework of the "cultural turn" in the humanities and social sciences, which has gradually led to a change in the emphasis in research logic and brought almost to the fore the historical, cultural and religious characteristics of the Scandinavian countries. The article analyses in detail Martin Luther's doctrine of "two kingdoms" and its contemporary interpretations, including their influence on the ideology of Scandinavian social democracy. The conclusion is made that the Scandinavian model of the welfare state is the result of a unique combination of Lutheran piety, the activities of social democratic parties, historical circumstances that has led to the formation of rather homogeneous ethno-confessional national states, as well as the activities of many people who desired and were able to create decent living conditions for themselves. This topic requires further research, taking into account the socio-cultural context of a particular country.

Keywords: Lutheranism, secularity, "two kingdoms" doctrine, welfare state, Scandinavian model, social democracy, universalism.

References

Allchin, Arthur Macdonald (1997) N. F. S. Grundtvig: An Introduction to His Life and Work. Aarhus: Aarhus University Press.

Anders, Davie Grace, Ninna Edgardh, Per Pettersson (eds) (2013) Welfare and Religion in 21st Century Europe. In 2 vol. London: Ashgate.

Anttonen, Veikko (2018) "The impact of the Reformation on the formation of mentality and the moral landscape in the Nordic countries". Temenos — Nordic Journal of Comparative Religion, vol. 54 (1), pp. 29-45.

Ârnason, Jöhann Pâll, Björn Wittrock (eds) (2012) Nordic Paths to Modernity. New York: Berghahn Books.

Berg-Sorensen, Anders (2016) "The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis", in Lisbet Christoffersen, Margit Warburg, Hans Raun Iversen (eds) Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations, London: Routledge, pp. 207-214.

Casanova, José (2013) "The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective", in Trygve Wyller, Rosemarie van den Breemer, José Casanova (eds) Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space, Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, pp. 21-33.

Christiansen, Niels Finn, Petersen, Klaus, Edling, Nils, Haave, Per (eds) (2006) The Nordic Model of Welfare: A Historical Reappraisal. Copenhagen University: Museum Tusculanum Press.

Christoffersen, Lisbet (2010) "State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century", in Lisbet Christoffersen, Kjell  Modéer, Svend Andersen (eds) Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives. Copenhagen: Djof Publishing, pp. 563-592.

Edling, Nils (ed) (2019) The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries. New York: Berghahn Books.

Eriksson, Anne-Louise, Göran Gunner, Niclas Blâder (eds) (2012) Exploring a Heritage: Evangelical Lutheran Churches in the North. Eugene: Wipf and Stock Publishers.

Esping-Andersen, Gosta (1990) The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press.

Furseth, Inger (ed) (2017) Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries. London: Palgrave Macmillan.

Haugen, Hans Morten (2011) "The Evangelical Lutheran Church in Denmark and the Multicultural Challenges". Politics and Religion, vol. 4, pp. 476—502.

Kettunen, Pauli, Klaus Petersen (eds) (2011) Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy. Edward Elgar Publishing.

Knudsen, Tim (2000) "Tilblivelsen af den universalistiske velferdsstat" [The origins of the universalistic welfare state], in Tim Knudsen (ed) Den nordiskeprotestantisme ogvelfwrdsstaten, Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, pp. 20-64.

Larsen, Kurt E. (2011) En bevwgelse i bevwgelse. Indre Mission iDanmark 1861—2011 [A movement in motion: Inner Mission in Denmark 1861-2011]. Copenhagen: Lohses Forlag.

Luther, Martin (1994) Izbrannye proizvedenia [Selected Works]. St Petersburg: "Andreev i soglasie", pp. 55-119 (in Russian).

Luther,, Martin (2004) Ob Kriegsleute auch in seligem Stande sein konnen, available at https://www. liveinternet.ru/users/kapellan_inkeri/post168604123/ (27.04.2021) (Russian translation).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Markkola, Pirjo (2011) "Nordic welfare states", in Pauli Kettunen, Klaus Petersen (eds) Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy, Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, pp. 102-118.

Markkola, Pirjo (2015) "The Long History of Lutheranism in Scandinavia. From State Religion to the People's Church". Perichoresis, vol. 13(2), pp. 3-15.

Markkola, Pirjo, Ingela K. Naumann (2014) "Lutheranism and the Nordic Welfare States in Comparison". Journal of Church and State, vol. 56 (1), pp. 1-12.

Nelson, Robert H. (2017) Lutheranism and the Nordic Spirit of Social Democracy: A Different Protestant Ethic. Aarhus University Press.

Nielsen, Marie Vejrup, Lene Kühle (2011) "Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions?". Nordic Journal of Religion and Society, vol. 24 (2), pp. 173-188.

Opielka ,Michael (2008) "Christian Foundations of the Welfare State: Strong Cultural Values in Comparative Perspective", in van Oorschot Wim, Opielka Michael, Pfau-Effinger Birgit (eds) Culture and Welfare State: Values and Social Policy in Comparative Perspective, Cheltenham, UK: Edward Elgar, pp. 89-114.

0stergaard, Uffe (2003) "Lutheranismen,danskheden og velferdsstaten" ["Lutheranism, Danish nationality and the welfare state"], in Klaus Petersen (ed.) 13historier om den danske velfwrdsstat, Odense: Syddansk Universitetsforlag, pp. 27-46.

0stergärd, Uffe (1997) "The Geopolitics of Nordic Identity", in 0ystein Sorensen, Bo Sträth (eds) The Cultural Construction of Norden, Oslo: Scandinavian University Press, pp. 25-71.

0stergärd, Uffe (2010) "Martin Luther og dansk politisk kultur: Nationalkirke, luthersk reformation og dansk nationalismein" ["Martin Luther and Danish Political Culture. National Church, Lutheran Reformation and Danish Critique of Nationalism"]. Kritik, vol. 195, pp. 36-59.

0stergärd ,Uffe (2012) "The Danish Path to Modernity", in Jöhann Päll Ärnason, Björn Wittrock (eds) Nordic Paths to Modernity, Berghahn Books, pp. 49-68.

Pedersen, Morten Axel (2017) "The politics of paradox: Kierkegaardian theology and national conservatism in Denmark", in Nigel Rapport (ed) Distortion: Social Processes Beyond the Structured and Systemic. Abington; NY: Routledge.

Pedersen, Morten Axel (2019) "Inner Revolution: Reaction and Rupture in a Danish Lutheran Movement", in Martin Holbraad, Bruce Kapferer, Julia F. Sauma (eds) Ruptures: Anthropologies of Discontinuity in Times of Turmoil, London: UCL Press, pp. 93-115.

Petersen, Jörn Henrik (2018) "Martin Luther and the Danish Welfare State". Lutheran Quarterly, vol. 32(1), pp. 1-27.

Petersen, Jörn Henrik, Petersen Klaus (2019) "The Concept of 'Welfare state' in Danish Public and Political Debates", in Edling Nils (ed) The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries. New York: Berghahn Books.

Petersen, Klaus, Jörn Henrik Petersen (2013) "The Good, the Bad, or the Godless Society?: Danish 'Church People' and the Modern Welfare State". Church History, vol. 82, pp. 904— 940.

Prill, Thorsten (2005) "Martin Luther, the Two Kingdoms, and the Church". Evangel, vol. 23(1), pp. 17-21.

Riis, Ole (2011) "Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case". Nordic Journal of Religion and Society, vol. 24(1), pp. 19-36.

Stepanova, Elena (2019) "Sekuliarnost' v sotsial'no-kul'turnom kontekste: primer Danii" ["Secularity in socio-cultural context: the case of Denmark"]. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 35(1), pp. 209-221 (in Russian).

Stevenson, John R. (1981) Two governments and two kingdoms in Luther's thought, available at https://proza.ru/2019/06/07/8 (27.04.2021) (Russian translation).

Thorkildsen, Dag (1997) "Religious Identity and Nordic Identity", in 0ystein Sorensen, Bo Strâth (eds) The Cultural Construction of Norden, Oslo: Scandinavian University Press, pp. 138-160.

Thorkildsen Dag (2013) "West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity", in Trygve Wyller, Rosemarie van den Breemer, José Casanova (eds) Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space, Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, p. 85-101.

Tikhomirov, Anton (2013) Dogmatika bez dogmatizma [Dogmatics without dogmatism]. Moscow: BBI (in Russian).

Tonnessen, Aud V. (2014) "The Church and the Welfare State in Postwar Norway: Political Conflicts and Conceptual Ambiguities". Journal of Church and State, vol. 56(1), pp. 13-35.

van Kersbergen, Kees, Philip Manow (eds) (2009) Religion, Class Coalitions, and Welfare States. New York: Cambridge University Press.

Witte, John (2013) "'God is Hidden in the Earthly Kingdom': The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity", in Trygve Wyller, Rosemarie van den Breemer, José Casanova (eds) Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space, Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, pp. 56-84.

Witte, John, Jr. (2002). Law and Protestantism: The Legal Teachings of the Lutheran Reformation. Cambridge University Press.

Zuckerman, Philip (2008) Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us about Contentment. New-York: New York University Press.

Zudov, Yuri V. (2011) Tserkov', gosudarstvo i obshchestvo v sovremennoi Danii [Church, state and society in contemporary Denmark]. Cheliabinsk: Tsitsero (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.