Алексей Игоревич Иваненко
с
и +^ЕксЕй^горЕвич^вА.Енко УДК 284.1
^ к. философ. н., доцент,
О Теологический институт Евангелическо-лютеранской
л церкви Ингрии (дер. Колбино, д. 25а, Ленинградская обл.,
^ Всеволожский район, Россия, 188680)
и Проблема средневековья
в теологии мартина Лютера
Статья посвящена интерпретации Средневековья в теологии Матрина Лютера. Главная проблема заключается в том, что Средневековье это, с одной стороны, период расцвета и распространения христианства, а, с другой стороны, время нарастания негативных тенденций, которые привели к Реформации. Таким образом, лютеранская оценка Средневековья не может не быть двойственной, поэтому она противостоит как негативной гуманистической оценке, так и позитивной католической. В теологии Мартина Лютера мы находим две концепции, связанные с оценкой Средних веков — концепцию Тысячелетнего Царства и Вавилонского пленения Церкви. Вопреки мнению ряда сект, Лютер относил времена «Тысячелетнего Царства» не к будущему, а к прошлому. Здесь он основывался на экклезиологии Августина. Вавилонское пленение — это ситуация Западной Церкви после Великой Схизмы 1054 г. Здесь для Лютера принципиальными были не вопросы исхождения Св. Духа «и от Сына» (Filioque), а вопросы понимания евхаристии. Лютер решительно критикует магическое толкование литургии, согласно которому хлеб превращается в Тело Господне. Это представление родилось в Западной Церкви при Фоме Аквинском в XIII в. Другим аспектом Вавилонского пленения является исчезновение литургии на национальном языке.
Ключевые слова: Средневековье, Тысячелетнее Царство, Вавилонское пленение Церкви, Реформация, лютеранство
Volume V
o
AlexeyIgorevichIvanenko .
a
PhD in Philosophy, assistant professor, C Theological Institute of the Evangelical Lutheran Church C of Ingria (der. Kolbino, 25a, Leningrad region, .
Vsevolozhsk district, Russia, 188680) ° [email protected] «
►c
The problem of the Middle Ages in the Martin Luther's Theology
The article is devoted to the interpretation of the Middle Ages from the engle of the Martin Luther's theology. The main problem is dual status of the Middle Ages. It's the time of Christian hegemony, but also the period of negative pre-Reformation tendencies. The Lutherans found a middle position between negative humanistic and positive Catholic estimations. In Luther's texts the Middle ages are seen within two general concepts — of Millenialism and the Babilonian captivity of the Church. According to Luther, millenialism is not in future, it describes the ancient period of the Church's history. Here Luther bases on ecclesiology of St. Augustine. Millenialism was the time of undivided Church. The Babylonian captivity of the Church began from the Great Schism in 1054. Luther here concentrates not on the question of procession of the Holy Spirit «from the Son» (Filioque), but on the role of priest and understanding of the sacraments. He critisized the idea, that during the liturgy eucharistic bread transformed into the Body of the Lord. This magical interpretation was invented by Thomas Aquinat in the 13th centure. According to Lutheranism, a priest is a pastor, who predicts the Word of God, but not a wizard, who transforms the substance of bread. Another aspect of the Babylonian captivity of the Church is absence of national language in the liturgy. Western Church had a Latin liturgy in the Middle Ages, because Latin was a national language at the time of St. Jerome and St. Augustine, but it was a dead language by the 10th centure.
Key words: the Middle Ages, Millennialism, Babylonian captivity of the Church, Reformation, Lutheranism
га Эпоха Средневековья имеет различные, часто диаметраль-
о но противоположные толкования. Изначально этот термин % появляется в XV в. как антитеза Возрождению (Ренессансу)1. О В определенном смысле Средневековье является отрица-
л нием ценностей современности, поэтому с тревогой говорят
о о наступлении «нового средневековья» как о некой циви-к
^ лизационной катастрофе. Даже французский историк Жак ^ Ле Гофф — представитель школы анналов — в своей моногра-§ фии «Цивилизация средневекового Запада» (1977) характери-^ зует средневековое христианство как «форму исторического и тоталитаризма», а в самом Средневековье даже находит «определенный регресс» по сравнению с временами Римской империи и, наконец, дает этой эпохе совсем уничтожающую характеристику: «Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода»2.
Тоталитаризм, регресс и голод Средневековья неявно противопоставляются свободе, прогрессу и изобилию современной цивилизации.
Сам Ле Гофф завершает Средневековье не Возрождением, а Французской революцией XVIII в.3 Эта весьма влиятельная точка зрения в определенной мере выражает современную историческую парадигму, однако она перегружена ценностными суждениями, которые выводят ее за пределы научной объективности.
С другой стороны, в XIX в. имела место другая (романтическая) точка зрения, которую отстаивал русский философ Петр Чаадаев. Там, где Ле Гофф усматривал «историческую форму тоталитаризма», Чаадаев видел «дивное созвучие» сонма народов европейской цивилизации, когда у Запада была «одна духовная власть и одно убеждение»4. Историческую роль
1 О взаимоотношениях Реформации и Возрождения см.: Лурье З. А. Конфессиональные аспекты гуманизма в 1520-1530-е гг. // Проблемы социальной истории и культуры Средневековья / Под ред. Г. Е. Лебедевой. СПб., 2014. Вып. 11. С. 42-65.
2 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр.; Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1992. С. 160, 184, 216.
3 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. С. 5.
4 Чаадаев П. Я. Философические письма / Статьи и письма. М., 1989. С. 51.
Средневековья он видел в упразднении института рабства ^
(«крепостничества»), а саму историю Средневековья Чаадаев о
называл историей «одного народа — народа христианского»5. Л
При этом, по его мнению, эта идиллическая эпоха завершает- М
ся «прискорбным событием» Реформации6. Эта позиция обу- >
словлена романтической позицией идеализации Средневеко- р вья, а также католическими симпатиями самого Чаадаева.
Рн
Какова же была позиция Мартина Лютера относительно в
и
толкала его в сторону негативного отношения, но с другой — §
именно в эпоху Средневековья наблюдается рост и распро- ^
странение христианской миссии. Т
Конечно, Средневековье — это исторический период, кото- §
рый имеет весьма косвенное отношение к теологии и конфес- §
сиональной позиции, однако поскольку оно с некоторых ^
позиций завершается Реформацией (например, у Гегеля)7, ^
которая сама по себе является ценностным событием > для лютеран (и празднуется 31 октября), то оценка Средневе-
Средневековья? С одной стороны, антикатолическая позиция
к
ковья приобретает теологическое измерение. и
Если Реформация диалектически отрицает Средневеко- ^
вье, то значит ли это, что дореформационная эпоха должна 3
н
трактоваться негативно? Как отделить чистое христианство р от последующих наслоений (например, папизма) и с какого ^ момента можно отсчитывать эти наслоения? Когда закончился идиллический период ранней Церкви?
На наш взгляд, взгляд Мартина Лютера на Средневековье исходит из двух концептов: «Тысячелетнего Царства» и «Вавилонского пленения Церкви».
Концепция «Тысячелетнего Царства» неоднократно питала идеологии средневековых сект хилиастов и милле-наристов. Ее основания мы находим в Откровении Иоанна Богослова: «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с ним тысячу лет» (Арос., 20, 6). Как
5 Чаадаев П. Я. Философические письма. С. 61.
6 Чаадаев П. Я. Философические письма. С. 111-112.
7 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории // URL: http://filosof. historic.ru/books/item/f00/s00/z0000388/ (дата обращения: 08.11.2016).
га мы знаем, 17 артикул Аугсбургского исповедания запрещаем ет нам толковать этот фрагмент в буквальном ключе, буд-% то праведники смогут захватить власть в земных царствах. О Исторически мы понимаем, что этот артикул 1530 г. отчасти л был инспирирован Крестьянской войной 1524-1525 гг., когда
о некоторые «святые» (например, Мюнцер) попытались учре-к
^ дить Царство Божие посредством меча и кровопролития8. ^ Норвежский теолог Карл Вислефф отмечает, что Мартин
§ Лютер трактовал фрагмент о «Тысячелетнем Царстве» исто-^ рически, отсчитывая его «от времени апостолов»9. Тысяче-§ летнее царство в данном случае тождественно Царству Небесному, о приближении которого проповедовал сам Иисус Христос (М^, 4, 17). Оно также синонимично Церкви. Тысячелетнее Царство — это, по сути, неразделенная видимая Церковь первой тысячи лет вв.).
Стоит отметить, что подобная трактовка не нова, но опирается на экклезиологию раннехристианского теолога Августина, изложенную в 20 книге трактата «О граде Божьем» (V в.): «Церковь есть царствие Христово и царствие Небесное»10. Первое воскресение (Арос., 29, 5) здесь толкуется в ключе духовного возрождения 0о., 5, 25), а печать на дьяволе — как благоприятное время для распространения христианства среди народов (Арос., 20, 3).
В самом деле, Августин отмечает, что новизной христианской религии является даже не монотеизм или универсализм, а дисциплинирующий характер, благодаря которому даже варвары стали испытывать чувство милосердия к своим врагам. Эту тему он поднимает в связи с разграблением Рима готами Алариха в 410 г. Августин обращает внимание, что традиционно свирепые варвары щадили римлян, которые спасались в христианских храмах.
8 Вислефф К. Ф. Теология Мартина Лютера / Пер. с норв. В. Ю. Володина. СПб., 2009. C. 205.
9 Вислефф К. Ф. Теология Мартина Лютера. С. 226.
10 Aug. De civ. Dei. Русский перевод см.: Августин Аврелий. О граде Божьем. Кн. 20 // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ o-grade-bozhem/20_9 (дата обращения: 08.11.2016).
11 Вислефф К. Ф. Теология Мартина Лютера. С. 182.
12 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. С. 253.
13 Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви // URL: http://www. reformed.org.ua/2/206/Luther (дата обращения: 08.11.2016).
14 Вислефф К. Ф. Теология Мартина Лютера. С. 159.
Также стоит заметить, что именно первая тысяча лет после ^ Рождества Христова была наиболее благоприятна для проповеди § Евангелия, которое звучало от Ирландии до Китая и от Скан- Л динавии до глубин Африки (Аксум). Конечно, христианство М распространялось и в следующем (11-м) тысячелетии, но это > распространение осложнялось кровавыми крестовыми похо- и дами, колониальными экспансиями и истреблениями целых и народов (геноцид индейцев и тасманийцев). в
С лютеранских позиций позитивное раннее Средневе- К ковье постепенно сменяется негативным предреформаци- в онным Средневековьем. Благодаря Мартину Лютеру этот ^ период получил название «Вавилонского пленения Церкви». Т В 1520 г. он посвятил ему отдельный трактат11. §
Прежде всего, пленение церкви связано с институтом пап- § ства, когда римский понтифик «в храме Божьем сядет он, как и Бог» (2 ТЬе88., 2, 4). Исторически римские папы обрели поли- ^ тическую власть в XI в. Ле Гофф отмечает, что со времени > Григория VII (XI в.) римский папа получал при интронизации т красную императорскую мантию12. В том же XI в. (1054 г.) про- и изошла Великая Схизма, которая привела к размежеванию ^ католицизма и православия.
Мартин Лютер называет три пленения Церкви: запрет р на причащение мирян Кровью Господней, доктрина пресуществления и трактовка мессы как доброго дела13.
Запрет на причащение мирян Кровью Господней догматически был закреплен в католицизме лишь в 1415 г., а его критика на основании Священного Писания дана в 22 артикуле Аугсбургского исповедания14. Доктрина пресуществления («транссубстанциации») как превращения хлеба в Плоть Христову связана с именем католического богослова Фомы Аквин-ского (XIII в.) и закреплена на Латеранском соборе 1215 г. Эта доктрина превращает пастора в мага, требует особого тайнодей-ствия, а Святые Дары становятся дополнительным предметом
га культа, например, в Праздник Тела Христова15. Трактовка мес-о сы как доброго дела отвергается в контексте лютеранского ^ (протестантского, евангелического — основанного на сло-О вах апостола Павла — Кош., 3, 28) учения о спасении верой л по благодати. В самом деле, исторически «бухгалтерия о добрых дел» привела к практике индульгенций, когда любое ^ злодеяние можно было без раскаяния прикрыть добрым ^ делом, в том числе и посещением мессы.
2 Пленения Церкви можно было бы продолжить и назвать
К
^ «языковое пленение», поскольку на начало Реформации
К
ч в Западной Церкви Слово Божие фактически не пропори ведовалось, так как единственным языком богослужений была латынь, которая к тому времени превратилась в мертвый язык. В IV в., когда Иероним Стридонский переводил Библию на латынь, этот язык был разговорным языком Римской империи, поэтому перевод получил название Вульгаты. В Италии латынь трансформируется в итальянский язык к X в., а в XIII в. уже появляется итальянский литературный язык. Без народного языка церковь превращается в мертвый храм, где проповедь Слова Божьего могла звучать лишь в приватных разговорах вне официальной литургии либо для узкого круга просвещенных знатоков латыни.
Таким образом, Мартин Лютер оценивал историческое Средневековье двойственно: «Тысячелетнее Царство» неразделенной Церкви в начале II тыс. сменяется периодом «Вавилонского пленения» Церкви, когда в западном христианстве (восточное христианство лежало вне рассмотрения Мартина Лютера) нарастают негативные тенденции, связанные с прекращением проповеди Слова Божьего на понятном языке, лишении мирян причащения «под обоими видами» и превращения мессы в магическое действо.
Источники И ЛИТЕРАТУРА
1. Августин Аврелий. О граде Божьем // иЯЬ: Ьо:р:// azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/20_9 (дата обращения: 08.11.2016).
15 Вислефф К. Ф. Теология Мартина Лютера. С. 161.
40
2. Вислефф К. Ф. Теология Мартина Лютера / Пер. с норв. ^ В. Ю. Володина. - СПб.: Светоч, 2009. - 239 с. о
3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, g 1993 // URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000388/ м (дата обращения: 08.11.2016). >
4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада /
Пер. с фр.; Под ред. Ю. Л. Бессмертного. — М.: Прогресс, 1992. — д 376 с. е
5. Лурье З. А. Конфессиональные аспекты гуманизма в 1520- и
1530-е гг. // Проблемы социальной истории и культуры Средневе- о
tö
ковья / Под ред. Г. Е. Лебедевой. СПб.: Издательство Политехни- сг
мЗ
ческого университета, 2014. Вып. 11. С. 42-65. м
6. Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви // URL: http:// м www.reformed.org.ua/2/206/Luther (дата обращения: 08.11.2016).
7. Чаадаев П. Я. Философические письма / Статьи и письма. М.: Современник, 1989. C. 38-146.
f00/s00/z0000388/ (08.11.2016).
3. Le Goff J. (1992) Tsivilizatsia srednevekovogo Zapada [Civilization of Medieval West], Moscow: Progress, 376 p.
4. Lur'e Z. A. (2014) Konfessional'nye aspekty gumanizma v 1520-1530-e gg. [Confessional aspects of humanismus in 1520-1530s], Problemy sotsial'noy istorii i kul'tury Srednevekov'ya (Ed. G. E. Lebedeva), Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Politekhnicheskogo universiteta, vol. 11, pp. 42-65.
5. Luther M. O vavilonskom plenenii tserkvi [On the Babylonian captivity of the Church], URL: http://www.reformed.org.ua/2/206/ Luther (08.11.2016).
6. Tchaadayev P. Y. (1989) Filosoficheskie pis'ma [Philosophical letters], Moscow: Sovremennik, pp. 38-146.
7. Wisloff K. F. (2009) Teologia Martina Lutera [Theology of Martin Luther], Saint-Petersburg: Svetoch, 239 p.
References >
H
1. Augustin Aurelius. O grade bozh'em [About the City S of God], URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade- > bozhem/20_9 (08.11.2016). ^
2. Gegel G. W. F. (1993) Lektsii po filosofii istorii [Lectures about t the philosophy of history], URL: http://filosof.historic.ru/books/item/ a
>