Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА'

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЕ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТЮРЕМНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туйганов Мырзабек Сардарбекович

Статья освещает актуальную проблему противодействия религиозному экстремизму в учреждениях пенитенциарной системы Республики Казахстан. На основе анализа представлен понятийный аппарат для рассмотрения данной проблемы. Автором рассматриваются характерные черты взаимодействия религиозного экстремизма и криминалитета в условиях изоляции. Также рассматриваются правовые аспекты регулирования теологической реабилитации осужденных за экстремистские и террористические преступления. На основании проведенного исследования автор делает вывод о необходимости обеспечения системного подхода в теологической реабилитации осужденных и вовлечения в данный процесс организаций гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Туйганов Мырзабек Сардарбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL REHABILITATION OF CONVICTED PERSONS FOR EXTREMIST AND TERRORIST CRIMES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM OF KAZAKHSTAN

The article highlights the actual problem of countering religious extremism in the penitentiary system of the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis, the conceptual apparatus for considering this problem is presented. The author examines the characteristic features of the interaction of religious extremism and criminality in isolation. The legal aspects of regulating the theological rehabilitation of those convicted of extremist and terrorist crimes are also considered. Based on the conducted research, the author concludes that it is necessary to ensure a systematic approach to the theological rehabilitation of convicts and the involvement of civil society organizations in this process.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 8 (466). С. 56-60. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(8(466):56-60. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Обзорная статья

УДК 343.81 + 343.85

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10807

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА

Мырзабек Сардарбекович Туйганов

Костанайская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, Костанай, Казахстан, myrzabek.1980@mail.ru

Аннотация. Статья освещает актуальную проблему противодействия религиозному экстремизму в учреждениях пенитенциарной системы Республики Казахстан. На основе анализа представлен понятийный аппарат для рассмотрения данной проблемы. Автором рассматриваются характерные черты взаимодействия религиозного экстремизма и криминалитета в условиях изоляции. Также рассматриваются правовые аспекты регулирования теологической реабилитации осужденных за экстремистские и террористические преступления. На основании проведенного исследования автор делает вывод о необходимости обеспечения системного подхода в теологической реабилитации осужденных и вовлечения в данный процесс организаций гражданского общества.

Ключевые слова: теологическая реабилитационная работа, осужденные за экстремистские и террористические преступления, тюремная субкультура, идеология религиозного экстремизма, гражданское общество

Для цитирования: Туйганов М. С. Теологическая реабилитация осужденных за экстремистские и террористические преступления в учреждениях уголовно-исполнительной системы Казахстана // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 8 (466). С. 56-60. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10807

Review

THEOLOGICAL REHABILITATION OF CONVICTED PERSONS FOR EXTREMIST AND TERRORIST CRIMES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM OF KAZAKHSTAN

Myrzabek S. Tuiganov

Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Shrakbek Kabylbayev, Kostanay, Kazakhstan, myrzabek.1980@mail.ru

Abstract. The article highlights the actual problem of countering religious extremism in the penitentiary system of the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis, the conceptual apparatus for considering this problem is presented. The author examines the characteristic features of the interaction of religious extremism and criminality in isolation. The legal aspects of regulating the theological rehabilitation of those convicted of extremist and terrorist crimes are also considered. Based on the conducted research, the author concludes that it is necessary to ensure a systematic approach to the theological rehabilitation of convicts and the involvement of civil society organizations in this process.

Keywords: theological rehabilitation work, convicted of extremist and terrorist crimes, prison subculture, ideology of religious extremism, civil society

For citation: Tuiganov MS. Theological rehabilitation of convicted persons for extremist and terrorist crimes in institutions of the penal system of Kazakhstan. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(8(466):56-60. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10807

© Туйганов М. С., 2022

Введение

Проблема противодействия религиозному экстремизму остается весьма актуальной. Процессы, которыми охвачены страны Азии несут в себе определенный потенциал для развертывания и активизации экстремистских групп в соседних государствах. Особое значение в противодействии религиозному экстремизму имеет деятельность пенитенциарной системы, в частности учреждения, осуществляющие наказание, связанные с лишением свободы. С одной стороны, пенитенциарные учреждения обеспечивают безопасность общества, изолируя экстремистов, но с другой — здесь могут создаваться условия для осуществления всех видов экстремистской деятельности, что и на свободе: распространение радикальной идеологии, индоктринация [3, с. 114], создание группировок, вербовка, и др.

Статья освещает актуальную проблему противодействия религиозному экстремизму в учреждениях пенитенциарной системы Республики Казахстан. На основе анализа представлен понятийный аппарат для рассмотрения данной проблемы. Особую озабоченность представляют взаимодействие религиозного экстремизма и криминалитета в условиях изоляции, а также перспективы их сращивания.

В этих условиях особое значение имеют вопросы правового регулирования теологической реабилитации осужденных и вовлечения в данную сферу организаций гражданского общества.

Особенности субкультур и их взаимодействие в местах лишения свободы

Причинами возникновения религиозного экстремизма являются как внешние, так и внутренние факторы. Деятельность религиозно-экстремистских групп направлена:

— на формирование у населения образа экстремистов как борцов за справедливое и богоугодное общество;

— агрессию в отношении государства, прежде всего силовых структур, с целью их дискредитации и представления государства в образе угнетателя ислама и мусульман. Основная цель — расширение социальной базы.

Лишь системный подход в противодействии экстремизму способен обеспечить его эффективность. В противном случае все действия государства и общества посредством различных технологий деструктивных организаций (например, «кривое зеркало»), приводят к обратному результату. Таким образом, эффективность противодей-

ствия экстремизму прямо пропорциональна развитию общества и государства в целом.

Важным компонентом противодействия религиозному экстремизму является дискредитация деструктивных идей и пропаганда традиционных духовных ценностей. Особое место в данном процессе занимает теологическая реабилитация осужденных за экстремистские и террористические преступления в местах лишения свободы. Учреждения уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) являются наиболее сложными объектами в общегосударственной системе противодействия экстремизму. Места лишения свободы представляют собой управляемое противоречие между религиозными радикалами и криминальными элементами и их сообществами. Здесь происходит слияние криминальной субкультуры, точнее ее частного случая — тюремной субкультуры — с субкультурой радикального сообщества.

Они обладают всеми признаками субкультуры, в том числе наличием собственных идей, ценностей и норм поведения, которые, находясь в единстве (внутри учреждения) противоположны друг другу. Характер их взаимодействия во многом зависит от условий конкретного учреждения. Линии разлома в идейных установках двух субкультур проходят в отношении к тюремным традициям, прежде всего тюремной иерархии, фольклору, вредным привычкам, мужеложеству и т. д. Вместе с тем наиболее значительными факторами, объединяющими тюремную и экстремистскую идеологии, выступают: насилие, негативное отношение к администрации и вообще людям в погонах, правовой нигилизм, стремление к обособленности.

Центральным звеном института пенитенциарного противодействия экстремизму является теологическая реабилитационная работа (далее — ТРР), под которой понимаем санкционированный процесс противодействия идеологии религиозного экстремизма, с участием широкого круга субъектов. Необходимо отметить, что, несмотря на признание пенитенциарной теорией и практикой наличия тюремной субкультуры и идеологии, не существовало и не существует официально организованных форм противодействия им. Предполагается, что само по себе исполнение наказания как элемент правовой системы, выступает в качестве силы, противостоящей криминалитету, его ценностям и идеалам. Однако реальность показала, что такой подход не борется с данным видом субкультуры. Объяснить это можно тем, что сам

факт наличия и функционирования мест лишения свободы предопределяет существование тюремной субкультуры, и, как следствие, способствует ее проникновению в общество. Как отмечает Е. Г Клеймёнова: «Обретая свое собственное, независимое существование, тюремная субкультура распространяет свое влияние не только в рамках тюрьмы, но также и за её пределами» [1, с. 36].

В связи с этим противодействие идеологии экстремизма усугубляется тем, что в местах лишения свободы происходит ее сращивание с тюремной идеологией. Наиболее опасным следствием этого процесса является сращивание религиозного экстремизма с криминалитетом, появление совместно организованных групп либо формирование «взаимовыгодных» целей, что в конечном счете может привести к усилению экстремистских сообществ — расширению их социальной и материальной базы. Конкретное поручение по недопущению этого явления в уголовно-исполнительной системе дал в своем выступлении Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев после «январских событий» [4].

Правовое регулирование и субъекты

Нормативно-правовым актом, регулирующим теологическую реабилитационную работу в УИС РК, является приказ № 247 от 26 марта 2020 года «Об утверждении правил по организации теологической реабилитационной работы с осужденными лицами в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Анализ документа показал, что содержание понятия ТРР законодатель значительно расширил, не ограничиваясь лишь теологическими мероприятиями, а также, не ограничивая субъектов ТРР. Более того, документ расширяет ТРР до уровня социальной реабилитации осужденных за экстремистские и террористические преступления.

Так, ТРР определяется как комплекс мер идеологического, предупредительно-профилактического и воспитательного воздействия, направленных на дерадикализацию, отведение от деструктивного религиозного течения, а также формирование иммунитета осужденных к идеологии религиозного экстремизма и терроризма [2, гл. 1, п. 2, п.п. 2]. Дерадикализация — комплекс теологических, психологических и социально-адаптационных мероприятий, направленных на отведение объекта дерадикализации, в том числе из числа осужденных, от радикальной идеологии/ взглядов [2, гл. 1, п. 2, п.п. 2].

ТРР коррелирует с понятием «противодействие экстремистской идеологии», а дерадикализация с понятием «борьба». Дерадикализация применяется в отношении тех лиц, которые осуждены за преступления экстремисткой и террористической направленности и являются носителями деструктивной идеологии. ТРР же включает в себя еще и профилактику среди осужденных по общеуголовным статьям.

В пункте 14 главы 2 указано, что «идеологические и предупредительно-профилактические мероприятия предусматривают:

1) непосредственное воздействие через теологов, представителей официального духовенства, психологов, близких родственников, дерадикали-зованных осужденных, связей на свободе и иных лиц, способных оказать положительное влияние;

2) создание условий для изучения материалов с дискредитацией идеологий религиозного экстремизма и терроризма, деструктивных религиозных течений».

ТРР — целенаправленная, организованная система воздействия на осужденного со стороны общества, результатом которого является отказ от радикальных взглядов и насильственных форм поведения и создание условий для недопущения их распространения среди спецконтингента.

Все субъекты ТРР можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся сотрудники учреждений, в соответствии со штатным расписанием и должностными полномочиями выполняющие конкретные функции в сфере исполнения наказания и ТРР. С января 2017 года в УИС РК введена должность инспектора по организации теологической реабилитационной работы.

К внешним субъектам относятся все лица и организации, которые посещают учреждения в рамках государственного заказа с целью реализации программ теологической реабилитации. Это местные исполнительные органы, прежде всего, областные управления по делам религий, Духовное управление мусульман Казахстана и другие общественные организации. На республиканском уровне ТРР координируется Антитеррористическим центром во главе с председателем Комитета национальной безопасности.

Участие гражданского сектора в теологической реабилитации осужденных имеет особое значение, так как пенитенциарная система, являясь государственным институтом и исполняя наказание в отношении осужденных, в сознании религиозных радикалов обретает крайне негативный

58

Myrzabek S. Tuiganov

образ. Это связано с тем, что военизированный характер УИС ставит систему в ряд силовых структур, которые представляют один из главных объектов борьбы исламистских групп. С другой стороны, учреждения УИС с их персоналом рассматриваются радикалами в качестве непосредственных исполнителей «антиисламской воли» «кафирского государства», якобы узаконившего притеснение «истинных мусульман». По этой причине деятельность организаций гражданского общества в рамках теологической реабилитации обретает особое значение. Они выступают в роли медиаторов между исламистами и государством.

Гражданские организации представляют собой наиболее перспективную часть субъектов ТРР. Это связано с тем, что государство рассматривает религиозных радикалов с позиции общественной безопасности. Гражданские же организации призваны служить интересам конкретного человека, несмотря на тяжесть совершенного им преступления и его статус внутри тюремной иерархии. Такая позиция призвана обеспечить налаживание доверительных отношений между осужденным религиозным радикалом и субъектами ТРР.

Для духовенства ТРР имеет двойное значение: с одной стороны, это дерадикализация как одно из направлений взаимодействия религии и государства, с другой — часть миссионерства. Как было отмечено выше, законодатель расширил со-

держание ТРР до фактически социальной реабилитации осужденных. Однако на практике значительная часть мероприятий осуществляется мусульманским духовенством. Такая ситуация связана, с одной стороны, с особенностями системы исполнения наказания Казахстана в целом, с другой — с общим уровнем развития гражданского общества.

Заключение

Теологическая реабилитация осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Казахстана как институт требует дальнейшего совершенствования. Важную роль и свое место в данном процессе должны занять организации гражданского общества. Существующие практики работы с осужденными за экстремистские и террористические преступления должны подкрепляться воздействием социального характера. Гуманизация уголовно-исполнительной системы, справедливое отношение со стороны администрации в процессе исполнения наказаний, соблюдение законности, совершенствование системы поощрений за стремление к изменению своего поведения и отношения к традиционным религиозным и духовным ценностям будут способствовать повышению эффективности деради-кализации и профилактике распространения экстремистских идей среди спецконтингента.

Список источников

1. Клеймёнова Е. Г Тюремная субкультура как особый вид социального взаимодействия // Вестник Удмуртского университета. Серия Социология. 2012. Вып. 4. С. 33-37.

2. Об утверждении Правил по организации теологической реабилитационной работы с осужденными лицами в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 марта 2020 года № 247. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=38489496 (дата обращения 07.06.2022).

3. Справочник по работе с заключенными из числа воинствующих экстремистов и предупреждению порождающей насилие радикализации в тюрьмах. Нью-Йорк : ООН, 2017. 155 с.

4. Уроки «трагического января»: единство общества — гарантия независимости : выступление главы государства К. К. Токаева на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан. URL: https:// www.akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kk-tokaeva-na-zasedanii-mazhilisa-parlamenta-respubliki-kazahstan-1104414 (дата обращения 07.06.2022).

References

1. Kleimenova EG. Prison subculture as a special type of social interaction. Vestnik Udmurtskogo universi-teta. Seriya Sotsiologiya = Bulletin of the Udmurt University. Sociology series. 2012;(4):33-37. (In Russ.).

2. Order of the Minister of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan dated March 26, 2020 No. 247 "On approval of the Rules for the organization of theological rehabilitation work with convicted persons in institutions of the penal system". URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38489496 (date of circulation 07.06.2022). (In Russ.).

3. Handbook on working with Violent Extremist prisoners and preventing Violent radicalization in Prisons. New York: UN; 2017. 155 p.

4. The lessons of the "tragic January": the unity of society is a guarantee of independence. Speech of the Head of State K. K. Tokayev at the meeting of the Majilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan. URL: https://www.akorda.kz/rn/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kk-tokaeva-na-zasedanii-mazhilisa-parlamen-ta-respubliki-kazahstan-1104414 (date of circulation 07.06.2022). (In Russ.).

Информация об авторе

М. С. Туйганов — начальник Центра подготовки специалистов УИС по противодействию экстремистской идеологии.

Information about the author

M. S. Tuyganov — Head of the Center for Training Specialists of the Penitentiary System for Combating Extremist Ideology.

Статья поступила в редакцию 04.09.2022; одоб- The article was submitted 04.09.2022; approved рена после рецензирования 07.09.2022; принята after reviewing 07.09.2022; accepted for publication к публикации 12.09.2022. 12.09.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта инте- The author declares no conflicts of interests. ресов.

60

Myrzabek S. Tuiganov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.