Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ'

ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА В ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / КОНСТРУКТИВНАЯ/ ДЕСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туйганов Мырзабек Сардарбекович

В статье освещается актуальная проблема обеспечения политики Казахстана в сфере противодействия этноконфессиональным угрозам. На основе анализа представлен понятийный аппарат для рассмотрения данной проблемы. Автором рассматриваются особенности конструктивных/деструктивных процессов в этноконфессиональной сфере. Также рассматриваются правовые и идеологические аспекты регулирования этноконфессиональных отношений. На основании проведенного исследования автор делает вывод о необходимости проведения системной политики с учетом внутренних и внешних вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAKHSTAN’S POLICY IN COUNTERING ETHNO-CONFESSIONAL THREATS

The article highlights the actual problem of ensuring Kazakhstan’s policy in the field of countering ethnoconfessional threats. Based on the analysis, the conceptual apparatus for considering this problem is presented. The author examines the features of constructive/destructive processes in the ethno-confessional sphere. Legal and ideological aspects of the regulation of ethno-confessional relations are also considered. Based on the conducted research, the author concludes that it is necessary to conduct a system policy taking into account internal and external challenges.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 10 (468). Философские науки. Вып. 66. С. 98—102. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(10(468):98-102. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 323.1, 322

doi: 10.47475/1994-2796-2022-11013

ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ

Мырзабек Сардарбекович Туйганов

Костанайская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, Костанай, Казахстан, myrzabek.1980@mail.ru

Аннотация. В статье освещается актуальная проблема обеспечения политики Казахстана в сфере противодействия этноконфессиональным угрозам. На основе анализа представлен понятийный аппарат для рассмотрения данной проблемы. Автором рассматриваются особенности конструктивных/деструктивных процессов в этноконфессиональной сфере. Также рассматриваются правовые и идеологические аспекты регулирования этноконфессиональных отношений. На основании проведенного исследования автор делает вывод о необходимости проведения системной политики с учетом внутренних и внешних вызовов.

Ключевые слова: политика в этноконфессиональной сфере; этноконфессиональные угрозы; конструктивная/ деструктивная деятельность; правовая политика; идеологическая политика

Для цитирования: Туйганов М. С. Теологическая реабилитация осужденных за экстремистские и террористические преступления в учреждениях уголовно-исполнительной системы Казахстана // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 10 (468). Философские науки. Вып. 66. С. 98—102. doi: 10.47475/1994-2796-2022-11013.

Original article

KAZAKHSTAN'S POLICY

IN COUNTERING ETHNO-CONFESSIONAL THREATS Myrzabek S. Tuiganov

Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Shrakbek Kabylbayev, Kostanay, Kazakhstan, myrzabek.1980@mail.ru

Abstract. The article highlights the actual problem of ensuring Kazakhstan's policy in the field of countering ethno-confessional threats. Based on the analysis, the conceptual apparatus for considering this problem is presented. The author examines the features of constructive/destructive processes in the ethno-confessional sphere. Legal and ideological aspects of the regulation of ethno-confessional relations are also considered. Based on the conducted research, the author concludes that it is necessary to conduct a system policy taking into account internal and external challenges.

Keywords: politics in the ethno-confessional sphere; ethno-confessional threats; constructive/destructive activities; legal policy; ideological policy

For citation: Tuiganov MS. Kazakhstan's policy in countering ethno-confessional threats. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(10(468):98-102. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-11013

Введение

Казахстан — многонациональное государство, где представлены более 130 этносов. В стране официально действуют 18 конфессий. С момента обретения независимости Казахстан придерживается политики этноконфессионального согласия,

© Туйганов М. С., 2022.

основанной на принципах толерантности. Стратегическим приоритетом является формирование единой «казахстанской нации».

Вместе с тем, на фоне внешних и внутренних вызовов, существуют потенциальные угрозы эт-ноконфессиональному единству. Кроме того за годы независимости периодически возникали

межэтнические конфликты, официально квалифицированные как бытовые, однако, имевшие значительный общественный резонанс. В некоторых ситуациях подобные конфликты угрожали эскалации не только в границах страны, но и за рубежом.

На первый взгляд, устойчивость общества характеризуется наличием и динамичным развитием связей между людьми и их сообществами, т.е. конструктивной деятельностью. Деструктивная деятельность как извне, так и изнутри, способствует разрушению исторически устоявшихся связей, является условием для возникновения потенциальных угроз. Вместе с тем, необходимо признать, что конструктивность и деструктивность, лежат в основе всех социальных отношений — связи между людьми и сообществами постоянно возникают и разрушаются. Однако необходимо различать естественный ход данных процессов, основанный на синергии, и искусственный, который приводит к разрушению связей, и как следствие, качественного изменения субъекта/субъектов отношений, вмешиваясь в естественный ход их развития.

Так, глобализация может рассматриваться в качестве процесса, основанного на естественных конструктивно-деструктивных циклах человеческих сообществ, детерминировавших в итоге формирование единого глобального мира. При этом, глобализм, как реакционная форма глобализации со стороны запада, основанная на интервенциях в естественные социальные процессы отдельных стран и/или регионов оказывает деструктивное воздействие, необратимо приводящее общества в хаос. В прочем, особым свойством хаоса является управляемость, так как интервенции спланированы и рассчитаны на конкретно спрогнозированный результат.

Этноконфессиональные угрозы — это такое состояние в межэтнических и межконфессиональных отношениях, при которых возникают причины и условия, способные привести к общественному кризису. Противодействие этно-конфессиональным угрозам включает в себя весь спектр процедур и мероприятий по профилактике и борьбе с деструктивными факторами в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

Противодействие

этноконфессиональным угрозам

Основой политики противодействия этнокон-фессиональным угрозам в Республике Казахстан являются предупреждение, ответственность государства, консолидация гражданского общества по принципу «единство в многообразии». Пред-

упреждение и профилактика этноконфессиональ-ных угроз как основной элемент противодействия реализуется посредством системы стратегических и тактических мероприятий, которые, в свою очередь закреплены в нормативно-правовых актах, программных документах специального и отраслевого назначения.

Разжигание социальной розни — это деструктивное деяние, формирующее у человека, и/или сообщества ненависти и страха по отношению к другим людям и/или сообществам на основании тех или иных социально-демографических признаков. Целью разжигания социальной розни является нарушение общественной целостности, единства и согласия. Общественное согласие многоплановое явление, требующее со стороны государства взвешенной правовой политики, обеспечивающей эффективное регулирование этно-конфессиональных отношений. Вместе с тем, не всякая деструктивная деятельность может привести к разжиганию ксенофобии и взаимной агрессии, но всякая подобная деятельность забрасывает семя раздора, накладывает тень сомнения на искренность и доброжелательность сложившихся взаимоотношений между субъектами. Таким образом, одной из задач этноконфессиональной политики является обеспечение максимального эффекта в профилактике любых проявлений разжигания межэтнической и межконфессиональной вражды.

Имплементация в национальное законодательство международных стандартов с одной стороны приводит к гуманизации правовой системы, с другой создает противоречие между принципами соблюдения прав человека и охранительной политики в отношении традиционных духовных ценностей. Данное противоречие отчетливо обнаруживает себя в преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», где сказано, что «... Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан» [4].

Необходимо отметить, что некоторые международные и зарубежные организации при подготовке информации о своей деятельности на территории Казахстана, делают неоднозначные выводы, кото-

Kazakhstan s policy in countering ethno-confessional threats

99

рые не согласуются с позицией официальных властей. Впрочем, это нормально в условиях демократического строительства. Однако, иногда такая риторика может оказывать серьезное негативное влияние на этноконфессиональные отношения, а в отдельных случаях выступать в качестве угроз межэтнических, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений.

Казахстан, как и все страны мира в условиях глобализации подвергается массированному воздействию на идеологическую, духовную сферы. Охранительная позиция в отношении исторических национальных духовных ценностей является естественной. Тем более, что она постоянно сочетается с принципами открытости миру и многостороннего диалога.

Согласно исследованию «Светскость и религия в современном Казахстане: необходимость модернизации духовно-культурных смыслов и стратегий» [1], проведенному в 2021 году группой ученых, респонденты, поддерживающие идею о том, что Казахстан должен стать религиозным государством, составила 22,2 %. Значительная часть опрошенных — 77,8 % во всех возрастов сделали выбор в пользу светского государства с преобладанием мусульманской культуры [1].

Уже в период с 2002 по 2016 г.г. в пяти регионах Казахстана (г. Алматы, г. Астана, ВКО, ЮКО, ЗКО), уровень этноконфликтного потенциала практически остался неизменным. Одновременно количественные показатели указывали на то, что такие важные «мосты» к мирному сосуществованию, как согласие, толерантность и взаимопонимание, в обществе снизились [2]. На сегодняшний день в связи с геополитической ситуацией межэтнические отношения еще более усложнились, так как отношение к кризису в Европе разделило не только и не столько людей по национальному признаку, сколько по признаку приверженности к той или иной стороне конфликта [7]. По нашему мнению, сохранение межэтнической стабильности в Казахстане сопряжено с внешнеполитическим приоритетом равноудалённости и конструктивного партнерства с мировыми центрами геополитического влияния.

Одной из задач современного этапа развития Казахстана является обеспечение безопасности от угроз религиозного и националистического характера, посредством возрождения и укрепления собственной национальной исторической идентичности, где охранительная политика от деструктивных религиозных и другого рода организаций, является приоритетом.

Следовательно, в нормативно-правовых актах Республики Казахстан вопросы профилактики и

борьбы с угрозами этноконфессионального характера занимают особое место. Согласно ст. 1 п. 1. Конституции «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». В п. 2 говорится, что «основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте» [6].

Учитывая общественную опасность межэтнических и межконфессиональных конфликтов, религиозного экстремизма и терроризма в 1999 и 2005 годах были приняты законы «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремизму» соответственно. С целью эффективного выявления и предупреждения этноконфессиональных угроз в законах ключевые определения понятиям экстремизм, терроризм, экстремистская и террористическая деятельность и другим даны с учетом профилактического аспекта. Так понятие экстремизм включает в себя не только насильственные действия, но и действия, преследующие цель разжигания национальной, расовой, религиозной розни [3].

Ответственность за разжигание социальной розни предусмотрена и в Кодексе об административных правонарушениях. Согласно п. 2, ст. 434-1 «Нарушение правил поведения на спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятиях физическими лицами», «использование плакатов, эмблем, транспарантов и иных визуальных предметов, направленных на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а равно ущемляющих права физических лиц во время проведения спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния — влечет штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей» [5].

Важным аспектом обеспечения безопасности в сфере этноконфессиональных отношений является идеологическое направление. Проблема идеологической политики имеет множество теоретических и практических трактовок: от необходимости и наличия идеологии в любом государстве как объективной данности, до деидеологизации всего человечества как единственной возможности его спасения. Последняя модель активно распростра-

100

Myrzabek S. Tuiganov

нялась на постсоветском пространстве после развала Союза. Многие понимали одно, — что старая идеология уходит в небытие, но никто не мог ответить на вопрос «нужна ли новая идеология?». Демонтаж советской идеологии, и пришедшие в условиях идеологического вакуума деморализация общественных ориентиров, нравственное огрубление и поведенческая одичалость привели к выводу о том, что отсутствие идеологии — это тоже идеология. Таким образом, «незамещенная новым» деидеологизация, это неизбежный крах не только политики и экономики, но и социального развития, общественного согласия.

Одним из наиболее значимых программных документов идеологического характера является программа «Рухани жацгыру: болашавда багдар» («Взгляд в будущее: модернизация общественного согласия»). Она направлена на формирование в обществе открытого сознания, популяризацию культа знаний и высокого уровня конкурентноспособности, основанных на традиционных духовных ценностях. Главная цель программы — развитие общества, вхождение Казахстана в тридцатку развитых стран мира, противостояние современным рискам и вызовам глобализации.

Программа ориентирована на личность казахстан-ца, может рассматриваться в качестве современной национальной модели развития человеческого капитала. Реализация программы проходит с учетом потребностей социума, при активном вовлечении научно-экспертного сообщества, представителей гражданского общества, молодежи.

Заключение

Политика в сфере противодействия этнокон-фессиональным угрозам в Республике Казахстан обеспечена правовым механизмом сдерживания конфликтогенных факторов. Одним из приоритетных направлений является предупредительная политика в отношении деструктивной псевдорелигиозной и псевдонациональной деятельности. Возрожденчество и принцип охранительного вмешательства в отношении традиционных духовных ценностей есть условие формирования иммунитета от деструктивных угроз. Важным аспектом сохранения межэтнического согласия является внешнеполитическая деятельность, основанная на принципах равноудаленности от мировых центров геополитического влияния и конструктивного взаимодействия с ними.

Список источников

1. Светскость и религия в современном Казахстане: модернизация духовно-культурных смыслов и стратегий : кол. моногр. / Е. Е. Бурова и др. Алматы : Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2020. 278 с.

2. Bizhanova M. Prevention of interethnic conflicts in the Republic of Kazakhstan: from a universal approach to local solutions. Almaty : Program for young researchers in the field of public policy of the Soros Foundation-Kazakhstan, 2018. 34 p.;

3. Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года № 31.

4. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV.

5. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V.

6. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.

7. Раисова З. Казахстанцы и война в Украине: люди теряются в том, кто прав, а кто виноват // Central Asian Bureau for Analytical Reporting. URL: https://cabar.asia/ru/kazahstantsy-i-vojna-v-ukraine-lyudi-teryayutsya-v-tom-kto-prav-a-kto-vinovat.

References

1. Burova EE et al. Svetskost' i religija v sovremennom Kazahstane: modernizacija duhovno-kul'turnyh smyslov i strategij [Secularism and Religion in Modern Kazakhstan: Modernization of spiritual and cultural meanings and strategies]. Almaty: Institute of Philosophical Sciences, Political Science and Religious Studies, KN MES ЯХж 2020. 278 p. (In Russ.).

2. Prevention of interethnic conflicts in the Republic of Kazakhstan: from a universal approach to local solutions [Order of the Minister of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan dated March 26, 2020 No. 247 "On approval of the Rules for the organization of theological rehabilitation work with convicted persons in institutions of the penal system"]. (In Russ.).

3. Zakon Respubliki Kazahstan «O protivodejstvii jekstremizmu» ot 18 fevralja 2005 goda № 31[The Law of the Republic of Kazakhstan "On countering extremism" dated February 18, 2005 № 31]. (In Russ.).

Kazakhstan's policy in countering ethno-confessional threats

101

4. Zakon Respubliki Kazahstan «О religioznoj dejatel'nosti i religioznyh ob#edinenijah» ot 11 oktjabrja 2011 goda № 483-IV [Law of the Republic of Kazakhstan "On Religious activities and religious associations" dated October 11, 2011 No. 483-IV]. (In Russ.).

5. Kodeks Respubliki Kazahstan «Ob administrativnyh pravonarushenijah» ot 5 ijulja 2014 goda № 235-V. [Code of the Republic of Kazakhstan "On Administrative Offences" dated July 5, 2014 No. 235-V]. (In Russ.).

6. Konstitucija Respubliki Kazahstan ot 30 avgusta 1995 goda [Constitution of the Republic of Kazakhstan dated August 30, 1995]. (In Russ.).

7. Raisova Z. Kazahstancy i vojna v Ukraine: ljudi terjajutsja v tom, kto prav, a kto vinovat Kazakhstan, the war and Ukraine: people are lost in who is right and who is to blame]. In:Central Asian Bureau for Analytical Reporting. Available from: https://cabar.asia/ru/kazahstantsy-i-vojna-v-ukraine-lyudi-teryayutsya-v-tom-kto-prav-a-kto-vinovat. (In Russ.).

Информация об авторе

М. С. Туйганов — начальник Центра подготовки специалистов УИС по противодействию экстремистской идеологии.

Information about the author

M. S. Tuiganov — Head of the Center for Training Specialists of the Penitentiary System for Countermeasures extremist ideology.

Статья поступила в редакцию 20.10.2022; одобрена после рецензирования 27.10.2022; принята к публикации 28.10.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 20.10.2022; approved after reviewing 27.10.2022; accepted for publication 28.10.2022.

The author declares no conflicts of interests.

102

Myrzabek S. Tuiganov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.