Эксплуатация и надежность авиационной техники
Вполне обосновано допущение, что одновременно может отказать только один датчик, т. е. вероятность одновременного отказа двух и большего числа датчиков пренебрежимо мала. Поэтому после отказа и выключения /-датчика кворум-элемент продолжает контроль работоспособности оставшихся п - 1 датчиков.
Работоспособность нескольких датчиков одного и того же типа и назначения можно контролировать до тех пор, пока из их начального числа п останется в схеме лишь два, а остальные будут отключены ввиду их отказов. С этого момента кворум-элемент контролирует работоспособность не каждого из датчика, а системы из двух датчиков. При отказе любого из них выдается сигнал об отказе всей системы, поскольку кворум-элемент не может отличить неисправный элемент от работоспособного.
Кворум-элементы могут использоваться для контроля не только датчиков параметров, но и резервных участков канала передачи информации, положений выходных валов (штоков) исполнительных механизмов [2].
Алгоритмы для резервирования и контроля систем управления по мажоритарному принципу с помощью кворум-элементов определяют неисправный канал и отключают его автоматически от управления при несовпадении сравниваемых сигналов. Предложенный комплекс с контурами безопасности обладает высокой разрешающей способностью и возможностью выполнения отладочных работ без нарушения процесса нормального функционирования комплекса.
Библиографические ссылки
1. Воробьев А. В., Кулабухов В. С., Куликов В. Е., Уйманов Б. А. Формирование облика интегрированных комплексов управления летательных аппаратов на ранних этапах системного проектирования // Перспективные системы и задачи управления : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. С. 278.
2. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надежность и техническая диагностика авиационного оборудования : учебник. М. : МГТУ ГА, 2010. 448 с.
References
1. Vorobev A. V., Kulabukhov V. S., Kulikov V. E., Ujmanov B. A. Formirovanie oblika integrirovannykh kompleksov upravleniya letatelnykh apparatov na rannikh etapakh sistemnogo proektirovaniya // Perspektivnye sistemy i zadachi upravleniya : materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. taganrog : Izd-vo TTI YUFU, 2007. S. 278.
2. Vorobev V. G., Konstantinov V. D. Nadezhnost i tekhnicheskaya diagnostika aviatsionnogo oborudovaniya : uchebnik. M. : MGTU GA, 2010. 448 s.
© Савина М. Г., Мусонов В. М., Худоногов В. П., Сеславин В. С., 2013
УДК 629.7.017
ТЕНЗОРНАЯ МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОБЪЕКТА КОНТРОЛЯ
К. Ж. Саханов1, Д. С. Ергалиев2
1 Акционерное общество «Национальная компания «Казахстан Fарыш Сапары» Республика Казахстан, 010000, г. Астана, Дом министерств, подъезд № 4. E-mail: [email protected]
2Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева Республика Казахстан, 010000, г. Астана, ул. Мирзояна, 2. E-mail: [email protected]
Рассмотрен тензорный метод анализа сложных систем, в частности бортового комплекса оборудования, на примере разделения системы на ряд подсистем и сеть пересечений.
Ключевые слова: программа контроля, диакоптика, прогноз, бортовой комплекс оборудования, воздействие, реакция, процедуры преобразования, сеть пересечений.
TENSOR ANALYSIS METHOD OF CONTROL FACILITY
K. Zh. Sakhanov1, D. S. Yergaliev2
Joint-stock company «National company «Kazakhstan Gharysh Sapary» «House of Ministries», entrance № 4, Astana, 010000, the Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
2L. N. Gumilyov Eurasian National University 2, Mirzoyan str., Astana, 010000, the Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
The method of tensor analysis of complex systems, such as the board complex equipment, in particular, in terms of the system division into a number of subsystems and network intersections is considered.
Keywords: control program, diakoptika, prediction, board complex equipment, impact, reaction, conversion routines, network of intersections.
Решетневскуе чтения. 2013
Практическая разработка больших программ контроля сложных систем выдвинула на передний край ряд важных проблем, в первую очередь необходимость разработки программ контроля систем по частям с последующим объединением частных разработок. В отличие от стандартного применения метода диакоптики для расчета сложных систем, например, бортового комплекса оборудования, здесь диакоптика применяется для разработки по частям программ контроля систем [1].
Рассмотрим применение метода диакоптики при построении программы контроля системы, призванной рассчитывать изменения (давать прогноз) в заданной предметной области.
1. Прежде всего необходимо выявить, список запросов и ответов, на которые должна давать ответ будущая программа контроля системы.
2. Второй этап - это выявление списков условий, воздействий и реакций, которые нужно принять во внимание при построении каждого номера из списка 1. Практически такой список выявляется путем опроса выходов из заданной предметной области. На полученном наборе условий в системе могут появляться и другие реакции, которые первоначально не были предусмотрены.
3. Проверка на общность словаря. Одинаково ли понимаются все термины в двух списках. Если есть термины в одном списке, которых нет в другом, то проверяется, нужны ли они. Есть ли синонимы, и если есть, то выбирается какой-нибудь один для дальнейшего использования.
Если запросы, в системе определены неоднозначно, то таковы же будут и прогнозы. Поэтому неоднозначное толкование терминов обычного человеческого языка специалисту ставит проблему: как языки различных предметных областей превращать в словари, с которыми можно будет работать? Один из способов - уточнение словарей. Необходимо выписать из списка оценки реакций, значения которых в реакциях могут быть описаны булевой переменной, т. е. «да» или «нет».
Далее следует выписать реакции, которые могут быть описаны вектором, 2-матрицей, 3-матрицей и т. д.
Для одинакового понимания реакций, которые выражаются булевыми переменными, скалярами, векторами, «-матрицами, необходимо также задать единицы измерения этих величин и процедуры измерения.
Ш&истемё t
О —г
Метод диакоптики для системы 1 - данные; 2 - процедуры; 3 - процедуры сети пересечений
4. Определение списка процедур по преобразованию данных, исходя из целей, стоящих перед разрабатываемой системой.
На основании списка процедур строится система, так как процедуры, очевидно, имеют взаимосвязи.
5. Построенная система разделяется на ряд подсистем и сеть пересечений в зависимости от числа кадров программы контроля системы. На рисунке показано разделение методом диакоптики исходной системы на четыре подсистемы и сеть пересечений [2].
Библиографические ссылки
1. Крон Г. Тензорный анализ сетей. М. : Сов. радио, 1978.
2. Хэпп Х. Диакоптика и электрические цепи. М. : Мир, 1974.
References
1. Cron G. Tenzornyj analiz setej (Tensor analysis of networks). M. : Sov. radio, 1978.
2. Hepp H. Diakoptika I elektricheskie cepi (Diakop-tika and electrical circuits). M. : Мк, 1974
© Саханов К. Ж., Ергалиев Д. С., 2013
УДК 621.396.98
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОССПОЛЯРНЫХ ВОЗДУШНЫХ ТРАСС
Д. Е. Строков, В. В. Киселев, А. В. Кацура
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: [email protected]
Идея использования воздушного пространства России для выполнения спрямленных полетов из Азии в Северную Америку в последние годы широко обсуждается в отечественной и мировой печати. Она получила одобрение авиакомпаний и таких международных организаций, как 1САО и 1АТА и российско-американской группы по организации воздушного движения RACGAT.
Ключевые слова: путь, система, кроссполярные, маршрут.