Научная статья на тему 'ТЕНГРИАНСТВО КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДУХOВНOГО МИРOВOCПРИЯТИЯ КAЗAХOВ'

ТЕНГРИАНСТВО КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДУХOВНOГО МИРOВOCПРИЯТИЯ КAЗAХOВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1496
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРAДИЦИOННOE МИРOВOЗЗРEНИE / ТEНГРИ / ТEНГРИAНCТВO / ИCЛAМ / КYЛЬТYРНЫE ЦEННOCТИ / ДYХOВНOCТЬ / TRADITIONAL WORLDVIEW / TENGRI / TENGRIANISM / ISLAM / CULTURAL VALUES / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малдыбек Ақмарал Жұмағұлқызы, Орынбек Баглан

Aннoтaция. В cтaтьe рaccмaтривaeтcя филocoфcкий кoнтeкcт дyхoвнoгo мирoвocприятия кaзaхoв, в кoтoрoм cквoзь призмy тeнгриaнcтвa нaшли oтрaжeниe ocoбeннocти нaциoнaльнoй кyльтyры и cпocoбы их пoзнaния.The article considers the philosophical context of the spiritual worldview of the Kazakhs, in which, through the prism of Tengrianism, the features of the national culture and ways of their cognition are reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНГРИАНСТВО КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДУХOВНOГО МИРOВOCПРИЯТИЯ КAЗAХOВ»

4.Электронный источник: Официальный сайт законопроектов http://www.duma.gov.ru/news/273/1550740/?sphrase_id=2513976 5.Электронный источник: Изменения в транспортном налоге http://www.duma.gov.ru/news/273/1856772/?sphrase_id=2513981

Малдыбек АцмаралЖумагулцызы, к.филос.н.. доцент

Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Ясави

Казахстан, Туркестан Орынбек Баглан магистрант

Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Ясави

Казахстан, Туркестан ТЕНГРИАНСТВО КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДУХ0ВН0Г0 МИРOВOCПРИЯТИЯ КAЗAХOВ

Aннoтaция. В cтaтъe рaccмaтривaeтcя филocoфcкий кoнтeкcт дyхoвнoгo мировосприятия казахов, в котором сквозь призму тенгрианства нашли отражение особенности национальной культуры и способы их познания.

Ключeвыe cлoвa: традиционное мировоззрение, Тенгри, тенгрианство, ислам, культурные ценности, духовность.

TENGRIANITY AS ONE OF THE ASPECTS OF THE SPIRITUAL WORLDWIDE KAZAKH

Abstract. The article considers the philosophical context of the spiritual worldview of the Kazakhs, in which, through the prism of Tengrianism, the features of the national culture and ways of their cognition are reflected.

Keywords: traditional worldview, Tengri, Tengrianism, Islam, cultural values, spirituality.

Истоки кaзaхcкoй филocoфии yхoдят в глyбoкyю дрeвнocть, к мифoлoгичecкoй прeдфилocoфии прoтoкaзaхoв. Извecтнo, что кaзaхcкий нaрoд фoрмирoвaлcя в рeзyльтaтe взaимoдeйcтвия мнoжecтвa этносов, нacлeдyя их чeрты.

Дyхoвнaя жизнь пaтриaрхaльнo-фeoдaльнoгo oбщecтвa былa ocнoвaнa кaк, и пoдoбaeт тому врeмeни, нe нa знaниях, a Ha вeрe, нe нa пытливoм иccлeдoвaнии явлeний прирoды и oбщecтвa, a фaнтacтичecкoм их oтрaжeнии. C мoмeнтa oбрaзoвaния кaзaхcкoгo хaнcтвa и вплоть дo приcoeдинeния к Рoccии, кaзaхcкиe кoчeвыe плeмeнa имeли мyтнoe прeдcтaвлeниe o6 иcлaмe, и, cклoнялиcь прeимyщecтвeннo к шaмaнcким рeлигиoзным вeрoвaниям. Иccлeдoвaниями дoрeвoлюциoнных и ocoбeннo coврeмeнных yчeных ycтaнoвлeнo, чтo в тeчeниe длитeльнoгo врeмeни, вплоть до ХХ вeкa, нecмoтря нa cтрeмлeниe гocпoдcтвyющих cил рacпрocтрaнить в oбщecтвe иогам, прeвaлирoвaли, в ocнoвнoм, рaнниe фoрмы рeлигиoзных прeдcтaвлeний, соответствующих кочевому быту. Кочевые племеш казахов

имели свои обряды, традиции и верования. А особенности эти обусловлены, главным образом, спецификой кочевого народа, его быта, привычек, нравов и обычаев, а также влиянием той социокультурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов. В религиозном культе казахов большую роль играла вопреки жестким запретам мусульманских священников, поклонение духам предков (арвахам, аруах) и вызванное этим последним идолопоклонничество. Как свидетельствует один из древних авторов Рузбехан: «Среди казахов распространены некоторые обычаи неверия, у них существует образ некоего идола, которого они чтут и совершают ему поклонение». Это было обусловлено тем, что, казахи были кочевым племенем, вся их деятельность была связана со скотоводством, тем самым, они зависели от погоды. Этим можно объяснить их слепое обожествление природных явлений и стихий. Тем самым можно подчеркнуть, что казахи в начальных этапах образования исповедовали язычество [1].

Одной из форм проявления язычества является - Тенгрианство. Тенгрианство занимает особое место в традиционной и этнокультурной жизни казахов. Тенгрианство, как вероучение оказало огромное влияние на культуру, обычаи и традиции казахов. Тенгрианство - это совокупность представлений о мире, о жизни, существовавшие у казахов и у других тюркских народов задолго до принятия ими ислама и мусульманской веры.

Древний мировоззренческий комплекс казахов как научная проблема впервые был рассмотрен в трудах выдающегося казахского ученого Чокана Валиханова (1835-1865). Особого внимания заслуживает его статья «Тенгри (Бог)». Интерес Ч. Валиханова к традиционному мировоззрению казахов был настолько велик, что к концу своей короткой жизни он вновь возвращается к этой теме, посвятив обширную статью под названием «Следы шаманства у киргизов [2], в которой шаманизм рассматривается как комплекс традиционных воззрений и древних обычаев казахского народа. В данной работе шаманистский культ специально не рассматривается, лишь затрагивается идеология ислама и его пережитки в связи с историко-философской и религиозно-философской интерпретацией идейных основ древних культов и архаичных обрядов казахского народа.

Понятие Тенгри в общетюркской мифологии и особенно «осколки» первоначальных представлений о Тенгри включали сначала элементы поклонения духам предков, анимизма и политеизма. Впоследствии Тенгри стало отождествляться с образом верховного божества, а под влиянием ислама оно превратилось в синоним Аллаха. Однако идеи ислама не прививались в чистом виде у кочевников. Они привнесли в ислам культ своих предков и святых, что отчетливо прослеживается в эпическом наследии казахов, поэзии жырау и акынов. Например, в поэзии великого тюркского мыслителя Махмуда Кашгари, творившего в лоне суфийской философии, синкретически переплетенной с шаманистскими представлениями, обращение к Аллаху, иногда звучит как «Тэщр», то есть, Небо: «Тэндам

аспанды кен жаратыпты, ж^лдыз бар онда Faжaп, дара тiптi». Ч. Валиханов также отмечал двоеверие казахов: где кочевники, не зная Магомета, верили в Аллаха и в то же время, духам предков, принося им жертвы на гробницах мусульманским святых и одновременно поклоняясь огню [2].

Тенгри как натурфилософская субстанция являлся для казаха всем и причиной всего (<^р ТэщрЬ» — «Единый Тенгри»), и в то же время как божество, первопредок, источник добра и зла («Тэщрi жарылкасын!» (Да благоволит тенгри), «Тэщр берген» («Богом данный»), «Кек соккыр» («Да покарает Небо!»). Верующие казахи обычно вместо «Един Аллах!» говорили «Бiр тэщр^»

Большинство древнетюркских рун пестрят словами, что действительность существует по воле Тенгри. «Вера в животворящие силы самой природы была своего рода методологией всей тысячелетней истории мировосприятия и мироощущения населения Казахстана, его моральным утешением» [2]. Дух космического тенгри, согласно воззрениям номадов, был растворен во всем: звезды, горы, вода и прочие имеют своих покровителей-тенгри (тэщрьие).

Тенгризм (и как религию, и как идеологию) мы должны воспринимать, как отмечал известный казахский философ Сабет-Казы Акатай, «не столько транснациональным божеством центральноазиатских номадов, сколько утешением природой». Здесь больше философское удовлетворение действительностью, нежели преклонения. Поэтому из всех древних воззрений наибольший след в представлении народов Центральной Азии оставил именно этот культ как универсальное учение о боге как душе природы[3].

Тенгризм представлял собой внутреннюю суть, душу кочевника. Поэтому традиционная казахская духовность не нуждалась в сакральных центрах. «Любое явление или предмет мог нести функцию такого центра. Ислам упразднил древние празднества, предал забвению многие аборигенные очаги культуры. Обряды и культы традиционной духовности были сосредоточены преимущественно в сфере быта, вокруг семейных торжеств и мероприятий, приуроченных к основным вехам человеческой жизни (рождении, инициации, женитьбе, смерти и т.д.)» [2]. При этом следует отметить, что нет или почти нет однозначного соответствия того или иного определенного обряда к вышеназванному идейному мотиву. Например, жертвоприношение казах делает при рождении (калжа), инициации (токым кaFaр), болезни (кешiрy), в честь духов предков (ас), гостя (конак асы) и др. случаях жизни. Мировоззреческий мотив жертвоприношений сводился к тому, чтоб путем практических мер оказать магическое воздействие на причинно-следственные связи явлений действительности.

Лаконично о сути центральноазиатского пантеизма говорит древняя казахская поговорка: «Иттщ иес болса, бершщ тэшрi бар». Как видно из казахской поговорки, кочевник четко различает животный и человеческий мир. Причем до того, что животный мир он делит на мир одомашненных

животных и хищников. Примечательно то, как отмечает казахстанский культуролог Ауэзхан Кодар, что «имя бога Тенгри всплывает в связи с миром хищников, а не с человеческим миром. Здесь мы на самых ближних подступах к тому, чтобы понять фундаментальную особенность религиозного мироощущения кочевника. Бог для кочевника — это грозная сила, усмиряющая дикие силы природы, но в то же время Бог не менее грозен и для человека. Это не теплый, домашний бог христианского мира, которому можно покаяться и тот все простит. Номадический бог, Бог Неба, насколько можно дальше отстоит от человека. Возможно поэтому для более оперативных отношений, кочевник входит в сношения с богами определенной местности или определенных сил» [4]. В этом контексте интересным представляется цитата из Делеза-Гваттари о том, что: «...абсолют не появляется в месте, а смешивается с неограниченным местом; слияние обоих, места и абсолюта, осуществляется не в центрированной, ориентированной глобализации или универсализации, а в бесконечной последовательности локальных операций». Из этого следует, что потребность в обращении к Богу у кочевника была не постоянна, она возникала по мере возникновения тех или иных проблем, решения тех или иных задач. Поэтому в кочевых сообществах не могло быть единого культа, у одного племени могло преобладать одно божество, у другого — другое [4].

В свое время Тенгрианство раздробили на несколько оккультных языческих религий: шаманизм, полидоксия, тотемизм, культ предков и анимизм. Шаманизм у казахов синкретичен в своей основе. Свято почитались кости животных, на них запрещалось наступать, нельзя было проливать молоко, чтобы не допускать осквернения его чувственно-сверхчувственных источников и для умилостивления сил им покровительствующих. Указанные черты шаманистского, традиционного мировосприятия ярко воплотились в творчестве жырау, корни которого восходят к шаманам. Первый жырау -Коркыт-ата был одновременно и первый баксы (шаман). Легенда о Коркыт-ата, который не мог примириться со смертью, пронизано традиционными мотивами обращения к природе (горам, степям, лесам), образом реки как образом жизни. Коркыт-ата обращается не только к природе, но и к людям, указывая им путь бессмертия через искусство. Такие же представления имеются об Асане Кайгы (печальный), несмотря на то, что он был исторической личностью, он приобрёл в народной памяти легендарные и даже сказочно-мифологические черты[5].

Тенгри заключает в себе свет, добро. Известный философ Гарифолла Есим связывает Тенгри с еще одним важным концептом казахской культуры "кутом": «Тюрки считали появление человека на земле добром (кут). Тогда добро означает — существование человека на земле. У тюрков дающий добро — Тенгри». То есть Тенгри - это и начало всего сущего [6].

Примечательно, что у тюркских народов было принято называть высокую гору или дерево Тенгри. Местом коллективных молений или

жертвоприношений могло стать высокое одинокое дерево. И в наши дни сохранилась традиция повязывания ленточек на ветвях деревьев, стоящих одиноко или растущих около источника, y входа в пещеру. Это своеобразная дань почитания, знак святости места [7].

Тенгрианство - это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой. В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли, как и у человека, есть духи хранители - Аруахи. Поэтому человек должен уважительно с любовью относиться ко всему окружающему миру.

Казахи верят, что помимо физического тела у человека есть душа, которая в не меньшей степени нуждается в пище, и пищей для нее является дух предков Аруах. Считается, что все деяния человека, отражаются на его душе, и если человек творит зло, предательство, отступает от клятвы, то тем самым он оскорбляет духов Аруахов, а тем самым и Тенгри [2].

Традиция почитания духа предков - Аруах обязывала казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Каждый мужчина понимает, что и его поступки будут также оценивать семь будущих поколений. Считается, в том месте, где жил и творил свои добрые дела достойный почитания человек, там и после его смерти дух его может оказывать защиту своим сородичам.

В тенгрианстве, в отличии от других религий сохранялась вера в бессмертие не только души, но и физического тела, то есть считалось, что смерть - это сон, и наступит день, когда человек очнется ото сна, поэтому рядом с человеком в могилу помещали вещи, которые будут необходимы человеку в его новой жизни.

Еще одним важным моментом в Тенгрианстве является признание дуальности мира. То есть все в мире имеет пару: люди делятся на отцов и матерей, у неба есть земля, у горы есть низина, у тьмы есть свет [8].

Современные тенденции развития человечества сочетают в себе две философско-мировоззренческие, культурные составляющие. Стремление к единению на основе цивилизационных достижений и сохранение культурного и мировоззренческого многообразия. Пусть тяжело, драматически, но человечество упорно движется в этом направлении. Тюркские народы, как и все другие народы, вовлечены в это движение, участвуют в нем, вкладывая свою жизненную и культурную энергию. Тенгрианство как духовное основание тюркской культуры, как традиции и обычаи сохранялись и сохраняются в памяти народов. Открытость как основополагающий принцип тенгрианства предполагает включение, переработку, использование всех культурных и мировоззренческих достижений других культур. Универсальность оснований Тенгрианства дает возможность спокойно входить в общемировое культурное пространство. Открытость и универсальность его оснований в своей изначальной чистоте дают чувство общечеловеческого единства, чувство единых истоков культуры человечества, но они же в своей специфичности и особенности, полученной в культурной обработке тюркскими народами, дают возможность выбора

тенгрианства как культурной и мировоззренческой идентификации. Не надо их искусственно вписывать в современные реалии или отбрасывать за ненадобностью, сама жизнь сохраняет универсалии тенгрианства, вписывает их в новые формы изменяющейся культуры и трансформирующегося мировоззрения тюркских народов [4].

Самое главное, что заключено в Тенгрианстве и сквозь поколения дошло до наших дней, не забыто - это любовь и уважительное отношение к природе, уважение к предкам, живым и мертвым, сохранение культурных ценностей, обычаев и традиций. Тенгрианство заложено в нашем сознании и мировоззрении, которое идет наряду с другими религиями, при это являясь мировоззренческой системой. Быть тенгрианцем - это не значит, не быть мусульманином, или не быть христианином, или не быть буддистом. Это значит: быть христианином, буддистом и мусульманином одновременно, то есть тенгрианство - это вещь, которая выше этих религиозных систем, она внутри них.

Использованные источники:

1.0рынбеков М. Предфилософия протоказахов. - Алматы,1994.-200 c.

2.Байдаров, E. У. Религиозно-философский контекст традиционного мировоззрения казахов [Электронный ресурс] //НИТ №2, 2012 . Номады азиатского материка URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_14/4837-baydarov.html

3.Акатай, С. Мировоззренческий синкретизм казахов : автореферат дисс.докт. филос. наук. Алматы,1995

4.Кодар, А. (2009) Тенгрианство в свете номадологии Делеза-Гваттари [Электронный ресурс] // ТАМЫР. Искусство. Культура. Философия.. №№1-2. Алматы. URL: http://www.tamyr.org/wp-content/uploads/2011/09/23.doc 5Аюпов Н. Г. Тенгрианство[Электронный ресурс] // 30 апреля 2014 URL: http://tengrifund.ru/tengrianstvo.html

6.Есим, Г. Казахская философия. Пирамида в степи, или Философия любви. Алматы : К,азак университет^ 2005. 54 с.

7.Кривошапкин-Айына А.И. Тенгрианство и развитие человека. Якутск, 2002.

8.Ермаганбетова К. Верования казахского народа: языческие традиции и тенгрианство// материалы IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.