Научная статья на тему 'Теневые явления в кредитно-финансовой сфере и их последствия'

Теневые явления в кредитно-финансовой сфере и их последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибулина А.А.

Results of the analysis of conditions developing in credit and financial sphere, testifies to indefatigable attention of criminality and, first of all, its organized structures to institutes of financial intermediary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневые явления в кредитно-финансовой сфере и их последствия»

Теневые явления в кредитно-финансовой

сфере и их последствия

Хабибулина А.А.

Results of the analysis of conditions developing in credit and financial sphere, testifies to indefatigable attention of criminality and, first of all, its organized structures to institutes offinancial intermediary.

Результаты анализа обстановки, складывающейся в кредитно-финансовой сфере, свидетельствуют о неослабевающем внимании преступности, и прежде всего ее организованных структур, к институтам финансового посредничества. Во многом это связано с тем, что отдельные организации, имеющие лицензии на осуществление банковских операций, располагая незначительным уставным капиталом, в целях извлечения высоких доходов ориентируются в своей деятельности на обслуживание интересов теневой и преступной составляющих экономики. Обслуживание интересов теневой составляющей экономики непосредственно опирается на наличные деньги, поэтому в настоящее время для противоправной деятельности в финансово-экономической сфере одной из наиболее востребованных оказалась услуга по обналичиванию денежных средств. Источниками таких средств являются деньги, выводимые из-под налогообложения, а также получаемые от совершения иных преступлений экономической направленности.

Следует отметить, что осуществление операций по обналичиванию денежных средств в особо крупных размерах становится принципиально возможным только при участии различных кредитно-финансовых организаций и учреждений, в первую очередь банков. При реализации противоправной деятельности с использованием механизма обналичивания денежных средств участниками организованных преступных сообществ с привлечением коррумпированных сотрудников банков или иных специалистов в области банковского дела разрабатываются множественные схемы осуществления операций с использованием счетов фирм-однодневок (предприятий, регистрируемых по подложным либо утраченным документам, документам умерших или пропавших людей, а также паспортам недееспособных лиц, в том числе наркоманов, психически больных, находящихся на учете и

проходящих лечение в медицинских учреждениях и т.п.), реквизитов несуществующих некоммерческих фондов, ломбардов, паспортных данных физических лиц — резидентов Российской Федерации и нерезидентов.

Такие схемы по своей сущности образуют относительно самостоятельный сектор теневых финансов кредитно-финансовой сферы. В ходе реализации схем обналичивания, как правило, оформляются множественные фиктивные операции, имитирующие активную финансово-хозяйственную деятельность. К числу таких операций относятся деятельность по приобретению ценных бумаг, закупке сельхозпродуктов, оказание консультационных услуг и т.д. В целях обеспечения маскировки преступных действий, затруднения выявления надзорными и правоохранительными органами признаков проведения подозрительных финансовых операций в схемах обналичивания предусматривается поэтапное выполнение действий, реализуемых разными неформально связанными между собой банками, образующими своего рода неформальные теневые интегрированные структуры. В нарушение действующего законодательства такими структурами информация о сомнительных сделках в Росфинмониторинг не направляется либо направляется в усеченном виде и несвоевременно, с большим опозданием1. Фактор времени при предоставлении в Росфинмониторинг информации о подозрительных финансовых операциях при реализации преступных схем обналичивания имеет решающее значение, поскольку его действие позволяет после ликвидации или прекращения финансово-хозяйственной деятельности фирм-однодневок разрывать неформальные связи между легальными участниками преступных схем и тем самым обеспечивать их формальную непричастность к преступным действиям.

Опасность теневых финансов в сфере обналичивания обусловлена не только хищениями денежных средств, выводом

со

OI

О CJ

о о о

CL

ce

CQ s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

Я <

s

I H

о ф

со

CO

Ol

О CJ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

со

их из-под государственного контроля и налогообложения в особо крупных размерах, наносящих прямой ущерб национальной экономике, но и тем, что поступающая в не контролируемый государством оборот наличность в дальнейшем используется для укрепления позиций преступной среды и теневой экономики, поддержания коррупционных связей. Не исключается финансирование из этих денег экстремистских и террористических организаций. В результате совершения конверсионных сделок создаются предпосылки для легализации преступных по происхождению средств путем их вложения в бизнес-проекты, финансируемые наличными деньгами, приобретение недвижимости и т.д.

В этой связи особо следует отметить то обстоятельство, что уголовное законодательство Российской Федерации не содержит норм, прямо предусматривающих ответственность за обналичивание. Вместе с тем отдельные действия банковских служащих, участвующих в реализации преступных замыслов по уклонению от уплаты налогов, таможенных платежей, хищений, могут быть квалифицированы по ст. 159 «Мошенничество», 160 «Присвоение и растрата», 188 «Контрабанда», 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей», 199 «Уклонение от уплаты налогов» Уголовного кодекса Российской Федерации2.

Как правило, совершение операций по обналичиванию организационно обеспечивается:

> регистрацией и использованием большого количества фирм-однодневок, созданных без цели осуществления предпринимательской деятельности и контролируемых, как правило, банковскими служащими;

> проведением операций с нарушением условий лицензирования;

> использованием поддельных расчетных и иных документов. Подобные действия банковских работников могут квалифицироваться по ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», 173 «Лжепредпринимательство», 187 «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов», 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что с позиций уголовного законодательства термин «обна-

личивание» не является понятием, тождественным «легализализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», хотя и содержит ряд родственных признаков — например, утаивание или искажение природы происхождения, движения или действительной принадлежности средств. Однако в результате обналичивания денежным средствам не придается правомерного вида владению. Как правило, обналичивание является действием, непосредственно предшествующим легализации. Вместе с тем можно также отметить, что, если обналичивание является результирующим действием при совершении хищений любым способом или контрабанды, сопряжено с незаконной банковской деятельностью, лже-предпринимателъством и рядом других преступлений, при процессуальной оценке результатов проведенных операций действия банковских служащих могут быть квалифицированы по ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несложные технологии конверсионных сделок, высокая доходность проведения операций по сравнению с предоставлением обычных банковских услуг делают привлекательным этот «бизнес» для различных кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций (банков), ориентированная на обслуживание теневых потоков и таким образом связанная с повышенным риском, создает реальную угрозу устойчивому развитию всего банковского сектора экономики.

Длительное время, особенно в конце

XX в. и первой половине нулевых годов

XXI в., деятельность банков, совершающих внешне законные операции по трансформации безналичных средств в наличные рубли и иностранную валюту3, находилась вне сферы повышенного внимания надзорного органа — Банка России4 как основного для данной сферы надзорного органа — и правоохранительных органов. Указанное обстоятельство, а также возрастающие потребности участников теневой и преступной финансово-хозяйственной деятельности в наличных средствах, либеральное законодательство по регистрации юридических лиц, укрепление рубля способствовали появлению устойчивых групп, специализирующихся на организации обналичивания, формированию и структурированию рынка этой услуги.

Первые шаги Банка России и МВД России по наведению порядка, предпринятые в мае—июле 2004 г. (известные события вокруг Содбизнесбанка), привели к необходимости перестройки деятельности преступности экономической направленности. Следствием чего стало усложнение схем обналичивания, которые стали реализовываться не в одном банке, а группой финансово-кредитных организаций с четким распределением функций по приему безналичных денег, их транзиту и выдаче в наличной форме. Увеличилось количество фирм-однодневок, используемых для перемещения безналичных средств. В управлении денежными потоками, организации схем обналичивания стали участвовать различные небанковские организации и структуры.

В настоящее время можно выделить следующие основные организационные структуры или элементы, обеспечивающие противоправное обналичивание денежных средств: так называемые управ -ляющие центры; неформальные холдинги банков; юридические и физические лица, специализирующиеся на массовой регистрации хозяйствующих субъектов для последующего использования их реквизитов в проводимых операциях; межрегиональная дилерская сеть по распространению услуг обналичивания денежных средств; структуры, обеспечивающие силовое прикрытие противоправных действий. В деятельности указанных структур могут принимать участие представители различных органов исполнительной власти, включая налоговые инспекции, правоохранительные и надзорные органы. При этом сферы влияния различных преступных сообществ могут не пересекаться, образуя сегментированный рынок услуг по обналичиванию денежных средств, обслуживая интересы определенных кругов клиентов. В таком делении сфер влияния могут участвовать различные организованные преступные группировки, в том числе сформированные на этнической основе.

На основе анализа результатов деятельности правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного обналичивания денежных средств путем оформления коммерческими банками фиктивных сделок можно сделать вывод о том, что обстановка в кредитно-финансовой сфере остается сложной. Так, например, по данным правоохранительных органов, Росфинмониторинга и Банка России, в

целом по стране только за восемь месяцев

2008 г. по основаниям, требующим повышенного внимания надзорных органов, банками было выдано наличными 2 трлн 45 млрд 528 млн руб. (всеми банками России без учета 50 крупнейших). Это на 17 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Денежная масса, прошедшая только через банки Москвы, сократилась на 22 %, а через кредитные организации других регионов увеличилась на 44 %. Аналогичная картина складывается и при сравнении с 2007 г. такого показателя, как объемы выдачи в среднедневном выражении. В целом по Российской Федерации они увеличились на 15 %, по банкам Москвы они сократились на 18 %, а по региональным банкам объемы увеличились на треть. Почти что 70 % денег в наличной форме выдано банками 10 регионов страны — это Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Хабаровский край, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ростовская, Тюменская, Челябинская области.

В январе—сентябре 2010 г. с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов было обналичено 7,695 трлн руб. (за аналогичный период в

2009 г. было обналичено 6,206 трлн руб.)5. При этом следует отметить, что объем средств по оплате товаров и услуг с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов в январе-сентябре 2010 г. составил 0,771 трлн руб., или примерно 9 % от общего объема денежных средств, полученных с использованием указанных платежных карт (за аналогичный период 2009 г. — 0,526 трлн руб., или около 8 % от общего объема денежных средств, полученных с использованием платежных карт). Примерно 68 % от общего объема обналиченных средств с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов приходится на 17 субъектов Российской Федерации, основными из которых являются6:

> Москва и Московская область — 2, 004

трлн руб., или 26 %;

> Санкт-Петербург — 0,518 трлн руб.,

или около 7 %;

> Тюменская область — 0,407 трлн руб.,

или 5,3 %.

Приведенная статистика свидетельствует о ежегодном увеличении объемов обналичиваемых средств, при этом одним из основных инструментов обналичивания в последние два года стали платеж-

со

О!

О

сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

CO

Ol

О СЧ

О

о о

IL С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

ü

5 I

н

о ф

со

ные карты эмитентов-резидентов и нерезидентов, которые только менее чем в 10 % случаев используются для оплаты товаров и услуг.

Анализируя имеющиеся сведения об объемах обналичивания в месячной динамике, следует отметить, что наибольшие значения приходятся на последние месяцы кварталов, то есть периоды подачи хозяйствующими субъектами расчетов по налогу на прибыль. Можно с высокой достоверностью полагать, что максимумы связаны с действиями юридических лиц по уменьшению облагаемой налогом на прибыль базы путем проведения фиктивных операций, лишь по документам увеличивающих затраты.

Результаты анализа экономического развития субъектов Российской Федерации с возрастающими объемами обналичивания показывают, что подавляющее большинство указанных субъектов Федерации относится к высокодотационным, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии легальных источников увеличивающихся сумм конвертируемых банками в наличность средств. Теневой рынок услуг по обналичиванию денежных средств не стоит на месте. Он постоянно развивается и совершенствуется. В целом можно отметить следующие особенности развития рассматриваемого рынка услуг.

Во второй половине нулевых годов закрепилась появившаяся в конце 2005 г. тенденция переноса организаторами схем деятельности по обналичиванию из Москвы в другие регионы. Для совершения сделок организаторами либо открываются филиалы московских банков на территории других субъектов Федерации, либо устанавливаются корреспондентские отношения с региональными банками и направляются в них потоки безналичных средств для последующей конвертации в наличность. Это было обусловлено, в частности, тем, что в результате проводимых МВД России совместно с Банком России мероприятий занятие этим «бизнесом» в Москве стало небезопасным.

В настоящее время основными получателями наличности в хранилищах Банка России стали крупнейшие кредитные организации страны, которые в дальнейшем через различные схемы перераспределяют полученные денежные средства между средними и мелкими банками. При этом установлено, что одним из ведущих банков на рынке наличных денеж-

ных средств является Сбербанк России: только в I квартале 2008 г. объемы операций по выдаче Сбербанком наличных денежных средств по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли на 33 %. В целом по группе крупнейших кредитных организаций рост составил 19 %, при этом более 13 % из указанного прироста было обеспечено Сбербанком России. В январе—сентябре 2010 г. рост объема обналиченных средств составил 24 % по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года7.

Не имеется оснований полагать, что проведение сделок, направленных на обналичивание, рассматривается руководителями крупнейших банков в качестве источника дохода этих банков. Однако не исключается небескорыстное соучастие в схемах управляющих лиц филиалов. Во многом это связано с тем, что банковские служащие понимают ограниченные возможности надзорного органа по применению к крупнейшим кредитным организациям серьезных санкций. На уровне головных организаций просто не обращается внимания на возрастание объемов потребляемой наличности дочерними банками.

В 2004 г. стало практиковаться обналичивание денежных средств посредством перевода через различные банки на счета физических лиц. Однако начиная с 2006 г. эта форма стала приобретать преобладающий характер, то есть наличные денежные средства в основном стали сниматься со счетов физических лиц, на которые деньги предварительно переводились по ничтожным основаниям или вообще без таковых. В качестве физических лиц, как правило, используются студенты либо граждане иностранных государств.

Использование студентов в таких схемах объясняется дешевизной оказываемых ими услуг по снятию наличности (обычно сумма вознаграждения не превышает нескольких сотен рублей), их компактным проживанием, достаточно высокой организацией, наличием в студенческой среде неформального лидера, способного привлечь для такой «деятельности» большое количество молодых людей.

С иностранными гражданами ситуация иная. Участие нерезидентов в процессах обналичивания обусловлено в первую очередь ограничениями законодательства стран пребывания в сфере обра-

щения наличных денежных средств. Если студенты задействованы в основном в рублевой обналичке, то нерезиденты — физические лица снимают крупные суммы в иностранной валюте.

Банком России продолжается линия на вывод с кредитного рынка банков, систематически участвующих в совершении сомнительных операций, связанных с обналичиванием. При этом лицензии стали отзываться и у банков, вошедших в систему страхования. Показательным примером является лишение в августе 2006 г. лицензии одного из коммерческих банков, имеющего форму собственности общества с ограниченной ответственностью (ООО), обналичившего за короткий период времени более 9 млрд руб. и неоднократно нарушавшего Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В этом же году были отозваны лицензии по этим же основаниям у других отдельных банков, также являвшихся участниками системы страхования.

С учетом информации, предоставленной МВД России в Банк России, о фактических обстоятельствах проведенных сделок по обналичиванию в 2008 г. у 41 кредитной организации были отозваны лицензии. Подразделениями МВД России был предотвращен вывод в незаконный оборот более 1,1 млрд руб. и приняты меры по обращению в доход государства более 300 млрд руб., находящихся на счетах фирм-однодневок, владельцы которых не были установлены. При этом следует отметить, что, по данным Банка России, были отозваны (аннулированы) лицензии на осуществление банковских операций8 по состоянию на 1 января 2009 г. у 1612 кредитных организаций, по состоянию на 1 января 2010 г. у 1659 кредитных организаций, а по состоянию на 1 января 2011 г. у 1687 кредитных организаций. То есть в

2009 г. у 47 кредитных организаций были отозваны лицензии, а в 2010 г. — только у 28 кредитных организаций. Снижение в

2010 г. по сравнению с предыдущими годами числа кредитных организаций, у которых были отозваны лицензии, может объясняться, в частности, либерализацией в последние два года финансового и налогового законодательства.

На основе анализа развития обстановки в кредитно-финансовой сфере

можно сделать следующие выводы:

1) в условиях происходящего мирового финансового кризиса и связанного с ним финансово-экономического кризиса в стране и в связи с усилением деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов в Москве и Московской области получили развитие и распространение тенденции переноса противоправной финансовой деятельности из Центра в другие субъекты Федерации. А также использования сложных схем проведения региональными банками операций по поставке на рынок наличности из крупнейших банков страны с задействованием реально существующих физических лиц. При этом следует отметить, что, как правило, пиковые значения объемов обналичиваемых средств отмечаются в последнем квартале финансового года, когда активизируется деятельность по освоению бюджетных средств на основе заключаемых преимущественно летом государственных контрактов;

2) в результате активизации работы правоохранительных и контрольно-надзорных органов в отношении банков, занимающихся схемными операциями, происходит расширение номенклатуры участников преступной деятельности в сфере финансов, в преступные схемы вовлекаются такие институты финансового посредничества, как страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. Происходят увеличение в источниках наличности доли средств от торговой деятельности, не учитываемой в бухгалтерских регистрах, для использования в преступных схемах; прекращение оформления в банках операции по выдаче наличных средств; увеличение доли расчетов между хозяйствующими субъектами среднего и малого бизнеса путем взаимозачетов либо с использованием наличных средств; возрастание до 25—30 % цен на ряд групп товаров народного потребления, завозимых контрабандным путем, а также с недостоверным декларированием.

п

О!

О СЧ

О О

о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

0 01 Z 14

15

• 16

ч—

о

CJ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

S

о

о

о

Q.

со

S

н

о

о

I

о

я

с

о

т

Ф

VO

>5

о

*

о

ф

У

S

2

о

I

о

*

о

S

S

2

ф

Ч

Я

*

<

*

S

I

н

о

ф

со

Литература и примечания

1. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец, 2006.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 / СЗ РФ. 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954; Российская газета. № 113. 18 июня 1996 г., № 114. 19 июня 1996 г., № 115. 20 июня 1996 г., №118. 25 июня 1996 г.

3. Федеральный закон от 2 февраля 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2011 г.) / СЗ РФ. 5 февраля 1996 г. № 6. Ст. 492.; Российская газета. № 27. 10 февраля 1996 г.

4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» / СЗ РФ. 15 июля 2002 г. № 28. Ст. 2790; Парламентская газета. № 131-132. 13 июля 2002 г.; Российская газета. № 127. 13 июля 2002 г.

5. По данным Банка России: количество и объем операций, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов в 2009 г. и январе-сентябре 2010 г., в территориальном разрезе / сайт www.cbr.ru.

6. Там же.

7. По данным Банка России / сайт www.cbr.ru.

8. По данным Банка России: информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций (п. 13, п. 14) в 2009, 2010, 2011 гг. (информация подготовлена в том числе на основании сведений, поступивших из уполномоченного регистрирующего органа на отчетную дату) / сайт www.cbr.ru.

9. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец, 2006.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ / СЗ РФ. 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954; Российская газета. № 113. 18 июня 1996 г., № 114. 19 июня 1996 г., № 115. 20 июня 1996 г., № 118. 25 июня 1996 г.

11. Федеральный закон от 2 февраля 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2011 г.) / СЗ РФ. 5 февраля 1996 г. № 6. Ст. 492.; Российская газета. № 27. 10 февраля 1996 г.

12. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» / СЗ РФ. 15 июля 2002 г. № 28. Ст. 2790; Парламентская газета. № 131-132. 13 июля 2002 г.; Российская газета. № 127. 13 июля 2002 г.

13. По данным Банка России: количество и объем операций, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов в 2009 г. и январе-сентябре 2010 г., в территориальном разрезе / сайт www.cbr.ru. Там же.

По данным Банка России / сайт www.cbr.ru.

По данным Банка России: информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций (п. 13, п. 14) в 2009, 2010, 2011 гг. (информация подготовлена в том числе на основании сведений, поступивших из уполномоченного регистрирующего органа на отчетную дату) / сайт www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.