Общество: философия, история, культура. 2022. № 9. С. 116-120. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 9. P. 116-120.
Научная статья
УДК 94(470.57)"1953/1956"
https://doi.org/10.24158/fik.2022.9.19
Теневые финансовые операции партструктур Башкирской АССР «второго эшелона»
в эпоху Н.С. Хрущева
Рустэм Асхатович Хазиев1, Родион Рафаэлевич Вагапов2
12Институт истории и государственного управления Башкирского государственного университета, Уфа, Россия
1Khazievra@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8754-7791 2Vagapov.rodion@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2573-605X
Аннотация. В статье на основе анализа впервые вводимых в оборот архивных источников исследуется феномен постепенного отказа от сталинской политической экономии затягивания поясов, проявившейся среди партапаратчиков «второго эшелона» (райкомы и горкомы) в виде негласного материального самообеспечения за счет партийного бюджета. Актуализируется, что монетизация партбюрократами БАССР «второго эшелона» своих должностей в эпоху хрущевской либерализации явилась проявлением региональной специфики формирования, преимущественно, не иерархических, а личных отношений между партийцами среднего управленческого звена и партруководителями областного комитета партии. Определяется, что запутанный и низкого уровня бухгалтерский учет партийных средств предопределял использование теневых схем именно среди региональных партийцев «второго эшелона», так как мошенничество на высоком партийном уровне, как правило, оперативно выявлялось и поэтому было редким явлением в 1953-1964 гг.
Ключевые слова: хрущевская оттепель, теневая экономика, партийная номенклатура, Башкирская АССР, региональная власть, партийный бюджет, финансово-хозяйственная деятельность
Для цитирования: Хазиев Р.А., Вагапов Р.Р. Теневые финансовые операции партструктур Башкирской АССР «второго эшелона» в эпоху Н.С. Хрущева // Общество: философия, история, культура. 2022. № 9. С. 116-120. https://doi.org/10.24158/fik.2022.9.19.
Original article
Shady Financial Transactions of Bashkir ASSR Local Party Bodies in the Era of N.S. Khrushchev
Rustem A. Khaziev1, Rodion R. Vagapov2
^Institute of History and Public Administration, Bashkir State University, Ufa, Russia 1Khazievra@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8754-7791 2Vagapov.rodion@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2573-605X
Abstract. The article explores the phenomenon of gradual abandonment of Stalin's political economy of belt-tightening, which manifested itself among local party members (district committees and city committees) in the form of tacit material self-sufficiency at the expense of the party budget on the basis of analysis of archival sources, introduced into scientific circulation for the first time. It is substantiated that the BASSR local party bureaucrats' monetization of their positions in the era of Khrushchev's liberalization was a manifestation of regional specificity of forming mainly personal, and not hierarchical relations between middle-level party officials and party leaders of the regional party committee. It is determined that the confusing and low-level accounting of party funds predetermined the use of shady schemes among the local party members, since fraud at a high party level, as a rule, was usually detected promptly and, therefore, was a rare phenomenon in 1953-1964.
Keywords: Khrushchev Thaw, shadow economy, party nomenclature, Bashkir ASSR, regional authorities, party budget, financial and economic activity
For citation: Khaziev, R.A. & Vagapov, R.R. (2022) Shady Financial Transactions of Bashkir ASSR Local Party Bodies in the Era of N.S. Khrushchev. Society: Philosophy, History, Culture. (9), 116-120. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.9.19 (In Russian).
Утверждение во власти Н.С. Хрущева, после смерти Сталина, стало мощным сигналом партийной бюрократии о том, что случилась не просто смена лидера, а наступает время властвования моноорганизационной партократии, избавившейся от режима личной диктатуры. Произошедшее институционное изменение привело к складыванию как в Центре, так и на местах
© Хазиев Р.А., Вагапов Р.Р., 2022
нового типа отношений между партэлитой и подчиненными «второго эшелона», или среднего звена. В партийной организации БАССР, обладавшей с приходом к власти Н.С. Хрущева относительной автономией (Пихоя, 2000: 175), между аппаратчиками Обкома КПСС и партруководите-лями районно-городского уровня установились в большей степени личные отношения, чем партийно-иерархические.
Данная региональная специфика была обусловлена тем, что достаточно частая ротация среди «обкомовской верхушки» вынуждала ее ради эффективной реализации генеральной линии ЦК КПСС опираться на партактив райкомов и горкомов БАССР. Де-факто в республике стала функционировать система «рука руку моет», что и стало отправной точкой «проворачивания» партбонзами на местах различного рода теневых операций. На них в обкоме партии, порой, закрывали глаза или бурно публично реагировали, но без крайних оргвыводов, в обмен на поддержку снизу «обкомовских товарищей».
Демонтирование сталинизма запустило парадоксальный процесс, когда сакральное понятие «настоящие коммунисты» стало звучать как оксюморон. Отдельные партруководители «второго эшелона» начали негласно торпедировать базовые партийные установки, основанные на эгалитаризме и недопустимости наличия личного богатства. Существование партийного контроля предопределило реализацию стратегии скрытого получения индивидуальной выгоды. Она принимала в БАССР разнообразные формы тайного присвоения партийных денег.
Для коммунистов БАССР 1954 г. стал рубежным, когда нахождение на партийной должности перестало быть, прежде всего, символом идеологической принадлежности к КПСС. Смена вех свидетельствовала о том, что попадание в номенклатуру «второго эшелона» позволяло получить неучтенные экономические дивиденды. В начале 1954 г. секретариат Башобкома КПСС, обладая развернутой информацией «Об исполнении партийного бюджета за 1953 год», впервые выявил тревожную тенденцию роста финансовых проступков. Они лукаво назывались «недостаточный учет денежных средств», поступавших по статье партвзносы. Данный факт, говорил о том, что члены отдельных партийных структур осознали ценность своих должностей и монетизи-ровали их в нечто большее, чем неукоснительное исполнение партийно-финансовой дисциплины. Опытные партаппаратчики Башобкома КПСС, умело манипулируя в отчетной документации цифрами, искусно затушевали негативные преценденты. Итоговые показатели призваны были убедительно доказать Центру эффективность работы Башобкома, когда партийный бюджет за 1953 г. по доходной части был выполнен на 98,9 %, а по расходной на 94,1 %1.
Вялую реакцию Башобкома на явные финансовые нарушения низовых партчиновников можно объяснить не только прагматическим расчетом: «вынесешь сор из избы» - не избежать критики ЦК или даже попадания в черный список на «Старой площади». Более выгодным было заполучить в зависимость тех же новобранцев хрущевского набора, которые несмотря на ловкачество, оправдательно списываемое на неопытность, всячески доказывали личную преданность республиканским партбоссам, активно реализуя их линию. Наличие компромата о растратах в ряде парторганизаций Баймакского, Бирского, Калтасинского, Бураевского, Янаульского, Туйма-зинского, Давлекановского, Калининского, Мелеузовского, Гафурийского, Белебеевского, Буздяк-ского и Кандринского райкомов КПСС2 позволяло манипулировать «оступившимися товарищами». Они, прекрасно понимая, что их карьера зависит от благосклонности к ним начальствующих партийцев Башобкома, составляли костяк их людей на местах.
В районах утаивание партийных денег происходило преимущественно по одной схеме: поступившие членские взносы месяцами не актировались, что позволяло их использовать на личные нужды. В случае возникновения критической ситуации, когда необходимо было срочно отчитаться «по деньгам», оперативно составлялись ведомости. Главное было подать «отчетную бумагу» и сдать хоть какие-то деньги в кассу, а то, что «допускались серьезные нарушения инструкции ЦК КПСС»3 спускалось фактически на тормозах. В ход шла ювелирно отработанная бюрократическая практика очковтирательского реагирования.
Прежде всего, ответственность за выявленные просчеты по учету собранных партвзносов возлагалась на коллективный орган - городские и районные ревизионные комиссии, что позволяло избежать персональной ответственности. Формулировки секретариата Башобкома носили обтекаемый характер и сводились к формальной констатации, что «контроль за исполнением партийного бюджета и состоянием дела приема членских партийных взносов осуществляется слабо, не проводятся ревизии в установленный срок»4.
1 Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 122. Оп. 32. Д. 1356. Л. 9
2 НА РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 1356. Л. 10.
3 Там же.
4 Там же. Л. 13
Высказанная оценка изначально не предполагала каких-либо кардинальных действий по пресечению финансовых манипуляций, позволявших пользоваться неучтенными наличными деньгами. Во многом это было вызвано тем, что партвзносы не были приоритетной статьей формирования доходной части бюджета КПСС. Партвзносы являлись проявлением лояльности, когда член партии лично должен был сдать деньги лицу, ответственному за их прием. У рядовых членов партии, которых было многомиллионное большинство, ежемесячные взносы были символическими.
Безусловно, партчиновники аппарата Башобкома КПСС подстраховывались, принимая стандартные решения, адресованные секретарям райкомов партии (Альшеевского, Аургазин-ского, Баймакского, Балтачевского, Давлекановского, Мишкинского, Янаульского и др.) с требованиями об усилении контроля, наведения порядка с отчетностью по партвзносам в первичных партийных организациях, недопущения условий, способствовавших нарушению финансовой дисциплины и т.д.1
Руководители райкомов, горкомов, крупных парторганизаций имели финансовый бюджет на календарный год. Они были обязаны при исполнении финбюджета руководствоваться строгим правилом целевого исполнения расходных статей. В период хрущевской оттепели у отдельных руководителей, объективно лишившихся страха попасть под молох репрессий в случае какой-либо провинности, стал проявляться синдром «местных божков». Партруководители среднего звена начали самолично переиначивать или даже кроить под себя статьи партбюджета.
Бухгалтерское мошенничество получило распространение в Альметьевском, Аургазин-ском, Баймакском, Балтачевский, Бирском, Буздякском, Гафурийском, Гафурийском, Давлека-новском, Кандринском, Матраевском, Мишкинском, Покровском, Покровском, Туймазинском и др. райкомах партии, а также в отдельных горкомах партии республики. Как правило, проворачивались многоходовые комбинации, которые трудно было распутать и тем более доказать, что действия совершались с корыстным умыслом. В случае внеплановых ревизий, которые чаще всего производились по анонимкам недоброжелателей или текущей проверки, когда не успевали или не хватало навыка спрятать концы в воду, выдвигался железный аргумент: да, совершен технический просчет, исправимся, но деньги потратили на партийные нужды, а не личные надобности.
В Буздякском райкоме БАССР взятые из парткассы наличные деньги закрывались балансовым отчетом о приобретении на 6 416 руб. хозяйственного инвентаря, отсутствие которого вполне жизненно могло быть объяснено его поломкой и несвоевременным составлением акта о списании. По такой же схеме - «приобретения инвентаря» на 17 919 руб. 75 коп. действовали в Баймакском райкоме партии. Однако не учли, что покупку лошади за 16 475 руб. для конного выезда ответ работников райкома невозможно спрятать в статье расходов, выделенных на капитальный ремонт здания райкома партии. В Калининском райкоме партии г. Уфы также покупали инвентарь за счет средств, «отпущенных на капитальный ремонт», который будь он выполнен, легко можно было бы проверить2.
Получило распространение и такое явление, как нецелевое использование средства партбюджета для улучшения условий работы руководителей райкомов. Секретари Альметьев-ского, Баймакского, Давлекановского, Покровского районных комитетов партии, Кумертауского горкома партии и двух райкомов партии столицы БАССР - Уфы (Ждановский и Калининский) незаконно назначили особую надбавку персональным водителям. Негласно стал формироваться ближний круг, или штат прислуги руководителей партийной организации районного и городского масштаба, содержащейся за партийный счет. В Кумертауском горкоме партии приближенные первого секретаря получали твердую надбавку из фонда, отпущенного на командировочные расходы. Сотрудники горкома из числа избранных в первую очередь обеспечивались и установкой служебных телефонов, которая производилась внепланово и вопреки утвержденной смете бюджета3.
Выгодной для белой отчетности была статья расходов, предназначенная для организации питания делегатов партконференции. Однако потраченные райкомами и горкомами партии на обеды и ужины суммы, которые для участников форумов перебрасывали с других статей бюджета, явно были многократно завышены. Тем не менее невозможно было доказать, что выделенные деньги «не проели»4.
Негласно в структуре парторганизаций второго эшелона «хлебной» считалась должность счетовода-кассира. Небольшой оклад технического исполнителя, совершенно не обладавшего какими-либо властными полномочиями, компенсировался работой с неучтенными суммами. Некоторая часть из «левых» денег, в обмен за молчание, перепадала счетоводам-кассирам. Так, счето-
1 НА РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 1356. Л. 13
2 Там же. Л. 11
3 Там же. Л. 12
4 Там же.
вод-кассир Калтасинского райкома КПСС так сумела поставить дело, что фактически стала хозяйкой райкомовских денег. Счетовод-кассир, пользуясь ситуацией громоздкого, трудоемкого и запутанного в то время бухгалтерского учета, зачисляла по статье «приход» только часть поступающей наличности. Те суммы, что не были отражены в бухгалтерских проводках, составляли «черную кассу» райкома. Негласно сложилось правило, что определенная сумма неучтенных денег причиталась счетоводу-кассиру, другая наличность «выдавалась из кассы по частным распискам»1.
Практически нулевым был шанс оказаться счетоводу-кассиру на скамье подсудимых. В отличие от коммунистов органов государственной власти и коммунистов-хозяйственников, которых иногда зло высмеивали на страницах сатирических изданий (Клинова, Трофимов, 2020: 131-146), «проступки» партработников райкомов, горкомов, обкомах и не говоря уже о ЦК КПСС, старались решить в несудебном порядке. Поэтому всего лишь испугом отделались счетоводы-кассиры в Бирском, Гафурийском, Туймазинском, Матраевском и ряде других райкомов партии, допустившие растраты партийных денег2.
Оргвыводы были, конечно, сделаны, но по форме напоминали дежурные наставления, кардинально не меняющие ситуацию. Секретарям горкомов и райкомов КПСС в очередной раз поставили на вид, что расходование средств должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденной сметой3. Более страшным наказанием, соотносимым с получением волчьего билета, было выпадение из номенклатурной обоймы или лишение в партструктуре вспомогательных должностей. Даже низовые должности давали очевидные материально-социальные преимущества в условиях хронического дефицита товаров и услуг.
Сенсационно-разоблачительное выступление с секретным докладом в 1956 г. на XX съезде КПСС лидера партии Н.С. Хрущева, предавшего анафеме культ личности и диктатуру Сталина, мощно просигнализировало партбюрократии о наступлении для нее явно выгодной эпохи - широкого делегирования полномочий сверху вниз. Начало десталинизации, когда страна пошла по пути частичной либерализации политической, общественной и культурной жизни, ослабления цензуры, реабилитации и освобождения узников ГУЛАГа, стало и поворотным моментом негласной солидаризации партноменклатуры второго эшелона. Она начала еще больше извлекать материальной выгоды, пользуясь возможностями, которые давала занимаемая партийная должность. Партаппаратчики быстро осознали, что МВД и КГБ были жестко подчинены партии, но главное - исчезла угроза быть репрессированными и в итоге лишиться жизни.
В Ермекеевском райкоме КПСС стали реализовываться бухгалтерские схемы, которыми обычно пользовались порицаемые в обществе «торгаши». В бухгалтерской документации выве-ренно делались проводки о израсходовании средств, которые подтверждались соответствующими документами торговых организаций. Подлог и соответственно присвоение денег обнаружились случайно. У ревизоров не вызвала никаких подозрений предоставленная документация об уплате значительной суммы денег хозяйственному магазину райпотребсоюза за стройматериалы. Деньги, в соответствии с одобренным на год бюджетом, предназначались для ремонта. Проверяющие обратили внимание, что по документам был «полный порядок», но капитального ремонта помещений райкома КПСС произведено не было и стройматериалов нет в наличии. В итоге в райкоме признались в существовании фактически тайного бюджета, когда деньги не транжирились, а ответственный сотрудник райкома помещал их на своей счет в сберегательной кассе4.
Практически невозможно было уличить в присвоении денег, выделенных по смете «за эксплуатацию гужтранспорта». Не предусматривалось по этой статье расходов оправдательных документов строгой фискальной отчетности. В Краснокамском райкоме допустили просчет, когда счетовод-кассир однократно положила на свой счет в сберегательной кассе сумму, которую она явно не могла иметь. Достаточно было сигнала по инстанции и выяснилось, что это не личные средства райкомовского счетовод-кассира, а принадлежащие райкому. Подобного рода финансовые манипуляции были обнаружены по жалобам или непреднамеренно выявлены в Зилаир-ском и Калтасинском райкомах КПСС5.
В Башкирском обкоме КПСС зафиксированные случаи оценивались исключительно как финансовые ЧП, а не правонарушения системного характера. С целью затушевывания неприглядной картины экстренно задействовали десятилетиями отработанный сценарий оперативного партийного реагирования. В конце июля 1956 г. на бюро Башкирского обкома КПСС рассматривался вопрос «О некоторых фактах нарушения сметно-финансовой дисциплины в райкомах КПСС».
1 НА РБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 105. Л. 14
2 Там же. Оп. 32. Д. 1356. Л. 12
3 Там же. Л. 14; Там же. Д. 1803. Л. 13об.
4 Там же. Оп. 33. Д. 105. Л. 13
5 Там же.
Результативная часть совещания состояла из трех, в принципе, традиционных частей. В первой части были определены причины «отдельных» проступков. Они осознано относились к категории нетипичных, вызванных субъективными обстоятельствами, - «ослабленным контролем за финансово-хозяйственной деятельностью со стороны секретарей отдельных райкомов». Также подчеркивался не масштабный, а именно локальный характер «грубых нарушений финансовой дисциплины, а в отдельных случаях и растраты партийных средств на местах»1. Во второй части резолюции определялся перечень превентивных мероприятий. По содержанию предлагаемые профилактические меры были не более чем формализированные инструкции-наставления, призванные не допустить любого рода негативные финансовые проступки: личный инструктаж секретарей райкомов КПСС работников, выполняющих обязанности счетоводов-кассиров; предоставление права подписи всех финансовых документов только секретарям райкомов и заведующим общего отдела.
Третья часть, по сложившемуся в партии неписанному закону, была посвящена оргвыводам. Из партии никого не исключили, поэтому органам правосудия товарищей-партийцев не отдали. Показательный выговор по совокупности нарушений, но с сохранением должности, получили три секретаря сельских райкомов КПСС, была освобождена от должности, но с правом работы на другой должности, счетовод-кассир Калтасинского райкома КПСС2.
КПСС, в силу государственного субсидирования, практически не испытывала недостатка в денежных средствах, поэтому потенциально существовали риски обогащения партийного аппарата за счет «левых оптимизаций» огромного бюджета партии. В Башкирской АССР партократы «второго эшелона» эпохи Н.С. Хрущева отчетливо демонстрировали рационализм периода либерализации - преданное исполнение служебных партийных обязанностей, но не на принципах сталинского стоицизма, а на основе получения должной материальной отдачи для лучшей жизни при социализме.
Список источников:
Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000. 684 c.
Клинова М.А., Трофимов А.В. Советский руководитель: реконструкция образа по материалам журнала «Крокодил» (1953-1964 гг.) // Вестник Пермского университета. История. 2020. № 2 (49). С. 131-146. https://doi.org/10.17072/2219-3111-2020-2-131-137
References:
Klinova, M.A. & Trofimov, A.V. (2020) Soviet Leader: Reconstruction of the Image According to the Journal "Crocodile" (1953-1964). Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. 48(2), pp.131-137. Available from: doi:10.17072/2219-3111-2020-2-131-137 (in Russian).
Pikhoya, R.G. (2000) The Soviet Union: The History of Power. 1945-1991. Novosibirsk, 684 p. (In Russian).
Информация об авторах
Р.А. Хазиев - профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета, Уфа, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=463764.
Р.Р. Вагапов - ассистент кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета, Уфа, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=937262.
Information about the authors
R.A. Khaziev - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Historiography and Source Studies, Institute of History and Public Administration, Bashkir State University, Ufa, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=463764.
R.R. Vagapov - Assistant Professor, Department of Russian History, Historiography and Source Studies, Institute of History and Public Administration, Bashkir State University, Ufa, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=937262.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.09.2022.
1 НА РБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 105. Л. 12
2 Там же. Л. 14-15