Научная статья на тему 'Теневая международная торговля: макроэкономические последствия и пути противодействия'

Теневая международная торговля: макроэкономические последствия и пути противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / НАЛОГОВАЯ МИНИМИЗАЦИЯ / ОФШОРЫ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ГЛОБАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / "SHADOW" INTERNATIONAL TRADE / TRANSNATIONAL COMPANIES / TAX MINIMIZATION / OFFSHORE / EXPORT / IMPORT / GLOBAL STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Елена Алексеевна, Серебрянский Дмитрий Николаевич

В статье анализируются аспекты теневой международной торговли. Предлагается авторское видение причин использования теневых схем в международной торговле для стран с развивающейся экономикой. Систематизированы и классифицированы основные макроэкономические последствия реализации теневых схем в международной торговле с точки зрения формы реализации теневых схем и секторов влияния. С учетом негативных последствий теневой международной торговли систематизированы мировые тренды в борьбе с минимизацией налогообложения в теневой международной торговле. Предлагается максимально адаптировать и апробировать такой мировой опыт в практике налогообложения России и Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермакова Елена Алексеевна, Серебрянский Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW INTERNATIONAL TRADE: MACROECONOMIC IMPLICATIONS AND SOLUTIONS

The paper analyzes various aspects of “shadow” international trade. The authors present an original view on the reasons for using “shadow schemes” in international trade in countries with developing economies, and systematize and classify the main macroeconomic implications of using “shadow” schemes in international trade in terms of forms of implementation of shadow schemes and sectors of influence. Taking into account the negative effects of the “shadow” international trade the paper gives an overview of the global trends in the fight against tax minimization in the “shadow” international trade. It is suggested to adapt and test the current global experience in the taxation practice of Russia and Ukraine.

Текст научной работы на тему «Теневая международная торговля: макроэкономические последствия и пути противодействия»

ъар eael3@mail.ru Елена Алексеевна Ермакова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

sdmurk@gmail.ru Дмитрий Николаевич Серебрянский,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, директор НИИ финансового права, Национальный университет

УДК 339.1/.5 государственной налоговой службы Украины

ТЕНЕВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В статье анализируются аспекты теневой международной торговли. Предлагается авторское видение причин использования теневых схем в международной торговле для стран с развивающейся экономикой. Систематизированы и классифицированы основные макроэкономические последствия реализации теневых схем в международной торговле с точки зрения формы реализации теневых схем и секторов влияния. С учетом негативных последствий теневой международной торговли систематизированы мировые тренды в борьбе с минимизацией налогообложения в теневой международной торговле. Предлагается максимально адаптировать и апробировать такой мировой опыт в практике налогообложения России и Украины.

Ключевые слова: теневая международная торговля, транснациональные компании, налоговая минимизация, офшоры, экспорт, импорт, глобальный стандарт.

Ye.A. Yermakova, D.N. Serebryanskiy

SHADOW INTERNATIONAL TRADE: MACROECONOMIC IMPLICATIONS AND SOLUTIONS

The paper analyzes various aspects of "shadow" international trade. The authors present an original view on the reasons for using "shadow schemes" in international trade in countries with developing economies, and systematize and classify the main macroeconomic implications of using "shadow" schemes in international trade in terms of forms of implementation of shadow schemes and sectors of influence. Taking into account the negative effects of the "shadow" international trade the paper gives an overview of the global trends in the fight against tax minimization in the "shadow" international trade. It is suggested to adapt and test the current global experience in the taxation practice of Russia and Ukraine.

Keywords: "shadow" international trade, transnational companies, tax minimization, offshore, export, import, global standard.

Международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран и является мощным фактором экономического роста. Эта сфера является привлекательной для использования схем минимизации налогов, поскольку по своей природе международная торговля является уязвимой и подвергается рискам, которые предоставляют возможность уклоняться от налогообложения с относительно низкой вероятностью его обнаружения. Такие риски включают львиную долю общего объема международной торговли, поскольку обмен таможенной информацией между странами или сильно затруднен и растянут во времени, или вообще отсутствует; существуют сложности, связанные с обменом иностранной валюты, необходимой для международной торговли; ограничены ресурсы фискальных органов для выявления незаконных торговых операций и т.д.

Макроэкономические последствия реализации теневых схем в международной торговле

Предыдущие наши научные исследования [1; 4] показали, что одним из основных каналов формирования незаконных финансовых потоков, которые проявляются в неофициальном притоке/оттоке капитала и уклонении от налогообложения, есть именно теневая внешняя торговля. Возрастающая либерализация внешнеторговых режимов, функционирование мировой экономики в условиях торговых интеграционных объединений (ВТО, зона свободной торговли с ЕС, Таможенный союз и т.д.) создают широкие возможности для манипулирования стоимостью товаров (услуг) при осуществлении экспортно-импортных операций. Данные схемы оказывают суще-

ственное негативное влияние как на экономику страны, так и на ее имидж. Во-первых, манипулирование таможенной стоимостью товаров, как правило, направлено на минимизацию налоговых обязательств или, более того, уклонение от налогообложения. Краткосрочным эффектом этого процесса является сокращение поступлений в государственный бюджет. Во-вторых, неофициальный импорт, попадающий в Украину или Россию без уплаты соответствующих налогов на таможенной границе, представляет серьезную угрозу для отечественной промышленности, которую довольно трудно назвать высокоразвитой. Однако манипулирование стоимостью экспорта приводит к обострению проблем с возмещением НДС (в случае завышения стоимости экспорта) или утечке доходов отечественных компаний за границу и оседанию убытков их деятельности в Украине (в случае реализации экспортных товаров по себестоимости).

Как показал анализ [5], наиболее губительными для экономики страны являются схемы по занижению стоимости экспорта и завышению стоимости импорта. Использование схем по занижению стоимости экспорта создает ряд деструктивных макроэкономических эффектов, а именно: 1) уменьшение поступлений по налогу на прибыль и заработную плату; 2) создание дополнительного давления на выполнение государственного бюджета, в том числе через прямое бюджетное финансирование формально убыточных предприятий; 3) уменьшение прозрачности государственного бюджета, особенно в странах, богатых на природные ресурсы; 4) активное давление на систему государственных финансов со стороны пенсионной системы и системы социального обеспечения населения, неофициальная занятость, высокий уровень официальной безработицы; 5) уменьшение поступления официальной валютной выручки; 6) увеличение дефицита платежного баланса, негативное влияние на золотовалютные резервы центрального банка; 7) вывод капиталов из страны; 8) дополнительное давление на валютный курс; 9) создание неконтролируемых «расчетных касс» по обслуживанию фиктивных финансовых и товарных потоков; 10) уменьшение реальной доходности национальных производителей; 11) создание дополнительных схем по выплате неофициальной заработной платы; 12) углубление коррупционных схем;

13) активная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов с их последующим вывозом за границу;

14) получение неофициальной заработной платы.

Реализация схем по завышению стоимости импорта создает: 1) схемы по минимизации уплаты налога на прибыль; 2) схемы по уменьшению налоговых обязательств по НДС, сформированному на внутреннем рынке; 3) влияние на формирование разновекторных приоритетов таможенной и налоговой политики страны; 4) механизм предоставления отдельным предприятиям статуса формально убыточных, с последующими претензиями на поддержку со стороны государственного сектора; 5) возможность вывоза капиталов из страны; 6) увеличение дефицита платежного баланса, давление на обменный курс национальной валюты; 8) уменьшение реальной доходности бизнеса и формирование дополнительных аргументов для получения государственной поддержки; 9) дополнительное давление на ценовую политику;

10) предпосылки к монополизации товарных рынков;

11) ценовые индикативные барьеры в форме завышенной цены для импортеров; 12) повышение спроса на ино-

странную валюту со стороны предприятий; 13) приобретение товаров по завышенным ценам; 14) повышение спроса на иностранную валюту со стороны населения.

Использование схем по занижению стоимости импорта создает ряд деструктивных макроэкономических эффектов. Основным негативным моментом реализации данных схем является создание неконкурентных условий для отечественных товаров, поскольку у импортеров возникает дополнительный резерв снижения цены на сумму экономии от уплаты пошлины и НДС при ввозе товаров. Из этого вытекает и другая, не менее важная проблема - уменьшение бюджетных поступлений, что еще больше обостряет проблему сбалансированности системы государственных финансов. Схемы с завышением таможенной стоимости товаров вызывают, возможно, еще большие проблем в экономике, чем занижение таможенной стоимости. Прежде всего, посредством таких схем вывозится капитал из страны. Кроме того, завышается материальная составляющая стоимости продукции, что, в свою очередь, увеличивает налоговый кредит по НДС и уменьшает реальную доходность бизнеса и, следовательно, сумму уплаченного налога на прибыль. Завышенные цены включаются в индикативные цены, что усложняет ввоз аналогичных товаров по реальной рыночной цене. Данная ситуация способствует искусственной монополизации отдельных сегментов экономики.

Основными причинами использования теневых схем в международной торговле, особенно в странах с развивающейся экономикой, являются:

1) желание бизнеса получать сверхприбыли;

2) высокая налоговая нагрузка на прибыль предприятий и на импортируемые в страну товары;

3) необходимость экспорта капитала из страны в связи с политической нестабильностью и отсутствием налоговых льгот на реинвестированную прибыль;

4) жесткость валютного законодательства;

5) обложение налогом на прибыль курсовых разниц, особенно в условиях значительных валютных рисков;

6) забюрократизированный и фискально-ориентированный механизм возмещения НДС;

7) нарушение права собственности и коррумпированность судебной системы;

8) чрезмерные политические риски для отдельных компаний.

Существуют апробированные методы борьбы с теневыми схемами. Исходя из этого, проведем анализ мировой практики борьбы с минимизацией налогообложения в схемах международной торговли.

Мировые тренды в борьбе с минимизацией налогообложения в схемах международной торговли

ЕС намерен сделать борьбу с уклонением от уплаты налогов в международной торговле одним из своих главных приоритетов. В России в 2013 г. объем сомнительных финансовых операций достиг 1,5 трлн руб., в 1,5 раза превысив прошлогодний показатель. Уклонение от уплаты налогов является в значительной степени трансграничной проблемой, следовательно, нужны и решения масштабного значения [2]. Поэтому в этом вопросе должны быть задействованы все страны - члены ЕС, так как самостоятельная борьба неэффективна.

В мире используются следующие налоговые составляющие противодействия минимизации налогов через международную торговлю:

- трансфертное ценообразование;

- обязательное декларирование доходов;

- автоматический обмен информацией;

- антиофшорные мероприятия;

- налогообложение контролируемых иностранных компаний.

Рассмотрим каждую из приведенных налоговых составляющих более подробно.

Законодательство о государственном регулировании трансфертного ценообразования существует во всех странах ОЭСР, в состав которой входит 34 государства [3]. К странам с самыми жесткими правилами трансфертного ценообразования относятся Индия и Китай, которые демонстрируют устойчивые тенденции экономического роста (средний ежегодный прирост ВВП за последние 10 лет - более 10% и 7% соответственно), увеличение объемов внешней торговли, темпов накопления капитала. Это подтверждает то, что существование правил трансфертного ценообразования не тормозит развитие стран и не является препятствием для их внешнеторговых отношений.

Ярким примером обязательного декларирования доходов являются такие страны, как Австрия, Венгрия, Чехия, Великобритания и Франция.

В Австрии более десяти лет действует режим самостоятельного начисления налогов: все налогоплательщики сами отмечают в декларации источники доходов, сообщают налоговой службе о сотрудничестве с зарубежными фирмами, исчисляют налоговые платежи и платят налоги в казну. В Венгрии также существует ежегодный самостоятельный расчет налогов, хотя там от декларирования освобождают тех, у кого не было доходов или налог был уплачен налоговым агентом (работодателем). В Чехии от подачи декларации освободили физических лиц с доходом, превышающим четыре средние зарплаты в месяц (около 5 тыс. долл.), но это временно: уже к 2015 г. обяжут декларировать доходы всех налогоплательщиков без исключения. Налоговая отчетность англичан проверяется через специальную базу данных Connect, с помощью которой налоговая служба сопоставляет информацию о людях в социальных сетях или рекламных объявлениях. Во Франции налоговые центры имеют доступ к банковским базам данных: к ним поступает сигнал о каждом открытии счета или перечислении крупных денежных средств. Кроме того, налоговики пользуются отдельными базами по земельному налогообложению и налогам на жилье, а также сведениями о проведении экспортно-импортных операций и т.д.

Идея введения автоматического обмена информацией также призвана противодействовать минимизации налогов. На сегодняшний день министр финансов Германии Вольфганг Шойбле и его коллеги из Франции, Испании, Италии, Великобритании и Польши требуют введения во всех странах ЕС автоматического обмена информацией о банковских данных. Главы финансовых ведомств шести стран ЕС сослались на американский закон FATCA, предусматривающий автоматическую передачу банковских данных налоговым органам США. Они призвали другие государства Евросоюза присоединиться к их инициативе. Австрия - единственная страна

ЕС, которая возражает против раскрытия банковской тайны и пока уклоняется от автоматического обмена банковскими данными, предпочитая самостоятельно взимать налоги с вкладчиков и передавать их другим странам Евросоюза.

Что касается стран, которые известны своими результативными антиофшорными мерами, в частности США, Германия, Австралия, Бельгия, то они самостоятельно устанавливают в своих нормативных актах критерии «налоговых гаваней» и применяют к трансакциям дополнительные требования и ограничения или вообще устанавливают общие правила для всех нерезидентов. Например, налоговые органы Австралии самостоятельно анализируют эффективность обмена налоговой информацией со странами-партнерами и определяют перечень так называемых секретных юрисдикций, к которым на данный момент относятся Кипр, Гонконг, Люксембург, Панама и Сейшельские острова. Бельгия определяет специальные правила налогообложения для операций с нерезидентами, расположенными на экономических территориях с уровнем налога на прибыль меньше 10%. Россия в своем налоговом законодательстве применяет ограничения для трансакций со странами, которые предоставляют льготный режим налогообложения и/или не предусматривают раскрытие и предоставление информации о проведении финансовых операций. Российская Федеральная служба по финансовому мониторингу разработала план по повышению прозрачности деятельности компаний и предотвращению уклонения от уплаты налогов, в том числе с использованием офшоров. В ближайшее время правительство РФ должно одобрить ряд документов, которые, в частности, повысят требования к налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость. Ужесточатся требования «по пригодности и честности» к работникам финорганизаций, а также будут приняты новые правила формирования и ведения публичного реестра физических лиц, лишенных права учреждать и возглавлять юридические лица за совершение экономических правонарушений. Среди других мер - принятие документа, усиливающего федеральный государственный контроль в сфере противодействия легализации доходов, нажитых преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, правительство РФ совершенствует механизмы замораживания имущества лиц, причастных к терроризму. Усовершенствуют российские власти и механизмы по выявлению конечных бенефициаров. В 2014 г. Россия также проведет национальную оценку рисков, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения.

Эффективным инструментом противодействия минимизации налогообложения с использованием техники международного структурирования бизнес-процессов является налогообложение контролируемых иностранных компаний (далее - КИК). Суть режима КИК состоит в зачислении доходов иностранных компаний, которые контролируются физическими или юридическими лицами-резидентами, в доход этих резидентов для целей налогообложения. Это приводит к потере экономического смысла в использовании компаний, зарегистрированных в «налоговых гаванях» для минимизации налогообложения и аккумуляции доходов. Регулирование КИК делает невыгодным для резидентов страны декомпози-

цию бизнес-процессов, их размещение в других странах и искусственное перераспределение доходов между странами. Это позволяет минимизировать налоговую нагрузку и уменьшить скрытый отток капитала из стран, в которых непосредственно осуществляются производственные бизнес-процессы, в страны с низконалоговыми режимами.

Правила регулирования и налогообложения КИК являются неотъемлемой составляющей налогового законодательства почти всех стран ОЭСР. Так, например, в США положения о регулировании КИК были введены еще в 1962 году. Необходимость введения правил регулирования КИК для противодействия разрушительным последствиям недобросовестной налоговой конкуренции была доказана ОЭСР по результатам исследований вредных налоговых режимов и обобщения опыта стран по противодействию использования данных режимов для искусственной минимизации налоговых обязательств. На Украине правовые нормы по регулированию КИК отсутствуют, и, следовательно, для резидентов Украины использование КИК остается легальным средством минимизации налоговых обязательств и вывода капиталов за пределы национальной экономики.

Несмотря на то что концепции регулирования КИК в разных странах похожи, унифицированные подходы или стандарты процедур, правил учета и налогообложения КИК на межнациональном уровне пока не созданы. При наличии специфических особенностей по определению КИК в разных странах, а также режимов их регулирования основные принципы регулирования КИК являются схожими в большинстве стран. Они направлены:

- на предотвращение вывода прибыли из национальной экономики в страны с низконалоговыми режимами;

- противодействие искусственному сужению базы налогообложения по налогам на прибыль и доходы юридическими и физическими лицами;

- предотвращение нарушений национальных налоговых законодательств и налоговой дискриминации;

- создание условий, при которых КИК облагаются на тех же условиях, которые применяются к иностранным филиалам или представительствам национальных компаний;

- противодействие выводу активов за пределы национальных экономик.

Итак, на основе вышесказанного можно констатировать, что возможности налоговой минимизации в рамках международной торговли обусловлены различными условиями налогообложения в разных странах, и пока мировая экономика не достигнет универсализации в этих сферах, субъекты предпринимательской деятельности будут использовать данные различия для минимизации налоговой нагрузки.

С учетом того, что в течение последних десятилетий офшоры считаются главным препятствием для полноценного сбора налогов, международные организации постоянно инициируют комплекс мер по борьбе с такими явлениями. Катализатором актуализации этого важнейшего вопроса (особенно для развивающихся стран) стал кредитно-долговой кризис развитых стран. Так, ОЭСР начала создавать «серые» и «черные» списки государств, предоставляющих услуги по минимизации налоговых платежей. От них потребовали раскрывать банковскую информацию. Тем не менее эта мера лишь частично помогла повысить ответственность физических

лиц, но никак не повлияла на крупный корпоративный бизнес.

В настоящее время ОЭСР продолжает противодействовать использованию схем по уклонению от налогообложения, выработав план борьбы с налоговой минимизацией, правила которого в 2014 г. должны быть представлены общественности в конечном виде и одобрены правительствами заинтересованных государств, а в 2015 г. - заработать.

План, выработанный ОЭСР, состоит из 15 пунктов. Во-первых, одним из ключевых является требование для компаний, осуществляющих масштабные операции, платить налоги туда, откуда поступают платежи.

Во-вторых, транснациональные компании должны раскрывать данные по всем своим операциям правительствам всех государств, на территории которых они работают. Им следует предоставлять разбивку по доходам, расходам и прибыли по каждой стране. Таким образом, можно будет более или менее точно установить размер налогооблагаемой базы для международного бизнеса. На сегодняшний день данная детализация отсутствует.

В-третьих, нужно ужесточить правила переноса активов, связанных с интеллектуальной собственностью и брендами, в «налоговые гавани», где соответствующие компании не проявляют никакой деловой активности. Сейчас эта практика распространена повсеместно, в то время как данный вид собственности является очень важным для значительного числа компаний.

Также планируется вести борьбу с чрезмерно либеральными налоговыми режимами на международном уровне. Предполагается установить минимальный уровень налогообложения для транснациональных корпораций. Параллельно будет предложено несколько поправок к текущему международному и национальному законодательству, которые нейтрализуют налоговый выигрыш от комплексных финансовых инструментов. Кроме этого, необходимо унифицировать соглашения о двойном налогообложении, поскольку существующие многотысячные договоры рождают путаницу и дополнительные лазейки для компаний-уклонистов.

Важным шагом в борьбе с уклонением от налогообложения стал саммит глав государств G20 в Санкт-Петербурге (5 сентября 2013 г.), на котором было достигнуто два принципиальных момента.

1. Утверждение Плана борьбы с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли (Action plan on BEPS) [6].

Данный План представляет собой скоординированную и комплексную программу действий, которая направлена на формирование национальных и международных документов, позволяющих странам согласовать права на получение налоговых поступлений в зависимости от места проведения экономической деятельности плательщиков. Основной целью документа является создание всеобщих возможностей для борьбы с выводом прибыли из-под налогообложения путем:

- определения конкретного плана действий для преодоления размывания налоговой базы и перемещения прибыли;

- установления предельных сроков имплементации конкретных мероприятий в рамках Плана;

- определения необходимых ресурсов и методологий реализации мероприятий в рамках плана.

2. Внедрение до конца 2015 г. «нового глобального стандарта» - автоматической системы общего пользования налоговой информацией. Планируется создание единой базы данных, в которой будут содержаться не только имена вкладчиков и названия компаний, но и причитающиеся им дивиденды, проценты по вкладам и другие доходы.

Идея о глобализации налоговой системы созрела давно. Налоговые органы и антикоррупционные группы все активнее призывают к ней, указывая на то, что крупные компании становятся все более многонациональными и находят все больше способов не платить ежегодно около 300 млрд долл. налогов по доходам ни в одной из юрисдикций. Так, «налоговые гавани» попали под более пристальное внимание после того, как в апреле 2013 г. произошла утечка информации, которая раскрыла информацию о тысяче налоговых уклонистов по всему миру. Британская Guardian опубликовала результаты расследования Международного консорциума журналистов (International Consortium of Investigative Journalists - ICIJ). Как сообщается, в распоряжение международных СМИ попали более 2,5 млн файлов в виде электронной переписки, а также других документов, касающихся более 120 тыс. компаний, зарегистрированных в офшорной зоне на Британских Виргинских островах.

Именно поэтому уклонение от налогообложения путем перевода средств из страны в страну подрывает финансы наших государств и веру граждан в справедливость налоговой системы. «Прибыли должны облагаться налогами в тех местах, где их генерирует экономическая активность, а также там, где происходит прирост капитала», - говорится в коммюнике G20.

Инициатором внедрения системы международного обмена данными о налогах была Великобритания, которой удалось получить письменное согласие на внедрение соответствующего «глобального стандарта» от 50 стран.

В августе 2013 г. к этой инициативе присоединился Китай, дав согласие на доступ к своей информации.

Таким образом, раскрывать информацию о суммах уплаченных налогов решили все двадцать стран 020, что позволит «Большой двадцатке» ввести новую систему в рамках своего клуба, а затем расширить ее, привлекая другие государства.

Также лидеры 020 пообещали помогать развивающимся странам отслеживать денежные потоки в «налоговых гаванях» для нахождения налоговых уклонистов.

Автоматическая система обмена налоговой информацией будет важным инструментом для борьбы с налоговыми минимизаторами и предотвращения новых глобальных финансовых кризисов.

В связи с мировой тенденцией борьбы с минимизацией в налогообложении возникает насущная необходимость в принятии внутреннего законодательства, которое бы обеспечивало риск-ориентированный мониторинг данных операций, построение эффективных механизмов мониторинга трансфертного ценообразования и манипулирования таможенной стоимостью продукции.

1. Ермакова Е.А. Оценка масштабов уклонения от уплаты налогов в России // Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И.А. Майбурова, А.П. Кириенко, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Ермакова Е.А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодевками» // Налоги и финансовое право. 2012. № 9.

3. Ермакова Е.А., Вотчаев А.А., Барулин С.В., Степанен-ко В.В. Налогообложение и цены. Саратов: СГСЭУ, 2010.

4. Серебрянський Д.М. «Втеча» капралу i лньова мiжнарод-на торпвля в УкраТнг зв'язок, макроекономiчнi ефекти / Д.М. Серебрянський, А.М. Вдовиченко // Вюник Нацюнального банку УкраТни. 2012. № 11.

5. ТЫьова мiжнародна торпвля: макроекономiчна теорiя та фюкальы наслщки для УкраТни / А.М. Вдовиченко, А.1. Зубриць-кий, О.М. Рубцов, Д.Я. Семир'янов, Д.М. Серебрянський; за заг. ред. Д.М. Серебрянського. К: Алерта, 2014.

6. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264202719-en.

m_troyanskaya@mail.ru

eae13@mail.ru

УДК 336.221

Мария Александровна Троянская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет

Елена Александровна Ермакова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

МОНИТОРИНГ МИРОВОГО ОПЫТА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Для достижения стабильности экономического развития страны необходим точный выбор налоговых инструментов. Целью статьи является рассмотрение и обобщение зарубежной практики налогового регулирования и использования его инструментов. Систематизированы государственные методы налогового регулирования, применяемые в мировой практике. Определено, что часто используемыми инструментами являются налоговые льготы. В работе подробно рассматриваются применяемые в развитых зарубежных странах виды налоговых ставок и льгот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.