Научная статья на тему 'Международный опыт регулирования трансфертного ценообразования в контексте борьбы с уклонением от налогообложения'

Международный опыт регулирования трансфертного ценообразования в контексте борьбы с уклонением от налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА / УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РУКОВОДСТВО ОЭСР / МЕЖДУНАРОДНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

В условиях тотальной глобализации проблемы налогообложения каждой страны, а также проблемы государственного и корпоративного налогового планирования необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием общей налоговой политики мирового сообщества. В условиях глобализации происходит определенная гармонизация налоговых систем и налоговой политики разных стран, включающая в себя создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения, и совместную борьбу с отмыванием преступных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International practice of transfer pricing regulation within the context of struggle against tax evasion

In the context of total globalization the taxation problems of each country, and also the problems of state and corporate tax planning, are necessary to be viewed taken in conjunction with development of general tax policy of the world community. In the context of globalization a definite harmonization of tax systems and tax policy of different countries takes place, including establishing of different international organizations, dealing with the issues of taxation and joint struggle against laundering of criminal proceeds.

Текст научной работы на тему «Международный опыт регулирования трансфертного ценообразования в контексте борьбы с уклонением от налогообложения»

© 2011 г.

А. А. Орлова

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Орлова Анастасия Александровна - доцент кафедры «Финансов» СПбГУЭФ, к.э.н. (E-mail: [email protected])

Аннотация. В условиях тотальной глобализации проблемы налогообложения каждой страны, а также проблемы государственного и корпоративного налогового планирования необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием общей налоговой политики мирового сообщества. В условиях глобализации происходит определенная гармонизация налоговых систем и налоговой политики разных стран, включающая в себя создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения, и совместную борьбу с отмыванием преступных доходов.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, аффилированные лица, уклонение от налогообложения, руководство ОЭСР, международная налоговая конкуренция.

В условиях глобализации международных отношений одним из вариантов злоупотребления «глобальных налогоплательщиков» механизмами уклонения от уплаты налогов и обхода налогов является трансфертное ценообразование, позволяющее перемещать доходы юридических лиц между странами-источниками и государством резидентства компании. В контексте международной торговли трансфертная цена' определяется как цена, устанавливаемая при торговле товарами и услугами во внутрифирменных отношениях, т.е. при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в различных странах.

При регулировании трансфертного ценообразования прежде всего речь идет о налогообложении прибыли транснациональных компаний (ТНК), которые имеют коммерческое присутствие на территории нескольких налоговых юрисдикций. В результате сложных экономических взаимоотношений между подразделениями таких организаций при реализации ими товаров и услуг возникает необходимость правильного определения налогооблагаемой прибыли каждого из таких подразделений, действующих в различных организационно-правовых формах. Причем основной целью распределения прибыли ТНК в целом является обеспечение справедливой доли налоговой базы для каждой налоговой юрисдикции, в пределах которой функционирует соответствующее подразделение ТНК.

Государства осуществляют антиоффшорное регулирование через различные международные организации финансового контроля.

' Пункт 7 Протокола к Международному соглашению между Россией и Австралией от 07.09.2000 г.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) была учреждена семеркой ведущих индустриальных держав (США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой) и Европейской комиссией во время Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г.

В настоящее время организация объединяет 31 государство-участник, а также включает в себя Европейскую комиссию и Совет сотрудничества Персидского залива. ФАТФ ведет «черный список» стран и территорий, не уделяющих должного внимания борьбе с отмыванием денег2. С июня 2003 г. в ФАТФ входит и Россия. В задачи ФАТФ входит следующее:

1. Выработка рекомендаций по борьбе с «отмыванием» денег.

2. Проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с «отмыванием» денег рекомендациям ФАТФ.

3. Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для «отмывания» преступных доходов.

4. Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым, юридическим и законодательным проблемам.

5. Содействие созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки.

С подачи и под контролем ФАТФ во многих странах были созданы специализированные государственные структуры, занимающиеся борьбой с отмыванием денег. Они получили название подразделений финансовой разведки (ПФР). С 1995 г. ПФР стали работать вместе с неформальной организацией, известной как Группа «Эгмонт» (Egmont Group). Целью этой группы стало создание форума ПФР, который оказывает поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, содействию развития каналов связи с использованием новых технологий. Федеральная служба по финансовому мониторингу России (ФСФМ) была принята в Группу «Эгмонт» в июне 2002 г.

ФАТФ разделяет все мировые национальные системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на 4 условные группы:

1 группа - страны, национальные системы которых полностью отвечают требованиям ФАТФ (до 2007 года Украина находилась в этой категории).

М группа - страны, в которых существуют недостатки законодательного поля (Украина, Антигуа и Барбуда, Азербайджан, Боливия, Греция, Индонезия, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Парагвай, Катар, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Судан, Сирия, Тринидад и Тобаго, Таиланд, Турция, Йемен).

Ш группа - страны, которые имеют стратегические недостатки национальной системы борьбы с «грязными» средствами (Ангола, Народная Демократическая Республика Корея, Эквадор, Эфиопия, Пакистан, Туркменистан, Сан-Томе и Принсипи).

!V группа - страны, которые находятся под особым режимом санкций (Иран).

Евразийская группа (ЕАГ) была создана по инициативе России. Учредительная конференция ЕАГ прошла в Москве 6 октября 2004 г. при участии президента ФАТФ. В настоящее время в группу входит шесть стран. Руководящим органом ЕАГ является ФСФМ.

Это региональная группа по типу ФАТФ, государствами-участниками которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 16 государствам и 16 международным и региональным организациям3.

Международная организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD)4 занимается вопросами экономического сотрудничества. В нее входит 30 государств, включая основные развитые страны. Помимо прочего, ОЭСР ведет список оффшорных зон, применяющих «некорректную налоговую конкуренцию». ОЭСР, как и ФАТФ, не имеет никаких полномочий на наложение санкций. Это остается компетенцией государств-участников. Однако ОЭСР может предлагать им свои рекомендации по внедрению таковых.

ОЛАФ (OLAF) — это служебная инстанция Европейской комиссии. Комиссия выполняет следующие функции:

2 www.fatf-gafi.org.

3 www.eurasiangroup.org.

4 www.oecd.org.

- защищает финансовые интересы Европейского Союза, участвуя в борьбе с мошенничеством, коррупцией и любой другой незаконной деятельностью;

- поддерживает репутацию европейских международных организаций, исследуя серьезные нарушения деятельности членов и сотрудников организаций, которые могли бы привести к дисциплинарной ответственности;

- участвует в разработке и реализации политики по предотвращению и борьбе с мошенничеством5.

Группа противодействия финансовым преступлениям — ФинСЕН (FinCEN) была создана в '990 г.

для противодействия отмыванию денег. В ее функции входят сбор и анализ предоставляемой банками и другими структурами информации, имеющей отношение к отмыванию средств, а также координация работы всех государственных органов в данном направлении. Группа публикует сведения о том, какие юрисдикции считаются «подозрительными» 6.

Управление контроля зарубежных активов — ОФАК (OFАС) является подразделением Казначейства США. Эта организация в соответствии с резолюциями ООН вводит в действие международные экономические санкции в отношении стран-нарушителей, «замораживает» незаконные денежные активы, оказавшиеся под контролем на территории США. В «черном списке» OFAC фигурируют страны, считающиеся террористическими 7.

Стремительное увеличение с 1950 г. числа транснациональных компаний и расширение географической среды их деятельности, активная международная торговля вследствие устранения торговых барьеров стали основной причиной возникновения проблем, связанных с налогообложением в условиях применения трансфертных цен.

Разработка правовых норм и институтов, направленных на предотвращение искажения налоговой базы в результате произвольного перемещения подразделениями ТНК налогооблагаемой прибыли, была инициирована в 1960-х годах на уровне национального законодательства отдельных стран, а позже в двусторонних налоговых соглашениях между государствами. Юридическое закрепление соответствующих правовых инструментов на международном уровне было осуществлено в 1963 г. в Модельной конвенции ОЭСР о налоге на доходы и капитал. Таким образом, трансфертное ценообразование как экономико-правовое явление и, как следствие, правовые механизмы, направленные на его регулирование, появились в рамках национальных юрисдикций отдельных государств8.

В середине 1960-х годов США первыми приняли специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования. Однако законодательство других государств существенно отличалось от законодательства США и то обстоятельство, что в США находились или осуществляли деятельность ТНК, побудило правительства многих государств искать приемлемые для большинства стран принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования9.

Одним из первых правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с деятельностью ТНК на международном уровне, является Декларация стран-участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 г. и приложение к ней - Руководство для многонациональных предприятий.

В условиях бурного долгосрочного роста международной торговли в сочетании со сложной экономической средой и растущим бюджетным дефицитом многих стран правительства особенно заинтересованы в защите налоговых баз. Это усиливает контроль правительства над вопросами трансфертного ценообразования, в том числе такими вопросами, как присвоение убытков при реструктуризации бизнеса, миграция интеллектуальной собственности, финансовые операции. В этой связи развивается и законодательство, регулирующее деятельность ТНК.

5 http://ec.europa.eu/anti_fraud/index_en.html.

6 www.fincen.gov.

7 Жубрин Р.В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт)./ Монография. - М.: АПКиППРО, 2010,С.43.

8 Analysis and Comparison of National Systems and OECD Guidelines. Transfer Pricing Database. International Organizations. OECD.

9 Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран./ - М.: Волтерс Клувер, 2007.

Международным стандартом регулирования трансфертного ценообразования (далее ТЦ) является руководство Международной организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР:

1979 год. Доклад «Об общих принципах налогового регулирования трансфертного ценообразования».

1995 год. Принято Руководство о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций.

1996 год. Введены принципы регулирования трансфертного ценообразования в отношении нематериальных активов и услуг (главы VI и VII).

1997 год. Введена глава, устанавливающая принципы распределения затрат (глава VIII).

2009 год. Опубликована в новой редакции глава IV, касающаяся административных процедур по избежанию и урегулированию споров по трансфертному ценообразованию.

2010 год. Введена глава IX, затрагивающая вопросы трансфертного ценообразования при реструктуризации бизнеса. Опубликованы новые редакции глав I-III.

Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и администраций от 27 июля 1995 года (далее - Руководство):

Глава 1. Принцип «вытянутой руки».

Глава 2. Методы трансфертного ценообразования.

Часть I. Выбор метода трансфертного ценообразования.

Часть II. Традиционные методы:

- метод сопоставимой неконтролируемой цены;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод.

Часть III. Методы, основанные на оценке прибыльности:

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Глава 3. Анализ сопоставимости:

- проведение комплексного анализа специфики налогоплательщика;

- оценка контролируемой сделки и выбор проверяемой стороны;

- рассмотрение сопоставимых неконтролируемых сделок.

Глава 4. Административные процедуры по избежанию и урегулированию споров по трансфертному ценообразованию.

Глава 5. Документирование.

Глава 6. Особые положения в отношении нематериальных активов.

Глава 7. Особые положения при оказании услуг внутри группы компаний.

Глава 8. Соглашение о распределении затрат.

Глава 9. Вопросы ТЦ при реструктуризации бизнеса.

Руководство ОЭСР является ориентиром для совершенствования национального законодательства многих стран.

Международная практика регулирования трансфертного ценообразования базируется на принципах и нормах, утвержденных Руководством ОЭСР:

1. «Принцип вытянутой руки» действует в большинстве развитых стран «arm»'s length basis» — правило «вытянутой руки». Оно означает, что в налоговых целях условия внутрифирменной сделки определяются на базе аналогичных операций в аналогичных условиях. В соответствии с Руководством ОЭСР применение принципа имеет две цели: сохранение надлежащей налогооблагаемой базы в рамках заинтересованных налоговых юрисдикций и устранение двойного налогообложения доходов (п. 7 Введения к Руководству). С точки зрения экономического смысла, обоснование применения принципа «вытянутой руки» заключается в том, что «...принцип «вытянутой руки» обеспечивает равенство правил взимания налогов для международных групп и в широком смысле независимых предприятий. Поскольку принцип «вытянутой руки» ставит связанные и независимые предприятия на более равное в налоговых целях основание, удается избегать создания налоговых преимуществ или препятствий, которые иначе исказили бы относительные конкурентные позиции одного из этих типов юридических лиц. Таким образом, удаляя налоговые соображения от экономических решений, принцип «вытянутой руки» стимулирует рост международной торговли и инвестиций»10.

10 Повышение эффективности налогового контроля неденежных расчетов транснациональных корпораций./ Монография / Под общ. ред. проф. И.А. Максимцева, проф. М.В. Романовского. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - С.228.

2. Документация. Стандарты документации содержатся в Кодексе составления документации по ТЦ для транснациональных компаний в ЕС:

- описание сделок со связанными сторонами;

- анализ функций, выполняемых каждой из сторон сделки;

- оценка возможных методов трансфертного ценообразования;

- оценка условий и допущений, которые могли повлиять на анализ ценообразования.

3. Методы трансфертного ценообразования:

- метод сопоставимых неконтролируемых цен - применяется по сделкам с биржевыми товарами;

- метод цены перепродажи, метод «издержки плюс», метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли - применяются по товарам, услугам, кроме биржевых.

Законодательство многих стран предусматривает возможность выбора метода, который должен зависеть от обстоятельств конкретного дела.

В международной практике при применении того или иного метода возникают трудности с реализацией методов, так как метод «издержки плюс» и метод цены перепродажи не учитывают уровень спроса на товар (услугу). При применении метода «издержки плюс» сложности связаны с различной в разных странах системой учета расходов, а также распределением косвенных затрат применительно к контролируемой сделке. В Новой Зеландии и Австралии часто применяются методы, основанные на анализе прибыли, поскольку большинство товаров, на которые распространяются правила о трансфертных ценах, являются уникальными или имеют отличия.

Также необходимо отметить, что законодательство многих стран предпочтение отдает методу распределения прибыли, если сделка связана с нематериальными активами.

Руководством допускается использование нескольких методов одновременно или методов, не регламентированных в законе, при условии, что они соответствуют принципу «вытянутой руки». Смешанные методы применяют в Германии, США, Японии, Австралии, Новой Зеландии. Пакистане.

При этом самым популярным показателем является коэффициент Бэрри (валовая прибыль/операционные расходы), к операционным расходам относят коммерческие и управленческие. Активно используется при анализе посреднических сделок, когда проверяемая сторона сделки покупает товары у одного зависимого лица и перепродает их другому зависимому лицу.

Показатель рентабельность капитала (чистая прибыль/стоимость операционных активов), в стоимость операционных активов принято включать оборотные (основные средства, НМА) и внеоборотные (запасы, дебиторская задолженность). ОЭСР рекомендует применять в отношении компаний технологических отраслей, отличающихся большой капиталоемкостью и имеющих высокие инвестиционные риски.

Показатель рентабельность затрат (чистая прибыль/сумма затрат по реализации продукции), в стоимость затрат по реализации продукции включают себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы, затраты на НИОКР. Данный показатель целесообразно применять, когда рассматриваемая сторона контролируемой сделки выполняет производственные функции или оказывает какие-либо услуги.

Показатель рентабельность продаж (валовая прибыль (операционная или чистая)/выручка от реализации). Показатель часто применяется в международной практике, чтобы определить рыночную цену закупок у зависимой компании для последующей реализации независимым лицам.

4. Предварительное соглашение о ценообразовании - соглашение между налогоплательщиком и одним или несколькими налоговыми органами о выбранной методологии трансфертного ценообразования.

Процедура взаимного соглашения сторон:

- процедура актуальна в решении международных налоговых споров между различными юрисдикциями, в частности, при решении вопросов двойного налогообложения;

- процедуры выполняются только между налоговыми органами, заключившими налоговое соглашение друг с другом;

- прохождение процедуры не гарантирует заключения соглашения.

Однако юридический статус Руководства не везде одинаков: в Нидерландах Руководство рассматривается как часть национального права, в Германии оно не обладает силой статусного права. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии данный документ имеет официально признанное нормативное действие. В скандинавских странах Руководство формально не имеет обязательной юридической силы, хотя широко используется в правоприменительной практике. В Новой Зеландии помимо национального руководства используется руководство ОЭСР, а также руководства, изданные компетентными органами Австралии и США.

В ряде стран правила трансфертного ценообразования отсутствуют либо руководство по регулированию трансфертного ценообразования в процессе разработки - всего 35 стран: Андорра, Ангола, Ангилья, Армения, Аруба, Багамы, Республика Беларусь, Ботсвана, Бруней, Болгария, Камбоджа, Каймановы острова, Коста Рика, Сальвадор, Грузия, Гондурас, Исландия, Казахстан, Кения, Кювейт, Македония, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нидерландские Антильские острова, Нигерия, Оман, Саудовская Аравия, Танзания, Тринидад и Табаго, Уганда, ОАЭ, Замбия, Зимбабве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинг стран, ведущих жесткую политику в области регулирования трансфертного ценообразования, состоит из 10 стран и возглавляет его Япония*.

Рейтинг стран, ведущих жесткую политику в области регулирования трансфертного ценообразования

№ п/п Страна Ранг в 2010 году Ранг в 2007 году Изменения

1 Япония 1 1 -

2 Индия 2 6 Выше на 4

3 Китай 3 8 Выше на 4

4 Канада 4 9 Выше на 5

5 США 5 3 Ниже на 2

6 Франция 6 5 Ниже на 1

7 Германия 7 2 Ниже на 5

8 Австралия 8 4 Ниже на 4

9 Корея 9 7 Ниже на 2

10 Великобритания 10 10 -

*TP week "Transfer pricing weekly news from International tax review", 16.06.2010.

Несмотря на длительную историю применения и совершенствования норм в области регулирования трансфертного ценообразования, в международной практике некоторые вопросы остаются актуальными и в настоящее время, в том числе: устранение двойного налогообложения - налоговое регулирование трансфертного ценообразования предполагает корректировку налоговой базы и доначисление налогов, однако результат вторичной корректировки в одной стране может не признаваться в другой, вследствие чего может возникнуть двойное налогообложение; манипулирование ценами в сделках с нематериальными активами - как правило, сложно определить не только сопоставимую неконтролируемую цену применительно к таким объектам, но и место оказания соответствующих видов услуг. Избежание налога путем использования трансфертного ценообразования при передаче НМА между аффилированными лицами может быть осуществлено в различной правовой форме. Проблема определения правильной цены НМА может решаться путем использования косвенных методов, когда не имеется аналогичных НМА для применения метода сопоставимой цены. Так, в Австралии налоговая служба применяет следующие методы: метод дисконтирования будущей выгоды от использования НМА на основе прогнозов его доходности, установление стоимости замены НМА; применение исторических издержек. В Германии используется метод дробления остаточной прибыли, при котором определяется прибыль налогоплательщика исходя из прибыли сопоставимых лиц, а оставшаяся часть прибыли относится в пользу лицензиара в качестве вознаграждения за пользование НМА; услуги - специфика правовой природы услуг порождает сложность с их разграничением от смежных правовых явлений. Например, командировку работника материнской компании в дочернюю можно квалифицировать двояко: первое - командировочные расходы, которые возмещаются в фактическом размере, второе - оказание услуги, тогда в составе цены учитывается сумма прибыли. На практике существуют проблемы с определением юридического факта оказания услуг и с распределением доходов и расходов при оказании услуг, результат которых приносит пользу нескольким аффилированным лицам, особенно, если эти лица находятся в разных юрисдикциях. Страна, в которой находится исполнитель услуг, требует учета прибыли в составе цены, страна, в которой находится получатель услуг настаивает только на вычете фактических расходов без учета прибыли. В результате налоговой конкуренции между странами может возникнуть двойное налогообложение доходов транснациональных

корпораций. Финансирование инвестиций - налоговые преимущества привлечения заемных средств в виде возможности вычета процентов становятся определяющим фактором фактического замещения уставного капитала заемным. В мировой практике для решения «недостаточной капитализации» (явление, когда фактическое финансирование предприятия оформляется сделкой займа, сумма или проценты по которой необоснованно завышены) используются два основных подхода: 1) корректировка налоговой базы исходя из анализа условий каждого займа; 2) правило, когда заем является взносом в уставный капитал, если его сумма превышает фиксированный кратный размер уставного капитала заемщика. В зависимости от законодательства страны второй подход может быть опровержимым или неопровержимым. При использовании второго подхода можно не учитывать факты конкретного займа, следовательно, больше вероятности нарушения принципа «вытянутой руки».

Таким образом, правовое регулирование трансфертного ценообразования, как правило, сопровождается налоговой конкуренцией между странами, на территории которых осуществляют деятельность подразделения транснациональных корпораций. ОЭСР в качестве возможного механизма решения данной проблемы рекомендует предусматривать специальный порядок регулирования этого вопроса в договорах об избежании двойного налогообложения исходя из нормы ст 9. Модельной конвенции ОЭСР (ассоциированные предприятия) либо использовать взаимосогласительные процедуры согласно налоговому договору.

Разработка и внедрение законодательства о трансфертном ценообразовании в Российской Федерации основаны на методических рекомендациях по контролю за трансфертными ценами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а также имплементированы нормы национального права государств, имеющих достаточно зрелое законодательство по трансфертному ценообразованию, -США, Китай, Австралия11. Однако следует отметить ряд особенностей: к контролируемым относятся внешнеторговые сделки, заключенные между лицами, не являющимися взаимозависимыми; для целей налогообложения по каждому виду сделки предусмотрена сумма доходов, при превышении которой сделка признается контролируемой; установлен приоритет применения метода сопоставимых рыночных цен; определена иерархия использования источников информации; введен штраф за непредоставление в налоговые органы информации о совершении контролируемой сделки.

В целом российское законодательство в области регулирования трансфертного ценообразования нацелено на контроль крупных налогоплательщиков и борьбу с уклонением от налогообложения с использованием оффшоров, в то же время новые нормы смягчают контроль для большинства налогоплательщиков Российской Федерации.

Международный опыт показывает, что переход на новую систему регулирования трансфертного ценообразования занимает порядка пяти лет, а эффективность регулирования ТЦ зависит, прежде всего, от качества финансово-экономического анализа деятельности компаний и их взаимоотношений с контрагентами.

В российском законодательстве предусмотрены переходные положения и послабления для налогоплательщиков в первые годы действия норм, регулирующих трансфертное ценообразование, так как необходимо время для наработки опыта по применению новых норм. При этом, очевидно, что принятие и совершенствование норм по регулированию трансфертного ценообразования в РФ в соответствии с международными стандартами позволят выстроить более конкурентоспособную налоговую систему, базирующуюся на эффективном налоговом контроле12.

11 Интернет-интервью с директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации И.В. Труниным в Информационном агентстве «ГАРАНТ».

12 Голишевский В.И. «Методы трансфертного ценообразования: ОЭСР рекомендует» / «Налоговая политика и практика», 2011, №9,10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.