УДК 340.01
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Чиняков Олег Евгеньевич
Канд. истор. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск
E-mail: chiny akov. [email protected]
SHADOW ECONOMY AS А COMPONENT ECONOMIC MECHANISM IN
SOVIET SOCIETY
Oleg Chinyakov
Candidate of historical sciences, associate professor of Theoru and Historu of State and Law Department, Mordovian humanitarian institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
Исследование исторической роли теневой экономики в судьбах советской системы является одной из наиболее интересных проблем новейшей истории нашей страны. Криминологами и экономистами был создан существенный задел исследований, который сегодня чрезвычайно полезен для историков. В работах конца 1980-х годов были рассмотрены причины, проявления, масштабы и экономические последствия теневой экономики, что крайне важно для понимания сути этого явления. Задачей данной статьи является оценка причин, характера и проявлений теневой экономической деятельности, ее влияния на разрушение социалистического уклада, господствующего в советской экономике и разложение его социально-политической системы.
ABSTRACT
A study of the historical role of the shadow economy in the fate of the Soviet system is one of the most interesting problems in the modern history of our country. Criminologists and economists was set up significant research reserve , which today is extremely useful for historians. In the works of the late 1980s it was considered the causes, symptoms, scope and economic effects of the shadow economy, which is essential for the understanding of this phenomenon. The objective of this article is to assess the causes, nature and manifestations of shadow economic activity, its impact on the destruction of the socialist system, the power of the Soviet economy and the expansion of its social and political system.
Ключевые слова: теневая экономика, товары и услуги, хозяйственный механизм, ресурсы, управление.
Keywords: shadow economy, goods and services , the economic mechanism , resources, management.
Проблема теневой экономики является закономерной составляющей исследования, нацеленного на анализ недостатков советской экономической системы, поскольку, с одной стороны, она являлась производной этой системы, а с другой порождала широкий комплекс социально-экономических последствий, разрушающих и деформирующих не только принципы плановой системы хозяйствования, но и принципы социалистической системы в целом - ее идеологических, политических и социальных основ. Развитие теневой экономики стало прямым следствием командно-административной системы управления экономикой: жесткой централизацией планирования, «карточным» распределением ресурсов, преобладанием властных мотиваций в системе управления, административных методов принятия решений, иерархических критериев оценки руководящих кадров и т.д.
В научной литературе проблемы теневой экономики начали освещаться уже в 1960-1970-е годы. Так, начало 1960-х годов ознаменовалось описанием уголовных дел цеховиков и валютчиков. Впервые попытки учесть теневую экономику при анализе на отраслевом уровне были осуществлены в 1970-е годы в Научно-исследовательском технохимическом институте бытового обслуживания (НИТХИБ) Министерства бытового обслуживания населения РСФСР и Научно-исследовательском экономическом институте при Госплане СССР. В 1970-е годы было принято решение создать при отделах по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) специальные группы оперативного экономического анализа. Было образовано специальное научное подразделение - Центральная научно-исследовательская лаборатория по экономико-правовым проблемам охраны социалистической собственности. Главными задачами этого подразделения были всесторонние исследования причин и условий, способствующих хищениям и другим должностным и хозяйственным преступлениям, разработка мер экономического, правового и организационного характера по обеспечению сохранности социалистической собственности.
Понятие «теневой экономики» не является вполне однозначным, но большинство исследователей согласны в том, что сюда включаются производство товаров и услуг, скрываемое от налогообложения; приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничество, связанное с получением денег; запрещенные законом виды экономической деятельности. В СССР теневая экономика отражала не просто субъективные проявления корыстолюбия части граждан, а являлась результатом диспропорций в экономике [8, с. 193].
Экономист Т. Корягина относит к «теневой экономике» все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имели место неучитываемые официальной советской статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогообложения и т.п. [2, с. 111]. По мнению криминолога О. Осипенко, под теневой экономикой следует понимать достаточно пеструю по своей социально-экономической форме совокупность экономических отношений, прямо или косвенно связанных с получением стабильных доходов вне рамок действующего законодательства и форм социального контроля [5, с. 129]. А. А. Крылов уточняет эти характеристики, добавляя, что теневая экономика - это нелегально сформировавшаяся и способная к расширенному воспроизводству экономическая структура, обладающая внутренними и внешними связями [4, с. 86]. Среди некоторых исследователей имеется тенденция относить к теневой экономике бесхозяйственность, дефицит госбюджета, выпуск некачественной продукции, экологический ущерб, наносимый предприятиями [7, с. 96]. С нашей точки зрения такая постановка вопроса лишает конкретности предмет теневой экономики, делает несостоятельными научные подходы к ней, поскольку становится призрачной грань между здоровым и теневым секторами экономики.
В структуре теневой экономики, по мнению большинства исследователей, выделяются:
• неофициальная экономика, куда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучтенные официальной статистикой производство товаров и услуг;
• фиктивная экономика - это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.
• подпольная экономика, которая предполагает запрещенные законом виды экономической деятельности и организованная экономическая преступность. В рамках подпольной экономики криминологи выделяют также организованную преступность и черный рынок [1, с. 121].
Отдельным элементом в структуре теневой экономики А. Шохин выделяет также неформальную экономику, понимая под ней функционирование механизмов торга и выбивания ресурсов, позволяющих использовать их в корыстных групповых или личных интересах; фактическое существование рыночных отношений при формальной административной регламентации и наоборот [9, с. 24].
Недостатки материально-технического снабжения, ограничения, налагаемые на предприятия при реализации сверхнормативных и неиспользуемых запасов материалов и оборудования, порождали хозяйственно-корыстную преступность. На предприятиях формировались скрытые от учета обменные фонды, что приводило к складыванию в рамках командно-административной системы фактически рыночных механизмов. Источником бартерных сделок служили избыточные сверхнормативные запасы материальных ценностей на предприятиях. Потребность в этих сделках возникала потому, что нужные ресурсы обеспечивались при «карточном» распределении на 70 - 80 % [ 9, с. 24].
Одна из основных причин возникновения дефицита некоторых ресурсов при одновременном росте их сверхнормативных запасов в целом - практика оформления заявок на сырье, материалы и топливо почти за полгода до
составления производственных планов, которые подвергались многочисленным корректировкам, уточняющим их показатели десятки, а иногда и сотни раз. Образовывался своеобразный обменный фонд, средства которого пускались в оборот, что противоречило нормам хозяйственного законодательства и создавало почву для злоупотреблений. Утечка материальных ресурсов из общественного производства наносила колоссальный ущерб народному хозяйству.
С нашей точки зрения, все это свидетельствовало о формировании стихийных рыночных механизмов внутри советской плановой распределительной системы и ее неспособности выступать в качестве единственного регулятора экономических отношений.
Если в сфере материального снабжения предприятий и организаций дефицит ресурсов приводил к хозяйственным злоупотреблениям, то в сфере народного потребления он порождал теневое производство товаров и услуг, т.е. - неофициальную экономику. Основным фактором функционирования теневого экономического сектора являлась несбалансированность спроса и предложения, т.е. колоссальный дефицит товаров и услуг при одновременном росте денежных доходов населения. Темпы наращивания материально-технической базы отраслей группы Б, а также сферы услуг явно отставали от динамики потребностей и финансовых ресурсов населения. Существовавшая в течение всего послевоенного периода диспропорция между спросом и предложением на потребительском рынке стала резко возрастать. Поскольку не удовлетворялся спрос населения на услуги, он возрастал на товарном рынке. Что касается накоплений избыточных средств, то они становились прямой угрозой денежному обращению. Все это деформировало как структуру потребностей и спроса, так и структуру расходов населения. Несбалансированность спроса и предложения способствовала развитию сложных экономических последствий. Неудовлетворительное состояние сферы услуг способствовало развитию теневого индивидуально-трудового сектора. Оборотной стороной несбалансированности рынка являлось развитие теневой экономики. Частные лица ежегод-
но реализовывали услуг населению на 14-16 млрд. рублей, что составляло примерно треть от официально реализованного спроса населения на услуги. Из них теневые услуги на сумму 10-12 млрд. были порождены недостатками хозяйственного механизма и нуждались в легализации [3, с. 60].
Среди бытовых услуг резко выделялись по масштабам теневой деятельности ремонтно-строительные услуги, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств индивидуальных владельцев, а также рынок теневых рекреационных услуг, прежде всего аренда жилья в периоды отдыха, рынок теневых медицинских услуг. По мере развития системы образования все большее распространение стало принимать репетиторство. Кроме того, были распространены услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также культуры.
Описывая «частную экономику», исследователи подчеркивали, что частники в условиях СССР - это чаще всего работники государственных предприятий, организаций и учреждений, которые эксплуатировали основные фонды своих предприятий, разворовывали материалы, крали рабочее время.
По мнению А. А. Крылова, историческим событием, повлиявшим на развитие теневой экономики, было введение в 1961 году нового Уголовного кодекса РСФСР. Частичная гуманизация законодательства была реализована лишь в уголовной практике. Демократизации в хозяйственной сфере не произошло. Это и привело к всплеску теневой экономики в 1960-1970-е годы [4, с. 87]. «За 10 лет (1978-1988 гг.) количество преступных посягательств в сфере экономики выросло на 39 %. Ежегодно выявляется более 10 тыс. фактов хищений в крупных и особо крупных размерах. Это лишь 20-я часть преступлений, совершенных в сфере экономики [4, с. 88].
По мнению экспертов, объемы теневой экономики к конце 1980-х годов составляли в среднем 100 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1960-ми годами в среднем в 18 раз [2, с. 117]. Представителями правоохранительных органов объемы теневой экономики оценивались 70-90 млрд. рублей [6, с. 110].
Различные отрасли народного хозяйства оказались в разной степени вовлеченными в теневую экономическую деятельность. Абсолютное первенство принадлежало сельскому хозяйству (23 млрд. руб.), далее шли торговля и общественное питание (17 млрд. руб.), строительство и промышленность (соответственно 12 млрд. руб.). Во всех этих секторах народного хозяйства развитие теневой экономики шло в основном за счет хищений и мелкого воровства. Наиболее высокими темпами за четверть века теневая экономика выросла в строительстве (в 60 раз), на транспорте и в связи (в 40 раз), в сельском хозяйстве и промышленности (больше чем в 30 раз).
С точки зрения влияния теневой экономики на экономические, социальные и политические процессы имел значение её относительный вес в той или иной отрасли народного хозяйства. Явным лидером была признана сфера услуг. В непроизводственной сфере ее доля приближалась к 1/3 совокупного объема услуг, а в бытовом обслуживании достигала примерно половины - 6 млрд руб. из 14 млрд. руб. [2, с. 118].
Таким образом, к середине 1980-х годов в СССР стал реальностью резкий рост масштабов теневой экономики, которая сложилась в форме теневого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, приписок, хищений, взяточничества, спекуляции, и наконец, завершилась формированием организованной преступности, черного рынка и его инфраструктуры.
Список литературы:
1. Козлов Ю. Теневая экономика и преступность // Вопросы экономики. 1990.
№ 3. С. 120-127.
2. Корягина Т. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. 1990. № 3.
С. 110-120.
3. Корягина Т. Услуги теневые и легальные // ЭКО : Экономика и орг. пром.
пр-ва. 1989. № 2. С. 60-65.
4. Крылов А. А. Социально-экономические корни теневой экономики // Изв. АН СССР. Сер. экон. 1990. № 2. С. 86-93.
5. Осипенко О. В. Экономическая криминология : проблемы старта // Вопр. экономики. 1990. № 3. С. 130-133.
6. Рунышков В. Тени перед рассветом // Хозяйство и право. 1990. № 10. С. 108-116.
7. Улыбин К. А. Теневая экономика: знакомая незнакомка // Изв. АН СССР. Сер. экон. 1990. № 2. С. 94-101.
8. Чиняков О. Е. Влияние теневой экономики на систему хозяйствования, организацию общества и власти в СССР. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007 г. № 17(3). С. 192-194.
9. Шохин А. Н. О структуре и масштабах теневой экономики // Финансы СССР. 1990. № 7. С. 23-28.