Научная статья на тему 'Теневая экономика как слабое звено СНС'

Теневая экономика как слабое звено СНС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1197
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпунина Е. К.

For the increase of precision and reliability of macroeconomic indicators of the system of national accounts it is necessary to solve a number of questions, the main of which is the examination and evaluation of shady economy. In the article the detailed study of the essence of shady economy and its main components is done; modern approaches to the evaluation of this sphere of economic activity are described; new methods of examination of latent economy are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика как слабое звено СНС»

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СЛАБОЕ ЗВЕНО СНС

Е. К. КАРПУНИНА Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

For the increase of precision and reliability of macroeconomic indicators of the system of national accounts it is necessary to solve a number of questions, the main of which is the examination and evaluation of shady economy. In the article the detailed study of the essence of shady economy and its main components is done; modern approaches to the evaluation of this sphere of economic activity are described; new methods of examination of latent economy are suggested.

Система национальных счетов (СНС) - это современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне; это единая система первичного, бухгалтерского, банковского учета и статистики, основанная на единых методологических принципах. С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной СНС, вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах. В соответствии с методологией СНС, разработанной Государственным статистическим комитетом СНГ, система показателей результатов производства товаров и услуг, используемых в международной практике на макроуровне, характеризуется следующими показателями: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), валовой национальный доход (ВНД), валовая прибыль экономики (ВПЭ), чистая прибыль экономики (ЧПЭ), чистый внутренний продукт (ЧВП), располагаемый национальный доход (РНД), валовой располагаемый доход (ВРД), валовое национальное сбережение (ВНС), национальное богатство (НБ), валовой выпуск (ВВ), валовая добавленная стоимость (ВДС), промежуточное потребление (ПП) и др.

Для повышения точности и надежности данных макроэкономических показателей системы СНС необходимо решить ряд вопросов. В первую очередь стоит провести работу по совершенствованию методов оценки так называемой ненаблюдаемой экономики, которая включает теневую экономику, незаконную экономику, неформальную экономику, производство домашними хозяйствами товаров для собственного использования.

Ненаблюдаемая экономика существует со времени возникновения государства и введения фискальной системы. Она характерна не только для развивающихся и стран с переходной экономикой, но и стран с высоким уровнем социально-экономического развития. Ненаблюдаемую экономику принято оценивать в пропорции к валовому внутреннему продукту. В развитых странах ее масштабы не превышают 10-12 % ВВП, в развивающихся - доходят до 40-45 %, а в странах с переходной экономикой составляют 22-25 % ВВП (по данным государственной статистики).

Фундаментальное изучение теневой экономики началось сравнительно недавно: в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.

Одним из первых зарубежных исследователей, предпринявших серьезные попытки в изучении этого явления, был американский ученый П. Гутман, опубликовавший в 1977 г. статью под названием «Подпольная экономика», в которой была подробно проанализирована необходимость учета теневой экономической деятельности. Впоследствии к этой проблеме обращались видные зарубежные ученые: Х. Бек, Д. Блейдс, П. Вилес, Г. Гроссман, Б. Даллаго, А. Дилнот, Л. Дрекслер, Б. Казимиер, Б. Контини, Ш. Лейтер, К. Моррис, В. Танзи, Л. И. Шелли, Ф. Шнайдер, Э. Фейг, Б. Фрей и др.

Одна из первых отечественных попыток научной оценки объема теневой экономики была осуществлена на отраслевом уровне в 1970-е гг. в Научно-исследовательском технологическом институте бытового обслуживания (НИИТХИБе) Министерства бытового обслуживания населения РСФСР.

Логическим продолжением этой работы, но уже на уровне экономики в целом стали исследования теневой экономики в сфере услуг в начале 1980-х гг. в Научно-исследовательском экономическом институте при Госплане СССР. Однако до 1990-х гг. вопрос о теневой экономике как об особом объекте научного анализа не ставился государственными органами ни перед одним научным учреждением страны. В НИИ при Госплане эта тема возникла лишь в качестве дополнительного фона в связи с разработкой проблемы преодоления несбалансированности советского потребительского рынка. Масштабы нелегального оказания услуг становились весьма значительными, и недоучет их резко снижал достоверность фактических и прогнозных оценок потребности населения в услугах. В исследованиях этих проблем принимали активное участие такие отечественные специалисты, как Т. И. Корягина, Л. Я. Ко-салс, В. М. Рутгайзер, В. М. Силласте и др.

Начиная с 80-х гг. двадцатого столетия, проблеме теневой экономики посвящали свои труды многие авторы: С. П. Глинкина, С. Д. Головнин,

В. А. Дадалко, В. О. Исправников, Т. И. Корягина, А. Е. Косарев, О. С. Крыштановская, Т. И. Кузнецова, Р. А. Радаев, Р. В. Рывкина, А. А. Сергеев, А. Н. Шохин, А. А. Яковлев и др. Однако в большинстве случаев эти работы носили общеэкономический характер с акцентом на криминальном аспекте проблемы.

В это же время парламентами и правительствами ряда стран были созданы специальные рабочие группы по изучению теневой экономики. К примеру, с 1984 г. такого рода группа функционирует в Австрии. Она изучает сферы существования, масштабы и тенденции развития теневой экономики. Подобные группы имеются во Франции, Англии, Португалии, Голландии, Италии и других странах.

Первая международная конференция по ненаблюдаемой экономической деятельности состоялась в Белфелде (ФРГ) в 1983 г. Она выявила несогласованность в измерении уровня и динамики теневой экономики. В частности, недостаточно четко проводилось разграничение между незаконной экономической и неэкономической деятельностью.

С начала 1990-х гг. конференции, посвященные вопросам количественной оценки ненаблюдаемой экономики, стали проходить ежегодно.

Попытка выработки единообразного подхода к проблеме теневой экономики предпринята группой экспертов из национальных и международных статистических организаций и сформули-

рована в работе «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», обобщившей международный опыт и изданной в 2002 г.

С утверждением Правительством РФ «Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики», в которой поставлен вопрос о теневой составляющей макроэкономических показателей, выход в свет международной методики измерения ненаблюдаемой экономики стал особенно актуальным для российской действительности.

«Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики» содержит обобщение наиболее совершенных методов измерения ненаблюдаемой экономики, которое детализирует и уточняет соответствующие положения СНС 1993 г.

Иногда в литературе для обозначения секторов экономики используется термин «прямо ненаблюдаемая экономика», охватывающая теневую, неформальную экономику, а также любую деятельность, в отношении которой отсутствуют прямые данные и поэтому необходимы дополнительные расчеты, опирающиеся на косвенные данные.

При осуществлении соответствующих расчетов Госкомстат руководствуется определениями СНС 1993 г.

Теневая экономика понимается как подпольная экономика, в которой происходит производство обычных товаров и услуг, скрываемое от налогообложения, и как производство и продажа юридически запрещенных товаров и услуг (наркотики, проституция и т. д.). В российской статистике в ВВП пока включаются оценки результатов производства товаров и услуг, разрешенных законом, но скрываемых от налогообложения. Оценка объемов производства юридически запрещенных товаров и услуг представляет собой более сложную статистическую задачу, решение которой потребует дополнительных скоординированных действий с правоохранительными органами, таможенной службой и т. д.

До появления СНС 1993 г. среди специалистов в области национальных счетов не было единодушия в вопросе о целесообразности включения юридически нелегальных видов деятельности в ВВП. Например, в США в течение длительного периода руководители бюро экономического анализа (Э. Денисон, К. Карсон), производит расчеты ВВП, выступали против включения в ВВП юридически запрещенных товаров и услуг, полагая, что достижение экономического роста за счет этих факторов не может быть целью развития.

При этом они не исключают статистического наблюдения за доходами от упомянутых видов деятельности.

Так называемая ненаблюдаемая экономика включает в себя неформальную экономику, которая в СНС 1993 г. определена как деятельность некорпоративных предприятий, находящихся в собственности населения (семейные фермы, магазины, подсобные хозяйства, индивидуальная трудовая деятельность, «челноки» и т. п.). При исчислении ВВП и проведении других расчетов, связанных с составлением национальных счетов России, Госкомстат руководствуется указанным определением неформальной экономики. При осуществлении конкретных расчетов по определению размеров скрытой и неформальной экономики, большое значение имеют организация сбора исходной информации, разработка технологии, методов обработки этой информации, многоас-пектность обработки сводных данных.

Госкомстат при расчете макроэкономических показателей, отражающих стадии воспроизводственного процесса, выполняет досчет на скрытую и неформальную деятельность в несколько этапов.

На первом этапе статистическая оценка ненаблюдаемой экономики осуществляется территориальными органами государственной статистики, которые производят досчеты основных показателей всех видов экономической деятельности до полного круга. Данные досчеты типичны для большинства статистических показателей и включают в себя:

1) получение показателей по кругу отчитывающихся в органы госстатистики предприятий и распространение их до полного круга предприятий;

2) расчеты сокрытия и недоучета;

3) досчеты на неформальную экономическую деятельность.

Скрытая и неформальная деятельность в отраслях экономики проявляется по-разному, кроме того, в результате различий информационной базы для каждой отрасли экономики разработана особая методика, предусматривающая, как правило, сочетание балансового метода, метода расчета неизвестных параметров на основе косвенных индикаторов. Поэтому методика досчетов учитывает специфические особенности отрасли. Например, в торговле оцениваются продажи на вещественных и смешанных рынках, в строительстве - индивидуальное строительство, в сельском хозяйстве - производство продукции в хозяйствах населения, на транспорте - деятельность индивидуальных предпринимателей, в промышлен-

ности - нерегистрируемое производство алкогольной продукции и т. д.

На втором этапе территориальными органами статистики производится расчет выпуска товаров и услуг, добавленной стоимости по видам экономической деятельности в рамках построения счетов производства. Оценка достоверности выполненных расчетов, их корректировка и уточнение в дальнейшем производятся на федеральном уровне специалистами Росстата на стадии построения национальных счетов и осуществления расчетов ВВП. Здесь проводятся анализ альтернативных источников информации, проверка рассчитанных территориальными органами государственной статистики показателей производства, добавленной стоимости и ее элементов по видам экономической деятельности. Суть этого расчета заключается в сопоставлении данных о зарегистрированных доходах населения за счет всех источников с данными о расходах на конечное потребление, накопление, прирост финансовых активов. Расхождения в масштабах указанных показателей принимаются в качестве оценки нерегистрируемой оплаты труда.

На третьем этапе на федеральном уровне составляются межотраслевые балансы на основе сопоставления располагаемых и используемых ресурсов по каждой группе товаров и услуг, выявляются отраслевые диспропорции, позволяющие посредством анализа показателей производства, импорта, промежуточного и конечного спроса принимать решения о необходимости корректировки того или иного показателя. Сбалансированность на уровне отдельных отраслей обеспечивает равновесие произведенной и использованной добавленной стоимости.

Исходя из специфики российских условий, огромной роли территориального фактора в развитии социально-экономических процессов страны, последовательной политики укрепления федерализма и российской государственности, особую важность в исследовании теневой экономики представляет региональный аспект.

В последние годы значительный вклад в разработку проблем статистического измерения теневой экономики различных регионов внесли российские ученые и практики, и в первую очередь А. А. Агеенко, Н. В. Бурова, В. И. Дибирде-ев, И. И. Елисеева, Е. Б. Капралова, Н. Д. Крем-лев, Н. М. Неманова, О. Н. Никифоров, В. А. Си-велькин, В. Я. Сквозникова, А. И. Татаркин, Л. М. Федорова, А. Ф. Шуплецов, А. Н. Щирина,

С. В. Юркевич.

Несмотря на это, проблема измерения теневой экономики на региональном уровне разработана недостаточно. Это касается таких важнейших аспектов данной проблемы, как количественная оценка составляющих теневой экономики регионов по видам экономической деятельности и интеграция прямых и обратных информацион-

Недостатки представленных в таблице методологических подходов к исследованию теневой экономики обусловлены повышенным интересом лишь к одному из аспектов проблемы (например, противодействию теневой экономике посредством совершенствования законодательства или объективному отражению ее в статистической отчетности), что не позволяет полностью охарактеризовать объект изучения и предложить адекватные меры его количественной оценки.

Основным среди перечисленных является учетно-статистический подход.

Учетно-статистический подход основан на методологии системы национального счетоводства (СНС) ООН 1993 г. Необходимость статистической оценки теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

ных потоков между региональным и муниципальным уровнями государственной статистики при измерении теневых экономических процессов.

В этой связи актуальной проблемой исследования является развитие теоретико-методологических подходов, методов и инструментов измерения теневой экономики региона.

На основе данных методологических указаний и результатов исследования практики статистического наблюдения разработана концептуальная схема структурирования содержания понятия «теневая экономика», обеспечения реализации учетно-статистического подхода к ее применению (рис. 1). Оценка масштабов теневой экономики сегодня, по мнению ученых и специалистов, является одной из наиболее сложных задач как в теоретическом, так и в практическом плане. Вследствие этого характер, объемы, размеры теневого сектора оцениваются по-разному.

В современных условиях систематизированы данные об объемах и составе теневой экономики по группам стран с развитой, развивающейся и переходной экономикой за период с 1990 по 2003 г.; выявлены особенности формирования теневой экономики Российской Федерации по ряду признаков: масштабам и значению в общем объеме деятельности, темпам роста, причинам возникновения.

Подход Представители Основные положения Недостатки

Юридический (правовой) А. К. Бекряшев Г. Гроссман А. Н. Елисеев Т. И. Корягина А. А. Сергеев А. Н. Шохин А. А. Яковлев Главным критерием отнесения деятельности к теневой экономике выступает ее противоправный характер. Теневой считается хозяйственная деятельность, осуществляемая вне рамок официального законодательства 1. Включает в теневую экономику (ТЭ) неэкономическую деятельность 2. Не предполагает количественной оценки ТЭ с помощью косвенных методов 3. Исключает некоторые составляющие ТЭ (например, деятельность домохозяйств)

Экономический П. А. Герасимов Г. Песчанских А. А. Смирнов К. А. Улыбин Л. И. Шелли Теневая экономика определяется как производство, скрываемое от налогов Не учитывает: 1) деятельность предприятий, избежавших налогов, но не нарушивших законодательство; 2) деятельность предприятий, уплативших налоги, но не отчитавшихся в органах статистики; 3) деятельность некорпорированных предприятий, домашних хозяйств

Учетно- статистический Н. Ч. Бокун Ю. Н. Иванов Н. Д. Кремлев А. Е. Суринов Ш. Лейтер Б. Т. Рябушкин Основным признаком теневой деятельности является отсутствие учета экономической деятельности официальной статистикой. Подход основан на методологии СНС 1. Не учитывает криминальную деятельность, не связанную с производством ВВП 2. Не предполагает учета части экономических правонарушений, которые не приводят к изменению общего объема ВВП 3. Базируется на несовершенной информационной базе статистических расчетов

Комплексный П. Вилес И. И. Елисеева Э. Л. Фейг Подход объединяет и сочетает в себе рассмотренные выше критерии Ряд элементов, включенных в теневую экономическую деятельность, не имеет методического обоснования для прямого или косвенного статистического учета

Рис. 1. Содержание понятия «ненаблюдаемая экономика» при учетно-статистическом подходе

Установлено, что причины развития теневой экономики в России многообразны. В работе обосновано их подразделение на четыре основные группы: 1) экономические; 2) социальные;

3) правовые; 4) политические.

1. Экономические факторы:

- высокий уровень налогообложения;

- экономическая нестабильность;

- разбалансированность различных сфер экономики;

- значительные масштабы государственного сектора в экономике;

- просчеты государственного управления экономикой.

2. Социальные факторы:

- низкий уровень жизни населения;

- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

- несовершенство законодательства;

- нестабильность правовой базы;

- неэффективная работа правоохранительных органов, коррупция.

4. Политические факторы:

- недостаточный авторитет государственной власти среди населения;

- политическая нестабильность;

- слабость политической власти.

Теневая экономика оказывает двойное влияние на социально-экономическое положение в стране: положительное (стабилизирующее) и отрицательное (дестабилизирующее). Степень проявления той или иной формы воздействия в значительной мере определяется состоянием экономики. Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным и порождает ряд следствий, отрицательно сказывающихся на экономике государства.

Одной из наиболее сложных проблем в исследовании теневой экономики является разработка методического аппарата по оценке ее основных количественных параметров, что обусловлено самим характером этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации.

Многогранность теневой экономики подразумевает и многообразие методов ее измерения. Само разнообразие применяемых в мировой практике методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки размеров теневых экономических структур и критериев достоверности результатов.

В последние годы многими российскими учеными предпринимались попытки систематизации методов измерения теневой экономики (рис. 2).

Рис. 2. Классификация методов измерения теневой экономики

Перечисленные методы дают реальную возможность количественного измерения теневой экономики.

Развитие статистической теории и практики в последние годы привело к широкому распространению косвенных методов оценки ненаблюдаемой экономики, основанных на анализе имеющейся информации налоговых, финансовых, таможенных органов, органов внутренних дел, местных руководящих органов и т. д. В то же время основу для оценки ненаблюдаемой экономики составляют прямые методы, так как без информации, полученной при непосредственном наблюдении за участвующими в теневой экономике, трудно произвести те или иные расчеты, позволяющие оценить ее размеры.

Теневая экономика в России в настоящее время, приобретая все более глобальный характер, зарождается и формируется на мезо- и микроуровнях административно-территориального деления (региональном и муниципальном). При этом существенное влияние на масштабы теневого сектора оказывает производственная структура региона, его социально-экономическое развитие как в целом по региону, так и в разрезе муниципальных образований. Выявление истинных размеров теневой экономической деятельности с учетом региональных особенностей по-

зволит производить объективные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей, что необходимо для принятия адекватных управленческих решений как на макроэкономическом, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Необходимо постоянное совершенствование методологии статистического наблюдения и расчетов показателей, характеризующих ненаблюдаемую экономическую деятельность, а также слаженная работа органов государственной власти всех уровней.

Структура информационных взаимосвязей органов государственной статистики федерального, регионального и муниципального уровней при расчете ВВП с учетом объемов теневой экономики схематично представлена на рисунке 3.

Разработка единой, универсальной методики для регионального уровня - процесс достаточно сложный и трудоемкий. Проблема заключается в отсутствии единства методологической базы расчета региональных макроэкономических показателей, а также в различиях в объеме и составе видов экономической деятельности на территории регионов. Все это предполагает наличие определенных специфических приемов и способов оценки теневой экономики именно для отдельно взятого региона.

Рис. 3. Схема взаимодействия информационных потоков формирования теневой экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Несомненно, выявление истинных параметров теневой экономики позволит органам власти и управления страны в целом и отдельных регионов в частности определить необходимые меры по борьбе с нелегальной экономической деятельностью, что будет способствовать оздоровлению экономики, росту жизненного уровня, укреплению национальной безопасности и повышению доверия населения к власти, а соответственно, и к статистическим структурам и статистическим данным.

Концептуальной основой методологии статистического изучения ненаблюдаемой эконо-

мики должна являться СНС. На уровне региона данную роль выполняет система регионального счетоводства. В условиях ограниченности информационных ресурсов и наличия трудностей в решении ряда методологических проблем на внутринациональном уровне методология количественной оценки теневой экономики региона должна быть существенным образом скорректирована. Для расчета региональных показателей теневой экономики необходимо установить определенные правила, базирующиеся на имеющейся информации и отвечающие потребностям пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.