СТАТИСТИКА И УЧЕТ
П.Я. Октябрьский
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СТАТИСТИКЕ
Современная международная статистика (МС) естественно ассоциируется со статистикой ООН, берущей свое начало с 16 февраля 1946 г., когда решением Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН была учреждена Статистическая комиссия ООН (СК ООН) как важнейший орган международной статистики. В ее состав вошли представители пяти ведущих держав: США, СССР, Великобритании, Франции и Китая (до 1972 г. членом СК был и проф. Махаланобис — директор Индийского статистического института, выдающийся деятель в этой области). Сейчас в СК числятся представители 24 стран. Именно ей принадлежит ведущая координирующая роль в многогранной деятельности всей современной МС. Но при этом нельзя умалять значение в ее становлении и развитии всех предшественников СК: статистических конгрессов, инициатором которых был А. Кетле, а также Международного статистического института, принявшего своего рода эстафету от конгрессов и до образования Лиги Наций являвшегося главной международной статистической организацией (сейчас Институт занимается в основном учебной и научной деятельностью).
Павел Яковлевич ОКТЯБРЬСКИЙ — д-р экон. наук, профессор кафедры статистики, учета и аудита экономического факультета СПбГУ, Почетный профессор Университета, Почетный работник высшего образования России. Окончил Ленинградский плановый институт в 1952 г. После окончания аспирантуры Московского экономико-статистического института (ныне Московский университет статистики, экономики и информатики), с 1960 г. по настоящее время работает на экономическом факультете СПбГУ. В 1974— 1997 гг. заведовал кафедрой статистики и учета. Кандидатская диссертация защищена в 1963 г., докторская — в 1986 г. В том же году утвержден в ученом звании профессора.
Автор более 120 опубликованных работ, в том числе четырех монографий, более 20 учебных и учебно-методических пособий по отечественной и международной статистике общим объемом более 70 п.л.
Сфера научных интересов — социально-экономическая статистика (отечественная и международная).
© П.Я. Октябрьский, 2005
С самого начала возникновения Лиги Наций было проведено разделение функций уже существовавших к тому времени международных организаций, профессионально занимающихся статистикой: Статистического института, Международной организации труда, Международного аграрного института. Сама же Лига Наций сосредоточила свою деятельность на вопросах унификации статистических методов и под ее эгидой было проведено несколько международных конференций, посвященных этой проблеме. Она же приступила и к практическому осуществлению международных сопоставлений, что находило отражение в ее ежемесячном статистическом журнале, а с 1926 г. и в статйстических ежегодниках (всего их было издано 17). С 1934 г. начал выходить ежегодный мировой обзор с постоянно расширяющимся набором статистических показателей, включая индексы физического объема промышленного производства и цен, национального дохода, стоимости жизни и курсов валют. Наиболее полно статистика была представлена в последнем Ежегоднике Лиги Наций (1942-1944 гг.). В нем впервые был опубликован в сопоставимом виде национальный доход, исчисленный по восьми странам, факторный анализ которого и прогнозные расчеты были связаны с трудами Дж. Кейнса и его последователей, что не могло не привести к идее использования двойной записи. Так, подобно бухгалтерскому учету на предприятиях, появился учет народного хозяйства — национальное счетоводство (НС) как система международных стандартов для макроэкономических показателей статистики. Его отцом многие считают Дж. Кейнса, хотя почти одновременно он появился в работах и других авторов: Р. Фромана и А. Венсена (Франция), Дж. Мида и Р.Стоуна (Англия). Сам же термин «национальное счетоводство» предложил голландский статистик Эдуард ван Клифф, опубликовавший в журнале «Экономист» за 1941 г. статьи о национальном счетоводстве своей страны.
В практику международной статистики оно было введено в послевоенные годы. Первый стандарт НС под эгидой СК ООН был разработан в 1952 г. и назывался «Система национальных счетов и забалансовых таблиц». Но уже через год появился его уточненный вариант: «Система национальных счетов и стандартных таблиц ООН». В последующем СНС пересматривалась в 1958, 1963, 1965, 1968 и последний раз в уже относительно далеком 1993 г.
На СК ООН, как важнейшую организацию МС, возложена реализация следующих основных задач:
1. Содействовать развитию национальной статистики и ее международной сравнимости.
2. Координировать статистические работы специализированных учреждений ООН.
3. Разрабатывать рекомендации по общим проблемам сбора, обработки и распространения информации в мире.
4. Содействовать общему совершенствованию статистики и ее методов.
Основная форма работы Комиссии —проведение сессий, по результатам
которых составляются доклады с приложением резолюций для ЭКОСОС, в состав которого СК входит на правах одной из функциональных комиссий. Вообще же этот Совет направляет и контролирует деятельность всех подразделений ООН в области статистики.
Постоянным исполнительным органом СК для подготовки документов при решении ее задач выступает Статистический отдел (СО) Секретариата ООН.
Наряду с этим он обеспечивает написание проектов методологических руководств в области статистики, сбор и обработку информации национальной статистики и международных организаций для выпуска публикаций, сбор и анализ замечаний отдельных стран по проектам рекомендаций ООН, выведение региональных и мировых итогов собранных данных и увязку данных международных организаций статистики.
Собственные статистические службы имеются практически во всех специализированных организациях ООН и в их задачу входит, разработка международных стандартов в определенных отраслях статистики: Своя статистика имеется и в других международных организациях, действующих при Секретариате ООН, таких как ЮНИДО, ЮНЭП, ВФП, ЮНИСЭФ и др. В работе СК ООН принимают участие и организации вне системы ООН, где также широко представлена статистика: ОЭСР, ЕС (с Евростатом), МСИ, Панамериканский статистический институт, ОАЕ, СНГ со Статистическим комитетом. Здесь же следует назвать и специализированные организации ООН (МОТ, МВФ, ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО, ИКАО, МАГАТЕ, ВТО и др.), а также все региональные организации со своими статистическими структурами: ЕЭК, ЭКА , ЭКЗА, ЭКЛА, ЭСКАТО.
Особое место в этом множестве международных организаций, активно занимающихся статистикой по своим направлениям деятельности, принадлежит СК ООН — она выполняет ведущую координирующую роль в разработке международных статистических стандартов, и классификаций и их внедрении и контроле за этими процессами. В сущности этим и определяется ее положение «быть первой среди равных».
С ней активно сотрудничает и государственная статистика России. В среднесрочной перспективе (до 2008 г.) она призвана обеспечить научный подход и применение международных статистических стандартов и классификаций при определении национальной системы статистических показателей и методов их формирования. Одним из факторов, призванных обеспечить достижение этих стандартов, является ратификация РФ статей 11-15 Конвенции МОТ 1985 г. о статистике труда (Ы 160). Далее взамен действующих общероссийских классификаторов продукции (ОКП), услуг населению (ОКУН), не обеспечивающих разработку статистической информации в соответствии с международными требованиями, намечено завершить подготовку и внедрить в российскую экономику Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКДП), построенный на базе Статистической классификации продукции по видам деятельности Европейского Союза (КПЕС) и Перечня ПРОД; КОМ, а также взаимоувязанный с Международной классификацией основных продуктов (КОП), Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), Комбинированной тарифно-статистической номенклатурой Европейского Союза.1
Отечественная статистика активно взаимодействует и с отдельными статистическими службами США, в частности, с Бюро экономического анализа по вопросам макроэкономической статистики и с Бюро цензов — в части проведения экономических переписей. В рамках российско-канадской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству намечена реализация совместных проектов по региональным показателям СНС и статистике внешней торговли. Всем этим обеспечивается сближение российской
статистической методологии и практики с международными стандартами, эффективное использование зарубежного опыта при организации статистических наблюдений, совершенствование международного информационного взаимодействия.
Такое взаимодействие успешно продолжается и с ОЭСР в рамках гармонизации российской статистики с международными статистическими стандартами, и по просьбе директората статистики ОЭСР был расширен состав показателей, представляемых Россией.
Статистика ООН в целом добилась значительной унификации данных международной статистики, что уже обеспечивает надлежащую сопоставимость показателей разных стран. Этому же служит и установленный порядок выработки рекомендаций ООН по МС, начиная с заявки СК в СО Секретариата ООН, последующего ее обсуждения в странах и СК, после чего происходит окончательное рассмотрение и утверждение документа в Экономическом и социальном совете ООН.
Основные виды статистических стандартов:
♦ Общеметодологические положения МС в части построения систем сводных показателей в рамках СНС и Руководства по платежному балансу, разрабатываемого МВФ, но увязываемого с СНС.
♦ Международные стандартные классификации.
♦ Руководства по исчислению показателей и указания о порядке проведения всемирных обследований.
♦ Справочники и технические руководства (международные меры и веса, номенклатура географических регионов для статистики, названия стран и национальностей, указатель международных стандартов, таможенные зоны мира, перечень международных статистических показателей и т. д.). Считается, что сейчас действует более 150 международных стандартов по статистике, из которых примерно 60 разработаны в СК, а остальные — в специализированных организациях ООН.
Известно, что статистика многие свои показатели основывает на данных бухгалтерского учета, поэтому СК ООН и старается увязывать принципы бухгалтерского учета с принципами СНС. Налажены контакты с международными профессиональными объединениями бухгалтеров: Комитетом по стандартам бухгалтерского учета, Международной федерацией бухгалтеров, Европейской федерацией бухгалтеров-экспертов и др. В 1982 г. была создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчетности. Считается, что сейчас действует уже более 30 стандартов бухгалтерского учета, которые основаны на принципах СНС-93. Наиболее полно и последовательно такие стандарты внедрены во Франции через Общенациональный план счетов.
Тем не менее практически всегда обнаруживаются различия в опубликованных данных разных стран по сравнению с данными МС. Причиной этого является неодинаковый состав объектов статистического наблюдения, различия в выборе момента и методов сбора и обработки исходной информации, уровней цен и покупательной способности национальной валюты и многое другое. Определенное влияние здесь оказывает и форма организации национальной статистики. А она может быть как централизованной (в России), так и
децентрализованной (в США и большинстве западных стран), но в обоих случаях предполагается соблюдение ими международных стандартов.
Решается указанная проблема с помощью:
1. Соблюдения установленного порядка разработки и применения статистических стандартов (рассмотрен выше).
2. Выявления различий национальных показателей разных стран и стандартов.
3. Применения метода переходных ключей для пересчета национальных данных в соответствии с международными стандартами.
4. Использования показателей, исчисленных в расчете на душу населения.
5. Применения ППС валют разных стран при сопоставлениях ВВП.
Последнее положение представляется особенно важным, учитывая, что использование в сравнительном анализе экономики разных стран данных о ВВП (равно как и других макропоказателей), пересчитанных в доллары США или другую единую валюту с помощью официальных курсов, не всегда объективно отражает экономическую реальность в отличие от ППС.
Примером упомянутых переходных ключей на практике служат уже принятые в МС международные классификации: Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК), КОП, товарные классификации и номенклатуры (в частности, Гармонизированная система описания и кодирования товаров), классификации занятий, трудовых ресурсов и профессий, классификации собственно ООН, в частности, национального богатства.
Вместе с тем и официальная МС, будучи в хорошем смысле консервативной, обогащается за счет устоявшихся новаций национальной статистики и предложений международных организаций. Примером этого служит теоретически обоснованное и практически уже апробированное предложение Всемирного банка, поддержанное МВФ, наряду с воспроизводимым и природным капиталами дополнительно включать в национальное богатство стран человеческий капитал, чего нет в СНС-93. Что касается официальной отечественной статистики, то она пока ограничивает состав национального богатства основными фондами, материальными оборотными средствами и домашним имуществом населения, не включая даже природные ресурсы, ссылаясь на объективные трудности их учета. В части последних, а также человеческого капитала, отечественные расчеты пока проводятся в экспериментальном порядке Институтом экономики Академии наук и отдельными исследователями.
Отечественная статистика следует международным стандартам в части показателя ВВП — те же три способа его расчета (производственный, распределительный и конечного использования) с теми же тремя методами оценки его динамики: прямой переоценки, экстраполяции и дефлятирования. Практически новым для страны станет уже внедряемый с 2003 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), почти полностью гармонизированный с Международной стандартной отраслевой классификацией (МСОК) и классификацией видов экономической деятельности Европейского Союза (КДЕС), хотя и с учетом специфики российской экономики. Российским аналогом международной классификации основных продуктов (КОП) сейчас выступает Общероссийский классификатор продукции (ОКП) и классификатор услуг населению (ОКУН), но в ближайшей перспективе они будут заменены сводным классификатором продуктов и услуг (ОКПУН), гармонизированным
со статистической Классификацией продукции по видам деятельности Европейского Союза (КПЕС/СРА).
Однако не все так гладко в МС, и там есть определенные неувязки, в частности, между собственно статистикой ООН (по сути, американской) и статистикой стран Евросоюза. Последняя особенно консолидировалась после перехода этих стран на единую валюту — евро, обеспечивающую сопоставимость всех стоимостных показателей стран ЕС без каких-либо пересчетов. Эта статистика уже давно, а сейчас тем более, в ряде случаев проявляет свою самостоятельность относительно американской, объективно оправдывая это европейской спецификой. Так, в странах Евросоюза вместо системы СНС-93 с подачи Франции в свое время была принята ЕСНС-95 с некоторыми чисто европейскими сюжетами.2 Далее, еще при обсуждении СНС-93 с подачи статистики ООН назревал вопрос о замене ВВП на ВНП как показатель конечного результата экономической деятельности резидентов, т.е. национальной экономики. Но из-за несогласия, пусть и молчаливого, европейцев ВВП устоял на вершине пирамиды, хотя в национальной статистике многих стран (и России в том числе) широко применяются и другие показатели общественного продукта, удовлетворяющие определенные национальные потребности:
В последнее время все настойчивее ставится вопрос об обновлении СНС-93
и, более того, предложена целая программа работ по такому обновлению, уже одобренная 35-й сессией Статистической комиссии ООН в 2004 г. Рассмотрение предложений и подготовка решений по уточнению редакции СНС возложены на специальную группу, координирующую развитие работ по национальным счетам в мире и включающую представителей ООН, ОЭСР, МВФ, ВБ и Евростата. Образована и консультативная группа экспертов по национальным счетам в составе 20 человек, специально приглашенных из различных стран, с целью подробного предварительного обсуждения всех предложений по обновлению СНС и выработки рекомендаций по ним. Обновленную версию СНС Статистическая комиссия ООН предполагает утвердить в 2008 г. на основе разработанных рекомендаций и с учетом замечаний стран.
Одной из самых актуальных проблем в статистике общественного продукта на сегодня является учет теневой экономики. Уже проведено несколько представительных международных конференций по этой проблеме. При Евростате создана специальная рабочая группа по ТЭ. Но решение проблемы осложняется тем, что до сих пор нет единого понимания ТЭ. И, к сожалению, затянувшаяся дискуссия и споры вокруг ТЭ все чаще идут вокруг самого термина, а не по существу проблемы. Наши специалисты ее понимают как теневую часть экономической деятельности по производству товаров и услуг, включая незаконное, скрытое производство и неофициальную деятельность, а также незаконное перераспределение доходов и активов.
СК ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР определяют ТЭ как скрытую, неформальную и нелегальную. Объектом наблюдения статистики повсеместно выступает только скрытая (теневая) и неформальная деятельность, в принципе не запрещенная законом. Что касается нелегальной деятельности, то она статистикой не учитывается, хотя в СНС-93 предусматривалось это делать. Но пока так поступает одна Австралия, где доля нелегальной экономики в ВВП весьма незначительна.
Недавно появился термин «ненаблюдаемая экономика». И более того, совместными усилиями ОЭСР, МВФ, Статистического бюро МОТ и Статкомитета СНГ был выработан методологический документ, именуемый «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики» с 12 главами, который содержит приглашение всем статистикам «говорить на одном языке», хотя дело в нем ограничивается лишь некоторыми обобщениями уже имеющейся в мире практики расчетов и методов измерения теневого производства. И, судя по всему, основная новизна этого «Руководства...» сводится к замене понятий теневой экономики на ненаблюдаемую. И это понятие все больше принимается. Под названием «Ненаблюдаемая экономика: проблемы измерения» в Санкт-Петербурге в 2004 г. проходил Международный семинар, организованный совместно Росстатом и ЦСУ Польши.
Определенность понятий безусловно важна, но острота проблемы уже давно требует принятия конкретных рекомендаций по параметрам, учету и оценке ТЭ. По подсчетам английского журнала «Экономист», в конце 1990-х годов объем теневого бизнеса на планете мог составить около 2 трлн стерлингов и в списке 11 стран два последних места с наибольшей ТЭ занимали Польша (45%) и Россия (50%) ВВП. Позднее назывались цифры: Грузия — 63%, Украина — 47, Россия — 41, а наименьшей ее доля была в США (9%) и Японии (11%).
Излишне говорить, что в области статистики внешней торговли и внешнеэкономических связей отечественная статистика руководствуется (да и не могло быть иначе) международными стандартами в этой области и, в частности, действующими Международной стандартной торговой классификацией ООН от 1985 г. и Гармонизированной системой описания и кодирования товаров от 1988 г., а также положениями второго уточненного издания Методологии международной торговли товарами (МТТ-2), принятой ООН в 1998 г. В соответствии с этими стандартами отечественная статистика разрабатывает торговый и платежный балансы, при этом в последнем, как и предусмотрено, выделяются три счета: текущих операций, операций с капиталом и финансовый. Россия представлена.как в квартальном бюллетене «Таможенная статистика .внешней торговли», так и в ежегоднике «Статистика внешней.торговли». Вместе с тем намечается расширить программу официальных публикаций в этой области, учитывая возросшие запросы на такую информацию как внутри страны, так и со стороны международных организаций, на основе использования базы по десятизначным товарным позициям ТН ВЭД.
На примере внешней торговли особенно понимается необходимость уточнений некоторых положений СНС-93, а в чем-то и их пересмотра (недаром и появился ее европейский вариант ЕСНС-95). Пока же международной статистической практике приходится нередко отходить от них и руководствоваться рекомендациями текущих международных конференций или решениями других международных организаций ООН (МОТ, ВБ, МВФ и др.), все чаще уточняющих СНС-93. Поэтому, можно только приветствовать появившуюся программу обновления СНС-93, о которой и говорилось выше. .
Не менее согласованно российская статистика взаимодействует с МС в области статистики рынка труда. Благодаря активной деятельности МОТ с участием российских представителей в ее составе и на международных конференциях
приняты согласованные международные стандартные классификации, которым следует и отечественная статистика: Классификация занятий (МСКЗ) с исходной редакцией от 1987 г., Классификация трудовых ресурсов по положению в занятости (1993 г.), Классификация работников по типу профессий (1988 г.).
Отечественная статистика рынка труда руководствуется международными рекомендациями и в трактовках категорий населения (трудовых ресурсов, экономически активного и неактивного населения, занятого населения) и соответствующих показателей; в статистике безработицы, самой системы показателей рынка труда, статистике трудовых конфликтов. Наша статистика следует международным стандартам и в части изучения проблем рабочего времени, производительности и оплаты труда с использованием показателей МС. Активно изучается и относительно новый для нас показатель стоимости рабочей силы, введенный в международную практику еще в 1966 г. Своими данными Россия участвует в исследованиях Всемирного экономического форума по оценке конкурентоспособности стран по трудовому фактору.
Россия своими статистическими данными, исчисленными по международной методологии, участвует практически во всех международных сопоставлениях и в первую очередь в рамках специальной Программы международных сопоставлений (ПМС), разработанной еще в конце 1960-х годов с целью оценки уровней общеэкономического развития стран и благосостояния наций, выявления и сравнения эффективности национальных экономик, их финансовых возможностей, изучения международной экономической интеграции, разработки экономических теорий (моделей).
Начало реализации этой программы было положено в 1970 г. с участием всего 10 стран. Наша страна, в бытность СССР, впервые участвовала в раунде Европейской ПМС за 1990 г. с общим охватом около 40 стран. 1993 г. стал годом мирового (глобального) сопоставления с охватом 86 стран мира и с первым участием в нем России. Основной объект сопоставлений — ВВП, исчисленный методом конечного использования (методом расходов), и основная цель — сравнение физического объема валового продукта и его главных компонентов в целом и на душу населения. Все сопоставления осуществлялись преимущественно методом ЭКШ, предложенным венграми Элтето и Кеве-ши, поляком Шульцем. Последние сопоставления в рамках ЕПМС с участием России были проведены в 1996 и 1999 гг. и, кстати, ее положение в обоих сопоставлениях выглядело удручающим: ВВП на душу населения составил лишь 24% в 1996 г.3 и 18% в 1999 г.4 от уровня США, что поставило Россию на 40-е место из всех 43 представленных стран.
Одним из важнейших направлений в деятельности МС является сопоставление уровня жизни населения различных стран мира, и статистика России предоставляет информацию для этого, а также самостоятельно осуществляет подобные сравнения. В международном масштабе такие сравнения проводятся в рамках Программы развития ООН (ПРООН), начатой в 1990 г.
Уровень жизни (УЖ) понимается как обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных потребностей. Первая попытка создания системы (скорее, набора) показателей УЖ в международном масштабе была предпринята ООН в 1960 г., но сама система появилась только в 1978 г. в
составе 12 групп показателей. Были созданы системы показателей УЖ в США, Франции, в рамках ОЭСР, Статистического комитета СНГ, Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Минэкономики РФ и в Госкомстате России.
Основным на сегодня обобщающим показателем УЖ в МС выступает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), постепенно заменяя индекс человеческого развития (ИЧР). В рамках ПРООН и расчетов сводного индекса обобщается числовая информация более 170 стран из 220. Частные индексы: ожидаемая продолжительность жизни (эталон — 85 лет, минимум — 25), уровень образования (соответственно 100 и 0%) и реальный ВВП на душу населения (40 000 долл. и 100 долл. в среднем на душу населения).
Статистика России дополнительно учитывает еще два индекса: уровня бедности (это 1 минус доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
— сейчас у нас он 2451 руб., или 87,7 долл. в месяц, планируется на 2006 г. — 3375 руб.) и уровня общей безработицы (1 минус доля безработных в составе экономически активного населения). Частные индексы в составе ИРЧП рассчитываются по формуле
х-х
2 шах
X —X
/ шах \ тт
Общий ИРЧП определяется как средняя арифметическая величина из частных индексов. Величина всех индексов изменяется от 0 до 1. Для стран высокого развития он не менее 0,8; среднего — 0,5-0,8. Россия находится на границе стран со средним и низким уровнями развития, занимая в 2002 г. 57-е место из 175 стран и только 4-е место среди 15 стран бывшего СССР. Особенно низкий уровень характерен для ВВП на душу населения (частный индекс — 0,74), продолжительности жизни (с индексом 0,69). Сильная сторона России — образование (с индексом 0,95). Лидеры по сводному ИРЧП: Норвегия, Австралия, Канада, США, Швеция, Нидерланды.
Особая проблема в изучении УЖ — бедность, и понятно, что она требует повышенного внимания во всех странах. Ее решение во многом зависит от его статистического обеспечения. В России, например, продолжаются работы в рамках реализации Проекта по совершенствованию измерения, мониторинга и анализа бедности. Проект был разработан по поручению Правительства, а выполнение самих работ возложено на Минтруда и Госкомстат РФ при содействии Всемирного банка и Министерства по делам международного развития Великобритании.
Порог бедности чаще всего, в России в том числе, определяется величиной прожиточного минимума. В варианте Всемирного банка от 1990 г. этот минимум фиксируется ежедневным доходом в долларах США 1993 г. по ППС: нищеты — до 1 долл./день, бедности — 2 долл./день, прожиточного уровня — 4 долл./день.5 По-разному и в разных странах представляют свое богатство бедные и богатые. В России богатство у бедных, по их опросам, начинается с 555 долл. на каждого члена семьи в месяц, хотя 23-летние россияне довольствовались бы и 300, а кому за 40 лет — даже 215 долл. Богатые начинают считать себя таковыми начиная с дохода в 3,5 тыс. долл. на человека в месяц, что на
уровне доходов госслужащих и не ниже дохода министра. Их жизненный критерий: «Мы можем позволить себе все». Но таких в России не более 2 — 2,5%.6
Социальная дифференциация населения в странах изучается статистикой разными методами и в первую очередь его 10- и 20%-ными группировками по доходам. Наибольший доход, естественно, везде приходится на последнюю группу населения, и разрыв в доходах крайних групп многократный, а в некоторых странах, включая Россию, он оценивается как пропасть. Лишь один пример: в руках небольшой группы российских олигархов (примерно 1500 человек) сосредоточено более половины всего богатства страны, тогда как у 85% россиян
— всего 7% этого богатства. Решению той же задачи измерения социальной дифференциации населения служат и общепризнанные в мире коэффициенты О. Лоренца с графиком и К. Джини, известные в целом как методология Парето —Лоренца —Джини.
Уровень жизни населения в конечном счете оценивается душевым потреблением продуктов питания и его обеспеченностью материальными благами и услугами. По суточной калорийности питания на душу населения (2704 ккал) в конце XX в. Россия оказалась на 37-м месте из 38 опубликованных, обогнав лишь Индию (2415 ккал.). Для сравнения, этот показатель был равен 3808 ккал в Дании, 3642 в США, 3551 во Франции и т.д.7
Но это не мешает тому, что примерно 60% россиян имеют излишний вес и у России по этому показателю 4-е место после США (бесспорного лидера), а также Германии и Франции.
Уже давно общепризнанными международными стандартами в социально-экономической статистике, широко используемыми во всех без исключения странах, включая и Россию, являются известные индексы потребительских цен
Э. Ласпейреса, Г. Пааше и И.Фишера. Их общее назначение — изучение инфляции и стоимости жизни населения, и, кстати, по этому показателю С.-Петербург отмечен среди 10 самых дорогих из числа крупных городов мира, занимая в данном списке 7-е место после Токио, Москвы, Сянгана (Гонконга), Пекина, Осаки, Шанхая.8 За ним следуют Нью-Йорк, Гуанчжоу и Сеул. С.-Петербург считается городом с самой низкой рождаемостью (уступающей смертности в два раза) и самым старым по возрасту его жителей (22,7% петербуржцев превысили 60-летний рубеж).9 В десятку наиболее дорогих европейских столиц, кроме Москвы, входят Копенгаген (самая дорогая столица), Париж, Вена, Дублин, Хельсинки, Рим, Стокгольм, Берлин и Люксембург.
Проблема международных статистических стандартов, на каком бы уровне она не рассматривалась (мировой экономики или национальной), в сущности не имеет окончательного решения. Она требует постоянного изучения, обсуждения и согласования с учетом меняющихся реалий самой жизни.
1 Соколин В.Л. Основные направления развития государственной статистики на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) // Вопросы статистики. 2005. N 4. С. 3-29.
2 Елисеева И.И., Бурова Н.В. Реформирование Европейской системы национального счетоводства / / Вопросы статистики. 1999. N 11. С. 52-57.
3 Вопросы статистики. 1999. N 11. С. 80.
4 Вопросы статистики. 2003. N 2. С. 6.
5 Вопросы статистики. 2003. N 10. С. 13.
6 Нестеров Л.И. Границы возможностей воспроизводства национального богатства // Вопросы статистики. 2003. N 10. С. 13.
7 Кузнецова Е.В., Дмитриева Е.Д. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и'отдельных зарубежных стран .// Вопросы
статистики. 2000. N 3. С. 15.
8 С.-Петерб. ведомости. 2001. 22 авг.
9 С.-Петерб. ведомости. 2001. 11 окт.
Статья поступила в редакцию 19 октября 2005 г.