Научная статья на тему 'Теневая экономика финансовая основа воспроизводства коррупционных отношений в современной России'

Теневая экономика финансовая основа воспроизводства коррупционных отношений в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизогуб А. Н.

В статье рассматриваются содержание и формы взаимодействия теневой экономики и коррупции. Обосновывается положение, что теневой доход от противоправной экономической деятельности является основным финансовым источником воспроизводства коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMY: FINANCIAL BASE OF CORRUPTION REPRODUCTION IN RUSSIA TODAY

The article deals with the questions of form and content of shady economy and its links with corruption. The author of the article proves the fact that shady income from illegal economic activity is the main financial corruption reproduction.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика финансовая основа воспроизводства коррупционных отношений в современной России»

К тому же условия таких соглашений недостаточно учитывают положения обеспеченных кредиторов.

По мнению немецких юристов, наиболее практичным и часто используемым способом спасения пред-приятий-должников является полная продажа активов таких предприятий новому собственнику В 1989 г. Федеральное Министерство юстиции Германии опубликовало реформированный Закон о банкротстве, в котором целью производства по несостоятельности заявлено максимальное увеличение стоимости активов должника и распределение этой стоимости среди различных претендентов на нее в соответствии с относительной очередностью прав финансовых требований. Германский подход состоит в том, что нужно предоставить рыночным силам решать, что лучше подходит для максимального увеличения стоимости активов действующего предприятия: реорганизация должника или продажа его бизнеса и активов после ликвидации. Исходя из этой цели германское законодательство о банкротстве не отдает предпочтение продолжению деятельности существующего предприятия-должника по сравнению с продажей предприятия другому субъекту или даже расчленением активов должника с последующим их более эффективным распределением. Иными словами, современная цель процедур несостоятельности в Германии - эффективное использование активов, а

не защита попавших в затруднительное положение фирм от действия рыночных сил.

Как полагают ведущие западные специалисты по несостоятельности, если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих мест, а не удовлетворения исков кредиторов возобладает в России, то ни у российских, ни у западных инвесторов не будет стимула инвестировать в отечественные предприятия, предоставлять им кредиты, ибо не будет гарантии возврата (хотя бы частичного) вложенных средств в случае их неэффективного использования.

По итогам анализа зарубежного опыта можно сделать вывод о том, что применение внесудебных, например экономико-предпринимательских, процедур антикризисного управления предприятиями является бо -лее эффективным.

1. Антикризисное управление / Под ред. Э .С.Минаева, В. П. Панагушина. М.: ПРИОР, 1998.

2. Антикризисное управление: Теория и практика наблюдения / Под общ. ред. В.В. Голубева. М.: Статут, 2000.

3. Григорьев В., Юн Г., Гусев В. Направления, виды и типы реструктурирования // Вестник ФСФО. 2001. №2.

4. Макаренко О.Г. Стратегический менеджмент. Самара: Изд-во Самарской гос. эконом. академии, 2002. Ч. I: Стратегическое мышление.

УДК 330.3

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА -ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ВОСПРОИЗВОДСТВА КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Несмотря на обилие работ по проблеме коррупции, в общественнополитической и специальной литературе пока нет общепринятого определения этого феномена. Это обусловлено, во-первых, сложностью рассматриваемого явления, а во-вторых, различием критериев отнесения к ней той или иной человеческой деятельности. В рамках заявленной темы, не вдаваясь детально в рассмотрение существующих подходов к трактовке этой дефиниции, будем исходить из следующего ее определения: кор -рупция - это подсистема общественных отношений, направленных на достижение корыстных личных или групповых интересов.

Для достижения корыстных целей используются любые средства и методы, независимо от существующих правовых норм и правил. Проявления коррупционных отношений весьма разнообразны и пронизывают все ветви и уровни государственной власти и управления, политические институты общества, его экономический базис.

В современной России коррумпированность органов власти и управления, по оценке Президента страны В.В. Путина, стала главным тормозом экономических преобразований. Она является одним из важных факторов развития преступности в обществе. Сегодня коррупционные отношения выступают связующим звеном между государственными органами и преступными группировками и в ряде случаев лишают защиты граждан и юридических лиц в попытках отстоять свои законные права и интересы. Однако самый большой ущерб от нее не экономический, а социальнополитический - утрачивается доверие народа к власти.

Основным средством для достижения корыстных интересов в различных сегментах человеческой деятельности являются деньги. Источником

А.Н. Лизогуб,

кандидат экономических наук, профессор, начальник кафедры гуманитарных и социальных наук, Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ

денежных средств является та часть экономика, которая функционирует вне правового поля. Речь идет о теневой экономике, представляющей собой нерегулируемую и неконтролируемую государством часть воспроизводства материальных благ и услуг, присваиваемых в корыстных целях.

Теневой доход от противоправной экономической деятельности и прежде всего таких ее составляющих, как «серая» и «черная» экономика (производство и сбыт наркотиков, оружия, проституция и т.д.), является основным финансовым источником воспроизводства коррупции. В свою очередь, одним из главных факторов воспроизводства и живучести теневой экономики является коррумпированность части госслужащих, которые используют должностной статус, свои полномочия в корыстных целях.

Взяточничество выступает в качестве основного связующего звена между теневой экономической активностью и частью чиновников госаппарата. Представители последнего оказывают субъектам теневого сегмента экономики за вознаграждение (в различных формах) самые разнообразные услуги, начиная с получения выгодных государственных заказов, льготного налогообложения, неправомерного разрешения хозяйственных споров, получения протекций, квот и незаконных привилегий и заканчивая лоббированием интересов бизнеса властными структурами. По оценкам экспертов, не менее 30 - 40% доходов, полученных от противоправной деятельности, тратится на подкуп должностных лиц. То есть речь идет о 5 - 7 млрд дол. США. В руках чиновников полученный теневой доход принимает форму «статусной ренты» [1]. Следовательно, теневая экономика является финансовой базой воспроизводства коррупционных отношений, а коррупция, в свою очередь, является определенным гарантом сохранения, своего рода «крышей» теневого сегмента экономики, создает условия для процветания отдельных ее представителей.

Примером, иллюстрирующим масштабы теневой активности, например, в банковской сфере, могут служить следующие данные, приведенные главой ЦБ России Сергеем Игнатьевым. Объем фиктивных банковских операций по обналичиванию денег составляет 50 -80 млрд руб. в месяц, и около 4 млрд дол. ежемесячно переводится на подставные зарубежные счета. Ежегодно в ходе фиктивных банковских операций в стране «отмывается» 1,5 - 2 трлн руб. [2]. Для сравнения отметим, что доходная часть госбюджета страны на 2007 г. составляет немногим более 5 трлн руб. [3]. Несмотря на жесткие меры ЦБ России в отношении банков-нару-шителей существующего законодательства, переломить ситуацию пока не удается. Только за последние два года, по данным ЦБ России, за отмывание «грязных» денег у 104 банков были отозваны лицензии [4]. Это свидетельствует, во-первых, о значительных теневых доходах в стране, а во-вторых, о небезвозмездной «смелости» банковских структур, занимающихся «отмыванием» незаконно полученных доходов, что доказывает расширенное воспроизводство теневых отношений с участием в этом процессе и части банковского сообщества.

На этапе трансформирования административно-командной системы хозяйствования и становления новой экономической модели происходит заметное укрепле-

ние союза теневой экономики с коррупцией. Опасность функционирования и развития этого дуэта многократно возрастает именно в этот период по причине реформирования государства и других ключевых элементов политической системы общества. В этих условиях теневая экономика развивается вширь и вглубь, появляются ее новые формы («теневая занятость», «уклонение от уплаты налогов», «серая зарплата», «фиктивные банковские операции», «бегство капитала», «теневая миграция» и др.), стремительно растет организованная экономическая преступность. По экспертным оценкам, удельный вес теневой составляющей в ВВП страны в настоящее время составляет 20 - 40% (общепринятый в мировой практике стандарт - 5 -10%).

В рамках сложившегося союза теневой экономики и коррупции, несмотря на их взаимообусловленность и взаимозависимость, между ними четко прослеживается субординация: главным, определяющим звеном здесь выступает коррупция. Ее главенствующая роль обусловлена прежде всего тем, что субъекты-корруп -ционеры обеспечивают, а порой и создают условия не только для сохранения, но и для процветания теневой экономической активности.

Доминирование в рассматриваемом союзе коррупционной составляющей проявляется и в характере ее взаимоотношений с бизнесом. Известно, что бизнес постоянно «подпитывает» своим доходом, в том числе и теневым, коррумпированное чиновничество. Указанная «подпитка» носит не только добровольный (инициируется самими предпринимателями для получения определенных преференций), но и принудительный характер. В арсенале чиновников-коррупционеров немало методов получения средств, которые по форме выступают как исключительно добровольные акции.

Один из таких видов неформального взаимодействия бизнеса и власти - «вымогательство участия» (неформальное требование властей всех уровней о взносах в те или иные фонды). «Располагая административным ресурсом, то есть возможностью манипулировать своими легальными полномочиями, государство наносит ущерб конкретному бизнесу, принуждая его делать взнос в различного рода внебюджетные и независимые фонды. При этом предприниматель получает гарантии не ухудшения своего положения... или даже обещание предоставления тех или иных привилегий и льгот» [5, С. 27]. Другой формой в отношениях « бизнес -местные органы власти» является получение финансовых и материальных средств под предлогом оказания помощи для решения неотложных местных социально-экономических проблем.

Теневая экономика в переходный период развития общества часть дохода использует для решения своих вопросов и на законодательном уровне, обеспечивая себе не только надежную «крышу», но и выгодные, а порой и монопольные условия для дальнейшего процветания. Депутаты законодательных собраний все охотнее идут навстречу подобным стремлениям. Так коррупционные отношения постепенно пронизывают и законодательную ветвь власти. Эти отношения принято называть теневым парламентским лоббизмом.

Это явление для нас не новое, однако его развитие в настоящее время вышло на качественно новый уровень. Известно, что законы, принимаемые законода-

тельными собраниями субъектов РФ, их муниципальными образованиями, должны отвечать интересам эффективного развития регионов, снимать социальноэкономические проблемы, в том числе формировать правовое поле для развития бизнеса и институтов рыночной инфраструктуры.

Вместе с тем в настоящее время весьма опасной тенденцией является сращивание законодательных органов власти с бизнес-структурами, что находит выражение в теневом лоббизме. Известно, что существуют «неформальные» связи отдельных депутатов и целых фракций с коммерческими структурами. Цель бизнесменов понятна - обеспечить живучесть бизнеса, его расширенное воспроизводство. Для реализации этой цели в настоящее время используются два пути. Первый - часть бизнесменов активно идут в политику: становятся депутатами законодательных собраний различного уровня. Так, в составе Государственной Думы четвертого созыва 129 человек имели опыт управленческой работы в сфере бизнеса, 35 представляли солидные корпорации и 23 сами являлись владельцами крупных предприятий. Аналогичная ситуация и в Совете Федерации; при этом если в 2002 г. доля сенаторов, пришедших из бизнеса, составляла 26%, то в настоящее время она достигла 32% [6].

На уровне законодательных собраний субъектов Российской Федерации - та же тенденция, но, пожалуй, этот процесс идет более активно. Так, в Липецкой и Астраханской областях более половины депутатов -бизнесмены, а в Чувашии их доля составляет 60% [6]. Властные полномочия, новый статус активно используются для проникновения в новые рыночные ниши, оказания давления на конкурентов, налаживания «нужных» связей.

Второй путь обеспечения живучести и процветания бизнеса - «активная» работа предпринимателей непосредственно с законодателями. Речь идет прежде всего о разработке и принятии «правильных» законов для тех или иных предпринимателей или их сообществ. Этот процесс, как правило, сопровождается взятками, что способствует воспроизводству коррупционных отношений во властных структурах, подрывая тем самым авторитет власти.

С «теневым» лоббизмом, являющимся одним из факторов роста коррупционных отношений в стране, следует решительно бороться. Пришло время дать правовую оценку этому негативному явлению. До сих пор подобные дела не были предметом уголовного расследования и до суда не доходили. Впервые такая оценка была дана в начале декабря 2007 г в отношении законодательного собрания города Твери. 13 депутатов городской думы были осуждены тверским областным судом [6]. Все они лоббировали интересы определенных финансовых групп, принимали решение в их пользу за определенное вознаграждение - взятки. Бывший председатель местного парламента, признанный судом главой преступной группы, и его коллеги (в сговор была вовлечена почти половина депутатского корпуса г Твери) за хорошую мзду полученную от местных коммунальщиков, утвердили завышенные тарифы на свет и воду необоснованно снизили налоги для местных рынков и т.д. Размер взяток, по данным следствия, составил более 4 млн руб. На скамье подсудимых оказались

не только бывшие депутаты, но также и взяткодатели. При вынесении обвинения представители прокуратуры обратили внимание на то, что преступление, совершенное депутатами городской думы, существенно подорвало имидж представительной власти не только в Тверской области, но и в целом по всей стране.

Для противодействия этому явлению необходима система мер, основным элементом которой, по мнению специалистов, является закон о лоббировании. Закон, на наш взгляд, будет способствовать выходу парламентского лоббизма из тени и будет служить для придания ему престижного статуса организационного и экспертно-консультационного предпринимательства. Несмотря на то что окончательной победы над теневым лоббизмом добиться невозможно (об этом свидетельствует и мировой опыт), закон позволит очертить определенные рамки действия его субъектов. Вместе с тем следует отметить, что в России узаконить парламентский лоббизм, очевидно, в ближайшем будущем пока не удастся. Для этого созданы еще не все предпосылки, одной из важнейших среди которых является принятие закона о противодействии коррупции.

В России подобного закона пока нет. В этом плане у нас сложилась довольно пикантная ситуация: Россия является членом ФАТФ, но пока не ввела в свои законы ряд норм, внесения которых требует эта организация от своих членов [7]. В частности, Россия, ратифицировав Международную конвенцию о борьбе с коррупцией, не установила законодательный контроль за открытием счетов и операциями с ними чиновников, министров, депутатов.

Вместе с тем следует отметить, что в обществе актив -но формируется понимание необходимости введения в действие в срочном порядке неотложных мер против коррупционных проявлений. Об этом, в частности, свидетельствует факт принятия в 2006 г. Закона Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан». 29 декабря 2006 г Законодательным собранием Саратовской области принят закон «О противодействии коррупции в Саратовской области». В конце июля 2007 г. на 71-м заседании Саратовской областной думы была принята целевая программа «Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007 -2010 годы» [8]. Основная направленность программы -борьба с коррупцией и информирование общественности о происходящем. Все это имеет огромное значение для успеха в коррупционном противостоянии. Вышеприведенные факты свидетельствуют, что на периферии эта работа принимает все более реальный и, что очень важно, конструктивный характер.

Анализируя взаимосвязь рассматриваемых явлений в условиях трансформационных изменений в обществе, следует констатировать следующую закономерность: чем развитее поле коррупции, тем выше удельный вес в экономике ее теневой составляющей, и наоборот. Поэтому принимаемые меры в отношении одного из этих явлений непременно затрагивают и другое, несмотря на различие некоторых причин, лежащих в их основе. Например, административная реформа, проводимая в стране, направлена прежде всего на сужение коррупционного поля, но в то же время она косвенно будет способствовать и локализации теневой экономической активности за счет реформирования административ-

ного ресурса - одного из факторов, обеспечивающих живучесть и расширенное воспроизводство противоправной экономической деятельности.

Таким образом, коррупция и теневая экономика взаимообусловлены и взаимосвязаны. С одной стороны, теневой доход, получаемый в сфере экономики, является финансовой основой воспроизводства коррупционных отношений в обществе, а с другой - коррупция выступает одним из факторов (причиной) существования теневых отношений в экономике. Поэтому, определяя направления, формы и методы противодействия теневой экономике и коррупции, надо учитывать их теснейший союз и доминирующую роль в нем коррупционной составляющей.

1. «Статусная рента» в зависимости от субъектов присвоения принимает форму «административной или бюрократической ренты», а также может принимать и форму «политической ренты».

УДК 330.342

МОДИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Основным содержанием современного этапа развития человеческого общества является формирование нового типа экономики, процесс становления и развития которой в значительной степени оказывает влияние на модификацию всей системы общественных отношений и прежде всего отношений экономических, которые помимо традиционного - рыночного - взаимодействия складываются благодаря все большему распространению принципиально новой формы взаимодействия - сетевой. Специфика формирующейся экономической системы определяется не только сетевой основой взаимосвязей, «но и господством иррациональных и превращенных экономических форм в обществе с точки зрения их стоимостного происхождения» [5. С. 5]. Из этого следует, что развитие и функционирование современной экономики не укладывается ни в одну существующую теоретическую парадигму и требует своего научного осмысления, что определяет целесообразность анализа эволюции категориального аппарата экономической теории. Речь в данном случае должна идти именно об эволюции как о переосмыслении, а не пересмотре основных экономических категорий, поскольку господствующими отношениями в современном обществе по-прежнему являются отношения, возникающие по поводу рыночного взаимодействия. По этому поводу следует согласиться с мнением X. Вэриана, который отметил следующее: «Выдвигались заявления о том, что эти принципиально новые технологии потребуют совершенно новой формы экономики. Как утверждается, биты коренным образом отличаются от атомов. Биты могут воспроизводиться без издержек и распространяться по всему миру со скоростью света, и они никогда не портятся. Материальные блага, состоящие из атомов, не обладают ни одним из указанных свойств: их производство и транспортировка требуют затрат, и они неизбежно портятся. Справедливо, что необычные свойства битов требуют нового экономического анализа, однако я готов поспорить, что они не требуют экономического анализа нового рода» [1.С. 646 - 647].

Действительно, формирование экономической теории, адекватно описывающей происходящие в обществе изменения, необходимо, но это не отвергает необходимости использования уже сложившегося знания, тем более что становление сетевой экономики происходит на рыночной осно-

Е.В. Логинова,

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории и управления, Волжский гуманитарный институт ( филиал) ВолГУ

2. Российская газета. 2007. 21 февр.

3. Российская газета. 2006. 22 дек.

4. Российская газета. 2008. 7 февр.

5. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтернатива) // Вопросы экономики. 2002. № 11.

6. Там же. 2007. 7 дек.

7. Россия вступила в ФАТФ в 2003 г. Эта организация была создана решением Парижского саммита лидеров стран «большой семерки» по борьбе с отмыванием «грязных» денег. Она разрабатывает рекомендации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, в соответствии с которыми страны-члены этой организации совершенствуют свое национальное законодательство. В настоящее время в ФАТФ входит 34 страны. (Подробнее см.: Российская газета. 2007. 25 сент.)

8. Славянский мир. 2007. 2 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.