Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1
ния аграрной политики, создающие мультипликативный эффект не только в отраслях сельского хозяйства, но и в машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности, содействующие росту доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечению занятости и снижению безработицы. Реализация мероприятий по формированию ресурсного потенциала АПК, внедрению ресурсосберегающих технологий, регулированию агропродовольственного рынка, устойчивому развитию сельских территорий способствует стабилизации и росту аграрного производства, обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Примечания
1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы / Министерство сельского хозяйства РФ. URL: www.mcx.ru (дата обращения - 24 мая 2010 г.).
2 Ушачев И. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода // АПК: экономика, управление. 2009. № 5. С. 13.
3 Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2009. № 81. С. 11, № 82. С. 11-12.
4 Агротехника в остатке // Агроинвестор. 2009. № 3. С. 20-21.
5 Петриков А.В. Итоги реализации Государственной программы // Мир агробизнеса. 2009. № 1. С. 13.
6 Национальный доклад Министерства сельского хозяйства РФ «О ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». URL: www.mcx.ru (дата обращения - 24 мая 2010 г.).
7 Информация о социально-экономическом положении России. Январь-ноябрь 2009 года / Росстат. М., 2009. С. 54.
8 Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 237-238.
© Е.А. Оськина, 2010
Е.А. Оськина. Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность страны
результате чего государство теряет многие миллиарды долларов потенциальных доходов, что, в свою очередь, компенсируется посредством более высоких налогов. Теневую экономику нередко называют «второй» экономикой, ибо она выступает производной структурой, основная функция которой - не мешать, а способствовать официальной экономической системе, когда в последней обнаруживаются сбои или расстройства. Так, в период экономического спада потребители, располагающие скрытыми источниками доходов, предъявляют дополнительный спрос на те или иные товары и услуги, что стимулирует рост производства. В условиях дефицита рынок заполняется нелегально производимыми товарами и услугами, что дает возможность сдерживать инфляционные процессы1.
Теневая экономика имеется во всех странах мира. Основные различия теневой экономики разных стран заключаются в ее объеме, формах, реализации и уровне социально-правового контроля за ней. Ее доля в структуре реальной экономики достигает, по разным оценкам, от 30 до 50%, а в некоторых отраслях хозяйства и больше. Существенный экономический признак теневой экономики - ее деструктивность.
Теневая экономика рассматривается с различных позиций - экономики, эконометрики, криминалистики, права, социологии и т. д., поскольку ее проблемы многогранны. Поэтому теневая экономика должна исследоваться комплексно. Специалисты в области общественных наук должны совместно исследовать проблемы теневой экономики.
Термин «теневая экономика» в российской экономической литературе рассматривается в двух основных значениях: неконтролируемое государством производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг; скрываемые от органов государственного управления незаконные социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной, частной, акционерной и других видов собственности в корыстных личных и групповых интересах2.
В отечественной литературе теневая экономика обозначается различными терминами: «криминальная», «подпольная», «неформальная», «нелегальная», «вторая» и др.
В иностранной литературе существуют неоднозначные характеристики теневой экономики. Так, в англоязычной литературе такую экономику называют «неофициальной», «подпольной», «скрытой». Во французской литературе ее называют «подземной», «неформальной». В итальянской литературе - «тайной», «подводной». В немецкой - «теневой». При этом в немецкой литературе имеет место ряд ее трактовок. В одном случае к теневой экономике относят только финансовые тайные сделки различного рода. В другом случае
теневая экономика включает в себя криминальную деятельность. В третьем случае она охватывает всех субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов. В четвертом случае в нее входят и финансовые операции и экономическая деятельность, результаты которой должны учитываться в ВВП. В пятом случае теневая экономика отождествляется с «полулегальной» или с «нелегальной» экономикой. Наряду с этими трактовками теневой экономики используется и более широкое ее определение: любая деятельность вне рамок официального сектора - от труда в домашнем хозяйстве и общинного производства в целях самообеспечения до различных форм подпольного предпринимательства. Следовательно, в немецкой характеристике теневой экономики используются различные критерии: фискальные (налоговые) интересы государства; реальная оценка масштабов ВВП; юридические параметры. Но все немецкие ученые исходят из того, что теневая экономика должна быть включена в объем ВВП.
«Голубая книга» (издание статистического комитета ООН) вводит три понятия: «скрытая» (или «теневая»), «неформальная» (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.
«Скрытая» экономика представляет собой деятельность, разрешенную законом, но не представленную ее субъектами с целью уклонения от налогообложения. Такой вид деятельности представлен во всех отраслях экономики.
«Неформальная» экономика в соответствии с резолюцией 150-й Международной конференции по статистике труда включает в себя некорпорированные предприятия, функционирующие, как правило, на законном основании. К ним относятся предприятия, работающие для собственных нужд домашних хозяйств, и предприятия с неформальной занятостью. В таких предприятиях отношения между работодателем и наемным работником либо между партнерами не закреплены договором или иным юридическим документом.
К «нелегальным» предприятиям относятся такие продукты или услуги, которые обладают эффективным рыночным спросом: незаконный выпуск либо реализация продуктов и услуг, нели-цензированная деятельность практикующих врачей, адвокатов, учебных заведений, банков и т.д.
Основная «теневая» прибыль создается в сельском хозяйстве, в розничной торговле и строительстве. Объем неформальной экономики составляют в Бельгии 22.5% ВВП, в Финляндии -18.9, в Дании - 18.3, в Канаде - 16.2, во Франции и Германии - 14.9, в Великобритании - 13% ВВП. Из бывших союзных республик СССР самый высокий уровень теневой экономики был в Грузии (63.0%), Азербайджане (59.3%), Украине (47.2%) и в России (41.0% ВВП)3.
Теневая экономика по своей сущности «невидимая», поэтому, например, Госкомстат Российской Федерации не может назвать ее конкретную величину в нашей стране.
Е.А. Оськина. Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность страны
мировой опыт, существенно увеличивается. Этому процессу способствуют следующие явления: рост инфляционные процессов; нарастание удельного веса частного сектора; увеличение практики уклонения от уплаты налогов посредством утаивания продукции и занижения доходов; слабое правовое и нормативное обеспечение регулирования рышочных отношений; снижение уровня и качества жизни населения и др. Расширение сферы теневой экономики вызывает снижение трудовой активности в реальном секторе экономики, отток капитала из официальной экономики.
Между тем определить границы теневой экономики весьма трудно и для статистических органов это осложняется многими факторами. Среди них следующие: трудоемкость оценок объемов теневой экономики; необходимость учета отдельных компонентов теневой деятельности (скрытое, незаконное, неформальное производство); отсутствие единых методологических подходов к определению объемов ненаблюдаемой экономки на макроуровне, на уровне отраслей; различные методы оценки, которые в силу своей неадекватности дают либо завышенные, либо заниженные результаты.
Особенно актуальны проблемы оценки теневой экономики в сфере науки и научном обслуживании. Это обусловлено следующими обстоятельствами: финансовые потоки в научной сфере по причине особенностей отраслевой деятельности достаточно трудно поддаются наблюдению; в сфере науки и научного обслуживания экспертные опросы осуществляются эпизодически; в этой сфере экономики незначительный уровень бюджетного финансирования, поэтому и низкий уровень оплаты труда, что вынуждает специалистов заниматься неформальной деятельностью, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на уровне научных исследований.
Теневая экономика в сфере науки и научного обслуживания является неучтенной, она может осуществляться: малыми негосударственными предприятиями; конструкторскими, проектно-конструкторскими и технологическими организациями; государственными архивами, библиотеками, музеями, осуществляющими научную деятельность; учреждениями по охране природы; добровольными и научными профессиональными обществами и общественными организациями; научными работниками академических, отраслевых НИИ, вузов. К теневой деятельности юридических лиц следует отнести: неучтенный объем работ малых предприятий науки и научного обслуживания, не предоставляющих отчетность в органы государственной статистики; скрытый объем работ в результате осуществления незаконных видов деятельности; завышение стоимости вытолнения работ за счет установления необоснованных расценок на отдельные виды работ; выполнение работ посреднического или производственного характера под видом работ,
пользующихся налоговыми льготами; сокрытие части дохода от участия в хоздоговорных темах, в том числе ведущихся за границей (Украина, Беларусь и др.).
Теневая экономическая деятельность физических лиц в сфере науки может быть связана: с использованием основных производственных фондов научных учреждений для выполнения работ, которые не оформлены официально договорами; с предоставлением за наличную оплату услуг научного характера (выполнение научно-исследовательских разработок, написание диссертаций); с сокрытием либо частичным сокрытием доходов от получения грантов на научные разработки, стажировку за границей и т.д.
Теневая экономическая деятельность юридических и физических лиц в сфере науки и научного обслуживания должна оцениваться отдельно. Некоторые авторы предлагают применять несколько способов: косвенные досчеты, экспертные оценки, прямые методы.
Прямое отношение к теневому сектору экономики имеет коррупция.
Коррупция (лат. соггир^о — подкуп, взятка) - преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения; продажность, подкуп должностныгс лиц, политических деятелей6. Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (взяточничество, злоупотребление служебным положением).
С методологических позиций выделяют три основных подхода к определению понятия коррупции. Согласно первому подходу, коррупция представляет собой отклонение от норм права, служебной этики и общечеловеческих моральных принципов. В этом плане коррупция трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле коррупция рассматривается как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. В узком смысле коррупция означает, что должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду другая сторона, а должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.
Должностные лица, состоящие на государственной службе, располагают возможностью распоряжаться не принадлежащими им ресурсами (бюджетными средствами, государственными и муниципальными заказами и льготами, объектами государственной и муниципальной собственности, социальными, образовательными, медицинскими услугами, оказываемыми за счет государства) путем принятия (или непринятия) решений.
В соответствии со вторым подходом коррупция характеризуется как общественное
Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1
явление, определяющее меру неэффективности существующих государственных социально-экономических институтов и правовой системы. При этом подходе коррупция выступает как своего рода «сила трения», которую должны преодолевать как общество в целом, так и его хозяйствующие агенты, и институты для реализации целей, выдвинутых перед ними. Этот подход отражает состояние коррумпированности общественной системы в целом. По данным международной организации Transparency International (TI), наша страна по уровню коррумпированности в 2007 г. заняла 90-е место среди 146 стран7.
Согласно третьему подходу, коррупция есть набор универсальных стратегий поведения тех или иных социальных групп, которые нацелены на преимущественное получение услуг государства необходимого уровня и качества для организации и ведения бизнеса.
К негативным экономическим эффектам коррупции в отечественной экономической литературе относят следующие: нарастание объемов теневой экономики в условиях сокращения налоговых доходов бюджетов всех уровней; утрата доверия экономических субъектов к возможности властей определять и обеспечивать правила игры на рынке; понижение эффективности конкурентных механизмов рынка и дискредитация рыночной конкуренции; повышение цен путем коррупционных накладных расходов, которые перекладываются на покупателей; нерациональное использование бюджетных средств при распределении государственных и муниципальных заказов, льгот, гарантий, субсидий8.
Воспроизводство коррупции вызывает следующие социальные последствия; дискредитацию права - регулятора взаимодействия государства и общества; отвлечение крупных средств из бюджета государства от социального обустройства; увеличение социальной нестабильности в обществе; нарастание экономических и политических рисков организации бизнеса, ухудшающих инвестиционный рейтинг России в мире.
В 2001 г. объем коррупционного рынка услуг в России, по оценке фонда «Информатика для демократии» (ИНДЕМ), составил $40 млрд и был больше половины дохода консолидированного бюджета Российской Федерации ($74.5 млрд). Согласно данным социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в 2002 г. в нашей стране существовала следующая структура рынка коррупционных услуг: доля исполнительной власти составляла на федеральном уровне 4.95%, на региональном уровне - 19.8, на муниципальном уровне - 74.2%, доля законодательной власти составляла соответственно 0.01, 0.03, 0.13%; доля судебной власти
соответственно 0.04, 0.17, 0.65%, Таким образом, первое место на коррупционном рынке занимает исполнительная власть на муниципальном уровне (74.2%), с объемом коррупционных услуг, равном $24.866 млрд9.
По суммарному объему рынка деловой коррупции лидирует Москва, затем идут Московская, Нижегородская области, Санкт-Петербург, Кемеровская и Саратовская области.
О состоянии борьбы с коррупцией можно судить по коэффициенту результативности судопроизводства, определяемому отношением количества осужденных чиновников к числу зарегистрированных подкупов и взяток. По расчетам некоторых российских авторов, в нашей стране действует устойчивая тенденция к снижению этого индикатора (0.258 в 1997 г. до 0.228 в 2001 г.). При этом количество зарегистрированных подкупов и взяток чиновников за 1997-2001 гг. увеличилось с 6482 до 10 987, или почти на 70%. Вероятность возбуждения дела о коммерческом подкупе и взятке для чиновника по расчетам некоторых отечественных экономистов, составила не более 1.51%, а вероятность быть осужденным - не более 0.3%10.
Успешная борьба с коррупцией зависит от эффективной деятельности государства по регулированию экономики. Советом Федерации и Государственной Думой замечено: чем больше принимается законов по безопасности (национальной и экономической) страны, тем опаснее положение, так как в каждом новом законе потенциально содержится возможность для подкупа и взятки. Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция выступает угрозой экономической безопасности России.
Примечания
1 Шестаков В.В. Теневая экономика: Учеб. пособие. М., 2007.
2 Там же.
3 Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учеб. пособие. СПб., 2006.
4 Стратегический ответ России на вызовы века / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 2007.
5 Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. СПб., 2007.
6 Есипов В.М. Криминализация экономических отношений в России. М., 2007.
7 Государственное территориальное устройство России / Под ред. А.Г. Гранберга и В.В. Кистанова. М., 2007.
8 Есипов В.М. Криминализация...
9 Государственное территориальное устройство России.
10 Там же.
40 Научный отдел
И.Ю. Выгодчикова. Приёмы оценки финансового риска
УДК 005.521
приёмы оценки финансового риска
И.Ю. Выгодчикова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена математическим методам оценки финансовых рисков. Исследуются статистические приёмы, основанные на оценке степени колебаний финансовых показателей, приводится анализ взвешенных сроков финансовых инструментов. Предлагается приём расчёта указанных показателей для портфеля финансовых активов. Рассматривается задача равномерного снижения риска портфеля.
Ключевые слова: финансовые активы, доходность, риск, дю-рация, портфельное инвестирование.
The Mathods of Financial Risk's Valuing
I.Yu. Vigodchikova
This paper is devoted to the financial risk's valuing by mathematics' methods. Is studied statistic's methods based at valuing financial indexes fluctuation's scale. The weighted periods of financial instruments are analyzed. Is suggested the index's calculation for financial portfolio. Considered the problem of uniform portfolio risk's minimizing. Key words: financial asserts, profitability, risk, duration, portfolio investment.
Поскольку любое инвестиционное решение сопряжено с риском потерь доходов, то этот риск необходимо так или иначе учитывать. К наиболее простым измерителям риска относят меры, характеризующие только неопределённость. Традиционно и вполне обоснованно неопределённость характеризуют с помощью показателя «волатильность» (изменчивость, неустойчивость во времени финансового показателя, например, рыночных цен акций, дохода), которую измеряют с помощью стандартного, или среднеквадрати-ческого отклонения, дисперсии и коэффициента вариации. Также рассматриваются показатели, характеризующие средневзвешенные сроки действия финансового инструмента.
При прочих равных условиях большим риском обладает инструмент с большим сроком. Однако непосредственное сравнение сроков финансовых инструментов с фиксированным поступлением доходов, типичным представителям которых являются облигации, далеко не всегда приведёт к правильным результатам, поскольку здесь не учитываются особенности распределения (профиль) поступлений денег во времени. Для учёта этого фактора - распределения сумм погашения обязательства во времени - применяют средний срок поступлений (average life), который обобщает сроки поступлений денег от инструмента (без учёта процентных платежей) в виде средней взвешенной арифметической величины.
В качестве весов берутся суммы поступлений.
Средний срок поступлений для инструмента с фиксированными доходами находят по формуле
Е П1 * та = , (1)
хп= *
где п - общий срок инструмента, I - сроки платежей, - суммы поступлений (без купонного дохода).
Целесообразно учитывать ценность денег во времени. Весовыми коэффициентами считаются дисконтированные суммы поступлений, и рассматривается эквивалентный срок инструмента:
T =
1
i ;= *
(2)
где п - общий срок инструмента, ^ - сроки платежей, - дисконтированные суммы поступлений, V = (1 + Г ) - - дисконтирующий множитель
по ставке г на срок Ввиду того, что г > 0, Те < Та .
Пример 1. Найдём 2 варианта среднего взвешенного срока поступлений по обязательству, которое обеспечивает поступление денег через 2, 3 и 5 лет в размерах 100, 100 и 400 тыс. руб. Находим
X * = 2500, Е * = 600.
Средний срок поступления Ta составит 4.17 года. Если рыночная ставка r = 16%, то с учётом потери стоимости денег во времени получаем
X tSt - 1.16-t = 1293, X St -1-16"' = 329.
t t
Средний эквивалентный срок поступления Te составит 3.93 года.
Вариант среднего срока, широко распространённый в современной практике измерения финансового риска, получил название дюрация (duration)1. Дюрация - это эквивалентный срок, при расчёте которого учитываются все поступления, включая проценты. Понятие «дюрация» (англ. duration - длительность) впервые было введено американским учёным Фредериком Маколи в 1938 г. Этот показатель играет важную
t
t
© И.Ю. Выгодчикова, 2010