Научная статья на тему 'Теневая деятельность и трансакционные издержки субъектов малого предпринимательства'

Теневая деятельность и трансакционные издержки субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2001
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЦЕНА ВНЕЛЕГАЛЬНОСТИ / ЦЕНА ПОДЧИНЕНИЯ ЗАКОНУ / КОРРУПЦИЯ / ОТКАТЫ / ВЗЯТКА / TRANSACTION COSTS / PRICE OF ILLEGALITY / PRICE OF SUBORDINATION TO LAW / CORRUPTION / KICKBACKS / BRIBE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич

Проанализированы виды трансакционных издержек деятельности субъектов малого предпринимательства и отдельные формы их проявления. Легальная и теневая деятельность рассматривается как единое целое, как интегрированные друг в друга сектора экономики. Отмечена роль коррупции при теневой предпринимательской деятельности. Предложена структура экономики малого предпринимательства в аспекте теневого сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ACTIVITY AND TRANSACTION COSTS OF SMALL BUSINESS ENTITIES

We have analysed transaction costs of small business entities' activity as well as some forms of their appearance. Legal and shadow activities are studied as a single whole, as integrated into each other economy sectors. We have pointed to the role of corruption under shadow entrepreneurship. Economy structure of small business enterprises in terms of shadow sector.

Текст научной работы на тему «Теневая деятельность и трансакционные издержки субъектов малого предпринимательства»

В.Ю. БУРОВ

- сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%;

- сокращение затрат на закупки от 5 до 15%;

- уменьшение складских запасов от 20 до 49%;

- сокращение производственных затрат от 5 до 15%;

- увеличение прибыли от 5 до 15%9.

Следует отметить, что в последние годы

стали активно формироваться глобальные международные цепи поставок, действие которых обеспечивается международными коммуникационными информационно-компьютерными системами.

Примечания

1 Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с 6-го англ. изд. М., 2005. С. 166.

2 Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: учеб. / под ред. В.И. Сергеева. М., 2008. С. 31.

3 Из доклада Джона Кологны, представленного на конференции Международной ассоциации прямого маркетинга (Орландо, США, 1992 г.).

4 Keough M. Buying your way to the top // Director. 1994. Apr. P. 75.

5 Рудзки Р.Э., Смок Д.Э., Кацорке М., Стюарт Ш.-мл. Эффективное снабжение: Простые и надежные способы снижения издержек и повышения прибыли / пер. с англ. С.В. Кривошеина; науч. ред. Д.Л. Бенько. Минск, 2008. С. 60.

6 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг-менеджмент. 12-е изд. СПб., 2006. С. 53.

7 http://www.cscmp.com. Annual conference program: Glossary — Oakbrook / IL.: Council of logistics management. N.Y., 1998. P. 28.

8 http://www.cscmp.com. Supply chain and logistics terms and glossary / Council of supply chain management professionals. N.Y., 2005. P. 96.

9 Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Указ. соч. С. 32.

УДК 339.13 В.Ю. БУРОВ

ББК 65.209.1 доцент Читинского государственного университета

e-mail: burovschool@rambler.ru

ТЕНЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

Проанализированы виды трансакционных издержек деятельности субъектов малого предпринимательства и отдельные формы их проявления. Легальная и теневая деятельность рассматривается как единое целое, как интегрированные друг в друга сектора экономики. Отмечена роль коррупции при теневой предпринимательской деятельности. Предложена структура экономики малого предпринимательства в аспекте теневого сектора.

Ключевые слова: трансакционные издержки, цена внелегальности, цена подчинения закону, коррупция, откаты, взятка.

В исследованиях российской теневой экономики распространено представление о том, что законная (легальная) экономическая деятельность является нормой, а теневая (нелегальная, формальная, скрытая, фиктивная) — особым видом деятельности, который подлежит исследованию в отрыве от легальной экономической деятельности или в противопоставлении ей. Так, Т.Г. Долгопято-

ва неформальную экономику рассматривает как отдельный сектор экономики, что-то вроде отрасли1. В работах О.В. Крыштанов-ской теневая экономика анализируется как криминальная деятельность, экономическая преступность, т.е. отклонение от нормы2. При этом ряд исследователей относят к неформальной экономике и криминальную, что подтверждает мнение С.Ю. Барсуковой:

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

«Сюда относятся теневая и криминальная экономика, домашняя экономика и сетевые нерыночные обмены домохозяйств»3.

В предлагаемой статье экономика малого предпринимательства (МП) рассматривается как целое, она подразделяется на официальный и неофициальный сектора, деятельность в которых пересекается и органично дополняет друг друга (рис.). При этом исследуемая теневая деятельность не является криминальной.

Официальная экономика МП бывает:

- учитываемой, т.е. не запрещенной законом, официально учитываемой и официально зарегистрированной;

- учитываемой фиктивной, т.е. не запрещенной законом, официально учитываемой и официально зарегистрированной, но фактически невыполняемой. Основная цель деятельности в такой экономике — снижение налогооблагаемой базы;

- скрытой, т.е. не запрещенной законом, официально зарегистрированной, но официально неучитываемой и служащей источником теневых доходов, направляемых на поддержку теневой деятельности и увеличение личных доходов.

Неофициальная экономика МП бывает:

- неформальной, т.е. не запрещенной законом, но официально не зарегистрированной и неучитываемой (репетиторство; перевозка пассажиров и грузов на личном автотранспорте; домашнее хозяйство; сдача в аренду квартиры; выращивание сельскохозяйственной продукции на приусадебных и дачных участках и т.д.). Основными субъектами этого сектора являются физические лица и неформальные объединения людей. Одной из основных целей неформальной

предпринимательской деятельности является получение доходов, направляемых на текущее потребление (выживание). Неформальный сектор экономики необходимо считать социально ориентированным сегментом теневой деятельности;

- нелегальной, т.е. не запрещенной законом, но официально не зарегистрированной и неучитываемой (нелегальная торговля оружием, дикими животными, культурными ценностями; нелегальный рынок автотранспорта, например «конструкторы»; деятельность по выпуску различных видов продукции и оказанию услуг и т.д.). Основной целью деятельности в нелегальном секторе является незаконное обогащение, что нередко трансформируется в криминальный вид бизнеса.

Выбор предпринимателем сектора (официального или неофициального) зависит от величины трансакционных издержек его деятельности (далее издержек). Перуанский экономист Э. де Сото предложил их оригинальную классификацию на основе критерия «легальность-внелегальность». Издержки легального поведения предпринимателя являются «ценой подчинения закону». При этом предприниматель должен оплатить единовременные «издержки доступа к закону», связанные с получением права заниматься определенным видом экономической деятельности. Начав свой бизнес, он должен постоянно нести издержки «продолжения деятельности в рамках закона»: выплачивать налоги и социальные отчисления, подчиняться бюрократической регламентации производственных стандартов4.

Осуществляя свою деятельность в теневом секторе, предприниматель избавляется

Структура экономики МП

В.Ю. БУРОВ

от «цены подчинения закону», но зато вынужден оплачивать «цену внелегальности»: высокие ставки на теневом рынке капиталов, невозможность участвовать в капиталоемких областях производства, слабую защищенность прав собственности, откаты и взятки:

- откат — доля денежного «дохода» руководителей и работников организации, предприятия различных форм собственности, в том числе государственной, получаемого ими от заинтересованного лица при совершении коммерческих сделок в ущерб предприятию, организации, учреждению;

- взятка — неофициальный платеж работнику, производимый при решении вопросов, которые непосредственно влияют на повышение эффективности деятельности заинтересованного лица или скрывают имеющиеся правовые нарушения.

Выбор предпринимателем «цены подчинения закону» или «цены внелегальности» определяется теорией рационального выбора, которая строится на двух основных принципах — методологическом индивидуализме и максимизации полезности. Это значит, что рациональный индивид преследует свою выгоду и принимает решения, сравнивая издержки и выгоды, связанные с тем или иным выбором.

В современных условиях большое влияние на предпринимательскую теневую деятельность оказывает существующая коррупция. «Коррупция — преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения...»5. Предприниматель, выбирая «цену внелегальности», использует в своей деятельности коррупционные механизмы. Показательно в этом случае соотношение величины официальной и неофициальной арендной платы для следующих видов деятельности: торговля, общепит, услуги (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение величины официальных и неофициальных арендных платежей субъектов МП, %

Арендная плата Официальная Неофициальная Всего

Государственные предприятия 60-80 20-40 100

Коммерческие структуры 20-30 70-80 100

Разделение платежей за аренду помещений на официальные и неофициальные платежи во многом зависит от организационно-правовой формы арендодателя (государственные предприятия или коммерческие структуры) и окончательного получателя этих арендных платежей. Если арендодателем является физическое лицо, то чаще всего арендный платеж осуществляется неофициальным образом (арендодателю идет экономия в оплате подоходного налога в размере 13%). В случае если арендодатель стремится узаконить свои доходы, то он регистрируется как ИПБОЮЛ и выбирает упрощенную систему налогообложения: или от дохода платит 6% (в этом случае у него нет расходов), или от доходов минус расходы платит 15%. Коррупция в арендном бизнесе проявляется в игнорировании официальными органами зарегистрированных договоров аренды, где указывается явно заниженная арендная плата за 1 м2. Так, арендная плата за 1 м2 офисных помещений (с евроотделкой) в центральной части областных центров составляет 1-2 тыс. р., а в договоре аренды официально фиксируется арендная плата в размере 100-200 р. за 1 м2, и учреждения юстиции регистрируют такие договора.

Результаты нашего исследования подтверждаются мнением экономиста Е. Ясина: «.большая часть малого бизнеса работает в нежилых помещениях, которые не принадлежат предпринимателям. Они арендуются либо у муниципалитета, либо у кого-то еще. Арендные договора заключаются таким образом: сумма в контракте проставляется одна, а уплачивается реально другая. Разница — "черный" нал. С поставщиками проводят такие же расчеты, но в меньшем объеме, чем с арендаторами. За аренду теневые платежи составляют в 2007 году — 33,7 процента (в 2002 году было 36,4 процента), поставщикам — 31,1 процента (было — 27,5 процента)»6.

Приведем пример анализа деятельности различных фирм по схеме прямых поставок и производимых откатов (период с 1 июля 2007 г. по 1 июля 2008 г.) (табл. 2), а также соотношения количества таких фирм по формам собственности (табл. 3).

Таблица 2

Анализ деятельности фирм в аспекте величины издержек

Годовая сумма Торговая Откат, Контактное лицо Форма собственности Инициатива

контрактов, надбавка, % предприятия

тыс. р. % частная государственная фирмы клиента

1 550 30 7,5 Начальник снабжения - + - +

1 000 20 - - - + - -

2 000 15 - Генеральный директор + - - -

4 000 13 - Менеджер - + - -

1 400 33 5 Начальник снабжения + - - +

1 400 15 - Начальник снабжения + - - -

1 000 35 7 Снабженец + - + -

600 30 5 Снабженец - + + -

5 000 12 - Генеральный директор + - - -

1 600 33 5 Снабженец + - + +

4 000 15 - Начальник снабжения + - - -

6 000 25 5 Директор, снабженец + - + -

4 200 30 5 Начальник снабжения + - + +

700 35 5 Снабженец - + - +

1 900 20 - Снабженец - + - -

1 000 27 5 Снабженец + - + -

2 000 30 5 Начальник снабжения + - - -

500 30 5 Начальник снабжения + - + +

3 000 25 5 Снабженец + - + -

1 300 33-40 5-7 Снабженец + - + -

1 780 20 - Начальник снабжения + - - -

1 400 30 5 Снабженец + - + -

740 18 - Начальник снабжения - + - -

1 600 22 - Снабженец + - - -

3 800 21 5 Снабженец + - - +

300 30 5 Снабженец + - - +

2 000 32 5 Начальник снабжения + - - +

1 500 35 10 Начальник снабжения + - + -

2 600 11 - Снабженец + - - -

1 740 15 - Снабженец + - - -

Таблица 3

Анализ соотношения количества фирм, работающих на откатах, в зависимости от формы собственности

Показатель Ед. %

Количество проанализированных фирм-поставщиков 12 -

Количество предприятий-клиентов 456 100,0

Из них на откатах 152 33,0

В том числе:

негосударственных 94 61,8

государственных 58 38,2

При этом средняя торговая надбавка равна 28%; среднегодовая сумма отката — 11 3 685 р. (5,5%); среднегодовая сумма поставок одному предприятию — 2 067 000 р. Необходимо отметить, что приведенные данные о предприятиях, работающих на откатах (33%), касаются определенных позиций про-

дукции, товаров конкретных фирм. То есть предприятие может работать с одной фирмой без откатов и в то же время с другой фирмой по иной позиции товара — с откатом. Анализ показывает, что работники предприятий государственной формы собственности идут на схему откатов чаще, чем негосударственных (61,8 против 38,2%), что объясняется большей их коррумпированностью.

Размер выплат представителям власти и «крыше» зависит от уровня развития экономики региона и вида деятельности. Наибольшая их величина отмечается в таких видах деятельности, как заготовка и вывозка круглого леса; добыча ценных пород рыб; а также в сфере нелегального оборота алкоголя. Разброс в размере теневых платежей в указанных сферах очень велик и в своей совокупной величине колеблется в диапазоне от 0 до 60%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.B. САМАРУХА

Приведенные в результате исследования данные подтверждают наличие высоких трансакционных издержек при функционировании субъектов малого предпринимательства в России и влияние этих издержек на выбор предпринимателями официального или неофициального сектора экономики.

Примечания

1 Долгопятова Т.Г. Неформальный сектор в российской экономике. М., 1998.

2 Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 1995. № 8.

3 Барсукова С.Ю. Структура и институты неформальной экономики // Социологический журнал. 2005. № 3.

4 Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М., 1995.

5 Политология: энцикл. слов. / под ред. Ю.И. Аверьянова. М., 1993. С. 147-148.

6 Ясин Е. Российская газета (федер. вып.) 2007. 1 марта.

УДК 351.083.92 A.B. САМАРУХА

ББК 66.3.123 зам. директора по региональной экономике

НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права,

кандидат экономических наук, г. Иркутск e-mail: samarukha_alex@mail.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ*

Посвящена определению направлений ведомственной и общественной оценки эффективности работы структурных подразделений органов исполнительной власти субнационального образования в сфере противодействия коррупции. Изложены основные цели и задачи предлагаемого Национального плана и проекта Федерального закона по противодействию коррупции, законодательные и организационные принципы, методы борьбы с данным явлением и указано на необходимые преобразования. Сделаны предложения по выделению приоритетных социально значимых направлений общественного и пристального ведомственного контроля и по оценке коррупционных явлений в исполнительных органах власти.

Ключевые слова: коррупция, исполнительные органы власти, регион, субнациональное образование, Национальный план противодействия коррупции.

В России одной из основных государственных проблем всегда была и остается коррупция. В настоящее время Президентом РФ и Правительством России в рамках внутренней политики объявлен курс на борьбу с коррупцией в органах государственной власти. По всей стране прокатилась «волна» арестов и уголовных расследований деятель-

ности чиновников различных уровней — от директоров школ до губернаторов и федеральных служащих, однако до суда дошли единицы дел. Активизировалась деятельность по выявлению дублирующихся функций и признаков коррупциогенности в нормативно-правовых актах и регламентах по предоставлению исполнительными органами

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.