Е. А. Чернышева
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Работа представлена кафедрой социологии Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова Научный руководитель - доктор философских наук, профессор И. А. Илъяева
Фокусом анализа этой статьи являются тендерные ожидания, влияющие на поведение участников библиотечной коммуникации. В данной работе раскрывается содержание понятия «биб-
325
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
лиотечная коммуникация», выделяются уровни осуществления библиотечной коммуникации, описываются основные сценарии развития коммуникации.
Focus of the analysis of this article is the gender expectations which influence behavior of the participants of the library communication. This work explains the matter of notion «library communication», marks the levels of realization of the library communication, and describes different
В рамках данной статьи мы постараемся обозначить основные моменты, связанные с социологическим исследованием библиотечной коммуникации. Во-первых, мы поясним основные категории, используемые в статье, во-вторых - рассмотрим перспективы применения тендерного подхода к анализу библиотечной коммуникации. Библиотеку в качестве объекта своего внимания мы взяли потому, что она - вместилище человеческой памяти, без которой нет ни человека, ни человечества. Люди разных культур, посещающие библиотеку, придают информации, заключенной на разных носителях, социальный смысл и значимость для будущего, они очеловечивают ее. Вместе с тем, оставаясь мужчинами и женщи-нами, на взаимоотношения которых в той или иной степени накладывают отпечаток мужская или женская природа и те стереотипы относительно мужского и женского начала, которые сложились в общественном сознании, они воспроизводят социум, его культуру.
Именно поэтому мы предлагаем рассматривать взаимодействие читателей и библиотекарей как коммуникации между представителями различных культур. Например, в вузовской библиотеке основные субкультуры, наиболее значимые в коммуникации - это культуры студентов, профессорско-преподавательского состава и сообщества библиотекарей.
Обозначим понятием «библиотечная коммуникация» одну из разновидностей межкультурных коммуникаций, где осуществляется обмен социальной информацией «по поводу документа», которая локализована в реальном либо виртуальном библиотечном пространстве. Поскольку вся биб-
лиотечная деятельность подчинена качественному обслуживанию читателей, то прямо или косвенно, но каждый сотрудник включен в коммуникацию «по поводу документа». Процесс взаимодействия библиотеки и читателя представляет собой сложный культурный феномен, обусловленный отношениями возраста, тендера, социального статуса, расы, языка и географического расположения.
Современная библиотечная коммуникация опирается на объект-субъектный подход, воспроизводит традиционные патри-архатные отношения. Такая форма коммуникации создает дистанцию между ее участниками. Библиотека, осуществляющая объект-субъектные отношения, является формой научения «друговости» и «научной культуре», читатели рассматриваются как «потребители» информации. Для создания условий развития человека «созидающего» необходимо осуществление библиотечной коммуникации, построенной на субъект-субъектном подходе. Только в этом случае произойдет диалог между читателем и библиотечным сотрудником, и противопоставление «Я - Они» превратится в «Я - Мы».
В рамках библиотечной коммуникации отношения «Я - Другие» на поверхности нейтральны к полу коммуникантов, но имеют скрытые тендерные подтексты, т. е. читатель, приходящий в библиотеку, и библиотечный работник, работающий в ней, являются субъектами существующих тендерных отношений. Различия их социальных установок могут создавать прегра-ды для успешного коммуникационного вза-имодействия, затрудняющие правильное восприятие и использование получаемой информации. С помощью тендерного под-
Тендерные аспекты библиотечной коммуникации
хода становится возможным исследование условий и механизмов функционирования библиотечной коммуникации, поиск новых путей формирования толерантного сознания в этой сфере, разрешения противоречий между ожидаемым и реальным поведением индивидуумов в зависимости от их тендерной категоризации, повышения уровня самосознания мужчин и женщин, совершенствования их конструктивного взаимодействия.
Можно выделить 3 смысловых уровня осуществления библиотечной коммуникации. Первый уровень - поверхностный, символический, связанный с текстом, при помощи которого субъекты обмениваются информацией, необходимой для включения в разнообразные социальные отношения. Второй - связан с контекстом, определяющим специфику социальных коммуникаций, в которых проявляются мотивы статусного поведения, стремления к статусу и престижу различных субъектов информационно-коммуникативной деятельности библиотеки. Третий уровень раскрывает подтекст библиотечной коммуникации, обусловливающий процесс достижения статуса не столько общекультурными, сколько тендерными различиями.
В рамках данной статьи кратко остановимся на рассмотрении двух полярных сценариев развития библиотечной коммуникации, выделенных нами на основе результатов кейс-стади, проводившегося в течение 2002-2007 гг.: успешной и неуспешной коммуникации1 .
Описание информантами и информантками позитивных впечатлений от посещения библиотеки во многом сходно, в то же время наблюдаются небольшие тендерные отличия. Восприятие коммуникации как успешной в первую очередь зависит от удачно осуществленного поиска информа-ции. При этом подразумевается, что информация была найдена быстро, она оказалась качественной и полезной, привела в конечном итоге к реализации целей посещения
библиотеки. Со стратегией успешной коммуникации неразрывно связан позитивный опыт общения с персоналом библиотеки. Даже если цель посещения (поиск нужной информации) была достигнута, то межличностные конфликты заставляют информантов описывать библиотечную коммуника-цию как неуспешную. Кроме того, коммуникация пропускается через призму «хорошего настроения» читателя, ее осуществляющего, а также зависит от ощущений «прибавления умственных способностей», «узнавания новой информации», гордости от собственной вежливости, а иногда и ловкости.
Основным фактором неуспешности коммуникации является неудачно завершившийся поиск необходимой информации, заключающийся в отсутствии: нужных книг, требовавшейся информации в полученных книгах, новых книг, обновленной информации; получении устаревшей информации ит. д. Далее отмечаются условия, связанные с поведением персонала библиотеки. Прямые и опосредованные конфликты с другими читателями оказы-вают значительное влияние на восприятие библиотечной коммуникации как неуспешной: вырванные страницы, «неответственные читатели, задерживающие книги», «большое количестволюдей», «большие очереди», «хаос» ими создаваемый, «попытки окружающих влезть без очереди», «крики», «шум», «разговоры окружающих», «посторонние, пришедшие за компанию», «не отключенные сотовые телефоны», «неуважение интересов и трудов других людей», «нежелание уступать», «все стараются для себя», «никто не хочет помочь».
Анализируя полученную информацию мы увидели, что восприятие читателями и библиотекарями библиотечной коммуникации во многом зависит от ожиданий, сформированных из предшествующего опыта участия в библиотечной коммуникации и тендерных стереотипов, а также ситуативных условий. При этом коммуникации носят сложный и многосторонний ха-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
рактер. Цель посещения библиотеки - получение необходимой информации - в определенной мере является разобщающим фактором, где каждый «сам за себя». От женщин ожидают большей конфликтности и сфокусированности на отношения, в то же время и большего сочувствия, обходительности. Мужчины воспринимаются как менее конфликтные, сфокусированные на работе, квалифицированные и одновременно более сдержанные, дистанцированные в коммуникации. Эти тендерные ожидания оказывают влияние на реальное поведение коммуникантов обоего пола.
В индивидуальном дискурсе, порождаемом повседневными библиотечными коммуникациями, отчетливо распознаются отго-
лоски культурных образцов. Как отмечает американский психоаналитик Нэнси Чодо-ров, «субъективно порождаемые значения и смыслы соединяются с культурно вмененными значениями и смыслами, образуя опыт осмысления»2. Однако, понимания культурных знаков и смыслов недостаточно для понимания такого феномена как тендерные отношения в библиотечной коммуникации. Человек потребляет культурные знаки и образы, однако, «переживает их эмоционально, перерабатывает в фантазии, усваивает в контексте индивидуального межличностного общения»3. Необходимо учитывать этот опыт переживания библиотечной коммуникации и всего круга связанных с ней смыслов, гендерно-зависимой объективности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Илъяееа И. А. Тендерная культура в информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки / И. А. Ильяева, Е. А. Чернышева. Белгород : Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2008. 253 с.
2 Чодоров Н. Тендер как производное личности и культуры // Тендерное просвещение : вопросы и тексты дискуссий. М., 2005. С. 53.
3 Там же. С. 55.