Научная статья на тему 'Тенденция развития конституционно-правовых основ местного самоуправления на современном этапе'

Тенденция развития конституционно-правовых основ местного самоуправления на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / LEGAL GUARANTEES / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / TARGET PROGRAMME / ДЖАМОАТЫ / JAMOATS / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LEGAL MAINTENANCE / ЗАКОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / CONSTITUTIONAL REGULATION / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ORGANIZATIONAL PRINCIPLES / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ДОКУМЕНТ / BASIC DOCUMENT / ПРОГРАММНЫЙ МЕТОД / PROGRAMME METHOD / REALIZATION FORMS / LAWFUL POWERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухторов Киромиддин Тожиевич –.

В статье рассматриваются правовые вопросы совершенствования организационной структуры местных органов государственной власти и местного самоуправления в Таджикистане. Обоснованы выводы по совершенствованию правовой, территориальной и организационной основы местного самоуправления, а также по развитию системы государственной поддержки местного самоуправления, по укреплению их материальной, технической, кадровой базы, по созданию системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, по организации центров научно-методической и информационной поддержки местного самоуправления и, самое главное, по поддержке социально-экономического развития самоуправленческих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tendency of constitution-legal basis development of of local government at the present time

The legal problems of perfection of organizational structure of local public authorities and local government in Tajikistan are considered in the article. Substantiated conclusions on perfection of a legal, territorial and organizational basis of local government, and also on development of system of the state support of local government, on strengthening of their material, technical, personnel base, on creation of system of trainings, professional retrainings and improvement of professional skill skilled workers for local governments, on the organisation of the centres of scientifically-methodical and information support of local government and, the most important thing, on support of social and economic development of self-administrative territories.

Текст научной работы на тему «Тенденция развития конституционно-правовых основ местного самоуправления на современном этапе»

25 См.: Орехов Р. Судебная реформа требует радикального подхода // Рос. юстиция. -1998. №8, с.2-4; Ткачев В., Чепурнова Н. Единство судебной системы и принципы федерализма//Российская юстиция. -1998.- №12, с.3-4. 26Народная газета. 2010. 28 апреля.

27 См.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца.- М, 1999, с.685.

28 См.: Феофанов Ю. Власть и право // Известия. 1998. 20 июня.

Гаибов Р.Д.

Теоретико-правовые основы судебного правоприменения в контексте формирования судебной власти в Республике Таджикистан

В статье рассматриваются проблемы организации судебной власти в механизме разделения властей, а также сам принцип разделения властей как необходимое условие и масштаб демократизации политической жизни, выделены наиболее значимые признаки судебной ветви власти. Основное внимание уделено проблемам судебного правоприменения, его организации и эффективности в условиях разделения властей. Дан теоретический анализ существующих проблем судебной власти и судебного правоприменения. Проблемы исследуются в контексте проводимой в республике судебно-правовой реформы.

Goibov R.D.

Theoretic-legal basis of jurisprudence in court power formation in Tajikistan

In the article the problems of the organisation of the judicial power in the mechanism of division of the authorities, and also a principle of division of the authorities as a necessary condition and scale of democratisation of a political life are considered, the most significant signs of a judicial branch of the power are allocated. The basic attention is given to the problems of jurisprudence, its organisation and efficiency in the conditions of the authorities divisions. The theoretical analysis of existing problems of the judicial power and jurisprudence is shown. Problems are investigated in a context of court power formation carried out in republic.

Мухторов Киромиддин Тожиевич -

преподаватель кафедры конституционного права ТГУПБП

ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Создание правовой базы местного самоуправления в Республике Таджикистан не было простым поступательным процессом, в ходе которого шаг за шагом накапливался бы «демократический потенциал» законодательного регулирования. Пути становления институтов местного самоуправления, их нормативного регулирования были извилисты, знали свои «подъемы и спуски», вели не только к сложившимся международным

стандартам реализации права граждан на местное самоуправление, но, иногда, к свертыванию демократических основ местного самоуправления.

Правовая база местного самоуправления в современном Таджикистане начала формироваться вместе со становлением самой системы местного самоуправления и прошла четыре главных этапа.

Первый этап (апрель 1990 г. - июнь 1991 г.) - это период принятия первых актов Союза ССР и Таджикской ССР о местном самоуправлении, время отмены союзных и республиканских актов о местных Советах народных депутатов, начало формирования местного самоуправления и усиление «исполнительной вертикали» в системе местного самоуправления.

Второй этап становления правовой базы местного самоуправления охватывает период с июня 1991 г. по ноябрь 1994 г. За этот период было внесено несколько изменений и дополнений в закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Таджикистан».

Третий этап (с ноября 1994 г. по август 2009 г.) - это период разработки проекта и принятие закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе».1 На данном этапе местное самоуправление обрело новые рамки, ограничившие самоуправление уровнем только поселков и сел. Тем самым, согласно закону 1994 г., местное самоуправление лишалось некоторых своих институтов и характерных особенностей, например выборных органов, меры ответственности перед населением и др.

Четвертый этап формирования правовой базы местного самоуправления в Республике Таджикистан начинается с августа 2009 г. и продолжается по настоящее время. В этот период был принят новый закон Республики Таджикистан от 5 августа 2009 г. №549 «Об органах самоуправления поселков и сел»2.

В соответствии со ст. 2 данного закона правовую основу местного самоуправления в Республике Таджикистан составляют общепризнанные принципы и международные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан, международные договоры, Конституция Республики Таджикистан, конституционные законы, законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Республики Таджикистан (указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства Республики Таджикистан, иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти)3.

1 Периодизация всего пути становления правовой базы местного самоуправления не может основываться исключительно на датах принятия и вступления в силу соответствующих нормативных актов. Следует иметь в виду также проблемы фактической реализации нормативных актов, касающихся таких комплексных институтов, как местное самоуправление, особенно в условиях политических и экономических кризисов. Вместе с тем, нельзя обозначить границы главных этапов формирования правовой базы только политическими событиями, поскольку они сами по себе, как правило, являются элементами длящегося политического процесса.

2 Далее закон №549.

3 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2009. №7-8. - Ст. 503.

Вопрос о конституционном регулировании местного самоуправления в правовой науке является наиболее актуальным. Он имеет характер высшего -в формально-юридическом, нормативно-иерархическом значении -обязывания, определяя субординационные отношения между положениями Основного закона, с одной стороны, и правотворческой, правоприменительной и правореализационной деятельностью субъектов права, связанной с вопросами местного самоуправления, - с другой.

Следует отметить, что конституционная регламентация статуса местного самоуправления появилась еще до принятия Европейской хартии местного самоуправления, которая предусматривает признание принципов местного самоуправления, по возможности, в Конституции государства.

Практика конституционного регулирования местного самоуправления получила развитие с момента появления первых европейских конституций. Особую роль в этом сыграли французские Конституции 1791, 1793 гг. и бельгийская Конституция 1831 г. Конституция Германской империи 1849 г. закрепила основные права немецких общин, связанные с избранием своих старшин и представителей; с управлением под верховным наблюдением государства своими общинами, включая местную полицию; с опубликованием своего общинного бюджета; с публичностью прений1.

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства государств, подписавших ее, закреплять её принципы в своих законах. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства»2.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции, законов по вопросам местного самоуправления и др.

До сегодняшнего дня Республикой Таджикистан еще не ратифицированы следующие международные акты по местному самоуправлению: Европейская хартия местного самоуправления, Европейская хартия прав человека, Европейская хартия регионального самоуправления. Однако ратификация данных актов не является обязательным условием формирования местного самоуправления в государстве, хотя большинство его принципов признано и закреплено в законодательствах государств. Подтверждением служит тот факт, что до сих

1 См.: Степанова В.В. Конституционный конфликт в Пруссии в 1862-1866 годах (политическая борьба О. Бисмарка с прусским ландтагом). - Нижневартовск, 1993, с.130.

2 Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. в Страсбурге. Приложение к кн.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие. - Обнинск: Институт муниципального управления, 2003, с.7.

пор данные хартии не подписаны, подписаны не полностью или не ратифицированы такими государствами - членами Совета Европы, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия и Дания1. Учитывая значение этого принципа, желательно осуществить внесение в Основной закон, определяющий организацию государства. Было признано, однако, что для тех стран, в которых процедура внесения изменений в Конституцию требует согласия квалифицированного большинства членов законодательного органа, либо согласия всего населения, выражаемого посредством референдума, может оказаться невозможным исполнение обязательства закрепить принцип местного самоуправления в Конституции. Было также признано, что страны, не имеющие Конституции и у которых она содержится в различных документах и источниках, могут столкнуться с особыми трудностями или даже оказаться не в состоянии взять на себя такое обязательство.

Между тем, преимуществом ратификации Европейской хартии местного самоуправления в Республике Таджикистан становится создание местного самоуправления на более демократичном уровне, с соблюдением декларированных принципов и характерных черт либерального самоуправления2. Стремление таджикских законодателей к приведению законодательства Республики Таджикистан в соответствие с Европейской хартией о местном самоуправлении, наблюдается в ст. 2 закона №549, где признается, что «законодательство Республики Таджикистан об органах самоуправления поселков и сел основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан».3

Конституционная регламентация основ местного самоуправления в Конституции Республики Таджикистан имеет следующее преимущество:

- положения, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении;

- права и интересы граждан на самоуправление путем конституционных норм приобретают прямые действия;

1 Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: Учебный курс.- М.: Изд-во РАГЕ, 2011, с.54.

2 В период с 1992 по 1994 гг. в Республике Таджикистан, наряду с Конституционной комиссией, общественным сектором (политическими партиями, неправительственными организациями) было предложено более 100 проектов Конституции. В проекте Конституции, предложенном Консорциумом юристов Таджикистана 1993 г, в значительной мере содержались основополагающие принципы местного самоуправления, закрепленные Европейской хартией местного самоуправления. См.: Зойиров Р. Конституция Республики Таджикистан. Альтернативный проект // Народная газета. 1992. 16 июня. № 16.- С. 3; Зойиров Р. Конституция Республики Таджикистан. Инициативный проект (на таджикском и русском языках). - Душанбе, 1994.

3Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2009. - №7-8. - Ст. 503.

- усиливаются гарантии судебной защиты местного самоуправления, как в Конституционном суде, так и в судах общей юрисдикции и т. п.

По мнению А.Р.Еремина, «разработка самой концепции местного самоуправления невозможна без определения ее конституционных основ, под которыми следует понимать «... совокупность правовых норм, конституционных институтов, регулирующих отношения, возникающие в сфере местного самоуправления»1.

Далее автор утверждает, что система законодательного регулирования основ местного самоуправления должна начаться именно с мирового опыта и конституционного закрепления данного института.2

Следует подчеркнуть, что значение Конституции Республики Таджикистан как нормативно-правовой основы местного самоуправления очень велико. Практически все её основные институты имеют конституционное обоснование, которое вытекает (прямо или косвенно) из системы конституционных принципов правового государства и гражданского общества, основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина и т. д.

В большинстве современных Конституций стран мира регламентируется обширный перечень предметов местного самоуправления: муниципальная собственность, основные права и свободы, установление принципов организации местного самоуправления, сфера деятельности, форма осуществления, территория, структура органов, задачи и функции, выполнение государственных полномочий, гарантии прав и т.п.

Особенность конституционной регламентации местного самоуправления в Республике Таджикистан заключается в его единстве с органами государственной власти:

- форм непосредственного осуществления народом государственной власти;

- политических гарантий осуществления государственной власти и местного самоуправления;

- экономических и социальных основ государственной власти и местного самоуправления;

- механизмов реализации принципов государственной власти и местного самоуправления

Независимость Таджикистана, юридически оформленная 9 сентября 1991 г. в «Декларации о государственной независимости Республики Таджикистан»,3 поставила руководство республики перед дилеммой: либо брать основные положения уже принятого в 1990 г. закона СССР «Об общих принципах организации местного самоуправления и местного хозяйства в

1 Еремин А.Р. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации: дис. .к.. юрид. н.- Саранск,1996, с.43.

2 Там же.

3 Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР.- 1991.- №18. - Ст. 237.

СССР» за основу, либо искать свой путь реформ. Путь этот оказался достаточно долгим и трудным, особенно с учетом того, что, начиная с 1991 г. по 1997 г., в Таджикистане полыхала гражданская война.

Любая реформа в государстве должна иметь свою четко обозначенную цель, стратегию и тактику ее достижения, а также пройти определенные этапы. В ходе реформы должны быть созданы определенный общественно-правовой механизм и социальные группы, заинтересованные в проведении реформы и способные этими механизмами воспользоваться.

Начала нового видения системы органов местного самоуправления были изложены в Концепции конституционно-правового развития, подготовленной в 1993 г.1, которая, к сожалению, так и не была реализована.

Исходя из необходимости реформы и организации новой системы управления территориями, 23 февраля 1991 г. Верховный Совет Таджикской ССР принял закон Республики Таджикистан «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Таджикской ССР».

Согласно этому закону, власть на местах передавалась местным Советам - представительным органам, ставшим «основным звеном местного самоуправления».

По постановлению Верховного Совета Таджикской ССР «О порядке введения в действие закона Республики Таджикистан «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Таджикской ССР», четыре прежних закона о местных Советах признавались утратившими силу.3

Признание законом как утративших силу законов о местных Советах еще не означало «вызволения» этих органов из теней нормативно-бюрократической централизации. За порогом этих актов оставался еще необозримый массив ведомственных приказов и инструкций.

Таким образом, основным правовым актом, определившим формирование институтов местного самоуправления в Республике, стал принятый в феврале 1991 г. закон Республики Таджикистан «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Таджикской ССР».

Если судить по содержанию этого акта, то можно увидеть, что речи об отказе от природы местных Советов как органов государственной власти в нем еще не было. Скорее всего, упомянутый закон отражал теорию, тоже распространенную в СССР, по которой Советы воплощают два начала:

1 Одна глава концепции была посвящена органам местного управления и самоуправления.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан.- 1991. №8.- Ст. 144.

3 Закон Таджикской ССР от 19 ноября 1980 г. №201 «Об областном Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР, 1980. № 23. Ст.247; 1982. № 15. Ст. 173; Закон Таджикской ССР от 14 декабря 1979 г. №113 «О районном Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР. 1979. № 24. Ст. 180; 1982. № 15. Ст. 173; Закон Таджикской ССР от 14 декабря 1979 г. №182 «О городском, районном в городе Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР. 1979. № 24. Ст. 181; Закон Таджикской ССР от 14 декабря 1979 г. №213 «О поселковом, кишлачном Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР. 1979. № 24. Ст. 182.

органов государственной власти и местного (народного) самоуправления»1. Это подтверждалось, в частности, тем, что при вносимых в Конституцию Таджикской ССР 1978 г. в 1991 г. изменениях и дополнениях соответствующая ей гл. 19 продолжала именоваться «Местные органы государственной власти и управления»; в первой статье этой главы (ст. 126) говорилось, что органами государственной власти в областях, автономных областях, районах, городах, районах в городах, поселках и кишлаках являются соответствующие Советы народных депутатов. И еще более убедительным подтверждением стало включение в ст. 145 второй части следующего содержания: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать . органы территориального самоуправления граждан». Иначе говоря, есть главное звено системы, сочетающее начала государственной власти и самоуправления, есть и звенья чисто общественного характера.

Преемственно, на основе данной концепции, уже к маю 1994 г. был разработан проект закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе», который, в связи с тем, что предстояла конституционная реформа, разработка и принятие Конституции Республики Таджикистан, был приостановлен. Как мы отмечали выше, сразу после принятия Конституции Республики Таджикистан 6 ноября 1994 г., этот законопроект, по существу, без переработки, в старой редакции, был принят как закон 1 декабря 1994 г.

Анализ политико-правовой природы и становления местного самоуправления в Республике Таджикистан в 1991-1994 гг. подводит к вопросу: было ли оно реально создано?

Местное самоуправление не может быть навязано «сверху» как система, наделяемая государством специальными функциями, оно должно возникнуть «снизу», по инициативе самих граждан, выражая их стремление к самоорганизации для решения отдельных вопросов местного характера.

И все-таки можно считать, что в тот период была конституционно и законодательно оформлена концепция местного самоуправления, определена система основных демократических институтов, даны гарантии местному самоуправлению (была расформирована трехступенчатая система местного самоуправления); установились новые принципы организации деятельности органов самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления и т.п. Иначе говоря, была сформирована правовая база местного самоуправления.

Конституционный закон Республики Таджикистан «Об органах государственной власти на местах» и закон Республики Таджикистан «Об

1 О тенденциях развития законодательных основ местного самоуправления подробно см.: Авакьян С. А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. - М.: Изд-во Моск. унта, 2010, с.167.

органах самоуправления в поселке и селе», принятые 1 декабря 1994 г., несомненно, сыграли свою положительную роль. Несмотря на сложные политические и социально-экономические перемены, происходившие в 90-е гг. в республике, джамоаты смогли, чувствуя свою ответственность, предотвратить конфликтные ситуации и раскол страны. В настоящее время, в связи с реформой политической системы государства и концепцией развития его управления, с переходом к единой системе казначейства, при обязательности соответствия законов достижениям мировой юридической практики и международно-правовым актам, дальнейшие модификации и совершенствования данного закона являются необходимыми. В конечном итоге вся деятельность по совершенствованию организационной структуры местных органов государственной власти и местного самоуправления должны быть направлены на то, чтобы эти органы как можно лучше справлялись со своими функциями в новых экономических условиях, характеризующихся свободными рыночными отношениями.1

Стоит заметить, что правовое регулирование местного самоуправления в Республике Таджикистан не является завершенным. Все еще не обрели дальнейшего логического воплощения в законодательных нормах некоторые новации закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления поселков и сел».

Немаловажной проблемой в развитии и реформировании правовых основ местного самоуправления является создание их базовых условий и эффективная реализация.

Одной из эффективных форм реализации законодательства Республики Таджикистан о местном самоуправлении, а также решения проблемы его реформирования является государственная программная поддержка2.

В развитии местного самоуправления Республики Таджикистан существуют некоторые проблемы, решение которых путем программных методов определяется следующими факторами:

- значимость проблем;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для её решения;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических

1 По всем названным вопросам о законодательных основах местного самоуправления в Республике Таджикистан, как особо подчеркивается в Национальном отчете Республики Таджикистан об устойчивом развитии, принятом Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 13 июля 2002 г. № 297, для представления в Генеральную Ассамблею ООН, принимаются меры по их своевременному и возможно полному решению.

2 Об эффективности программных методов реализации законодательства о местном самоуправлении подробно см.: Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - М., 2010. - С. 72-80.

достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

- необходимость координации межотраслевых связей, технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

Преимущественно программные методы государственной поддержки местного самоуправления в современных условиях Республики Таджикистан имеют следующие значения:

- являются одной из эффективных форм реализации законодательства о местном самоуправлении;

- проводят координацию государственной политики по отношению к местному самоуправлению;

- в условиях финансовой несостоятельности органов местного самоуправления в рамках принятых целевых программ органы государственной власти будут финансировать комплекс мероприятий, направленных на развитие местного самоуправления;

- в рамках целевых программ повышается кадровый потенциал местного самоуправления, проявляется больший интерес к государственному значению вопросов местного значения;

- государственные целевые программы могут стать основой для законодательных реформ местного самоуправления.1

Современная концепция местного самоуправления в Республике Таджикистан также имеет определенные цели и задачи, достижение и выполнение которых, по нашему мнению, требуют использования следующих программных методов: совершенствование правовой территориальной и организационной основы местного самоуправления, развитие системы государственной поддержки местного самоуправления, укрепление их материальной, технической, кадровой базы, создание системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, организация центров научно-методической и информационной поддержки местного самоуправления и, самое главное, поддержка социально-экономического развития самоуправленческих территорий.

Таким основополагающим документом государственной политики в области местного самоуправления на долгосрочную перспективу в Республике Таджикистан может стать «Программа государственной поддержки местного самоуправления на 2011-2020 гг.», которая должна реализоваться в три основных этапах:

1 Надо отметить тот факт, что вторая Федеральная целевая программа поддержки местного самоуправления в Российской Федерации разрабатывалась и принималась еще до принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и была направлена на совершенствование системы местного самоуправления, сложившейся в рамках реализации предыдущего одноименного Федерального закона.

Первый этап должен предусмотреть создание базовых условий для формирования системы местного самоуправления и, прежде всего, правовой основы. Необходимо закрепить правовые гарантии местного самоуправления, разграничить финансовые материальные средства между органами государственной власти и органами местного самоуправления, создать систему кадрового и информационного обеспечения.

На втором этапе должны создаваться базовые условия для развития джамоатов и реализации их законных полномочий.

Третий этап должен планировать проведение ряда мероприятий инвестиционного характера, обеспечивающих социально-экономическое развитие джамоатов.

Реализация данной программы должна сопровождаться комплексом мероприятий, практически соответствующих программе. Например, мероприятия в сфере кадрового обеспечения, которые предполагают:

- издание и распространение научной и учебно-методической литературы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;

- разработка методик расчета потребности в кадрах для органов местного самоуправления;

- разработка рекомендаций по организации работы с кадрами в органах местного самоуправления;

- формирование системы дистанционного консультирования по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка базовых учебных планов и программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;

- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, включающей довузовское и послевузовское образование;

- разработка учебно-методических пособий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;

- формирование системы средств дистанционного обучения кадров для органов местного самоуправления.

Естественно, должны проводиться мероприятия в сфере правового обеспечения; в финансово-экономической сфере; в организационной и научно-методической сфере; в социально-политической сфере и т.п.

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная поддержка, правовые гарантии, целевая программа, джамоаты, формы реализации, правовое обеспечение, законные полномочия, конституционная регламентация, принципы организации, основополагающий документ, программный метод.

Key words: local self-government, a state support, legal guarantees, target programme, jamoats,

realization forms, legal maintenance, lawful powers, constitutional regulation, organizational

principles, basic document, programme method.

Список использованной литературы:

1. Закон Таджикской ССР от 19 ноября 1980 г. №201 «Об областном Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР, 1980. № 23. Ст.247; 1982. № 15. Ст. 173;

2. Закон Таджикской ССР от 14 декабря 1979 г. №113 «О районном Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР. 1979. № 24. Ст. 180; 1982. № 15. Ст. 173;

3. Закон Таджикской ССР от 14 декабря 1979 г. №182 «О городском, районном в городе Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР. 1979. № 24. Ст. 181;

4. Закон Таджикской ССР от 14 декабря 1979 г. №213 «О поселковом, кишлачном Совете народных депутатов Таджикской ССР» // Ведомости Верховного Совета ТССР. 1979. № 24. Ст. 182.

5. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.

6. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учеб. пособие. - М., 2010. - С. 72-80.

7. Степанова В.В. Конституционный конфликт в Пруссии в 1862-1866 годах (политическая борьба О. Бисмарка с прусским ландтагом). -Нижневартовск, 1993.

8. Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. в Страсбурге. Приложение к кн.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие. - Обнинск: Институт муниципального управления, 2003.

9. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: Учебный курс.- М.: Изд-во РАГЕ, 2011.

10. Зойиров Р. Конституция Республики Таджикистан. Альтернативный проект // Народная газета. 1992. 16 июня. № 16. С. 3.

11. Зойиров Р. Конституция Республики Таджикистан. Инициативный проект (на таджикском и русском языках). - Душанбе, 1994.

12. Еремин А. Р. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации: дисс. ...к. юрид. н. -Саранск,1996.

Мухторов К. Т.

Тенденция развития конституционно-правовых основ местного самоуправления на современном этапе

В статье рассматриваются правовые вопросы совершенствования организационной структуры местных органов государственной власти и местного самоуправления в Таджикистане. Обоснованы выводы по совершенствованию правовой, территориальной и организационной основы местного самоуправления, а также по развитию системы государственной поддержки местного самоуправления, по укреплению их материальной, технической, кадровой базы, по созданию системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, по организации центров научно-методической и информационной поддержки местного самоуправления и, самое главное, по поддержке социально-экономического развития самоуправленческих территорий.

Mukhtorov K.T.

The tendency of constitution-legal basis development of of local government

at the present time

The legal problems ofperfection of organizational structure of local public authorities and local government in Tajikistan are considered in the article. Substantiated conclusions on perfection of a legal, territorial and organizational basis of local government, and also on development of system of the state support of local government, on strengthening of their material, technical, personnel base, on creation of system of trainings, professional retrainings and improvement of professional skill skilled workers for local governments, on the organisation of the centres of scientifically-methodical and information support of local government and, the most important thing, on support of social and economic development of self-administrative territories.

Санавваров Голиблон Бакоевич -

омузгори кафедраи пукуки гражданг, сопибкорг ва байналхалкии ДД^БСТ

накши иттиаодияаои ламъият! дар татбик

НАМУДАНИ аУКУК, ОЗОД1, ВАЗИФА ВА УВДАДОРИ&ОИ ША&РВАНД ДАР ЛУМ&УРИИ ТОЛИКИСТОН

Дар замоне, ки муносибатаои ламъият! хеле тез афзоиш ёфта истодаанд, накши шаарванд аамчун муааррики асосии ин муносибатао муассир мегардад. Конститутсияи Лумаурии Толикистон дар моддаи 8 худ пешбин! менамояд, ки "Дар Толикистон ааёти ламъият! дар асоси равияаои гуногуни сиёс! ва мафкурав! инкишоф меёбад."&амзамон кайд намудан лозим аст, ки мувофики моддаи 2 Конститутсия шаарвандони Толикистон аукуки муттааид шуданро доранд. Шаарванд аак дорад дар ташкили аизбаои сиёс!, аз лумла аизбаои характери демократ!, дин! ва атеист! дошта, иттифокхои касаба ва дигар иттиаодияаои ламъият! иштирок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.