Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
частное образование / перспективы развития / тенденция / анализ / прогноз / вектор развития.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батрашова Ксения Владимировна

в данной статье анализируется тенденция развития частного школьного образования с точки зрения временного, территориального и перспективного анализа. Приводятся примеры возможных стратегий дальнейшего развития частного сектора, обоснованные научным и практическим опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Батрашова К.В.

Батрашова Ксения Владимировна - заместитель директора по ВР, ЧОУ Деловая Волна «Ламбери», г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье анализируется тенденция развития частного школьного образования с точки зрения временного, территориального и перспективного анализа. Приводятся примеры возможных стратегий дальнейшего развития частного сектора, обоснованные научным и практическим опытом.

Ключевые слова: частное образование, перспективы развития, тенденция, анализ, прогноз, вектор развития.

Тенденции развития частного школьного образования подвергались исследованиям на самом разном уровне. Существует доклад сотрудников НИИ ВШЭ, представляющий собой обширный статистический когнитивный срез состояния частных школ в России, сопоставительно с остальным миром, на 2019 год. Из него мы делаем выводы о том, что частное школьное образование составляет только 1% от всего школьного образования в России. Это по мнению авторов обусловлено самыми разными факторами: недостаточной государственной поддержкой частных школ, низким уровнем в общем фокусе платежной способности основных инвесторов, которыми являются родители учеников, дефицитом квалифицированных кадров и так далее. Другие исследования направлены на диахронический анализ частного образования в России, выделяю в нем 4 этапа, обусловленных историческим и политическим развитием страны. По мнению авторов, мы находимся на 4 этапе развития, который берет свое начало в 1991 году. Однако, по нашему мнению, стоит выделять новый параграф в этом этапе развития, и именно этой новой вехе будет посвящена данная статья.

Выше завяленное утверждение не голословно, а обусловлено несколькими факторами. Во-первых, изучив научный и практический опыт отечественных и иностранных коллег-причастных к частному образованию, можно с уверенностью утверждать, что мы нуждаемся в инноваторстве в данной отрасли. Эта необходимость вызвана как социальным запросом, так и геополитическими и глобальными тенденциями окончания первой четверти 21 века.

На сегодняшний день частное образование рассматривается родителями как возможность получения, во-первых, дифференцированных знаний в определенных предметов, и как показывают исследования НИИ ВШЭ, это в основном касается гуманитарной и лингвистической сферы. Во-вторых, по порядку, но не по значению, желанием родителей предоставить ребенку комфортные условия обучения. Под понятием комфорта подразумевается и малочисленность класса (характерно преимущественно для России), и однородный социальный и национальный состав учащихся, и индивидуальных подход к обучению, и техническое оснащение образовательного учреждения.

Тем не менее государственная образовательная среда, получающая большую долю бюджетного финансирования, составляет огромную конкуренцию частным учреждениям. Вновь открывающиеся кванториумы, по мнению учредителя частной школы в Москве, представляют большую угрозу частному образованию. А прекрасно оборудованные спортивные залы и бассейны в государственных школах легко могут затмить небольшие спортивные залы частных школ.

Ранее представленные модели элитарной педагогических программ, в основе которых - изучение английского языка, теряют свою приоритетность. Сегодняшний социальный запрос родителей не определен, как не определен и сам вектор развития общества в условиях новых экономических и геополитических реалиях. Однако, автором рассматривается данная позиция как возможность нового развития и поиска. Именно поэтому частное школьное образование стоит сегодня перед выбором своего нового пути.

Анализ теоретической и практической ситуации на рынке образования как в России, так и за рубежом, безусловно выделяет развитие искусственного интеллекта во всех сферах деятельности. Не исключением стало и образование. Внедрение GPT чатов в образовательные методики активно обсуждается на просторах научных публикаций. Однако, мы считаем, что пока что велика степень настороженности относительно ИИ, обусловленная недостаточной изученностью последнего, особенно педагогическими кадрами среднего школьного образования. Неготовность учителей применять ИИ на практике, недоверие большинства родителей к академичности последнего не дают нам уверенность в целесообразности его использования.

Довольно ярко подчеркивается необходимость использования STEM подхода в образовании. S -

science (наука), T - technologies (технологии), E - engineering (инженерия), M - maths (математика). На этих четырех "китах" зиждется подход. Однако получает большую долю критики ввиду полного отсутствия гуманитарного и воспитательного составляющего.

Напротив, только на личностных критериях основан soft-skill, целью которого является создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения дабы сконцентрировать внимание на творческом и личностном потенциале ученика. Автору представляется все это либо несколько оторванным от реальности, либо переименованным классическим подходом в воспитательной работе в школе. Безусловно, стоит отметить, что последняя в частном учреждении ведется с более индивидуальным подходом с целью выявления тех самых особых качеств ученика, которые могут помочь ему как в социальной реализации, так и в академической успеваемости.

В связи с этим, особое внимание стоит уделить двум инновационным методам, о которых говорят исследователи различных областей НИИ ВШЭ уже в 2024 году.

Первый из них: предпринимательское образование. Так Инна Гуреева, операционный директор Fashion Factory School, считает, что предпринимательское мышление - прямая необходимость для представителей всех профессий: от фри-лансеров до руководителей крупного звена. Ученый уверенно утверждает, что навыки, среди которых отмечается креативность, критическое мышление, коммуникативность, комплексных подход к решению задач - необходимо развивать в школьном возрасте. Практическим успешным подтверждением вышесказанному является функционирование проекта "Предпринимательский класс в московских школах".

Следующим возможным планом развития частных школ рассматривается более тщательное внедрение проектной деятельности в обучение. На сегодня в большинстве частных школ, в отличие от государственных, ведется проектная деятельность. Однако, по мнению учеников и родителей, отсутствует системная ориентированность этого направления. Зачастую темы проектов никак не связаны с реальным интересов учеников и таким образом вызывают отсутствие интереса. Стоит отметить, что оба направления взаимосвязаны и характеризуются практической направленностью.

Обращаем внимание, что наше исследование узконаправлено на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Это вызвано географической привязанностью автора, и огромной разницей в системе частного образования в различных регионах России.

Исходя из всего вышесказанного, стоит сделать предположение, что дальнейший вектор развития частного школьного образования связан с его практическим применением. Современный социальный запрос требует обоснования своих инвестиций в образование, и не всегда исключительные академические знания, оторванные от реальности, смогут удовлетворить его. В то время как внедрение теоретических познаний в реальное практическое применение может стать интересно не только родителям, но и ученикам самим, а также учителям. В таком случае все участники образовательной коммуникации достигнут понимания своей деятельности, а значит успех эдукативной коммуникативной задачи в таком случае неизбежен.

Список литературы

1. Кузнецова Е.В. Исследования, посвященные частному образованию в России / Е.В. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 187-192.

2. Кириллина В.Н., Яникеева И.О. «Перспективы развития частного школьного образования в России в контексте модернизации образовательной системы в 21 веке»

3. Королёва Д.О., Пивоварова К.В., Колабинова А.С., Андреева А.А., Климова Я.В., Арзуманян М.А., Хасимова Я.А. «Мировые тренды образования в российском контексте - 2024 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2024/

4. Kukulska-Hulme A., Wise A.F., Coughlan T., Biswas G., Bossu C., Burriss S.K., Charitonos K., Crossley S.A., Enyedy N., Ferguson R., FitzGerald E., Gaved M., Herodotou C., Hundley M., McTamaney C., Molvig O., Pendergrass E., Ramey L., Sargent J., Scanlon E., Smith B.E. & Whitelock D. (2024). Innovating Pedagogy 2024: Open University Innovation Report 12. Milton Keynes: The Open University.

5. Кириллина В.Н., Яникеева И.О. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБ РАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В 21 ВЕКЕ. Журнал "Бизнес, общество, власть." Март 2018 №1(27).

6. Духанина Л.Н., Мерцалова Т.А., Беликов А.А., Горбовский Р.В., Заир-Бек С.И., Матюненко Ю.А. «Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад.» НИИ ВШЭ, Институт образования 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.