Научная статья на тему 'Развитие общественной оценки частного школьного образования'

Развитие общественной оценки частного школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ ШКОЛА / PRIVATE SCHOOL / РЕПУТАЦИЯ / REPUTATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / EDUCATIONAL CONCEPTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Евгения Анатольевна

Рассматривается проблема формирования репутации российской частной школы на разных этапах ее развития, выделяются этапы формирования частных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Public Assessment of Private School Education

The problem of forming of the reputation of Russian private schools at different stages of their formation is discussed. The stages of the formation of private schools are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие общественной оценки частного школьного образования»

проектом. // Образование в современной школе. 2000. № 4.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

5. Сараева А.А. Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя // Актуальные вопросы

современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011.

6. Хасанов Р.Р. Международная проектная деятельность. - М., 2012.

7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. -М.: Сентябрь, 1998.

УДК 371.2 ББК 74.247

Е.А. Юдина

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема формирования репутации российской частной школы на разных этапах ее развития, выделяются этапы формирования частных школ.

Ключевые слова: частная школа, репутация, образовательные концепции, образовательный комплекс.

£ <

LLi

Происходящее в России социальное обновление, формирование открытого демократического общества и его интеграция в мировое и европейское культурно-образовательное пространство привели к активному росту инноваций в педагогической теории и практике, одним их которых выступает частное школьное образование.

Закон РФ в статье 11.1 «Об образовании в Российской Федерации» [3] установил статус частного школьного образования, определив его равные права с государственными школами, в связи с этим становятся значимыми исследования как культурно-исторического генезиса, так и современного развития частных школ не только как самостоятельного, динамично развивающегося педагогического явления, но и в анализе его социально-культурных тенденций развития. Культурно-историческое становление и формирование системы частного школьного образования в России к настоящему

времени отражены в научных исследованиях не в достаточной степени. Причины этого видятся в более чем семидесятилетнем периоде отсутствия частного образования, в долговременной негативной критике аналогичных образовательных форм за рубежом. Задачей современных российских частных школ становится определение своего места в образовании и формирование положительной репутации частного школьного образования.

Попробуем разобраться в сущности понятия «репутация». Толковый словарь В.И. Даля слово репутация трактует как «славу человека, добрую и дурную, как и чем кто слывет, общее мнение о ком» [6]. В словаре русского языка М.С. Шевелева репутация - это [8]:

1) создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо;

2) положительное, благоприятное мнение, сложившееся о ком-либо, чем-либо. По мнению авторов толкового

словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [4], репутация -это приобретаемая кем-нибудь, чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь, чего-нибудь.

Если обобщить вышеуказанные определения, можно дать следующую трактовку данного понятия. Репутация -это сложившееся в обществе мнение о достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо.

С точки зрения организации, репутация является нематериальным активом, который формируется на протяжении длительного времени при взаимодействии общества и организации.

Среди известных зарубежных специалистов в области формирования репутации организации можно выделить К. Фомбруна, К. Фосса, Д. Карталия, Г Даулинга. Эксперты сходятся во мнении, что хорошая репутация делает компанию более привлекательной. Нет сомнений: управлять репутацией надо [1].

Отсюда отметим, что репутация - это «доброе имя» школы, которое формируется под влиянием множества факторов и оценивается по различным параметрам.

История развития частных школ насчитывает уже много столетий. В Европе [1] уже в раннее средневековье практиковалась отправка мальчиков на обучение грамотным церковнослужителям в монастыри или пажами в богатую семью. Первой монастырской школой-пансионом считается The King's School в Кентербери, основанная еще в 597 году новой эры. Известна и The King's School Ely, открытая при грандиозном средневековом соборе Или в 973 г. Здесь готовили певчих для соборной службы, взамен давая самое лучшее образование, которое только можно было получить в Великобритании.

В XII в. Папа Римский указал всем монастырям бенедиктинцев, каким являлся, например, Вестминстерский, давать бесплатное образование. Светские

школы возникли тогда, когда появились платные учащиеся. Они создавались по модели коллегиальных университетов Оксфорда и Кембриджа.

Частное домашнее образование до XVII в. оставалось нормой в аристократических семьях, особенно для девочек, но в дальнейшем все большее распространение получили взгляды, что молодые люди должны обучаться коллективно. Таким образом, на протяжении своего тысячелетнего развития концепция образования адаптировалась к изменяющимся общественным условиям.

Классическая британская школа-пансион приобрела большую популярность в период расцвета британской колониальной империи. Отправляясь на административную работу в колонии, отцы семейства могли быть уверенными, что их детей воспитают в окружении британской культуры на родине.

Для иностранных высокопоставленных лиц британское правительство предоставляло возможность дать детям британское образование с расчетом на то, что дети впитают в себя британские ценности и станут сторонниками колониального режима.

Важной причиной, по которой семья отправляет детей в школу-пансион, особенно если в ней учились многие поколения семьи, является возможность расширить горизонты ребенка, привить ему определенную культуру, общую для данного семейного клана. Другие желают дать ребенку более высокое образование, чем они получили сами, предоставить ребенку возможность приобщиться к культуре высшего общества.

На сегодняшний день в Великобритании насчитывается более 800 частных школ-пансионов, в которых обучается более 100 000 детей.

История частного образования в России [2] также насчитывает не одну сотню лет, и, как в Европе, во многом обязано христианству. Первые школы возникали в монастырях, частное образование широко практиковалось высши-

го ш о со ГО

Ю О

_0

О

о го т

I

ф

J

о

I

ф

ш

13 ф

^

ю о

го Q_

ми сословиями для собственных отпрысков до революции.

По некоторым данным, в России сегодня действуют порядка 700 частных школ. В частных учебных заведениях среднего образования в среднем по стране обучаются порядка четырех процентов детей. Самые старые частные школы действуют с 1990 г., когда законодательно позволено было открывать эти учебные заведения.

Впервые светские образовательные учреждения в России появились более трех веков тому назад. В семнадцатом столетии, при государе Алексее Михайловиче, российские мастера учили детей чтению и письменной грамоте, за что брали с родителей деньги.

Вот он, прототип частной школы! Чуть позже, когда царствовал Петр Первый, были открыты первые частные образовательные учреждения. И самое главное - не только для мальчиков, но и для девочек. А ведь до этого момента считалось, что грамота женщине не нужна. Не менее важная роль в развитии частных школ принадлежит императрице Екатерине II, которая организовала государственный контроль над такими заведениями. После Октябрьской революции все частные школы были закрыты, а в начале 1990-х началось их возрождение.

Большой временной разрыв привел к потере многих традиций и ценностей частного школьного образования, в том числе, и репутации. Но в то же время стало поводом появление новых образовательных концепций, новых взглядов на структуру, формы и методы образования в частной школе. Частная школа стала целым образовательным комплексом, предоставляющим услуги по изучению обязательных академических предметов, так и по дополнительным программам образования. Тем не менее, государство я регламентирует и контролирует деятель-ч ность частных школ. Целый комплекс ^ мероприятий направлен на обеспечение ш требований государственных стандар-

тов. Создание частной школы сопряжено с неимоверными усилиями организаторов по прохождению финансовых барьеров и бюрократических барьеров.

Необходимо рассмотреть этапы формирования частной школы в современной России.

Большинство частных школ в России создаются «с нуля» педагогами - энтузиастами на основе своих убеждений о качественном образовании и закона «Об образовании в Российской Федерации», который содержит необходимый регламент образования, лицензирования и аттестации образовательного учреждения. Это первый этап создания частной школы [3].

На следующем этапе, когда первые юридические и финансовые вопросы решены, встает задача формирования образовательной концепции и набор кадров, способных к осуществлению задуманной образовательной концепции. Частная школа должна быть конкурентоспособна выдержать сравнение с государственными общеобразовательными школами. В России не готовят учителей для работы в частных школах, и это является проблемой. Директор частной школы тщательно подбирает педагогический состав. Требованиями к работе в частной школе выступает не только профессиональное педагогическое образование, квалификация педагога, но и его личностные качества, такие, как неординарность мышления, креативность, гибкость в отношениях, стрессоустойчи-вость и др.

На этом же этапе проводится набор учащихся в частную школу. При выборе обучения в новой частной школе родители руководствуются следующими критериями: цена за обучение, предоставляемые услуги, качественный педагогический состав, образовательная концепция, часы работы школы, внешний и внутренний облик школы, материально - техническое оснащение. Репутация школы как критерий при выборе школы на данном этапе отсутствует, хотя он яв-

ляется едва ли не главным при выборе частной школы в мире.

Реформа образования не стоит на месте. По Новому Федеральному закону «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 21 декабря 2012 г. [3] и по Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности от 18 ноября 2013 г. № 1039 [5] все образовательные учреждения могут подать заявление на государственную аккредитацию образовательной деятельности в срок до 1 января 2016 г. Период от начала работы школы до первой аккредитации является третьим важным этапом становления частной школы. В этот период закладываются основы работы школы, начинается формирование традиций, закладываются формы работы учителей, формируется атмосфера школы, формы и методы работы с родителями, корректируется образовательная программа. В данный период воз-

можны ошибки в работе руководителя и педагогов, так как учителям требуется перестройка сознания. Существуют существенные различия в работе в государственной школе и в работе в частной школе. Точно также требуется перестройка сознания и родителям, отдающим своего ребенка в частную школу, ведь наши современные родители чаще всего учились по стандартам советской школы, и новые подходы частной школы могут им показаться непривычными и потому отторгающими новые взгляды. На данном этапе частные школы стараются так работать с родителями, чтобы сформировать у них не просто лояльность к работе частной школы, но и понимание образовательной политики школы в долгосрочном периоде. Эта работа направлена еще и для формирования положительной репутации организации и повышение количества учеников школы. Данный этап требует от руководителя частной школы управленческих компетенций высокого уровня.

Четвертый этап наступает сразу после аккредитации частной школы и

длится до первого выпуска учащихся из школы. Основным показателем работы частной школы является качество обучения. Требованием для всех учащихся школ является прохождение Единого Государственного экзамена по окончании 11 класса. Считается, что частное образование дает более качественный результат в сравнении с государственными общеобразовательными школами. И это должно быть так, иначе частная школа не выдержит конкуренции с государственными школами и не укрепит свою репутацию на рынке образовательных услуг. На данном этапе продолжают формироваться традиции школы, совершенствуется образовательная политика школы, формируются научно - методические кафедры, продолжается активная работа по формированию общественно-положительного образа частной школы.

Заключительный этап развития частной школы связан с первым выпуском школы. Школы начинают счет выпускникам своей школы, ведет учет поступления в вузы России и в других странах мира. Очень важен показатель количества учеников с отличными отметками. На данном этапе качество выпускников будет формировать репутацию школы напрямую.

Общеобразовательная школа

«7 ключей» была образована в 2012 г. при Негосударственном Образовательном Учреждении Высшего Профессионального Образования «Русско-Британский Институт Управления». Школа функционирует второй год и готовится к аккредитации. Таким образом, школа находится на третьем этапе своего формирования. Ведется активная работа на освещение важных событий для школы на сайте школы [6], проводятся экскурсии по школе для потенциальных и будущих учеников школы, проводятся мастер-классы с приглашением учителей Челябинска и Челябинской области, приглашаются учителя - носители английского языка, т. н. native speakers. Помимо того, что это положительно сказывается

го ш о со ГО

Ю О

_0

О

о го т

I

ф

J

о

I

ф

ш

13 ф

^

ю о

го Q_

на качестве образовательных услуг, это повышает интерес и привлекательность школы и формирует положительную репутацию школы.

Важным моментом для принятия родителями решения о поступлении их ребенка в школу «7 ключей» является: собственное здание школы с дизайнерским интерьером, собственный бассейн, современная инфраструктура. Родители могут быть уверены, что администрация школы намерена пройти все этапы формирования школы и, конечно же, продолжить свою работу и после этого. Впереди у школы еще огромное количество работы, чтобы доказать свою конкурентоспособность среди частных школ своего города.

Для реализации устойчивой положительной репутации школы ректорат НОУВПО РБИУ и педагоги работают над:

1) определением краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегиями развития каждого фактора, который формирует репутацию школы;

2) развитием уникальной педагогической концепции школы как основы для сохранения устойчивых позиций в сегменте частного образования;

3) профессиональным ростом постоянного педагогического состава как одного из важных факторов повышения репутации школы;

4) развитием материально-технической базы;

5) включенностью в общественные мероприятия, организацией теле- и видеоконференций, освещением деятельности взрослого и детского коллективов в средствах массовой информации;

6) определением критериев оценки репутации школы.

Новейшая история частных школ в России только началась. Будучи оторванными историей от своих предшественников в «царской России», частные школы имеют шанс использовать многовековой опыт работы частных школ мира, внедрить новые технологии обучения, внести свежий взгляд на формирование необходимых компетенций учащегося для его самостоятельной жизни после школы, а также сформировать школьную элиту города, создать свой рейтинг частных школ в России. Библиографический список:

1. Джуринский А. История зарубежной педагогики. - М.: Издательская группа «ФОРУМ», «ИНФРА-М», 1998.

2. Кодрле С.В. Развитие частных школ в России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования: автореф. дис. ... канд. пед. н. - Краснодар, 2007.

3. Новый Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 21 декабря 2012 г. - М.: Проспект, 2013.

4. Ожегов С И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // [Электронный ресурс]: http://ozhegov. org/.

5. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности от 18 ноября 2013 года № 1039.

6. Сайт школы "7 ключей" // [Электронный ресурс]: http:// school7keys.com/.

7. Толковый словарь В. Даля ON-LINE // [Электронный ресурс]: http://vidahl. agava.ru.

8. Шевелев М.С. Словарь русского языка. - М., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ <

LLi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.