РУБРИКА:08.00.00. ЭКОНОМИКА
УДК 338.1
Нго Ньят Фонг Начальник факультета экономической
безопасности Университет народной безопасности Вьетнам, Хошимин loicuagio 1874@yahoo .com Ngo Nhat Phong Dean of the Faculty of Economic Security People's University of Security of the Socialist Republic of Vietnam
Vietnam, Ho Chi Minh City
ТЕНДЕНЦИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА Аннотация: четвертая промышленная революция оказала серьезное влияние на большинство сфер общественной жизни, особенно на вьетнамскую экономику. В контексте четвертой промышленной революции прямые иностранные инвестиции (ПИИ) во Вьетнам заметно изменились, в данной статье проясняется тенденция перемещения этого инвестиционного капитала и указываются её вызовы для экономики Вьетнама.
Ключевые слова: четвертая промышленная революция; прямые иностранные инвестиции, экономика Вьетнама, общественная жизнь, повышения экономической, мошенничество.
FOREIGN DIRECT INVESTMENT TREND IN THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION AND CHALLENGES FOR VIETNAM ECONOMY
I'M
Annotation: the fourth industrial revolution had a major impact on most areas of public life, especially the Vietnamese economy. In the context of the fourth industrial revolution, foreign direct investment (FDI) in Vietnam has changed markedly, this article clarifies the trend of this investment capital movement and indicates its challenges for the Vietnamese economy.
Key words: fourth industrial revolution; foreign direct investment, Vietnam's economy, social life, economic enhancement, fraud.
Прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ) в широком смысле -иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании этого предприятия, по методике Международного валютного фонда - иностранные инвестиции, распространяющиеся на не менее 25% акций; по законодательству США, России - не менее 10%, в странах ЕС - не менее 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - не менее 50%.
17 июня 2020 года, Национальное собрание Социалистической Республики Вьетнам (далее - СРВ) приняло Закон «Об инвестициях 2020 года», который вступает в силу с 1 января 2021 года [1]. В данном Законе, определение «прямые иностранные инвестиции» не предусмотрено, но согласно п.19 ст. 3 под «иностранный инвестор» понимается как иностранное физическое лицо либо юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое осуществляет инвестиционную деятельность во Вьетнаме, а согласно п. 8 ст. 3: «инвестиционная деятельность» - вложение капитала (в т.ч денег, ценных бумаг в иностранной валюте, иного имущества, интеллектуальной собственности, а также услуг и информации) в целях о существования коммерческой деятельности на территории Вьетнама».
К формам инвестиционной деятельности относятся: создание коммерческой организации, в том числе филиала, представительства иностранного юридического лица; инвестиция в основной капитал, покупка акций, покупка уставного капитала; реализация инвестиционных проектов; инвестиции в форме контракта делового сотрудничества и иные. Таким образом, под «прямые иностранные инвестиции» следует понимать, как перемещение капитала, активов, технологий и управленческого опыта из принимающей в принимаемую страну для создания предприятий и контроля за их деятельностью с целью ведения бизнеса и получения прибылей от таких инвестиций.
В контексте четвертой промышленной революции, «лидерство в развитии науки и технологий становится одним из ключевых факторов повышения экономической конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности» [2]. Поэтому, перед сильным развитием Китая в области науки и технологий, особенно высоких технологий, США приняли множество мер, направленных на ограничения роста и потенциала Китая в данной области. Это напрямую влияет на инвестиционную и производственную деятельность компаний и предприятий в Китае, которые всегда находятся под воздействием экономических санкций со стороны США, а также ответных Китаем санкций. С другой стороны, пандемия корона вируса нового типа (COVID-19) нарушила глобальную цепочку поставок, которая в значительной степени зависит от китайского рынка. Указанные положения сопровождаются тенденцией снижения инвестиционного капитала в мире (более 40% к 2020 г.) и перемещения капиталовложения в более безопасные страны, в том числе Вьетнам [3]. Изучая тенденцию перемещения капитала ПИИ во Вьетнам последующие годы, можно выделить следующие основные моменты:
- Не только США и страны ЕС, Япония и Республика Корея заявили о готовности оказать поддержку своим предприятиям для перемещения
производства из Китая в другие страны и снижения зависимости от китайской экономики. Например, Google планирует производить недорогие смартфоны (Pixel 4a) во Вьетнаме; Microsoft намеревается производить ноутбуки и настольные компьютеры во Вьетнаме; Apple производит беспроводные наушники (AirPods) во Вьетнаме, а не в Китае (3-4 миллиона штук, что эквивалентно 30% продукции AirPods в мировом масштабе); Японская электронная компания Nintendo перенесла часть своего производства во Вьетнам [4].
- Приток ПИИ во Вьетнам имеет тенденцию к увеличению. В настоящее время, Вьетнам является потенциальным государством для иностранных инвесторов в связи с рядом благоприятных условий, как стабильная социально -политическая ситуация; инвестиционная среда, система технической инфраструктуры становится все более отработанной; высокий уровень макроэкономической стабильности; открытая политика привлечения ПИИ; большой внутренний рынок; обширная международная интеграция во многих областях; хорошо выполнять «двойную задачу» как по предотвращению, так и по борьбе с эпидемией COVID-19, социально-экономическому восстановлению и развитию. К концу 2019 года, насчитывается 112 стран и территорий, ведущих инвестиционную деятельность во Вьетнаме, а в целом по стране насчитывается 30.827 действующих проектов ПИИ с общим уставным капиталом 362,58 млрд долларов США. Накопленный реализованный капитал проектов с ПИИ оценивается в 211,78 млрд долларов США, что составляет 58,4% от общего действующего уставного капитала. При тенденции к перемещению инвестиционного капитала, зарегистрированный капитал ПИИ из других стран имеет тенденцию к увеличению. Например, Китай - увеличился на 17% по сравнению с 2018 годом, что превышает общие темпы роста в 7,2% и самый высокий рост среди основных инвестиционных партнеров Вьетнама
(Гонконг (Китай) - на 9,1%, Сингапур - на 6,4%, Корея - на 3,7%, Японии - на 2,12% ...).
- Капитал ПИИ постепенно направляется в сферу науки и технологий, особенно высоких технологий. До 2010 г. капитал иностранных стран, инвестированный во Вьетнам, в основном был сосредоточен в 03 областях: (1) переработка-обрабатывающая промышленность; (2) торговля недвижимостью и (3) торговля, розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов. В контексте Индустрии 4.0 иностранные инвесторы постепенно перемещают свой инвестиционный капитал в следующие области: информационные технологии, высокие технологии (Samsung, Apple); электронный дизайн и аксессуары (Panasonic, Asanzo...); электронная коммерция (Lazada, Shopee, Tiki, Adayroi, Sendo...); сервисы обмена (Uber, Grab.). В области высоких технологий во Вьетнаме насчитывается около 60.000 предприятий цифровых технологий с предполагаемым доходом в 120 миллиардов долларов США в год, которые становятся важной движущей силой, способствующей экономическому развитию [4, с. 159 - 167]. Однако, большинство предприятий еще не владеют основной технологией, в основном они импортируют технологии или передают их на аутсорсинг иностранным партнерам.
Исследование показывает, что тенденция к перемещению прямых иностранных инвестиций во Вьетнам в контексте четвертой промышленной революции создает множество возможностей и благоприятных условий для социально-экономического развития, повышения эффективности использования ресурсов, инвестиционной силы, содействия экономической реструктуризации в направлении индустриализации и модернизации страны. Однако, для экономики Вьетнама, по мнению исследователей, деятельность по иностранным инвестициям может привести к ряду рисков, таких как: доминирование на внутреннем рынке; подключение и привлечение вьетнамских граждан к участию в разведывательной и шпионской
деятельности; сбор сведений, составляющих государственную, коммерческую тайну; пропаганда западных культурных ценностей, противоположных взглядов и идей и даже пропаганда реакционных взглядов и идей, таких как «прагматизм», «культура потребления»[5, с.169]...
С другой стороны, следует подчеркнуть, что экономика Вьетнама является социалистически ориентированной рыночной экономикой, так как это современная рыночная экономика с международной интеграцией, которая полностью и синхронно действует в соответствии с правилами рыночной экономики, находится под управлением социалистического правового государства, возглавляемого Коммунистической партии Вьетнама, обеспечивает социалистическую ориентацию, направленную на достижение цели «богатый народ, сильная страна, справедливое, демократическое и цивилизованное общество», поэтому кроме вышеперечисленных, к вызовами для экономики Вьетнама, связанным анализированной тенденцией, относятся:
Во-первых, угрозы отхода экономики Вьетнама от социализма. Хотя капитал ПИИ из США и западных стран, инвестирующих во Вьетнам, относительно невелик, в совокупности к концу 2019 года общий зарегистрированный инвестиционный капитал составляет 25,49 млрд долларов США (рост на 1,19 млрд долларов США), что составляет 7,70% всех проектов в целом и 7,03% от общего зарегистрированного иностранного инвестиционного капитала, но США и западные страны существуют множество политик, направленных на поощрение и поддержку компаний и предприятий в переводе инвестиций из Китая в третьи страны, особенно во Вьетнам [6, с.364]. Следовательно, американские компании, многонациональные группы капитала и международные экономические и финансовые организации, контролируемые и до минируемые американцами, будут увеличивать перемещение инвестиционного капитала в ключевые области, такие как: экономика, наука и технологии, информационные технологии, энергетика и т.д., следовательно,
ухватить ключевую «кровь» вьетнамской экономики, тем самым легко влияя, манипулируя, делая вьетнамскую экономику зависимой от зарубежных стран.
Во-вторых, США могут ввести торговые санкции против Вьетнама, нанеся ущерб экономике. В нынешних условиях, производственные предприятия в Китае часто находят способы импортировать продукты и материалы из США через Вьетнам (нарушая постановление правительства США об ограничении импорта). Кроме того, китайские предприятия могут вступать в сговор с вьетнамскими предприятиями для доставки товаров из Китая во Вьетнам, что приводит к появлению феномена «китайские товары, сделанные во Вьетнаме», а затем стремиться экспортировать их в США [7]. За два года (2019-2020 гг.), США организовали 07 расследований в отношении экспортных товаров Вьетнама, цель которых - предотвратить мошенничество в отношении происхождения и уклониться от торговых средств защиты экспортируемых товаров, импортируемых из Вьетнама. Следовательно, если Вьетнам не будет решительно предотвращать и бороться с торговым мошенничеством и происхождением товаров, существует риск того, что США наложат «дополнительные» налоги на вьетнамские товары, даже наложат торговые санкции, как это было сделано против Китая.
В-третьих, деятельность по трансфертному ценообразованию для уклонения от уплаты налогов представляет собой сложную и изощренную уловку. Согласно отчету Главного налогового управления, за 2019 год, налоговая отрасль проверила и проинспектировала 816 предприятий с ПИИ, связанных со связанными операциями, в результате которых собраны тысячи миллиардов вьетнамских донгов налоговых денег, таких как: Coca-Cola Vietnam более 821,4 млрд донгов; Standard Chartered Bank Limited - 19,05 млрд донгов; Heineken Азиатско-Тихоокеанский регион (Heineken APAC) более 917,2 млрд донгов; Holcim Vietnam Company составляет 1.800 млрд донгов.... Предприятия с ПИИ используют множество изощренных уловок трансфертного
ценообразования для уклонения от уплаты налогов, таких как: повышение стоимости капитальных вложений в машины, оборудование и авторские технологии; завышать стоимость сырья, продавать товары, услуги, плата за управление, гонорары, рекламу, обучение. В то же время снижение стоимости продукции по сравнению с рыночной при потреблении продукции создает ситуацию «фальшивых убытков, реальной прибыли», что не только приводит к потере доходов государственного бюджета, но и заставляет большинство заинтересованных сторон Вьетнама должно выйти из совместных предприятий. С тех пор, вьетнамско-иностранные совместные предприятия стали на 100% предприятиями с иностранными инвестициями.
В-четвертых, используя тенденцию смещения источников ПИИ, иностранные предприятия привозят оборудование, передают устаревшие технологии, не обеспечивающие качество, загрязняющие окружающую среду и наносящие ущерб экономике. В настоящее время приток ПИИ во Вьетнам в основном поступает из стран и территорий со средним уровнем науки и технологий (составляет около 80%), таких как: Китай, Тайвань (Китай), Гонконг (Китай)... Даже в некоторых проектах, иностранные инвесторы по-прежнему используют машины, оборудование и технологические линии из 70-х и 80-х годов ХХ века, поэтому ситуация с загрязнением окружающей среды довольно распространена. Если не будет эффективного решения по очистке, наша страна в ближайшем будущем столкнется с большим риском превратиться в «промышленную свалку» устаревших технологий, оборудования и техники [8, а67].
Таким образом, Вьетнам как развивающаяся страна, необходимостью которой является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для содействия экономическому росту, индустриализации и модернизации. Однако, наряду со сопровождаемыми этим притоком капитала шансами, поставляется для экономики Вьетнама множество вызовов, требующих дальнейшего
исследованию, особенно в контексте четвертой промышленной революции с повышением неопределенности перспектив мировой экономики.
Список литературы:
1. Luat Bäu tu sö 61/2021/QH14 ngay 17.06.2020/ Закон CPB № 61/2021/QH14 об инвестициях 2020 года от 17 июня 2020 года) [Электронный ресурс] URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Doanh-nghiep/Luat-Dau-tu-so-61-2020-QH14-321051.aspx (Дата обращения: 24.11.2021)
2. Указ Президента РФ от 02 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», [Электронный ресурс] // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 89271/.( Дата обращения: 19.11.2021)
3. Bao cao cua Töng cuc Thöng ke v8 doanh nghiep co vön däu tu nuoc ngoai näm 2019-2020/ Отчет Главного статистического управления СРВ о предприятиях с иностранными инвестициями в 2019-2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.gso.gov.vn/du-lieu-va-so-lieu-thong-ke/2021/11/bao-cao-tinh-hinh-kinh-te-xa-hoi-thang-11 -va-11 -thang-nam-2021/ (Дата обращения: 29.11.2021)
4. Dong vön FDI chat lugng tiep tue dich chuyen vao Viet Nam. / Приток качественных ПИИ продолжает поступать во Вьетнам [Электронный ресурс] // URL: https://congthuong.vn/dong-von-fdi-chat-luong-tiep-tuc-dich-chuyen-vao-viet-nam-151370.html. (Дата обращения: 20.11.2021)
5. Nguyen Bach Bäng, Pham Thi Höng Biep, Nguyen Truc Le, Bao dam an ninh kinh te quöc gia a Viet Nam (trong böi canh hoi nhap), Nxb. Bai hoc Quöc gia Ha Noi, Ha Noi, 2018, 199 tr./ Нгуен Бах Данг, Фам Тхи Хонг Дип, Нгуен Чук Ле, Обеспечение национальной экономической безопасности во Вьетнаме (в контексте интеграции), Ханой: Изд. Ханойский национальный университет, 2018, с.169.
6. Van Thong, L., & Trinh The Quan, V., The Vietnamese Economy in the Industrial Revolution 4.0. Science & Technology Development Journal - Economics -Law and Management, Vol 3 No 4 (2019), c.364.
7. Global Competitive Report 2019/ Отчет о глобальной конкуренции 2019 [Электронный ресурс] // URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (Дата обращения: 28.11.2021)
8. Nguyen Thi Lien, Phat trien luc lugng san xuat hien dai о Viet Nam trong dieu kien cach mang cong nghiep lan thu tu, Tap chi Triet hoc (10), tr. 67/Нгуен Тхи Лиен, Развитие современных производительных сил во Вьетнаме в контексте четвертой промышленной революции, Философский журнал, №10, с.67.