Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ВИРТУАЛИСТИКА / КОНСТАНТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / КИБЕРПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рудова А.А.

Рассматриваются основы виртуализации общественных институтов и трансформации общественных отношений. Анализируются важные современные тенденции, существующие подходы и инструменты виртуализации. Приводятся преимущества виртуализации для общественных институтов, такие как повышение производительности, снижение издержек и более эффективное использование ресурсов. Однако также обсуждаются и возможные риски и ограничения применения виртуализации в общественных институтах, связанные не только с безопасностью, конфиденциальностью и доступностью данных, но и с возможными ценностными противоречиями. В заключение делается вывод, что виртуализация общественных институтов может оказаться перспективным и эффективным решением, однако необходимы дополнительные исследования и разработка соответствующих правовых и технических механизмов для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN VIRTUALIZATION OF PUBLIC INSTITUTIONS AND TRANSFORMATION OF PUBLIC RELATIONS

The bases of virtualization of public institutions and transformation of public relations are considered. Important current trends, existing approaches and virtualization tools are analyzed. The benefits of virtualization for public institutions are presented, such as increased productivity, reduced costs, and more efficient use of resources. However, the possible risks and limitations of the use of virtualization in public institutions are also discussed, related not only to security, confidentiality and data availability, but also to possible value contradictions. It is concluded that the virtualization of public institutions can be a promising and effective solution, but more research is needed and the development of appropriate legal and technical mechanisms to ensure the security and confidentiality of information.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-27-34

ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Анастасия Александровна Рудова

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия asyarudova@gmail. com

Аннотация. Рассматриваются основы виртуализации общественных институтов и трансформации обще -ственных отношений. Анализируются важные современные тенденции, существующие подходы и инструменты виртуализации. Приводятся преимущества виртуализации для общественных институтов, такие как повышение производительности, снижение издержек и более эффективное использование ресурсов. Однако также обсуждаются и возможные риски и ограничения применения виртуализации в общественных институ -тах, связанные не только с безопасностью, конфиденциальностью и доступностью данных, но и с возможны -ми ценностными противоречиями. В заключение делается вывод, что виртуализация общественных институ -тов может оказаться перспективным и эффективным решением, однако необходимы дополнительные иссле -дования и разработка соответствующих правовых и технических механизмов для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации.

Ключевые слова: виртуальная реальность, цифровизация общества, виртуалистика, константная реальность, виртуальные сообщества, социальные сети, виртуализация общества, киберпространство.

Для цитирования: Рудова А.А. Тенденции виртуализации общественных институтов и трансформации общественных отношений // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 98. № 3. С. 27-34. doi: 10.18522/20701403-2023-97-2-27-34

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

Trends in virtualization of public institutions and transformation of public relations

© Anastasia A. Rudova

Don state technical university, Rostov-on-Don, Russian Federation asyarudova@gmail.com

Abstract. The bases of virtualization of public institutions and transformation of public relations are considered. Important current trends, existing approaches and virtualization tools are analyzed. The benefits of virtualization for public institutions are presented, such as increased productivity, reduced costs, and more efficient use of resources. However, the possible risks and limitations of the use of virtualization in public institutions are also discussed, related not only to security, confidentiality and data availability, but also to possible value contradictions. It is concluded that the virtualization of public institutions can be a promising and effective solution, but more research is needed and the development of appropriate legal and technical mechanisms to ensure the security and confidentiality of information.

Key words: virtual reality, digitalization of society, virtualistics, constant reality, virtual communities, social networks, virtualization of society, cyberspace.

For citation: Anastasia A. Rudova Trends in virtualization of public institutions and transformation of public relations. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 98. No 3. P. 27-34. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-27-34.

Введение

Виртуальная реальность, ее сущность и тенденции развития на сегодняшний день являются наиболее актуальными сферами исследования в научном сообществе, в том числе в философской среде. Возникновение феномена берет свое начало еще в 50-х гг. прошлого века, когда исследователи начали экспериментировать с обработкой информации и создани-

ем интерактивных сценариев, изначально его относили только к технологической компьютерной сфере. С тех пор виртуальная реальность лишь развивалась и успела проникнуть почти во все сферы жизнедеятельности человека, начиная от игр и развлечений и заканчивая медициной и образованием. Она открывает новые горизонты для человека, перехватывая роль, которую играют все главные коммуникационные технологии нашей жизни. Основная специфика виртуальной реальности заключается в ощущении, что технология способна перенести человека будто в другой мир, где ему доступны те блага и возможности, которые нельзя получить в реальной жизни. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что виртуальная реальность - это явление, объединяющее достижения инновационных технологий и человеческого сознания, задачей которого является создание эффекта присутствия в искусственной обстановке, насыщенной изображениями и звуками. Оно предоставляет пользователю возможность находиться вне своей повседневной жизни и совершать разные действия, будь то проектирование, эксперимент либо общение в социальных средах. Такая способность, с одной стороны, дарит человеку больше новых преимуществ для развития, а с другой - влечет за собой усиливающееся чувство неопределенности, последствия которого еще не вполне изучены исследователями. Как подчеркивает Ю.А. Кузнецова: «Традиционная модель социального взаимодействия подрывается новой, порождаемой виртуальной реальностью. Такое раздвоение сказывается не только на уровне институциональных форм социального взаимодействия, но и на уровне восприятия индивида, потерянного на границе виртуального и реального социального полей» [5, с. 345].

Виртуальная реальность может быть опасна по нескольким причинам. Во-первых, некоторые люди могут столкнуться с эмоциональными проблемами во время использования виртуальной реальности - они могут ощущать страх, тревогу или даже панику в реалистичных ситуациях, которые они встречают в виртуальном пространстве. Во-вторых, идеализиро-ванность виртуальной жизни нередко вызывает зависимость - люди могут стать излишне одержимы ей и начать игнорировать свою реальную жизнь, что может привести к социальной изоляции, физическим проблемам и психологическим расстройствам. Нельзя не упомянуть и этические вопросы - виртуальная реальность может создавать сценарии, которые могут быть вредными для людей или даже общества в целом: например, виртуальные убийства или насилие, которые приводят к тому, что люди становятся менее чувствительными к реальным насилию и убийствам. Таким образом, можно говорить о двойственном характере феномена виртуальной реальности, что доказывает необходимость его тщательного и всестороннего изучения со стороны научного сообщества.

Обсуждение

Современный мир переживает быстрое развитие информационных технологий, что приводит к изменению общественных институтов, отношений и всего социума в целом. Виртуализация становится все более распространенной, и это влияет на то, как индивиды взаимодействуют друг с другом и как функционируют общественные институты. Виртуализация сегодня - это не только процесс создания виртуального представления реальности, которое может быть использовано для взаимодействия с окружающей средой. Виртуальная реальность - это целый новый мир, который привлекает все больше внимания как средство для развлечений и образования, общения и социализации. С развитием интернет-технологий возможности виртуализации значительно увеличились. Это привело к появлению новых форм коммуникации, таких как социальные сети, онлайн-игры, видеоконференции и другие, а также открыло новые возможности для создания виртуальных сообществ и организаций, которые могут существовать в сети. Однако несмотря на все преимущества виртуализации общественных отношений, это также приводит к новым вызовам, таким как уязвимость к кибератакам, отсутствие физического взаимодействия и возможные проблемы с онлайн-этикетом. Как утверждает И.М. Панченко: «Очень часто люди в социальных сетях, имеющие огромное количество «виртуальных друзей», в реальной жизни испытывают трудности при общении со сверстниками, коллегами или друзьями. Большинство молодых

пользователей социальных сетей, играющих в игры, тратят много времени для получения каких-то виртуальных «наград», «титулов» и «привилегий», они пытаются стать лучшими или первыми среди таких же игроков, как они» [3, с. 92].

Итак, виртуализация общественных отношений выражается в развитии онлайн-коммуни-каций, что позволяет людям общаться и взаимодействовать друг с другом без необходимости находиться в одном месте. В современном, активно развивающемся мире эти тенденции становятся все более популярными и виртуальные сообщества занимают значительную часть социальной жизни человека. Благодаря социальным сетям, форумам, мессенджерам и другим платформам, люди могут легко находить единомышленников и общаться с ними в любое время. Кроме того, виртуальные сообщества предоставляют огромные возможности для развития бизнеса, маркетинга, продвижения продуктов и в том числе личностного развития человека.

Однако с ростом популярности виртуальных сообществ, возникают и опасности, такие как хакеры и киберпреступники, которые могут взломать частные данные пользователей. Поэтому, защита персональной информации и безопасность пользователя являются важными задачами на создание и развитие виртуальных сообществ в будущем. Но не менее опасны и возможные этические и философские последствия распространения виртуальности. Виртуальные реальности могут приводить к формированию и принятию искаженного восприятия реальности константной - когда люди общаются только внутри виртуального сообщества, они могут терять связь с реальным миром и утрачивать реальные отношения. Глубокое погружение в виртуальные миры может привести к социальной изоляции и усилению культуры индивидуализма. Когда люди общаются лишь в виртуальном сообществе, они могут слишком много времени проводить в онлайн-среде и как следствие разрушать реальные социальные контакты, что вызывает отчуждение и изоляцию от общества и про -тиворечит традиционным ценностным ориентирам человека. Как подчеркивает А.П. Соловей: «Стоит отметить, что некоторые участники, посетив виртуальное сообщество, удовлетворяют какую-либо частную потребность и в дальнейшем не склонны продолжать сетевую публичную жизнедеятельность. Тем самым, большинство онлайновых сообществ являются непрочными, временными, и редко онлайновое взаимодействие сопровождается физическим» [7, с. 2]. Также виртуальность становится причиной манипулирования информацией и распространения ложных сведений, которые могут быть использованы как способ воздействия на конкретных людей. В результате виртуальные сообщества могут иметь отрицательный эффект на восприятие реальности, социальные взаимоотношения, информационную среду и сообщества в целом, что еще раз подчеркивает противоречивость сущности этого социального феномена. Исходя из этого, можно сделать вывод, что всевозможные социальные сети и виртуальные сообщества в целом играют весьма значимую роль в соци -альной и духовной жизни современного человека. Закономерно сказать, что виртуальность формирует таким образом новый социальный институт, возможности которого еще совсем не изучены. С одной стороны, виртуальные сообщества позволяют людям со всего мира налаживать социальные контакты и расширять возможности обмена информацией, однако, насколько крепки, надежны и безопасны такие связи, пока остается загадкой.

Еще одной из ярчайших тенденций виртуализации является появление цифровых общественных институтов. Например, электронное голосование, которое позволяет людям голосовать из любой точки мира, не выходя из дома, или электронные записи, заявления и подачи документов. Это удобно и экономит время, но также вызывает вопросы о безопасности и подлинности голосования. При использовании цифровых инструментов, таких как цифровые учетные записи и данные, может возникнуть риск нарушения приватности пользователей -это может произойти из-за хакерских атак, утечек данных или неправильного использования данных с целью прослеживания действий пользователей. Также потенциальной угрозой использования виртуальных сервисов можно считать возможность идентификации пользователя и его последующее преследование и шантаж. Как верно отмечено А.А. Шаховой: «В реальном пространстве человек вынужден тратить значительное количество психологических

и временных ресурсов для коммуникации и самопрезентации. В виртуальной же среде построение собственного образа требует меньших затрат, но часто сопровождается искажением этого образа. За счет меньшего количества затраченных ресурсов на самореализацию, индивид в большинстве случаев погружается в виртуальное пространство, что вызывает интернет-зависимость» [8, с. 86]. Нельзя также игнорировать тот факт, что цифровые технологии, такие как алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект, могут выйти из строя и стать причиной неправильных решений, что потенциально приводит к обесцениванию цифровых расчетов и недоверию пользователей в цифровые институты. Следует брать в расчет и потенциальную возможность централизации и управления цифровыми данными, которая в перспективе может привести к монополии на цифровые услуги и ресурсы в обществе, что ограничивает конкуренцию и снижает предложение услуг и продуктов в цифровом обществе. Так как на сегодняшний день виртуальные технологии успели проникнуть повсеместно практически во все сферы жизнедеятельности человека, включая культуру, науку, политику, экономику и другие, закономерно говорить о постепенном переходе всего социума в кибер-пространство, которое влечет за собой ряд специфических рисков.

В свете этих рисков важно разработать эффективные меры по защите цифровых данных и обеспечению безопасности в киберпространстве. Кроме того, необходимо обеспечить доступность цифровых услуг и ресурсов для всех групп населения, чтобы избежать монополии на цифровые ресурсы и услуги. В целом киберпространство представляет собой новую реальность, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Важно разработать стратегии и меры по защите цифровых данных и обеспечению безопасности в киберпространстве, чтобы минимизировать риски и максимизировать преимущества цифровой революции.

В последние годы все более очевидной становится тенденция, при которой виртуальная реальность глубже проникает в общественную жизнь человека. Она не просто предоставляет возможность погрузиться в мир, который не существует в реальности, но также влияет на общечеловеческое восприятие реальности. Одним из основных вопросов, которые ставит перед собой философское сообщество, является то, насколько реальной можно считать эту реальность. Подобную проблематику описывала в своих работах С.С. Котова: «важной проблемой, связанной с использованием компьютерных технологий виртуальной реальности, является опасность возможности полного растворения пользователя в киберпространстве, от чего не перестают предостерегать голоса противников виртуальных технологий. Не будет ли пребывание в виртуальной реальности настолько доступным и притягательным, что реальный мир с его несовершенством, исканиями и тревогами начнет сдавать свои позиции симу -лятивному фантасмагорическому миру?» [4, с. 6]. Виртуальный мир может быть таким же реальным для человека, как и мир реальный. Это способно привести к тому, что существующие границы начнут постепенно стираться и виртуальный мир постепенно отождествится с реальным. Это может привести к глобальным проблемам в философском восприятии личности, так как нарушение целостности бытия способно повлечь к разрушению всего миропорядка в целом. Другой важный вопрос, который возникает при обсуждении виртуальной реальности, - это то, как она влияет на существующую этику.

В виртуальном мире существуют иные, непохожие на реальные правила взаимодействия, и человеку часто позволено то, что считается запретным в реальном мире. Виртуальность позволяет симулянтам убивать, красть и нарушать законы без каких-либо последствий, что в последствии может изменить отношение к подобным девиациям и в реальной жизни и привести к тому, что люди начнут относиться к этим вещам более легкомысленно и считать их приемлемыми. Нельзя отрицать, что виртуальная реальность - это интересная новая технология, которая имеет множество применений. Однако нельзя также не задумываться о том, каким образом она влияет на нашу жизнь и нашу философию и к каким последствиям могут приводить подобные трансформации.

Современные тенденции виртуальной реальности вынуждает научное сообщество пересмотреть существующие представления о реальности в целом. Это вызывает вопросы о том,

что такое реальность, как мы ее воспринимаем и что является ее источником. Не подвергается сомнению тот факт, что социальные институты общества достаточно устойчивы по своей природе, однако массовое распространение виртуальности охватывает в том числе и этот пласт человеческой жизни, что постепенно разрушает сложившиеся столетиями связи и принципы существования общества и человека в нем. Под влиянием современных тенденций активной виртуализации происходит постепенная трансформация структур и функций социальных институтов. Как подчеркивают О.П. Межевникова и Т.В. Ухина: «В настоящее время компьютерные технологии оказались наиболее эффективным инструментарием симуляции общества. Однако компьютерная реальность не является простым отражением существующего социума, поскольку функционирует по собственным законам, обладая условностью параметров, нематериальностью воздействия, свободой входа/выхода» [6, с. 43].

Развитие этих процессов еще раз подчеркивает разноплановый характер виртуализации и ее всеобъемлющее распространение: не только в технологической среде, но и в соци -альной. Виртуальная реальность меняет традиционное понимание реальности и того, как необходимо воспринимать и идентифицировать ее. Но, помимо этого, она способна также воздействовать на восприятие пространства, времени, материальности и даже собственных ощущений личности. Виртуальная реальность предоставляет возможность зайти в другой мир, где правила пространства и времени могут быть изменены, где человек способен перемещаться виртуальными коридорами и пещерами, путешествовать во времени и пространстве, а также взаимодействовать с невидимыми объектами. Кроме того, виртуальная реальность меняет привычное восприятие материальности - она позволяет использовать вещи и взаимодействовать с ними, даже если они не могут существовать в реальном мире, но при этом являются реалистичными в виртуальном мире. Нельзя также игнорировать тот факт, что виртуальная реальность имеет большое влияние на человеческие ощущения - она позволяет создавать искусственный мир, который может приводить к различным чувствам, включая радость, страх, удивление и даже страдание.

Одна из основных ориентация современного мира - преобладание информационных и коммуникационных технологий, которые занимают все больший процент в общей системе фундаментальной инфраструктуры общества. Сетевое виртуальное пространство все больше интегрируется в общественную жизнь, что детерминирует возникновение новых социальных институтов, функционирующих на стыке различных реальностей. Активно способствовала ускорению этих процессов масштабная пандемия 2020 г., когда люди не имели физической возможности коммуницировать напрямую и были вынуждены искать новые способы выстраивать социальные связи. Таким образом, можно заключить, что всемирная изоляция стала катализатором активного развития виртуального сообщества и виртуальных общественных институтов, которые в свою очередь стали причиной укрепления этой изоляции.

Современное общество нередко характеризуют как информационное. Под этим термином принято понимать общество, которое ориентировано на информационные технологии, свободный поток информации и связанные с этим изменения в социально-экономических процессах. Одна из главных тенденций информационного общества - это рост используемых технологий и быстрое развитие новых. Информационные технологии влияют на все сферы жизни человека, начиная с работы и образования, заканчивая личными отношениями и развлечениями. Благодаря Интернету люди получили доступ к огромным объемам знаний и информации, что положительно влияет на развитие общества. К сожалению, также существует ряд отрицательных аспектов информационного общества. С одной стороны, свободный поток информации часто приводит к распространению фейковых новостей и непроверенной информации, что может сильно повлиять на общенациональное мнение на определенную тематику. С другой стороны, использование информационных технологий становится причиной ухудшения здоровья человека, в том числе снижение активности за счет замены физической активности на онлайн коммуникацию и дигитальный контент. В этой связи закономерно говорить о назревающем конфликте двух социальных полюсов - виртуального и реального.

Традиционные каноны развития общества замещаются новыми сущностными принципами, порождаемыми виртуальной реальностью и ее последствиями. Такая дуалистич-ность сказывается не только на уровне институциональных форм социального взаимодействия, но и на уровне личностного восприятия индивида, потерянного на границе виртуального и реального социального полей. Можно с уверенностью заключить, что социальные сети и сетевое общество сегодня являются важными проводниками социального воз -действия между людьми и неискоренимы из современной структуры общественной жизни. Естественно, нельзя отделять и строго дифференцировать различные типы коммуникаций, так как они находятся в постоянном взаимодействии и тесно связаны друг с другом, в результате чего можно сделать вывод о неотделимости виртуальных концепция от реальной жизни и социальной действительности.

Таким образом, искусственно созданный виртуальный мир, изначально нацеленный на узкоограниченный ряд задач и сфер распространения, сегодня стал константной составляющей всего общества в целом и общественных отношений в частности. В этой связи закономерно говорит о существовании киберпространства, под которым Д.Е. Добринская понимает «пространство функционирования продуктов информационно-коммуникационных технологий, позволяющих создавать чрезвычайно сложные системы взаимодействий агентов с целью получения информации, обмена и управления ею, а также осуществления коммуникаций в условиях множества различных сетей» [1, с. 59]. Повсеместное распространение этого явления можно назвать закономерным последствием эволюции человеческого общества, что связано не только с цифровым развитием мира, но и с эмоционально-ценностным. Первым и наиболее очевидным аспектом является тот факт, что киберпространство расширяет возможные границы взаимодействия и общения между людьми и возможности использования информации по всему миру. Это может создать более глобальное сообщество и привести к новым технологическим и социальным инновациям. Однако существуют и некоторые риски, связанные с киберпространством, такие как потеря личности и конфиденциальности, зависимость от технологий и возможности кибератак - они могут привести к социальным и этическим последствиям. Философия рассматривает киберпространство как новую форму сознания, которая сочетает в себе как физическую, фактически доказательную реальность и цифровой виртуальный мир. Этот новый уровень сознания может привести к принципиально новым формам социальной, политической и экономической организации.

Таким образом, киберпространство открывает новые широкие возможности для существования и развития социальных институтов и общественных отношений, большинство из которых пока не могут представляться возможными. Подобные структурные изменения в процессах социального взаимодействия являются одной из важнейших составных частей виртуализации общества, а постепенное замещение реальных явлений виртуальными копиями - ни что иное, как новый этап становления современного социума с его новыми вызовами и возможностями. В связи со всем вышеназванным можно с уверенностью говорить о двойственности и дуалистичности этого процесса: с одной стороны, действия людей и социальный контекст, в котором они происходят, формируют технологию, с другой же стороны, эта технология одновременно влияет на социальные взаимоотношения и социальные структуры.

Выводы

Итак, виртуализация общества и общественных отношений - это поступательный процесс выстраивания новых форм общественной жизни и социальных взаимодействий в реалиях современного информационно-цифрового контекста. Как глобальный процесс трансформации мира виртуализация взяла свое начало в развитии технологических процессов, но нашла продолжение на уровне социальных институтов и отношений. В последние десятилетия этот процесс становится все более активным и динамичным, что выражается даже в преобразовании языковых норм: например, возникновение таких словосочетаний, как интернет-магазин, онлайн-образование, виртуальные деньги и прочие явно свидетельствуют о повсеместном распространении феномена виртуализации. Подобные

трансформации сравнимы с киберпротезированием, когда биологические части тела заменяются роботизированными, только вместо частей тела в этом случае выступают части общества или целые социальные институты. Как удачно подмечает Д.В. Иванов, российский доктор социологических наук: «...если с помощью изощренной компьютерной графики web-страница продавца симулирует расположение товаров на витрине, их осмотр и обмен на плату в виде банкнот или чека, то это следует трактовать не просто как перенос операции купли-продажи из реального пространства в виртуальное, а как симуляцию институциональной формы товарного обмена» [2, с. 42].

Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии виртуализации позволяют значительно улучшить качество и эффективность работы государственных общественных институтов, а также укрепить взаимоотношения между людьми даже на расстоянии. Данный подход может помочь оптимизировать многие рутинные процессы и улучшить качество предоставляемых услуг. Однако необходимо учитывать, что виртуализация не может полностью заменить важные элементы общественных институтов и компенсировать живую коммуникацию между людьми, насколько хорошо она бы не была отлажена. В целом виртуализация предоставляет много перспектив для общественных институтов и повышение эффективности их работы. Но также является вызовом для общества и государства, требующим рассмотрения технологических и культурных изменений.

Список источников

1. Добринская Д.Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. № 1.

2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.

3. Панченко И.М. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. № 2.

4. Котова С.С. Виртуальная реальность: социокультурный аспект границы // Учебный эксперимент в образовании. 2013. № 2(66). С. 3-7.

5. Кузнецова Ю.А. Виртуализация общества: «киберпротезирование» социальных форм взаимодействия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021. № 4.

6. Межевникова О.П., Ухина Т.В. Виртуализация социальных институтов // Сервис +. 2020. № 1.

7. Соловей А.П. Виртуальные сообщества как особая форма социальной интеграции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-2.

8. Шахова А.А. Виртуальная реальность: тенденции распространения и значение для современного общества // Матрица научного познания. 2020. № 2. С. 83-89.

References

1. Dobrinskaya D.E. Cyberspace: the territory of modern life // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2018. No. 1.

2. IvanovD.V. Society virtualization. St. Petersburg: Petersburg Oriental Studies, 2002.

3. Panchenko I.M. Social networks as a new form of communication: benefit or danger to society? // Sociology of science and technology. 2018. No. 2.

4. Kotova S.S. Virtual reality: socio-cultural aspect of the border // Educational experiment in education. 2013. No. 2(66). P. 3-7.

5. Kuznetsova Yu.A. Virtualization of society: "cyberprosthetics" of social forms of interaction // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2021. No. 4.

6. Mezhevnikova O.P., Ukhina T.V. Virtualization of social institutions // Service +. 2020. No. 1.

7. Solovey A.P. Virtual communities as a special form of social integration // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2014. No. 7-2.

8. Shakhova A.A. Virtual Reality: Distribution Trends and Significance for Modern Society // Matrix of Scientific Knowledge. 2020. No. 2. P. 83-89.

Статья поступила в редакцию 29.03.2023; одобрена после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 17.04.2023.

The article was submitted 29.03.2023; approved after reviewing 10.04.2023; accepted for publication 17.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.