Научная статья на тему 'Виртуальная реальность как социокультурный феномен'

Виртуальная реальность как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3197
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / VIRTUAL REALITY / PHILOSOPHY OF TECHNOLOGY / THE INFORMATION SOCIETY / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кубышкин Сергей Александрович

На страницах данной статьи отражаются философские размышления, касающиеся виртуализации общества, формирования новой информационной среды, а также о превращении информации в важнейший глобальный ресурс человечества и о циркуляции информации в общественном организме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual reality as a socio-cultural phenomenon

This article reflects philosophical reflections concerning the virtualization of society, the formation of the new information environment, as well as the trans-formation of information into a key global resource of mankind and the circulation of information in the social organism.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реальность как социокультурный феномен»

УДК 1:316 ББК 87.6 К-88

Кубышкин Сергей Александрович, аспирант кафедры философии, культурологии и социально-гумманитарных наук Армавирской государственной педагогической академии, e-mail: kubik0007@mail.ru

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

(рецензирована)

На страницах данной статьи отражаются философские размышления, касающиеся виртуализации общества, формирования новой информационной среды, а также о превращении информации в важнейший глобальный ресурс человечества и о циркуляции информации в общественном организме.

Ключевые слова: виртуальная реальность, философия техники, информация, общество, интернет.

Kubyshkin Sergei Alexandrovich, post graduate student of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social and Humanity Sciences of Armavir State Pedagogical Academy, email: kubik0007@mail.ru

VIRTUAL REALITY AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

(reviewed)

This article reflects philosophical reflections concerning the virtualization of society, the formation of the new information environment, as well as the trans-formation of information into a key global resource of mankind and the circulation of information in the social organism .

Keywords: virtual reality, philosophy of technology, the information society, Internet.

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологий, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. С учетом того, что частота передачи информации на негенетическом уровне превысила частоту передачи информации на генетическом уровне, одной из характеристик современного общества является переход от энергетических к информационным технологиям. Сегодня человечество обрело совершенно новый, практически непознанный мир, созданный и поддерживаемый при помощи высоких информационных технологий, компьютеров, порожденный информатизацией общества, и получивший название «виртуальная реальность».

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - характеризует определенный тип взаимодействия между разнородными объектами, а также специфические отношения между ними (порожденности и интерактивности). Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности и образует виртуальную реальность. Виртуальные объекты существуют только актуально, только “здесь и теперь”, пока в порождающей реальности происходят генерирующие их процессы; с окончанием процесса порождения соответствующие виртуальные объекты исчезают. О виртуальной реальности стоит говорить еще и потому, что в ней присутствуют свои “законы природы”, свои время и пространство, несводимые к законам, времени и пространству порождающей реальности. Виртуальные реальности могут быть самой разной природы - психологическими, физическими, социальными, политическими и т. п. Во 2-й пол. 20 в. - идея виртуальности возникла одновременно в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике стали говорить о так называемых виртуальных частицах, характеризующихся особым статусом существования (в отличие от других элементарных частиц). В авиации была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом предоставляющая летчику информацию о полете и окружающей обстановке. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. И, наконец, был предложен термин “виртуальная реальность” для обозначения особых компьютеров, дающих пользователю интерактивное стереоскопическое изображение. В результате в массовом сознании термин “виртуальная реальность” стал ассоциироваться именно с компьютерами. Идея виртуальности в явном виде использовалась в схоластике, где она вводилась через

противопоставление, с одной стороны, субстанциальности, а с другой - потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанционально, но реально, и в тоже время -не потенциально, а актуально. С помощью понятия виртуальности в схоластике решались такие проблемы, как возможность сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых, энергетическое обеспечение акта действия, соотношение потенциального и актуального. Эти проблемы решались за счет полагания реальности второго уровня (в пределе - божественной реальности), в которой виртуально присутствует энергия (у1г!ш), дающая силу для разворачивания акта. В научной картине мира, возникшей в Новое время, признавалась лишь одна реальность - природная, сохранялась идея силы (схоластического у1г!ш) и различались физические, психические и др. силы. Однако эта картина мира была внутренне противоречива. Затруднения новоевропейской науки послужило возрождением идеи виртуальности в 20 веке[1, с. 403404].

Конец XX - начало XXI века знаменует устойчивое увеличение масштабов

применения информационных технологий, что сопровождается виртуализацией

человеческой деятельности. Так социолог Д.В. Иванов отмечает в своей работе: «Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека

- самый впечатляющий феномен рубежа XX-XXI вв.» [2, с. 9].

Д.И. Шапиро считает, что одним из важнейших достижений XXв. является «компьютерно-телекоммуникационный взрыв», приведший к технологии виртуальной реальности, и коренным образом изменяющий человеческие (межличностные)

коммуникации, процедуры обмена научными знаниями и произведениями культуры. Он, по мнению исследователя, не просто дает возможность использовать новые технологии научных исследований и образования, но в целом способствует возрастанию роли и возможностей конкретного человека [3, с. 3].

В результате в современном социокультурном пространстве термин «виртуальная реальность» стал ассоциироваться именно с компьютерными технологиями и

отождествляться с «компьютерной виртуальной реальностью». Об этом свидетельствует превалирующие количество определений в научном дискурсе, посвященных изучению феномена виртуальной реальности:

- «Виртуальная реальность - это технология трехмерного информационного взаимодействия человека и компьютера, которая реализуется с помощью комплексных мультимедиа - операционных средств» [4];

- «Виртуальная реальность - это трехмерное компьютерное симулированное окружение, которое в режиме реального времени согласуется с поведением пользователя»

[5].

Наступление эры электронной цивилизации было предсказано такими исследователями, как: Э. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, П. Друкер, Д. Белл и др. Между тем, глобальные выводы были сделаны не сразу, например, Д. Белл в своей, ставшей классической, работе «Грядущее постиндустриальное общество» [6, с. 956] рассматривал электронно-вычислительную технику лишь как одну из наукоемких отраслей и как необходимое средство решения сложных задач с применением системного анализа теории игр. Позднее Д. Белл, исследуя социальные рамки информационного общества, приходит к выводу: «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» [7]. Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» [8, с. 276-277] выявляет социально-экономические тенденции, сопровождающие развитие информационных технологий, в частности, он предсказывает повышение интерактивности средств массовой информации за счет внедрения новых сетевых средств компьютерных технологий.

Концепция виртуализации общества открывается анализом возникновения феномена социальной реальности в условиях социокультурного сдвига от Модерна к Постмодерну. Во-вторых, для того чтобы построить модель общественных изменений как сдвига от

«реального» к «виртуального», необходимо обобщение разнообразных эмпирических тенденций.

Таким образом, онтологическая природа виртуальной реальности и механизмов виртуализации проходит стадию осмысления в современном научном мире. Основное поле исследований занимает электронная виртуальная реальность, и исследователи отмечают сегодня новый вектор трансформации общества - его «виртуализацию», понимая под виртуализацией переход основных видов деятельности в виртуальное пространство Интернет.

Интернет в современной научной литературе уясняется как коммуникативная виртуальная реальность т.е. «искусственно созданная среда, основанная на технологиях виртуальной реальности, основной целью существования и функционирования которой является коммуникация. А значит передача и взаимообмен информацией между людьми» [9, с. 36].

Можно выделить следующие социально-философские аспекты электронной среды, к которым обращаются современные исследователи:

- трансформация социальных институтов в условиях развития информационного общества;

- проблема сохранения культурной идентичности;

- развитие онлайновых сообществ, их взаимодействие между собой и традиционными сообществами;

- формирование «электронной экономики»;

- влияние развитие Интернет на изменение системы социальной коммуникации;

- трансформация современного образования, развитие дистанционного образования;

- формирование «электронного правительства» и др.[10, с. 9-10].

Перед лицом новых реалий, когда информация становится решающим ресурсом и начинает определять контуры социально-экономического развития, происходит виртуальная революция. В рамках виртуализации жизни информация не только определяет события, происходящие в социуме, но и в определенной мере и творит этот мир. Тем самым в определенном плане реальность становиться виртуальной и информационнокоммуникативной. Подобная эволюция в основаниях общественных трансформаций приводит к изменению сути человека, который традиционно имел дело с вещественноматериальными процессами, а информация преимущественно была связана с визуально наблюдаемыми текстами. Информация обычно выражалась с помощью понятия и слова. После информационной революции ситуация радикально изменилась, когда с помощью числа стали выражать отношения между реальными процессами.

Все сказанное порождает квинтэссенцию о том, что формируется не только новая социокультурная реальность, но и новый тип человека вместе с ней. Виртуализация как одна из форм становления информационной среды меняет смысловую интенцию современности, так как производство информации из средства решения частных вопросов может превратиться в цель человека и общества. Виртуализация - прежде всего, социокультурный феномен, формирующийся и эволюционирующий под воздействием технических инновации и информационно-технологической революцией. Как инновационное явление, социокультурная виртуализация систематически трансформирует общественно-культурную среду.

Виртуализация общества обеспечивает широкий доступ граждан к накопленным знаниям, снимает организационные, технологические, идеологические и другие ограничения в области циркуляции информации в общественном организме. В существенных аспектах виртуализация общества должна смыкаться с прогрессом его философского самосознания, духовной культуры, развитием социального интеллекта.

Литература:

1. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2000. Т. 1. С. 403-404.

2. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.

С. 9.

3. Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. Конгнитивные, креативные и прикладные проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 3.

4. McMillan K. Virtual Reality: Architecture and the Broader Community. URL: www.arch.umsw.edu.

5. Virtual Reality. Application and Exploration. London, 1993.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального

прогнозирования: пер. с англ. М.: Academia, 1999. 956 с.

7. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П.С. Гуревича. М., 1998.

8. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. С. 276-277.

9. Иванов А.Е. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи: дис. ... канд. филол. наук: 09.00.11. М., 2004. С. 36.

10. Чугунов А. В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской Интернет-аудитории. 2-е изд., доп. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2003. С. 9-10.

References:

1. Nosov N.A. Virtual reality //New Encyclopedia of Philosophy: in 4 v. M: Mysl, 2000. V. 1. P. 403-404.

2. Virtualization of the society. Version 2.0. SPtb.: Oriental Petersburg, 2002. P. 9.

3. Shapiro D.I. The man and the virtual world. Cognitive, creative and practical problems. M.: Editorial of the URSS, 2000. P. 3.

4. McMillan K. Virtual Reality: Architecture and the Broader Community. URL: www.arch.umsw.edu.

5. Virtual Reality. Application and Exploration. London, 1993 .

6. Bell D. The coming post-industrial society: the experience of social forecasting: tr. from English. M.: Academia, 1999. 956p.

7. Bell D. Social frameworks of the information society // New technocratic wave in the West / Ed. P.S. Gurevich. M., 1998.

8. Toffler A. The Third Wave. M: AST, 1999. P. 276-277.

9. Ivanov A.E. Philosophical and psychological aspects of virtual and social reality in their relationship: diss... Can. of Phil.: 09.00.11. M., 2004. P. 36.

10. Chugunov A. V. Sociology of Internet: social and political orientation of the Russian Internet audience. 2nd ed., ext. SPtb.: Philological Faculty of St. Petersburg State University, 2003. P. 9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.