Научная статья на тему 'Тенденции в развитии трудового потенциала наукоемкого производства'

Тенденции в развитии трудового потенциала наукоемкого производства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOR POTENTIAL / ЧИСЛЕННОСТЬ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ / ACTIVE POPULATION / СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ / THE STRATEGY OF TRAINING OF WORKERS / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / HIGH-TECH MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подвербных У.С.

Рассмотрены тенденции развития трудового потенциала. Представлена динамика численности трудоспособного населения за 20-летний период. Дана оценка состояния трудоспособного населения страны на период до 2025 года. Обоснована актуальность создания стратегии подготовки рабочих кадров во всех отраслях экономики, в том числе в аэрокосмическом комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LABOR POTENTIAL SCIENCE-INTENSIVE INDUSTRIES

The trends in the development of labor potential are examined. The dynamics of working-age population over the 20-year period is shown. The state of the working population of the country until 2025 is assessed. The urgency of creating a strategy for employee training in all industries, including aerospace complex is established.

Текст научной работы на тему «Тенденции в развитии трудового потенциала наукоемкого производства»

Человеческий потенциал - знания, умения, навыки работников, представляющие коммерческую ценность для организации.

Главным отличием отношений человеческого капитала от более ранних форм управления персоналом является то, что процесс капитализации человеческого потенциала происходит под влиянием интеллектуальной собственности, благодаря которой человеческий капитал становится ключевым фактором конкурентоспособности организаций в современной экономике, ориентированной на знания. Развитие интеллектуальной собственности в рамках отношений человеческого капитала выходит за рамки управления персонала, так как требует системного подхода, учитывающего множество факторов (мотивацию персонала, организационную структуру, способы принятия управленческих решений и пр.).

Аэрокосмическая промышленность - наукоемкая стратегическая отрасль, и ее развитие должно быть основано на современных научных категориях. Безус-

ловно, ориентация управления (как отраслевого, так и внутрифирменного) на человеческий капитал требует комплексного подхода и более высоких затрат. Однако управление, ориентированное на человеческий капитал, способно принести колоссальный синергетиче-ский эффект, ведь именно квалифицированный и инициативный персонал создает инновации.

Библиографическая ссылка

1. Батоврин В. К. Толковый словарь по системной и программной инженерии : монография. М. : ДМК Пресс, 2012. 280 с.

Reference

1. Batovrin V. K. Tolkovii slovar po sistemnoi i programmnoi ingenerii (Glossary of system and software engineering: monograph). M., 2012. 280 p.

© Ощепкова Д. С., 2014

УДК 331.5

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА

У. С. Подвербных

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: verba07.90@mail.ru

Рассмотрены тенденции развития трудового потенциала. Представлена динамика численности трудоспособного населения за 20-летний период. Дана оценка состояния трудоспособного населения страны на период до 2025 года. Обоснована актуальность создания стратегии подготовки рабочих кадров во всех отраслях экономики, в том числе в аэрокосмическом комплексе.

Ключевые слова: трудовой потенциал, численность активного населения, стратегия подготовки рабочих кадров, наукоемкое производство.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LABOR POTENTIAL SCIENCE-INTENSIVE INDUSTRIES

U. S. Podverbnykh

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: verba07.90@mail.ru

The trends in the development of labor potential are examined. The dynamics of working-age population over the 20-year period is shown. The state of the working population of the country until 2025 is assessed. The urgency of creating a strategy for employee training in all industries, including aerospace complex is established.

Keywords: labor potential, active population, the strategy of training of workers, high-tech manufacturing.

В современном мире рабочая сила, ее качество становятся решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и российской экономики, общественного благополучия.

Состояние же трудового потенциала оценивается как неадекватное возможностям долгосрочного экономического развития России. Профессионально-

квалификационная структура деформирована и не совпадает с потребностями производства. Качество профессионального образования ухудшается. Квалифицированные кадры стали дефицитом.

Экономика несет большие потери из-за состояния здоровья и преждевременной смерти работников. Потери ресурсов труда в предстоящие десятилетия,

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

вызванные «демографическим ударом», прогнозируют специалисты, обострят дополнительные риски для бизнеса и страны в целом (табл. 1).

По статистическим данным [1] в ближайшие годы численность трудоспособного населения в России резко снизится. Сокращение началось еще с 2006 года с нарастающей интенсивностью. В период до 2025 года в связи с выходом за пределы трудоспособного возраста и смертностью, трудоспособное население сократится на 50 млн человек.

Молодежь, вступающая в трудоспособный возраст до 2025 года, возместит убыль рабочий силы только наполовину. Благоприятная миграционная ситуация позволит возместить еще 7-8 % выбытия. Однако этого недостаточно для полного восстановления трудового потенциала: в 2025 году его численность будет на 1/5 меньше, чем сегодня.

Согласно статистическим данным на период 2011-2015 гг. приходится около 40 % всех потерь двадцатилетия.

Для сохранения количественных параметров трудового потенциала Россия должна ежегодно принимать в течение 20 лет не менее 800 тысяч мигрантов при нулевой эмиграции.

Такой сценарий мало реалистичен.

Оптимальным можно считать предположение о положительном среднегодовом сальдо внешней миграции в объеме 175 тыс. человек трудоспособного возраста. При этом сценарии поиска квалифицированных кадров Россия активно выйдет на новый для себя конкурентный международный рынок труда, на котором еще предстоит доказать свою миграционную привлекательность.

По оценкам ООН, результативность миграционных перемещений в России составляет около 50 тысяч человек в год. Если демографы ООН будут правы, то России это обойдется в 2,5 млн потери потенциальной рабочей силы [2].

До 2025 года в целом внешняя трудовая миграция не будет оказывать решающего влияния на российский рынок труда. Однако миграционными возмож-

ностями отечественная экономика должна суметь воспользоваться с максимальной эффективностью. Для этого нужна взвешенная грамотная миграционная политика.

Однако стоит отметить, что существенными «внутренними» резервами для покрытия возникающего дефицита рабочей силы Россия не обладает (табл. 2).

Процессы, влияющие на экономическую активность населения, достаточно консервативны. Скорее всего, к 2025 году Россия будет иметь следующее: экономическая активность средних возрастов (25-49 лет) не изменится в силу высокой консервативности трудового поведения этой группы; маловероятен рост активности старших возрастов; увеличение активности молодежи не произойдет в связи с ее отвлечением на учебу [1].

Дисбаланс поколений неравномерно распределит дефицит кадров между различными профессиональными и квалификационными группами.

Наиболее проблематичным будет возмещение «потерь» среди представителей рабочих профессий. Лидировать по интенсивности выбытия из состава рабочей силы будут квалифицированные работники сельского хозяйства, а также квалифицированные работники индустриальных отраслей, в том числе работники, занятые в аэрокосмическом секторе. В индустриальной, аэрокосмической отрасли уже сейчас требуется полная смена состава рабочей силы. До 2025 года потери (по естественным причинам) квалифицированных рабочих кадров в этой отрасли составляют 80-90 % от сложившиеся численности занятых в этой группе.

Современная и грядущая кадровая ситуация несет в себе новые и долгосрочные угрозы. Налицо системные проблемы, которые нельзя разрешить разрозненными действиями власти, работодателей, учебных заведений.

Для решения кадровых проблем во всех отраслях экономики, в том числе и в авиационном комплексе, требуется инициировать разработку национальной стратегии подготовки рабочих кадров.

Таблица 1

Динамика численности населения трудоспособного возраста по ее составляющим

Годы Итого прирост трудоспособного населения Вход в трудоспособный возраст Выход из трудоспособного возраста населения

Всего Из трудоспособного возраста Смертность Сальдо миграции

2006-2010 -3,8 8,5 -12,7 -9,3 -3,4 0,5

2011-2015 -6,0 6,6 -13,3 -10,1 -3,2 0,7

2016-2020 -4,5 7,0 -12,5 -9,5 -3,0 1,1

2021-2025 -1,8 8,0 -10,9 -8,1 -2,8 1,2

2006-2025 -15,9 30,0 -49,4 -37,0 -12,4 3,5

Таблица 2

Оценка возрастного состава занятого населения

Годы До 30 лет, % 30-49 лет, % 50 лет и старше, % Всего, %

2002 23 57 19 100

2010 25 51 24 100

2025 17 58 25 100

2050 20 54 26 100

Смысл стратегии - создать практическую уверенность, что работодатели обеспечены работниками, которые обладают профессиональными навыками для достижения предприятиями высокой производительности труда; работники обладают профессиональными знаниями и навыками, которые одновременно требуются для поддержания высокой способности занятости и отвечают личностным потребностям; достичь в диалоге с государством ясного разграничения ответственности предприятий и власти в реализации такой стратегии, а также принять взаимные обязательства; идентифицировать совместно с государством профессионально-квалификационные требования к работникам по секторам экономики, которые поддерживают будущий успех предприятий и создают уверенность, что предложения со стороны системы профессионального образования и обучения соответствуют потребностям предприятия.

Библиографические ссылки

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 11.06.2014).

2. Ведомости. Демографический удар [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper /article/193121/ (дата обращения: 11.06.2014).

References

1. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Federal State Statistics Service) Available at: http://www.gks.ru (accessed: 11.06.2014).

2. Vedomosti. Demograficheskij udar (The demographic impact) Available at: http://www. vedomosti.ru/newspaper/article/193121/ (accessed: 11.06.2014).

© Подвербных У. С., 2014

УДК 338.246

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

К. Е. Пояркова, Е. В. Щербенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: karina.p89@mail.ru

Роль транспорта как одной из важнейших отраслей экономической инфраструктуры рассматривается государством как приоритетная, а также специфика функционирования отдельных видов транспорта непосредственно корреспондирует как с развитием экономики в целом, так и с развитием социальной составляющей жизни общества.

Ключевые слова: транспорт, система, социальный аспект.

SOCIAL ASPECT OF MODERN TRANSPORT SYSTEM OF THE REGION K. E. Poyarkova, E. V. Sherbenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail:karina .p89@mail.ru

The transport role as one of the most important branches of economic infrastructure is considered by the state as priority, and specifics of functioning separate transport means directly correspond to economy development as a whole, and to development of a social component of society life.

Keywords: transport, system, social aspect.

Основой рационального и результативного управления транспортной системой является единая национальная транспортная политика Российской Федерации, жестко скоординированная со стратегией социально-экономического развития страны.

Приоритетное развитие данной отрасли хозяйствования обусловлено тем, что устойчивая работа транспорта является гарантией обеспечения административного и социального единства страны, формирования экономических возможностей свободного

выбора места проживания и эффективного применения способностей граждан России, выравнивания стандартов жизни [1].

Рассмотрение социального аспекта в процессе управления транспортной системой региона должно базироваться на анализе функционирования одной из важнейших ее подсистем - системы управления общественным транспортом.

Основными характеристиками, позволяющими комплексно оценить уровень развития социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.