Научная статья на тему 'Тенденции в изучении дизайна костюма'

Тенденции в изучении дизайна костюма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
519
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции в изучении дизайна костюма»

С. А. Клубникина

Тенденции в изучении дизайна костюма

Мода - важный социальный феномен, несомненно, оказывающий влияние на социум. В конце ХХ - начале ХХ! в. смена модных тенденций происходит намного быстрее, чем даже сто лет назад. Современный дизайн костюма тесно связан с понятием «мода», которая в свою очередь не просто служит способом выявления новых культурных образцов, но и является индустрией. Дизайнеры производят не только вещь, но и «модность», современность и оригинальность Они выражают стремление к непохожести, индивидуальности, с одной стороны, и следование общему для всех «духу времени», с другой (Sociologist.nm.ru/articles/Lazareva_01). В настоящее время проблема изучения истории костюма заключается не столько в быстротечности и переменчивости моды, сколько в подходе, который был использован при анализе. Существует несколько теорий, которые принято считать основными. Мотивационные - опираются на рассмотрение личностных мотивов желания нравиться, быть правым, на трактовку моды как эмоциональной разрядки (Б.Ф. Поршнев). В этом же ключе рассматривается психологический аспект моды, поскольку она осмысляется как некая ценность, цель, определяющая характер жизнедеятельности человека во взаимодействии с социальной средой, предметным миром, самим собой (Яковлева М.В. Современные тенденции моды. Основы прогнозирования: учеб. пособие. СПб., 2005).

Автократические теории акцентируют роль личности в создании моды. С этой точки зрения, как правило, рассматривают историю костюма ХХ в. как историю модельеров и модных домов. Одним из самых ярких примеров такого подхода являются работы Александра Васильева (Красота в изгнании, 1998; Русская мода. 150 лет в фотографиях, 2004; Европейская мода из коллекции А. Васильева, 2006 и т. д.) и Шарлотты Зелинг (Мода. Век модельеров. 1900-1999), а также Л.М. Горбачевой (Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро).

Событийные теории представляют собой сравнительный историко-культурный анализ, такой подход связывает историю костюма с развитием экономики и политики. Четырехтомный труд М. Мерца-ловой - это прежде всего анализ форм костюма в контексте исторических событий. К событийным теориям можно отнести работы Е. Киреевой (История костюма; Европейский костюм от античности и до ХХ века). Идеологический подход ставит во главу угла зависи-

152

мость моды от общественных настроений, ценностей и норм общества, например исследования Р. Фиршман, М. Топалова.

Существует также и коммуникативный подход, в рамках которого костюм рассматривается как средство межличностной коммуникации или способ воздействия в процессе общения. Некоторые авторы исследуют моду и костюм с позиций семиотики (Л. Петров).

Понятия «мода» и «костюм» совпадают. Возможность такого совпадения обусловлена концепциями М. Мерцаловой, Е. Киреевой, М. Килошенко и др. исследователей истории костюма, где под словосочетанием «смена мод» подразумевается историческая смена костюма, отвечающего требованиям господствующей в определенное время моды. Тождественность моды и костюма может быть определена концепцией Р. Барта, где он указывает на удобство понятия «модной одежды», сокращенно «моды» (Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 41).

И. Лазарева называет четыре социологических подхода к изучению моды и предлагает проследить эволюцию социологических концепций изучения в ХХ в.: концепция подражания, теория демонстративного потребления, концепция объяснения моды на основе коллективного поведения, семиотический подход к изучению моды. Автор полагает, что существовавшее до начала ХХ в. «подражание высшему классу», возглавляемое аристократией и элитой, к середине ХХ в. сменилось «демонстративным потреблением», лидерами которого были уже богемные слои среднего класса. До конца ХХ в. в моде происходило «обновление социокультурных норм», лидерами становятся журналы мод, модельеры, манекенщицы, поп-звезды, спортсмены, молодежь; образец создается многими референтными группами. С конца ХХ в. появляется «индустрия моды», и образец создается также несколькими референтными группами, но уже виртуально - журналы, подиум, телевидение.

Одним из направлений анализа моды как социального явления в отечественной литературе является проблема соотношения моды и ценности. Так, в статье Т.Б. Любимовой «Мода и ценность» анализируется ценностная составляющая моды и предлагается типология модных ценностей (Sociologist.nm.ru/articles/Lazareva_01).

Историю костюма часто рассматривают в связи с главенствующим в определенный отрезок времени стилем, однако такой подход оправдан лишь при существовании такого стиля в достаточно большом отрезке времени. Следует учитывать, что моду до ХХ в. формировала аристократия, которая была немногочисленной. Новшества в науке и технике резко изменили жизнь в ХХ в., что повлия-

153

ло на характер костюма. Женский костюм развивался в связи с изменением статуса женщины в обществе. Основные характеристики современного костюма можно определить как зависимость от динамизма жизни, технического прогресса, от традиций и новаций. Основная характеристика - ориентация моды именно на женский костюм. Эта тенденция появилась еще в начале XIX в., когда влияние буржуазных ценностей и буржуазного стиля жизни определило женщину «как витрину благосостояния семьи» (Мерцалова М.Н. История костюма разных времен и народов: в 4 т. 2-е изд. М.: Академия моды, 1993-2000), к тому же законодательная регламентация в костюме потеряла свою актуальность. Данному явлению во многом способствовал феминизм, все больше вовлекавший женщин в экономический, политический и общекультурный процесс. Экономическая независимость показала женщину как активного потребителя, а исторически сложившееся внимание женщин к своей внешности определило направленность индустрии моды в XX в. на женский костюм. Мужской костюм не подвергался переработке на протяжении последних полутора веков, удовлетворяя требованиям, предъявляемым к образу «мужественности». Изменения в мужском костюме связаны с кризисом традиционной маскулинности, который произошел во второй половине XX в., как реакция на трансформацию женственности (Яковлева М.В. Современные тенденции моды. Основы прогнозирования: учеб. пособие. СПб., 2005). Проблема межличностных отношений на всех уровнях остается актуальной, а разнообразие образов в культуре XX века предопределило необходимость выработки новых подходов в изучении костюма. Интересной в данном случае представляется диссертационное исследование М.В. Яковлевой «Динамика образов “мужественности” и “женственности” в европейском костюме XX века: гендерный подход». Гендерные исследования как широкая междисциплинарная парадигма исследований социальных и культурных реализаций биологического пола обусловлены множеством подходов и позиций феминистской теории. Феминизму «гендер» обязан своей идеологией, проблематикой, языком теории. М. Яковлева считает, что современные тенденции в костюме так же как и много тысяч лет назад отражают процесс отбора половых партнеров для продолжения рода. По ее мнению, властные стратегии женского костюма находят отражение в репрезентации привлекательности биологического пола, в то время как мужские чаще репрезентируют привлекательность социальностатусную, а тенденции «унисекса» в костюме XX в. воплощают переход к толерантным отношениям и политику равноправия.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.