культура повседневности
Князева М. Б.
заимствование элементов военной формы гражданской модой после первой мировой войны
Первая мировая война оказала существенное влияние на жизнь как европейского, так и российского общества, внесла свои коррективы в восприятие жизненных ценностей, повлияв на развитие индивидуальной и общественной культуры. Смещение понятий «мирное» и «военное» вызвало трансформацию в сознании, искусстве, образе жизни разных слоёв общества. Милитаризация социума повлияла на одежду. Элементы военного стиля активно проникли в будничную одежду, создав предпосылки для появления новой тенденции в моде. Известно, что появление тех или иных новых элементов одежды или её отдельных форм, имеющих практическое или декоративное назначение, может придавать одежде образно-смысловое содержание. Несмотря на то, что главной задачей одежды является создание атмосферы физического и душевного комфорта для человека, который её носит, тем не менее, одновременно одежда несёт социальный посыл от человека к окружающему миру. Человек желает заявить о себе и выражает свои мысли, намерения или протест через наиболее доступные ему средства воплощения — одежду, причёску, имидж в целом.
Мода — одна из эффективнейших форм передачи информации внутри социума. Она является образцом для подражания, который отражает общественные представления, нормы поведения, особенности характера нации, народности, эпохи. Мода способна влиять на эстетическое и духовное воспитание людей, формирование их вкуса. Согласно общественным законам, мода вполне может стать ценностью и выступать в качестве компаса потребительского поведения.
Понимание моды после Первой мировой войны далеко ушло за пределы процесса эволюции одежды, что отмечается в трудах разных исследователей (М. Мерцаловой, Е. Киреевой, Ф. Пармон,
58
М. Килошенко и др.). В современном коммуникативном процессе мода выступает как «оператор-контролер», отбирающий информацию, придавая ей аксиологические свойства (А. Дрик-кер, П. Хеншель, Д. Мейнард), и как проводник идей (М. Беен, П. Карден). Именно мода является культурной парадигмой эпохи, частью развития культуры в целом.
Инновационная функция, стремление к новизне — одна из важнейших функций моды. Первая мировая война на определённое время поставила модную индустрию в «жёсткие рамки», заставила производителей и потребителей модной одежды подчиняться требованиям военного времени с экономической точки зрения. С эстетической точки зрения, инновационная функция, присущая природе моды, способствовала тому, что она посодействовала поискам идеологии патриотизма, создав «патриотическую модель моды». Это время и стало началом появления в моде понятия «милита-ри», что означает — «военный». Стиль «мили-тари» — это раскованность, дерзость, смелость, и в то же время он может быть истолкован как признак патриотизма. Ношение одежды в стиле «милитари» получило своё распространение сразу после окончания первой мировой войны. В то время швейное производство обычной одежды было разрушено. Когда война закончилась, мужская военная форма приобрела второе рождение, превращаясь в женские халаты, рубашки, детские вещи. Вскоре фабриками стали выпускаться женские костюмы, в которых также угадывались черты офицерской формы. Можно сказать, что «милитари», как стиль послевоенной одежды, укоренился не столько как модное веяние, а скорее как вынужденная мера. Окружающая обстановка во время войны заставила женщин пересмотреть свои привычки, касающиеся одежды и причёски. Практичность и удобство взяли верх над неутилитарной эстетикой внешнего вида. Фасоны одежды и внешний вид тех, кто её носил, менялись как никогда быстро и радикально. Длина юбок неумолимо укорачивалась. А вместе с юбками уменьшалась и длина волос. Война освободила большинство женщин от рассуждений о моде, она вынудила их надеть рабочую одежду, униформу.
Все элементы, которые во все времена подчёркивали женское обаяние, остались в прошлом. Женщины, вынужденные выполнять всю
мужскую работу, просто не могли себе позволить наряжаться в длинные пышные юбки и носить корсеты. Военный стиль без всякой вычурности быстро вошёл в повседневную жизнь. И повернуть время назад было невозможно. 20-е годы ХХ в. стали революционными в мире моды: появились короткие стрижки, яркий макияж, обнажённые плечи и ноги, стройные фигуры, борьба за равенство с мужчинами — всё это вызывало замешательство в обществе. Война повлекла за собой настоящую революцию в моде, а также стремление женщин к эмансипации, их борьбу за равноправие с мужчинами. Женщины не хотели возвращаться к прежней жизни, ведь за время войны они освоили тяжёлые мужские профессии: заменили мужей у станков на заводах и фабриках, исполняли работу пожарных, полицейских, врачей. Такой ритм дал женщинам возможность войти совсем в другую жизнь. В моду вошёл стиль «унисекс» с брючными костюмами, что ещё в самом начале ХХ в. было неприемлемо для женщин.
Дерзкое вторжение женщин на территорию мужской моды стало темой творческих размышлений. Новый женский образ появился в литературе, живописи, кинематографе. Воплощениями «женственности» после войны стали образы «женщины-воительницы», покорительницы, победительницы и покровительницы. Одежда этого времени соответствовала духу времени, превратилась в знак, символизирующий достижения и подвиги.
Многочисленные фотографии произведений В. Степановой, А. Родченко, А. Гана, а также картины художников П. Кузнецова, А. Дей-неки, А. Самохвалова, Е. Кацмана документально подтверждают данный факт. Одежда в стиле «милитари» вскоре стала излюбленной одеждой молодёжи. Это вполне соответствовало и этическому идеалу той эпохи, и общероссийским тенденциям того времени (стилям «унисекс», «эмансипе» и «женщины-воина»). Таким образом, развитие российской моды после первой мировой войны отразило стремления женщин во всём «догнать» мужчин.
Мода рассматриваемого периода утвердила идею национальной консолидации на всех уровнях. Со второй половины 30-х годов ХХ в. идеи интернационализма и дружбы народов привели к появлению одежды с ярко выраженным национальным колоритом. Большую популярность
среди модных предметов костюма 20-30-х годов получили «косоворотки», в моду вошли «украинка», «гуцулка», «кубанка».
В этот период истории в нашей стране каждый элемент, каждый аспект моделирования одежды рассматривался в качестве инструмента влияния на общественное сознание.
Особое место в создании образцов модной одежды занимало цветовое решение костюмов. Белый цвет — тотальное модное увлечение, бесспорная доминанта в общем колорите эпохи. Белые брюки, рубашки, платья, спортивные тапочки, парусиновые туфли и ботинки, футболки, панамы и многое другое. Белоснежные формы спортивных парадов. Излюбленное женское украшение тех лет — бусы из белого жемчуга. И эта мода полностью созвучна самоидентификации советских людей тех лет. Белый — символ света, чистоты и истины, что полностью соответствовало этико-эстетическому идеалу того времени.
С тех пор советский канон моды всегда базировался на двух ключевых формулах: «просто и красиво», «скромно и красиво». Новый этический идеал общества включал в себя такие черты, как коллективизм, товарищество, сознательно принятое на себя ограничение потребностей и принципиальный отказ от любых излишеств, неприемлемых для нового образа жизни. Простота всех внешних форм быта, в том числе и одежды, выдвигались в качестве не только эстетической, но и своего рода этической нормы.
Мода 20-30-х гг. XX в. содержала в себе также компонент патриотических настроений. Впервые в истории советской моды патриотический символизм выразился в том, что одежда, декорированная элементами государственной символики, стала сотворцом образа человека. Готовность к солидарности и единству — сущностная черта русского менталитета — стала идеалом общества. Эстетические аспекты, обусловленные актуальными патриотическими ценностями, делали моду данного периода органичной человеку.
Патриотический эмоциональный заряд, заложенный с помощью моды в дизайн одежды, приобрёл особое значение и в современных условиях. Милитаризация в современной одежде проявляется в отказе от всего излишнего, вычурного, нефункционального, предпочитая рациональное, простое и удобное, то есть соответствующее образу целеустремлённого, сильного
(и духом, и телом) современного человека. Важно отметить, что мода стала проводником между социально-культурными идеями и повседневностью, оказала решительное влияние на процессы культурной динамики XX в. Мода советского периода была одобряема государством, меры, направленные на соблюдение предписаний в одежде были значимы и весомы, способствовали построению новой культурной среды.
XX в. был временем необычайного подъёма в мире моды. Одним из важных достижений этого столетия можно считать появление стиля «милитари», который стал основой всех модных тенденций этого века. Возможно, в какой-то мере, он был навеян войнами, а в какой-то мере — развивающимися молодёжными движениями, желанием молодёжи выразить себя (даже свой протест против войн) через одежду, желанием передать с помощью одежды свои взгляды, представления о мире и о своём месте в этом мире. В итоге возникают вопросы: Что несёт в себе стиль «милитари»? Как он связан с патриотизмом? Патриотизм — это мода? Или патриотизм — это норма! Какое отношение мода и стиль «милитари» имеют к теме патриотизма?
Патриотизм или патриотическое чувство выступает в качестве одного из мощных этических регуляторов социокультурного действия. Патриотическое чувство в современном обществе, выраженное в моде, становится не только идеологией (символическим инвестированием идей в общественное сознание), но и важным инструментом, катализатором социокультурных действий. Родина есть духовная реальность, а патриотизм является для человека духовным ориентиром. Человек, который любит свою страну, свой народ, который следует нормам добра и нравственности, обязательно наделён патриотическим чувством. Если он лишён Родины, будет лишён и патриотизма. Вряд ли солдаты, которые в Первую мировую войну храбро защищали свою Родину, могли подумать о том, что их фуражки, кители, гимнастёрки и сапоги станут родоначальниками одного из самых мод- 59 ных современных стилей под названием «мили-тари». Многие не раз замечали на улицах людей в одежде, раскрашенной под цвета национального флага. И таким образом можно понять, что патриотизм находится на пике популярности, что сегодня мир становится более мыслящим. Стиль «милитари» — не только «одёжная» мода,
но и целая культура, посвящённая военной тематике, а через неё и теме патриотизма.
Литература
1. Балдано И. Ц. Мода XX века: Энциклопедия. М., 2002.
2. Барсукова С. Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 76-81.
3. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
4. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1974. Т. 16. С. 388-391.
5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
7. Вейс Г. История культуры народов мира. Костюм. Украшения. М., 2004.
8. Волков А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4. С. 13.
9. Гёте И. В. К учению о цвете // Психология цвета. М., 1996. С. 324-327.
10. Горбачёва Л. М. Костюм XX века. М., 1996. С. 119-121.
11. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. СПб., 2004.
12. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. № 11-12. С. 132-152.
13. Демиденко Ю. Краткий курс истории белья Советского Союза / Под ред. Е. Дёготь. М.,
2000. С. 24.
14. Зиммель Г. Мода // Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996.
15. Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978.
16. Эстетическая культура советского человека / Под ред. М. С. Кагана. Л., 1976.
17. Килошенко М. Психология моды. СПб.,
2001.
18. Любимова Т. Б. Мода и ценность // Мода: за и против / Под ред. Толстых В. И. М., 1973.
19. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск, 1985.
20. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. М., 1993. Т. 1.
21. Некрасов Т. Лётчицы, всадницы, пулемётчицы // Работница. 1938. № 21. С. 10.
60