Научная статья на тему 'Тенденции цифровизации и сервисизации экономики'

Тенденции цифровизации и сервисизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1818
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая экономика / экономическая система / цифровизация / сфера услуг / сервисизация. / Digital economy / economic system / digitalization / services / servicization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Николаевна Руденко, Юрий Иванович Грибанов

В статье рассматривается такая новая тенденция развития современной экономики, как ее цифровизация. Выделены основные свойства и этапы перехода к цифровой экономике. Также рассмотрена ее связь с тенденцией, наблюдаемой с середины ХХ века, которая состоит в увеличении доли сферы услуг в структуре ВВП (сервисизация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марина Николаевна Руденко, Юрий Иванович Грибанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF DIGITALIZATION AND SERVICIZATION OF ECONOMY

The article examines such a new trend in the development of modern economics as its digitalization. The main properties and stages of transition to the digital economy are highlighted. Its connection with the trend observed since the mid-twentieth century, which consists in increasing the share of the service sector in the structure of GDP (servicization), is also considered.

Текст научной работы на тему «Тенденции цифровизации и сервисизации экономики»

/fr ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Руденко М.Н., Грибанов Ю.И. ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СЕРВИСИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматривается такая новая тенденция развития современной экономики, как ее цифровизация. Выделены основные свойства и этапы перехода к цифровой экономике. Также рассмотрена ее связь с тенденцией, наблюдаемой с середины ХХ века, которая состоит в увеличении доли сферы услуг в структуре ВВП (сервисизация).

Ключевые слова. Цифровая экономика, экономическая система, цифровизация, сфера услуг, сервисизация.

Rudenko M.N., Gribanov Yu.I. TRENDS OF DIGITALIZATION AND SERVICIZATION OF ECONOMY

Abstract. The article examines such a new trend in the development of modern economics as its digi-talization. The main properties and stages of transition to the digital economy are highlighted. Its connection with the trend observed since the mid-twentieth century, which consists in increasing the share of the service sector in the structure of GDP (servicization), is also considered.

Keywords. Digital economy, economic system, digitalization, services, servicization.

В последние годы значительное внимание уделяется феномену цифровой экономики, исследованию которой посвящено значительное число научных работ [1-5 и др.]. В то же время, не до конца исследованным остается вопрос о взаимосвязи цифровой экономики с глубинными, фундаментальными тенденциями развития экономической системы в целом. В данной статье авторы намерены в некоторой мере восполнить этот пробел.

Отметим, что развитые страны мира уделяют пристальное внимание гармоничному развитию системообразующих элементов цифровой экономики. Понимание необходимости перехода к этому типу экономики сложилось и в России, что, в частности, нашло отражение в формировании специальной государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Правительством Российской Федерации 28 июля 2017 г. распоряжением № 1632-р). По нашему мнению, для России важно как можно быстрее трансформировать традиционную экономику в современную - цифровую. Это - безальтернативный путь развития. Иначе неизбежны дальнейшие социальные, экономические кризисы и, как следствие, политическое неравновесие, что, в свою очередь, может

ГРНТИ 06.03.15

© Руденко М.Н., Грибанов Ю.И., 2019

Марина Николаевна Руденко - доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой предпринимательства и экономической безопасности Пермского государственного национального исследовательского университета.

Юрий Иванович Грибанов - кандидат экономических наук, доцент Академии цифровой экономики (г. Пермь).

Контактные данные для связи с авторами (Руденко М.Н.): 614990, Пермь, Дзержинского ул., 2а (Russia, Perm, Dzerzhinsky str., 2a). Тел.: 8 (342) 23-96-685. E-mail: [email protected].

действовать как положительная обратная связь и еще глубже погружать страну в технологическое, а затем и социально-экономическое отставание от передовых стран мира.

Как показывают наши исследования, проведенные под эгидой Академии цифровой экономики, большинство российских компаний и органов исполнительной власти сейчас сосредоточены на цифровизации ключевых процессов и в массе своей воспринимают цифровизацию как новый виток автоматизации и информатизации. В связи с этим, по нашему мнению, следует разграничить циф-ровизацию и цифровую трансформацию в сравнении с автоматизацией.

Автоматизация представляет собой «одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. Автоматизируются практически все сферы жизни и деятельности человека. Автоматизация позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, оптимизировать процессы управления, отстранить человека от производств, опасных для здоровья» (см.: https://www.retail.ru/glossary/automation).

Цифровизация, в свою очередь, это процесс, направленный на оцифровку всех информационных (и даже материальных) ресурсов (создание цифровых копий) и формирование сетевых платформ взаимодействия, с целью получения прогнозируемого и гарантированного результата на любое управляющее воздействие с использованием средств автоматизации [6]. В силу необходимости перехода к цифровой экономике, в новых экономических условиях все субъекты социально-экономической системы, стремящиеся к устойчивому функционированию, вынуждены проходить через процесс цифровой трансформации.

Цифровая трансформация - это внедрение современных цифровых технологий в бизнес-процессы социально-экономических систем всех уровней. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной организации. На практике это означает создание системы сквозных бизнес-процессов, которую можно назвать цифровой экосистемой бизнеса.

Цифровизация процессов актуальна не только на уровне отдельных предприятий: целые отрасли выбирают для себя этот путь развития как единственную возможность соответствовать стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Благодаря этому цифровая трансформация промышленности, розничной торговли, государственного сектора и других сфер уже сегодня меняет жизнь каждого человека и каждой компании. Это обусловливает необходимость изучения проблематики цифровой трансформации с позиций системного подхода применительно ко всем сферам социально-экономического устройства и жизни общества.

Таким образом, мы считаем, что термин «цифровизация» должен использоваться для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой или информационный. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый набор интерактивных и мультимедийных файлов, имеющих самостоятельное значение. Соответственно, в социально-экономической системе процессы могут стать онлайн-диалогами между сторонами, которые раньше напрямую даже не общались. В деловом контексте, организация, которая хочет стать «цифровой», должна фокусироваться на автоматизации процессов, с целью сделать их более эффективными. По контрасту, компания, фокусирующаяся на «циф-ровизации», должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность заказчиков.

На последнем обстоятельстве мы хотим сосредоточить внимание. Мы вернемся к нему в дальнейшем, пока же лишь подчеркнем, что переход к цифровой экономике связан с ростом вовлеченности заказчиков (покупателей, потребителей) в бизнес исполнителя (продавца, производителя).

Цифровая трансформация обеспечивает максимально полное раскрытие потенциала цифровых технологий через их использование во всех аспектах бизнеса - процессах, продуктах и сервисах, подходах к принятию решений. Важно подчеркнуть, что для цифровой трансформации никогда не

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40).

7

будет достаточно только лишь наличия технологии как таковой. Для того, чтобы процесс цифровой трансформации был полноценным, необходимы четко сформулированные бизнес-задачи и данные. Таким образом, цифровую трансформацию возможно рассматривать только на пересечении всех трех измерений (сформулированной бизнес-задачи, наличия данных и собственно технологий).

Основные преимущества, которые несет цифровая трансформация всем хозяйствующим субъектам, следующие: оптимизация процессов; поиск новых потоков доходов; создание персонализированной и привлекательной инфраструктуры обслуживания. Анализ представленных преимуществ показывает, что наиболее существенно они проявляются при оказании услуг, что определяется известными свойствами услуг, такими как их персонализированный характер, ориентированность на взаимодействие исполнителя (производителя) и заказчика (потребителя), нематериальный и - зачастую - информационный характер и др.

Предприятия и организации, как сферы услуг, так и других секторов экономики, быстро заменяют традиционные процессы взаимодействия цифровыми, используя современные технологии. Однако самым трудным изменением для традиционных отраслей экономики будет, на наш взгляд, не столько создание и интеграция технологий, сколько принципиальная перестройка корпоративной культуры и организации. Итеративный, адаптивный подход, более высокая толерантность к риску, характерные для предпринимательского менталитета, во многом чужды устоявшимся подходам к управлению крупным бизнесом. Сложно принять, что структура любой отрасли и компании сегодня, в условиях «цифрового перехода», должна восприниматься как основная переменная, а не константа.

К четырем технологическим основам цифрового развития, на которых целесообразно выстраивать процесс цифровой трансформации бизнеса, традиционно относят: «большие данные», социальность, мобильность, облачность. Их сочетание позволяет существенно удешевить бизнес-процессы, аналитически адаптировать продукты к потребностям каждого конкретного клиента (ка-стомизация) и поставлять товары и услуги тогда и туда, где они необходимы. Цифровое развитие осуществляется поэтапно (см. рис. 1).

Цифровая экономика

Цифровые

модели

Цифровая трансформация

Цифровая

инфраструктура

Цифровизация - настройка и реструктуризация каналов коммуникаций пользователей цифровых технологий (формирование цифрового пространства взаимодействия пользователей цифровых технологий)

- перестройка концепции и формата бизнеса (перевод всех возмож-

ных элементов социаль-

Оцифровка - все данные в цифровом формате

Цифровые данные

Внедрение цифро-

вых технологий - формирование пула цифровых технологий

но-экономической системы в цифровое пространство и на цифровое взаимодействие с максимальным использованием потенциала внедренных цифровых технологий)

Рис. 1. Последовательность цифровой трансформации (составлено Ю.И. Грибановым)

Теперь же мы вернемся к сделанному ранее замечанию, к которому мы обещали вернуться в дальнейшем анализе. Именно на кастомизации мы хотим сделать акцент, т.к. она является предпосылкой стремительной сервисизации хозяйственной деятельности, которая проявляется в экономи-

ках всех стран мира, даже малоразвитых, а в развитых является одной из ключевых тенденций развития. Таким образом, цифровая трансформация оказывается тесно связанной с опережающим развитием сферы услуг, наблюдаемом начиная с последней четверти ХХ века и по настоящее время (см. рис. 2). В новой экономике речь идет о развитии сетевых форм взаимодействия, в рамках которых предприятия, в отличие от традиционных схем производственной кооперации, обмениваются не материальными продуктами, а услугами [7].

%

65.0

1998 2000 2002 2004 2006 2006 2010 2012 2014 2016

Рис. 2. Доля сферы услуг в мировом ВВП (составлено по данным Всемирного Банка)

В заключение нашего анализа отметим, что цифровизация в современной экономике идет полным ходом, а, соответственно, цифровая трансформация бизнеса и общества неизбежна, это только вопрос времени. При этом данная тенденция тесно связана с другой, хорошо известной и описанной в литературе тенденцией сервисизации экономики [8], закрепляя её и формируя для нее технологическую основу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубарев А.Е., Колесников А.М., Храповицкая Е.М. Совершенствование экономического механизма управления информацией как фактор организационно-управленческой инновации промышленных предприятий в условиях цифровизации экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 77-82.

2. Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 7-11.

3. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.

4. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.

5. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: монография / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 807 с.

6. Грибанов Ю.И., Репин Н.В. Перспективы IT-аутсорсинга в цифровой экономике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Gribanov_Repin.pdf (дата обращения 11.04.2019).

7. Котляров И.Д. Сетевое сотрудничество в АПК как инструмент развития экспорта // Никоновские чтения. 2017. № 22. С. 301-303.

8. Руденко М.Н., Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Репин Н.В., Михайлов О.В. Информационное обеспечение управления регионом и организациями с использованием аутсорсинга. Курск, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.