/fr ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Руденко М.Н., Грибанов Ю.И. ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СЕРВИСИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В статье рассматривается такая новая тенденция развития современной экономики, как ее цифровизация. Выделены основные свойства и этапы перехода к цифровой экономике. Также рассмотрена ее связь с тенденцией, наблюдаемой с середины ХХ века, которая состоит в увеличении доли сферы услуг в структуре ВВП (сервисизация).
Ключевые слова. Цифровая экономика, экономическая система, цифровизация, сфера услуг, сервисизация.
Rudenko M.N., Gribanov Yu.I. TRENDS OF DIGITALIZATION AND SERVICIZATION OF ECONOMY
Abstract. The article examines such a new trend in the development of modern economics as its digi-talization. The main properties and stages of transition to the digital economy are highlighted. Its connection with the trend observed since the mid-twentieth century, which consists in increasing the share of the service sector in the structure of GDP (servicization), is also considered.
Keywords. Digital economy, economic system, digitalization, services, servicization.
В последние годы значительное внимание уделяется феномену цифровой экономики, исследованию которой посвящено значительное число научных работ [1-5 и др.]. В то же время, не до конца исследованным остается вопрос о взаимосвязи цифровой экономики с глубинными, фундаментальными тенденциями развития экономической системы в целом. В данной статье авторы намерены в некоторой мере восполнить этот пробел.
Отметим, что развитые страны мира уделяют пристальное внимание гармоничному развитию системообразующих элементов цифровой экономики. Понимание необходимости перехода к этому типу экономики сложилось и в России, что, в частности, нашло отражение в формировании специальной государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Правительством Российской Федерации 28 июля 2017 г. распоряжением № 1632-р). По нашему мнению, для России важно как можно быстрее трансформировать традиционную экономику в современную - цифровую. Это - безальтернативный путь развития. Иначе неизбежны дальнейшие социальные, экономические кризисы и, как следствие, политическое неравновесие, что, в свою очередь, может
ГРНТИ 06.03.15
© Руденко М.Н., Грибанов Ю.И., 2019
Марина Николаевна Руденко - доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой предпринимательства и экономической безопасности Пермского государственного национального исследовательского университета.
Юрий Иванович Грибанов - кандидат экономических наук, доцент Академии цифровой экономики (г. Пермь).
Контактные данные для связи с авторами (Руденко М.Н.): 614990, Пермь, Дзержинского ул., 2а (Russia, Perm, Dzerzhinsky str., 2a). Тел.: 8 (342) 23-96-685. E-mail: [email protected].
действовать как положительная обратная связь и еще глубже погружать страну в технологическое, а затем и социально-экономическое отставание от передовых стран мира.
Как показывают наши исследования, проведенные под эгидой Академии цифровой экономики, большинство российских компаний и органов исполнительной власти сейчас сосредоточены на цифровизации ключевых процессов и в массе своей воспринимают цифровизацию как новый виток автоматизации и информатизации. В связи с этим, по нашему мнению, следует разграничить циф-ровизацию и цифровую трансформацию в сравнении с автоматизацией.
Автоматизация представляет собой «одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. Автоматизируются практически все сферы жизни и деятельности человека. Автоматизация позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, оптимизировать процессы управления, отстранить человека от производств, опасных для здоровья» (см.: https://www.retail.ru/glossary/automation).
Цифровизация, в свою очередь, это процесс, направленный на оцифровку всех информационных (и даже материальных) ресурсов (создание цифровых копий) и формирование сетевых платформ взаимодействия, с целью получения прогнозируемого и гарантированного результата на любое управляющее воздействие с использованием средств автоматизации [6]. В силу необходимости перехода к цифровой экономике, в новых экономических условиях все субъекты социально-экономической системы, стремящиеся к устойчивому функционированию, вынуждены проходить через процесс цифровой трансформации.
Цифровая трансформация - это внедрение современных цифровых технологий в бизнес-процессы социально-экономических систем всех уровней. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной организации. На практике это означает создание системы сквозных бизнес-процессов, которую можно назвать цифровой экосистемой бизнеса.
Цифровизация процессов актуальна не только на уровне отдельных предприятий: целые отрасли выбирают для себя этот путь развития как единственную возможность соответствовать стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Благодаря этому цифровая трансформация промышленности, розничной торговли, государственного сектора и других сфер уже сегодня меняет жизнь каждого человека и каждой компании. Это обусловливает необходимость изучения проблематики цифровой трансформации с позиций системного подхода применительно ко всем сферам социально-экономического устройства и жизни общества.
Таким образом, мы считаем, что термин «цифровизация» должен использоваться для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой или информационный. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый набор интерактивных и мультимедийных файлов, имеющих самостоятельное значение. Соответственно, в социально-экономической системе процессы могут стать онлайн-диалогами между сторонами, которые раньше напрямую даже не общались. В деловом контексте, организация, которая хочет стать «цифровой», должна фокусироваться на автоматизации процессов, с целью сделать их более эффективными. По контрасту, компания, фокусирующаяся на «циф-ровизации», должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность заказчиков.
На последнем обстоятельстве мы хотим сосредоточить внимание. Мы вернемся к нему в дальнейшем, пока же лишь подчеркнем, что переход к цифровой экономике связан с ростом вовлеченности заказчиков (покупателей, потребителей) в бизнес исполнителя (продавца, производителя).
Цифровая трансформация обеспечивает максимально полное раскрытие потенциала цифровых технологий через их использование во всех аспектах бизнеса - процессах, продуктах и сервисах, подходах к принятию решений. Важно подчеркнуть, что для цифровой трансформации никогда не
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40).
7
будет достаточно только лишь наличия технологии как таковой. Для того, чтобы процесс цифровой трансформации был полноценным, необходимы четко сформулированные бизнес-задачи и данные. Таким образом, цифровую трансформацию возможно рассматривать только на пересечении всех трех измерений (сформулированной бизнес-задачи, наличия данных и собственно технологий).
Основные преимущества, которые несет цифровая трансформация всем хозяйствующим субъектам, следующие: оптимизация процессов; поиск новых потоков доходов; создание персонализированной и привлекательной инфраструктуры обслуживания. Анализ представленных преимуществ показывает, что наиболее существенно они проявляются при оказании услуг, что определяется известными свойствами услуг, такими как их персонализированный характер, ориентированность на взаимодействие исполнителя (производителя) и заказчика (потребителя), нематериальный и - зачастую - информационный характер и др.
Предприятия и организации, как сферы услуг, так и других секторов экономики, быстро заменяют традиционные процессы взаимодействия цифровыми, используя современные технологии. Однако самым трудным изменением для традиционных отраслей экономики будет, на наш взгляд, не столько создание и интеграция технологий, сколько принципиальная перестройка корпоративной культуры и организации. Итеративный, адаптивный подход, более высокая толерантность к риску, характерные для предпринимательского менталитета, во многом чужды устоявшимся подходам к управлению крупным бизнесом. Сложно принять, что структура любой отрасли и компании сегодня, в условиях «цифрового перехода», должна восприниматься как основная переменная, а не константа.
К четырем технологическим основам цифрового развития, на которых целесообразно выстраивать процесс цифровой трансформации бизнеса, традиционно относят: «большие данные», социальность, мобильность, облачность. Их сочетание позволяет существенно удешевить бизнес-процессы, аналитически адаптировать продукты к потребностям каждого конкретного клиента (ка-стомизация) и поставлять товары и услуги тогда и туда, где они необходимы. Цифровое развитие осуществляется поэтапно (см. рис. 1).
Цифровая экономика
Цифровые
модели
Цифровая трансформация
Цифровая
инфраструктура
Цифровизация - настройка и реструктуризация каналов коммуникаций пользователей цифровых технологий (формирование цифрового пространства взаимодействия пользователей цифровых технологий)
- перестройка концепции и формата бизнеса (перевод всех возмож-
ных элементов социаль-
Оцифровка - все данные в цифровом формате
Цифровые данные
Внедрение цифро-
вых технологий - формирование пула цифровых технологий
но-экономической системы в цифровое пространство и на цифровое взаимодействие с максимальным использованием потенциала внедренных цифровых технологий)
Рис. 1. Последовательность цифровой трансформации (составлено Ю.И. Грибановым)
Теперь же мы вернемся к сделанному ранее замечанию, к которому мы обещали вернуться в дальнейшем анализе. Именно на кастомизации мы хотим сделать акцент, т.к. она является предпосылкой стремительной сервисизации хозяйственной деятельности, которая проявляется в экономи-
ках всех стран мира, даже малоразвитых, а в развитых является одной из ключевых тенденций развития. Таким образом, цифровая трансформация оказывается тесно связанной с опережающим развитием сферы услуг, наблюдаемом начиная с последней четверти ХХ века и по настоящее время (см. рис. 2). В новой экономике речь идет о развитии сетевых форм взаимодействия, в рамках которых предприятия, в отличие от традиционных схем производственной кооперации, обмениваются не материальными продуктами, а услугами [7].
%
65.0
1998 2000 2002 2004 2006 2006 2010 2012 2014 2016
Рис. 2. Доля сферы услуг в мировом ВВП (составлено по данным Всемирного Банка)
В заключение нашего анализа отметим, что цифровизация в современной экономике идет полным ходом, а, соответственно, цифровая трансформация бизнеса и общества неизбежна, это только вопрос времени. При этом данная тенденция тесно связана с другой, хорошо известной и описанной в литературе тенденцией сервисизации экономики [8], закрепляя её и формируя для нее технологическую основу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубарев А.Е., Колесников А.М., Храповицкая Е.М. Совершенствование экономического механизма управления информацией как фактор организационно-управленческой инновации промышленных предприятий в условиях цифровизации экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 77-82.
2. Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 7-11.
3. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.
4. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.
5. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: монография / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 807 с.
6. Грибанов Ю.И., Репин Н.В. Перспективы IT-аутсорсинга в цифровой экономике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Gribanov_Repin.pdf (дата обращения 11.04.2019).
7. Котляров И.Д. Сетевое сотрудничество в АПК как инструмент развития экспорта // Никоновские чтения. 2017. № 22. С. 301-303.
8. Руденко М.Н., Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Репин Н.В., Михайлов О.В. Информационное обеспечение управления регионом и организациями с использованием аутсорсинга. Курск, 2019.