Научная статья на тему 'Тенденции трудовой миграции в России в оценках российских работодателей'

Тенденции трудовой миграции в России в оценках российских работодателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATORY POLICY / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / MANPOWER / ТРУДОУСТРОЙСТВО / PLACEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцев С.В., Витютнев Дмитрий Михайлович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с решением проблем регулирования трудовой миграции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the questions connected with the decision of problems of regulation of labour migration are considered.

Текст научной работы на тему «Тенденции трудовой миграции в России в оценках российских работодателей»

Человек и общество

С.В. РЯЗАНЦЕВ доктор экономических наук, профессор, зав. отделом социальной демографии Института социально-политических исследований РАН Д.М. ВИТЮТНЕВ Московская финансово-промышленная академия*

Тенденции трудовой миграции в России в оценках российских работодателей

В настоящее время трудовая миграция из-за рубежа играет важную роль в развитии российской экономики. По данным Федеральной миграционной службы (далее ФМС) количество легальных трудовых мигрантов, работающих в России, стабильно растет: 2004 г. - 460 тыс.человек, 2005 г. - более 702 тыс., 2006 г. -1.014 тыс., 2007 г. - более 1 500 тыс.человек. При этом доля трудовых мигрантов среди занятого населения России остается относительно небольшой - 1,5%.

Большая часть гастарбайтеров (более 67%) работает по трудовым договорам между российскими юридическими или физическими лицами (т.е. имели достаточно стабильные контракты), а остальные -в рамках реализации иностранными юридическими лицами договоров подряда (привлекались на краткосрочную работу на определенный объем работ). Постепенно в российской экономике также увеличивается удельный вес иностранной рабочей силы, нанимаемой российскими физическими лицами (около 5%). В частном секторе по-прежнему преимущественно задействованы нелегальные мигранты, работающие по устной договоренности с работодателем.

Среди иностранных работников преобладают лица с низкой и средней квалификацией. Структура занятости иностранных работников показывает, что основными отраслями, где востребован труд гастарбайтеров, являются строительство, промышленность и сельское хозяйство. Сложилась четкая специализация гастарбайтеров из отдельных стран в определенных сферах занятости. Как показывают исследования, в потоке трудовых мигрантов из Украины преобладают строители, ремонтные рабочие, рабочие промышленных предприятий и транспорта. Трудовые мигранты из Азербайджана,

*

Витютнев Дмитрий Михайлович, e-mail: 91 svu @ mail.ru

Китая и Вьетнама преимущественно привлекаются в сферу торговли. Выходцы из Китая трудятся и в сельском хозяйстве. Среди гастарбайтеров из Молдавии в настоящее время преобладают строители и водители. Рабочие из Турции строят жилье, работают в сельском хозяйстве. Мигранты, занятые в кредитовании, финансировании, страховании, аудите, коммерции, а также высший топ-менеджмент, происходят преимущественно из стран старого зарубежья (США, европейских государств). В России складываются сегменты рынка труда на которых трудовые мигранты из-за рубежа трудоустраиваются по этнотерриториальному принципу.

В целом иностранная рабочая сила привлекается в Россию почти из 120 стран. Согласно данным ФМС крупнейшим поставщиком легальной рабочей силы в Россию долгое время является Украина, которая обеспечивает около трети, а в последние годы около четверти гастарбайтеров. В 2005-2006 гг. произошла смена лидера. На первое место вышел Китай, который осуществил поставку в Россию каждого четвертого легального работника. За последние годы в России значительно увеличилось количество трудовых мигрантов из Турции и Вьетнама (по данным за 2007 г. их численность составила более 150 и 100 тыс. человек соответственно). В 2007 г. среди десяти крупнейших стран по поставке рабочей силы в Россию выделяются четыре страны дальнего зарубежья (Китай, Турция, Вьетнам и КНДР) и шесть государств СНГ (Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Армения, Азербайджан).

Половозрастной состав иностранных работников достаточно стабилен - подавляющая часть среди них мужчины (на протяжении многих лет - около 90%). Среди трудовых мигрантов немногим более 80% мужчин и 90% женщин находятся в возрасте от 18 до 39 лет, многочисленна группа иностранных работников в возрасте 30-39 лет (около 40%). К сожалению, Росстат при составлении баланса трудовых ресурсов ограничивается лишь общей оценкой работающих иностранцев без распределения их по отраслям экономики.

Между сведениями официальных источников, владеющих информацией о зарегистрированных трудовых мигрантах, и реальными масштабами трудовой миграции существует огромный разрыв. При этом отдельные оценки масштабов нелегальной трудовой миграции значительно отличаются порой на миллионы человек. Это объясняется тем, что государственные структуры не проводили исследований численности нелегальных трудовых мигрантов и эти данные крайне приблизительны. В 2005-2006 гг. ФМС попыталась провести исследование нелегальной миграции, но ограничилась только экспертным опросом ученых, специализирующихся по данной тематике.

Единственно приближенной к действительности оценкой численности нелегальных трудовых мигрантов можно считать сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения (2002 г.). Она выявила в России около 2 млн. «лишних» людей, которые в большинстве своем могли являться незарегистрированными трудовыми мигрантами. Наши расчеты показывают, что нелегальных, или точнее сказать незарегистрированных, мигрантов в России может пребывать не менее 5 млн. человек. Большинство из них - это граждане стран СНГ, которые имеют полное право приехать в нашу страну без визы, они не оформляют регистрацию по месту пребывания или разрешение на работу. Многие из них живут в России на протяжении нескольких лет либо периодически возвращаются домой.

Оценки нелегальной трудовой миграции, сделанные А.В. Топилиным, свидетельствуют о пребывании в стране 7,5-8 млн. человек, из которых 5,5 млн. - граждане стран СНГ, а 2-2,5 млн. -выходцы из стран дальнего зарубежья. Более сдержанные оценки дает Е.С. Красинец - от 4 млн. до 4,5 млн. нелегальных иммигрантов, из них от 1,8 до 2 млн. человек - из стран СНГ. По Ж.А. Зайончковской в России находится 3-4 млн. трудовых мигрантов из СНГ, из которых половина зарегистрированы.

Наблюдается неравномерное распределение иностранных трудовых мигрантов по территории России. Хотя иностранная рабочая сила привлекается практически во все регионы страны, бесспорным лидером является Центральная Россия - здесь работает более 40% официально оформленных иностранных работников. Внутри этой территории абсолютный лидер - Москва, которая концентрирует около трети всех гастарбайтеров в стране. Московская область аккумулирует около 6% иностранных работников. Москва обладает глубоко диверсифицированным и емким рынком труда. Это способствует мощному притоку временных трудовых мигрантов из различных регионов России, стран СНГ и других государств. По данным баланса трудовых ресурсов в Москве в 2003 г. трудились более 457 тыс. трудовых мигрантов. По различным оценкам в Москве находятся от 0,5 до 3 млн. нелегальных (незарегистрированных) мигрантов. Государственные структуры по этому вопросу дают разные оценки. Например, ФМС называет цифру в 0,5 млн. человек, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - 1,5 млн. человек. По нашим расчетам, основанным на результатах опроса экспертов из числа представителей всех Префектур Москвы, незарегистрированная трудовая миграция (включая россиян, не имеющих регистрации по месту пребывания) добавляет к численности населения города 10-30% населения, т.е. порядка 1 -3 млн. человек.

Второй центр концентрации иностранной рабочей силы в Российской Федерации - Уральский федеральный округ. Здесь работает каждый шестой гастарбайтер. Столь высокая позиция региона в российском «рейтинге» объясняется особой привлекательностью «нефтяных» территорий Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Здесь велика доля украинских гастарбайтеров, которые трудятся в нефтяной промышленности и строительстве. Третий по привлекательности регион России - Дальний Восток, который притягивает каждого десятого иностранного работника. В данном случае наблюдается преобладание рабочей силы из Китая, КНДР и Вьетнама. Основная территория трудоустройства трудовых мигрантов - Приморский край. Несколько меньше гастарбайтеров в Хабаровском крае и Амурской области. Далее в порядке убывания количества иностранных работников следуют Сибирский, Северо-Западный, Приволжский и Южный федеральные округа.

В ходе социологического опроса работодателей, который был проведен на территории Самарской области в августе 2007 г., респондентам задавались вопросы относительно оценки новых процедур получения разрешения на работу для иностранных работников. Оказалось, что подавляющая часть (более 88%) работодателей самостоятельно подают документы в миграционную службу. Только шестая часть (около 12%) обращаются к посредникам - фирмам и частным лицам, готовым за плату оказать помощь в оформлении и подаче документов.

Как показывает исследование, более 40% работодателей потратили на оформление разрешения на право привлечения иностранных работников от 16 до 30 дней, порядка 13% работодателей оформляли документы от 31 до 45 дней, а еще около 9% -более 45 дней. По мнению работодателей - это значительные потери времени, которые имеют негативные последствия для предприятий, экономики региона и страны. Во-первых, работодателям очень трудно удержать работника, если оформлять его легально, так как пока оформляется разрешение на работу, работник не имеет права работать, а он приехал зарабатывать деньги. Поэтому работники часто уходят от работодателей, которые соблюдают закон, к работодателям, которые нанимают мигрантов незаконно, но быстро. Во-вторых, работодатели справедливо полагают, что подобное затягивание процедур оформления иностранных работников создает искусственные барьеры на пути легализации трудовых мигрантов и увеличивает масштабы незаконного использования иностранной рабочей силы. Бюрократизм и затягивание процедур получения разрешения на право привлекать иностранных граждан работодатели считают одной из главных причин незаконной миграции. Порядка 18%

работодателей потратили на получение разрешений до 15 дней, что, по мнению работодателей, является более приемлемым вариантом. Хотя в идеале они желают получать разрешение еще быстрее.

Среди главных трудностей, с которыми сталкивались работодатели при получении разрешения на право привлечения иностранных работников, можно выделить, прежде всего, очереди в органы ФМС. Об этом заявили около 94% опрошенных работодателей. Данная претензия справедлива, поскольку на данную службу в последнее время был возложен ряд новых обязанностей, а при этом штаты и другие ресурсы не увеличены.

Согласно результатам исследования, 61% опрошенных работодателей считают, что в настоящее время процедура оформления иностранных работников в России стала несколько проще в связи с введением новых правил. Пятая часть (более 18%) полагают, что процедура стала сложнее. Еще порядка 8% полагают, что процедура принципиально не изменилась.

Легальная трудовая миграция имеет множество позитивных социально-экономических аспектов для России. Трудовые мигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, где не всегда соглашаются работать местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики. Наглядным примером может считаться развитие строительной отрасли в крупных городах России, эффективность которой во многом основана на использовании дешевой рабочей силы из-за рубежа.

В СНГ трудовая миграция породила мощный поток денежных переводов, поступающих из России в страны происхождения трудовых мигрантов их родственникам и семьям. Эти денежные суммы могут проходить как через официальные каналы (банковская система, система денежных переводов), так и поступать в неучтенном виде через личные и семейные каналы. По некоторым данным гастарбайтеры переводят и вывозят из России до 15 млрд. долл. ежегодно. При абсолютной прозрачности для нашей страны это должно давать для страны 4,5 млрд. налоговых отчислений (при ставке налога на доходы физических лиц - нерезидентов 30%), не говоря о социальных отчислениях. Многие мигранты работают нелегально и получают зарплату без уплаты налогов. Трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения в регионе, но и реальным механизмом экономической интеграции, сближающим между собой население стран СНГ.

Нелегальная трудовая миграция имеет целый ряд негативных аспектов - она стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, создает почву для коррупции и нарушения прав

мигрантов, формирует замкнутые национальные диаспоры и усиливает напряженность в принимающем обществе.

В настоящее время в российском обществе сложилось несколько точек зрения на роль трудовой миграции и подходы к ее регулированию в России. Например, консервативный подход связывает трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями. Основная идея в отношении регулирования трудовой миграции связана с необходимостью закрытия страны от трудовых мигрантов и депортацией нелегальных мигрантов. Либеральный подход основан на идее, что Россия обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина -недостаток трудовых ресурсов внутри страны в условиях роста экономики. В понимании сторонников этого подхода рабочие руки Россия может получить исключительно за счет трудовых мигрантов из стран ближайшего окружения, в том числе Китая и стран Азии. При этом потребности страны в мигрантах определить нельзя, а возможности рыночной экономики практически безграничны. Если люди едут в страну, значит есть возможность для трудоустройства, главное -нужно дать свободу в передвижении рабочей силы.

Мы придерживаемся сдержанной позиции в отношении приема иностранных трудовых мигрантов. Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны на экономических и геополитических интересах России. В качестве такого приоритета на среднесрочную перспективу высказывалась идея удвоения ВВП. Очевидно, что достижение этой цели возможно двумя способами или их сочетанием. С одной стороны , можно увеличивать численность занятого населения (в том числе за счет иностранной рабочей силы). С другой стороны, можно и нужно повышать производительность труда, обновлять оборудование и развивать передовые технологии, стимулируя налоговыми инструментами предпринимателей, вкладывающих средства в модернизацию производства.

Аргументы, которые приводят большинство работодателей в отношении необходимости найма иностранцев, не всегда однозначны. В частности, мы полагаем, что найм иностранных работников российским работодателям выгоден в настоящее время потому, что большинство мигрантов - нелегалы. Они сильно зависимы от работодателя, на них можно экономить (платить меньше или вообще не платить), их легче держать в подчинении и запугивать отсутствием регистрации, разрешения на работу или невыплатой заработной платы. Хотя очевидно, что если повышать зарплату в секторах,

которые концентрируют в массовом количестве иностранных работников, то тогда часть мест может быть занята местным населением. Некоторые работодатели считают, что лучше нанимать работника, у которого есть жилье, который обустроен и связывает свою жизнь в конкретном городе или местности на долгосрочную перспективу, имеет здесь семью и детей. Но в этом случае надо повышать зарплату и обеспечивать соблюдение трудового законодательства. К этому готовы не все работодатели - ведь можно существенно сэкономить в издержках на труд.

В условиях депопуляции и нарастающего дефицита трудовых ресурсов в принимающих странах приобретает огромное значение реализация идеи создания единого рынка труда в пределах ЕврАзЭС. Уже сейчас экономика России и Казахстана нуждаются в трудовых ресурсах, а в ближайшей перспективе в России начнет сокращаться численность населения трудоспособного возраста. В связи с этим необходимо создать единое миграционное пространство и единый рынок труда в рамках ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан), где будут полностью устранены все препятствия для людей, осуществляющих трудовую миграцию. Для реализации идеи необходимо:

- сохранить безвизовый режим, обеспечить возможность взаимных поездок по внутренним паспортам, отменить необходимость получения разрешения на работу работодателям на работников из этих стран, продлить срок нахождения на территории стран без регистрации до 90 дней, а в перспективе ввести упрощенный вариант получения вида на жительство и гражданства;

- создавать условия для эффективного использования объединенного трудового потенциала государств-партнеров путем организованного перемещения рабочей силы в регионы и страны, испытывающие дефицит работников путем подписания межправительственных соглашений, а также соглашений правительств, посылающих мигрантов стран, с правительствами регионов стран приема трудовых мигрантов;

- развивать миграционную инфраструктуру, в том числе создавать и поддерживать создание банков данных о вакансиях, миграционных бирж, рекрутинговых агентств и т.п.;

- проведение процедуры легализации («миграционной амнистии») в принимающих странах (прежде всего России и Казахстане) трудовых мигрантов из стран ЕврАзЭС на условиях наличия трудового контракта;

- обеспечить равные условия оплаты труда трудовым мигрантам, контролировать выполнение работодателями условий и норм труда, пенсионных и социальных гарантий перед иностранными работниками;

- стимулировать вывод из «тени» денежных средств, заработанных трудовыми мигрантами, путем создания разветвленной сети доступных пунктов денежных переводов;

- разработать программы внутригосударственной занятости, повышения общеобразовательного уровня, формирования и эффективного использования квалифицированного потенциала трудоспособного населения в пределах стран-участников соглашения.

Целью миграционной политики России должно быть обеспечение баланса трудовых ресурсов за счет привлечения временных трудовых мигрантов в необходимых масштабах. Приоритетом политики в области регулирования временной трудовой миграции является стимулирование организованной временной трудовой миграции в Россию из стран СНГ и Балтии на основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе при приоритетном праве на трудоустройство местного населения, а также создание условий для легализации и увеличения доли легальных временных трудовых мигрантов.

Рязанцев С. В., Витютнев Д.М. Тенденции трудовой миграции в России в оценках российских работодателей. В статье рассматриваются вопросы, связанные с решением проблем регулирования трудовой миграции.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, трудовая миграция, трудовые ресурсы, трудоустройство.

Ruasantsev S.V., Vitiutnev D.M. The tendencies of labour migration in Russia in the estimates of Russian employers. In

article the questions connected with the decision of problems of regulation of labour migration are considered.

Key words: migration, the migratory policy, labour migration, manpower, placement

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.