МЕТЕЛЕВ С.Е.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
В статье рассматриваются организационные, нормативно - правовые и экономические факторы нелегальной трудовой миграции в Россию. Выводы автора о социально-экономических последствиях теневой занятости иностранцев для государства, общества и самих мигрантов основываются на официальных статистических данных, результатах реальных исследований и многолетних наблюдениях автора.
МЕТЕЬЕУ Б.Е/
SOCIO-ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ILLEGAL
LABOR MIGRATION
This paper discusses the organizational, regulatory - legal and economic factors of illegal labor migration to Russia. The author's conclusions on the socio-economic impact of shadow employment of foreigners to the state, society and the migrants themselves are based on official statistics, the results of many years of research and real-world observations of the author.
Ключевые слова: трудовая миграция, нелегальная занятость, факторы, миграционное законодательство, последствия
Keywords: labor migration, illegal employment, the factors immigration laws, the consequences
Внешние трудовые миграции, в последние годы - неотъемлемая черта нынешней российской действительности. Не удивительно, что они оказываются предметом бурных дискуссий, а их регулирование становится ведущим направлением миграционной политики. Взаимоисключающие предложения о подходах к регулированию трудовых миграций базируются не только на кар -динально различающихся концепциях, но и на количественных оценках, разброс которых вызывает обоснованные сомнения в их достоверности и свидетельствует о слабой изученности происходящих процессов. По разным оценкам соотношение учтенной и неучтенной миграции составляет, по данным официальной статистики [3], от 1/3 и 2/3 (т.е. соотношение 30% легальной к 70% нелегальной) до обратных соотношений - 70% к 30%, соответственно, по отчетных документам ФМС России [5]. Но даже если бы это число удалось установить более точно, этого было бы недостаточно.
Как верно было отмечено ведущим российским исследователем миграции В. Мукомелем, «для того чтобы эффективно регулировать внешние трудовые миграции, необходимо знать не только их валовые масштабы, но и ареалы формирования миграционных потоков, территории вселения, сферы занятости, конкурентоспособность на разных рынках труда, социально-
демографический, квалификационный и этнический состав трудовых мигрантов, мотивацию мигрантов, их адаптационные установки и взаимоотношения с принимающим населением, сетевые связи и коммуникации и многое другое» [4]. К этому стоит еще добавить мотивы работодателей, привлекающих к производству, выполнению работ или оказанию услуг иностранную рабочую силу, их отношение к организационным процедурам легализации трудящихся мигрантов и состояние институтов, отвечающих за своевременность и законность оформления. Все это изучено крайне слабо, а то и вовсе не изучено.
Цель данной статьи - исследовать экономическую, социальную и организационную природу нелегальной трудовой миграции.
Прежде чем разбираться с мотивами нелегальной трудовой миграции, остановимся на основных понятиях и определениях.
Людей, которые въезжают в страну или работают в стране без соответствующего разрешения властей, именуют по-разному: незаконными, подпольными, лицами без документов, нелегальными мигрантами или лицами с неурегулированным статусом. В свое время «нелегальные мигранты» составляли отдельную остаточную категорию, однако, слово «нелегальный» имеет нормативный подтекст и подразумевает их преступный характер.
Впервые обратили внимание на отсутствие единого термина незарегистрированных мигрантов еще в 1994 году, когда на Международной конференции по народонаселению и развитию было предложено использовать термин «лица без документов». В тоже время, среди лиц, оказавшихся без документов могли быть и те, кто въехал в страну на вполне законных основаниях, например, с туристическими документами, а в последствии, нарушив закон въезда, устроился на работу. Кроме того, практика приводит массу случаев, когда у лиц, пересекающих российскую границу нелегально, имеются поддельные документы, разрешающие пребывание и трудоустройство на территории Российской Федерации. Поэтому в апреле 1999 года на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке было рекомендовано использовать термин «неурегулированный статус».
Неурегулированное положение в области миграции может быть связано с различными моментами, таким как отъезд, транзит, въезд и возвращение, причем нарушения законности могут совершаться как в отношении мигрантов, так и самими мигрантами. Поэтому, по мнению автора правильнее пользоваться понятием нелегальная трудовая миграция, под которой следует понимать миграцию. С нарушением трудового законодательства.
Как отмечалось выше, разными экспертами объемы нелегальной миграции в России по состоянию на начало 2010 года колеблются от 4,0 млн. чел. (по данным Федеральной Миграционной Службы) до 10 миллионов человек (по мнению независимых экспертов) и 19 миллионов человек (по оценкам Российской службы государственной статистики). В настоящее время нелегальная миграция в Россию в основном трудовая и осуществляется по экономическим причинам. Основные потоки нелегальных мигрантов направ-
ляются из стран СНГ (Украина, Азербайджан, Молдова, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан).
Какие факторы стимулируют приток нелегальных мигрантов в нашу страну? На наш взгляд их стоит объединить в три группы:
1. Организационные (отсутствие полноценной пограничной инфраструктуры; слабый контроль отдельных участков российской границы; практическая открытость границ между государствами странами СНГ, особенно на центрально-азиатском направлении и т.д.).
2. Нормативно - правовые и административные (невозможность участвовать в заявительной кампании по квотированию рабочих мест для иностранцев предприятиям малого и среднего бизнеса; сложность и длительность процедур для низкоквалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья; недобросовестность посреднических структур и т.д.).
3. Экономические (сокращение издержек на официальное оформление иностранных работников и пр.).
Последствия нелегальной трудовой миграции для принимающего общества, лежащие на поверхности анализа, сводятся к следующему:
❖ противоречивое влияние на сферу занятости населения;
❖ экономические потери государства от незаконных мигрантов из-за недополучения бюджетом платы за использование иностранной рабочей силы;
❖ уклонение от уплаты налогов;
❖ сокращение роста производительности труда.
Негативной стороной от незарегистрированной занятости для самих мигрантов является то, что большинство из них оказывается вне зоны правового урегулирования, что выражается в беспределе в отношении них со стороны нанимателей и правоохранительных органов.
Далее попытаемся подробнее разобраться с каждым из приведенных факторов.
Не имея возможности полноценно оценить влияние фактора неразвитости пограничной инфраструктуры, обратимся к результатам уже проведенных исследований Щедровицким П., Градировским С. и Межуевым Б. По их мнению, пограничный режим на российско-казахстанской границе сильно осложняет жизнь приграничного населения, не поддерживается им, вызывает неприятие действий власти и тем самым ускоряет миграцию местных жителей в западном направлении, способствуя обезлюживанию приграничной полосы. Существующий порядок пересечения границы создает стимул для развития коррупции и формирования криминогенной обстановки.
Несколько иная ситуация складывается на границе России с Украиной и Белоруссией. Здесь, напротив, простота режима пересечения границы, создает все условия для транзитной нелегальной миграции.
Одновременно с увеличением числа нелегальных мигрантов возникло большое количество организаций, которые за достаточно незначительную сумму, если верить множеству объявлений, способны помочь таким лицам
оформить официальные регистрационные документы. Однако, регулярные рейды и проверки показывают, что лишь каждый второй мигрант имеют миграционную карту и разрешение на работу в России. Этот факт говорит либо о том, что появился новый способ мошенничества, и волна мошенников осваивает новую «золотую жилу», либо о новой коррупционной волне в рядах правоохранительных органов.
Таким образом, как получение информации о возможностях миграции и работы в России, так и трудоустройство мигрантов почти полностью обеспечиваются неофициальным, теневым или чисто криминальным путем. Лишь незначительная часть получают такую информацию официальным порядком. Это объясняется слабостью официальных структур, регулирующих трудовую миграцию, - отсутствием надежных государственных или легальных частных информационных служб, осуществляющих подбор работы, юридическое сопровождение и т. д.
Другой аспект, вытекающий из качества приезжающей на заработки рабочей силы, связан со сложностями восприятия процедуры регистрации для самих трудовых мигрантов и ее длительность. Результаты многочисленных исследований указывают на изменение качества трудовых мигрантов: от квалифицированной к неквалифицированной. Сегодня каждый второй мигрант не имеет профессионального образования; подавляющее их большинство прибывает из малых городов и сёл, от 23 % до 59% - не владеет русским языком [1,60-62]. Такие мигранты скорее обратятся к помощи сомнительных посреднических структур, либо найдут возможность трудоустройства без оформления трудовых отношений. Последнему во-многом способствуют ми-грантские общины и мигрантские связи.
Негативные последствия для самих мигрантов от нелегальной занятости связаны с их «выпадением» из правового поля. Как отмечает сотрудники российского представительства Международной организации по миграции (МОМ), опираясь на собственные исследования, 2006, 2008 и поздних лет, лишь 25 % имеют письменный договор с работодателем. Неформальная занятость и незаконное пребывание на территории России практически исключают для оставшихся 75% возможность реализации и защиты любых своих прав. Это относится даже к элементарным правам человека, которые, согласно Всеобщей декларации прав человека, являются неотъемлемыми и универсальными, т.е. должны быть гарантированы государством всем без исключения людям, находящимся на его территории, независимо от их гражданства и даже от наличия легального статуса.
Этот же опрос показал, что мигранты очень часто подвергаются сверхэксплуатации и нелегальному труду (Таблица 1) [2,61-75]. В силу незаконного положения мигранты не могут не только пользоваться социальными услугами и участвовать в общественной жизни, но даже рассчитывать на судебную защиту (Таблица 2) [2,61-75].
Таблица 1
Нарушение трудовых прав мигрантов, % опрошенных
Наименование нарушения В среднем по 6 городам РФ1 В Москве
Принуждение работать сверхурочно 25 48
Принуждение выполнять дополнительные функции 20 34
Несправедливое увольнение 4 10
Недоплата или неоплата за труд 28 40
Регулярная задержка заработной платы 13 27
Кроме того, в ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
❖ около 40% трудовых мигрантов общаются почти исключительно со своими соотечественниками, более 40% стараются меньше бывать в общественных местах;
❖ слабая осведомленность о возможностях защиты своих прав, об условиях жизни и работы в России.
Таблица 2
Использование трудовыми мигрантами услуг различных организаций, _% опрошенных_
Наименование услуг В среднем по 6 городам РФ В Москве
1. Услуги банков 37 34
2. Медицинская помощь (поликлиники, медицинские фирмы) 53 22
3. Услуги детских дошкольных и средних образовательных учреждений 16 11
4. Услуги агентств по недвижимости (продажа, аренда жилья) 19 17
5. Услуги юридических фирм, нотариальных контор 20 11
6. Услуги правозащитных (судебных и др.) органов 22 6
7. Бытовые услуги 35 28
8. Услуги учреждений культуры и искусства 57 41
9. Услуги туристических фирм 26 25
Слабая информированность мигрантов связана с низким уровнем ин-ституализации работы с трудовыми мигрантами, иногда с корыстной незаинтересованностью чиновников, работодателей и частных агентств в достоверном информировании трудовых мигрантов.
❖ плохое знание русского языка, не только среди мигрантов из дальнего зарубежья, но и стран СНГ, что связано, во-первых, со сравнительно молодым составом трудовых мигрантов, которые уже не учат или гораздо реже учат русский язык, во-вторых, постоянно расту-
1 Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Улан-Уде (Бурятия), Хабаровск, Владивосток
2 Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Улан-Уде (Бурятия), Хабаровск, Владивосток
щей долей трудовых мигрантов из сельской местности стран СНГ, которые и в советское время плохо владели русским языком.
Другая особенность положения мигрантов в России заключается в крайне непродуктивном отношении к их интеграции в принимающее общество, как со стороны работодателей, так и со стороны населения и российского общества в целом. Не секрет, что использование труда нелегальных иностранных мигрантов позволяет работодателям снижать производственные издержки и максимизировать прибыль. Экономия на заработн6ой плате, отчислениях в социальные фонды, затратах на охрану труда и создание нормальных условий делает этих работников более привлекательными для работодателей, чем рабочих - мигрантов из депрессивных российских регионов. Негативные последствия этого очевидны: развитие теневой экономики, торможение роста заработной платы, поддержание низкого уровня производительности труда, сдерживание процессов внедрения передовой техники и технологии, экономия на инвестициях в человеческий капитал.
Наличие тесной связи между теневой экономикой и нелегальной трудовой миграцией бесспорно. Однако механизмы их взаимовлияния сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, теневая экономика провоцирует нелегальную миграцию, предъявляя спрос именно на неформальный, дешевый и незащищенный труд мигрантов, поощряя их отказ от легализации своего статуса. С другой стороны, наличие большого числа нелегальных мигрантов в стране, для которых недоступна официальная занятость, стимулирует развитие и процветание теневого сектора, предоставляя работодателям постоянно пополняемый резервуар дешевого труда.
В России сформировался целый рынок нелегальных услуг в сфере миграции: незаконный ввоз мигрантов и их трудоустройство, подделка виз и миграционных карт. Недобросовестные предприниматели, действующие в российской экономике, имеют практически неограниченные возможности манипулирования как самими нелегальными работниками, так и полученными незаконными сверхприбылями.
Как пишет Мария Яновская, мигранты в России вынуждены выживать, как могут и как умеют. Если мигрант нашел работу и нормального работодателя - значит, ему сильно повезло. Не нашел - крутись как знаешь. Идти в милицию нельзя: даже легального мигранта всегда найдется за что оштрафовать (известны случаи, когда штраф оформляли за «нецензурную брань в присутствии представителей органов охраны правопорядка») и депортировать. Уезжать домой мигранту тоже нельзя - там работу не найти точно, и вернувшись, он обрекает себя и свою семью на голод и нищету. Лишая мигрантов права нормально легализоваться и работать, российские власти могут «выдавить» людей в нелегальный сектор, но не смогут заставить их уехать из России.
Борьба с нелегальной миграцией в настоящее время официально признана одним из приоритетов деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Владимир Путин призвал ужесточить меры борьбы с нелегалами. «За последние годы проблема незаконной миграции перешла в России в разряд наиболее актуальных, - сказал экс-президент, Россия нуждается в притоке трудовых ресурсов, но только там и тогда, где это нужно в стране. Должен быть поставлен жесткий заслон на пути тех, кто нарушает закон и действует в сфере теневого бизнеса». Президент считает, что вред государству наносит не только сам факт незаконной миграции, но и ее косвенные следствия. «И сами мигранты нередко оказываются в бесправном положении и нуждаются в защите - как в сфере отношений с работодателями, так и в связи с произволом чиновников, что, в свою очередь, становится питательной средой для правонарушений, ухудшает криминальную обстановку в отдельных регионах», - подчеркнул Владимир Путин.
Инфраструктура миграции в России развита слабо, но уже начинает развиваться, прежде всего в Москве. Необходимо целенаправленное формирование такой инфраструктуры, которая пользовалась бы к тому же доверием граждан и мигрантов. Пока же теневые и неформальные отношения зачастую работают эффективнее, чем официальные институты трудовой миграции. [6]
Процессы нелегальной миграции в России носят глобальный характер. России придется иметь дело с нелегальной миграцией многие десятилетия. Проблема нелегальной миграции связана с положением на рынке труда, процессами в сфере теневой экономики, криминальностью отдельных сфер бизнеса, задачей обеспечения национальной безопасности и проблемами соблюдения защиты прав мигрантов.
Кроме названных факторов нелегальной трудовой, проблема сокращения теневой занятости мигрантов лежат и в сфере экономической политики и регулирования рынка труда. Эксперты и работодатели видят одну из причин сохранения значительных масштабов теневой занятости мигрантов в очень высокой ставке подоходного налога, которым облагается заработная плата иностранных работников: 30% против 13% для российских граждан. Многим работодателям, особенно в сфере малого бизнеса, выплата такого налога не по силам. По правилам, если мигрант проработал полгода, разница в налоге должна быть ему возвращена, но на практике этого не делается. Совершенно очевидно, что принятая схема налогообложения устарела, она не соответствует задаче легализации трудовых иммигрантов и должна быть пересмотрена, хотя несколько повышенная ставка налога для иностранных работников может быть сохранена, что существует во многих странах и рассматривается как мера стимулирования найма местных работников.
Для борьбы с нелегальной миграцией необходимы:
❖ совершенствование законодательной базы регулирования миграционных процессов;
❖ организация эффективного пограничного и иммиграционного контроля;
❖ разработка механизмов депортации нелегальных мигрантов;
❖ международное сотрудничество в вопросе о нелегальных мигрантах.
Образование новых независимых государств на территории бывшего СССР и наличие прозрачных границ между ними, недостатки в миграционном законодательстве и несовершенство институциональной системы создали благоприятные условия для нелегального пребывания и занятости на территории Российской Федерации.
_Литература_
1. Безбородова, Т.М. Социальные и трудовые практики регулирования внешней трудовой миграции в России: монография / Т.М. Безбородова. -Омск: ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 126 с.
2. Витковская, Г. О задачах международной организации по миграции и некоторых итогах исследований в области миграции трудовых ресурсов в Россию /Трудовая миграция // Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей, 2007. №5
3. Информационное агенство REGNUM от 29.05.2008. / URL: http://www.regnum.ru
4. Мукомель В.А. Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. Электронная версия журнала «Население и общество» № 207 - 208, 20 июня - 14 августа 2005. URL: http://www.demoscope.ru
5. РИА Новости от 11.02.2009./URL: http://www.rian.ru
6. Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России, 2009 [электронный ресурс] / URL: http://www.strana-oz.ru