Научная статья на тему 'Какие мигранты нужны России для ее модернизации'

Какие мигранты нужны России для ее модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLITIC / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / MODERN ECONOMY / WORK MIGRATION. / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Станислав Александрович

В статье рассматривается влияние внутренней и внешней трудовой миграции на разрешение демографических проблем и проблем модернизации российской экономики с уче-том негативных тенденций мультикультурной политики в евро-пейских странах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article covers inner and external work migration in decision problems of demography, Russian modern economy with counting poor results multicultural politic in European country.

Текст научной работы на тему «Какие мигранты нужны России для ее модернизации»

С.А. СТЕПАНОВ профессор Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ)*

Какие мигранты нужны России для ее модернизации

Недавнее заявление канцлера Германии А. Меркель о провале европейской мультикультурной и миграционной политики в этой стране и на европейском континенте стало прелюдией трагических событий в центре Лондона. В связи с этим невольно вспоминаются предупреждения С. Хантингтона и Н. Моисеева о цивилизационном разломе, где противостоять будут не страны и политические системы, а культуры, традиции, религии.

Известный политик Д. Рогозин, анализируя причины провала европейской мультикультурной политики, отмечает, что мусульмане Европы религиозно крепче и солидарнее чем коренное население держатся своих корней, образуя этнические кварталы. Одновременно с этим, по мнению политика, толерантность и мультикультурализм в европейском исполнении работают не на интеграцию иностранцев, а на создание «пятой колонны Юга», которая не прочь «взорвать, безбожный Запад изнутри». Д. Рогозин подчеркивает, что Россия также испытывает беспрецедентный иммиграционный натиск. Эта иммиграция не оправдана экономически и чрезвычайно опасна социально и политически. «В Россию в огромных масштабах ввозится почти исключительно неквалифицированная рабочая сила... Бесконтрольная иммиграция влечет за собой значительный рост напряженности в крупных городах, бросая вызов социальной и политической стабильности в стране .главная линия напряженности в России

* Степанов Станислав Александрович, e-mail: ecosas@rambler.ru

проходит сегодня не между гражданами России и иммигрантами, а между этническими группами с Северного Кавказа и русскими1.

Это подтверждают и непрекращающиеся кровавые террористические акты на Северном Кавказе, и недавние события на Манежной площади как результат конфликта молодежи на почве противоположных пониманий ценностей, культур и подогретых криминалом.

Возникают вопросы: какова миграционная политика современной России, как она работает на модернизацию экономики России? Казалось бы, имеются Федеральная миграционная служба РФ, Министерство регионального развития РФ, Минздравсоцразвития России, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Минобрнауки России, МВД и Совет национальной безопасности. Ведомств - много, а современной концепции государственной миграционной политики нет, т.е. мигранты в нашей стране оказываются без должного внимания.

На федеральном уровне вопросы миграционной политики регулируются многочисленными законодательными и нормативными актами с 1991-2008 г.

Но до сих пор в России без всяких гражданских прав и социального обеспечения проживает свыше 300 тыс. мигрантов, приехавших в 90-е гг. прошлого века. Одобренный правительством РФ законопроект об их легализации до сих пор не принят. Федеральная миграционная служба РФ, работа которой, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, больше нацелена на запретительные, чем на профилактические меры в отношении мигрантов, разрабатывает сегодня очередной «барьер» - бальную систему по ужесточению отбора мигрантов.

В современных исследованиях международная миграция населения характеризуется следующими тенденциями: глобализация

1 Тропкина О. Рогозин сыграл новую роль // Независимая газета, 2011, 9 сентября.

международной миграции; качественные изменения в мировых миграционных потоках; определяющее значение экономической, прежде всего трудовой, миграции; значительный рост нелегальной миграции; рост масштабов и расширение географии вынужденной миграции; увеличение значимости международной миграции в демографическом развитии стран и регионов мира; «феминизация» международной миграции; двойственный характер миграционной политики на национальном, региональном и мировом уровнях. На начало 2000-х гг., по оценкам ООН, численность международных мигрантов (людей, которые проживали не в странах своего рождения) в мире составляла 175 млн. человек, 60 % из которых приходилась на развитые страны. Странами с наиболее значительным числом мигрантов являлись США (около 35 млн.), Россия (около 13,3 млн.) и Германия (около 7,35 млн.). Примерно каждый десятый житель более развитых регионов мира является международным мигрантом, в то же время в развивающихся странах международным мигрантом является один из каждых 70 человек1.

Международная миграция рабочей силы вызвана, в первую очередь, экономическими причинами: глобализацией мирового хозяйства и формированием мирового рынка труда, неравномерностью экономического развития регионов мира, неравенством доходов и возможностей в разных странах, национальными различиями в заработной плате и уровне безработицы и др. При этом разрыв в экономическом развитии все время увеличивается: в 1960-2000 гг. 20 % самых высокодоходных государств увеличили свою долю в мировом ВВП с 70% до 86%, в то время как на 20% наименее богатых государств в 2000 г. приходилось чуть более 1% мирового ВВП. Другим важным фактором, влияющим на межгосударственные перемещения трудовых

1 См.: Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь/ Гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М. - СПб., 2006, с. 513.

ресурсов, является дисбаланс населения. В развивающихся странах существует избыток рабочей силы (82% экономически активного населения мира в 2000 г.), в то время как в развитых странах в определенных отраслях имеется ее недостаток. Активное развитие международной миграции рабочей силы начинается со второй половины ХХ в., при этом особое значение приобретает трудовая миграция в рамках интеграционных объединений (к примеру, в рамках ЕС). По оценкам Международной организации по миграции в 2003 г. численность трудящихся мигрантов составила около 60 млн. человек (вместе с членами их семей эта цифра возрастет до 120-180 млн.) против 3,2 млн. человек в 1960 г.1.

Однако экспертные оценки свидетельствуют и о другом. Только финансовые потери развивающихся стран от безвозвратной миграции специалистов, по оценкам ООН, за последние 30 лет превысили 60 млрд. долл. А ущерб России от эмиграции специалистов, по оценке Комиссии по образованию Совета Европы, составлял в 1990-х гг. ежегодную сумму в размере 50 млрд. долл. Таким образом, признавая растущее значение «обмена умами» для развития мировой глобализирующейся экономики, нельзя не замечать также глобально-негативных последствий продолжающейся «утечки умов», поскольку невосполнимые потери большого числа стран от этого процесса на деле означают многомиллиардный выигрыш других стран, что приводит, в конечном счете, к усилению экономического неравенства в мире и подрывает концептуальные и практические основы устойчивого развития2.

В последнее десятилетие важным на международном рынке труда центром притяжения рабочей силы стала Россия. Наша страна обладает большим иммиграционным потенциалом. Однако

1 См.: Глобалистика, с. 514.

2

См. там же, с. 927.

интенсивность и качество (социо-профессиональный состав) мигрантов говорят о невысокой миграционной привлекательности страны. Данные исследователей иммиграционных потоков в Россию показывают тщетность ожиданий на инновационный рывок в модернизации экономики страны, если рассчитывать на трудовой вклад трудовых иммигрантов. До выезда на работу в Российскую Федерацию 40-50% мигрантов можно было отнести к группе крайне бедных, их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости.

К 2008 г. появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии таких мигрантов было немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области - около 60%. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается. Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области - более 80%. Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. 20% мигрантов в Москве знают русский «не очень хорошо», а 3% - «плохо», в Астрахани таких соответственно 42% и 17%.

Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования1. Как следствие, мигранты с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов, все труднее адаптируются к российским условиям и на рынке труда, и в быту. Они менее склонны пользоваться действующими социальными

См.: Федотова М.Ф., Шойко И.С. Современная миграционная политика Российской Федерации // Право и безопасность,2010, № 2, с. 31.

институтами и сервисами - правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т. п. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов. Такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов.

Среди государств, не входящих в СНГ, наибольшее количество мигрантов в Россию поставляют Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция. В то же время даже количественный прирост трудовых мигрантов в России по сравнению с развитыми странами не отвечает задачам модернизации экономики. Миграционный прирост в Российской Федерации (в расчете на 1000 жителей в среднем за 2005-2009 гг.) в 5 раз ниже, чем в Испании, в 3 раза ниже, чем в Австралии и Канаде, в 1,5 раза ниже, чем в США. Численность иностранцев, которые находились в нашей стране более года по оценкам, основанным на данных ФМС России, составляла в начале 2011 г. порядка 1,5 млн. человек. В то же время численность иностранцев в постоянном населении Испании, Германии и Великобритании составляла: 5,6, 7,1, 4.4 млн. человек

л

соответственно1. По некоторым данным (2010 г.) миграционный прирост в России с 1992-2010 гг. составил 7 млн. человек, что компенсировало 60% естественной убыли (13,1 млн. человек) населения страны, позволило ее народонаселению удержаться на уровне 142,9 млн. человек, а также компенсировать потерю квалифицированной рабочей силы из-за массовой эмиграции из страны в постсоветский период (1,5 млн. человек). (там же). Низка закрепляемость в стране иммигрантов: за

1 См.: Московские новости, 2011, 19 октября.

9 месяцев 2011 г. в Россию въехали около 10 млн. иностранных граждан, а покинули - 7,7 млн.1

Необходимо обратить внимание на ожидаемые демографические показатели. По оптимистическим прогнозам в 2011-2025 гг. численность трудоспособного населения России уменьшится на 10 млн. человек Согласно известным вариантам демографических прогнозов в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения России при отсутствии или незначительном миграционном приросте заметно усилятся: естественная убыль населения в это время значительно превысит рост народонаселения, продолжится быстрое сокращение населения в стратегически значимых регионах Дальнего Востока и Сибири, в целом по стране продолжится снижение доли трудоспособной молодежи (в возрасте до 34 лет) и с 22,5 млн. человек сегодня ожидается падение до 17 млн. человек2. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей приток молодежи на рынок труда за последние пять лет сократился в 2 раза. При этом увеличивается число работников нелегального бизнеса, в котором работают уже 35% работников вместо 20% (до увеличения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Статистика и тенденции миграционных потоков в России показывают неадекватность ожиданий трудовой отдачи этих потоков и тех проблем, которые они вызывают в обществе.

При существующей потребности страны в привлечении рабочей силы и квалифицированных специалистов для развития отдаленных регионов фактически отсутствует миграционная политика подготовки и переселения из российских городов и сел с избыточным трудовым потенциалом, а также из ближнего и дальнего зарубежья и особенно русскоязычного населения. Не создана инфраструктура этой необходимой работы: информационно-образовательные центры, пункты

1

Мингранты в России < http://www.ng.ru/ng politics/2011-10-18/15 darkin.html

2 См.: Промышленник России, 2010, №3, с.9.

консульской и финансовой поддержки. Не используется дореволюционный и положительный советский опыт переселения значительных масс людей и семей из центральных районов в Сибирь и на Дальний Восток.

После распада СССР мобильность населения в России существенно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним. Первая волна - начало 90-х гг. - возвращение этнических русских на историческую родину. Общее число этой категории иностранцев, приехавших в Россию в постсоветский период, оценивается разными источниками от 40 тыс. до 8 млн. человек. Реализуемая в настоящее время государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, малоэффективна из-за чрезмерной бюрократизации, неготовности регионов к приему соотечественников (отсутствие порой рабочих мест, жилищ, финансовых инструментов поддержки, а главное - отсутствие солидарной поддержки местного населения1.

С началом экономического роста в стране основную часть миграционного потока стали представлять трудовые иммигранты. Большинство иностранцев, временно находящихся в России - граждане стран СНГ. Работодатели пользуются их правовой неграмотностью, используя эту рабочую силу с нарушением законодательства и ставя в бесправное положение. Необходимо подчеркнуть, что ресурс общего языкового и культурного пространства, заложенный в советское время, практически исчерпан: молодые мигранты, выросшие в странах СНГ, уже, как правило, не учат в школах русский язык. По данным Центра исследования миграционных процессов на территории СНГ 20% работающих в России молодых трудовых мигрантов слабо знают

1 См.: Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Административные процедуры. М., 2009.

русский язык, а 50% - не могут заполнить анкеты ФМС1. Этому способствует и то, что до 2002 года в России не было соответствующего минимальным стандартам законодательства о миграции.

В миграционных потоках начинает преобладать нелегальная миграция, отрицательно влияющая на социально-экономическую обстановку в стране: снижаются налоговые поступления в экономику страны, создаются обособленные поселения мигрантов со своими обычаями, верованиями, что создает базу для усиления криминогенной обстановки, усиливает межэтническую, межконфессиональную нетерпимость, а также опору для террористических проявлений.

Разобщенная, нескоординированная работа ведомств с мигрантами усиливает позиции нелегального бизнеса по использованию трудовых мигрантов, повышает уровень коррупционности муниципальных, региональных и федеральных органов управления, правопорядка, надзорных и судебных органов, способствует лоббированию незаинтересованности ведомств в разработке национальной миграционной политики (проект Концепция государственной миграционной политики в различных вариациях уже более 10 лет кочует по чиновничьим кабинетам разных ведомств). По разным оценкам использование трудовых нелегальных мигрантов в теневом бизнесе исчисляется многими десятками млрд. долл. США. Деятельность Правительственной комиссии и региональных комиссий по миграционной политике 2011 г. не дает ожидаемых результатов.

Существующая практика квотирования трудовых иммигрантов по территориям субъектов Федерации (сегодня в стране, по данным экспертов, по квотам трудятся лишь 1,3 млн. иностранцев, нелегально -4-5 млн.2 не решает местных проблем, не создает стимула местному населению в трудоустройстве на конкурсных началах, не содействует

1

Мигранты в России < http://www.ng.ru/ng politics/2011-10-18/15 darkin.html

2 См. там же.

реализации значимых федеральных и региональных инвестиционных проектов из-за низкой квалификации или отсутствия таковой у квотируемой рабочей силы из-за рубежа. Минздравсоцразвитием России определены квоты на привлечение трудовых мигрантов из-за рубежа для Москвы в количестве 181,3 тыс. человек на 2011 г.1, в том числе по категориям: руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) в количестве 28023 человек; специалисты в области естественных и инженерных наук - 4389; специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности - 1680; средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности - 3351; работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 5579; продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды - 594; квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию - 332; рабочие, занятые на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах - 32223; рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности - 9364; другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий - 5262; операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок - 4430; операторы, аппаратчики, машинисты и слесари - сборщики стационарного оборудования - 13152; водители и машинисты подвижного оборудования - 8117; неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики - 46064; иные профессионально-квалификационные группы в количестве 18776 человек. Эти данные

О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 8.12.2010 № 1080н

<Ьйр://шшш.т1п7<гау50с.ги/!аЬог/т1дга11оп/?51агт=18з1а|К=1>

говорят о неудовлетворительной работе городских служб занятости, прорехи которых затыкаются иностранцами, а тысячные толпы вчерашних выпускников вузов и молодых специалистов - жителей столицы становятся вне поля организованного набора.

Практически все исследования жизни этнических меньшинств в городах обращают внимание на особую роль семейно-родственных отношений как каналов, облегчающих миграцию. Однако фактор родственных или дружеских связей влияет на особенности расселения граждан других стран явно меньше, чем фактор рынка жилья. И это несмотря на то, что по данным столичного департамента труда и занятости за последние четыре года доля иностранной рабочей силы от общего занятого населения Москвы сократилась в 2,4 раза - до 3,2% процента. В рамках подпрограммы «Развитие рынка труда и содействия занятости населения Москвы», рассчитанной на 2012-2016 гг., планируется, что этот показатель останется на прежнем уровне, при том что численность занятого населения в столице в ближайшую пятилетку вырастет с 6,291 млн. до 6,326 млн. человек, т.е. увеличится только на 35 тыс. человек1. И такая картина наблюдается и в других регионах и субъектах Российской Федерации. По официальным данным, во Владивостоке трудятся почти 50 тыс. мигрантов из ближнего зарубежья. Они задействованы на многочисленных строящихся к саммиту АТЭС 2012 г. объектах. Только к возведению Дальневосточного федерального университета на острове Русском привлечены более 11 тыс. человек. Но мигранты в этом крае не только строят. Они торгуют, водят такси и автобусы, подметают дворы. По данным УФМС России по Приморью, за полгода на учет были поставлены почти 140 тыс. иностранных граждан. В основном это китайцы, но в последнее время активнее приезжают граждане Узбекистана, которые в отличие от жителей КНР не считаются

1 Скудная Россия: экономический рост возможен за счет повышения производительности труда (2009г.). <http://neftegaz.ru/anticrisis/view/183>

с миграционными законами. Прежде в крае уживались представители 128 национальностей. У местных чиновников почему-то и в мыслях не было, что тысячи мужчин разных национальностей, собранные на стройке на острове Русском, рано или поздно начнут выяснять отношения. Из-за участившихся в последнее время потасовок между мигрантами лидеры национальных диаспор вынуждены были договариваться, как сообща предотвращать бытовые, религиозные и этнические конфликты. За все время стройки у местной власти не возникло идеи открыть на Русском общественную приемную и спецприемник.

Региональную власть в 2012 г. после завершения стройки века ждет серьезное испытание: вывоз трудовых иммигрантов. По закону тот, кто привез работников, должен отправить их на родину. Но в бюджете этой федеральной стройки и в бюджете региона финансовые средства на отправку домой приглашенных на работу иностранных мигрантов не предусмотрены. Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Ю. Авдеев считает, что без трудовых мигрантов экономику края развивать некому. В начале 90-х гг. упала рождаемость, брошенный государством на произвол судьбы Дальний Восток лишился 1,5 млн. жителей при том, что число дальневосточников едва превышало 8 млн. человек, - рассуждает эксперт. - Сейчас Приморье ежегодно покидают около 15 тыс. человек. В итоге в регионе, который занимает 41% российской территории, проживают менее 5% населения страны». По прогнозу Приморского статистического управления к 2030 г. край недосчитается 185 тыс. человек экономически активного населения. «Гастарбайтеры хорошие работники -дисциплинированы, трудолюбивы, наша задача - помочь им адаптироваться, - считает ответственный секретарь общественно-консультативного совета при УФМС России по Приморью А. Воропаев. -Нужно создать во Владивостоке биржу труда для гастарбайтеров,

обучать их русскому языку, знакомить с принятыми в нашем обществе нормами, культурой и обычаями». Но губернатор Приморья С. Дарькин считает, что край должен удовлетворять потребности в рабочей силе за счет собственных ресурсов. И поручил уже в следующем году урезать квоту на гастарбайтеров почти на 6 тыс. человек (сейчас их 34,5 тыс.)1.

Другая проблема - невнятные государственные требования к трудовым мигрантам по оценке уровня квалификации, культуры, знания русского языка. Существование во многих странах ближнего и дальнего зарубежья консульских служб, информационных центров поддержки не содействует подготовке будущих трудовых мигрантов в этих странах перед пересечением государственной границы: страны-экспортеры не заинтересованы вкладывать средства в такую подготовку, а Россия, заинтересованная в такой сервисной подготовке, не вкладывает свои средства, рассчитывая на отечественный бизнес. А наш бизнес, в свою очередь, не вкладывает средства в профессиональную подготовку квалифицированных рабочих даже при наличии не совсем еще развалившейся материальной базы и образовательного потенциала начального и среднего профессионального образования страны (бывшие ПТУ и техникумы), так как ему выгоднее переманивать квалифицированных рабочих и специалистов из государственных предприятий и использовать бесправный труд нелегальных иммигрантов. А ведь предварительная подготовка мигрантов в странах ближнего зарубежья с использованием потенциала живущих там русских и русскоязычного населения способствовала бы ее поддержке и усилению российских позиций, повышению имиджа России и, наконец, формированию научно-технической и гуманитарной элиты для контрактной работы по реализации приоритетных проектов в России.

Здесь может пригодиться опыт формирования внутренней миграции в период столыпинских реформ (в 1906-1916 гг. в Сибирь и на Дальний

1 См.: Мигранты в России < http://www.ng.ru/ng ро!ШсБ/2011-10-18/15 <агк1п.№т!

Восток было переселено свыше 3 млн. крестьян из центральных губерний Российской империи; для переселенцев создавались государственные финансовые и общественные фонды по оказанию помощи переселенцам), а также советский опыт организованного привлечения иностранных специалистов и переселения в Сибирь и Дальний Восток избыточного населения, пока дело оргнабора не было передано от СНК СССР в ведение НКВД (1936 г.).

Сегодня активно обсуждается проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, призванной привлечь в страну значительное количество мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, создания систем адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, решения их социальных проблем. Но даже утвержденная на высоком государственном уровне концепция останется бумагой и благим пожеланием, если на ее основе не будет разработана и профинансирована федеральная целевая программа по обеспечению модернизации экономики страны внутренними и внешними миграционными потоками, а также активным переселением российских граждан и русскоязычного населения. И не просто потоками, а подготовленными, мотивированными, организованными, обеспеченными стабильной работой, жильем, льготными кредитными ресурсами, а главное благожелательным отношением местного населения в местах размещения мигрантов. Это большая работа, требующая координации усилий многих федеральных ведомств, региональных и муниципальных органов управления. Для этого потребуется на базе современного законодательства сформировать понятный всем Миграционный кодекс Российской Федерации, учитывающий все стороны формирования ресурсного потенциала страны.

Особый вопрос - нелегальная иммиграция. По разным (осторожным) оценкам в нашей стране ежегодно проживают от 1,5 до 2,5

млн. нелегальных иммигрантов. Неконтролируемый поток иммигрантов в прошлые годы привел к тому, что в ряде регионов страны имеются населенные пункты, где коренных жителей стало меньше иностранных приезжих, которые зачастую не хотят считаться ни с культурой, ни с обычаями, ни с правами тех, кто жил здесь веками. Нелегальная иммиграция постоянно подпитывает теневую экономику. На 62-й сессии Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в сентябре 2011 г. рассматривались вопросы миграционной политики: «Теневая экономика: угроза демократии, развитию и верховенству закона», «Дети - мигранты без документов, находящиеся в стране на незаконных основаниях: проблема, требующая решения». Эти проблемы тревожат и европейских и российских парламентариев, о чем сообщает заместитель председателя Совета Федерации1. Проблема детей мигрантов обостряется в связи с тенденций роста сексуальной эксплуатации и сексуального насилия над детьми. Сегодня дети мигрантов составляют до половины учащихся школ в крупных российских городах, что становится базой межэтнических проблем. 90% отказных младенцев в роддомах Москвы составляют дети мигрантов2.

Необходима система страхования трудовых мигрантов. В Россию зарубежные мигранты в основном приезжают здоровыми, а заболевания получают уже в процессе неудовлетворительных условий труда, проживания, плохого питания. Работодатели не платят за них никаких страховых взносов, поэтому система отечественного здравоохранения гастарбайтеров не принимает и они занимаются самолечением. «А болеют гастарбайтеры довольно часто. Они не соблюдают режим питания, поэтому у них часто бывают язвенная болезнь. Но самое опасное, что у многих есть инфекционные заболевания - туберкулез, ВИЧ. Поэтому вопрос их лечения становится крайне актуальным... И эта

См.: Федотова М.Ф., Шойко И.С. Указ. соч.; Паниев Ю. Ведущая политическая сила Альпийской конфедерации обещает остановить приток иммигрантов // Независимая газета,2011, 20 октября.

2 См.: Игнатьев Д. Дети разных народов // Русский мир, 2011, № 3, с. 27.

ситуация представляет угрозу для горожан»1, - отмечает член комиссии по охране здоровья и экологии Общественной палаты Российской Федерации Е. Ачкасов.

Проблема пресечения и выдворения этой категории мигрантов становится постоянной. Во всех развитых странах, сталкивающихся с проблемой выдворения нелегальных «гостей», осуществляется из государственного бюджета за счет налогоплательщиков. В нашей стране при имеющихся масштабах этого явления - немалые деньги. Но почему при наличии острой потребности в рабочей силе для реализации, скажем, инфраструктурных проектов (строительство дорог, систем связи и т.д.) не использовать труд этой категории иммигрантов при соответствующем изменении их статуса (временном), на добровольной основе и материальной заинтересованности?

Для реализации такой программы необходимо политическое решение руководства страны, которое должно исходить из того, что в нынешних условиях необходимость привлечения работников разного уровня квалификации и профессиональной подготовки из других стран для модернизации российской экономики, а главное демографического выравнивания народонаселения страны практически не имеет альтернативы. Всякая задержка с принятием концепции национальной миграционной политики, нового законодательства и коренного изменения нормативной базы скажется на темпах роста экономики и перехода ее на инновационный, устойчивый путь развития и на конкурентоспособности России и ее месте в глобализирующемся мире.

При рассмотрении миграционной политики в России через призму ее влияния на модернизацию экономики России и ее конкурентоспособность в глобальной, мировой экономике следует учесть и другую точку зрения на роль зарубежных трудовых мигрантов.

1 Гавычева А. Тратиться на больных гастарбайтеров больше никто не хочет // Независимая газета, 2011, 8 сентября.

Директор Центра исследований постиндустриального общества В. Иноземцев считает, что «нарастание миграционного потока -убийственная инъекция для отечественной модернизации. За рассуждениями о мифической депопуляции стоит куда более сложная проблема - неспособность российских предпринимателей переходить на новые инновационные технологии и потворство властей этим предпринимателям. Там, где нет избытка рабочей силы, где она дорога

л

и ценна, там и активизируются технологические новации»1. По данным этого исследовательского центра модернизация всякой экономики проявляется в повышении эффективности труда, в росте производительности (см. табл.1).

Таблица 1

Производительность труда в ведущих экономиках мира

Страны 1950 г., % 2005 г., %

США 100 100

Италия 34 95

Германия 35 103

Франция 45 111

Дисбаланс в производительности труда происходит, по данным этого исследовательского центра, не в последнюю очередь потому, что с 1973-2003 гг. численность занятых в экономике США выросла на 69% - с 86,8 млн. до 146,5 млн. человек, тогда как в 15 странах ЕС она увеличилась лишь на 8% - со 134,4 млн. до 145,1 млн. человек2.

Данные производительности труда в России за период 1950-2005 гг. будут несопоставимы, помня лукавость советской статистики и несовершенство отечественной. Анализ официальных статистических данных о трудовой занятости в России явно не отражает вклад трудовых иммигрантов в экономику нашей страны (см. табл. 2).

1 Иноземцев В. Очевидный самообман // Известия, 2011, 26 октября.

2 См. там же.

Таблица 2

Трудовая занятость в России (млн. чел.)

Категория 1992 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Экономически активное население 74,9 71,51 - -

- 72,7 73,4 75,42

Занятых в экономике, в том числе граждане СНГ 72,1 64,3 65,9 -

- - - 69,8

Численность безработных 3,9 6,9 5,8 (2004) -

- 7,7 5,2 5,6

0,5 1,04 1,8 1,6

В аналитическом докладе «Скудная Россия: экономический рост возможен за счет повышения производительности труда» (2009г.) международной консалтинговой компании МсКтвеу отмечается, что в среднем рабочий в России трудится больше, а его производительность почти в четыре раза ниже, чем в США. Общий показатель производительности труда в экономике России составляет от уровня США - 26%, в том числе по ведущим отраслям, определяющим половину всей экономики: сталелитейная - 33%, розничная торговля -31%, розничный банкинг - 23%, строительство жилья - 21%, электрогенерации - 15%". Эти данные в целом подтверждаются в проведенном отечественной аудиторско-консалтинговой группой «Финэкспертиза» сравнительном исследовании: производительность труда в России почти в 5 раз ниже, чем в развитых странах, но выше в 3 раза, чем в Китае и в 6 раз, чем в Индии. Это исследование в то же время резюмирует: если экономика России в ближайшее время не будет

1 Россия в цифрах. 2005. Кратк. Стат. Сб. Росстат. М., 2005.

2 Россия в цифрах. 2011 < http://www.gks.ru/bgd/b11 11.Main.htm

" Скудная Россия: экономический рост возможен за счет повышения производительности труда (2009г.). <http://neftegaz.ru/anticrisis/view/183

модернизирована, то догнать западный мир Россия сможет не раньше, чем через 50 лет".

В докладе экспертной группы высокого уровня или «Группе мудрецов» (Group of Eminent Persons) «Жить вместе в Европе XXI века в условиях свободы и многообразия» (май 2011 г.) отмечается, что в связи с процессом старения населения Европа нуждается в мигрантах, без которых, по подсчетам Европейской комиссии, в одном только Европейском союзе за последующие 50 лет трудовые ресурсы сократятся на 100 млн. человек несмотря на то, что общая численность населения в целом продолжает расти. «Таким образом, будущее Европы - в культурном многообразии. Оно продолжает определять облик европейского континента в быстро меняющемся мире». Одновременно в докладе дается анализ последствий миграционной волны в Европу в последние десятилетия прошлого века и в начале нынешнего: растет нетерпимость, усиливается поддержка популистских и пропагандирующих ксенофобию партий, возрастает численность нелегальных мигрантов, не имеющих при себе документов и фактически лишенных всех прав, формируются замкнутые общины, практически изолированные от остального социума, участились проявления исламского экстремизма. Все больше признаков указывает на то, что ситуация развивается по неблагополучному сценарию...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это - следствие утраты обществом чувства безопасности, порождаемого в том числе нынешними экономическими трудностями Европы, феноменом массовой миграции, искаженным образом мышления и пагубными стереотипами относительно меньшинств в общественном мнении и СМИ».

Авторы доклада предлагают варианты решений, основанных на базовых европейских ценностях и формулируют в связи с этим 17

" См.: Отчет по исследованию «Финэкспертизы». <http://DigestWeb.ru ; http://www.taxru.com/publ/10-1-0-956>

принципов действий при решении вопросов, порождаемых растущим разнообразием европейского социума. Среди них: иммигранты, соблюдающие закон, не могут быть принуждены к отказу от своей веры, культуры или идентичности; обеспечение подлинно равных возможностей представителям маргинальных и социально незащищенных групп населения; постоянный диалог между представителями всех религий, культур и национальных общин, их совместная работа в рамках общественных организаций; отслеживать и корректировать информацию, формирующую искаженные представления о вопросах миграции и предоставлять более реалистическую картину иммиграционных процессов в Европе; Совету Европы и Европейскому союзу необходимо разработать совместную четкую, согласованную и транспарентную политику в области иммиграции, отвечающую высоким стандартам гуманности и соблюдения прав человека; участие государственных органов и общественных организаций стран Ближнего Востока и Северной Африки в работе европейских институтов в области миграционной политики и выработке соответствующих решений. «Минимум принуждения, максимум убеждения» - вот основной смысл доклада1.

Думается, при разработке и обсуждении проекта российской Концепции миграционной политики и соответствующих законодательных и нормативных актов следует учесть многие положения доклада и печальный европейский опыт миграционной и мультикультурной политики в Европе.

У России есть преимущество в привлечении трудовых мигрантов (рабочей силы и квалифицированных специалистов) - грамотно использовать избыток трудовых ресурсов из бывших союзных республик, ныне независимых государств (Молдова, Украина,

1 Фишер Й. и др. Жить вместе в Европе XXI века в условиях свободы и многообразия // Новая газета, 13 мая 2011 г.

Таджикистан, Киргизия и др.), менталитет народов которых близок по совместному проживанию в СССР, имеющих старшее поколение со сносным знанием русского языка, русской культуры, традиций. Наличие в этих странах русской диаспоры может оказать существенную помощь при целенаправленной подготовке потоков трудовых мигрантов из числа молодежи, родившейся в конце прошлого века (языковая, правовая, культурологическая и даже начальная профессиональная подготовка рабочих) перед пересечением российской границы.

Для реализации такой программы необходимо политическое решение руководства страны, которое должно исходить из того, что в нынешних условиях необходимость привлечения работников разного уровня квалификации и профессиональной подготовки из других стран для модернизации российской экономики и демографического выравнивания народонаселения является вынужденной и кратковременной необходимостью. Всякая задержка с принятием Концепции национальной миграционной политики, нового законодательства и коренного изменения нормативной базы скажется на темпах роста экономики и перехода ее на инновационный, устойчивый путь развития и, в конечном итоге, на конкурентоспособности России и ее месте в глобализирующемся мире.

Как показал сравнительный анализ статистических данных, несовершенство государственной статистики в области труда и привлечения трудовой иммиграции не способствует правильной оценке рисков и вызовов этого глобального социально-экономического явления и объективно затрудняет в принятии своевременных и оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях по правильному использованию трудовой миграции для модернизации экономики современной России.

Из-за слабой проработки отечественной и мировой статистики и анализа мировых миграционных тенденций проект Концепции

миграционной политики, деятельность правительственной комиссии по миграционной политике, Федеральной миграционной службы и других федеральных ведомств не нацелены на эффективное использование квалифицированного труда мигрантов на модернизацию экономики России.

Отечественная миграционная политика должна иметь подчиненный характер относительно четкой национальной политики, политики модернизации экономики страны на базе повышения производительности труда за счет технологического перевооружения и развития потенциала своих трудовых ресурсов и человеческого потенциала коренных народов России.

Степанов С.А. Какие мигранты нужны России для ее модернизации. В

статье рассматривается влияние внутренней и внешней трудовой миграции на разрешение демографических проблем и проблем модернизации российской экономики с учетом негативных тенденций мультикультурной политики в европейских странах.

Ключевые слова: миграционная политика, демография, модернизация экономики, трудовая миграция, квалифицированные рабочие кадры.

Stepanov S.A. What watch need Russia migration for modernization. In the

present article covers inner and external work migration in decision problems of demography, Russian modern economy with counting poor results multicultural politic in European country.

Key words: migration politic, demography, modern economy, work migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.