Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРА ПРОФЕССИЙ И РЫНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРА ПРОФЕССИЙ И РЫНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диджитализация / трансформация / интеграция / дифференциация / трудоустройство / поиск подходящей работы / образ подходящей работы / the world of professions / digitalization / transformation / integration / differentiation / employment / search for a suitable job / image of a suitable job

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пчелинова В.В.

В публикации представлены некоторые материалы сравнительного психолого-профессиологического исследования процессов интеграции и дифференциации диджитал-, и IT профессий и специальностей, описаны причины, препятствующие эффективному трудоустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF THE WORLD OF PROFESSIONS AND THE EMPLOYMENT MARKET IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The publication presents some materials of comparative psychological and occupational research of the processes of integration and differentiation of digital and IT professions and specialties, describes the reasons that hinder effective work.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРА ПРОФЕССИЙ И РЫНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ»

ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРА ПРОФЕССИЙ И РЫНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ Пчелинова В.В. (Москва, РГСУ) pchelinova@mail.ru

Аннотация. В публикации представлены некоторые материалы сравнительного психолого-профессиологического исследования процессов интеграции и дифференциации диджитал-, и IT профессий и специальностей, описаны причины, препятствующие эффективному трудоустройству.

Ключевые слова: диджитализация, трансформация, интеграция, дифференциация, трудоустройство, поиск подходящей работы, образ подходящей работы.

TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF THE WORLD OF PROFESSIONS AND THE EMPLOYMENT MARKET IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION Pchelinova V.V. (Moscow, RSSU) pchelinova@mail.ru

Abstract. The publication presents some materials of comparative psychological and occupational research of the processes of integration and differentiation of digital and IT professions and specialties, describes the reasons that hinder effective work.

Keywords: the world of professions, digitalization, transformation, integration, differentiation, employment, search for a suitable job, image of a suitable job.

Термин «диджитализация» (цифровизация, дигитализация) объединяет понятие автоматизации трудовых процессов с их активным преобразованием в части улучшения позиций взаимодействия с покупателями и клиентами на рынке товаров и услуг, с использованием интернет-платформ. Аналогичным образом конструируются два типа классифицированных баз, ориентированных на оптимизацию процесса трудоустройства. К первому типу относятся базы-перечни вакантных трудовых постов, ко второму, - перечни претендентов на занятие вакантных должностей или мест работы. Все больше распространяются, так называемые кросс-лингвальные системы на основе блокчейна - распределенной базы данных, содержащей сведения обо всех транзакциях проведенных участниками системы в цепочках блоков. Во многом новые платформы по трудоустройству базируются на переносе алгоритмов подбора персонала из традиционных систем в цифровизированные. Несмотря на все старания диджитализировать область поиска подходящей работы, не удается построить такой ее вариант, при котором система могла бы моделировать параметры -описания подходящей деятельности для человека, а изучала его образ подходящей ему работы. Такой образ в математике описывается как «размытый», окрашенный массой субъективных нюансов, и по этой причине, плохо поддающийся кодированию и формализованному описанию. Это обстоятельство является первопричиной неэффективности процесса трудоустройства, как в аналоговом, так и в цифровизированном виде.

Второй причиной неэффективности этого процесса оказывается неверное использование понятия трудоустройства. Под этим понятием подразумевается система мероприятий, осуществляемых государственными органами, коммерческими фирмами, общественными организациями, другими учреждениями в целях оказания помощи населению в процессе поиска работы в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. В данное понятие вписывается система мероприятий по оказанию помощи в процессе поиска работы, вернее, помощи для сокращения времени поиска подходящей работы. К сожалению, в определении нет описа-

ния сущности явления, называемого поиском работы. Условия любого поиска представляют собой некоторые обстоятельства достижения заданных результатов, или искомых результатов. Заданным результатом в случае поиска подходящей работы является его завершение - заключение трудового договора, который будет в дальнейшем регулировать отношения работника и компании. Однако претендент на вакантную должность путается в искомых результатах - ему нужно определиться со своими способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных потребностей, подготовкой по предлагаемой профессии. В связи с этим лучше разделять понятия поиска подходящей работы и понятия трудоустройство. Под трудоустройством понимать в соответствии с ТК РФ, - .. .процесс замещения должности на государственном или частном предприятии, с соблюдением соответствующей юридической процедуры. Понятие поиска работы можно определить как процесс, предполагающий в начале поиска, планомерное формирование умственных действий по определению параметров-характеристик соответствующего я-образа как ведущего психического регулятора, направляющего также ориентировочную поисковую активность по сравнению выявленных «своих» параметров с параметрами предлагаемых вакансий. И только после этого он может действовать как исполнитель своего плана.

Третьей важной причиной неэффективности реализации поисков подходящей работы является рассогласование в понятиях рынок труда в классической политэкономии и современном обществознании. Понятие «рынок труда как совокупность экономических отношений, связанных с отношениями купли-продажи специфического товара — рабочей силы» представляет собой исторический тематизм, и неверно ориентирует в сути явления, которым можно описать множество вакантных трудовых постов, в котором претендент ведет поиск. С 1944 года в документах Международной организации труда (МОТ) определено, что труд не является товаром, а в Ст.37 Конституции РФ, - определена свобода труда. Поэтому в обществознании рынок труда определяется «как совокупность экономических и юридических взаимоотношений, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые работодатели согласны предоставить в обмен на эти услуги». Если говорить о рынке вакансий, или рынке трудоустройства в контексте поисков «своей» работы, то необходимо вести речь о целостном или совокупном множестве мира профессий как универсуме, выделяя ту его часть, которая соотносится с параметрами «своего образа». По этой причине детализированная диагностика этого образа идет не столько по определению профессии, сколько по ориентировке в специальности. Следует определять профессию как множество родственных специальностей, где критерии родства определяются сходством атрибутов (неотъемлемых признаков труда). Родственность может определяться по сходству объектов (предметов), целей, средств и условий труда. В обществе постоянно происходят изменения в мире профессий и специальностей. Так и в связи с внедрением 1Т-технологий происходит перестройка трудовой деятельности, представляющая собой своеобразные трансформации, описываемые в психологии труда как тенденции интеграции и дифференциации профессий и специальностей. В образовательных системах наблюдается тенденция к интеграции профессий. В реальных трудовых системах разделения труда имеет место противоположная тенденция, -к дифференциации.

Четвертым препятствием для успешного поиска работы является использование в системах образования принципов интеграции профессий и специальностей, в противовес их дифференциации в реальной трудовой деятельности. Разнонаправленность образов приводит к рассогласованию представлений о возможностях трудоустройства, даже при наличии профильного образования, и огромного количества вакансий. Так поиск вакансий и претендентов на платформе ЕСТА предполагает трудоустройство 500 тыс. человек (ЕСТА).

Ниже в алфавитном порядке мы приводим перечень из 176 наименований вакансий и предложений работы, а также по получению повышения квалификации для работы в 1Т-

секторе (Университет...): 1С-программист; 3D-Дженералист; A/B-тестировщик; Android-разработчик; BackendNode.js-разработчик; Bitrix-разработчик; Data-drivenмаркететолог; DataOps-инженер; Digital-маркеолог для b2b; ETL-разработчик; Event-менеджер; Excel-аналитик; Excel-специалист; Fashion-дизайнер;Frontend-разработчик; Fullstack- приложений - Django; Fullstack-разработчик на JavaScript; Fullstack-разработчик на Python; GoogleTagManager; HR-аналитик и автоматизации; iOS-разработчик; Java-разработчик; PR в digital; PR-digital; ProductManager; Product-аналитик;PR-менеджер управления репутацией бренда; Python-разработчик; React-Библиотека-1-фронтенд-разработчик; Science-аналитик будущего; SEO-специалист PRO; SEO-специалист, SMM-менеджер; Sound-дизайнер; SQL -разработчик; UI-дизайнер; UX/UI-геймдизайнер; UX-аналитик; UX-дизайнер;UX-писатель текстов для интерфейса; Аналитик BI; Аналитик DataScience; Аналитик DeepLearning; Аналитик SMM-2021; Аналитик данных; Аналитик данных-DAX; Аналитик данных-machinelearning; Аналитик данных-PowerBI; Аналитик данных-PowerQuery;Аналитик данных-SQL; Аналитик данных-Tableau; DataScientist; Аналитик машинного обучения; Аналитик трендов цифрового дизайна 2021-2022; Аналитик-BIGDATA; Аналитик-управляющий рестораном; Арт-директор; Арт-менеджер; Бизнес-аналитик; Бизнес-промоутер в Instagram; Бизнес-трекер; Брендбук-стратег; Брендинг-стратег; Бренд-менеджер, Веб-дизайнер в AdobeAfterEffects; Веб-дизайнер в AdobeIllustrator; Веб-дизайнер в AdobePhotoshop; Веб-дизайнер; Веб-проектировщик-аналитик-маркетолог; Ведущий курсов для предпринимателей; Видеомаркетолог; Геймдизайнер, Графический дизайнер в Canva; Графический дизайнер; Дата-журналист; Дата-сторителлингер;Дизайнер интерьера; Дизайнер мобильных приложений; Дизайнер мобильных приложений-Pro; Дизайнер социальных сетей; Дизайнер; Директор по интернет-маркетингу; Журналист в контекстной рекламе; Журналист в таргетированной рекламе; Журналист; Иллюстратор и рисовальщик на Unity; Иллюстратор-рисовальщик; Инженер по тестированию; Интернет-маркетолог; Интернет-маркетолог-аналитик; Инфлюенсер-маркетолог по работе с блогерами и лидерами мнений; Инфографик; Квиз-маркетолог он-лайн-предложений; Коммерческий редактор; Комьюнити-менеджер; Конструктор отдела продаж; КонстукторLanding Page; Консультант по личным финансам и финансовым инвестициям; Контент-стратег; Копирайтер (коммерческий писатель для email-рассылок); Ко-пирайтер (коммерческий писатель для лендингов); Копирайтер (коммерческий писатель для СМИ); Копирайтер (коммерческий писатель для соцсетей); Ландшафтный дизайнер; Личный бренд-промоутер в Instagram; Маркетинговый аналитик; Маркетолог мобильных приложений; Маркетолог-веб-аналитик; Маркетологг-TikTok; Маркетолог-промоутер в Instagram; Математик DataScience; Менеджер бизнес-процессов; Мобильный аналитик; Моушн-дизайнер-3D; Моушн-дизайнер-FX; Перформенс-маркетолог; Программист; Про-граммист-Django-разработчик функциональных веб-приложений; Продакт-маркетолог; Продакт-мессенджер FacebookMessenger; Продакт-мессенджер Telegram; Продакт-мессенджер Viber; Продакт-мессенджер WhatsApp; Продакт-мессенджер ВКонтакте; Продюсер кино; Продюссермедиапроектов; Проектировщик интерфейсов с AGIMA; Проектировщик сквозной аналитики; Промоутер на маркетплейсахAliexpress; Промоутер на мар-кетплейсахGoods; Промоутер на маркетплейсахLamoda, Промоутер на маркетплей-сахOzon; Промоутер на маркетплейсахWildberries; Промоутер на маркетплейсахМаркет; Промоутер на маркетплейсахновых торговых площадок; Промоутер на маркетплейсахЯн-декс; Промоутер в TikTok; Разработчик автоворонки и запуска рассылки; Разработчик игр на Unity; Разработчик игр; Разработчик подкастов; Редактор контекстной рекламы PRO; Режиссёр видеомонтажа; специалист по Figma; Режиссёр кино и медиапроектов; Режиссер кино; Руководитель отдела продаж; Руководитель отделов продакт- и проджект-менеджеров в ИТ-сфере; Руководитель отделов продакт- и проджект-менеджеров офлайн-бизнесе; Сетевой инженер; Системный администратор; Создатель подкаста; Создатель чатбота и автоматизатор рутинных процессов; Специалист SEO-специалист PRO; Специалист по информационной безопасности; Специалист по контекстной рекламе; Специалист

по поисковому продвижению сайтов; Специалист по таргетированной рекламе PRO; Стилист-имиджмейкер; Сторителлингер; Сценарист сериала; Таргетолог; Тестиров-щикПО;Управлениерестораном;Управляющий коммуникациями и имиджем компании в сети; Управляющий по Agile; Управляющий по Kanban; Управляющий по Lean;Управляющий по Scrum; Финансист удаленного доступа; Финансовый анали-тик;Финансовый менеджер; Фотограф; Функционалист GTM; Язык R-аналитик.

Даже беглый анализ показывает, что специальности диджитал-сферы также имеют тенденцию к интеграции, которая выражается в сближении гуманитарных и технических образовательных профилей. Результаты данного исследования показывают необходимость включения в образовательные программы по трудовому и профессиональному ориентированию населения.

Литература

1. ECTA - инновационная платформа для глобальной возможности трудоустройства. URL:https://yandex.ru/video/preview/?filmId.

2. Университет нетология.URL:https://netology.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.