Научная статья на тему 'СЦЕНАРИИ ПОИСКА РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ И ВЫПУСКНИКАМИ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СЦЕНАРИИ ПОИСКА РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ И ВЫПУСКНИКАМИ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ / РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ВЫПУСКНИКИ СУЗОВ / СЦЕНАРИИ ПОИСКА РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкаренко Е. А.

Сферы образования и труда, с одной стороны, взаимосвязаны, но и обладают каждая своей спецификой. На протяжении последних десятилетий в России открывается большое количество социоэкономических специальностей, которые, согласно статистическим данным, являются одними из самых массовых в системе высшего и среднего специального образования. Специфика трудоустройства молодежи, получившей образование в сфере общественных наук, остается не самым изученным сюжетом в социологических исследованиях. Эмпирической базой исследования стал массив резюме молодежи Нижнего Новгорода, ищущей работу с помощью портала HeadHunter. Для сравнительного анализа были выделены три группы: молодежь с высшим социоэкономическим образованием; молодые люди, имеющие среднее профессиональное образование; студенты, получающие образование в момент поиска работы. При анализе особое внимание уделялось таким параметрам, как стремление реализовать диплом, ориентированность на позиции средней и высшей квалификации, сценарии профессиональной и трудовой мобильности. В результате был получен перечень наиболее и наименее привлекательных должностей для каждой выделенной группы. Наибольшее число соискателей с высшим образованием стремится занять позиции в сфере бизнеса и администрирования, в то время как студенты и выпускники средних профессиональных заведений чаще претендуют на должности средней квалификации. Отличительной чертой поиска работы выпускниками сузов выступает активное стремление работать в сфере обслуживания и торговли, в то время как у студентов и выпускников вузов этот мотив выражен в меньшей степени. Для всех трех групп ищущих работу характерны горизонтальная мобильность с сохранением квалификации, восходящая и нисходящая мобильность, они предполагают не только смену должности, но и изменение квалификационной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCENARIOS OF JOB HUNTING BY SOCIAL SCIENCES STUDENTS AND GRADUATES

The spheres of education and labor are interconnected, each having its specificity. Over the past decades, a large number of socioeconomic specialties have been created in Russia, which, according to statistics, are among the most widespread in the system of higher and secondary special education. Employment of young people majoring in social sciences remains understudied in sociological research. The empirical base of the study is an array of resumes written by young people in Nizhny Novgorod, Russia, looking for work at HeadHunter portal. For comparative analysis, three groups were identified: graduates with the first academic degree in social sciences, young people with secondary vocational education, and undergraduates looking for a job. The analysis takes account of such parameters as a wish to pursue a career in accordance with the major (diploma), focus on the positions of secondary and higher qualification, scenarios of professional and labour mobility. As a result, a list of the most and least attractive positions was generated for each selected group. The largest number of candidates with an academic degree seeks to occupy positions in the field of business and administration, while students and graduates of secondary vocational institutions more often apply for secondary qualifications positions. A distinctive feature of job search by graduates of secondary specialized colleges is an active desire to work in the field of services and trade, while for university students and graduates this motive is less pronounced. All three groups of job seekers are characterized by horizontal mobility with retention of qualifications, upward and downward mobility, suggesting not only a change of position, but also a change in the qualification group.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРИИ ПОИСКА РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ И ВЫПУСКНИКАМИ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.2.3 УДК 331.108.3 : 37.091.212

@Ф ®

Е.А. Шинкаренко

СЦЕНАРИИ ПОИСКА РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ И ВЫПУСКНИКАМИ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИХСПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Сферы образования и труда, с одной стороны, взаимосвязаны, но и обладают каждая своей спецификой. На протяжении последних десятилетий в России открывается большое количество социоэкономических специальностей, которые, согласно статистическим данным, являются одними из самых массовых в системе высшего и среднего специального образования. Специфика трудоустройства молодежи, получившей образование в сфере общественных наук, остается не самым изученным сюжетом в социологических исследованиях. Эмпирической базой исследования стал массив резюме молодежи Нижнего Новгорода, ищущей работу с помощью портала Неа<Нип1ег. Для сравнительного анализа были выделены три группы: молодежь с высшим социо-экономическим образованием; молодые люди, имеющие среднее профессиональное образование; студенты, получающие образование в момент поиска работы. При анализе особое внимание уделялось таким параметрам, как стремление реализовать диплом, ориентированность на позиции средней и высшей квалификации, сценарии профессиональной и трудовой мобильности. В результате был получен перечень наиболее и наименее привлекательных должностей для каждой выделенной группы. Наибольшее число соискателей с высшим образованием стремится занять позиции в сфере бизнеса и администрирования, в то время как студенты и выпускники средних профессиональных заведений чаще претендуют на должности средней квалификации. Отличительной чертой поиска работы выпускниками сузов выступает активное стремление работать в сфере обслуживания и торговли, в то время как у студентов и выпускников вузов этот мотив выражен в меньшей степени. Для всех трех групп ищущих работу характерны горизонтальная мобильность с сохранением квалификации, восходящая и нисходящая мобильность, они предполагают не только смену должности, но и изменение квалификационной группы.

Ключевые слова: профессиональная карьера, трудоустройство молодежи, работа по специальности, выпускники вузов, выпускники сузов, сценарии поиска работы.

Введение. Сферы образования и труда в последние десятилетия претерпевают значительные изменения: появление новых профессий, изменение номенклатуры специальностей, внедрение компетентностного подхода. Одним из показателей успешности функционирования образовательной организации, в соответствии с программой «Развитие образования» на 2013-2020 гг., выступает удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности [1]. Ежегодно самые различные структуры проводят мониторинги трудоустройства выпускников для отслеживания этого показателя [2, 3]. Реализацию диплома в последующей профессиональной деятельно-

© Шинкаренко Е.А., 2021

Шинкаренко Елена Александровна - канд. социол. наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), e-mail: [email protected].

сти можно считать одной из ключевых проблем современного этапа исследований в поле социологии, психологии, экономики.

В системе высшего и среднего профессионального образования России, согласно «Общероссийскому классификатору специальностей по образованию» (ОКСО) [4], все направления подготовки разбиты на 8 групп: «Математические и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Гуманитарные науки», «Искусство и культура». Г.Г. Руденко и А.Р. Савелов подчеркивают, что в начале 2000-х гг. рост спроса на социоэкономические специальности привел к тому, что «количество учебных мест по экономике, менеджменту, юриспруденции, финансируемых как из государственного бюджета, так и за счет средств обучающихся, возросло непропорционально потребностям в них» [5, с. 104].

В 2018 г.1 в вузах и сузах на специальностях этого профиля обучалось 2 190 600 чел., т.е. 31 % всего студенчества страны, что позволяет говорить о массовости подготовки специалистов. Большая часть (1 552 859 чел.) обучалась в вузах [6], а 637 741 чел. были студентами средних профессиональных учебных заведений [7]. В Нижегородской области на данном направлении обучалось 47 699 чел., что составляло 31 % нижегородского студенчества (31 099 чел. - вузы [8], 16 600 чел. - сузы [9]. В 2018 г. студенты вузов России обучались на 85 специальностях, в Нижегородской области представлены 44 специальности. Самые массовые направления подготовки в системе высшего образования в России и в Нижегородской области идентичны (табл. 1).

Таблица 1

Самые массовые направления подготовки образовательной группы «Науки об обществе» в вузах России и Нижегородской области, 2018 г., чел.

Направление РФ Ниж. обл.

Юриспруденция 321 586 6 362

Экономика 303 166 5 399

Менеджмент 175 602 2 716

Государственное и муниципальное управление 87 460 2 349

В масштабах России и Нижегородской области наибольшее число студентов обучаются по направлениям «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Малочисленны в России «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», «Конфлик-

1 Обращение к статистике 2018 г. связано с тем, что авторское исследование, послужившее основой для написания статьи, реализовано в этот период.

тология», «Социальная работа», в Нижегородской области наименее массовой можно считать «Зарубежное регионоведение».

Студенты сузов России получали образование по 79 специальностям и профессиям, в Нижегородской области представлены 44 из них. Среди направлений подготовки среднего профессионального образования на уровне страны и Нижегородской области самыми массовыми выступают «Право и организация социального обеспечения», «Экономика и бухгалтерский учет». В Российской Федерации достаточно многочисленны студенты, получающие профессию повара, кондитера, в Нижегородской области третьей по массовости выступает «Коммерция» (табл. 2).

Таблица 2

Самые массовые направления подготовки сузов образовательной группы «Науки об обществе»в России и Нижегородской области, 2018 г., чел.

Направление РФ Ниж. обл.

Право и организация социального обеспечения 87 224 2 491

Экономика и бухгалтерский учет 74 467 1 852

Повар, кондитер 49 222 519

Коммерция (по отраслям) 23 223 1 336

В рамках исследумой отрасли науки направления подготовки в вузах и сузах не идентичны. По таким группам специальностей, как экономика и управление, юриспруденция, средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, сервис и туризм, есть специальности и в вузах, и в сузах. Диплом социального работника можно получить как в вузе, так и в сузе, в то время как стать дипломированным социологом можно только окончив вуз. Получить диплом в области психологических, политических наук и регионоведения можно только после обучения в вузе.

Выпускники как социальная группа находятся на стыке сфер образования и труда, если для студентов работа не обязательна, то окончание учебного заведения предполагает последующее трудоустройство. В 2018 г. в России 596 720 чел. (37 % от общего числа выпускников) получили дипломы специальностей, входящих в образовательную группу «Науки об обществе», из них 431 796 чел. - выпускники вузов [6], 164 924 - сузов [7]. В Нижегородской области насчитывалось 12 505 выпускников (из них 8594 получили дипломы вузов [8], 3911 дипломы сузов [9]). В табл. 3 представлены профессии и специальности отрасли «Науки об обществе», по которым осуществлялась подготовка и выпуск в вузах и сузах Нижегородской области в 2018 г.

Всего в России в 2018 г. насчитывалось 2 787 320 студентов и выпускников отрасли «Науки об обществе», что составляет 32 % от общей численности студентов и выпускников страны, в Нижегородской области было 60 204 сту-

дентов и выпускников. Одни и те же группы включают разные специальности в вузах и сузах. Означает ли это существенные различия в стратегии поиска работы?

Таблица 3

Направления подготовки в вузах и сузах Нижегородской области образовательной группы «Науки об обществе», 2018 г.

Код специальности Группа специальностей Направление подготовки, вуз Направление подготовки,суз

5.37.00.00 Психологические науки Психология, Психология служебной деятельности -

5.38.00.00 Экономика и управление Бизнес-информатика. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент. Таможенное дело. Товароведение. Торговое дело. Управление персоналом. Финансы и кредит. Экономика. Экономическая безопасность Банковское дело. Коммерция (по отраслям). Контролер банка. Операционная деятельность в логистике. Продавец, контролер-кассир. Страховое дело. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Финансы. Экономика и бухгалтерский учет

5.39.00.00 Социология и социальная работа Социология. Социальная работа Социальная работа

5.40.00.00 Юриспруденция Правовое обеспечение национальной безопасности. Судебная и прокурорская деятельность. Судебная экспертиза. Юриспруденция Право и организация социального обеспечения. Право и судебное администрирование. Правоохранительная деятельность

5.41.00.00 Политические науки и регионо-ведение Зарубежное регионове-дение. Международные отношения. Политология -

5.42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело Журналистика. Издательское дело. Реклама и связи с общественностью Издательское дело

5.43.00.00 Сервис и туризм Гостиничное дело. Сервис. Туризм Гостиничное дело. Гостиничный сервис. Организация обслуживания в общественном питании. Официант, бармен. Парикмахерское искусство. Поварское и кондитерское дело. Проводник на железнодорожном транспорте. Сервис. Туризм

Методика исследования. Вопрос трудоустройства молодежи изучается социологами не один десяток лет. В.Н. Шубкин как один из первых исследователей в этом поле отмечал, что к моменту окончания школы отношение выпу-

скника к миру профессий сформировано посредством опыта родителей, друзей, СМИ [10, с. 266].

После окончания вуза или суза молодые люди могут столкнуться с ситуацией противоречия между «потребностями хозяйства города в работниках разных специальностей и номенклатурой профессий, по которым готовят специалистов» [11, с. 141]. В ходе различных социологических исследований были зафиксированы стремления молодежи работать по специальности [12, с. 134; 13, с. 130].

Исследователи обращаются к изучению трудоустройства выпускников, предлагая свое видение реализации диплома. Например, Е.С.Балабанова и А.Г. Эфендиев проводили анкетный опрос выпускников факультета менеджмента НИУ ВШЭ и фиксировали такие параметры, как форма трудоустройства (свой бизнес, работа в частной компании), уровень оплаты, мобильность [14]. Н.В. Волкова анализирует уровень карьерных притязаний выпускников экономических специальностей, трудоустроенных на экономические должности предприятий [15].

Другой коллектив исследователей ВШЭ при изучении трудоустройства выпускников вузов и сузов использовал систему кодов ОКСО [4] и ОКЗ (Общероссийский классификатор занятий) [16], предлагая прямое соответствие между классификаторами [17, с. 179]. Например, специалисты в области социальных наук (социологи, социальные работники, конфликтологи по ОКСО-ОК 009-2003 ) могут применить свои знания в сфере общественных и родственных наук (по ОКЗ ОК 010-93).

В этом контексте важно наблюдение П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой о том, что одни профессии уходят в прошлое, другие укрепляют свой статус, третьи оказываются вытесненными на обочину [18, с. 26]. Это утверждение применимо и к результатам исследования В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова, Т.С. Карабчук, З.А. Рыжиковой, Т.А. Биляк [17]: классификаторы менялись, области науки укрупнялись, должности классификатора ОКЗ упразднялись или вводились новые. Отметим также, что установленное соответствие является общим и не дает детальной картины трудовых предпочтений молодежи.

Чтобы более подробно проанализировать сценарии выхода студентов и выпускников в профессиональное поле, в октябре-ноябре 2018 г. нами было проведено исследование «Электронное резюме как элемент профессионального карьерного поля». На портале HeadHunter.ru осуществлен сбор резюме молодежи (18-25 лет), ищущей работу в Нижнем Новгороде, выборка сплошная (Л^=1021). Выбор портала обусловлен тем, что HeadHunter - крупнейшая интернет-площадка по поиску работы [19]. Резюме рассматривалось в нескольких аспектах. Во-первых, как желаемая траектория, поскольку в названии резюме соискатель указывает должность, которую он хотел бы занять. Для нас было важно зафиксировать даже не то, как ответит рынок на этот запрос, сколько

получить представления, как молодые люди сами конструируют свои профессиональные траектории, как позиционируют себя на рынке труда. Во-вторых, как биографическое описание профессионально-трудового пути, поскольку, помимо желаемой должности, кандидаты указывают предыдущий опыт работы.

Из всей совокупности собранных резюме 892 чел. дали подробную информацию о своем образовании (уровень, учебное заведение, специальность), 422 соискателя были студентами или выпускниками отрасли «Науки об обществе», 247 чел. - выпускники или студенты нижегородских вузов, 111 чел. -выпускники сузов, остальные соискатели окончили вузы и сузы в других городах, но искали работу в Нижнем Новгороде. Среди ищущих работу такая доля молодежи (47 %) с дипломами социоэкономических специальностей может быть объяснена несколькими моментами: во-первых, избыточность выпуска специалистов, невостребованность на рынке труда, во-вторых, возможность совмещать работу и учебу, стремление к раннему выходу на рынок труда, в-третьих, большая текучесть специалистов, склонность к частой смене работы.

По социально-демографическим характеристикам в выделенной группе 37 % мужчин, 63 % женщин, 23 % возраста 18-20 лет, 44 % - 21-23 года и 32 % - 24-25 лет. На основе уровня образования нами было выделено несколько групп: во-первых, соискатели, имеющие или получающие среднее образование (32 %) (из 133 соискателей 40 указали, что получат диплом в 2019 г., было принято решение не выделять их в особую группу ввиду их небольшой численности); во-вторых, соискатели с высшим образованием 49 % (205 чел.); наконец, молодежь, получающая высшее образование в момент поиска работы (20 %); 84 чел. указали, что получат диплом в 2019 г. или позднее, такую численность группы, в отличие от получающих среднее образование, мы посчитали достаточной для выделения в особую категорию.

Результаты исследования. По аналогии с исследованием ВШЭ были использованы классификаторы ОКСО и ОКЗ. Желаемой должности и должностям на предыдущем месте работы присваивались коды в соответствии с общероссийским классификатором занятий. В табл. 4 приведены вакансии, которые указывались молодежью наиболее часто.

Согласно общероссийскому классификатору занятий, специалисты в сфере бизнеса и администрирования относятся к высшему уровню квалификации. Среди выпускников с высшим образованием, ищущих работу, 40 % хотели бы занять такую позицию. Выпускники направления «Экономика и управление» стремятся занять позиции бухгалтера, аудитора, финансиста, экономиста, специалиста по логистике, маркетолога, менеджера по рекламе, подбору персонала. Можно сказать, что для выпускников финансово-экономических факультетов здесь может быть обеспечено максимальное соответствие полученного дипломам и должности.

Таблица 4

Наиболее востребованные должности среди студентов и выпускников, %

Должность в классификаторе ОКЗ Диплом о в/о* Диплом о с/о* Получаемое в/о*

Специалисты в сфере бизнеса и администрирования (код 24) 40,5 25,6 26,2

Средний специальный персонал по экономической и административной деятельности (код 33) 14,6 28,6 27,4

Специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры (код 26) 11,2 2,3 10,7

Специалисты широкого профиля (код 27) 9,8 10,5 17,9

Продавцы (код 52) 2,0 10,5 7,1

*Проценты рассчитаны от числа указавших в резюме среднее профессиональное образование (N=133), высшее образование (N=205), получаемое высшее образование (N=84).

Молодые люди, получающие высшее образование, ищут работу по получаемой специальности, например, студенты-психологи в качестве желаемых указывают позицию консультанта, помощника психолога, а студенты направления «Реклама и связи с общественностью» хотели бы работать маркетологами, специалистами по продвижению в социальных сетях.

О взаимосвязи полученного образования и работы можно говорить в ситуации, когда выпускники направлений «Средства массовой информации» ищут вакансию копирайтера, менеджера по продвижению в социальных сетях, поскольку такая работа предполагает работу с текстами. Другие специальности вузов связаны с характером выполнямой работы в меньшей степени. Молодежь, имеющая диплом юриста, журналиста, социолога, политолога, ищет должности помощника руководителя, маркетолога, специалиста по работе с клиентами, рекламе. Зарплатные притязания здесь колеблются от 15 000 до 50 000 руб., в среднем молодежь с высшим образованием претендует на зарплату 26 800 руб., а студенты, получающее образование в сузе, запрашивают 25 000 руб.

Сфера бизнеса и администрирования выступает привлекательной для 25 % соискателей, имеющих среднее профессиональное образование. Соискатели, обучавшиеся по направлению «Экономика и управление», в основном ищут работу бухгалтера, специалиста по логистике, экономиста. Гораздо реже для этого профиля образования встречается желание работать клиент-менеджером или специалистом по персоналу. Выпускники направлений «СМИ и библиотечное дело», «Сервис и туризм» ищут вакансии менеджера или торгового представителя. Минимальный оклад, указанный соискателями этой группы, - 20 000 руб., максимальный - 30 000 руб.

Наибольшему числу соискателей со средним профессиональным образованием (28 %) привлекательны должности среднего персонала по экономической и административной деятельности. В качестве желаемых в резюме указаны вакансии администратора (в офисе, гостинице, ресторане, салоне красоты), мерчендайзера, офис-менеджера, менеджера по продажам. Специфика должностей в том, что зачастую они не требуют профильного обучения, достаточно среднего или высшего образования любой специальности и соответствующий опыт, навыки. Такие должности хотят занять 14,6 % специалистов с высшим образованием. Зарплатные притязания в этом сегменте у специалистов со средним профессиональным образованием колеблются от 17 000 до 40 000 руб., у выпускников вузов - от 20 000 до 50 000 руб., у студентов - от 15 000 до 30 000 руб. В среднем выпускник суза претендует на зарплату 21 000 руб, а выпускник вуза - 25 000 руб.

При поиске должности административного персонала у всех соискателей наблюдается несколько траекторий. Во-первых, понижение квалификации, в 30 резюме в качестве предыдущей указана позиция специалиста более высокой квалификации (менеджер по работе с клиентами, маркетолог-аналитик, бухгалтер). Такое поведение демонстрируют соискатели и с высшим, и со средним профессиональным, и с получаемым высшим образованием. Если рассматривать профиль полученного образования и предыдущую работу, то многие соискатели не идут по пути прямого соответствия полученного образования и работы. Примеры нисходящих переходов приведены в табл. 5.

Таблица 5

Примеры нисходящей мобильности при поиске работы

Специальность Предыдущая должность Желаемая должность

Гостиничный сервис SMM-менеджер, PR-manager Администратор

Реклама Специалист по работе с клиентами Администратор зала

Таможенное дело HR-специалист Офис-менеджер

Менеджмент Маркетолог-аналитик Администратор зала

Экономика Коммерческий менеджер Мерчендайзер

Технология и экономика Бухгалтер Офис-менеджер

Во-вторых, наблюдается сохранение квалификации при смене места работы, переход на аналогичную позицию, но в другую организацию. В-третьих, стремление занять более высокую позицию по сравнению с предыдущей, 22 соискателя со средним, высшим и получаемым высшим образованием стремятся перейти с должностей кассира, продавца-консультанта, официанта, бармена, документоведа на должности администраторов, офис-менеджеров.

Достаточно привлекательны для молодежи вакансии в области права, гуманитарных областей и культуры. Среди соискателей, имеющих диплом вуза, их хотели бы занять 11 %, среди получающих высшее образование 10 %, для

выпускников сузов такие вакансии не столь привлекательны. В этой группе наиболее распространен сценарий поиска работы по специальности (табл. 6).

Таблица 6

Примеры поиска работы по специальности

Специальность Предыдущая должность Желаемая должность

Юриспруденция Юрист Юрист

Юриспруденция Администратор Юрист

Юриспруденция Мерчендайзер Юрист

Юриспруденция Специалист по доставке пластиковых карт Юрист

Издательское дело Видеооператор Журналист

и редактирование

Журналистика Корреспондент Журналист

Журналистика Нет Журналист

Юридический Нет Юрист

Социология Нет Социолог

Стремление реализовать диплом касается не только тех, кто ищет первую работу, но и тех, кто ищет вторую и последующие работы. Для части соискателей такой поиск связан со стремлением занять более квалифицированную позицию на рынке труда (например, поиск вакансии юриста при работе администратором или мерчендайзером), для другой части со сменой места работы, но с сохранением статуса. Минимальные зарплатные ожидания лиц с высшим образованием 15 000 руб., максимальные 35 000 руб.

При обработке массива данных нами был введен дополнительный код «Специалисты широкого профиля». Он ставился там, где в названии резюме было указано лишь «Специалист» без уточнения направления. Чаще всего такой заголовок встречается в группе тех, кто получает высшее образование и ищет свою первую работу. Часть соискателей уже работали в определенной сфере, но при поиске работы выбрали достаточно общее название резюме (табл. 7).

Таблица 7

Примеры поиска работы специалистом без уточнения профиля

Специальность Предыдущая должность Желаемая должность

Журналистика Менеджер по работе с клиентами Специалист

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реклама и связи с общественностью Администратор салона красоты Начинающий специалист

Социально -культурный сервис и туризм Официант Начинающий специалист

Государственное и муниципальное управление Продавец-консультант Начинающий специалист

Менеджмент организации Менеджер отдела продаж Специалист

Бухгалтерский учет, анализ и аудит Ведущий специалист по работе с клиентами Специалист

Такое поведение можно связать с неопределенностью планов, но как советуют сотрудники сферы подбора персонала, без конкретики работодателю будет сложно увидеть резюме такого соискателя: «В заголовках необходимо написать общепринятые на рынке названия должностей. Например, „руководитель проекта" выглядит универсальнее, чем „управляющий директор бизнес-единицы". Такое резюме работодатели быстрее найдут через поиск» [20].

В перечень привлекательных для молодежи вакансий вошли продавцы. Им не требуется специального образования, можно устроиться быстро, на небольшой срок, по удобному графику с возможностью совмещения работы и обучения. Такая позиция не привлекательна для специалистов с высшим образованием, в то время как специалисты со средним профессиональным образованием и получаемым высшим рассматривают для себя такой вариант трудоустройства.

Рассмотрим профессиональные ориентации, которых придерживается небольшое число соискателей (табл. 8).

Таблица 8

Наименее востребованные должности среди студентов и выпускников, %

Должность в классификаторе ОКЗ, код Диплом о в/о* Диплом о с/о* Получаемое в/о*

Служащие общего профиля и обслуживающие офисную технику (код 41) 4,90 2,30 1,20

Специалисты в области науки и техники (код 21) 4,40 1,50 0,00

Служащие сферы обслуживания (код 42) 2,00 5,30 0,00

Работники сферы индивидуальных услуг (код 51) 1,50 4,50 1,20

Средний специальный персонал в области правовой, социальной работы, культуры и спорта (код 34) 1,00 3,00 2,40

Специалисты в области образования (код 23) 1,00 0,00 0,00

Специалисты по информационным технологиям (код 25) 1,50 0,80 1,20

Неквалифицированные рабочие (код 94) 1,00 0,00 2,40

Руководители в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной и оптовой торговле (код 14) 0,50 0,00 2,40

Служащие в сфере обработки числовой информации и учета материальных ценностей (код 43) 0,50 0,80 1,20

Водители и операторы подвижного оборудования (код 83) 0,50 1,50 0,00

Специалисты-техники в области науки и техники (код 31) 0,50 0,80 0,00

Другие офисные служащие (код 44) 0,50 0,80 0,00

Рабочие в области электротехники и электроники (код 74) 0,50 0,80 0,00

Руководители подразделений в сфере производства и специализированных сервисных услуг (код 13) 0,50 0,00 0,00

*Проценты рассчитаны от числа указавших в резюме среднее профессиональное образование (N=133), высшее образование (N=205), получаемое высшее образование (N=84).

Небольшой процент специалистов с высшим образованием ищет для себя работу служащего (секретаря, оператора ЭВМ, делопроизводителя), что не является достаточно высокой квалификацией. Такое стремление может быть обусловлено как состоянием рынка труда и высокой конкуренцией за более высокие позиции, так и личными предпочтениями относительно характера выполняемой работы, удовлетворенностью такой должностью.

Если рассматривать совокупность возможных должностей высшей квалификации, то очень востребованы те, где специалист в области общественных наук может применить знания и навыки, полученные в учебном заведении. Но есть и другие высококвалифицированные должности, на которые претендует не так много специалистов с изучаемым профилем образования - это сфера науки и техники, а также информационных технологий. Непопулярность таких должностей может быть связана с тем, что студенту или выпускнику социоэко-номических специальностей необходимо освоить новую для себя профессию. Из табл. 9 видно, что отказ от реализации диплома может осуществиться как после обучения, так и в процессе адаптации на рынке труда при смене работы.

Таблица 9

Примеры смены специальности по образованию при поиске работы

Специальность Предыдущая должность Желаемая должность

Туризм Администратор Графический дизайнер

Юриспруденция Дизайнер. Администратор Дизайнер

Менеджмент Технолог Менеджер по качеству и сертификации

Психология Дизайнер Дизайнер

Реклама и связи с общественностью Нет Тест-инженер

Таможенное дело Нет Программист-стажер

Определенной привлекательностью для молодежи со средним профессиональным образованием и получающим высшее образование обладают позиции служащих сферы обслуживания, среднего специального персонала в области правовой, социальной работы, культуры и спорта, работников сферы индивидуальных услуг. К таковым относятся должности менеджера по туризму (организатора путешествий), сотрудника службы поддержки, официанта, бармена. Такие позиции зачастую не требуют опыта, характеризуются большой текучестью кадров и массовым набором. Самые высокие позиции руководителей и должности квалифицированных и неквалифицированных рабочих можно считать наименее популярными среди молодежи, ищущей работу в Нижнем Новгороде.

Выводы. По результатам анализа мы выяснили, что наиболее привлекательными для специалистов как с высшим, так и со средним образованием яв-

ляются должности специалистов в сфере бизнеса и администрирования, специалистов в области права, гуманитарных областей и культуры как сочетание возможностей применения полученных знаний на высококвалифицированной работе. Соискатели с высшим образованием хотят занять именно такие позиции, в то время как выпускники средних профессиональных заведений стремятся на должности средней квалификации. Другие должности, относящиеся к высшей квалификации, менее привлекательны ввиду не столь высоких заработков (например, сфера образования) или связаны с необходимостью переквалификации (область науки и техники, информационных технологий). Выпускники сузов и студенты, только получающие образование, не исключают для себя занятость в качестве служащих и продавцов.

Нам удалось выделить несколько сценариев поиска и смены работы. Во-первых, горизонтальная мобильность, которая включает изменение места работы, поиск аналогичной должности с сохранением квалификации или изменение места работы, смена должности, но с сохранением квалификации. Во-вторых, восходящая мобильность при переходе с менее квалифицированной на более квалифицированную должность. В-третьих, нисходящая мобильность с более квалифицированной должности на менее квалифицированную. На данном этапе мы не можем говорить, как эти стратегии соотносятся друг с другом в процентном отношении, для установления таких взаимосвязей необходима проверка выделенных сценариев на более крупном массиве данных.

Список литературы

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (с изм. на 31 марта 2017 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/95/79/95/295.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

2. Трудоустройство молодежи. Где работают выпускники? (2016-2017 гг.) / под ред. Т.Л. Клячко; Рос. акад. народ. хоз. и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2018. - 23 с.

3. Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 28.04.2020).

4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию // [Электронный ресурс]. - URL: https://classifikators.ru/okso (дата обращения: 28.04.2020).

5. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 101-107.

6. Сводные отчеты по форме ВПО-1 «Обобщенные сведения по Российской Федерации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/ stat/highed/index.php (дата обращения: 28.04.2020).

7. Сводные отчеты по форме № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2018/2019 учебного года по Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/d5347c330ed0f2f685a4ef5190454611 (дата обращения: 28.04.2020).

8. Своды ВПО-1. 2018. Государственные/Негосударственные вузы Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ ru/activity/stat/highed/index.php (дата обращения: 28.04.2020).

9. Своды СПО-1. 2018. Государственные/Негосударственные сузы Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/d5347c330ed0f2f685a4ef5190454611

10. Шубкин В.Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки: моногр. / ЦСПиМ. - М., 2010. - 424 с.

11. Насибуллин Р. Р. Молодежь на рынке труда крупного города // Социологические исследования. - 2007. - № 11. - С. 140-142.

12. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 132-135.

13. Пашинян И. А. Работа и трудоустройство в восприятии студентов // Социологические исследования. - 2000. - № 1. - С. 130-133.

14. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента // Социологические исследования. - 2010. -№ 2.- С. 100-110.

15. Волкова Н.В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов // Социологические исследования. - 2006. - № 1. - С. 142-147.

16. Общероссийский классификатор занятий [Электронный ресурс]. -URL: https://classifikators.ru/okz (дата обращения: 28.04.2020).

17. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? / В.Е. Гимпель-сон, Р.И. Капелюшников, Т.С. Карабчук, З.А. Рыжикова, Т.А. Биляк // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2009. - № 2. - С. 172-216.

18. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. - 2009. - № 8. -С. 25-35.

19. Путь «охотника за головами»: как сервис HeadHunter вырос из кадрового агентства в самую горячую IT-компанию России стоимостью более

$1 млрд [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/393861-put-ohotnika-za-golovami-kak-servis-headhunter-vyros-iz-kadrovogo-agentstva-v (дата обращения: 28.04.2020).

20. HeadHunter.ru. Как составить резюме: наши советы соискателям [Электронный ресурс]. - URL: https://nn.hh.ru/article/3015367 (дата обращения: 28.04.2020).

References

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniia" na 2013-2020 gody (s izm. na 31 marta 2017 g.) [On approval of the Russian Federation's state program "Development of education" for 2013-2020 (rev. March 31, 2017)]. Available at: https://cdnimg.rg.ru/pril/95/79/95/295.pdf (accessed 28.04.2020).

2. Trudoustroistvo molodezhi. Gde rabotaiut vypuskniki? (2016-2017 gg.) [Employment of youth. Where do graduates work? (2016-2017)]. Ed. T.L. Kliachko. Moscow, RANEPA, 2018, 23 p.

3. Federal'noe statisticheskoe vyborochnoe nabliudenie trudoustroistva vypusknikov, poluchivshikh srednee professional'noe i vysshee obrazovanie [Federal statistical employment observation of the graduates of secondary vocational and higher education]. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/itog_trudoustr/index.html (accessed 28.04.2020).

4. Obshcherossiiskii klassifikator spetsial'nostei po obrazovaniiu [All-Russian classifier of specialties by education]. Available at: https://classifikators.ru/okso (accessed 28.04.2020).

5. Rudenko G.G., Savelov A.R. Spetsifika polozheniia molodezhi na rynke truda [Position features of youth in the labor market]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2002, no. 3, pp. 101-107.

6. Svodnye otchety po forme VPO-1 "Obobshchennye svedeniia po Rossiiskoi Federatsii ob organizatsiiakh, osushchestvliaiushchikh obrazovatel'nuiu deiatel'nost' po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniia - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury" [Summary VPO-1 reports "General data on Russian organizations providing educational services in higher education - bachelor's degree, specialty, master's degree"]. 2018, available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php (accessed 28.04.2020).

7. Svodnye otchety po forme № OO-1 "Svedeniia ob organizatsii, osushchestvliaiushchei podgotovku po obrazovatel'nym programmam nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniia" na nachalo 2018/2019 uchebnogo goda po Rossiiskoi Federatsii [Summary OO-1 reports "Information about organization providing training in educational programs of primary

general, basic general, secondary general education" at the beginning of 2018/19 academic year in the Russian Federation]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/ document/d5347c330ed0f2f685a4ef5190454611 (accessed 28.04.2020).

8. Svody VPO-1. 2018. Gosudarstvennye/negosudarstvennye vuzy Nizhegorodskoi oblasti [VPO-1 reports. 2018. State/private universities of Nizhny Novgorod oblast]. Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/ highed/index.php (accessed 28.04.2020).

9. Svody SPO-1. 2018. Gosudarstvennye/negosudarstvennye suzy Nizhegorodskoi oblasti [SPO-1 reports. 2018. State/prtivate vocational education organizations of the Nizhny Novgorod oblast]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/ docu-ment/d5347c330ed0f2f685a4ef5190454611 (accessed 28.04.2020).

10. Shubkin V.N. Sotsiologiia i obshchestvo: nauchnoe poznanie i etika nauki [Sociology and society: Scientific knowledge and ethics of science]. Center for Social Forecasting and Marketing, Moscow, 2010, 424 p.

11. Nasibullin R.R. Molodezh' na rynke truda krupnogo goroda [Youth on the labor market of a big city]. Sociologicheskie issledovaniia, 2007, no. 11, pp.140-142.

12. Didkovskaia Ia.V. Dinamika professional'nogo samoopredeleniia studentov [Dynamics of students' professional self-determination]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2001, no. 7, pp. 132-135.

13. Pashinian I.A. Rabota i trudoustroistvo v vospriiatii studentov [Work and employment in students' perception]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2000, no. 1, pp.130-133.

14. Efendiev A.G., Balabanova E.S. Professional'naia kar'era vypusknikov fakul'teta menedzhmenta [Professional careers of management department graduates]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2010, no. 2, pp. 100-110.

15. Volkova N.V. Tipologiia kar'ernykh strategii molodykh spetsialistov [Typology of career strategies for young professionals]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2006, no. 1, pp. 142-147.

16. Obshcherossiiskii klassifikator zaniatii [All-Russian classifier of occupations]. Available at: https://classifikators.ru/okz (accessed 28.04.2020).

17. Gimpel'son V.E., Kapeliushnikov R.I., Karabchuk T.S., Ryzhikova Z.A., Biliak T.A. Vybor professii: chemu uchilis' i gde prigodilis'? [Choosing a profession: What was studied and where does one work now?]. Ekonomicheskii zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2009, no. 2, pp. 172-216.

18. Romanov P.V., Iarskaia-Smirnova E.R. Mir professii: peresmotr analiticheskikh perspektiv [The world of professions: Analytical perspectives reconsidered]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2009, no. 8, pp. 25-35.

19. Put' "okhotnika za golovami": kak servis HeadHunter vyros iz kadrovogo agentstva v samuiu goriachuiu IT-kompaniiu Rossii stoimost'iu bole $1 mlrd [The path of a "head hunter": How the HeadHunter service grew from a recruiting agency

into the hottest IT company in Russia worth over $ 1 billion]. Available at: https://www.forbes.ru/tehnologii/393861-put-ohotnika-za-golovami-kak-servis-head-hunter-vyros-iz-kadrovogo-agentstva-v (accessed 28.04.2020).

20. Kak sostavit' reziume: nashi sovety soiskateliam [How to write a CV: Our tips for a job seeker]. Available at: https://nn.hh.ru/article/3015367 (accessed 28.04.2020).

Оригинальность 83 %

Получено 20.02.2021 Принято 16.03.2021 Опубликовано 30.06.2021

Е.А. Shinkarenko

SCENARIOS OF JOB HUNTING BY SOCIAL SCIENCES STUDENTS AND GRADUATES

The spheres of education and labor are interconnected, each having its specificity. Over the past decades, a large number of socioeconomic specialties have been created in Russia, which, according to statistics, are among the most widespread in the system of higher and secondary special education. Employment of young people majoring in social sciences remains understudied in sociological research. The empirical base of the study is an array of resumes written by young people in Nizhny Novgorod, Russia, looking for work at HeadHunter portal. For comparative analysis, three groups were identified: graduates with the first academic degree in social sciences, young people with secondary vocational education, and undergraduates looking for a job. The analysis takes account of such parameters as a wish to pursue a career in accordance with the major (diploma), focus on the positions of secondary and higher qualification, scenarios of professional and labour mobility. As a result, a list of the most and least attractive positions was generated for each selected group. The largest number of candidates with an academic degree seeks to occupy positions in the field of business and administration, while students and graduates of secondary vocational institutions more often apply for secondary qualifications positions. A distinctive feature of job search by graduates of secondary specialized colleges is an active desire to work in the field of services and trade, while for university students and graduates this motive is less pronounced. All three groups of job seekers are characterized by horizontal mobility with retention of qualifications, upward and downward mobility, suggesting not only a change of position, but also a change in the qualification group.

Keywords: professional career, youth employment, job by profession, graduates, graduates of colleges, scenarios of search for work.

Elena A. Shinkarenko - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of General Sociology and Social Work, Nizhny Novgorod National Research State University named after N.I. Lobachevsky, e-mail: [email protected].

Received 20.02.2021 Accepted 16.03.2021 Published 30.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.