УДК 378.145.3
Погосян Н.В.1
ИЗБЫТОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению процесса реализации Болонского соглашения в российской системе высшего профессионального образования, а также изучению проблем, возникших в результате перепроизводства специалистов с высшим профессиональным образованием. Держатели дипломов о высшем образовании вынуждены искать работу не по своей специальности и квалификации. Кроме того, отмечено распространение явления «девальвации дипломов». Работодатели, наблюдая целый ряд молодых специалистов с высоким уровнем образования, предлагают претендентам должности, которые на самом деле не требуют наличия высшего образования. В работе рассмотрены меры, предпринимаемые российским правительством для улучшения ситуации трудоустройства молодежи (переобучение и переподготовка бывших студентов, ведение вузами статистики о трудоустройстве выпускников).
Ключевые слова: высшее образование, ВУЗ, диплом, трудоустройство, переобучение, переподготовка, специалист, высшее профессиональное образование.
Pogosyan N. V.
EXCESS EDUCATION ТО RUSSIA AND ITS SOCIAL AND ECONOMIC CONSEQUENCES
Abstract. The article is devoted to consideration of process of implementation of the Bologna agreement in the Russian system of higher education, and also to studying of the problems which resulted from overproduction of experts with higher education. Holders of diplomas about the higher education are compelled to look for work not on the specialty and qualification. Besides, distribution of the phenomenon of «devaluation of diplomas» is noted. Employers, observing a number of young specialists with high education level, offer applicants of a position who actually do not demand existence of the higher education. In work, the measures undertaken by the Russian government for improvement of a situation of employment of youth are considered (retraining and retraining of the former students, maintaining statistics by higher education institutions about employment of graduates).
Keywords: higher education, university, diploma, employment, retraining, retraining, professional, higher professional education.
В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, происходит активное реформирование систем образования. Так, в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, подписав декларацию в Берлине на встрече министров образования европейских стран. Однако конкретные действия по реализации Болонского соглашения были предприняты лишь в феврале 2005 года, когда был выпущен приказ №40 Министерства образования и науки Российской Федерации. Так, приказом был утвержден конкретный план мероприятий по реализации Болонской декларации до 2010 года. На основании этого решения большинство вузов России стали переходить на двухуровневую систему подготовки. Кроме того, Министерством были разработаны и утверждены соответствующие государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО), отражающие принципы Болонского соглашения. [4]
1 Погосян Нателла Володяевна, соискатель, преподаватель. Южный Федеральный Университет, e-mail: Pogosyan. natella(®,y andex.ru
Pogosyan Natella, competitor, lector. Southern Federal University, e-mail: Pogosyan.natella@yandex.ru 86
Реформирование образования в современной России обусловлено мировыми тенденциями развития образовательной сферы, такими как рассмотрение образования в качестве ресурса развития общества и государства; глобализация образования, требующая встраивания в мировое образовательное пространство; установка на качество образования, развитие личности обучающихся; становление компетентности участников образовательного процесса. [2] Состояние современного рынка труда
В настоящее время на российском рынке труда можно увидеть бакалавров, специалистов, магистров. Осуществляя выбор, работодатель в большинстве случаев плохо представляет себе различие между данными ступенями обучения. Чаще всего, предпочтение отдается самой высокой ступени - магистрам, хотя требования к занимаемой позиции, как правило, вполне соответствуют уровню бакалавра или специалиста. В связи с чем, на современном рынке труда можно наблюдать дисбаланс, прекаризацию социально-трудовых отношений, а также безработицу среди молодых специалистов с высшим образованием. [1]
В России наблюдается диссонанс во взаимоотношениях рынка труда и рынка образовательных услуг. Это выражается в перепроизводстве высшими учебными заведениями кадров для тех секторов российского рынка труда, где очевидно его насыщение. Прежде всего, это касается выпускников с дипломами экономического, финансового или юридического профилей, в то время как сектора, связанные с инженерно-техническими специальностями, испытывают острый дефицит квалифицированных кадров.
Выпускники российских высших учебных заведений, в свою очередь, выходят на рынок труда с определенными ожиданиями, связанными с профессиональной самореализацией и карьерным ростом, однако сталкиваются при этом с явлениями того, что в экономической теории получило название «рынка покупателя». Так, работодатели при избытке предложения рабочей силы со стороны недавних студентов обладают сравнительно большими преимуществами при выборе потенциального сотрудника, чем молодые люди с высшим образованием, предлагающие на рынке труда свою рабочую силу. Нужно отметить, что такое положение дел самым непосредственным образом влияет на их социальное самочувствие выпускников. Реализация выпускников на рынке труда, феномен «избыточное образование» В связи с тем, что в современной России нередко наблюдается отсутствие взаимосвязи между полученным уровнем образования и профессиональными требованиями к выпускнику, реализация выпускников на рынке труда происходит в сегментах, не связанных с приобретенной специальностью и нередко определяемых не уровнем образования, а реальными возможностями трудоустройства.
Так, на 10 ООО человек в России в 2012 г. приходилось 424 студента, при том, что каждый год выпускается около миллиона молодых специалистов. В 2012 г. среди безработных в возрасте 20-24 лет около 20 % имели высшее образование. [5]
Это означает, что на рынке труда требуются менее квалифицированные специалисты, и ценность высшего образования понижается. Данный феномен получил название «избыточное образование», или, как это принято называть в зарубежной литературе, over-education.
В безработные попадает и экономически активная молодежь, что негативно влияет на экономику страны. Так, в 2012 г. почти 10 % экономически активного населения в возрасте 15-29 лет являлись безработными. Пик безработицы среди имеющих высшее образование приходился на возраст 20-24 лет. Данный факт свидетельствует о том, что трудоустроиться после окончания высшего учебного заведения достаточно непросто. 23 % среди безработных в возрасте 15-29 лет составляют окончившие высшее учебное заведение. По данным исследовательского центра кадрового интернет-портала Superjob, в июне 2014 г. в Москве чаще всего соискателями были мужчины в возрасте 25-29 лет с высшим образованием. [6]
Но что же на самом деле происходит на молодежном рынке труда? По данным исследования «Начало карьеры, студенты», проведенного порталом Career в июле 2014 г., в городах-мил-лионниках самой популярной вакансией для бывших студентов является продавец-консуль-
87
тант (10,3 % всех вакансий по России), далее следуют менеджер по продажам (7,2 %), стажер (4,7 %), менеджер по работе с клиентами (3,3 %), кассир (3,0 %). [7]
Москва - единственный город, в котором конкуренция при поиске работы среди молодежи ниже, чем в целом по рынку труда. Если говорить о доле вакансий для молодых специалистов в каждом регионе, то в Москве в 2014 г. на вакансии для молодых специалистов пришлось около 13 % от общего спроса в регионе (или каждая 8-я вакансия на рынке труда в Москве). В Нижнем Новгороде и Казани каждая 13-я вакансия была ориентирована на молодого специалиста, в Санкт-Петербурге - каждая 11-я.
Большинство российских вакансий, размещенных в сфере «Начало карьеры, студенты», во 2-м квартале 2014 г. предполагали полную занятость. Самый высокий показатель отмечен в Воронеже - 89 %, а самый низкий - в Красноярске и Челябинске - 73 %.
Вакансий, предлагающих частичную занятость для молодых специалистов, больше всего было опубликовано в Челябинске - 24 %. Стажировки чаще всего встречались в Санкт-Петербурге и Воронеже - 4 % от общего количества вакансий, размещенных в рубрике «Начало карьеры, студенты».
В начале 2014 года конкуренция среди соискателей при поиске работы в сфере «Начало карьеры, студенты» совокупно была в среднем в два раза выше, чем в целом по рынку труда, то есть напряженность на рынке труда молодых специалистов выше.
Что касается требуемого работодателем образовательного уровня, то в целом по России в 42 % вакансий для молодых специалистов, в которых упоминалось об образовании как таковом, речь шла о высшем образовании. В Москве рынок труда специалистов с высшим образованием более насыщен, поэтому предложений на 30 % меньше, чем в регионах РФ (Рисунок 1).
■ высшее образование Среднее образование «Другое
Регионы
Москва
Россия
51% 20% 29%
34% 10% 56%
42% 14% 44%
Рисунок 1 — Распределение вакансий для молодых специалистов по уровню требуемого образования (в % по региону)
Явление «девальвация дипломов»
Феномен «девальвации дипломов» происходит, когда высшее образование связано не с уровнем профессиональной подготовки и компетентностью, а просто рассматривается как определенный уровень общей культуры. О профессиональных и коммуникационных навыках, которые в различной степени востребованы на рынке труда, говорят следующие данные (Рисунок 2).
Грамотная письменная и устная речь 19 50%
ПКназыки: MS Office (Word Excel, PowerPoint) 7.10%
Навыки продаж Презента4ионные навыки Навыки ведения переговоров Аналитические навычи Управленческие навыки Организаторские навыки Стратегическое планирование Системный подход
Рисунок 2 — Навыки, указанные как необходимые в вакансиях для молодежи, начинающей трудовую деятельность (%, Россия)
Анализ запрашиваемого в вакансиях уровня образования молодого специалиста (Рисунок 3) позволяет сделать вывод, что основными работодателями, скорее всего, выступали торговые организации, реализующие технику и комплектующие, поэтому для них важно было наличие у соискателей именно технического образования.
3.60% ■ 1.60% ■I 1,70% ■ 1,10% 0.07% 0.04% 0.03% 0,03%
45% 40ft 35% 30% 25% 20% 15% 10% 554 0%
42%-
3234-
16%
13%
к
б
4 Ф а
? ° =
■V X _
i ® =
х 2 g
7§ 2
0 2 г * i = £ Р Ч % <о = = 2
1 я
£ Р — е.
5 57
Т I
=
5 с
• й
? п
6% G%-
4% **
of fe g
4. cr »
llS-
¡5 «с "i S" t x * •
о
3C
Я 1/
z
p =
& с
W X
5 I
С ~
О
r
©
0
1
II квартал 2014 ■ 2 квартал 2014
Рисунок 3 — Запрашиваемый в вакансиях уровень образования молодого
специалиста (%, Россия)
Определение напряженности на рынке труда
Для определения напряженности на рынке труда кадровые агентства используют Ыт индекс, который выражается в соотношении количества выложенных резюме и предложенных работодателями вакансий. Высокий показатель индекса говорит о том, что работодателю легче найти себе сотрудника, так как у него есть широкий выбор, а вот соискателю сложнее трудоустроиться, так как конкуренция при поиске работы высокая. Низкий показатель индекса, напротив,
невыгоден работодателю, так как соискателей мало и выбор среди них ограничен. Соискатели же наоборот, могут диктовать свои условия при трудоустройстве, так как они являются дефицитными специалистами на рынке. На рисунке 4 показано соотношение Ыт индекса по регионам в сравнении с индексом по рынку труда в целом. Так, можно увидеть, что напряженность у молодых специалистов во многих городах примерно в два раза выше, чем в целом по рынку труда этих городов.
7,3
6 7 ^ £ "Начало карьеры, студенты"
Рисунок 4 — Соотношение количества резюме и вакансий по регионам России во 2-м кварпшле 2014 г.
Феномен избыточного образования отрицательно влияет на продуктивность труда и удовлетворенность работников результатами своего труда. В условиях информационной асимметрии на рынке труда, когда трудоустройство затрудняется не только объективными характеристиками рынка, но и причинами информационного характера, средством преодоления избыточного образования и сопряженных с ним феноменов является более интенсивное и грамотное использование выпускниками информационных каналов. Это снижает вероятность и уменьшает интенсивность избыточного образования. При этом механизм появления феномена избыточного образования и сложностей профессиональной самореализации видится во взаимодействии недостаточно компетентного поиска работы молодым соискателем и наличия большого количества предложений о работе, предполагающих относительно низкий уровень требуемой квалификации. Следствием этого является невозможность выпускнику с университетским дипломом получить должность, соответствующую его образовательному уровню.
В настоящее время правительство России пытается решить проблему перепроизводства юристов и экономистов и нехватки инженеров. Осуществляются попытки работы с бывшими студентами в службах занятости, где сразу после университетской скамьи им предлагают переобучение и переподготовку по требующимся на рынке труда специальностям. Последним нововведением является то, что вузы заставят вести статистику трудоустройства выпускников, что будет отражаться в их рейтингах. Осуществляется ряд действий, направленных на сокращение числа высших учебных заведений, особенно филиалов вузов в регионах России. Эффективность предпринятых мер оценит время. Так, если в России не появятся в ближайшее время прекаризированные группы (классы) молодежи, значит, политика государства в данной области успешна.
Однако наряду с негативными последствиями избыточного образования данный феномен обладает рядом положительных характеристик. Их проявление можно наблюдать в длительном временном отрезке. Среди таких положительных характеристик исследователи выделяют 90
расширение временных и пространственных возможностей индивида, сокращение периода адаптации к новым условиям работы, увеличение территориальной и профессиональной мобильности, усиление конкуренции в экономике и увеличение экономической эффективности. Кроме того, феномен избыточного образования в современных условиях создает в некотором смысле резервную армию труда, призванную восполнить спрос на квалифицированную рабочую силу в отдаленной перспективе, с появлением спроса на новые виды трудовой деятельности. [3]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества//Социологическая наука и социальная практика. -2013.-№3. С. 5-15.
2. Голиусова Ю.В., Иващенкова Н.В. Избыточное образование в России: социально-экономические последствия//Теория и практика общественного развития. - 2014. - №18. С. 25-31.
3. Зак Т.В. Избыточное образование и его роль в экономическом развитии//Вестник АГТУ Серия: Экономика. -2010. -№ 1. С. 115-122.
4. Куприянов Р.В. Результаты и проблемы реализации Болонского соглашения в российской системе высшего профессионального образования//Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 17. С. 284-287.
5. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» // [Электронный ресурс] //URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obrl.htm
6. Исследовательский центр портала Superjob.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www. superj ob. ru/research/articles/ 111 5 75/rynok-truda-moskvy-iyun-2014
7. Группа компаний HeadHunter [Электронный ресурс] // официальный сайт Career.ru / URL: http : //car eer. ru/arti cl е/1514 О